Сын давидов что значит
Сын давидов что значит
Что значит, что Иисус – Сын Давида?
Семнадцать стихов Нового Завета описывают Иисуса как «Сына Давида». Но возникает вопрос, как мог Иисус быть сыном Давида, если тот жил около 1000 лет до Его рождения? Ответ заключается в том, что Христос (Мессия) был исполнением пророчества о семени Давида (2 Царств 7:14–16). Иисус был обещанным Мессией, что значило, что Он был от семени Давида. Первая глава Евангелия от Матфея дает генеалогическое доказательство того, что Иисус в Своем человеческом происхождении был прямым потомком Давида через Иосифа, законного отца Иисуса. Родословная в Евангелии от Луки, глава 3, излагает происхождение Иисуса через Его мать, Марию. Иисус являлся потомком Давида путем усыновления через Иосифа, и по кровной связи через Марию. Тем не менее, когда Христа называли Сыном Давида, это, в первую очередь, говорило о Его мессианском титуле, как гласили ветхозаветные пророчества о Нем.
Некоторые люди, которые в вере искали милости и исцеления, обращались к Иисусу «Господи, сын Давида». Женщина, чья дочь страдала от демонов (Матфея 15:22), двое слепых на обочине (Матфея 20:30) и слепой Варфоломей (Марка 10:47) – все они взывали к Сыну Давида о помощи. Почетные титулы, которые они давали Ему, демонстрировали их веру в Него. Тот факт, что они называли Его «Господь», свидетельствовал об их понимании Его Божественности, власти и силы, а называя Его «Сыном Давида», они считали Его Мессией.
Фарисеи также понимали, что имелось в виду, когда слышали, как люди называли Иисуса «Сыном Давида». Но в отличие от тех, кто взывал в вере, они были настолько ослеплены своей гордыней и отсутствием понимания Писания, что не могли видеть то, что видели слепые нищие – что перед ними находился Мессия, Которого они якобы ждали всю жизнь. Они ненавидели Иисуса, потому что Он не воздавал им почестей, которых они считали, что заслуживали. Так что когда они слышали, как люди приветствуют Иисуса как Спасителя, то приходили в ярость (Матфея 21:15), и в конечном итоге организовали заговор, чтобы погубить Его (Луки 19:47).
Иисус вступил в конфронтацию с книжниками и фарисеями, попросив их объяснить смысл этого самого титула. Как могло быть, чтобы Мессия был сыном Давида, когда сам Давид называл Его «мой Господин» (Марка 12:35–37)? Конечно, учителя закона не смогли ответить на вопрос. Иисус тем самым разоблачал несостоятельность еврейских лидеров как учителей и их незнание того, что учил Ветхий Завет об истинной природе Мессии – что привело к еще большему отчуждению их от Него.
Иисус Христос, единственный Сын Бога и единственное средство спасения для всего мира (Деяния 4:12), также является Сыном Давида, как в физическом смысле, так и в духовном.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Почему Иисус считается потомком Давида?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Батюшка, поясните, пожалуйста, почему Иисус считается потомком Давида?
Но ведь Иосиф не был отцом Иисуса! А родословная Богородицы нам не известна. Следовательно, нельзя утверждать, что Христос был потомком Давида или кого-либо из иудеев! Он сын Божий и девы Марии.
Отвечает иерей Сергий Савенков:
Алексей, вы совершенно правы, Иосиф не был отцом Иисуса по плоти, но, тем не менее, родословная указана не случайно и Давид — действительно предок Христа.
Дело в том, что по иудейскому Закону колена не должны были смешиваться между собой. В книге Чисел читаем: «Вот что повелевает Господь по поводу дочерей Целофхада. Они могут выходить замуж за кого захотят, но при условии, что этот человек принадлежит к одному из родов их отчего племени» (Числ. 36:6). Это же подтверждают и толкователи. Евсевий Кесарийский пишет: «Если Иосиф имел такое родословие, то и Мария достоинством была равна ему, будучи из того же колена, поскольку по Закону Моисея коленам нельзя было смешиваться. Ибо предписывается сочетаться браком с человеком из того же народа и того же отечества, чтобы предназначение рода не переносилось с колена на колено» (Церковная история). О том же пишет и Иоанн Златоуст в толковании на евангелие от Матфея: «У иудеев не позволялось брать жену не только из другого колена, но и из другого рода или племени. Поэтому, приложим ли мы слова: “из дома и отечества Давидова” (Лк. 1:27) к Деве, сказанное остается несомненным; приложим ли к Иосифу, сказанное о нем будет относиться и к Деве. Если Иосиф был из дома и отечества Давидова, то взял жену не из иного рода, а из того же, из которого происходил и сам» (Беседа 2 на евангелие от Матфея). Поскольку Иосиф был официально обручён Деве Марии, то соответственно оба они происходили из колена Давидова.
Тайны родословия Христова
«Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» ( Мф.1:1 ).
Такими словами начинается Родословие Христово.
Это Евангелие, по преданию, писалось для христиан Палестины, и первоначально было написано на арамейском («сирийском») языке. Все евреи происходили от Авраама, посему было важно подчеркнуть, что Иисус и из Дома Давидова. Евреи не признали бы такого Мессию, Который не происходил бы от Давида и Авраама. Евреи знали и о том, что истинный Мессия (Христос) должен был родиться в том самом городе, где и родился царь Давид ( Мф.2:6 ).
«Сын» Он для них только по плотскому происхождению. Но есть и скрытый, духовный смысл в этих словах: «сын Давидов», «сын Авраамов».
Действительный сын Давида Соломон построил первый в мире Храм, посвященный Богу, и Христос, в Теле Своем, создал ХРАМ Церкви Божией; действительный сын Авраама Исаак был приносим Богу в жертву, но Сам Бог остановил этот акт. А Сын Божий Иисус Христос точно был принесен в жертву и тоже именно Своим Отцом, как и сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ).
С другой стороны, само слово «Христос»означает, по истолкованию древних Отцов, и «царя» и «первосвященника» (архиерея) и пророка. Великим царем у иудеев был царь Давид, а великим патриархом-первосвященником Авраам. При этом и Давид и Авраам были пророками Бога.
Но царское достоинство Христа выше любого человеческого (царского достоинства). Сказано: «Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь…» ( Пс.23:8 ); и еще: «ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами» ( Пс.94:3 ).
Христос был и истинным пророком, и истинным первосвященником, – ибо, как Само Божественное Слово, Он возвещал будущее и вершил суд. Сказано: «А Господь – во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» ( Авв.2:20 ).
В Православном догматическом богословии (Макарий), делается акцент на Царском, Первосвященническом и Пророческом служении Господа Христа Иисуса.
Конечно для нас христиан, Он прежде всего Бог воплотившийся на земле. Но во Христе Истинное Божество и Истинное Человечество в единой Ипостаси (не раздельно, неразлучно, неизменно но и неслиянно). И в деятельности Христа раскрываются аспекты и человеческого служения и действия Божества.
Отвечая на вопрос: «почему вначале говорится о «родословии», надо отметить, что само греческое слово генесеос, переведенное у нас как «родословие», более означает «происхождение» и «постепенное возникновение». Иначе говоря, Христос «многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках» ( Евр.1:1 ), и ранее, как Божественный Логос проявлял здесь на Земле Свое присутствие.
Первое: Он (Сын Божий) и создал этот мир. Сказано: «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» ( Кол.1:16 ).
Второе: именно Его Словом создано Божественное Откровение (книг Ветхого Завета). Сказано: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов…» ( 1Пет.1:10-11 ).
Третье: Он и есть обетованный еще в Раю Спаситель мира. Сказано было о Нем: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт.3:15 ).
Наиболее точно этот процесс явления в мир Христа Спасителя передает следующее пророчество из Пятикнижия Моисеева: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля…» ( Чис.24:17 ).
Итак, родословие Иисуса Христа:
«Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию…» ( Мф.1:2-10 ).
Обычно, когда читаются родословия Библии, то читающий спешит побыстрее пробежать эти тексты глазами, даже не догадываясь о тех духовных тайнах, которые скрываются в самих этих родословиях. — Как известно, все имена Библии, это «говорящие» имена!
«…Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос» ( Мф.1:11-16 ).
По самому родословию Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа возникает три основных вопроса:
1. Почему, кроме имени Пресвятой Девы Марии, в родословии даются имена только тех женщин, которые допустили сексуальную нечистоту, или были близки к этому?
2. Почему родословная разделена на три части?
3. Почему сказано: от Вавилона до Христа 14 родов; считаем, находим только 13.
Отвечая на первый вопрос – о присутствии в родословии Иисуса Христа некоторых грешных женщин, – надо вспомнить, что, как известно, Иисус Христос пришел в этот мир спасать не праведников, а грешников ( Мф.9:13 ), что прямо и следует из Его собственного родословия ( Мф.1:1-17 ).
Блаженный Иероним, писал, что «в родословии Спасителя не упомянуты святые жены, но — только осуждаемые Писанием, дабы Тот, Кто пришел ради грешников, родившись от грешников, мог уничтожить всяческий грех» (Толкование на Евангелие от Матфея).
Святитель Иоанн Златоуст предлагает следующее истолкование того обстоятельства, что родословие разделено на три части:
«…от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» ( Мф.1:17 ).
Златоуст поясняет: «Евангелист разделил все родословие на три части, желая тем показать, что Иудеи с переменою правления не делались лучшими; но и во времена аристократии, и при царях, и во время олигархии предавались тем же порокам: под управлением судей, священников и царей не оказали никакого успеха в добродетели» (Беседы на Евангелие от Матфея).
В наше время многие слишком много значения придают разным формам политического устроения общества. Однако мы видим, и это очевидно, – с переменою правления люди лучше не становятся. Грешили иудеи и при патриархах (время от Авраама до Давида) – общинно-родовой, или националистический период управления. Грешили и при царях (от Давида до Вавилона) – монархический период управления. Грешили и при власти разных религиозных олигархических партий – период политического плюрализма. И все равно Господу Иисусу Христу потребовалось прийти в этот мир, потому что никакие политические и националистические спекуляции не могут обезопасить и спасти человека от власти греха, власти дьявола и страха смерти.
Третий вопрос: почему сказано у Матфея, что от Вавилона до Христа четырнадцать родов; считаем, находим только тринадцать родов. Златоуст поясняет: «мне кажется, что он (то есть евангелист Матфей – О.С.) причисляет к родам время пленения (пленения греховного – О.С.), и самого Иисуса Христа, всюду совокупляя Его с нами» (Там же). Иными словами, Христос по Божеству вошел в этот мир, а по Человечеству – вышел из него. Он соединился и всецело сроднился с нами и стал, таким образом, одним из нас. Апостол Павел писал: «Он, будучи образом Божиим… уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6-8 ).
Итак, из всего родословия Христова становится очевидным, что Сын Божий не гнушается нашей испорченности и оскверненности (вспомним оскверненных женщин). Если Господь не погнушался их, это значит, что Он не погнушается и нас с вами. С другой стороны, то обстоятельство, что в начале Евангелия от Матфея даны имена оскверненных женщин, есть свидетельство, что и само все это Евангелие написано для тех, кто считает себя грешным и оскверненным. Следовательно, если вы считаете себя праведным, то и не читайте его и не слушайте истолкования его. «Праведным» и Христос не нужен. Сказано: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры» ( Гал.5:4 ); и еще: «Ибо Христос…в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника…» ( Рим.5:6-7 ).
Он один, источник возможных положительных перемен в жизни всего рода человеческого, о чем мы каждодневно и испрашиваем в молитве: «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на Небе» ( Мф.6:10 ). И никакие человеческие политические спекуляции не смогут обеспечить для всех нас счастливую и достойную жизнь. Сия проблема решается только с наступлением Его Царствия «и на земле, как на Небе».
А соединив Себя Самого, сроднив с нами, Он соединил нас и с Самим Отцом Своим небесным. Сказано: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» ( Еф.2:4-7 ); и еще: «Как от Божественной силы Его (т.е. Иисуса Христа – О.С.)… через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества…» ( 2Пет.1:3-4 ).
Как учит святая Церковь о Сыне Божием: Он сошел на землю, чтобы нас вознести на Небеса, – сделался человеком, чтобы нас сделать богоподобными. То есть, «причастниками Божеского естества» не по природе, но по благодати!
Здесь рассмотрим духовный смысл (перевод) всех имен родословия Христова в их очередности по 14 родов. Как известно, библейские имена давались под воздействием пророческого духа и, как правило, являлись характеристикой для целого поколения:
Общая духовная характеристика периода от Авраама да Давида получается следующая:
(Авраам) – благословение чрез одного дается многим; (Исаак) – это благословение оборачивается радостью, но и недоумением для потомков; (Иаков) – возложенные на потомков надежды оказались обманчивыми, но со временем (Израиль) – положение изменилось в лучшую сторону; (Иуда) – прославление Бога продолжалось; (Фарес) – но брешь от содеянных грехов уже образовалась; (Есром) – цветение духовности продолжалось; (Арам) – высоты духовные манили; (Аминадав) – и щедрая милость изливалась; (Наасон) – духовность не могла остановить чародейство и волхование, двоеверие, магизм и единобожие сосуществовали; (Салмон) – от подобного сосуществования и раздвоенности тьма спускалась в этот мир; (Вооз) – но разум подсказывал другое направление; (Овид) – поклонение Богу сохранялось; (Иессей) – и оно приносило богатства духовной жизни; (Давид) – как плод богатства духовной жизни любовь возрастала.
Следующие 14 родов:
Духовная характеристика поколений от Давида до Вавилона была следующей:
(Давид) – братолюбие процветало; (Соломон) – от сего мир и благоденствие воцарялись в мире; (Ровоам) – народ возрастал и креп как духовно, так и физически; (Авия) – осознание сыновства Богу процветало; (Аса) – и это врачевало сердца народа; (Иосафат) – надо было не забывать о судахБожьих; (Иорам) – надо было помнить о том, что подлинное величие (возвышение) – только от Бога; (Озия) – искать подлинную силу можно было только в Боге; (Иоафам) – совершенство надо было обретать только в Боге, не надеясь на свои собственные силы; (Ахаз) – враг мог завладеть душою каждого; (Езекия) – укрепить мог только Бог; (Манассия) – Он (Бог) предавал забвению грехи кающихся; (Амон) – чудесным образом Творец проявлял Свою заботу; (Иосия) – таким образом, Бог поддерживал жизнь целых поколений.
Духовная характеристика поколений от Вавилона до Христа была такова:
(Иехония) – надеяться на стойкость и утверждение можно было только в Боге; (Салафиил) – поэтому необходимо было умножать моления; (Зоровавель) – ведь дух Вавилона продолжал жить в народе; (Авиуд) – но надо было помнить о Духе Бога; (Елиаким) – ведь только Он (Господь) мог утвердить в истине; (Азор) – и помощь могла прийти только от Него; (Садок) – Он (Господь) утверждал и в праведности; (Ахим) – верующий становился братом для другого верующего; (Елиуд) –восхваление Бога объединяло верующих; (Елеазар) – помощь от Бога приближалась; (Матфан) – обещанный от Бога дар спасения приближался; (Иаков) – вера истинная могла поменять судьбу и имя каждому; (Иосиф) – Бог Сам мог восполнить все; (Иисус) – спасение от Бога пришло.
Напрасно некоторые думают, что родословие Христа – есть сухой и бессмысленный перечень имен. Во-первых, мы уже убедились, что имена четырех грешных женщин даны в родословии, чтобы дать надежду и другим грешникам на спасение. Кроме того, знаменательным является то обстоятельство, что имена трех царей, следовавших за Иорамом, пропущены. Эти цари царствовали с 884 по 810 г.г. до Р. Х.; их имена – Охозия, Иоас и Амасия. Эти цари, в отличие от приведенных выше грешных женщин, были нераскаянными грешниками и не удостоились, чтобы их имена были упомянуты в родословии Христовом. Поистине, единственный непростительный грех, как учат святые Отцы, – это нераскаянный грех. Так что родословие Христово имеет более религиозное и менее историческое значение. Хотя Христос и есть подлинный смысл всей человеческой истории!
Почему Иисус назван Сыном Давида?
В первом стихе первого из Евангелий Нового Завета Матфей называет Иисуса Христа “Сыном Давидовым”, тем самым предваряя родословную, которую он собирается привести, а, возможно, и все свое свидетельствование о Спасителе. За этой преамбулой следует царское родословие, восходящее от Иосифа, мужа Марии, к Давиду, царю над Израилем (Ср. От Матфея 1:1-16). Благодаря тому, что Иосиф назван в числе потомков Давида, его тоже можно назвать сыном Давида. Иосиф обращался с Иисусом, как с родным сыном, и для людей, не знавших о божественном происхождении Иисуса, Он был “сын Иосифов” (От Луки 3:23), или “плотников сын” (От Матфея 13:55). Следовательно, Иисуса можно назвать приемным сыном Иосифа, и тот не доводился Ему родным отцом. Джеймс И. Талмейдж поясняет:
“Дитя, Которое должно было появиться у Марии, было рождено ею от Элохима, Отца Вечного, не вследствие нарушения естественного закона, но в соответствии с высшим его проявлением; и Родившийся от такого союза высочайшей святости, небесного мужского жизнетворчества и чистого, пусть и смертного, материнства, имел полное право именоваться Сыном Всевышнего” (Jesus the Christ. Salt Lake City: Deseret, 1922. 82).
Именно поэтому Христа называют Единородным от Отца во плоти: у Него была земная, смертная мать и бессмертный Отец. Следовательно, чтобы Он мог считаться прямым потомком (иными словами, сыном) Давида, от Давида должна была происходить Мария. Далее Дж.Талмейдж говорит:
“Личная генеалогия Иосифа относилась также и к Марии, поскольку они были двоюродными братом и сестрой. Матфей называет Иосифа сыном Иакова, Лука — сыном Илия (англ. вариант – Heli); но Иаков и Илий были братьями, так что создается впечатление, что один из этих двоих был отцом Иосифа, а второй – Марии, следовательно, тестем Иосифа. То, что Мария происходила от Давида, явственно заявлено во многих местах Писания; ибо поскольку Иисусу надлежало родиться от Марии, не будучи ребенком Иосифа, который был предполагаемым, а по укладу иудеев и законным отцом, кровное родство с Давидом могло передаться Иисусу лишь через Марию” (Jesus the Christ. Salt Lake City: Deseret, 1922. 87).
Итак, Иисус — сын Давидов. Но поскольку титул “сын Давидов” указывает на происхождение Иисуса Христа именно от этого человека, он должен иметь более глубокое значение. Чтобы установить, в чем оно заключается, рассмотрим данный титул. Давид был великим царем над древним Израилем. Его правление “было самым ярким за всю историю евреев, поскольку (1) он объединил колена в одну нацию, (2) обеспечил себе непререкаемую власть над страной, (3) основанием способа правления была религия, а законом Израиля была воля Божья” (Bible Dictionary: David). Поскольку Давид был царем Израилевым, в соответствии с патриархальным порядком все его потомки, имели право на престол. Однако
“Во времена рождения Спасителя Израиль находился во власти чужеземных монархов. Права царственной семьи Давида не признавались; а правителем над евреями был ставленник Рима. Будь Иудеи свободным и независимым народом под предводительством собственного полноправного монарха, плотник Иосиф стал бы коронованным царем, а его законным престолонаследником считался бы Иисус из Назарета, Царь Иудейский” (Там же, стр. 88).
Возможно, наше исследование станет еще полнее, если мы разграничим понятия “сын Давидов” (пишется со строчной ‘с’) и “Сын Давидов”, с заглавной ‘С.’ Вариант со строчной ‘с’ относится к любому сыну либо потомку Давида. Такой титул носили Авессалом, Амнон, Соломон и другие (Ср. 2-я Царств 13:1, 2-я Паралипоменон 1:1). Но титул “Сын Давидов” (с заглавной ‘С’) закреплен лишь за одним существом, когда-либо ходившим по этой Земле. Так обращались только к Иисусу из Назарета, обычно сообщая Ему просьбу сотворить чудо. Здесь обращение “Иисус, Сын Давидов” указывало на веру просящего в то, “что Он был Мессией Израилевым” (Там же, стр. 335). Арамейское слово “Мессия” означает “помазанник” (Bible Dictionary: Messiah). В ветхозаветные времена государей помазывали на царство, а священников, первосвященников и пророков — на служение (Cр. 1-я Царств 10:1, Исход 40:15, Левит 21:10, 3-я Царств 19:16). А потому титул Мессии — Помазанника — применим и по отношению к Иисусу, ибо Он есть Пророк, Священник и Царь. Став царем Израилевым, Давид был помазан и, как говорилось выше, “объединил колена в одну нацию, обеспечил себе непререкаемую власть над страной… и сделал волю Божью… законом Израиля” (Bible Dictionary: David). В некотором смысле, Давид был избавителем Израиля. Именно поэтому уместно сказать, что Помазанник — Мессия — “означает также Царя и Избавителя, чьего пришествия евреи ждали с большим нетерепением” (Bible Dictionary: Messiah). Этого Избавителя они так нетерпеливо ожидали, поскольку в Ветхом Завете содержится множество ссылок, аллюзий, предсказаний и пророчеств о пришествии Того, Кто сможет раз и навсегда объединить народ Израилев, дать ему закон Божий, по которому он станет жить, и приведет к нему потерянных соплеменников. Этим Избавителем был и до сих пор остается Иисус Христос, Сын Давидов.