Сын левша что делать

Как определить, левша или правша ваш ребенок

Сын левша что делать. Сын левша что делать фото. картинка Сын левша что делать. смотреть фото Сын левша что делать. смотреть картинку Сын левша что делать.

Часто родители, увидев, что малыш делает что-либо левой рукой, тут же одергивают его, ругают и переучивают. В сознании многих леворукость ассоциируется трудностями в обучении, плохим почерком или даже с болезнью. Однако психологами давно доказано, что левшество – это врожденная особенность человека, которая мало влияет на его успешность в будущем. В свою очередь переучивание ребенка часто приводит к серьезным проблемам. Давайте разберемся, что же такое леворукость и праворукость, как определить ведущую руку малыша и в чем особенности обучения левшей и правшей.

Левши и правши: как мы ими становимся

Долгое время ученые пытались понять, почему некоторые из нас хорошо владеют левой рукой, а кто-то правой (если и те, кто с детства одинаково владеют обеими руками). Только в конце 20 века удалось установить связь между работой мозга и телом: полушария головного мозга управляют противоположными частями тела. У леворуких людей доминирует правое полушарие мозга, которое отвечает за творчество, креативность и интуицию. У правшей, наоборот, доминирует левое полушарие мозга, отвечающее за логику.

Сын левша что делать. Сын левша что делать фото. картинка Сын левша что делать. смотреть фото Сын левша что делать. смотреть картинку Сын левша что делать.

Примерно 10% всех людей на планете составляют левши. Уже в детстве они практически все делают левой рукой: берут ложку, пишут, держат игрушки, вырезают и т.д.

У переученных людей леворукость может проявиться в стрессовой ситуации, где необходимо быстрое вмешательство. Например, если такой человек увидит, что падает ваза, скорее всего, он рефлекторно попытается поймать ее именно левой рукой.

В каком возрасте начинает проявляться леворукость?

В раннем возрасте у детей обычно одинаково активны обе руки. Также нередки случаи, когда в возрасте 2-4 лет малыш сначала некоторый период времени больше использует правую руку, а потом какое-то время – левую. Такая смена связана с развитием ребенка и формированием его мозга. Исследования показали, что леворукость или праворукость формируется у ребенка к 4-5 годам. Именно в этом возрасте целесообразно обращать особое внимание на то, как кроха орудует своими руками, чтобы правильно подойти к подготовке ребенка к школе.

Тесты на определение ведущей руки ребенка

Обычно, чтобы понять, левша или правша ребенок, достаточно понаблюдать за ним во время игры, рисования и письма, а также приема пищи. Кроме этого существует ряд тестов на определение ведущей руки малыша.

Задания на определения ведущей руки должны быть преподнесены исключительно в игровой форме. Создайте благоприятную для малыша атмосферу и следите, чтобы ребенок не переутомлялся, иначе результаты тестирования могут быть неверными.

Сын левша что делать. Сын левша что делать фото. картинка Сын левша что делать. смотреть фото Сын левша что делать. смотреть картинку Сын левша что делать.

Вот какие задания можно дать малышу, чтобы определить правша он или левша:

Мелкая моторика:

Крупная моторика:

Повседневная жизнь:

Результаты тестирования будут гораздо точнее, если ориентироваться на те действия, которые ребенок ранее никогда не выполнял.

Сын левша что делать. Сын левша что делать фото. картинка Сын левша что делать. смотреть фото Сын левша что делать. смотреть картинку Сын левша что делать.

В чем особенность левшей?

Многие левши гордятся своей уникальностью – и не зря. Так как у левшей лучше развито правое полушарие мозга, отвечающее за творчество, из них получаются замечательные художники, музыканты, писатели. Эти люди отличаются развитой фантазией и креативностью, которая помогает им находить нестандартные решения в трудных ситуациях. Кроме того у леворуких людей хорошо развито пространственное мышление и память. Многие левши становятся отличными спортсменами, ведь соперникам бывает непросто предугадать их действия (особенно в боксе, фехтовании, теннисе). В характере левшей часто присутствуют такие черты, как эмоциональность, импульсивность и ранимость, они любят находиться в центре внимания.

Сын левша что делать. Сын левша что делать фото. картинка Сын левша что делать. смотреть фото Сын левша что делать. смотреть картинку Сын левша что делать.

Рекомендации родителям левши

В детском саду и школе у леворуких детей бывают проблемы. Но зная, как найти подход к ребенку и помочь ему, можно легко преодолеть все трудности. Вот некоторые советы для родителей левшей.

Сын левша что делать. Сын левша что делать фото. картинка Сын левша что делать. смотреть фото Сын левша что делать. смотреть картинку Сын левша что делать.

Выводы

Для того чтобы правильно подойти к процессу подготовки ребенка к школе, необходимо знать, какая рука у него ведущая. Существует множество способов определить, левша или правша Ваш ребенок. Если вы заметили, что малыш чаще пользует левой рукой, чем правой, не стоит воспринимать это как его недостаток. Только от Вас зависит, будет ли Ваш ребенок активно развиваться в соответствии со своими особенностями или же превратиться в правшу с множеством комплексов и неврозов. Помогите малышу принять свою уникальность и любите его таким, какой он есть.

Заключение

В детском Монтессори-центре «Созвездие» бережно относятся к личности ребенка и его индивидуальным особенностям. Профессиональные педагоги помогут Вашему малышу гармонично и активно развиваться и раскрыть свой творческий потенциал. Мы открыты для Вас!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана

Источник

Особенности развития ребенка левши: советы детского психолога

Сын левша что делать. Сын левша что делать фото. картинка Сын левша что делать. смотреть фото Сын левша что делать. смотреть картинку Сын левша что делать.

Дети-левши обладают отличным музыкальным слухом, проявляют уникальные способности к решению нестандартных задач, тянутся к разным видам изобразительного искусства, но развитие речи иногда задерживается. Родители опасаются, не опасно ли быть левшой в современном мире, не скажется ли это на обучении в садике и школе.

Даже в наш прогрессивный век письмо левой рукой все еще вызывает эмоциональный отклик в обществе. Как поступать родителям с необычным ребенком, нужно ли переучивать левшу и чего с ним делать нельзя? На эти вопросы наука давно нашла ответы.

Из этой статьи вы узнаете

Причины рождения левшей

От 7 до 17% населения – левши. Это значит, что примерно каждый седьмой малыш рождается правополушарным. И в этом нет патологии или отклонения от нормы. С точки зрения биологии левши – генетически здоровые люди.

Это интересно! Феномен встречается и у других видов. Собаки-левши, например, с бОльшим удовольствием осваивают цирковые трюки и поисковую работу, нежели общий курс дрессировки.

За латеральность отвечает головной мозг. Полушария большого мозга управляют телом крест-на-крест: за функции левой половины тела отвечает правое полушарие. Отсюда и синоним – правополушарность.

Это полушарие мозга отвечает за креативность, образность и спонтанность. Тогда как преобладающее у большинства людей левое полушарие наделяет их логикой, последовательностью и аналитическими способностями.

От чего зависит появление леворуких малышей, пока точно не определили. Среди подтвержденных факторов леворукости можно выделить три:

Правополушарность заложена в ДНК, и уже в момент зачатия будущий ребенок – левша.

Левшество и леворукость

Истинное левшество – результат действия генетического фактора. Правое полушарие мозга у истинных левшей более активно от природы и преобладает во всем: в быту, учении, спорте, общении. Не только рука, но и вся левая половина тела используется интенсивнее.

Левшество как результат травмы – вынужденное. Негативное воздействие на левое полушарие мозга приводит к активации правого, и растущий человечек осваивает мир иначе, чем большинство его сверстников. У настоящих и компенсированных левшей преобладает творческая деятельность, развита фантазия, интуиция.

Леворукость же – это привычка, предпочтение левой руки для письма, игр и удержания столовых приборов. Во всем остальном леворукий человек не отличается от правши, в том числе генетически.

Это интересно! Предпочтение правой или левой руки для письма – не абсолютный признак. Писать правополушарный человек может и правой рукой, а вот для других видов деятельности выбирает именно левую.

Как определить левша или правша ребенок

Сын левша что делать. Сын левша что делать фото. картинка Сын левша что делать. смотреть фото Сын левша что делать. смотреть картинку Сын левша что делать.

Выбор латеральности приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. А пятая часть людей так и вырастает, не определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими конечностями.

Этот феномен носит имя амбидекстрия.

Как только малыш начинает активно использовать ручки для захвата и удержания, родители могут развивать у него необходимые навыки жизни в праворуком мире.

Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.

Для справки! Доктор Комаровский советует тестировать левшество по признакам левоногости, функциям зрения и слуха. Скрытого левшу помогают выявить функциональные пробы.

Сын левша что делать. Сын левша что делать фото. картинка Сын левша что делать. смотреть фото Сын левша что делать. смотреть картинку Сын левша что делать.

Интеллектуальные и сенсорные способности истинных левшей абсолютно соответствуют нормам, но возможно проявление некоторых особенностей развития:

Способы решения задач незаурядны.

Важно, чтобы наблюдениям и тревогам родителей сопутствовала грамотная диагностика. Независимо от ведущего полушария дети могут страдать от действительных нарушений функции мозга. Например, некоторые симптомы рассматриваются не только как признаки правополушарности, но и как тревожные звоночки:

Ребенок-левша нуждается в терпеливой поддержке взрослых. Ему необходимо помогать осваиваться в пространстве. Родителям нужно владеть собой и не срываться фразами: «Ты что, совсем глупый?», «Ты право и лево не отличаешь?» То, что очевидно для правши, трудно для леворуких деток.

Нужно ли переучивать

Окружающие всегда задевают главный родительский нерв: надо во что бы то ни стало учить ребенка писать правой рукой! Будет ли ребенку удобно жить в мире правшей, зависит от того, как родители отнесутся к нормальной особенности своего чада.

Нет ничего дурного в том, чтобы держать столовые приборы или письменные принадлежности в другой руке.

Важно! Современный взгляд на леворукость таков: если начать переучивать истинного левшу, то это нарушит психологическое равновесие ребенка.

Давление праворуких правил требует от ребенка больших психических сил, которые он мог бы потратить более эффективно — на адаптацию к окружающему миру.

Важно последовательно формировать у ребенка уверенность в себе. Он не должен стесняться своей уникальности. Помогите ему осознать возможности и полностью приспособиться к жизни. Вскоре он увидит, что более успешен в том, что другим дается со скрипом.

В большинстве случаев природа мудрее, и переучивать левшу как минимум некорректно:

Восстановление функций левой части мозга в случае травмы требует не перекладывания карандаша в другую руку, а целого комплекса мероприятий.

Если генетически праворукий ребенок стремится действовать левой рукой и успешен в этом, пусть действует. Такая тренировка помогает открывать небывалые возможности мозга. Левополушарные дети, владеющие левой рукой, более успешны в спорте и школьном обучении, их умственные и физические способности универсальны.

Последствиями переучивания левши могут быть:

Это лишь часть возможных последствий того, что родители и педагоги попытаются подогнать ребенка-левшу под общепринятые стандарты. А, как оказывается, этого делать нельзя, так как переученный ребёнок более подвержен развитию разных патологий.

Посмотрите сюжет, в котором подробно и интересно рассказывается об особенностях развития ребенка-левши.

Особенности воспитания

Теперь понятно, что переучивать левшу нельзя или не имеет смысла. В воспитании ребенка-левши нужно придерживаться нескольких принципиальных позиций:

Чтобы не навредить становлению личности левши, родители и педагоги должны избегать любых проявлений негативного отношения к детской особенности:

Ничто из перечисленного не способствует развитию самостоятельности, уверенности в себе, высокой самооценки и стремления к успеху.

Обучение письму и чтению

В детском саду и начальной школе педагоги должны знать, как научить ребенка-левшу писать, и использовать персональную методику и программу работы с таким воспитанником.

На этапе освоения азбуки отличаться будет все: тип упражнений, посадка за партой, положение тетради, начертания каждой прописной буквы, удержание инструмента, направление света.

Важно! Не следует отдавать ребенка в спецгруппу или водить на индивидуальные занятия. Самый важный навык – умение общаться и учиться с праворукими детьми на равных, а вовсе не красиво писать.

При чтении ребенок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста. Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело обучиться читать по слогам. В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом.

Развитие двигательных навыков

Как и в овладении чтением, лучше разбить двигательный навык на последовательность простых действий. Когда каждое из них будет освоено, останется лишь соединить их. Начните с освоения бытовых навыков, например ножниц. В спортивных тренировках можно использовать наглядные изображения, последовательные фото, видеоролики.

Сын левша что делать. Сын левша что делать фото. картинка Сын левша что делать. смотреть фото Сын левша что делать. смотреть картинку Сын левша что делать.

Развитие творческих способностей

При всей креативности мышления левшам не хватает умения прорабатывать детали. Они склонны воспринимать цельный образ или выхватывать какую-то значимую часть из контекста. Типичная поделка из пластилина у такого ребенка обладает очень простыми формами, но очень ярким характером.

Неправильно было бы говорить малышу, что его творчество какое-то не такое. Он — художник, он так видит. Но вот подводить научную основу под живопись или архитектуру — необходимо.

Советы родителям

Не стремитесь считать чадо особенным. Не сравнивайте его с другими. Гораздо лучше, если дошкольник будет здраво относиться к своим характеристикам и научится адекватно оценивать прогресс в учении. Как этого добиться:

Каждая рекомендация имеет смысл. Малыша нужно последовательно приучать к порядку и рациональности. Это отнимает у родителей много энергии, но результат того стоит. Характерная особенность взрослого левши — упорядоченность в сочетании с уникальными творческими способностями.

Великие и известные люди

Для повышения самооценки у ребенка приводите в пример известных людей, обладавших той же особенностью. Чтобы улучшить достижения в определенной области, выбирайте соответствующих великих личностей. Например, для малыша-музыканта лучшим примером послужит Бетховен или Бах, а юного шахматиста вдохновит Эйнштейн.

Среди великих правополушарных имен можно найти кого угодно: президентов и правителей (Билл Клинтон, Юлий Цезарь, Александр Македонский), ученых (да Винчи, Иван Петрович Павлов), художников (Микеланджело, Пикассо).

13 удивительных фактов о левшах

Хотите еще немного поддержать своего ребенка? Используйте факты о левшах как бы между прочим. Вот несколько примеров:

Воспитывать правополушарного малыша сложнее, отчего и интереснее. Он развивается по своей индивидуальной программе и всегда остается загадкой для родителей и педагогов. Специфика воспитания, обучения и ежедневного общения с ребенком-левшой сводится в итоге лишь к пониманию того, что его особенность – не патология, не заболевание и не отклонение.

Сын левша что делать. Сын левша что делать фото. картинка Сын левша что делать. смотреть фото Сын левша что делать. смотреть картинку Сын левша что делать.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/rebenok_levsha.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Источник

Почему ребенок левша? Развитие ребенка-левши

В процессе классической нейропсихологической диагностики первым определяется профиль межполушарной асимметрии у обследуемого. Он предполагает наличие «ведущих» глаза, уха, руки, ноги, поэтому важно отметить, что левши и леворукие люди – не одно и то же. Может быть ведущая левая рука, но при этом человек не будет левшой в отношении других моторных и сенсорных предпочтений. Или ведущая рука может быть правая, а глаз, ухо и нога – левые (часто такой феномен называют «скрытым левшеством»). Кроме того, возможен вариант амбидекстрии, когда правая и левая стороны одинаково участвуют в осуществлении функций.

Таким образом, грамотнее говорить о межполушарном профиле или специфике латеральных предпочтений. Для диагностики используются специальные нейропсихологические пробы, а также исследование анамнеза на предмет семейного левшества и других данных (например, наличия и длительности периода ползания у ребенка).

Существует генетическая, врожденная форма леворукости (тогда кто-то из родственников обычно тоже имеет ведущую левую руку), а также компенсаторная форма, которая развивается вследствие патологии нервной системы (например, отсутствие периода ползания, по мнению кандидата психологических наук, доцента, профессора кафедры клинической психологии и психотерапии А.В. Семенович). Врожденная форма леворукости характеризуется вариантом нормального морфогенеза, в то время как при компенсаторном левшестве в процессе перинатального и постнатального развития «выпадает» какое-то звено в развитии мозга, вследствие чего происходит внутри- и межсистемная перестройка связей головного мозга. Поэтому именно у детей с компенсаторным левшеством часто обнаруживаются трудности в развитии (заикание, дислексия, дисграфия, гиперактивность и трудности коммуникации). Наличие или отсутствие таких проблем будет зависеть от продуктивности перестройки связей.

Часто от родителей звучит вопрос: «Чем отличаются левши от правшей?», — с комментарием, что они не замечают большой разницы. Действительно именно при генетически обусловленной форме полного левшества психика наиболее устойчива по сравнению с компенсаторными вариантами. Таких людей среди леворуких в процентном соотношении мало, по разным данным статистики «истинных» левшей 1-3% от всего населения. Все остальные леворукие относятся к приобретенным формам. И вот там ярко проявляются особенности.

В норме у правшей (то есть людей с левополушарным доминированием) есть определенная топика психических функций, т.е. центры речи – в левом полушарии, пространственные представления, музыкальный слух, восприятие интонаций и ритмов – в правом полушарии и т.д. И полушария все время взаимодействуют между собой посредством комиссур. Правое полушарие отвечает за чувственное познание мира, интуицию, целостное восприятие образа, воображение, одномоментное (симультанное) восприятие. Левое – это аналитическая стратегия, последовательность (сукцессивность), аналитика и логика, абстрактное мышление, числа, буквы, движение и речь.

У правшей отмечается более высокая степень внутри- и межфункциональной дифференцированности зон мозга и четкость латеральной (межполушарной) специализации. То есть для реализации той или иной функции «работает» четкий «ансамбль» зон как внутри полушария, так и в связи между гемисферами. В норме у правшей более стабильная корково-подкорковая регуляция (активация и торможение, насыщение коры нервной энергией для стабильной работы без истощения).

Для леворуких же характерна функциональная размытость в мозговой организации (а соответственно, меньшая эффективность, большая энергозатратность), неустойчивость регуляции психики, более низкий уровень развития как вертикальных (кора-подкорка), так и горизонтальных связей между зонами коры.

Вот некоторые черты, характерные для левшей:

Дети-левши (или скрытые левши) чаще встречаются с жалобами на:

Принципы коррекции

Нужно помнить, что нельзя ни в коем случае переучивать левшу. Исключение составляют такие случаи, когда ребенок-правша после черепно-мозговой травмы получил парез правой руки и вынужденно начал писать левой. Но это не левшество. На уровне мозга такой ребенок остается праворуким, и в таком случае требуется просто восстановление функционирования правой руки (потому что мозг делает двойную работу и сначала посылает импульс правой руке, потом «вспоминает», что она не работает, и посылает уже левой – в таком случае очень увеличено время моторной реакции на пробах).

Итак, первый принцип — не переучивать.

Прежде всего нужно провести нейропсихологическую диагностику и выявить имеющиеся дефициты. Уже исходя их них составляется программа коррекции развития ребенка-левши. Занятия должны быть направлены на улучшение работы функциональных систем за счет повышения уровня специализации зон, устранения «размытости», диффузности в мозговой организации. По сути – нужно с помощью упражнений «протоптать нейронные дорожки». Часто помимо занятий с нейропсихологом и логопедом могут потребоваться занятия с психологом.

Что можно делать самостоятельно:

Отдельно хотелось бы сказать про фортепиано: играть полезно всем: и левшам, и правшам. Такая деятельность развивает музыкальный слух, координацию и одновременно задействует зоны в обоих полушариях и разные стратегии (и симультанность, и сукцессивность). Нет точных данных, влияет ли игра на фортепиано на межполушарное взаимодействие, но она однозначно полезна.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник

Если ребенок левша

Не най­дется, навер­ное, такой мамы, кото­рой хотя бы раз в жизни не при­шлось заби­рать из левой руки сво­его малыша ложку или каран­даш и пере­кла­ды­вать в пра­вую. Раза после тре­тьего может посе­тить лег­кое бес­по­кой­ство: а не левша ли он?

Вы зна­ете, сколько на пла­нете лев­шей? Каж­дый деся­тый! Это очень много. Но этого недо­ста­точно, как выяс­ня­ется, для того, чтобы левша чув­ство­вал себя легко и сво­бодно в нашем мире — мире прав­шей. Ведь прак­ти­че­ски весь мир при­спо­соб­лен под нужды прав­шей: перилла, двер­ные ручки, нож­ницы, ключ зажи­га­ния в машине, сото­вые и обыч­ные теле­фоны, кла­ви­а­тура и мышки для ком­пью­тера — все, бук­вально каж­дая мелочь при­спо­соб­лена для пра­во­ру­ких людей. А что делать левшам?

Левша или правша?

Для начала роди­те­лям сле­дует опре­де­литься — левша или правша их ребе­нок. Лет до 4‑х дети могут в рав­ной сте­пени поль­зо­ваться обе­ими руками, и на этом этапе раз­ви­тия не стоит слиш­ком активно навя­зы­вать поль­зо­ва­ние пра­вой рукой. Если после пяти попы­ток ребе­нок упорно про­дол­жает дер­жать ложку или каран­даш в левой руке, то сле­дует оста­вить попытки пере­учи­ва­ния и попри­сталь­ней пона­блю­дать за малы­шом: какой рукой он поль­зу­ется чаще? Левой или пра­вой он откры­вает двери, водо­про­вод­ный кран, водит машинку по полу, в конце кон­цов, ковы­ряет в носу и чешет макушку. Если он актив­нее поль­зу­ется левой рукой — он лево­ру­кий. Но лево­ру­кость это только “поло­винка” от левши. Чело­век может быть лево­ру­ким, но не быть лев­шой в пол­ном смысле этого слова. Суще­ствует такое поня­тие как лев­ше­ство — когда у чело­века в прин­ципе левая сто­рона тела более раз­вита и исполь­зу­ется актив­ней, чем пра­вая, что обу­слов­лено доми­нан­той пра­вого полу­ша­рия. Если же ребе­нок оди­на­ково успешно поль­зу­ется обе­ими руками, то это назы­ва­ется амби­декс­траль­ность — обоерукость.

Почему он такой?

Уста­нов­лено, что имеет место наслед­ствен­ная пред­рас­по­ло­жен­ность к лев­ше­ству: если хотя бы один роди­тель левша, то у ребенка в 12 раз выше шан­сов родиться лев­шой. У детей, пере­нес­ших на ран­нем этапе раз­ви­тия травмы голов­ного мозга, осо­бенно левого полу­ша­рия, так же выше шанс стать лев­шой. И еще одна свое­об­раз­ная при­чина — под­ра­жа­ние. Если в окру­же­нии ребенка есть левша, то малыш может под­ра­жать этому чело­веку, не явля­ясь при этом “при­род­ным” лев­шой. Так стоит ли их переучивать?

Пер­вое и вполне есте­ствен­ное жела­ние роди­те­лей — пере­учить “не такого” ребенка. Соб­ственно, еще лет 30 назад ни у роди­те­лей, ни у педи­ат­ров даже не воз­никло бы сомне­ний по этому поводу, рецепт был один — пере­учи­вать. Однако не все так при­ми­тивно. Ведь левша это не про­сто чело­век, кото­рый лучше управ­ляет левой рукой. У истин­ных лев­шей не только левая рука более раз­вита, лучше рабо­тает, и явля­ется веду­щей, но и все лево­сто­рон­ние органы лучше рабо­тают: левый глаз лучше видит, левое ухо лучше слы­шит, левая нога делает более широ­кий шаг, чем пра­вая, и она же явля­ется толч­ко­вой — с нее истин­ный левша начи­нает дви­же­ние, левая почка раз­вита лучше и так далее. Таких людей назы­вают “пра­во­по­лу­шар­ными” — поскольку у чело­века связь между сто­ро­ной тела и отве­ча­ю­щим за ее функ­ци­о­ни­ро­ва­ние обрат­ная, то у прав­шей лучше раз­вито левое полу­ша­рие, а у лев­шей соот­вет­ственно пра­вое. И пере­учи­вать левшу рав­но­значно серьез­ному вме­ша­тель­ству в его нерв­ную систему, пси­хику, мозг. Поэтому, если при­чи­ной поль­зо­ва­ния левой рукой явля­ется балов­ство или под­ра­жа­ние, то пере­учить можно и даже нужно. А вот если это обу­слов­лено осо­бен­но­стями раз­ви­тия мозга или трав­мой, то пере­учи­вать таких малы­шей кате­го­ри­че­ски не реко­мен­ду­ется. Это тоже самое, что пере­учи­вать правшу на левшу.

К чему может привести переучивание?

Пере­учи­ва­ние таких детей вызы­вает силь­ней­шее пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ское напря­же­ние, что в свою оче­редь при­во­дит к самым раз­ным нару­ше­ниям в раз­ви­тии ребенка. Насиль­ствен­ное пере­учи­ва­ние истин­ного левши при­во­дит к очень тяже­лым нев­ро­ти­че­ским реак­циям орга­низма: эну­рез, заи­ка­ние, нерв­ные тики, эмо­ци­о­наль­ная неустой­чи­вость, задержка и откло­не­ния в раз­ви­тии речи и мото­рики, нару­ше­ния сна, голов­ные боли, быст­рая утом­ля­е­мость, нару­ше­ния аппе­тита и пище­ва­ре­ния — далеко не пол­ный пере­чень послед­ствий пере­учи­ва­ния левшей.

Плохо ли быть левшой?

Прежде всего — левша это не при­го­вор. Как каж­дое явле­ние, лев­ше­ство имеет свои плюсы и свои минусы. У лев­шей в боль­шей сте­пени, чем у прав­шей, раз­вита инту­и­ция, они вос­при­ни­мают кар­тину или явле­ние в целом, умеют нахо­дить нестан­дарт­ные реше­ния и часто этим “обыг­ры­вают” прав­шей. Левши легче при­спо­саб­ли­ва­ются ко всему новому, будь то рабо­чий кол­лек­тив или кли­мат дру­гой страны. Они пред­рас­по­ло­жены более к твор­че­ству, чем к точ­ным нау­кам, среди выда­ю­щихся дея­те­лей искус­ства боль­шое коли­че­ство лев­шей: Роден, Пикассо, Да Винчи, Мике­лан­джело, Тулуз-Лотрек, Рафа­эль, Рубенс, Чарли Чап­лин, Андже­лина Джоли, Брюс Уил­лис, Силь­вестр Стал­лоне, Том Круз — все эти люди левши. Послед­него, кстати, пере­учи­вали, и дол­гое время он был вынуж­ден лечиться от дислек­сии, нару­ше­ния, при кото­ром у чело­века сни­жа­ется спо­соб­ность овла­де­вать чтением.

Но при этом левши испы­ты­вают затруд­не­ния во время учебы, и осо­бенно при овла­де­нии пись­мом. Труд­но­сти начи­на­ются еще с того вре­мени, когда ребе­нок учится гово­рить. В даль­ней­шем, если верить ста­ти­стике, у лев­шей в 2,5 раза чаще воз­ни­кают про­блемы с уче­бой. Отча­сти это объ­яс­ня­ется тем, что обу­че­ние в сред­них шко­лах пол­но­стью ори­ен­ти­ро­вано на прав­шей, отча­сти — име­ю­щи­мися осо­бен­но­стями нерв­ной системы и пси­хики. Детки-левши гораздо тяже­лее усва­и­вают поня­тия, харак­те­ри­зу­ю­щие поло­же­ние в про­стран­стве: право-лево, верх-низ, по и про­тив часо­вой стрелке. По этой при­чине им тяжело дается все, что свя­зано с упо­ря­до­че­нием. Их тяжело научить писать в одну строчку, без отрыва руки, они дольше запо­ми­нают поряд­ко­вый счет, изоб­ра­же­ния на их рисун­ках не имеют ком­по­зи­ции, рас­по­ла­га­ются хао­тично, могут наез­жать одно на дру­гое. Поскольку мир левши это “все наобо­рот”, то такие детки часто пишут зер­кально — начи­нают слово с его послед­ней буквы, могут писать цифры и буквы пере­вер­ну­тыми, отзер­ка­лен­ными, а читают снизу вверх справа налево. Для того чтобы научиться писать и читать пра­вильно, им тре­бу­ется больше вре­мени, чем прав­шавм, отсюда — отста­ва­ние в учебе, низ­кая успе­ва­е­мость. Счи­та­ется, что к 10 годам эти явле­ния должны исчез­нуть. Если зер­каль­ность и дез­ори­ен­та­ция в про­стран­стве сохра­ня­ется в более стар­шем воз­расте, то реко­мен­ду­ется про­во­дить кор­рек­ци­он­ные заня­тия с таким ребен­ком. Но самое глав­ное, что должны пом­нить роди­тели, бабушки и дедушки — неуме­лое пере­учи­ва­ние только усу­губ­ляет ситуацию.

Эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние лев­шей тоже отли­ча­ется от эмо­ци­о­наль­ного состо­я­ния прав­шей. Как пока­зы­вают иссле­до­ва­ния, про­ве­ден­ные в Мичи­ган­ском уни­вер­си­тете, левши в боль­шей сте­пени склонны к пес­си­мизму, нега­тив­ному вос­при­я­тию окру­жа­ю­щего мира, они в боль­шей сте­пени под­вер­жены эмо­ци­о­наль­ной неустой­чи­во­сти, раз­лич­ным стра­хам, тре­во­гам, они нере­ши­тельны, быст­рее утом­ля­ются, отли­ча­ются пони­жен­ной рабо­то­спо­соб­но­стью, но при этом у них силь­нее раз­вита совест­ли­вость, они более чув­стви­тельны и впечатлительны.

Как вести себя родителям?

Прежде всего, исходя из повы­шен­ной чув­стви­тель­но­сти и рани­мо­сти таких детей, роди­те­лям сле­дует тща­тельно сле­дить за тем, чтобы лево­ру­кость их ребенка не вызы­вала у них раз­дра­же­ния и гнева. Пси­хо­логи гово­рят, что левши тре­буют в три раза больше вни­ма­ния и тер­пе­ния от роди­те­лей. Детишки-левши пони­мают, что они отли­ча­ются от боль­шин­ства детей, они и хотели бы быть “как все”, но у них это плохо полу­ча­ется. У малыша может раз­виться ком­плекс непол­но­цен­но­сти, боязнь школы, боязнь неудач. Конечно, очень важно выбрать пони­ма­ю­щего суть про­блемы педа­гога, у кото­рого хва­тит тер­пе­ния и муд­ро­сти найти под­ход к левше. В част­но­сти — учи­тель дол­жен быть зна­ком с мето­ди­че­скими реко­мен­да­ци­ями Мини­стер­ства здра­во­охра­не­ния о сни­же­нии тре­бо­ва­ний к “пра­виль­но­сти” почерка лево­ру­ких детей — для них счи­та­ется допу­сти­мым вер­ти­каль­ное напи­са­ние или наклон букв влево, а так же запрет на тре­бо­ва­ние без­от­рыв­ного письма от лев­шей. Не стоит отда­вать таких детей в классы с повы­шен­ной нагруз­кой, с углуб­лен­ным изу­че­нием пред­ме­тов, потому что они могут не спра­виться с про­грам­мой. Лева­шам про­ти­во­по­ка­заны вся­кого рода классы и учеб­ные заве­де­ния с тре­бо­ва­ни­ями жест­кой дис­ци­плины и соблю­де­ния устав­ного порядка: суво­ров­ское учи­лище и кадет­ские кор­пуса не для них. Для таких детей полезны заня­тия теми видами спорта, в кото­рых оди­на­ково задей­ство­ваны обе руки: пла­ва­ние, лыжи, фут­бол, бас­кет­бол. На них хорошо вли­яет лепка, игра на пиа­нино, кон­ный спорт, вяза­ние на спи­цах, пле­те­ние из ниток (мак­раме).

Ни в коем слу­чае в семье не должно зву­чать сожа­ле­ние по поводу осо­бен­но­сти вашего ребенка. Не гово­рите ему, что быть лев­шой плохо, что ему не повезло и тому подоб­ное. Уста­новка должна быть только на успех: ты можешь, ты сде­ла­ешь, ты моло­дец! В иде­але вообще лучше не акцен­ти­ро­вать на его лево­ру­ко­сти. Если ребе­нок пере­жи­вает по этому поводу, то при­во­дите ему в при­мер вели­ких людей-лев­шей, кото­рым их осо­бен­ность не поме­шала достичь боль­шого успеха в искус­стве, поли­тике, воен­ном деле. Его быт надо орга­ни­зо­вать соот­вет­ственно его потреб­но­стям: свет и настоль­ную лампу надо орга­ни­зо­вы­вать справа, наклон тет­ради или книги — справа налево, по воз­мож­но­сти надо при­об­ре­сти пред­меты быта для лев­шей. А 13 авгу­ста вашего малыша можно поздра­вить с “про­фес­си­о­наль­ным” празд­ни­ком: все­мир­ным днем левши! На зависть прав­шам, у кото­рых нет сво­его дня…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *