Счет аннулирован что это значит
ФНС России: можно ли аннулировать первичный учетный документ или счет-фактуру
pressmaster / Depositphotos.com |
Налоговая служба рассказала, может ли организация аннулировать содержащие ошибки электронные документы со статусом первичных учетных документов и счетов-фактур (письмо ФНС России от 11 октября 2019 г. № ЕД-4-15/20928@).
Форматы представления документа о передаче товаров (работ, услуг, имущественных прав) (первичный учетный документ), а также счетов-фактур, применяемых как при расчетах по НДС, так и в качестве первичных учетных документ о передаче товаров (работ, услуг, имущественных прав) установлены приказами ФНС России от 24 марта 2016 г. № ММВ-7-15/155@ и от 19 декабря 2018 г. № ММВ-7-15/820@.
Как поясняет налоговая служба, что оформление и исправление электронного документа зависимости от выбранных для него функций и регулируется соответствующим порядком. Так, например, правила исправление ошибок в первичных учетных документах прописаны Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В нем указывается, что в первичном документе допускаются исправления, которые должны содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление.
Что касается исправления счета-фактуры, то исправления первоначальный документ можно только путем выставлением исправленного счета-фактуры с указанием номера и даты исправления (ст. 169 Налогового кодекса).
Учитывая вышеуказанные нормы, законодательством не предусмотрено аннулирование как первичных документов, так и счетов фактур, содержащих ошибки. Вместе с тем, как поясняет ФНС России, стороны могут заключить между собой договоренность о признании отсутствия гражданско-правовых последствий ошибочно сформированного документа. Способ такого признания может быть установлен соглашением сторон. Полномочия подписанта определяются организацией самостоятельно в порядке, установленном ее внутренними распорядительными документами.
Аннулирование актов и счет-фактур, возможно ли это?
В деятельности организации могут возникнуть разные ситуации. В практике бывают случаи, когда условия договора с заказчиком еще до конца не согласованы, а услуги уже оказываются, подписываются акты выполненных услуг, а потом оказывается, что дата, на которую выписаны акты и счета-фактура не соответствует условиям договора.
Что делать бухгалтеру, если в актах и счет-фактурах были указаны даты отличные от дат, указанных в согласованном договоре? Каким образом возможно исправить даты в актах и счет-фактурах, и можно ли эти документы аннулировать, а потом выписать новые документы с правильной датой.
Жизненная ситуация
В течение полугода бухгалтер выставлял акты и счета-фактуры именно на дату передачи вагонов на станции отправления. После длительного согласования дата была определена и в июне подписанный экземпляр договора наконец-то был передан в бухгалтерию. В последующем выяснилось, что исполнитель и заказчик согласовали договор в иной редакции, а именно, где датой оказания услуг является дата передачи вагонов с грузом заказчика грузополучателю на станции назначения.
В итоге дата, указанная в актах и счет-фактурах, оказалась неверной и подлежащей исправлению.
Исправляем ошибки в документах
Также договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 НК РФ).
Существенными условиями договора оказания услуг являются условия, определяющие конкретный вид оказываемой услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
В письме Минфина России от 27.05.2015 N 03-03-06/1/30408 указано, что доход от реализации услуг нужно отражать на дату их фактического оказания.
Доходы организации, полученные по договору об оказании услуг, следует учитывать для целей налогообложения прибыли организаций в том налоговом периоде, в котором документально подтвержден факт оказания услуг (письмо Минфина России от 19.10.2015 N 03-03-06/59640).
Согласно п. 7 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон № 402-ФЗ) в первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
В письме от 22.01.2016 N 07-01-09/2235 Министерство финансов обратило внимание на то, что Законом № 402-ФЗ установлены требования к оформлению исправления в первичном учетном документе. Законом № 402-ФЗ не предусмотрена замена ранее принятого к бухгалтерскому учету первичного учетного документа новым документом в случае обнаружения ошибок в первичном учетном документе.
Также следует учитывать разъяснения ФНС России, представленные в письме от 12.01.2018 N СД-4-3/264, а именно, Законом № 402-ФЗ установлены требования к оформлению исправлений в первичном документе. Указанным Федеральным законом не предусмотрена замена ранее принятого к бухгалтерскому учету первичного учетного документа новым документом в случае обнаружения ошибок в первичном учетном документе. Составление корректировочного документа предусмотрено НК РФ исключительно для документа, служащего основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога на добавленную стоимость к вычету для случаев, установленных гл. 21 НК РФ
Таким образом, законодательством не предусмотрена замена ранее принятого к бухгалтерскому учету первичного учетного документа новым документом в случае обнаружения ошибок в первичном учетном документе. Дату в акте возможно исправить путем внесения исправлений, заверенных датой и подписями лиц, составившими данный документ.
Однако самый простой вариант — это выкинуть старые акты, а взамен составить новые, но данный вариант по мнению Минфина России использовать нельзя.
Аннулируем счет-фактуру?
При изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня составления документов, указанных в п. 10 ст. 172 НК РФ.
П. 1 ст. 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.
В счет-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны порядковый номер и дата его составления (пп. 1 п. 5 ст. 169 НК РФ).
В строках счета-фактуры указываются: в строке 1 — порядковый номер и дата составления счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость; в строке 1а — порядковый номер внесенного в счет-фактуру исправления и дата внесения этого исправления. При составлении счета-фактуры до внесения в него исправлений в этой строке ставится прочерк (пп. а,б п. 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее Постановление № 1137)).
Согласно п. 7 Постановления № 1137 в счета-фактуры, составленные с даты вступления в силу Постановления N 1137 на бумажном носителе или в электронном виде, исправления вносятся продавцом (в том числе при наличии уведомлений, составленных покупателями об уточнении счета-фактуры в электронном виде) путем составления новых экземпляров счетов-фактур.
В новом экземпляре счета-фактуры не допускается изменение показателей, указанных в строке 1 счета-фактуры, составленного до внесения в него исправлений, и заполняется строка 1а, где указывается порядковый номер исправления и дата исправления. Остальные показатели нового экземпляра счета-фактуры, в том числе новые (первоначально не заполненные) или уточненные (измененные), указываются в соответствии с Постановлением № 1137.
Свои разъяснения по вопросу порядка внесения исправлений в первичные документы ФНС России представило в своем письме от 05.03.2018 N СД-4-3/4226@, где указала, что в п. 7 Постановления № 1137 предусмотрено, что в счет-фактуру исправления вносятся путем составления нового экземпляра, в котором указываются номер и дата счета-фактуры, составленного до внесения в него исправлений, а также порядковый номер и дата исправления. Таким образом, реализуется порядок, аналогичный пункту 4.2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 N 105, а именно: по совокупности в первоначальном документе и документе с исправленными данными имеется в наличии информация о неправильном и верном тексте, дате исправления и подтверждении исправления подписями лиц, подписавших документ.
Таким образом, порядок исправления ошибочной даты счет-фактуры законодательством не определен. В тоже время все исправления в счет-фактурах возможны только путем выставления корректировочного, либо исправленного счет-фактур. Аннулирование счет-фактур, содержащих ошибки будет противоречить Постановлению № 1137.
Постановлением № 1137 предусмотрено, что в новом экземпляре счета-фактуры не допускается изменение показателей, указанных в строке 1 счета-фактуры, составленного до внесения в него исправлений. Однако, если изначально дата указана неверно, то изменение даты не происходит так как, происходит именно исправление даты, а сама дата остается неизменной.
По нашему мнению, в исправленном счет-фактуре в строке 1 необходимо указать присвоенный ранее номер и исправленную дату, в строке 1а порядковый номер исправления и дату исправления. К исправленному счет-фактуре возможно приложить бухгалтерскую справку с описанием причины такой корректировки.
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Счет аннулирован что это значит
УФК по Калининградской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта
официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru
ВНИМАНИЕ. Что делать, если вы получили на портале ГОСУСЛУГ штраф или задолженность по ошибке?
Начисления могут прийти по ошибке в двух случаях: вы некорректно указали документ в профиле, или ведомство неправильно выставило начисление.
Что делать, если вы получили штраф или задолженность по ошибке:
1. Проверьте в профиле, правильно ли вы указали документ, по которому пришло начисление. Например, если вы получили по ошибке штраф, проверьте в профиле данные документа, по которому он был начислен. Если есть ошибка, исправьте её и сохраните изменения, штраф исчезнет.
2. Если данные документа в профиле указаны корректно, значит ошибка на стороне ведомства, назначившего оплату.
Начисление от ведомств передаётся на портал Госуслуг через систему государственных платежей (ГИС ГМП). Формирует начисление в ГИС ГМП ведомство, которое запрашивает оплату — ст. 160.1. БК РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.08.2018).
Возможно, при формировании начисления, ведомство допустило ошибку в данных, и вы получили чужое начисление. Чтобы ошибка исчезла, необходимо обратиться в ведомство, назначившего оплату, для исправления начисления в ГИС ГМП.
Обратите внимание! Портал Госуслуг, как оператор портала, так и Федеральное казначейство, как оператор ГИС ГМП, выступают посредниками между пользователем и ведомственными системами. Поэтому, если ошибка на стороне ведомства, служба поддержки портала Госуслуг и служба поддержки ГИС ГМП не смогут Вам помочь. Нужно обращаться в ведомство, назначившее начисление.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований на обработку файлов cookie и пользовательских данных об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Выставили лишний счет-фактуру: как убрать задвоение и нужна ли уточненка
Бывает, что в книге продаж допустили ошибку – задвоили счет фактуру. То есть в нее внесли лишнюю запись. А значит, завысили налоговую базу и переплатили НДС. Как аннулировать лишний счет-фактуру и потребуется ли уточненка? Будем разбираться.
Как аннулировать лишний счет-фактуру
Очевидно, что ошибочно выставленный счет-фактуру нужно аннулировать. Отдельных правил аннулирования ошибочно выставленных счетов-фактур не существует. Но это делается внесением изменений в книгу продаж (письмо ФНС РФ от 30 апреля 2015 г. № БС-18-6/499@).
А порядок внесения изменений в книгу продаж установлен Правилами ведения книги продаж (приложение 5 к Постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).
Когда нужно внести изменения в книгу продаж после окончания квартала, вносятся записи в дополнительный лист книги продаж за этот квартал, то есть тот, в котором были зарегистрированы ошибочные счета-фактуры (п. 3 и п. 11 Правил ведения книги продаж). Здесь нужно указать числовые записи лишнего счета-фактуры с отрицательным значением (п. 3 Правил заполнения дополнительного листа книги продаж, утв. Постановлением № 1137).
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Нужна ли уточненка
Если в налоговой декларации, представленной в ИФНС, обнаружены недостоверные сведения и ошибки, которые не привели к занижению суммы налога к уплате, налогоплательщик вправе, но не обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить уточненную налоговую декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ).
Это значит, что в общем случае перерасчет налоговой базы в периоде выявления ошибки, которая привела к излишней уплате налога, можно делать в текущем периоде, то есть периоде выявления ошибки (п. 1 ст. 54 НК РФ).
Но этот общий порядок не применяется к ошибкам в декларации по НДС, допущенным в прошедшем периоде. Их исправляют только в периоде совершения (п. 3, 11 Правил ведения книги продаж). Ведь при исправлении ошибок прошлых периодов невозможно корректно заполнить декларацию за текущий период, в частности, данные о выставленных счетах-фактурах в разделе 9 декларации по НДС.
Это значит, что при аннулировании ошибочно выставленного счета-фактуры за предшествующий квартал, необходимо:
Как составить уточненку
В уточненную декларацию по НДС в общем случае включают те разделы и приложения к ним, которые ранее были представлены в ИФНС, но с учетом внесенных в них изменений. Также требуется включить другие разделы декларации и приложения к ним, если в них внесены изменения (дополнения) (п. 2 Порядка заполнения декларации по НДС).
В разделах с 8 по 12, если их исправлять не нужно, в графе 3 по строке 001 указывают признак актуальности сведений «1», а в строках 005, 010 – 190 проставляют прочерки (см. п. 45.2 Порядка заполнения декларации).
Уточненную декларацию при аннулировании лишнего счета-фактуры дополните Приложением № 1 к разделу 9, в котором будут приведены данные из дополнительного листа книги продаж, составленного за квартал, за который предоставляется уточненка.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Счет аннулирован что это значит
Дата публикации 20.02.2018
Использован релиз 3.0.58
В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 303-ФЗ с 1 января 2019 года производится изменение налоговой ставки НДС с 18% на 20% (с 18/118 на 20/120 и с 15,25% на 16,67%).
С 01.10.2017 внесены изменения в формы и правила заполнения (ведения) счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, журнала учета счетов-фактур, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. Подробный комментарий см. здесь.
Для аннулирования электронного первичного документа по инициативе покупателя сторонам сделки необходимо:
Действия по аннулированию электронного первичного документа на стороне покупателя
Если выставленный первичный учетный документ ошибочно признан и подписан обеими сторона сделки, то для лишения этого документа юридической значимости необходимо провести процедуру его аннулирования.
Инициатором аннулирования, как правило, выступает та сторона, которая обнаружила допущенную ошибку.
Аннулирование электронного первичного документа, по которому цикл обмена завершен, производится из режима просмотра первичного документа.
Открыть для просмотра документ можно из документа учетной системы «Поступление (акт, накладная)»:
Для начала процедуры аннулирования необходимо из формы просмотра электронного документа выполнить команду Аннулировать из списка доступных команд, открываемого по кнопке Другие действия (рис. 3).
При выполнении команды Аннулировать в открывшемся окне необходимо указать причину аннулирования электронного документа и нажать кнопку ОК (рис. 4).
После выполнения описанных выше действий в адрес продавца будет автоматически сформировано «Предложение об аннулировании электронного документа (документов)», в который будет перенесена указанная причина аннулирования (рис. 5).
Подписание и отправка «Предложения об аннулировании электронного документа (документов)» производится в порядке, аналогичном действиям с любым электронным первичным документом.
В форме «Электронные документы» (Таблице состояния) отразится информация об ожидании от контрагента согласия на аннулирование, т.е. его подписи под документом об аннулировании (рис. 7).
В списке документов «Текущие дела ЭДО» электронная Товарная накладная, по которой сформировано предложение об аннулировании, будет перемещена в папку «На контроле» (рис. 8).
После получения от продавца согласия на аннулирование первичного документа, процедура аннулирования будет завершена. Ранее оформленный электронный первичный документ утратит юридическую силу.
В информационной строке состояния электронного обмена документа учетной системы «Поступление (акт, накладная)» появится сообщение «ЭДО аннулирован» (рис. 9).
В форме «Электронные документы» (Таблице состояния) будет размещена информация о том, что подтверждение согласия на аннулирование получено и документ аннулирован (рис. 10).
ВНИМАНИЕ! Аннулирование электронного первичного учетного документа не приводит автоматически к отмене проведения документа учетной системы «Поступление (акт, накладная)», который был создан на основании аннулированного электронного документа, а также к пометке его на удаление.
Если продавец предложение об аннулировании отклонил, то в адрес покупателя он направит сформированное и подписанное «Уведомление об уточнении» (рис. 11).
После получения «Уведомления об уточнении» в информационной строке состояния электронного обмена документа учетной системы «Поступление (акт, накладная)» появится запись «ЭДО завершен», которая свидетельствует о возвращении электронного обмена в состояние, предшествующее процессу аннулирования (рис. 12).
В форме «Электронные документы» (Таблице состояния) будет размещена информация о том, какие стадии обмена и аннулирования прошел электронный первичный документ (рис. 12)
Действия по аннулированию электронного первичного документа на стороне продавца
Одновременно информация о том, что поступило предложение об аннулировании электронного первичного документа, отражается в информационной строке состояния электронного обмена документа учетной системы «Реализация (акт, накладная)», на основании которого был сформирован аннулируемый документ (рис. 15).
Кроме того, сведения о тех действиях, которые необходимо выполнить в связи с новым поступившим предложением об аннулировании отражаются в форме «Электронные документы» (Таблице состояния) (рис. 16), открываемой по гиперссылке информационной строки состояния электронного обмена или по команде Открыть электронные документы из списка команд, открываемого по кнопке ЭДО, из документа «Реализация (акт, накладная)» (рис. 15).
Посмотреть содержание поступившего документа «Предложение об аннулировании» (рис. 17) можно, дважды щелкнув по активной строке списка «Текущие дела ЭДО» (рис. 14) или формы «Электронные документы» (Таблицы состояния) (рис. 16).
Если продавец согласен с предложением аннулировать ранее утвержденный первичный электронный документ, то он выражает свое согласие:
После подтверждения покупателем согласия на аннулирование первичного документа электронный первичный документ утрачивает юридическую силу.
В режиме просмотра «Предложения об аннулировании» можно удостовериться во взаимном согласии сторон на аннулирование, так как данный документ будет содержать подписи двух сторон (рис. 18).
В документе учетной системы «Реализация (акт, накладная)» в информационной строке состояния электронного обмена будет размещено сообщение «ЭДО аннулирован» (рис. 19).
В форме «Электронные документы» (Таблице состояния) будет отражена информация о подтверждении продавцом согласия на аннулирование документа, а также о том, что документ Товарная накладная аннулирован (рис. 20).
ВНИМАНИЕ! Аннулирование электронного первичного учетного документа не приводит автоматически к отмене проведения документа учетной системы «Реализация (акт, накладная)», на основании которого был сформирован аннулированный документ, а также к пометке его на удаление.
Если продавец с предложением об аннулировании не согласен, то вместо команды Согласиться с аннулированием он выполняет команду Не согласиться, нажав на одноименную кнопку в списке «Текущие дела ЭДО» (рис. 14) или в режиме просмотра электронного документа «Предложение об аннулировании» (рис. 17).
После выполнения команды Не согласиться в открывшемся окне необходимо указать причину отклонения предложения об аннулировании и нажать кнопку ОК (рис. 21).
После выполнения процедуры отклонения предложения об аннулировании в программе будет автоматически сформирован новый электронный документ «Уведомление об уточнении», в который будет перенесена причина отказа от аннулирования документа (рис. 22).
«Уведомление об уточнении» подписывается и отправляется продавцу в общем порядке.
Сведения о сформированном новом документе будут отражены в форме «Электронные документы» (Таблице состояния) (рис. 23).
После этого в информационной строке состояния электронного обмена документа «Реализация (акт, накладная)» будет отражена информация «ЭДО завершен», которая свидетельствует о возвращении электронного обмена в состояние, предшествующее процессу аннулирования (рис. 24).