Сурдина для скрипки что это
Этимология выражения Под сурдинку
Существует единодушное мнение экспертов, что выражение «под сурдинку пришло к нам из жаргона музыкантов.
«Под сурдинку
Сурдинка в языке музыкантов – небольшое приспособление, при помощи которого можно ослабить, приглушить звук того или другого музыкального инструмента. Слово это происходит от латинского «сурдус» – «глухой». Играть «под сурдиной» в музыке и значит пользоваться таким приспособлением. В общей же речи словосочетание «под сурдинку» применяется в смысле: украдкой, втихомолку, стараясь не привлекать к себе внимания.
Хочется обратить внимание на два обстоятельства: во-первых, перед нами типичный случай такого ходового выражения, которое родилось не в народной гуще, а, напротив того, среди образованных людей. Во-вторых, как это ни странно, слову «сурдинка» близко, родственно совсем на него не похожее слово «абсурд» (чушь, нелепость); «ab surdo» – по-латыни «от глухого», то есть «то, что можно услышать от глухого человека», чепуха.» [1]
«Что означает под сурдинку
сурдинка, сурдина — специальное устройство при игре на музыкальных инструментах, позволяющее сделать звук глуше, тише. Для сольной, ансамблевой и оркестровой игры используются сурдины, которые изменяют звук в разной степени, но не заглушают его сильно. Для занятий используются так называемые «ночные сурдины», глушилки, которые очень сильно глушат звук и позволяют заниматься не причиняя беспокойства окружающим. Иносказательно «под сурдинку» — потихоньку, втихомолку, украдкой, тайком.» [2]
«Под сурдинку
Тайком, незаметно.
Если хотят сделать что-то втихомолку, втайне, не привлекая излишнего внимания, то можно сказать — действуют под сурдинку.
Это выражение пришло из речи музыкантов: сурдинкой (сурдиной) называют специальное приспособление, которым можно ослабить, приглушить звучание некоторых музыкальных инструментов.
Глагол «приглушить» напоминает нам о том, что само слово «сурдина» происходит от латинского слова «сурдус» — «глухой».
Любопытно, что похожее выражение «делать под шумок» таит в себе противоположное «звуковое» слово.
Оба выражения оказываются образными, но по-разному: под сурдинку —тихо, как при игре с сурдиной; под шумок — пока все кругом шумят и ничего не слышат.» [3]
Рис. 1. Сурдинка для духового музыкального инструмента
Однако, на мой взгляд, происхождение слова «сурдинка» гораздо древнее современного понимания оттого, что слово «сурдинка» является искажением слова «сиринга». Сиринга – духовой музыкальный инструмент греческого происхождения.
Рис. 2. Сиринга – флейта Пана
Таким образом, слова сурдинка, сиринга, сорока, абсурд, surdus оказались в одном коренном ряду, как это ни странно.
Сурдина
«Под сурдинку» – такое выражение употребляют, когда хотят сказать, что нечто было сказано или сделано незаметно, тихо. Оно пришло из мира музыки. Сурдиной называется особое приспособление, уменьшающее силу звука, делающее его более тихим (называние происходит от латинского слова surdus, означающего «глухой»). Самое первое упоминание о сурдине относится к XVII столетию. Французский композитор Жан Батист Люлли во многих своих произведениях требует от оркестрантов «не снимать сурдин раньше, чем это обозначено» – ведь к тембровой стороне звука он относился очень трепетно.
Существуют сурдины для разных музыкальных инструментов, особенностями которых определяется их конструкция. Сурдина для струнно-смычковых инструментов напоминает гребешок с тремя зубцами (маленький для скрипки или альта, более крупный для виолончели), который надевают на подставку. Сурдину изготавливают из дерева, кости или даже легких металлов, а в современном мире сурдина может быть пластмассовой. По-иному выглядит сурдина для медных духовых – это втулка, которую вставляют в раструб. Изготавливают такие втулки из дерева, папье-маше, пластмассы или алюминия, снабжая пробковыми накладками. У кларнетистов, гобоистов и фаготистов нет специального приспособления такого рода, но при необходимости сурдину им с успехом заменяет… обычный платок, который музыкант складывает в несколько раз и помещает в раструб (правда, такой прием несколько ограничивает диапазон инструмента.
Изначальная функция сурдины – уменьшать громкость звука, иногда композиторы даже требуют от музыкантов целиком исполнять пьесу с сурдиной, если музыкальный образ требует приглушенного звучания (так поступил, например, Морис Равель в «Колыбельной на имя Габриеля Форе» – ведь колыбельные песни никогда не звучат громко). Но это приспособление изменяет не только громкость, но и тембр – и примерно с 1830-х гг. композиторы словно «открыли» эту возможность и стали широко использовать ее. Одним из первых применил сурдину в такой ипостаси Гектор Берлиоз. В начале заключительной части его «Фантастической симфонии», живописующей картину шабаша ведьм, тромбоны и валторны не звучали бы так призрачно-зловеще, если бы не играли с сурдиной. Более того – с сурдиной можно играть не только тихо, и тогда возникают особые тембровые эффекты. Например, в пьесе «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига именно использование сурдин создает тот «матовый» тембр у струнных, который передает всю трагичность происходящего. В «Уральском напеве» из сюиты «Время, вперед!» Георгия Васильевича Свиридова медные духовые с сурдинами подражают звучанию азиатских народных инструментов.
Все права защищены. Копирование запрещено
Подобные посты
Период
Существует множество музыкальных форм. Среди них есть и крупные (например, сонатная), и небольшие – например, двухчастная или трехчастная. Но какая из музыкальных форм является наименьшей? Это форма, которая называется периодом. Можно сказать, что само слово «период» концентрирует в себе основную функцию музыкальной формы – организовывать музыку во времени, ведь за пределами музыкального искусства этим словом […]
Думка
Изучая музыкальные термины, нетрудно прийти к мысли, что все они до единого пришли из итальянского языка. Это не так – итальянских слов в арсенале музыкантов действительно немало, но есть и другие – французские, немецкие и даже славянские. К числу последних принадлежит название думки – жанра, пришедшего из фольклора в профессиональную музыку в эпоху романтизма. […]
Генерал-бас (Basso continuo)
«Для скрипки и basso continuo» – подобную формулировку часто можно встретить в старинной музыке. Что же имели в виду композиторы – кто или что сопровождает скрипку или другой инструмент в таком случае? У этого явления много названий: basso continuo, генерал-бас, цифрованный бас. Речь идет об особом способе сокращенной записи многоголосной фактуры, который начали использовать […]
СУРДИНКИ для скрипки, альта и виолончели
Сурдина — приспособление, которое надевается на подставку скрипки, альта, виолончели, а также контрабаса во время игры. В зависимости от формы и материала сурдина может приглушить звук (резиновая, оркестровая), изменить тембр (деревянная) или почти полностью заглушить инструмент (для занятий).
Самый простой тип сурдины, распространенный во времена товарного дефицита в бывшем Советском Союзе, следующий. Берут пластмассовую трубочку диаметром менее сантиметра, сплющивают, накладывают на две средние струны, а концы ее пропускают под двумя крайними струнами и обрезают, отступя от струны примерно на 1 см. Эта сурдина находится около подгрифка, а в случае надобности поднимается к подставке и хорошо «сурдинит» звук.
В настоящее время имеется множество различных сурдин для смычковых.
Тембр скрипки можно изменить с помощью сурдины. Сурдина представляет собой небольшой деревянный или металлический «гребешок» с двумя-тремя «зубцами». Она надевается сверху на подставку и уменьшает ее вибрацию, благодаря чему звук становится приглушенным и очень мягким. Сурдину обычно применяют при исполнении пьес интимного, лирического характера.
Сурдина гребешковая, материал черное дерево
Изготовлена из африканского черного дерева
Количество 1 штука
Экспортная цена без включения немецкого НДС в размере 19% с экспортной поставкой заказа в страны за пределы ЕС (например в Россию, Украину, Казахстан, Узбекистан, Беларусь и другие).
Free shipping to the following countries: Show more Show less
Уникальная запатентованная конструкция сурдинки снижает вибрацию и предотвращает трение струн. Сильный редкоземельный магнит обеспечивает быстрое использование сурдины и возврат к подрифнику. Лучше всего подходит для струнных подрифников с одной подстоечной машинкой.
Количество 1 штука
Изготовлено в Голландии.
Free shipping to the following countries: Show more Show less
Сурдины круглой формы для скрипки, альта и виолончели
Сурдина USA резиновая круглая
Изготовлена из мягкой резины черного цвета
Количество 1 штука
Цена без включения немецкого НДС в размере 19% для покупателей из стран, не входящих в ЕС с экспортной поставкой заказа в страны за пределы ЕС.
Free shipping to the following countries: Show more Show less
Сурдина EAST резиновая круглая
Изготовлена из мягкой резины черного цвета
Количество 1 штука
Цена без включения немецкого НДС в размере 19% только для покупателей из стран, не входящих в ЕС с экспортной поставкой заказа в страны за пределы ЕС, например: в Россию, Украину, Белоруссию, Казахстан и другие страны.
Free shipping to the following countries: Show more Show less
Совершенно не пачкает подставку для скрипки, не оставляет после исользовния никаких механических вмятин на подставке изготовленной из любой по плотности акустической древесины.
Придаёт скрипке более мягкий звуковой тон при игре, благодаря своему специальному силиконовому составу.
Количество 1 штука
Цена без включения немецкого НДС в размере 19% для покупателей из стран, не входящих в ЕС с экспортной поставкой заказа в страны за пределы ЕС.
Free shipping to the following countries: Show more Show less
Сурдины скрипичной формыдля скрипки
Изготовлена из мягкой резины черного цвета напоминающая форму скрипки.
Количество 1 штука
Цена без включения немецкого НДС в размере 19% для покупателей из стран, не входящих в ЕС с экспортной поставкой заказа в страны за пределы ЕС.
Free shipping to the following countries: Show more Show less
Количество: 1 штука
Цена без включения немецкого НДС в размере 19% для покупателей из стран, не входящих в ЕС с экспортной поставкой заказа в страны за пределы ЕС.
Free shipping to the following countries: Show more Show less
Сурдина пластиковая АРТИСТ квадратной формы с изображением скрипичного эфа.
Сурдина разработана канадским скрипачом Кельвином Зибом.
Сурдина Артист выполнена из специального синтетического материала.
В сурдине имеются специальные канавки, в которые входят струны Ля и Ре, благодаря чему сурдина легко перемещается между подгрифником и скрипичной подставкой.
Количество: 1 штука
Цена без включения немецкого НДС в размере 19% для покупателей из стран, не входящих в ЕС с экспортной поставкой заказа в страны за пределы ЕС.
Free shipping to the following countries: Show more Show less
Сурдина на струнных инструментах
На смычковых струнных инструментах (скрипке, альте, виолончели) сурдина — небольшой зажим в виде деревянного или металлического гребешка, который надевается на подставку и сковывает её вибрацию. Таким образом, звук инструмента становится мягче и глуше. На контрабасе сурдина, как правило, не используется, так как его звук сам по себе несколько глуховат и не нуждается в ослаблении.
Сурдина для скрипки впервые упоминается в работах Марена Мерсенна в 1636 году. Один из первых случаев применения сурдины для струнных смычковых в музыке — опера-балет Люлли «Армида». До XIX века сурдина использовалась достаточно редко, однако с наступлением эпохи романтизма, когда композиторы стали искать новые звучания и новые тембры в оркестре, она стала обычным явлением.
После широкого тестирования компания Alpine Mute производит сурдину, которая обеспечивает лучший результат как для профессионалов, так и для студентов.
Maria (Friday, 09 April 2021 14:24)
Здравствуйте!заказывала сурдинку и подставку для скрипки.Упаковано было всё в коробку и в пупырку.В подарок получила массу приятных сюрпризов.Огромное спасибо!
ГЛУШИЛКИ для скрипки, альта и виолончели
Глушилка — приспособление, которое надевается на подставку скрипки, альта, виолончели, а также контрабаса во время игры. В зависимости от формы и материала глушилка должна функционально почти полностью заглушить инструмент для занятий.
Выглядят они различно, но функциональной разницы не имеют. Скрипичная учебная глушилка для полноразмерной скрипки устанавливается на скрипичную акустическую подставку и одинаково заглушает звучание всех четырёх струн.
Глушилка металлическая для скрипки, альта и виолончели
Одевается так же, как и деревянная.
Преимущества:
1. практически полностью глушит звук. Занимайтесь хоть всю ночь, все равно никто не услышит.
Недостатки:
1. работать с такой глушилкой со звуком бесполезно, если ее часто надевать, то можно повредить подставку;
2. если уроните на скрипку — царапина или вмятина обеспечены;
4. Обращаем внимание музыкантов, играющих на струнах из металла! Поскольку резонансный модуль частот у металлических струн и глушилки из металла схож, то эффект резонирования амплитуды колебаний под внешним воздействием не заглушается нужным образом.
При покупке металлической глушилки, пожалуйста, обязательно это учитывайте.
Глушилка резиновая для скрипки, альта и виолончели
Надевается так же, как и деревянная и металлическая.
Преимущества и недостатки резиновой глушилки:
Резиновая глушит гораздо меньше, но зато не может повредить подставку и повредить или поцарапать деку струнного инструмента. Но, все же она не в достаточной мере глушит звук и в помещениях с плохой звукоизоляцией заниматься с подобной резиновой глушилкой невозможно.
В качестве преимущества стоит отметить ее небольшую стоимость.
Глушилка металлическая наборная прорезиненная для скрипки, альта и виолончели
защищает подставку и очень хорошо заглушет звук струнного инструмента!
Отличительным качеством этой модели глушилки является возможность регулировки при помощи вдух встроенных регулировочных винтов.
Вначале может показаться, что купленная вами глушилка слишком узкая и плотно надевается на струнную подставку. Не беспокойтесь.
Для большинства струнных подставок она сначала будет сидеть слишком плотно и не до конца по размеру. Это намеренно задумано производителем! Вам следует немного ослабить два регулировочных винта, чтобы полностью и без усилий установить глушилку на вашей подставке для струн. Сразу после установки глушителя вы должны немного затянуть винты, чтобы глушитель не спадал с подставки и принял оптимальный размер.
Теперь, зная какая сурдина для чего предназначена и какие функции выполняет, вам будет легко сделать правильный выбор и купить подходящую для вашего инструмента глушилку.
Металлическая регулируемая прорезиненная Глушилка купить
СУРДИНА «НОЧНАЯ» МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ПРОРЕЗИНЕННАЯ
Глушилка металлическая для скрипки и альта. Особенно рекомендуется для домашних занятий ученикам музыкальной школы и студентам консерватории.
Цвет: черный резиновый.
Вес виолончельной глушилки: 93 грамма
Количество 1 штука
Экспортная цена без включения немецкого НДС в размере 19% с экспортной поставкой заказа в страны за пределы ЕС (например в Россию, Украину, Казахстан, Узбекистан, Беларусь и другие).
Сурдинка
Труба с обычной картонной сурдиной. Внизу металлическая «груша», джазовая сурдина для эффекта «уа-уа», сурдина «грибок»
Содержание
На струнных
На струнных смычковых инструментах (скрипке, альте, виолончели) сурдина представляет собой небольшой грузик, надеваемый на подставку. На контрабасе сурдина используется реже остальных инструментов, так как его звук сам по себе несколько глуховат.
Сурдина для скрипки впервые упоминается в работах Марена Мерсенна в 1636 году. Один из первых случаев применения сурдины для струнных смычковых в музыке — опера-балет Люлли «Армида». До XIX века сурдина использовалась достаточно редко, однако с наступлением эпохи романтизма, когда композиторы стали искать новые звучания и новые тембры в оркестре, она стала обычным явлением.
На духовых
У медных духовых инструментов (трубы, тромбона, валторны) сурдина — болванка из дерева, картона или металла, вставляющаяся в раструб и закрывающая его, оставляя лишь небольшое пространство для прохода воздуха. Звук инструмента с сурдиной становится чуть резковатым и звенящим. Существуют несколько разновидностей сурдин разной формы («груша», «грибок» и др.), по-разному влияющих на тембр инструмента. Обычно исполнитель сам выбирает, какую сурдину нужно поставить, чтобы достичь требуемого эффекта, но иногда нужный тип сурдины указывается композитором.
Чаще всего сурдины используются на трубе и тромбоне, реже — на валторне, так как приглушить звук на этом инструменте можно, просто вводя в раструб кулак свободной правой руки.
В джазе на трубе и тромбоне применяются самые разнообразные типы сурдин, иногда до неузнаваемости меняющие тембр инструмента или используемые для специальных эффектов — кваканья («wah-wah»), рычания и др. Встречаются обозначения видов сурдин для тромбона или трубы: «mute», «straight».
Существуют также специальные «сурдины для занятий». Подразумевается — чтобы не мешать соседям.
Следующий шаг в развитии сурдины как приспособления для изменения звука получили «электронные сурдины», которые могут до неузнаваемости изменить звучание инструмента. Однако, особой популярностью они не пользуются.
Одно из «старых» названий сурдины для тромбона или трубы — «шляпа». Так как собственная ладонь или головной убор могут с успехом заменить иногда это приспособление.
На гармониках
На концертных баянах или аккордеонах сурдина представляет собою перфорированную пластину, которая с помощью специального рычажка передвигается, подставляя отверстия под отверстия левой сетки, или уходя из-под них, прикрывая их и глуша таким образом звуки левой клавиатуры.