Сухой самолет что это такое
Пять поколений «Сухого»
Первое поколение: номер один с инициалами «Су»
В 1936 году в стране был объявлен конкурс на создание бомбардировщика под условным наименованием «Иванов». Победителем был признан проект Павла Сухого. Работы над «Ивановым» завершились появлением первого самолета с инициалами «Су» – боевого многоцелевого бомбардировщика Су-2 (изначально ББ-1, «ближний бомбардировщик»). Самолет строился крупной серией с 1940 по 1942 годы, и всего было произведено около 900 машин.
Самолет Су-2
Практически каждую машину Сухого можно отметить биркой «Сделано впервые». Первый серийный самолет Су-2 не был исключением и предоставил военным летчикам удивительный по тем временам комфорт: просторная и теплая, даже в морозы, кабина, хороший обзор у летчика и штурмана. Огромным преимуществом в бою оказалась возможность управления машиной из кабины штурмана.
Самолеты Су-2 героически сражались в воздушных боях Великой Отечественной войны, защищали небо Сталинграда. Они применялись в роли ближних бомбардировщиков, разведчиков и корректировщиков. Еще одну немаловажную задачу решали экипажи Су-2: речь идет о сбросе листовок на русском и немецком языках над занятой противником территорией. Только за один месяц с самолетов было сброшено до 45 тысяч листовок. Они вселяли надежду миллионам людей в оккупированных городах, рассказывая о больших потерях фашистских войск, сообщая о начале налетов союзной авиации на немецкие города.
Второе поколение: начало эры реактивных истребителей
В 1949 году конструкторское бюро Сухого было расформировано, но в мае 1953 года – снова восстановлено. Возрождение КБ по времени совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации и разработкой истребителя второго поколения.
Правительство поручило ОКБ Сухого создание двух видов истребителей: фронтового и перехватчика. Коллектив ОКБ начинает работу сразу над двумя вариантами, присвоив изделиям шифры: Т – треугольное крыло, С – стреловидное. Так основными направлениями в работе КБ на ближайшие десять лет стали сверхзвуковые истребители С-1 и Т-3.
Первый полет фронтового истребителя С-1 состоялся в сентябре 1955 года. Через три года он был запущен в серию под обозначением Су-7. Этот реактивный истребитель стал первым успешным самолетом возрожденного КБ Сухого.
Самолет Су-7
Одновременно с созданием С-1 (в серии − Су-7) со стреловидным крылом ОКБ Сухого вело работы по самолету с треугольным крылом – Т-3 (в серии − Су-9). Этот перехватчик был способен уничтожать воздушные цели противника благодаря установленной на борту одной из первых отечественных радиолокационных станций – РП-9 (ЦД-30).
Самолет Су-9
Су-15 был оснащен радиолокационной станцией с антенной большого диаметра в носовой части фюзеляжа, которая обеспечивала существенное повышение боевых характеристик. Самолет был способен осуществлять перехват на встречных курсах и перехват маловысотных целей.
Третье поколение: всепогодный Су-24
Третье поколение представляет Су-24 – всепогодный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Этот самолет до сих пор успешно эксплуатируется ВКС России спустя 26 лет с момента окончания его выпуска.
Конструкторы КБ Сухого создали мощный двухдвигательный сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности. На борту самолета стояла новейшая для того времени прицельно-навигационная система «Пума», в состав которой входила бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ). Отличительной особенностью машины являлась также широкая номенклатура средств поражения, которая включала как управляемое, так и неуправляемое вооружение. Су-24 стал первым в СССР ударным самолетом тактической авиации, который можно было использовать в любое время дня и ночи и при любых погодных условиях.
Самолет Су-24
В 1983 году был принят на вооружение модернизированный Су-24М. Кстати, на этой машине совершена почти половина боевых вылетов в ходе военной операции России в Сирии.
Четвертое поколение: мастер высшего пилотажа Су-27
Официально на вооружение Су-27 принят 23 августа 1990 года. К тому моменту «двадцать седьмой» уже успел установить ряд мировых рекордов по скороподъемности. В том числе в 1986 году летчик-испытатель Виктор Пугачев достиг высоты 3000 метров всего за 25,4 секунды.
Буквально через три года Виктор Пугачев снова удивил весь мир. В июне 1989 года на авиасалоне в Ле-Бурже он устроил самую зрелищную иностранную премьеру Су-27, продемонстрировав новую фигуру пилотажа, которую прозвали в его честь – «Коброй Пугачева». Фигуры высшего пилотажа, выполненные на Су-27, продолжают поражать зрителей престижных авиасалонов мира. С 1991 года на истребителях Су-27 выступали летчики группы высшего пилотажа ВВС России «Русские витязи».
Самолет Су-27
Высокая маневренность Су-27 стала возможной благодаря в том числе новой электродистанционной системе управления (ЭДСУ). Ее наличие, кстати, считается одним из основных отличий машин четвертого поколения.
Высокие летные характеристики «двадцать седьмого» во многом обусловлены применением двигателей нового поколения АЛ-31Ф конструкции ОКБ им. Люльки. Этот двигатель до сих пор считается одним из лучших в мире для самолетов фронтовой авиации. Он устанавливается не только на Су-27, но и на его модификации, палубные истребители Су-33, истребители Су-30МК, фронтовые бомбардировщики Су-34.
В шаге от пятого поколения: молодые наследники Су-27
С 1984 года, когда началось серийное производство «двадцать седьмого», было выпущено порядка 1500 самолетов этого типа, включая его модификации. На его базе были созданы такие машины, как многофункциональный двухместный истребитель Су-30МК, самолет корабельного базирования Су-33, двухместный ударный самолет Су-34, многофункциональный одноместный истребитель Су-35С.
Эти машины находятся в шаге от пятого поколения истребителей и относятся к так называемому поколению «4+». Прежде всего, это прорыв в области сверхманевренности. Начался он в середине 1990-х годов, когда «сушки» стали оснащаться двигателями с управляемым вектором тяги. Новые двигатели в сочетании с новой системой управления существенно упростили пилотирование самолета и повысили его безопасность. Были преодолены проблемы «штопора» и сваливания.
Самолет Су-30СМ
Этими качествами в полной мере обладает многофункциональный истребитель Су-30МК. Исходно самолет был спроектирован в варианте для ВВС Индии, серийное производство этих машины было развернуто в 2000 году. На основе базового варианта было создано несколько новых модификаций: Су-30МКМ – для ВВС Малайзии, Су-30МКИ(А) – для ВВС Алжира. На вооружение ВКС России в настоящий момент активно поставляются Су-30СМ (серийный, модернизированный). В 2016 году на эти истребители пересели «Русские витязи».
Самые молодые наследники Су-27 – многофункциональный истребитель Су-35 и истребитель-бомбардировщик Су-34 – по своим характеристикам практически соответствуют пятому авиационному поколению. На борту Су-35 установлена новейшая РЛС «Ирбис» и более мощные, чем на Су-30СМ, двигатели АЛ-41Ф1С.
Бомбардировщик Су-34 может атаковать цели при любых погодных условиях, а также эффективно вести радиоэлектронную борьбу. Эти машины отличаются необычной для «сушек» кабиной пилотов. Для повышения комфорта экипажа во время дальних перелетов летчиков решено было посадить рядом.
Главное отличие пятого поколения – это применение стелс-технологии, режим крейсерской сверхзвуковой скорости, более совершенная авионика.
Первые испытания российского перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) начались в 2010 году. До августа 2017 года самолет был известен под заводским индексом Т-50, затем он получил имя Су-57.
Большинство характеристик Су-57 засекречены, но уже сейчас известно, что он оснащен принципиально новым комплексом интегрированной авионики, обеспечивающей интеллектуальную поддержку экипажа. Радиолокационная система Су-57 отличается от обычной авиационной бортовой РЛС. На истребителе установлена радиолокационная станция с АФАР (активной фазированной антенной решеткой).
Самолет Су-57
Первый полет российского истребителя пятого поколения состоялся 29 января 2010 года. С тех пор успешно проведено уже несколько сотен испытательных вылетов. На сегодняшний день создано десять летных прототипов.
Военные самолеты Су. Боевые машины Сухого.
Краткая справка: В октябре 1930г. Павел Осипович Сухой возглавляет бригаду №4 в отделе Туполева в ЦАГИ. С этого момента начинается славный путь конструкторского бюро Сухого, разработавшего военные самолеты Су, известные сегодня всему миру. Сейчас ОКБ переименован в авиационный холдинг ПАО «Компания „Сухой“».
А в те далекие годы бригада Сухого начала свою деятельность с самолета И-4.
Советский истребитель И-4 (АНТ-5).
Разработка И-4 стартовала в феврале 1926г. Согласно задания НТК УВВС, скорость полета нового истребителя должна составлять не менее 260км/ч у земли и 250км/ч на высоте 5000м. Бригадой в то время руководил Путилов А. И.
Возможно Вас заинтересует — «Вертолеты Сикорского».
Прототип военного самолета АНТ-5 впервые отрывается от взлетной полосы 10 августа 1927г. С первых же полетов летчик-испытатель М. М. Громов отметил неудовлетворительные летно-технические характеристики И-4. Учтя замечания, летом 1928г. подготовили второй экземпляр самолета, который развил скорость 257км/ч, что выше прописанной в ТЗ. Однако при испытаниях выявилась недостаточная прочность планера. После небольших доработок и окончаний испытаний в 1928г. самолет АНТ-5 начинают производить серийно. Всего за годы производства выпущено 179 истребителей И-4.
Военные самолеты Су. Скоростной истребитель И-14 (АНТ-31).
Конструкторская бригада П. О. Сухого в 1932г. получает задание на проектирование скоростного цельнометаллического истребителя с максимальной скоростью до 400км/ч и скороподъемностью – 7 – 8 минут на высоту 5км.
При разработке в конструкцию самолеты были введены новшества, обеспечивающие улучшение его скоростных характеристик, маневренности и надежности. А именно: Убирающиеся в полете шасси и применение на них масляных пневматических амортизаторов и полностью закрытый фонарь кабины.
Опытный экземпляр был готов в конце весны 1933г. И 27 мая этого же года он совершает первый полет. В целом, испытания истребителя прошли без замечаний и самолет запускается в небольшую серию. Но с появлением ястребка Поликарпова И-16, летные характеристики которого были выше, от производства АНТ-31 решили отказаться. Таким образом, всего сошло со стапелей завода 24 машины Сухого И-14.
Первый военный самолет под маркой Су бомбардировщик Су-2 (ББ-1).
Бомбардировщик ближнего действия Су-2 впервые поднимается в воздух в августе 1937г. Серийный выпуск был налажен сразу на трех заводах, однако один из заводов срочно переориентируется на производство ЛаГГ-3. Всего со стапелей заводов сошло 893 машины. В 1941г. Су-2 подвергается модификации, в результате чего появляется Су-4.
«Сухой» Су-7.
В мае 1953г. П. О. Сухой назначается главным конструктором опытно-конструкторского бюро №1. Это было второе рождение легендарного ОКБ. И уже летом этого года инженеры-конструкторы КБ приступают к разработкам сверхзвуковых военных самолетов. Проектирование ведется в двух направлениях, в первом за основу берется стреловидное, а во втором треугольное крыло. Вскоре строится прототип, на котором впервые применяются регулируемый воздухозаборник, а также полностью поворотный стреловидный стабилизатор.
Также читайте — «Вертолеты Яковлева».
В первых же испытательных полетах самолет развивает скорость 2170км/ч. Такие впечатляющие показатели дают «зеленый свет» на постройку истребителя Су-7. И уже в 1956г. Су-7 принимает участие на авиационном параде в Тушино. В 1957г. разворачивается серийное производство нового истребителя Сухого и продолжается до 1960г. Всего было выпущено 133 самолета.
Военные самолеты Су. Всепогодный истребитель-перехватчик Су-9.
Параллельно с Су-7 ОКБ Сухого занимается разработкой всепогодного истребителя-перехватчика Су-9. Девятая «Сушка» впервые отрывается от взлетной полосы в 1956г. и принимается на вооружение в 4960г. Массовое производство – 1958 – 1962гг. Всего было выпущено 1150 перехватчиков Су-9.
Примечательно то, что Су-9 обладатель нескольких абсолютный мировых рекордов по высоте и скорости полета.
Сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик Су-11.
По сути Су-11 является развитием своего предшественника Су-9 с установкой на него новой радиолокационной станции «Алмаз». Для внедрения антенны в носовую часть машины, разработчикам пришлось изменить воздухозаборник, что ухудшило его характеристики. Работы по созданию Су-11 закончились летом 1961г. и в начале следующего года машину принимают на вооружение в ВВС СССР. В этом же году начинается серийное производство перехватчика Су-11. Всего со стапелей завода сошло 108 машин этого типа в различных модификациях.
Военные самолеты Су. Основа ПВО СССР перехватчик Су-15.
Работы по созданию средства перехвата воздушных целей стартовали в 1961г. За основу был взят, уже зарекомендовавший себя, Су-11. Прототип подготовили к 1962г. ГИ самолет прошел без существенных замечаний, и весной 1965г. комплекс перехвата принимают на вооружение. Самолет имел такой запас прочности, что мог развивать сверхзвуковую скорость у самой земли. Аналогов с такими исключительными характеристиками на тот момент не было ни в одной стране мира.
Вам может быть интересно — «Вертолеты Миля».
Крупносерийное производство развернулось в 1966г. Всего выпущено 1300 перехватчиков Су-15. Долгое время этот самолет составлял основу ПВО Советского Союза.
Истребитель-бомбардировщик Сухой изделие «С32» Су-17.
Су-17 стал первым самолетом с изменяемой геометрией крыла в Советском Союзе и является продуктом глубокой модернизации Су-7. В конце лета 1966г. летчик-испытатель Ильюшин поднимает прототип Су-17 в воздух. И в 1969г. организовывается серийное производство истребителей-бомбардировщиков мод маркой Су. Выпуск самолетов этого типа продолжался вплоть до 1990г. За это время было произведено 2867 машин Су-17 различных модификаций.
Военные самолеты Су. Фронтовой бомбардировщик Су-24.
Многие эксперты утверждают, что советский Су-24 скопирован с американского General Dynamics F-111. Однако это утверждение верно лишь отчасти. Да, при разработках Су-24 подетальные фотографии F-111 очень помогли, но не определили конструкцию нашего самолета.
Первый вылет опытный образец под шифром Т-6 совершил 2 июля 1967г. ГИ закончились летом 1974г. Всего за время серийного производства выпущено более 1400 машин в шести модификациях.
Штурмовик Су-25 (Грач).
В середине 70-х начались работы по проектированию и постройке штурмовика Су-25. В начале 1975г. первый летный образец штурмовика оторвался от взлетной полосы. На вооружение самолет принимается весной 1981г. В 1980 – 1982гг. два Су-25 принимают участие в боевых действиях в Афганистане, одновременно проходя испытания. После этого Су-25 участвовал боле чем в 20-ти военных конфликтах. Самолеты данного типа эксплуатируются с 1981г. и состоят на вооружении в 24-х странах мира. Всего было построено более 1320 самолетов Су-25.
Су-39
С 1986г. самолет претерпевает глубокую модификацию. Модифицированный штурмовик обретает обозначение Су-39.
Советский тяжелый истребитель поколения «4» Су-27.
В 1965г. США приступили к разработке перспективного истребителя 4-го поколения. В результате в 1974 в Америке начинают серийное производство самолетов F-15.
Советский Союз, в качестве симметричного ответа объявляет тендер на проектирование нового фронтового истребителя. Участниками конкурса стали три ОКБ Сухого, Яковлева и Микояна. После состоявшегося в 1972г. научно-технического совета победителем стало конструкторское бюро Сухого.
До 1979г. строятся три прототипа Т-10-1, Т-10-2 и Т-10-3, которые поднялись в воздух в 1977-м, 1978-м и 1979-м годах соответственно. К этому времени в союз стали поступать данные о летно-технических характеристиках F-15. После чего стало ясно, что наш образец по ряду параметров сильно уступает американскому. В кратчайшие сроки инженеры Сухого разрабатывают улучшенный вариант Т-10С-1, который отрывается от взлетной полосы весной 1980г.
После летных испытаний комиссия удовлетворенно заявила, что наш самолет не уступает, а по некоторым параметрам превосходит истребитель США.
В 1981г. разворачивают массовое производство Су-27 сразу на нескольких авиазаводах. А в 1990г. самолет принимают на вооружение. Всего со стапелей заводов-изготовителей сошло 809 машин этого типа.
Впоследствии Су-27 подвергся глубокой модернизации, в результате чего появился самолет с передним горизонтальным оперением Су-27М.
Военные самолеты Су. Российский многоцелевой истребитель поколения «4+» Су-30.
В 1988г. два самолета Су-27УБ подвергаются переоборудованию и модернизации. В конце 1987г. новый двухместный многоцелевой истребитель поднимается в воздух. Испытания самолета прошли успешно и его запустили в серию. Однако, в связи с развалом Советского Союза было не до закупок Су-30 и его активно экспортируют в Индию, Алжир, Армению, Анголу, Уганду, Малайзию, Белоруссию, Венесуэлу, Китай, Казахстан, Индонезию и Вьетнам.
В последующем машина неоднократно подвергалась модернизации. Всего до 2018г. было построено больше 1000 машин этого типа в различных модификациях.
Палубный истребитель Су-33.
Су-33 является развитием тяжелого истребителя 4-го поколения Су-27. И к концу 1987г. было готово два прототипа для испытательных полетов, которые поднялись в воздух в конце лета и в конце зимы этого же года. После прохождения государственных испытаний в 1989г. Су-33 запускается в серийное производство. Но в связи с резко изменившейся политической обстановкой в стране (СССР перестал существовать), было выпущено всего 26 самолетов.
Многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик поколения «4++» Су-34.
Су-34 призван заменить устаревающий фронтовой бомбардировщик Су-24. Разработки Су-34 стартовали летом 1986г. Инженерами ОКБ Сухова была выбрана аэродинамическая схема «Продольный триплан». Такая схема позволила бомбардировщику улучшить его маневренность. В 1990г., в апреле, прототип Су-34 впервые поднимается в воздух. Весной 2014г. самолет поступает на вооружение ВВС России. До 1918г. выпущено 118 машин этого типа.
Военные самолеты Су. Многоцелевой свехманевренный Су-35.
Российский истребитель Су-35 с управляемым вектором тяги поколения «4++». Является продуктом глубокой модернизации Су-27 и переходным звеном между ним и Су-57 (ПАК ФА). Совершил первый вылет 19 февраля 2008г. Состоит на вооружении ВВС России и ВВС Китайской Народной Республики.
Американское аналитическое издание «National Interest» назвало Су-35 экстремально опасным для любого самолета НАТО при вероятном конфликте.
Многофункциональный истребитель поколения «5» Су-57 (ПАК ФА).
Су-27 призван заменить тяжелый истребитель Су-27. Разработки перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, проектный индекс Т-50, начались весной 2001г. Самолет впервые отрывается от взлетной полосы 29 января 2010г. В процессе государственных испытаний Т-50 полностью подтверждает все предъявленные к нему требования. И в 2013г. разворачивается мелкосерийное производство на авиазаводе им. Гагарина в Комсомольске на Амуре.
В 2018г. Су-57 отправляется в Сирию, таи он получил первый опыт ведения боевых действий и подтвердил проектные характеристики.
Хоть многие эксперты и критикуют новый Российский самолет, он не уступает, а во многом и превосходит современные западные образцы авиационной техники.
Крылатые фантазии Сухого
Еще до революции, когда авиастроение только начинало развиваться, великий князь Александр Михайлович высказался насчет отечественных самолетостроителей-энтузиастов: «Пуще всего не следует увлекаться мыслью создания воздушного флота по планам наших изобретателей. Комитет [воздушного флота] нисколько не обязан тратить бешеные деньги на всякие фантазии только потому, что эти фантазии родились в России. Трудами братьев Райт, Сантаса Дюмона, Блерио, Фармана, Вуазена и других аэропланы доведены в настоящее время до возможного при нынешнем состоянии техники совершенства. И остается воспользоваться этими готовыми результатами».
Похоже, именно такой подход к авиастроению взят на вооружение в современной России. Остается только добавить к злободневно звучащим словам великого князя немного новомодных терминов вроде конкурентоспособности западных аналогов да заменить имена иностранных самолетостроителей на названия современных иностранных авиационных компаний «Боинг», «Эйрбас», «Бомбардье» и т.д.
Как известно, Советская власть придерживалась на этот счет прямо противоположного мнения. Не так уж много времени прошло с момента высказывания Александра Михайловича, но когда летом 1937 года экипаж Чкалова, совершив перелет через Северный полюс, приземлился на североамериканском континенте, на вопросы журналистов, кто строил самолет и чей на нем установлен мотор, наши летчики с полным правом могли гордо ответить: «Все в самолете советское». Самолет, на котором был совершен поразивший мир перелет, назывался АНТ-25, а его созданием в туполевском КБ занимался как раз замечательный советский конструктор, именем которого впоследствии будут называться лучшие отечественные военные самолеты, – Павел Осипович Сухой.
В 1930-е годы на самолетах, подготовленных коллективом под руководством Сухого, были установлены рекорды экипажей Чкалова и Громова. На доработанном варианте дальнего бомбардировщика ДБ-2, самолете «Родина» свой беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток совершили Гризодубова, Осипенко и Раскова. Данное самолету экипажем имя «Родина» «выражает мысли и чувства создателей машины: рабочих, инженеров, конструкторов», признавался в единственном за всю жизнь интервью конструктор Сухой.
Самостоятельное конструкторское бюро под руководством Сухого создается в 1939 году, и первым серийным самолетом марки «Су» становится Су-2. «На этих самолетах мы сражались под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, на Курской дуге», – вспоминали впоследствии летчики боевые подвиги Су-2 в Великой Отечественной войне. «Легкий самолет, послушный умелой руке, летучий, маневренный, достаточно скоростной. А главное, многоцелевой: разведчик, бомбардировщик, штурмовик, самолет «свободной охоты», самолет групповых полетов и одиночного боя, с просторной штурманской салон-кабиной, невероятно живучий и безотказный», – характеризовал детище Сухого Герой Советского Союза М.Лашин. Слово «живучесть» летчики вообще употребляют, отзываясь о Су-2, особенно часто, с благодарностью вспоминая о том, как он «снова спас нам жизнь».
Еще до войны Сухому дается задание создать штурмовик. Чуть раньше такая же задача была поставлена перед Ильюшиным, разработавшим в итоге знаменитый Ил-2. «Испытывая штурмовик Сухого, я обнаружил, что его скорость и маневренность выше, чем у Ил-2», – утверждал летчик А.К.Долгов. Несмотря на официальное признание превосходства Су-6 над Илом, в серию штурмовик Сухого не пошел: Ил-2 уже стоял на вооружении и успешно справлялся со своими задачами, и в тяжелейших военных условиях направлять средства на организацию производства нового самолета страна себе позволить не могла. Тем не менее заслуги Сухого не остались незамеченными руководством страны: конструктору была присуждена Сталинская премия первой степени, денежную часть которой Сухой направил в Фонд обороны.
Так сложилась, что эта судьба – так и не выйти в серию – постигла в тот период и другие отличные самолеты Сухого. В 1949 году он переживает тяжелейший момент: его КБ расформировывают, и Сухой вновь возвращается под крыло Туполева. «Я самолетчик и останусь им в любой ситуации. Без авиации я не могу представить свою жизнь», – сказал он тогда.
Отдельное конструкторское бюро было вновь создано в 1953-м. Считанные дни спустя Сухой уже познакомил своих соратников с основными параметрами двух новых самолетов. КБ Сухого приступает к созданию фронтового истребителя со стреловидным крылом и истребителя-перехватчика с треугольным крылом. То, что делал Сухой, было настолько ново, что многим заявленные технические характеристики задуманных самолетов казались невероятными. В адрес команды Сухого неоднократно звучали недоуменные комментарии: «Сухой и вы все – большие фантазеры». Тем не менее он сумел доказать, что может создавать самые лучшие, самые современные самолеты. Вскоре все встало на свои места: «Уж если у кого учиться новому и интересному, так это у Сухого», – признался однажды конструктор Лавочкин.
В 1956-м впервые в нашей стране на самолете Сухого была достигнута скорость, превышающая две скорости звука. Абсолютный мировой рекорд скорости полета на стокилометровом замкнутом маршруте (2092 км/ч) был установлен летчиком Адриановым на Т-405 того же КБ. Это далеко не единственное достижение мирового уровня на самолетах Сухого: так, В.С.Ильюшин на самолете Т-431 установил рекорд высоты полета в 28852 м, он же стал автором абсолютного рекорда высоты горизонтального полета (21 270 м). Павел Сухой считается одним из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. Истребитель Су-7, истребитель-перехватчик Су-9, истребитель-бомбардировщик Су-7Б – вот несколько примеров спроектированных в послевоенный период Сухим самолетов. Первый в СССР самолет с крылом обратной стреловидности был также детищем Сухого –
Су-17. В общей сложности конструктор разработал полсотни оригинальных конструкций самолетов, более трех десятков их них были построены и испытаны.
Биографы Павла Осиповича отзываются о нем как о человеке крайне сдержанном, замкнутом, не дающем воли эмоциям, порой казавшемся некоторым даже точно соответствующим своей фамилии – «сухим», и одновременно в высшей степени скромном. И вместе с тем за внешним обликом скрывалась и чуткая забота о работавших рядом с ним людях, и удивительно богатый внутренний мир. Создатель великолепных боевых самолетов прекрасно разбирался в литературе и живописи, тщательно следил за последними техническими новинками, читая в подлиннике иностранные технические журналы (кстати, и художественную литературу), – он отлично владел тремя современными европейскими языками, а также знал латынь.
Маленький штрих: однажды Сухому доложили, что для него получена льготная путевка в санаторий. Конструктор заявил, что воспользуется путевкой, но только полностью оплатив ее. По его представлениям, льготные путевки должны были доставаться в первую очередь рабочим. Когда читаешь такое о советском руководителе, это совсем не кажется удивительным или редким, напротив – очень закономерно. Но в какое жуткое противоречие это поведение входит с отношением к рабочим современных «эффективных топ-менеджеров».
Двигателестроитель Люлька, с которым работал Сухой, особенно подчеркивал, на какой риск шел конструктор, приступив к созданию в только что воссозданном КБ невероятного по тем временам самолета: «Для этого нужна, я не боюсь таких высоких слов, большая смелость конструктора, настоящего патриота своей Родины». Слова о патриотизме тут отнюдь не случайны: Сухой работал в условиях, когда против СССР велась холодная война, и наличие у СССР современнейших боевых самолетов было крайне веским аргументом в противостоянии с НАТО. Аргументом, которого нам так не хватает теперь.
Т-4 («сотка») — ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец ОКБ им. Сухого.
— 22 августа 1972 года шеф-пилот Герой Советского Союза В.С.Ильюшин вместе с заслуженным штурманом СССР А.Алфёровым поднял Т-4 в воздух. Полет продолжался 40 мин. В девятом испытательном полете 6 августа 1973 года машина перешла звуковой барьер на высоте 12100 м.
На снимке: подготовка к полету.
— Третий экземпляр самолета (АНТ-37бис), выпущенный в феврале 1936 г., был назван «Родина». Все работы были произведены бригадой П.О.Сухого – фактического автора этого самолета. Конструкция и оборудование самолета «Родина» были более совершенными, чем в предыдущих военных и рекордных самолетах.
На самолете «Родина» был установлен жен-ский рекорд дальности полета. 24–25 сентября 1938 г. летчицы В.С.Гризодубова, П.Д.Осипенко и М.М.Раскова совершили полет по маршруту Москва – поселок Керби протяженностью 5908 км за 26 ч 29 мин. летного времени.