Сфера опк что это
Оборонно-промышленный комплекс
Научно-исследовательские предприятия оборонно-промышленного комплекса страны разрабатывают, испытывают и производят военную и специальную воздушную, наземную и морскую технику, боеприпасы, приборы связи и слежения, амуницию для силовых структур России, космической отрасли. Часть продукции идет на экспорт. Также в задачи ОПК входит утилизация вооружения.
В экономике страны военная отрасль занимает одну из ведущих позиций, в ОПК занято более 2 млн человек. По производству многих видов военных средств Россия входит в число мировых лидеров. Непрекращающаяся гонка вооружений в мире заставляет разрабатывать новые модели техники и систем обороны.
История
До начала перестройки доля военной промышленности преобладала в экономике страны. В 90-х гг. госзаказ резко сократился. Большинство предприятий ОПК были перепрофилированы на выпуск мирной продукции. В этот период были утрачены многие передовые наработки и технологии.
В 2000 г. вышел указ об образовании компании «Рособоронэкспорт». Для закупок военного оборудования выделено 46 млрд руб. В сфере ОПК стали создаваться концерны, объединившие ведущих производителей военной продукции. В 2002 г. создана первая крупнейшая корпорация «Алмаз-Антей». Холдинг получил предприятия группы «Оборонные системы». В 2006 г. правительство утвердило программу развития вооружений на период 2007-2015 гг. Тогда же была создана Военно-промышленная комиссия.
2011 г. стал годом завершения основного этапа реформирования оборонно-промышленного комплекса. Базу ОПК составили 50 интегрированных структур, на долю которых приходится 60% выпускаемой военной продукции. Россия вновь начинает входить в список мировых лидеров производителей вооружения. На реализацию военной программы 2011-2020 г. заложено 19 трлн руб.
Торговые партнеры
Отрасли и центры ОПК
Производство вооружения относится к высокотехнологичным процессам и сосредоточено в развитых центрах страны. Оно подразделяется на такие отрасли:
Крупнейшие предприятия
Далее представлены крупные корпорации оборонно-промышленного комплекса:
Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Предприятия машиностроения и металлообработки.
Проблемы ОПК
Трудности оборонно-промышленного комплекса в первую очередь связывают с предстоящим сокращением госзаказа, что повлечет за собой уменьшение рабочих мест. Вторая главная проблема – это начавшаяся в 2017 г. диверсификация ОПК. До 2025 г. предприятия оборонной промышленности должны увеличить долю мирной продукции до 30% от общего объема. А для этого необходимо разрабатывать новые технологии для производства конкурентного товара.
К сложностям ОПК относится и потеря научно-технологической базы, начавшаяся в 90-х гг. Особенно это ощущается в радиоэлектронной промышленности, которая базируется на устаревших отечественных технологиях. В стране не хватает высококвалифицированных молодых специалистов. Необходимо внедрять программу стимулирования для закрепления перспективной молодежи в высокотехнологичных отраслях ОПК.
Недостаточно инновационных систем, мало используются специальные технологии для отраслей гражданской промышленности. Большинство российских производителей ОПК не участвуют в мировой кооперационной системе, что порождает низкий уровень эффективности процессов и способствует слабому развитию конкуренции на российском рынке.
Поделиться с другом
Деятельность Отрасли Системные задачи Развитие оборонно-промышленного комплекса
АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Развитие оборонно-промышленного комплекса в период 2008 – 2020 годов
Оборонно-промышленный комплекс (далее – ОПК) является наиболее высокотехнологичным сегментом отечественной промышленности, выполняющим важную функцию по обеспечению обороны страны и безопасности государства. ОПК вносит значительный вклад в инновационное развитие и является источником позитивных качественных изменений в таких важнейших гражданских отраслях экономики, как: транспорт, связь, топливно-энергетический комплекс, здравоохранение и ряд других
По состоянию на июль 2020 г. в сводный реестр организаций ОПК включена 1281 организация, в которых занято около 2 млн. человек. Более 80% организаций ОПК находится в сфере деятельности Минпромторга России.
Одним из основных документов стратегического планирования в сфере ОПК, определяющим цели, принципы, приоритетные направления, задачи государственной политики в ОПК, а также механизмы их реализации являются Основы государственной политики в области развития ОПК (далее – Основы).
В соответствии с современными политическими, экономическими и технологическими условиями за истекший период в целях обеспечения выполнения государственной программы вооружения (далее – ГПВ) и государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ) осуществлено качественное преобразование ОПК, в том числе: выстроена современная организационно-институциональная структура ОПК, обеспечены создание опережающего научно-технологического задела, современных производственных мощностей, увеличен выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, создана современная нормативная правовая база, регулирующая различные направления деятельности ОПК, разработан и реализуется инструментарий государственный поддержки, обеспечено сохранение и развитие кадрового потенциала ОПК.
В частности, в указанный период приняты такие важнейшие законодательные и нормативные правовые акты, как:
В ходе корпоративных преобразований созданы крупные вертикально интегрированные холдинги, объединившие предприятия в единые производственные цепочки и взявшие на себя функцию новых центров компетенций. Если в 2008 году в сфере ведения Минпромторга России функционировала 31 интегрированная структура ОПК, концентрировавшая 38,6% промышленной продукции в ОПК, то в 2020 году функционирует 40 интегрированных структур ОПК, включающие более 600 организаций и выпускающие около 84% промышленной продукции. Среди крупнейших холдингов ОПК необходимо отметить АО «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей», АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», АО «Объединенная судостроительная корпорация». Создание таких структур позволяет осуществить концентрацию ресурсов на наиболее значимых, прорывных проектах по созданию и обеспечению производства перспективных образцов ВВСТ. Особое место занимает Государственная корпорация «Ростех», в состав которой включено более 80 головных и дочерних холдингов, включая ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ПАО «КАМАЗ», АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», АО «Вертолеты России», АО «Концерн «Уралвагонзавод», АО «Концерн Радиоэлектронные технологии»., АО «Швабе» и другие.
Ключевым инструментом реализации Основ в целях обеспечения технологической, производственной, материально-технической и кадровой готовности организаций ОПК к выпуску образцов ВВСТ в соответствии с ГПВ, эффективного функционирования ОПК как высокотехнологичного, многопрофильного, инновационного сектора экономики страны являются разрабатываемые и реализуемые Минпромторгом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями программы развития ОПК. Данные программы базируются, в том числе, на разрабатываемых при непосредственном участии Минпромторга России прогнозах развития науки и техники в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, планах мероприятий по импортозамещению, перечнях базовых и критических промышленных технологий и других документах.
В период 2008 – 2016 годов Минпромторг России обеспечил разработку и реализацию 2 федеральных целевых программ развития ОПК, а с 2016 года – государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 425-8 (далее – ГП ОПК). В указанных программных документах, наряду со значительными инвестиционным и научно-исследовательским блоками, предусмотрены меры государственной финансовой адресной поддержки как общесистемного, так и отраслевого характера, в том числе, в форме предоставления различного вида стимулирующих субсидий, государственных гарантий организациям ОПК, стипендий работникам организаций ОПК. В 2019 году в целях обеспечения выполнения заданий новой ГПВ срок реализации ГП ОПК продлен до 2027 года.
В результате проводимой в период 2008 – 2020 годов государственной политики в ОПК ожидается рост промышленного производства в 2,7 раза (в том числе увеличение доли инновационной и экспортной составляющих), в 3 раза возрастет производительность труда. В этот период существенно увеличилась загрузка производственных мощностей, повысился уровень производственно-технологической готовности организаций ОПК для обеспечения производства образцов ВВСТ, значительно улучшилась возрастная структура оборудования.
Средняя заработная плата работников промышленных предприятий ОПК превысила среднепромышленный уровень и в 2019 году составила 50,9 тыс. рублей, а средний возраст работников организаций ОПК – 44,9 года, доля молодежи до 35 лет – около 30%. В целом по результатам ежегодно проводимой комплексной оценки состояния и динамики развития ОПК отмечается положительная динамика по всем основным показателям деятельности ОПК.
Во исполнение Основ Минпромторгом России осуществляется реализация планов мероприятий в соответствии с приоритетными направлениями развития ОПК. С 2014 года активно проводится
Оборонно-промышленный комплекс России
Оборонно-промышленный комплекс России (Вое́нно-промы́шленный ко́мплекс, ВПК, ОПК) — совокупность научно-исследовательских, испытательных организаций [1] и производственных предприятий, выполняющих разработку, производство, хранение, постановку на вооружение военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов и т. п. преимущественно для государственных силовых структур, а также на экспорт.
В оборонной промышленности России работают около 2,5 — 3 млн человек. [3]
Содержание
История
С 2000 по 2007 годы объём реализации российского ОПК увеличился в 3,7 раза, в том числе госзаказ — в 6,4 раза, экспорт — в 2,2 раза. [2]
В 2005 году объём производства на предприятиях ОПК увеличился примерно на 10 %.
В 2009 году объём производства в российском ОПК вырос примерно на 10 %. [4]
Государственная политика
В апреле 2000 года был подписан указ президента России В. В. Путина, согласно которому государственный посредник в сфере ВТС компания «Российские технологии» была включена в состав другого посредника — компании «Промэкспорт». Это был первый шаг к объединению государственных посредников в сфере ВТС. [5]
В 2004 году КВТС был реорганизован в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству при министерстве обороны РФ, а Госкомоборонзаказ — в Федеральную службу по оборонному заказу при министерстве обороны РФ. [5]
В 2006 году была образована Военно-промышленная комиссия при правительстве России. На комиссию были возложены задачи по реализации государственной военно-промышленной политики и вопросы военно-технического обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства.
1 марта 2007 года указом президента России В. В. Путина единым государственным посредником в военно-техническом сотрудничестве стал «Рособоронэкспорт», а производители вооружений лишились права экспорта конечной продукции. [7]
11 сентября 2007 года первый вице-премьер С. Б. Иванов сообщил, что ОПК России переходит на заключение долгосрочных (сроком более 3 лет) контрактов. Ранее контракты заключались на один год. Это нововведение было связано с переходом России на трёхлетний госбюджет.
В 2009 году государство около 6 млрд рублей выделило в виде субсидий на текущее кредитование предприятий ОПК, 60 млрд рублей — в виде взносов в уставные капиталы предприятий. За тот же год было выдано 76 млрд государственных гарантий для этих предприятий. В 2009 году был усилен темп реализации программы по повышению качества продукции предприятий ОПК. [4] Общий объём государственной поддержки предприятий ОПК за 2009—2010 годы составил около 220 млрд рублей. [8]
В начале 2011 года была в основном завершена структурная реформа ОПК. В новую структуру вошли 50 интегрированных структур, на которые приходится 60 % продукции ОПК. [9]
Предприятия
Компания | Выручка от реализации, млн руб. | Год отчетности |
---|---|---|
ОАО «Концерн ПВО „Алмаз-Антей“»; в т. ч.: | 127 432 | 2011 [10] |
ОКБ «Новатор» | 8538.1 | 2009 |
ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация»; в т. ч.: | 114000 | 2009 |
ОАО «АХК „Сухой“» | 49100 | 2009 |
ОАО «НПК „Иркут“» | 36806.7 | 2009 |
ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация»; в т. ч.: | 72347 | 2009 |
ОАО «Уфимское моторостроительное ПО» | 20014 | 2009 |
ОАО «НПО Сатурн» | 15779 | 2007 [11] |
ОАО «Вертолёты России» | 57674.1 | 2009 |
ОАО НПК «Уралвагонзавод им. Дзержинского» | 36272.4 | 2009 |
ОАО «Корпорация „Тактическое ракетное вооружение“» | 31367.5 | 2009 |
ОАО ПО «Севмашпредприятие» | 21160.8 | 2009 |
ОАО «Корпорация „Аэрокосмическое оборудование“» | 20966 | 2007 [11] |
ФГУП «ММПП Салют» | 16513.2 | 2009 |
ФГУП «КБ приборостроения» | 12680 | 2007 [11] |
ОАО СЗ «Северная верфь» | 10719.5 | 2009 |
Группа «Мотовилихинские заводы» | 8200 | 2009 |
ОАО «Курганский машиностроительный завод» | 4855 | 2009 |
ОАО «ПО «УОМЗ» | 3828.5 | 2009 |
Госзаказ
В начале 1990-х годов гособоронзаказ был резко сокращён, что привело к резкому ухудшению положения многих предприятий ОПК. В 1990-х годах платежи за поставленную по госзаказу продукцию часто задерживались. В 1996 году гособоронзаказ был профинансирован примерно на 50 %, в 1997 году — на 21 %.
В 2000 году в рамках гособоронзаказа на закупку военной техники было выделено 46 млрд рублей, в 2001 году — 57 млрд рублей, в 2002 году — 79 млрд рублей, в 2003 году — 111 млрд рублей. [5]
В 2004 году государственный оборонный заказ достиг около 136 млрд рублей ($4,7 млрд), [5] сравнявшись по объёму с поставками вооружений на экспорт.
С 2005 года гособоронзаказ увеличивался на треть ежегодно.
В конце 2009 года российский ОПК поставил Ракетным войскам стратегического назначения первое боевое подразделение подвижных ракетных комплексов РС-24 «Ярс», оснащенных разделяющимися головными частями. [12]
Объёмы государственных закупок новой военной техники на 2010 год планировались в размере 375 млрд рублей. [13] За 2010 год в российские войска были поставлены 20 тыс. единиц вооружения и военной техники, в том числе 27 баллистических ракет стратегического назначения, 34 стратегические крылатые ракеты, 6 космических аппаратов, 21 самолёт, 37 вертолётов, 19 ЗРК, 61 танк, 325 боевых бронированных машин. [14]
Была принята Государственная программа вооружений на период 2011-2020 годов, на реализацию которой предусмотрено более 19 трлн рублей. [14]
Экспорт
Объёмы поставок
Структура поставок
В 2006 году на долю поставок для ВВС приходилось 50 % объёма экспорта российских вооружений, для ВМС — 27 %, для сухопутных войск — 11 %, для ПВО — 9 %. [17]
Торговые партнёры
В 2004 году Россия экспортировала вооружения в 57 стран, в 2005 году — в 61 страну, в 2006 году — в 64 страны. [17] В 2009 году Россия имела военно-техническое сотрудничество более чем с 80 государствами мира, и осуществляла поставки продукции военного назначения в 62 страны [23]
Объёмы заказов
По итогам 2009 года, портфель заказов «Рособоронэкспорта» вырос с 22 до 32 млрд долларов. [35]
См. также
Ссылки
Примечания
Промышленность России
Полезное
Смотреть что такое «Оборонно-промышленный комплекс России» в других словарях:
Оборонно-промышленный комплекс — Военно промышленный комплекс (ВПК), в просторечии оборонка совокупность научно исследовательских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку и производство военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов … Википедия
Военно-промышленный комплекс СССР — Военно промышленный комплекс СССР (ВПК СССР) постоянно действовавшая система взаимосвязей субъектов экономической и социально политической структуры советского общества, связанных с обеспечением военной безопасности СССР. Сформировался в… … Википедия
Военно-промышленный комплекс — Запрос «ВПК» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Военно промышленный комплекс (ВПК) совокупность научно исследовательских, испытательных организаций[1] и производственных предприятий, выполняющих разработку, производство,… … Википедия
Машиностроение России — Динамика индекса производства машин и оборудования в России в 1991 2009 годах, в процентах от уровня 1991 года … Википедия
Промышленность России — Динамика индекса промышленного производства в России в 1991 2009 годах, в процентах от уровня 1991 года … Википедия
Экономика России — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Космическая индустрия России — Космическая отрасль России это около 100 компаний, в которых занято 250000 человек. Большинство компаний российской космической отрасли являются потомками советской государственной космической индустрии, занимавшейся разработкой и… … Википедия
Перечень системообразующих организаций России (2008) — Перечень системообразующих организаций России был разработан Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики в декабре 2008 года[1]. Содержание 1 Назначение списка 2 Список … Википедия
Оборонно-промышленный комплекс РФ, его структура и перспективы развития
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 30.06.2021 2021-06-30
Статья просмотрена: 204 раза
Библиографическое описание:
Оборонно-промышленный комплекс РФ, его структура и перспективы развития / А. С. Сорокин, Е. М. Астахов, Р. В. Борисов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/archive/369/82978/ (дата обращения: 28.11.2021).
В статье авторы рассматривают оборонно-промышленный комплекс РФ, его структуру и перспективные направления развития.
Ключевые слова : военная-экономика, оборонно-промышленный комплекс (ОПК), перспективное развитие.
Государство для защиты своих национальных интересов и укрепления обороноспособности вынуждено выделять часть интеллектуальных, организационно-управленческих, экономических, финансовых, социальных и иных ресурсов на военно-техническое развитие, на оснащение национальных Вооруженных Сил современными и перспективными системами и комплексами вооружений и военной техники. В результате формируется оборонно-промышленный комплекс страны.
«Учить войска тому, что нужно войне» — завещал генералиссимус А. В. Суворов (1730–1800). Перефразировав слова великого полководца применительно к оборонно-промышленному комплексу государства, можно вполне обоснованно ставить задачу так: «Вооружать войска тем, что нужно на войне!».
Ключевое слово и в цитате А. Суворова, и в нашей интерпретации — это «война». Безответственно и бессмысленно организовывать учебу войск в мирное время, не понимая того, какой будет будущая война.
В полной мере это относится и к тому, чем вооружаются войска в мирное время, какими в этом плане возможностями располагает отечественный оборонно-промышленный комплекс?
Прежде всего, необходимо уточнить значение исходного понятия оборонно-промышленный комплекс (ОПК). В течение длительного времени в мировом общественно-политическом лексиконе активно использовался термин «военно-промышленный комплекс» (ВПК), который в последнее время либо заменяется, либо используется наряду с термином «оборонно-промышленный комплекс» (ОПК).
В историческом плане термин «военно-промышленный комплекс» впервые употребил известный американский генерал и политик, 34-й президент США Д. Эйзенхауэр, который уходя в январе 1961г. с Высшего государственного поста, в своем прощальном обращении к американскому народу предупредил о возникновении новой угрозы американским национальным интересам в лице ВПК.
Профессиональный военный высшего уровня управления и политик, мыслящий государственными и глобальными категориями, видел угрозу не в военном производстве, обеспечивающем потребности национальной обороны, а в союзе высшего генералитета, части государственного аппарата и крупных производителей военной продукции, заинтересованных в неограниченном увеличении государственных военных расходов и получении военных прибылей. Именно такой смысл вкладывал в термин «военно-промышленный комплекс» Д. Эйзенхауэр.
Таким образом, ВПК изначально понимался как «раковая опухоль», паразитирующая на теле общества. Именно в этом смысле термин ВПК был воспринят «миролюбивой общественностью» и стал средством идеологической борьбы против милитаризма и гонки вооружений в планетарном масштабе.
Что касается РФ, то в настоящее время в официальных документах используется термин ОПК, постепенно занимая свое место и в учебной литературе.
В целях практического структурирования экономики необходимо различать понятия «военная экономика» и «оборонно-промышленный Комплекс», хотя они достаточно близки.
Военная экономика является Понятием более широким, чем оборонно-промышленный комплекс. Она охватывает все отрасли, производящие товары и услуги военного назначения: вооружение, транспортные средства, научно-технические разработки, средства связи, производственные помещения, жилье, потребительские товары для военнослужащих.
Военную экономику принято выделять по функциональному назначению выпускаемой продукции, независимо от ее натурально-вещественной формы и специфических требований, предъявляемых к оборонным предприятиям.
В экономике США, Франции, Англии, Японии и других стран не имеется «чистых» отраслей, выпускающих только продукцию военного назначения. Такие отрасли могут появиться в военное время.
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК)-это часть военной экономики, включающая предприятия, научно-исследовательские организации, конструкторские бюро, занимающиеся разработкой, испытанием, производством, ремонтом и утилизацией военной продукции, а также органы управления военно-экономической сферой.
ОПК охватывает группу (комплекс) отраслей, занятых производством вооружения и военной техники. Эта группа отраслей имеет определенную специфику, которая проявляется в следующих особенностях предприятий и организаций ОПК, отличающих их от традиционных товаропроизводителей, действующих в рыночной среде:
— Во-первых, заказчиком данной продукции является само государство, которое ограничивает количество производимой продукции в отдельных сферах работы ОПК;
— Во-вторых, превосходящие качественные требования к производимой продукции, особые стандарты и допуски, обеспечивающие надежность работы в особых условиях эксплуатации;
— В-третьих, высокая наукоемкость и технологичность продукции и производящего ее производства;
— В-четвертых, это долгосрочность и капиталоемкость производства отдельных проектов, реализуемых на предприятиях ОПК
— В-пятых, избыточные запасы сырьевой базы (оборудования, дефицитного сырья и материалов), а также повышенные запасы показателей надежности выпускаемой продукции;
— В-шестых, монополизация производителей и высокий уровень их специализации в своих сферах производства;
— В-седьмых, низкая скорость обновления продукции по сравнению с гражданским отделом, при высокой скорости изменения запросов к готовым продуктам;
— В-восьмых, ограничения со стороны государства, направленные на обмен и передачу информации между различными структурами, связанные с требованиями секретности.
Сегодня оборонно-промышленный комплекс России представляет собой совокупность субъектов хозяйствования различных форм собственности, занимающихся разработкой, исследованием, испытанием, производством, модернизацией, ремонтом вооружения и военной техники, изготовлением комплектующих изделий, материалов и специального технологического оборудования.
В состав оборонно-промышленного комплекса РФ согласно Приказа Минпромторга России от 03.07.2015г. № 1528 «Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса» включено 1353 предприятий и организаций. [19]
В сводный реестр организаций ОПК включены также организации, подведомственные и находящиеся в сфере ведения «Роскосмоса»-81 организация, «Росатома» — 41 организация и Министерства обороны РФ — 166 организаций.
Распределение предприятий по оборонным отраслям
Отраслевая структура ОПК
Количество предприятий, организаций
Военно-ориентированные отрасли национальной экономики