Суртс ростелеком что это
Суртс ростелеком что это
Регистрация на площадке
Присоединитесь к более чем 500 000 пользователей. Это бесплатно.
Вы хотите зарегистрироваться на площадке как
Регистрация в качестве поставщика
Данный тип регистрации позволяет принимать участие в торгах по покупке имущества.
Данный тип регистрации позволяет принимать участие исключительно в процедурах по родовому захоронению и реализации машино-мест без использования электронной подписи.
Этот тип регистрации позволяет принимать участие в процедурах ГК «Росатом», а также (при наличии соответствующей аккредитации) размещать заказы для нужд компании и подведомственных организаций (atom2.roseltorg.ru).
Данный тип регистрации позволяет принимать участие в процедурах ГК «Ростех».
Данный тип регистрации позволяет принимать участие в торговой платформе для закупок частного бизнеса «Росэлторг.Бизнес».
Регистрация в качестве заказчика
Для осуществления первого входа в новую версию секции необходимо перенести действующую учетную запись в ЕЛК, следуя инструкции (это займет не более 5 минут).
Перенести учетную запись в ЕЛК
Если у Вас уже есть учетная запись в старой версии секции ГК «Ростех». После переноса данных Вы сможете войти в Единый личный кабинет и новую версию секции ГК «Ростех».
Если Вы уже перенесли свою учетную запись или хотите аккредитоваться в секции впервые. Подать заявку на аккредитацию и отслеживать ее статус можно в Едином личном кабинете.
Войти в старую версию секции ГК «Ростех»
Если Вы являетесь организатором или участником процедур, опубликованных до 28 октября 2019 г. (или хотите управлять лицевым счетом, открытым в старой версии секции).
«Ростелеком» внедрил единую систему учета сетевых ресурсов
ОАО «Ростелеком» внедрил систему управления ресурсами мультисервисных сетей на базе продуктов Oracle Communications MetaSolv Solution. Централизованная система запущена во всех МРФ оператора и использовалась в работе телекоммуникационной инфраструктуры Зимних Олимпийских игр в Сочи. Проект является одним из первых масштабных внедрений отраслевых решений Oracle Communications в СНГ и Восточной Европе. Партнером по реализации проекта выступила компания AT Consulting
Вследствие быстрого роста числа абонентов и расширения сетевой архитектуры в 2011 году руководство «Ростелекома» приняло решение внедрить эффективную промышленную систему для управления сетевой инфраструктурой. Система призвана поддержать ключевые бизнес-процессы оператора: сетевое планирование и учет, проектирование и оптимизацию сети, активацию сервисов, исполнение заявок и др. В качестве технологической базы были выбраны продукты линейки Oracle Communications MetaSolv Solution, ориентированные на работу с широким набором услуг и имеющие высокую масштабируемость. Партнером по внедрению выступила компания AT Consulting.
Единая система позволяет оператору вести централизованный учет физических и логических сетевых ресурсов, управлять заказами по предоставлению услуг абонентам, сокращать долю ошибочно выполненных заказов, уменьшить сроки включения услуг, снизить потери от простоя оборудования за счет интеграции новой системы с системами Fault Management.
Проект стартовал в декабре 2011 года. В ходе первого этапа, переданного заказчику в опытную эксплуатацию в ноябре 2012 года, команда внедрения автоматизировала управление ресурсами сетей IP/MPLS. В настоящее время AT Consulting завершает автоматизацию управления ресурсами МГ/МН телефонии, ОКС7, управления услугами центров обработки данных, VoIP, а также осуществляет поддержку и дальнейшее развитие системы. Система была введена в промышленную эксплуатацию во всех макрорегиональных филиалах «Ростелекома» и в Корпоративном Центре 3 декабря 2013 года.
«Внедрение такого всеобъемлющего решения поможет оптимизировать инфраструктуру «Ростелекома» и в тоже время предоставит нашим клиентам больше сервисов и продуктов за счет более эффективного использования сетевых ресурсов. Единая система построена на современной технологической платформе, имеет большой ресурс развития и поддерживает все типы услуг сетей IP для корпоративных клиентов, включая выделенный доступ в интернет, все виды IP VPN. Нужно отметить, что система активно использовалась в работе телекоммуникационной инфраструктуры Олимпийских игр в Сочи, которая соответствовала высоким мировым стандартам проведения международных спортивных мероприятий», – комментирует Геннадий Марашан, начальник отдела автоматизации и технологического обеспечения сетей и систем ОАО «Ростелеком».
«Решение вывело сегмент OSS-приложений «Ростелекома» на новый технологический уровень. Помимо уже достигнутых результатов в рамках первого этапа внедрения, мы осуществляем работы в рамках второго этапа, охватывающего другой сегмент услуг компании. В перспективе планируется ряд интеграционных проектов и дальнейшее развитие функциональности системы. Говоря о сложности проекта, особо выделю два фактора. Во-первых, система была запущена единовременно во всех подразделениях компании, что накладывало дополнительные сложности, во-вторых, запуск производился в рамках подготовки и проведения Олимпийских игр, что на порядок повышало ответственность за результат. Хотел бы поблагодарить всех участников как со стороны «Ростелекома», так и со стороны AT Consulting, приложивших усилия к реализации данного проекта», – говорит Игорь Моршаков, руководитель проекта внедрения от ОАО «Ростелеком».
«В процессе проектирования и внедрения системы необходимо было учесть специфику работы, функциональные требования и пожелания всех заинтересованных подразделений. Система запускалась одновременно во всех филиалах оператора, от Калининграда до Дальнего Востока, что значительно усложнило патронажный период: поддержка пользователей осуществлялась в большом диапазоне часовых поясов. Это потребовало большого внимания к деталям и кропотливой работы совместно с представителями «Ростелекома» и Oracle», – отмечает Мирослав Вуксанович, руководитель проекта от AT Consulting.
Модернизация технологической платформы
В число стратегических направлений развития «Ростелекома» входит постоянная модернизация и повышение качества и инфраструктуры. Модернизация технологической платформы предусматривает активное развитие оптической и обновление медной сетей, а также централизацию ИТ-ландшафта, что значительно снижает стоимость обслуживания и повышает общую управляемость сетей.
Развитие сетевой инфраструктуры
«Ростелеком» предоставляет услуги по передаче информации любого типа с использованием кабельных, радиорелейных и спутниковых каналов. Цифровая сеть компании базируется на технологиях DWDM и охватывает практически всю территорию России.
В 2018 году были спроектированы, построены и введены в эксплуатацию сети, которые расширили потенциал сетевой инфраструктуры компании. На основе улучшенной сетевой инфраструктуры «Ростелеком» реализовал несколько масштабных проектов:
Транспортная сеть связи
Транспортная сеть связи «Ростелекома» включает следующие элементы.
Высокое качество и надежность услуг обеспечиваются благодаря:
В 2018 году единая система учета ресурсов транспортных сетей (СУРТС) была масштабирована на Макрорегиональные филиалы (МРФ) для планирования, формирования и учета магистральных и внутризоновых сетей связи.
В рамках проекта виртуализации сетевых и сервисных функций (NFV) в ноябре 2018 года компания начала оказывать услуги на базе платформы TelcoCloud. Это позволило виртуализировать наиболее востребованные сервисные сетевые функции безопасности для корпоративных клиентов «Ростелекома».
Важным шагом в развитии направления в 2018 году стало успешное завершение опытной эксплуатации сегмента региональной сети на основе SDN-решения компании Brain4Net. Успешная реализация проекта подтвердила техническое совершенство архитектуры Metro Ethernet на базе технологий SDN, позволяющее оператору достичь более высокого уровня автоматизации в этом сегменте сети.
Голосовая инфокоммуникационная сеть
В 2018 году продолжилось строительство комбинированных узлов ТМгУС/ТЗУС/ОТМУС/УОВЭОС Транзитный междугородный узел связи / транзитный зоновый узел связи / оконечно-транзитный местный узел связи / узел обслуживания вызовов экстренных оперативных служб. на базе архитектуры vIMS, размещаемых в каждом субъекте Российской Федерации, на территории которого функционирует сеть ПАО «Ростелеком». Эти узлы являются региональными площадками в составе новой Инфокоммуникационной платформы (ИКП), позволяющей выполнить унификацию технических решений, оптимизацию сетевой инфраструктуры по единым принципам развития сети ПАО «Ростелеком».
Сегменты голосовой инфокоммуникационной сети Уровень цифровизации местной телефонной сети, %
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
---|---|---|---|---|
82 | 84 | 86 | 87 | 88 |
Сеть передачи данных
Сеть передачи данных IP/MPLS IP/MPLS (Multiprotocol Label Switching) – технология быстрой коммутации пакетов в многопротокольных сетях, основанная на использовании меток. «Ростелекома», состоящая из магистральной и региональных сетей, служит для предоставления услуг:
В 2018 году компания увеличила мощность магистральной сети IP/MPLS на 31 %, до 20,3 Тбит/с.
Мощность магистральной сети IP/MPLS, Тбит/с
Сети доступа
Компания предоставляет быстрый и стабильный доступ в интернет и к любым цифровым сервисам как частным пользователям, так и всем другим категориям клиентов.
Для этого «Ростелеком» реализует ряд проектов. Специальный проект «Мост» нацелен на модернизацию инфраструктуры «последней мили» посредством замещения медных сетей современными оптическими технологиями доступа. Компания стремится максимизировать утилизационные доходы и снизить операционные затраты на поддержание сетевой инфраструктуры за счет высвобождения избыточной недвижимости и сокращения затрат на ее поддержание.
С 2014 года «Ростелеком» успешно эксплуатирует платформу «Гермес», предназначенную для автоматизации процессов управления проектированием и строительством сетей. По данным системы «Гермес», за 2018 год было построено 14,9 тыс. км ВОЛС для подключения клиентов в сегменте B2B.
При поддержке государства компания активно развивает сети доступа для социально значимых объектов инфраструктуры, а также проводит высокоскоростной интернет в малонаселенные пункты. Примерами таких проектов являются «Устранение цифрового неравенства» и подключение к сети Интернет лечебно-профилактических учреждений по всей стране. По итогам 2018 года в рамках этих проектов подключено 8,2 тыс. населенных пунктов и 8,9 тыс. медицинских учреждений, проложено 59 тыс. км и 37,9 тыс. км ВОЛС соответственно.
Развитие сетей доступа по состоянию на конец 2018 года позволило охватить оптическими технологиями 35,0 млн домохозяйств. Этот показатель вырос на 1,7 млн в 2018 году, включая охват 1,2 млн домохозяйств по технологии FTTB и 0,5 млн – по технологии GPON.
Структура охвата домохозяйств по технологиям, 2014–2019 гг., млн Динамика охвата домохозяйств, 2017–2018 гг., млн
Подводные кабели
В декабре 2018 года «Ростелеком» завершил работы по проекту «Строительство ПВОЛС «Южно-Сахалинск – Курильск – Южно-Курильск – Крабозаводское» в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016–2025 годы». Подводная волоконно-оптическая линия передачи протяженностью по морю более чем в 766 км и по суше в 65 км организована с использованием оборудования спектрального уплотнения DWDM пропускной способностью 40 Гбит/с с установкой системы передачи уплотнения OSN Optix 880. Также построены узлы связи с интеграцией островной инфраструктуры Курильских островов с взаимоувязанной сетью связи Российской Федерации.
Спутниковая связь
Текущая загрузка сети спутниковой связи на магистральных направлениях постепенно снижается по мере ввода «Ростелекомом» подводных ВОЛС в направлении Магадана и Петропавловска-Камчатского. В 2018 году компания провела модернизацию спутниковых каналов связи Камчатского края, Магаданской области и других труднодоступных регионов.
Развитие инфраструктуры телевидения
В отчетном периоде «Ростелеком» завершил аппаратную и программную модернизацию инфраструктуры платформы интерактивного телевидения (IPTV/ОТТ), что позволило обеспечить техническую готовность для оказания услуг абонентам IPTV, ОТТ и сервиса «Управление просмотром».
В течение года была развернута новая версия системы DRM Verimatrix, а также новая централизованная система CAS Conax Contego.
В сентябре «Ростелеком» запустил новый видеосервис Wink, позволяющий получить интерактивные телевизионные услуги на любых устройствах и в любых сетях. Кроме того, начали работу продукт «Телевидение для гостиниц по технологии DVB-C» и система вещания четырех телевизионных сигналов в формате 4K (UHD). В сеть были введены 35 новых телеканалов.
В течение года было присоединено 27 площадок ФГУП «РТРС» для приема сигналов обязательных общедоступных телеканалов в соответствии с требованиями законодательства, что позволило существенно повысить качество транслируемых телеканалов в рамках услуги «Интерактивное телевидение».
Сети подвижной связи
По состоянию на конец 2018 года компания обеспечивает маршрутизацию международного роуминга для 754 мобильных сетей в 203 странах. «Ростелеком» продолжает наращивать мощности подвижной связи в регионах.
Развитие ИТ-инфраструктуры
Гармонизация ИТ-ландшафта
В рамках гармонизации ИТ-ландшафта «Ростелеком» реализует стратегическую «Программу целевой архитектуры BSS/OSS» (Программа «Базис»). В 2018 году была проведена реструктуризация программы с расширением ее функционала и запуском новых проектов, в том числе в рамках МРФ.
Обеспечение открытости и адаптивности
В конце 2017 – начале 2018 года запущен ряд важнейших инициатив по повышению эффективности ИТ-блока, среди которых:
Развитие информационной среды для улучшения взаимодействия с клиентами
C целью повышения эффективности использования данных в Группе запущена программа «Единый контур отчетности и системы по работе с мастер-данными», которая предусматривает развитие центра хранения данных и повышение качества управления клиентскими данными и нормативно-справочной информацией.
В 2018 году Группа добилась прогресса по всем основным направлениям программы. В частности, были сокращены сроки предоставления данных, внедрен базовый функционал для гармонизации данных о клиенте и запущен процесс по унификации нормативно-справочной информации.
Как мы создавали адресный справочник Ростелекома
Зачем Ростелекому знать про адреса все и даже немного больше?
Интернет, при всем своем цифровом имидже, штука, созданная в аналоговом мире. И до сих пор для того, чтобы в доме был высокоскоростной интернет, к дому должен быть физически подведён кабель.
Именно адрес дома является ключевым объектом идентификации в многоступенчатом процессе предоставления услуг Интернета.
Адрес возникает в момент, когда клиент звонит к нам в Ростелеком с вопросом, можно ли подключить интернет. Оператору нужно знать адрес клиента, чтобы проверить, проведён ли к дому кабель с интернетом. Адрес используется вплоть до этапа сопровождения и обслуживания действующего клиента. При обращении в службу технической поддержки по адресу клиента проверяется, является ли проблема локальной, или авария массовая и проблема затронула целый квартал.
И конечно, на каждом шаге процесса важна скорость ответа клиенту.
Упрощенно, бизнес-процесс прохождения заявки на подключение интернета выглядит следующим образом. Заявка от клиента попадает в систему – это может быть сайт или другая система, где можно вести заявки. Далее запрос отправляется в систему линейно-технического учета для проверки наличия технической возможности подключения клиента по его адресу. Если техническая возможность есть, то заявка передается в рабочую систему для монтажников, которые выполнят подключение клиента к интернету. После включения услуги на сети заявка уходит в биллинг, где производится расчёт стоимости услуг для абонента. Из биллинга формируются ежемесячные выгрузки для отправки счетов и претензионных писем должникам.
Все эти информационные системы разрабатывались и внедрялись ещё до объединения Ростелеком, и как правило, до того, как рынок интернета стал столь высококонкурентным.
Действующие информационные системы обеспечивали непрерывный процесс продаж и подключения услуг связи по стране, но при этом интеграция между ними осуществлялась в полуавтоматизированном режиме. Системы были слабо связаны между собой и не проектировались для взаимодействия в рамках единого информационного пространства. В каждой системе использовались свои адресные каталоги, справочники, принципы идентификации объектов.
Для эффективного взаимодействия всех систем в едином централизованном бизнес-процессе продаж и обслуживания клиентов компании Ростелеком необходимо было обеспечить общий «протокол» общения – систему классификации и идентификации адресных объектов. При этом отправной точкой должен быть именно объект недвижимости, который может иметь адрес, может его не иметь, может иметь альтернативную адресацию, но в любом случае должен быть определен однозначно.
Как все было до единого адресного справочника? Почему не подходит ФИАС? Почему все сложнее, чем кажется?
Когда в компании возникает задача создания справочника, то всё кажется очень простым.
Во-первых, адрес — это что-то всем знакомое, каждый с этим сталкивается ежедневно, каждый знает, как писать адрес: как Бог на душу положит.
Во-вторых, после первых пятнадцати минут изучения вопроса в интернете вы узнаете, что адресный справочник на всю Россию уже создан в налоговой. И всё, что вам остается сделать – скачать базу ФИАС, загрузить в базу данных и адресный справочник готов. В некотором смысле, конечно, всё так и есть.
Существует федеральная информационная адресная система, в ней существуют адреса, они регулярно обновляются, и ФНС регулярно выкладывает обновления. Для многих задач этот справочник подходит, например, для задач ФНС.
Но проблемы Ростелекома ФИАС решить не мог. В адресных справочниках Ростелекома адресов значительно больше, чем в адресном справочнике налоговой, и Ростелеком узнает о строительстве нового дома в среднем на несколько лет раньше, чем этот дом появится в справочнике ФИАС. И Ростелекому важно знать не только про адреса, а однозначно связать адрес с объектом недвижимости, и определить все значимые характеристики этого объекта: год постройки, материал стен, назначение и 90 других очень важных параметров.
Но самая главная проблемы была в том, что на момент старта проекта в Ростелекоме существовало не менее 40 активно используемых систем, в каждой из которых был свой адресный справочник, была своя база с адресами, сопоставление которой с ФИАС давало на выходе около 60% совпадающих адресов и 40% адресов, о которых налоговая ничего не знает.
Определить эти 40% адресов как «мусор» было нельзя, потому что на них располагалось примерно столько же процентов абонентской базы, и отказ от адресов означает отказ и от абонентов тоже. По каждому адресу из отсева нужно было понимать: существует ли такой адрес и является ли данный адрес независимым, или является дублем другого адреса? Или может быть это угловой дом, и мы имеем дело с альтернативной адресацией?
Нужно было придумать решение, которое позволило бы связать между собой не менее 95% адресов. То есть для 35% адресов из тех, которые не сошлись с ФИАС, нужно было придумать алгоритм, который позволит принимать решения по ним. Это нужно было делать автоматически. Для того, чтобы обработать вручную около 40% адресной базы Ростелекома, понадобилось бы около 120 человеколет. Да и устранять проблему человеческого фактора с помощью человека не самое мудрое решение.
Как мы всё это делали и почему так долго
В рамках проекта требовалось решить две основные задачи: создать адресный справочник, который бы содержал все хорошие адреса и не содержал мусора, и разработать систему, которая бы позволила в online-режиме поддерживать адресный справочник в актуальном состоянии в периметре всего ИТ-ландшафта Ростелеком.
Упрощенно, процесс реализации проекта можно описать как последовательность следующих шагов:
Полностью автоматизировать данный алгоритм, используя известные методы Левенштейна и Яро-Винклера, не получалось. Поэтому вместе с автоматизированным способом разбора адресов был применен и разработанный алгоритм оценки фактических допустимых отклонений адресных строк от эталонных данных.
Но и этого оказалось недостаточно!
Для максимально точного сопоставления адресных данных пришлось анализировать данные систем техучёта. Таким образом был сформирован пул дополнительных совсем не адресных атрибутов, которые входили в итоговый алгоритм подтверждения качества разбора. Такими атрибутами были, например, геокоординаты и идентификаторы оборудования. Так, если один и тот же коммутатор был привязан к адресам, которые были идентифицированы, как потенциальные дубли – это был маркер, который позволял «схлопнуть» адреса в один эталонный адресный объект. Наличие таких дополнительных сведений позволило собрать наиболее полную базу данных по всем «угловым» домам, которая отражает всю специфику альтернативной адресации в Российской федерации.
Но несмотря на наличие большого количества дополнительных сведений: данные систем техучёта, списки возврата корреспонденции, кросс-связи между адресными справочниками систем по идентификаторам абонентов, в некоторых филиалах серая зона – перечень адресов, которые не могли быть однозначно идентифицированы – могла доходить до 10%.
А что же делать с серой зоной? Ведь в неё включались не только неправильно написанные адреса, но и так называемые «технологические адреса» – объекты недвижимости, где установлено оборудование и оказываются услуги, но они располагаются совсем не в черте городских массивов и, соответственно, не имеют адресов в традиционном понимании. Эта задача была выделена в отдельное направление и с использованием всех известных методов геоаналитики и смыслового анализа данных, такие объекты были также уникально идентифицированы и вошли в эталонный адресный справочник.
Создание эталонного адресного справочника было результатом титанических усилий, но итогом этой работы стало повышение точности определения технической возможности подключения по таким домам, а значит цель была достигнута.
Второй не менее сложный и интересный аспект проекта был связан с разработкой архитектуры решения.
Рождению итоговой архитектуры решения предшествовало две ошибочных гипотезы:
Второй подход к построению архитектуры адресного справочника был основан на идее построение MDM на базе движка по разбору и нормализации адресов. Это казалось логичным решением, так как узким местом предыдущего архитектурного подхода была именно функция поиска и сопоставления адресов, приведения их к эталонному виду и возможности поиска потенциальных дубликатов.
Тем не менее, архитектура продуктов по разбору и нормализации адресов ориентирована на скорость обработки массивов адресов, точность подбора похожих адресных строк, минимизацию обратной ошибки, – именно эти показатели являются ключевой ценностью продукта по нормализации адресов, которые зачастую используются при обработке списков адресов почтовой рассылки и в подобных задачах. Основной идеей данных решений является использование единого эталонного адресного справочника – ФИАС – и приведение получаемых на вход списков к эталону с рассчитанной вероятностью.
Задачи Ростелеком требовали создания собственного, непрерывно пополняемого эталонного справочника, который с одной стороны базируется на ФИАС, но при этом наличие или отсутствие адреса в ФИАС не является определяющим для признания адреса эталонным. И это было нерешаемой задачей для большинства систем автоматической нормализации адресов.
В итоге долгих поисков было найдено компромиссное решение с гибридной архитектурой – MDM-платформа собственной разработки, интегрированная с поисковым движком HumanFactorLabs. Выбор данного поставщика был определен их готовностью доработать механизм поиска адресов для использования, в качестве эталона, адресного справочника Ростелеком, и реализовать механизм регулярной синхронизации адресного справочника Ростелеком с ФИАС. Данная доработка позволила предоставить пользователям удобный и качественный поиск адресов по строке, а построение MDM решения на базе OpenSource продуктов обеспечила гибкость в подходах к интеграции с ИТ-ландшафтом Ростелекома. В периметре ИТ-ландшафта Ростелекома существуют legacy-системы, которые используются в бизнес-процессе, но не могут быть существенно доработаны по причине своих конструктивных ограничений. Уход от промышленного решения в сторону собственной разработки позволил максимально адаптировать MDM-платформу под особенности ИТ-среды, сохраняя при этом основную архитектурную концепцию неизменной.
Почему так сложно?
С учетом специфики построения ИТ-ландшафта Ростелеком первое внедрение системы должно было происходить непосредственно в промышленном контуре ИТ-ландшафта макрорегиона. На промышленном контуре в опытную эксплуатацию внедрялись новые интеграции с ключевыми системами ИТ-ландшафта, что оказывало эффект на техническую реализацию всех бизнес-процессов ПАО «Ростелеком»: Продажи и подключение, Ввод новых объектов связи в эксплуатацию, Модернизация домовых распределительных сетей, Монтаж, Поддержка на 2 и 3 линии, Планирование строительства, Предоставление отчетности. Риском ошибки внедрения была полная блокировка работы информационных потоков между информационными системами макрорегиона, остановка всех бизнес процессов, падение продаж и репутационные риски.
Поэтому перед первым внедрением скрупулёзно выверялся каждый шаг, каждый адрес и запуск системы в эксплуатацию, требовал дежурства в режиме 24х7 в течении двух недель после старта.
В момент первого запуска казалось, что все сложности пройдены и дальше будет просто тиражирование. Но с учетом того, что каждый макрорегион – это в недавнем прошлом отдельная компания со своим специфическим ИТ-ландшафтом, то каждый «тираж» превращался в полноценное новое внедрение.
Использованные технологии и инструменты
Модульная структура системы представлена на рисунке.
О техпроцессе
Разработчики проекта занимаются не просто написанием кода, а являются полноценными творческими единицами: они принимают технические решения, предлагают идеи по дизайну интерфейса, удобству использования продукта. Любая новая функция обсуждается с разработчиками, учитывается их мнение и опыт. Любая задача оставляет разработчику пространство для творчества, поэтому любые маленькие удобства легко воплощаются в жизнь и не требуют подтверждения в куче инстанций.
О бэкэнде
В основе текущей проекта – технология Java EE и веб-сервер WildFly. Проект является монолитным, хотя сейчас как раз переживает планирование его «разделения» на отдельные микросервисы, потому что нагрузка на проект постепенно начинает достигать пика, и он требует нормального масштабирования.
О фронтэнде
Проект развивается довольно давно, и использует GWT на стороне фронтэнда. И, хоть это и тяжелая и устаревшая к 2019 году технология, она позволяет делать ряд вещей, которые не получится сделать на JavaScript-фреймворках: писать на Java и на клиенте, и на сервере, оперировать одними и теми же сущностями БД и там, и там, просто клонируя их через JpaCloner.
Никаких DTO и прочих перекладываний параметров из пустого в порожнее. Это позволяет делать полноценный продукт сравнительно небольшой командой программистов. Хотя хлопот эта технология доставляет не меньше: баги в Internet Explorer (а есть ведь и корпоративные стандарты ), огромное время компиляции, трудности с интеграцией с современными JavaScript-библиотеками. Поэтому в новой версии продукта планируется от этой технологии отказаться в пользу чего-то более современного.
О сценариях интеграции
В системе реализовано более 20 различных сценариев интеграции с системами-потребителями информации справочников ОРПОН.
Сценарии интеграции позволяют передавать как единичный адрес, так и массовый список адресов или адресных элементов. Система ОРПОН может инициировать передачу адреса и списка адресов самостоятельно, например, при вводе в систему нового адреса экспертом или при загрузке изменений ФИАС, или может выполнить данные действия в ответ на запрос смежной системы. Передача справочников, атрибутов объектов недвижимости – само собой, разумеется.
Самым необычным сценарием, наверное, можно считать сценарий контроля последовательности передачи адресов. В сложных бизнес-процессах подключения, которые проходят в режиме Online, очень важно контролировать – в какую из систем в первую очередь должен попасть адрес, чтобы избежать нарушения таких процессов. И эту задачу тоже нам нужно было решить с помощью типовых сценариев.
Об инфраструктуре
ОРПОН не является высоконагруженной системой реального времени – в каждой системе-потребителе адресных справочников есть своя копия эталонной системы, и для поиска адреса система обращается не к ОРПОН, а идет в свою собственную базу данных. В ОРПОН система-потребитель обращается, если запрашиваемый адрес не найден в локальном хранилище. Данное архитектурное решение позволило значительно снизить нагрузку на приложение и обеспечить заданные технические характеристики отклика и стабильности с использованием кластеров из двух серверов. Инфраструктурная схема компонентов системы приведена на рисунке ниже.
Состав программных приложений каждого кластера выглядит следующим образом:
Что нам это дало
Зачастую сложно измерить эффект от внедрения информационных систем, многие изменения происходят сразу и нет однозначного ответа – был ли эффект, и если вдруг был, то что послужило причиной положительных или отрицательных последствий. Тем более, если ты поднимаешь инфраструктурный проект, который находится в самом сердце твоего ИТ-ландшафта.
Нам повезло, и в одном из макрорегионов мы смогли провести чистый эксперимент. За период времени происходило только одно изменение в организационных и ИТ процессах, и это было внедрение Единого адресного справочника – ОРПОН. Масштаб эффекта был колоссальный – количество положительных ответов на проверку технической возможности подключения выросло на 22% после внедрения системы. До внедрения в макрорегионе не было однозначной связи между адресом в системе, откуда идет запрос на техвозможность и системой техучёта, где возможность проверяется – какой адрес будет выбран, было лотереей. Кроме того, в СЛТУ было много дублей и оборудование, которое находилось в доме, могло быть случайным образом распределено по нескольким адресам, один из которых случайным образом выбирался для проверки техвозможности. Внедрение системы позволило снизить данную неопределенность до 0, и как следствие устранить потерю клиентов на этапе ввода заявки на сайте RT.RU из-за ошибок определения технической возможности предоставления услуги по адресу.
Когда мы получили данные результаты, мы не поверили своим глазам! Эти цифры превзошли самые смелые наши ожидания.
Статья подготовлена командой управления данными «Ростелеком»