Сын чемезова чем занимается
Распилтехнологии: как дети Чемезова зарабатывают миллиарды на госкорпорации
Сергей Ежов
На днях благодаря «Архиву Пандоры» выяснилось, что офшоры, связанные с семьей главы «Ростеха» Сергея Чемезова, владеют имуществом на 22 млрд рублей. Происхождение таких средств на счетах родственников осталось неясным. Однако, как минимум в отношении детей Чемезова кое-что установить удалось: как выяснил The Insider, сыновья главы госкорпорации оказались связаны с частной компанией, осваивающей крупные контракты «Ростеха». Один из братьев был трудоустроен в фирму-подрядчик, а другой пользуется записанным на нее дорогим автомобилем. Дети Чемезова, главы государственной корпорации, ведут роскошный образ жизни, скупая элитную недвижимость.
«Уровень исполнения — это и салон, и техническая начинка, и дизайн — очень высокий. Мотор мощный, машина идет очень хорошо. Ничуть не хуже импортных машин такого класса», — расхваливал Сергей Чемезов российский Aurus Senat. Глава «Ростеха» сообщал, что пересел на автомобиль, в создании которого участвовали предприятия госкорпорации. «Менять эту машину на Mercedes не планирую», — подытожил Чемезов.
Однако старший сын топ-менеджера увлечение отца отечественным производством не перенял. По данным The Insider, Станислав Чемезов передвигается на Mercedes-AMG G 63. В частности, автомобиль этой марки с госномером В777АХ199 он указывал при оформлении цифрового пропуска во время прошлогоднего карантина.
Только вот этот «Гелик» не принадлежит Чемезову-младшему. По данным ГИБДД, авто оформлено на ООО «СК «Независимая страховая группа». С этой компанией связан и младший сын главы «Ростеха»: согласно утекшей налоговой базе за 2018 год, Александр Чемезов получает там зарплату, причем параллельно с биологическим факультетом МГУ.
Александр Чемезов
«Независимая страховая группа» – крупный господрядчик «Ростеха». К примеру, компания получала контракты на оказание услуг ДМС «дочке» корпорации «РТ-Техсервис», на страхование грузов Научно-исследовательского института «Экран», воздушного транспорта АО «Вертолеты России».
Общая сумма освоенных «НСГ» средств на госзакупках – более миллиарда рублей. И это только по открытым данным, а ведь многие контракты оборонных предприятий засекречены. Компания является одним из ведущих страховщиков предприятий отечественного оборонно-промышленного комплекса. По данным СПАРК, за прошлый год объем поступлений в компанию составил 4,5 млрд рублей, а страховых выплат – 1,7 млрд рублей.
Официальными владельцами «Независимой страховой группы» являются бизнесмены Виталий Герасимов, Вячеслав Мазуренко и Владимир Майшев. С последним старший сын Чемезова должен быть знаком давно: они партнеры по ООО «Геленджикский курортный комплекс Меридиан», на которое было записано имущество в Краснодарском крае.
Согласно имеющимся в распоряжении редакции выпискам из Росреестра, в апреле 2021 года Станислав Чемезов стал собственником сразу трех квартир общей площадью 261 кв. м. в доме №117 по Рублево-Успенскому шоссе. Это клубный ЖК Level Barvikha Residence, расположенный в престижном районе в окружении хвойного леса всего в 7 км от МКАД.
Гендиректор «Трансперенси Интернешнл — Россия» Илья Шуманов обращает внимание на то, что «Независимая страховая группа» слабо представлена на страховом рынке, ее топ-менеджеры непубличны, а занимается компания в основном обслуживанием структур «Ростеха». Фактически, это креативная структура, обслуживающая интересы одного холдинга. «В ситуации, когда собственник господрядчика госкорпорации является бизнес-партнером сына главы госкорпорации, пусть и по другому бизнесу, можно говорить о личной заинтересованности при заключении сделок. Факты получения имущественной выгоды в виде автомобиля для одного сына и финансовой в виде зарплаты у другого сына Чемезова дополнительно указывают на признаки неурегулированного конфликта интересов у гендиректора Ростеха», — считает Шуманов.
Принятие решений в интересах родственников и бизнес-партеров — это коррупционная визитная карточка России. По мнению Шуманова, такая коррупционная практика наносит гораздо больший ущерб российской экономике и национальной безопасности страны, чем прямые хищения бюджетных средств или взятки.
В «Независимой страховой группе» и пресс-службе «Ростеха» не ответили на запросы The Insider. Братья Чемезовы также не отреагировали на посланные им вопросы.
Семейная империя Чемезовых: от банка и цементного бизнеса до ресторана
КОМПАНИЯ СУПРУГИ ГЛАВЫ РОСТЕХНОЛОГИЙ ООО «КАТЕ» РАЗРАБАТЫВАЛА КОРОБКУ ПЕРЕДАЧ ДЛЯ КАМАЗА
В центре журналистского расследования оказался бизнес семьи Сергея Чемезова. Как выяснилось, сын и супруга главы Ростехнологий имеют свои бизнес-интересы в самых разных отраслях: страховой и банковский бизнес, стройиндустрия, фармацевтика, автокомпонентное производство, общепит и даже дизайнерские разработки…
В руководстве госкорпорации «Российские технологии» не принято выставлять напоказ собственный бизнес. Исключение составляет глава корпорации Сергей Чемезов: бизнес-интересы его жены и сына охватывают самые разные сферы — от банков до фармацевтики. Ничего предосудительного в том, что его родственники занимаются бизнесом, нет — такое мнение как-то высказал Чемезов газете «Ведомости». «Сфера работы Ростехнологий так обширна, что, где бы ни работала [моя жена Екатерина] Игнатова, при большом желании связь с госкорпорацией можно было бы везде притянуть за уши», — объяснил он.
Однако к большинству топ-менеджеров Ростехнологий такую связь по открытым источникам за уши притянуть не получается. Издание проанализировало данные обо всех 10 членах правления госкорпорации. Родственники семи из них, как показывает ЕГРЮЛ, учреждали коммерческие и некоммерческие организации. Но только члены семьи самого Чемезова занимаются бизнесом, который связан с госкорпорацией.
СТРАХОВЩИК РОСТЕХНОЛОГИЙ
В СПАРК сын Чемезова Станислав значится совладельцем (1%; остальные 99% — у белизского оффшора Uberaba Holding SA) ООО «Интербизнесгрупп»; сотрудник, ответивший по телефону компании, сказал, что Чемезов-младший — председатель совета директоров Интербизнесгрупп.
У этой компании широкий круг интересов. В частности, Интербизнесгрупп указана как единственный владелец ООО «Стандарт-реал», которому, в свою очередь, принадлежит 13,33% Независимой страховой группы (НСГ). У Стандарт-реала и НСГ одинаковый телефон. Еще 32,47% страховщика числится за Виталием Герасимовым — этот человек в СПАРК указан как партнер Станислава Чемезова в фирме «Полисос продакшн» (дизайн, полиграфия, бизнес-сувениры).
НСГ — страховщик крупнейших предприятий оборонно-промышленного комплекса, говорится на ее сайте. Там же перечислены клиенты — предприятия Ростехнологий: Оборонпром, АвтоВАЗ, Мотовилихинские заводы, Алмаз-Антей и другие.
В 2010 г. НСГ продала страховок на 923,7 млн рублей, львиная доля — 775,2 млн рублей — пришлась на страхование имущества. По собранной премии компания заняла 83-ю строчку среди российских страховщиков. Выплаты НСГ составили 99,8 млн рублей (все данные — Росстрахнадзора).
НСГ не ответила на запрос «Ведомостей». «Это не розничная компания и не универсальная. Она непубличная», — говорит заместитель гендиректора «Эксперт РА» Павел Самиев. По его словам, в основном в портфеле страховщика имущественные риски военных предприятий и организаций и их поставщиков. А поэтому оценить рыночную стоимость компании можно очень приблизительно — 300-400 млн рублей, прикидывает Самиев.
ПАРТНЕР ОБОРОНПРОМСТРОЯ
Интербизнесгрупп занимается и цементным бизнесом. За ней в СПАРК числится 80% ЗАО «Оборонцемент» и 50,01% ООО «Оборонцемент-энерго», которые строят цементные комбинаты в Белгородской области. 10% Оборонцемента принадлежало управляющей компании «Оборонпромстрой» (сейчас — ЗАО «Инвестстрой») — структуре ОПК «Оборонпром» (входит в Ростехнологии, гендиректор ОПК — Сергей Чемезов).
Но тут случился кризис и дефицит цемента сменился профицитом. «Кризис внес определенные коррективы, но сейчас возобновились работы, — рассказывает зампред правительства Белгородской области Александр Левченко. — Компания “Оборонцемент” уже заявилась по подключению к энергомощностям, согласовала с Газпромом подачу газа. Оборонцемент-энерго планирует вырабатывать 180 МВт электрической энергии. Я считаю, что они на правильном пути. Они согласовали все вопросы с железной дорогой, с “Белгородэнерго”, с федеральной сетевой компанией. Все это говорит о том, что первая очередь этого проекта в Красногвардейском районе будет в этом году начата».
А что остальные очереди? Все зависит от ценовой конъюнктуры, объясняет Левченко: «Пока они за собой зарезервировали земельные участки в Валуйском и Алексеевском районах, в том числе они прорабатывают вопрос о получении лицензии на тех территориях. Но проектная часть и контракты уже заключены Они уже вышли на стадию подписания соглашений, и это говорит о том, что проект зашел достаточно далеко и отступать сложно. Потрачены большие деньги — не менее 350 миллионов рублей».
Помогают ли Ростехнологии? «Поддержка Ростехнологий на сегодня не ощущается. Если бы она была, проект реализовывался бы гораздо быстрее и активнее, — считает Левченко. — Сейчас, мне кажется, это частный проект».
Источник, близкий к руководству Ростехнологий, сообщил, что примерно год назад структура госкорпорации вышла из белгородского проекта, никаких вложений в него Ростехнологии не делали, в настоящее время это частный проект Станислава Чемезова.
Перспективы Белгородской области стать цементной житницей России эксперты оценивают без оптимизма. «На земле не так много мест, где не надо строить цементные заводы, я знаю два — это Антарктида и Белгородская область, — иронизирует управляющий партнер “СМПро” Владимир Гузь. — В Белгородской области два действующих цементных завода совокупной мощностью порядка 6 миллионов тонн, а внутренний объем потребления по области не превысит 1 ммиллиона тонн в год. Этот регион чрезвычайно избыточен по цементу. Если посмотреть на юг, там буквально в сотне километров от Белгорода крупнейший на Украине цементный завод. И все эти три завода, которые покрывают регион, принадлежат Евроцементу, т. е. одной группе. Конкурировать с ней по определению невозможно, тут даже административный ресурс не поможет».
ПАРТНЕР РОСТЕХНОЛОГИЙ
Еще одна сфера интересов Станислава Чемезова — фармацевтика. Согласно СПАРК он владеет 30% фирмы «Медфармтехнология» — управляющей компании проекта «Фармополис». Это фармацевтический кластер, который планируется разместить в Волоколамском районе на 200 га вдоль дороги Волоколамск — Жданово. Проект реализуют Ростехнологии и минпромнауки Московской области (указано на сайте последнего).
В концепции создания фармкластера «Фармополис», которую областной губернатор Борис Громов одобрил в 2010 г., кластер определяется как «группа географически локализованных взаимосвязанных инновационных фирм, разработчиков лекарств, производственных компаний, поставщиков оборудования и комплектующих», а также исследователей.
Партнер Станислава Чемезова в управляющей компании «Фармополиса» — Сергей Докучаев (у него 12,5% «Медфармтехнологии»). Докучаев — председатель совета директоров «Санофи-Авентис восток» (завод по производству инсулинов, контрольный пакет — у французской Sanofi-Aventis). В июне 2010 г. он сообщал «Вестям», что занимается созданием волоколамского кластера и что в нем будет размещено порядка 10 крупных предприятий такого же типа, как «Санофи-Авентис восток». По его оценке, стоимость каждого предприятия составит от 70 млн до 120 млн евро, а всего в кластер будет инвестировано около 1 млрд евро. Кластером интересовались Baxter и Pfizer.
Если проект Фармополиса будет грамотно реализован, то он может стать супердоходным, считает топ-менеджер одной из фармацевтических компаний. Но участие Ростехнологий, продолжает он, имеет и плюсы, и минусы. Плюс в том, что потенциальные инвесторы понимают: государство этот проект поддерживает. Но они понимают (и это минус), что Чемезов — не бизнесмен, а человек, поставленный текущей властью; что будет после выборов президента с теми же Ростехнологиями? Крупные компании не готовы вкладывать сотни миллионов в такой ситуации.
ПОСТАВЩИК АВТОВАЗА
Предприятие пока не построено. Несмотря на это, у «Кате» есть крупный клиент — АвтоВАЗ (блокпакет — у Ростехнологий). В ноябре 2009 г. АвтоВАЗ объявил, что собирается использовать автоматические коробки передач отечественного производства с 2012 г. АвтоВАЗ заключил с «Кате» договор на постановку разработанной ею коробки передач в производство, сказал в пятницу представитель завода, не уточнив, когда и на какие модели Lada она будет устанавливаться. Один из руководителей «Кате» говорит, что сумма контрактов с АвтоВАЗом — 300 млн. рублей.
«Проблемами российского автопрома, в частности использованием автоматических коробок передач, моя супруга Екатерина Игнатова занимается с конца 90-х гг., — передал через представителя Сергей Чемезов. — ООО “Кате” было создано в 2004 г, т. е. за два года до того, как ФГУП “Рособоронэкспорт” пришло на АвтоВАЗ. А госкорпорации “Ростехнологии” еще и в проекте не было. При этом разработки автоматической коробки переключения передач (АКПП) производились фирмой не только для “АвтоВАЗа”, но и для ГАЗа, КАМАЗа”, УАЗа. Спрос на наши АКПП очень велик. Это высокотехнологичный и востребованный продукт как в России, так и за рубежом. Китай готов уже сейчас покупать российские автоматические коробки передач Таким образом, искать причинно-следственные и родственные связи в этом случае не стоит. Их просто не было и нет».
БАНКИР И РЕСТОРАТОР
Игнатова занимается и банковским бизнесом. В прошлом году она стала совладельцем банка «Международный финансовый клуб» (МФК). Клуб создал Михаил Прохоров, пригласив в него кроме Игнатовой Александра Абрамова, Виктора Вексельберга и Сулеймана Керимова. Чемезов-старший вошел в совет директоров МФК. Банк, задуманный в разгар финансового кризиса, обещал заняться скупкой, реструктуризацией и перепродажей проблемных активов.
Участие Игнатовой и Чемезова в работе МФК выглядит вполне логичным: у Ростехнологий хватает проблемных активов. Несколько компаний Ростехнологий уже стали клиентами МФК, признавался ранее сотрудник банка. В пятницу источник, близкий к руководству банка, сказал «Ведомостям» следующее: «Несмотря на то что Игнатова еще в прошлом году стала совладельцем МФК, ресурс Ростехнологий не был никак использован. Сейчас перед новым руководителем банка Оксаной Лифар поставлена задача использовать потенциал Ростехнологий. Лифар говорить с «Ведомостями» о взаимоотношениях с Ростехнологиями отказалась: «Это внутреннее дело банка».
Большинство перечисленных выше проектов рано называть удачными. «Низкий уровень бизнес-культуры и неограниченный административный ресурс приводят к тому, что люди не думают о том, как будет развиваться тот или иной проект, главное — распространить свое влияние, занять все возможные ниши, которые кажутся привлекательными, — рассуждает директор института проблем глобализации Михаил Делягин. — Кроме того, вокруг “людей с ресурсом” толпятся люди, которые зарабатывают на самом процессе — на расходах, а не на доходах, результат им по большому счету не важен, важно участвовать в процессе».
По материалам газеты «Ведомости»
Распилтехнологии: как дети Чемезова зарабатывают миллиарды на госкорпорации
На днях благодаря «Архиву Пандоры» выяснилось, что офшоры, связанные с семьей главы «Ростеха» Сергея Чемезова, владеют имуществом на 22 млрд рублей. Происхождение таких средств на счетах родственников осталось неясным. Однако, как минимум в отношении детей Чемезова кое-что установить удалось: как выяснили, сыновья главы госкорпорации оказались связаны с частной компанией, осваивающей крупные контракты «Ростеха». Один из братьев был трудоустроен в фирму-подрядчик, а другой пользуется записанным на нее дорогим автомобилем. Дети Чемезова, главы государственной корпорации, ведут роскошный образ жизни, скупая элитную недвижимость.
Однако старший сын топ-менеджера увлечение отца отечественным производством не перенял. По данным редакции, Станислав Чемезов передвигается на Mercedes-AMG G 63. В частности, автомобиль этой марки с госномером В777АХ199 он указывал при оформлении цифрового пропуска во время прошлогоднего карантина.
«Независимая страховая группа» – крупный господрядчик «Ростеха». К примеру, компания получала контракты на оказание услуг ДМС «дочке» корпорации «РТ-Техсевис», на страхование грузов Научно-исследовательского института «Экран», воздушного транспорта АО «Вертолеты России».
Общая сумма освоенных «НСГ» средств на госзакупках – более миллиарда рублей. И это только по открытым данным, а ведь многие контракты оборонных предприятий засекречены. Компания является одним из ведущих страховщиков предприятий отечественного оборонно-промышленного комплекса. По данным СПАРК, за прошлый год объем поступлений в компанию составил 4,5 млрд рублей, а страховых выплат – 1,7 млрд рублей.
Официальными владельцами «Независимой страховой группы» являются бизнесмены Виталий Герасимов, Вячеслав Мазуренко и Владимир Майшев. С последним старший сын Чемезова должен быть знаком давно: они партнеры по ООО «Геленджикский курортный комплекс Меридиан», на которое было записано имущество в Краснодарском крае.
Согласно имеющимся в распоряжении редакции выпискам из Росреестра, в апреле 2021 года Станислав Чемезов стал собственником сразу трех квартир общей площадью 261 кв. м. в доме №117 по Рублево-Успенскому шоссе. Это клубный ЖК Level Barvikha Residence, расположенный в престижном районе в окружении хвойного леса всего в 7 км от МКАД.
Гендиректор «Трансперенси Интернешнл — Россия» Илья Шуманов обращает внимание на то, что «Независимая страховая группа» слабо представлена на страховом рынке, ее топ-менеджеры непубличны, а занимается компания в основном обслуживанием структур «Ростеха». Фактически, это креативная структура, обслуживающая интересы одного холдинга.
Принятие решений в интересах родственников и бизнес-партеров — это коррупционная визитная карточка России. По мнению Шуманова, такая коррупционная практика наносит гораздо больший ущерб российской экономике и национальной безопасности страны, чем прямые хищения бюджетных средств или взятки.
Сын главы «Ростеха» запустил бренд одежды
ООО «Мир во всем мире», специализирующееся на производстве одежды и торговле текстилем, было зарегистрировано в феврале 2019-го, его владельцы в равных долях — сын главы «Ростеха» Сергей Сергеевич Чемезов и Шлоссер Тома Феодор Шарль Альбер Рафаэль.
Согласно описанию с сайта TSCH, он был создан «двумя студентами Thomas Sсhlosser и Sergey CHe, учащимися на факультетах истории искусств и экономическом, в 2017 году».
Чемезов и Шлоссер подтвердили РБК запуск бренда одежды, объяснив решение тем, что в «России низкая конкуренция и маленькое количество собственных брендов».
В июльском номере журнала Tatler, в фотоотчете с одного из светских мероприятий указаны «ученик школы № 57 Томас Шлоссер» и «ученик школы № 1520 Сергей Чемезов». «Сергей Чемезов-младший [на мероприятии] выгуливал худи своего бренда TSCH», — отмечается в подписи к фотографии.
Сергей Чемезов — сын главы «Ростеха», спортсмен — занял третье место на Кубке мира по аквабайку, на последнем Кубке России по водно-моторному спорту в классе «аквабайк» также получил бронзу. Томас Шлоссер — сын арт-консультанта Эрика Шлоссера, работавшего, в том числе, куратором Art Moscow, Art Vilnius и Tbilisi Art Fair.
Коллекция TSCH состоит из трех продуктов: худи, трикотажные брюки и футболки по 3,49–6,99 тыс. руб. за изделие. Место производства одежды указывается как made in Mother Russia. «Broaden your mind (с англ. расширьте свой кругозор. — РБК)», — описывают создатели концепцию проекта.
Первоначальные инвестиции в проект, по словам Чемезова и Шлоссера, составили 50 тыс. руб. — накопленные деньги и призовые, которые получил Сергей на соревнованиях по аквабайку. «Деньги пошли на первые пошивы: первоначальные продажи были реализованы за счет наших друзей, и word of mouth (сарафанное радио, — РБК), первая партия позволила удвоить продажи. Спустя десять месяцев работы мы накопили наш первоначальный капитал в 350 тыс. руб. и, поняв, что у нас получается, мы решили строить полноценную компанию», — рассказали Чемезов и Шлоссер. Где именно в России организовано производство, собеседники РБК не уточняют, но отмечают, что часть сырья привозится из стран Центральной и Восточной Азии: «Мы очень скрупулезно подходим к созданию дизайна: все, что вы видите на наших изделиях, — от шнурков до фасона, принтов и пошива одежды — мы делаем сами».
Планы по росту компании Чемезов и Шлоссер называют консервативными: «Мы развиваемся за счет собственных средств, к концу лета планируем выйти на объем производства и реализации 150 единиц продукции в месяц». На положительную чистую прибыль TSCH должен выйти к сентябрю, рассчитывают они.
На вопрос РБК, планируют или TSCH выходить в офлайн-формат, предприниматели отвечают, что в «современном мире уже неправильно разделять розницу на онлайн и офлайн»: «Очевидно, что ретейл идет в мультиканальность. Притом что наш основной акцент был на продажи и маркетинг через онлайн-каналы, мы уже начали работать с более традиционными форматами и в скором времени планируем запустить первый пилот — pop-up store (стенды на мероприятиях и выставках. — РБК)».
Как покупают в интернете
Рынок социальной коммерции в России оценивали аналитики Data Insight и «Яндекс.Касса». По их данным, в 2018 году объем этого рынка составил 591 млрд руб. За год через социальные сети, мессенджеры, сайты объявлений и другие аналогичные онлайн-площадки было совершено 394 млн сделок. Покупки через социальные каналы сделали 39 млн россиян, а работали через него 22 млн продавцов — компаний (b2c) и частных лиц (c2c). Самые популярные в социальных каналах товары — одежда и обувь: в 2018 году их продажи превысили 100 млрд руб. Средний чек покупки на социальных платформах — 1,5 тыс. руб., при этом за 73% заказов через такие каналы люди платят в среднем по 3 тыс. руб. или меньше. За одежду и обувь россияне платили в среднем по 1,95 тыс. руб.
Большинство покупок россияне делали через сервисы объявлений (например, Avito, Auto.ru, «Юла») — на них приходится 33% от всего объема продаж. На втором месте по популярности социальные сети («ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники», Instagram) — на них приходится 26% продаж социальной коммерции, еще 21% — на сайты sharing economy (Airbnb, BlaBlaCar, YouDo и другие), 16% — на мессенджеры (в том числе Telegram и WhatsApp). Основной канал продаж бизнеса напрямую конечному потребителю (b2c) — социальные сети. Самая популярная у компаний социальная сеть — «ВКонтакте»: свои товары и услуги здесь предлагают 15% опрошенных продавцов. На втором месте — Instagram (5,9%), на третьем — «Одноклассники» (3,8%).
Аналитики констатируют, что социальные каналы продаж эффективны для бизнеса: за год доля продаж в таких каналах выросла у 55% опрошенных. А каждый пятый респондент, до сих пор не уделявший внимания социальным платформам, собирается начать работать через них в ближайшие 12 месяцев. Привлекательность социальных платформ как канала продаж, по данным Data Insight и «Яндекс.Касса», будет расти. Так, 28% пользователей хотят освоить платформы, с которыми еще не работали, 27% — планируют увеличить продажи, 23% — расширить ассортимент.