Сын вячеслава невинного чем занимается
Вячеслав Вячеславович Невинный
Вячеслав Вячеславович Невинный (урожденный Гуляев). Родился 14 декабря 1965 года в Москве. Советский и российский актер театра и кино, театральный деятель. Заслуженный артист РФ (2005). Сын актера Вячеслава Невинного.
Вячеслав Невинный младший родился 14 декабря 1965 года в Москве.
До четвертого класса учился в английской спецшколе. Затем перешел в обычную.
С ранних лет был уверен, что пойдет по стопам родителей.
В 1987 году окончил Школу-студию МХАТ, курс В. Богомолова.
Вячеслав Невинный младший с родителями
В 1991 году был принят в труппу МХТ им. Чехова.
Работы Вячеслава Невинного младшего в МХАТ им. Чехова:
Принимал участие в спектаклях Московского театрального товарищества «Старый театр», в т.ч. сыграл роль Бориса в постановке «Чайная церемония» Александра Строганова.
В 2005 году ему было присвоено почетное звание Заслуженный артист Российской Федерации.
Вячеслав Невинный младший в кино
Вячеслав Невинный младший в фильме «Обман»
В 1988-м сыграл главную роль в ленте режиссера Александра Иванова-Сухаревского «Корабль». Появился в фильмах «Забавы молодых» (Мельников) и «Не спрашивай меня ни о чем» (Павел).
Вячеслав Невинный младший в фильме «Не спрашивай меня ни о чем»
В 1998 году вместе с отцом сыграл в трагикомедии «Чехов и Ко» посвященной 100-летию МХАТа, исполнив роль участкового мирового судьи Петра Петровича Милкина.
Вячеслав Невинный младший в фильме «Чехов и Ко»
В 2006-м исполнил роль Виктора Абакумова в исторической биографической драме «Сталин. Live».
Вячеслав Невинный младший в сериале «Средство от смерти»
Личная жизнь Вячеслава Невинного младшего:
Первый брак был неудачным и скоротечным.
Иветта после школы поступила в в МГУ им. Ломоносова на факультет журналистики.
Василиса в школьные годы занималась в театре «На набережной» и может продолжить семейную династию.
Вячеслав Невинный младший и жена Лариса
Вячеслав Невинный младший с женой и дочерьми
Фильмография Вячеслава Невинного младшего:
последнее обновление информации: 17.06.2020
Как сейчас живет и выглядит сын актера Вячеслава Невинного?
Советского актера Вячеслава Невинного мы знаем, и с удовольствием смотрели и смотрим фильмы с его участием. А вот о его сыне, Вячеславе, практически ничего не известно, хотя он пошел по родительским стопам и снялся в двадцати пяти картинах. Как сложилась судьба Невинного-младшего мы и хотим вам сегодня рассказать.
Вячеслав Невинный с отцом (слева), Нина Гуляева (справа)
Когда 14 декабря 1965 года в актерской семье появился на свет малыш, его хотели назвать Илья. Особенно этого хотела Нина Гуляева, супруга Вячеслава Невинного. Но это имя не понравилось свекрови, она настояла, чтобы внука назвали Вячеславом. Позже Нина Ивановна вспоминала, что из-за этого часто происходила путаница, она звала мужа, а приходил сын (и тому подобное). Однажды не выдержав, актриса сказала: «И почему меня не послушали? Как бы красиво звучало – Илья Гуляев!».
кадр из фильма «Обман», 1983 год, Вячеслав Невинный (мл.)
Первые четыре года Вячеслав учился в спец. школе с английским уклоном. Но видя, как мучается их чадо, родители сжалились и перевели в общеобразовательное учебное заведение. С детства привыкший к закулисной театральной жизни, юноша точно знал в какой ВУЗ ему поступать. В 1987 году успешно окончил Школу-студию МХАТ, и не раз вспоминал добрым словом своего наставника В. Богомолова.
В 1991-м году Вячеслава Вячеславовича приняли в штат МХТ им. А. Чехова. Позже актер играл на подмостках «Современника-2», Новом драматическом театре, МТТ «Старый театр».
кадр из фильма «Не спрашивай меня ни о чем», 1991 год, Вячеслав Невинный (мл.)
Если говорить о кинематографе, то дебют Невинного состоялся в трогательной картине «Обман» (1983 год, гл. роль). Далее играл в мелодраме «Забавы молодых» вместе со своим отцом и с актерами: Станиславом Любшиным, Ниной Руслановой, Валентиной Теличкиной, Виктором Павловым и др.
В 1988-м году режиссер Александр Иванов-Сухаревский пригласил Вячеслава на главную роль в жизненную картину «Корабль». С Ириной Феофановой и Юозасом Будрайтисом снимался в драме «Не спрашивай меня ни о чем», а премьера следующей картины «Урод» уже состоялась после развала Советского Союза.
В 1994-м году режиссер Павел Арсенов решил снять фильм по сказочной повести А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». На роль девочки Элли утвердили десятилетнюю Катю Михайловскую, Страшилу сыграл Вячеслав Невинный (старший), а Трусливого Льва его сын. Других персонажей сыграли: Евгений Герасимов – Железный Дровосек, Виктор Павлов – Гудвин, Валерий Носик – Людоед, Наталья Варлей – Бастинда и Гингема, Ольга Кабо – мать Элли и Волшебница Стелла, Уорра – Сергей Варчук, Ураган – Владимир Антоник и др.
В конце девяностых Невинный (мл.) принял участие в съемках трагикомедии «Чехов и Ко» посвященной 100-летию МХАТа, а в новом тысячелетии актер стартовал с детского фильма «Дракоша и компания».
кадр из фильма «Сыщики-5», 2006 год, Вячеслав Невинный (мл.)
Из современных кинолент можно отметить роль босса в детективном сериале «Возвращение Мухтара-1», Абакумов в историческом фильме «Сталин. Live», директор Замаев в криминальной картине «Сыщики», Стариков в семейной драме «Хозяйка моей судьбы», Грибоедов в фэнтези «Дуэль. Пушкинъ-Лермонтовъ» и др.
Личная жизнь
О своей супруге Ларисе и дочерях актер говорит с большой нежностью и любовью. Первый раз они встретились, когда Вячеслав уже играл в театре, а его избраннице едва исполнилось восемнадцать лет. Через некоторое время старшая сестра девушки позвонила Невинному и в довольно резкой форме сказала: «Если поматросишь и бросишь – очень пожалеешь!».
Вячеслав Невинный (мл.) слева, и Вячеслав Невинный (ст.) справа
Вячеслав был молод, эмоционален, и подумал, зачем мне эти наезды? Молодые люди встретились возле церкви, и актер предложил расстаться. В следующий раз они встретились через 13 лет. За это время Лариса успела разойтись и снова выйти замуж, родить дочь. Вячеслав тоже был несвободен, хотя брак на тот момент трещал по швам.
Их судьбоносная встреча произошла благодаря всё той же старшей сестры Ларисы. Женщина позвонила Невинному и сказала: «Ко мне в гости приехала Лариса? Ты еще её помнишь? Если хочешь увидеть, быстро приезжай ко мне домой!». Долго уговаривать Вячеслава не пришлось, через час он увидел свою первую любовь и чувства вспыхнули с новой силой.
Вячесла Невинный, его дочь Иветта (вторая справа) и Лариса Невинная (крайняя справа) (http://visualrian.ru)
Однако Лариса уже не была той наивной девчонкой, и Невинному пришлось приложить максимум усилий, чтобы завоевать ее доверие и любовь. Сейчас они счастливо живут уже шестнадцать лет, радуются успехам старшей дочери Иветты и младшей — Василисы.
Если вас затронула судьба Вячеслава Невинного, пишите, пожалуйста, комментарии,
ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ, СТАВЬТЕ ЛАЙК и ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ
И еще, чтобы не пропустить следующую статью, следите за нами в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники.
Сын Вячеслава Невинного: «Узнав, что я хочу стать актером, папа сказал: «Потом не жалуйся!»
«Нина Ивановна была замужем за другим актером. Но Невинный ухаживал так трогательно… Ей понадобилось несколько лет дружбы, чтобы понять, что возникло большое чувство. Однажды, придя в театр, Вячеслав Михайлович надел ей на палец колечко и сказал: «Нина, я хочу иметь от вас детей». Против этого она устоять не смогла…» — рассказывают сын и невестка актера, Вячеслав и Лариса Невинные.
— Вячеслав, как вы познакомили отца с будущей женой?
Вячеслав: Это Лариса сейчас расскажет, потому что от нее лично это будет наиболее ценно. Для нее это одно из самых ярких впечатлений в жизни. Я могу только сказать, что так получилось, что за тринадцать лет до второй встречи у нас с Ларисой был роман. Но потом мы расстались и долго не виделись, потеряли друг друга из виду. Потом Лариса второй раз появилась в моей жизни. Достаточно скоро я понял, что после стольких перипетий, которые выпали на нашу долю, пора ее представить родителям. Для Ларисы это знакомство стало сюрпризом.
Выпили… Славы все еще нет, он на кухне, помогает готовить Нине Ивановне. А пока мы без закуски пьем. Постепенно разговорились про Славу. Я, убежденно: «Вы же знаете, он служил в армии». Он: «Да? И где?» — «Так он же летчиком был, в палубной авиации, в секретных войсках…» — «Да ты что! Давай на «ты». Ну рассказывай, рассказывай…» — «Ну да, у него же проблема с глазами, зрение плохое. Он же сажал самолет на авианосец, и случился взрыв». — «Слава тебе все это рассказал?» — «Да…» — «Слав, иди сюда! И ты вот этому ребенку, этой девочке, наврал?»
Конечно, не было никакой палубной авиации и никакого авианосца. Но благодаря этому юмору, благодаря моей наивности, а потом еще заботливости, вниманию к Славе, к семье у нас сложились очень трогательные отношения с Вячеславом Михайловичем. Он меня звал «невеста моя», вместо «невестка». Брал руку и вот так целовал — от пальчиков к плечу, одну руку, а потом другую. Тесные отношения, трогательные, и они длились до конца его жизни.
— Вячеслав Михайлович застал внучку?
Лариса: Конечно! Он очень ждал этого события. Помню, я вот-вот рожу, а муж в это время на гастролях. Перед отъездом в роддом звоню на Тверскую. Трубку снимает Вячеслав Михайлович, говорит: «Как рожать? Ты что, у меня же спектакль сегодня! Как же я играть-то теперь буду! Это невозможно. Это надо отложить». — «Да как же отложишь…» Следующая удивительная история — это когда мы с малышкой только приехали из роддома домой. Входим, Вячеслав Михайлович сразу: «Ну, Лар, штрафную!» — «Я не могу, я же кормлю ребенка». — «Ну тогда шампанское…» — «И шампанское нельзя…» Он был очень удивлен: как же это вообще ничего нельзя? Разворачивает Василису. Смотрит на нее и вдруг произносит фразу: «Я против, но эта девочка будет актрисой». Василисе тогда было пять дней от роду. И вот в этом году она будет поступать в театральный. Она уже выходит на сцену, играет в спектакле «Елизавета Бам» по Хармсу главную роль. У нее пока нет мастерства, нет школы, но уже виден дар. Это Вячеслав Михайлович, это Нина Ивановна (супруга Невинного, народная артистка РСФСР Нина Ивановна Гуляева. — Прим. ред.), это Слава.
— А что говорят семейные легенды? Почему сам Вячеслав Михайлович пожелал поступать в театральный?
— Расскажите историю их знакомства…
Вячеслав: Мама долго его не замечала. Она была замужем за актером, с которым познакомилась еще на третьем курсе, к тому же была почти на четыре года старше отца. По тем временам это считалось много. Благодаря своей хрупкой комплекции Нина Ивановна играла принцев, кукол, детей, например Сережу Каренина… Играла девочку Суок и куклу наследника Тутти в «Трех толстяках», в этом спектакле Невинному дали маленькую роль продавца шаров. Он неожиданно предложил: «Было бы хорошо, когда кукла вылезает из коробки, дать шумы. Можно я попробую озвучить?» Ему позволили. На следующий день он пришел с большой сумкой, и когда кукла появлялась, раздавался шелест бумаги, скрип… Идеальный слух Невинного обнаружил в нем талант подавать шумы, чем во МХАТе обычно занимались специально обученные люди.
Постепенно Вячеслав Михайлович стал ухаживать за своей избранницей. Делал это трогательно. Мама вспоминала: «Доходим до остановки, он сажает меня в троллейбус. Через десять минут доезжаю до дома и на остановке вижу Славу. Который успел обогнать меня на такси и купить букет». Ей понадобилось несколько лет дружбы, чтобы понять, что возникло большое чувство. Мама жила несчастливо в первом браке, муж выпивал, но она его жалела и уходила мучительно, не с первого раза. Но все равно любовь помогла преодолеть все препятствия. Папа был удивительно добрым человеком. После развода и свадьбы он позволил жене, чтобы бывший муж к ним приходил. Невинный даже ездил с ним на рыбалку. Понимая, что нельзя бросать зависимого человека, они его поддерживали.
— Удивительно, что ваш отец был так предан МХАТу, что за более чем полвека служения в нем никогда не выходил на сцену другого театра, а ведь приглашали…
— Нередко слышала такое определение: «Невинный — совесть театра». Связано много случаев с тем, когда он вел себя принципиально…
Вячеслав: Руководитель труппы МХАТа, Евгений Новиков, вспоминал историю. Во время банкета в каком-то городе, славящемся производством хрусталя, актерам раздали свертки. Распределили их строго соответственно званию. Заслуженным артистам — хрустальные наборы, простым — ничего. Для Ефремова был приготовлен большой хрустальный рог. Но Олег Николаевич на банкет не пришел, и рог вручили народному артисту Невинному. Возмущенный такой классификацией, Вячеслав Михайлович распаковал рог, наполнил его водкой и выпил под аплодисменты собравшихся. Затем оставил подарок на столе и ушел.
— Я заметила, что во всех постановках Ефремова Невинному всегда доставалась роль, даже если маленькая…
Вячеслав: Олег Николаевич ценил его за серьезное отношение к работе. Папа никогда не отказывался от роли, потому что она ему казалась «мелкой» или не нравилась. В спектакле «Кабала святош» Невинному досталась роль шута короля Людовика. Каждую мизансцену отец, одетый в костюм шута с колокольчиками, построил так, что его выхода ждали. Как он к роли готовился — сам себе придумал грим, костюм, характер! Невинный говорил: «Талантливый артист похож на кошку, которую взяли за ноги и у самой земли бросили. Она все равно успевает перевернуться и встать на четыре ноги. Так же и я. Если даже мне дадут очень маленькую роль в очень плохой пьесе, с совершенно никуда не годным режиссером, я все равно сделаю шедевр».
Он на удивление ладил со всеми режиссерами. Советовал: «Умей режиссера слушать, но не слушаться. Он говорит какую-нибудь ерунду, а ты все равно делай по-своему. А на следующий спектакль он к тебе подойдет и скажет: вот видишь, я ж тебе говорил, ты все правильно сделал. Ты опять кивай». Если в присутствии отца изрекали какую-нибудь пошлость, наподобие «нет маленьких ролей», он отвечал: «Чушь собачья! У кого роль толще, тот и артист лучше». Ну и конечно его знаменитое: «Артистом можешь ты не быть, а режиссером быть не можешь». В последние годы на сцене, чудовищно болея, Вячеслав Михайлович на вопросы о самочувствии отвечал: «Когда я репетирую, я здоров независимо от самочувствия». Вот такие актеры были Ефремову нужны. Вообще, думаю, это сущность Московского художественного академического театра 70—80-х годов.
— Ваш отец в 70—80-х годах очень много снимался в кино, а вот мама сосредоточилась на театре…
Вячеслав: Зато у нее были замечательные работы по озвучке. За ее прекрасный, тонкий голос ее любили. В свое время писали, что потрясающая актриса Вертинская всех поразила своим небесным голосом-колокольчиком, когда играла Ассоль в «Алых парусах». Но озвучивала-то роль мама. Вертинская звонила Нине Ивановне и благодарила: «Нинка, спасибо тебе, это ты мне сделала роль!»… А вот папу узнавали на каждом шагу. Периодически происходили смешные истории. Как-то мы сидели с ним в столовой. Подсел какой-то человек в очень веселом настроении и сразу сказал: «Где-то я вас видел. Вы где работаете?» Редкий артист в такой момент сохранит хладнокровие. А Вячеслав Михайлович как ел свою гречневую кашу с сосиской, так и продолжал есть. А потом ответил: «В бане я работаю». Тот изумился: «Не в Первой?» — «В Первой». — «Вот там-то я вас и видел. Большое вам спасибо. Будьте здоровы, приятного аппетита».
В другой раз мы идем по улице, подходит человек, пожимает руку Вячеславу Михайловичу и говорит: «Значит, как договорились, я завтра повезу вино по объездной дороге, все в силе, давай завтра в два». Вячеслав Михайлович отвечает: «Нет, давай в два тридцать». — «Все, договорились, в два тридцать завтра». И разошлись. Мы с ним идем дальше. Я спрашиваю: «Пап, а это кто?» — «Не знаю, — отвечает отец. — В первый раз вижу».
— Интересно, каким отцом был Вячеслав Михайлович. Рождение сына было большой радостью?
Вячеслав: Сын был мечтой. Недаром, делая предложение Нине Ивановне и надев ей кольцо на палец, он сказал: «Я хочу иметь от вас детей!» После рождения я несколько месяцев был Ильей Вячеславовичем. Потом папины родители переубедили маму и записали меня Вячеславом. Что касается фамилии, то, хотя в метрике я был записан Невинным, в школе меня записали как Гуляева. Так как мама боялась, что меня задразнят. Но дразнили меня все равно, поэтому, поступая в Школу-студию МХАТ, я снова стал Невинным… Кстати, получение метрики для родителей совпало с их бракосочетанием. В загсе им вручили эти документы одновременно. Раньше расписаться не могли, получение развода в то время было делом длительным. Нужно было дать объявление о разводе в газете. В редакцию мама пришла с большим животом и попросила опубликовать ее объявление скорее.
В основном воспитывала меня бабушка, мамина мама, потому что родители очень много работали. На все лето нас с бабушкой отправляли к родственникам в деревню, а родители могли спокойно поехать в санаторий, чтобы отдохнуть от работы и от детей. Папа меня особенно не воспитывал. Но он так расстраивался, когда я плохо себя вел, что этого было достаточно, чтобы внутри меня все переворачивалось. Мама в этом отношении более строгий человек, с ней особенно не забалуешь.
— А почему вы решили стать актером?
Лариса: Однажды мы сидели с Вячеславом Михайловичем, это было уже когда он потерял обе ноги и не выходил на сцену. И он спросил: «Ты скажи мне, Славку-то зрители любят?» Я говорю: «Любят». — «Он много играет?» — «Много». — «И аплодируют?» — «Да». И ему стало так легко, хорошо. Конечно, он все равно волновался за судьбу сына и очень трепетно относился к его деятельности в театре.
— Лариса, а как так получилось, что вы стали инициатором создания Творческого дома Невинных?
Лариса: Это произошло еще при Вячеславе Михайловиче и при полном его одобрении. При его жизни было выпущено два спектакля. У меня хореографическое образование, я служила в народном ансамбле песни и пляски «Казачий Дон». Потом получила профессию юриста и начала искать работу. И везде мне говорили: «Ну что вы будете какие-то бумажки перекладывать, зачем вам это? У вас такая фамилия, такая семья. Займитесь чем-нибудь творческим, создайте антрепризу, например». Я задумалась… Мы начали работу над первым спектаклем, на одну из главных ролей пригласили Владимира Александровича Стеклова. Он говорит: «Девочка моя, не надо влезать в это дело, ты молодая, маленькая, у меня не вышло, веришь, я взрослый мужик, не надо, это очень сложно». Я говорю: «Владимир Александрович, вот из-за того, что я ничего не знаю, у меня все получится». И он мне поверил! В мае 2008 года мы отыграли премьеру в Театре Вахтангова, спектакль по рассказам Чехова, режиссером спектакля стал мой муж.
— А чем сейчас занимается Нина Ивановна Гуляева?
Благодарим отель Mercure Арбат Москва за помощь в организации съемки
Сын Вячеслава Невинного: За 3 дня до смерти сбылась его мечта
Он всегда переживал, что его невольно будут сравнивать с талантливыми родителями, но все же играл с ними на одной сцене. Он с детских лет знал, что в их дружной и счастливой семье главный человек — папа. Он понимает, что вряд ли сумеет достичь высот своего отца, но все же у него много достаточно интересных работ в театре и в кино. Он пока не готов утверждать, что его дочери продолжат актерскую династию, хотя некоторые предпосылки к этому есть. Знакомимся: Вячеслав Невинный-младший, сын того самого блистательного советского актера, воплотившего на экране злого пирата Весельчака У.
Детские годы
В холодный зимний день, 14 декабря 1965 года, в семье Заслуженной артистки России Нины Ивановны Гуляевой и одного из лучших актеров театра и кино, Народного артиста СССР Вячеслава Невинного появился на свет наследник, которого в честь отца назвали Вячеславом.
О своих первых годах жизни Вячеслав Невинный-младший всегда вспоминает с особенной теплотой, ведь он рос в атмосфере искренней любви, взаимного уважения и очень тонкого отношения друг к другу. Родители именно воспитывали его, никогда не применяя физические наказания, они никогда не били его. Мама в любой ситуации оставалась очень мягким человеком и легко идущим на компромисс. Будучи маленьким мальчиком, Славик частенько пользовался ее податливостью и уступчивостью. С папой так не получалось никогда.
Смерть
Последние годы жизни Вячеслава Михайловича были очень тяжелы. В 2005-ом он перенёс тяжёлую операцию – удаление стопы из-за гангрены, ставшей следствием сахарного диабета. Через год актёру ампутировали вторую ногу.
Могила Вячеслава Невинного
Но жизнь продолжалась. Рядом были жена и сын. Нина Ивановна, чтобы поддержать мужа, свои роли репетировала вместе с ним. Вячеслав Михайлович подсказывал ей правильные решения и делал критические замечания. Это продлило его годы и помогло не чувствовать себя оторванным от жизни и любимого искусства.
Вячеслава Невинного не стало 31 мая 2009 года. Он умер в родной квартире на Тверской. Похоронили артиста на Троекуровском кладбище.
Семья или работа
В немногочисленных интервью журналистам Вячеслав Невинный-младший делился своей единственной детской обидой. Он никак не мог понять, почему же мама и папа проводили с ним очень мало времени, а ведь он по ним так скучал!
Пройдет много лет, прежде чем подросший Вячеслав поймет, что иначе в такой ситуации просто невозможно. Теперь, став актером, как и его родители, он знает, что по-другому при всем желании не получится. Либо работа, которой надо отдавать всего себя, либо не надо приходить в эту профессию. Быт может раздражать, пассивность утомлять и убивать, все будет не так и неправильно.
Вячеслав Невинный-младший, фото которого печатают на страницах глянцевых изданий не так уж и часто (однако он не перестает быть хорошим актером), навсегда запомнил слова отца, который с огромным уважением говорил о своей профессии. Любимый миллионами советских малышей Громозека из фильма о приключениях Алисы Селезневой «Лиловый шар» когда-то поделился с ним, что работа всегда должна быть в радость, всегда должна приносить удовольствие. Потому он и занимался театром, ведь для Невинного-старшего это было самое прекрасное дело на свете. Он был абсолютно уверен: если ты хороший актер, у тебя просто не может оставаться ни на что другое времени. И это нормально.
Всенародный Слава
«Господи, хоть растолстею до необъятных размеров, лишь бы ходить самому»
— Слава, вы могли бы охарактеризовать отца просто тремя словами? Что это был за человек, явление?
— Правильно вы говорите: это явление, это человек непростой. Такие рождаются один раз, может быть, в сто лет. Это уникальный человек. Вряд ли были люди, равные ему по таланту в той области, в которой он занимался, в том амплуа. Это великий русский артист великого русского театра. Недаром он носит звание народный артист Советского Союза, звание, которого сейчас уже нет и быть не может. Это был веселый человек, при воспоминании о котором у каждого возникает первым делом улыбка. Как только скажешь: вы знаете, артист был толстый, Невинный Вячеслав? — первое, что сделает человек, он улыбнется. Уже ради этого, может быть, стоит прожить жизнь. Это смешной человек, всем доставляющий радость и удовольствие с трагичным мироощущением внутри. Грустный клоун — вот так это можно охарактеризовать в двух словах.
— Ну а дома, в обычной жизни, там эта его трагичность тоже проявлялась?
— Он был живой человек, и первое, что проскальзывало всегда и омрачало его душу где-то там, глубоко внутри, через взгляд, через глаза, — это, конечно, его болезнь. А болел он давно, на протяжении долгих лет, и тяжело. Если в конце жизни это диабет, который, в общем, его в итоге и погубил, то раньше была напрочь испорченная эндокринная система. У него начали отниматься ноги еще в среднем даже возрасте. Врачи так ему и сказали: либо вы сядете на коляску и остаток жизни проведете в ней, либо мы вам будем колоть такие гормональные средства, которые помогут вам ходить, но вы очень сильно растолстеете. На что отец сказал: господи, да пожалуйста, хоть растолстею до необъятных размеров, лишь бы ходить самому. Заблуждение, что Невинный очень много и неумеренно ел, а потом взял и от своей неумеренности, жадности и обжорства растолстел. Ха-ха-ха, во какой толстый! Это несчастье, это такая судьба и начало его болезни. Его самочувствие всегда было связано с ощущением, что не все в порядке внутри себя в плане здоровья. Но особенно после начала 90-х к этому прибавилось еще ощущение, что не все в порядке и в стране. Полный упадок культуры, когда люди, вообще не имеющие права находиться на сцене, вылезли на нее, заняли место и стали там царить. Вот это его угнетало, и иногда он был очень мрачен по этому поводу. Он говорил так: «Я думал, сейчас, может быть, тяжело материально, даже в плане нашей общей профессии. Но это пройдет — и станет лучше». А ближе к концу жизни он понял, что завтра и дальше будет только хуже.
— То есть для него распад Советского Союза стал очень болезненным моментом в жизни?
— 91-й год папа воспринял с большим любопытством и даже с каким-то внутренним ощущением: ух ты, а чего же сейчас будет, во как интересно! Но 93-й произвел на него жуткое впечатление. У него даже как-то руки опустились и взгляд немного потух. Он понял, что мы влезли в какую-то очень неприятную, грязную и, к сожалению, кровавую историю.
— А Иннокентий Смоктуновский тогда же по призыву Гайдара пошел строить баррикады.
— Я этого не знал. Зато помню, как Иннокентий Михайлович участвовал в рекламе референдума «Да-да-нет-да». Он так по телевизору произносил: «Не-е-ет — да». Сразу вспоминался его знаменитый Гамлет в фильме Козинцева: «Но играть на мне нельзя-а». Это выглядело довольно трагично.
— Но, значит, он все-таки верил. А Невинный, наоборот, почувствовал какой-то провал — и не за что зацепиться?
— Да, совершенно верно. Именно так. Просто Вячеслав Михайлович в силу своей крупности художника воспринял это как братоубийство, вот что выбило его из колеи. Он, уже совершенно немолодой человек, смотрел на те события и на людей, их совершавших, как на детей своих, которые вдруг попали в беду.
— Но тогда же профессия артиста деградировала, кино почти прекратилось, в театр зрители не ходили… Вячеслав Михайлович тогда не бедствовал? Или материальное было для него не на первом месте?
— Как ни странно, в кино он продолжал сниматься и в 90-е годы, все равно был востребован. Меньше, конечно, во много раз, но это было. К сожалению, совершенно прекратилась работа на радио, ее просто не стало. А театр никогда не переставал работать, и там он был один из самых загруженных артистов. Всегда кряхтя, поднимаясь с кресла, начиная одеваться, чтобы идти в театр, он ворчал: «Ох, опять иди на репетицию… Вот сегодня выходной, никто в театре не работает, один я только». Но такой трагедии, как у других артистов, которые вдруг в одночасье вообще перестали быть кем-либо, а считались богами на Олимпе, у папы не было. А что касается материального… Никогда не было ничего такого, чего бы нам не хватало. Всегда в семье обходились самым что ни на есть необходимым. Был момент, что даже талоны выдавали в театре. Я, помню, по талонам приносил молочные продукты и яйца домой. Но это воспринималось даже весело, не было никакого ощущения трагичности, конца, депрессии. А еще иногда меня спрашивают: а Вячеслав Михайлович много зарабатывал? На это я отвечаю: вы знаете, есть прекрасный русский и украинский артист Данилко, который сделал образ Верки Сердючки. Замечательный образ! Так вот, для сравнения, Данилко по гонорарам в сто раз получал больше, чем Вячеслав Михайлович Невинный, народный артист СССР. Но у меня нет никаких претензий ни к Данилко, ни к Вячеславу Михайловичу. И не спрашивал я никогда: что ж ты так мало зарабатывал, папа? Я просто сопоставляю величину события.
— И как Невинный относился к этой «несправедливости»?
— Радовался тому, что сын принес ведерко с яйцами. А, кстати, были еще талоны на водку, которую можно было взять только в магазине, находившемся в Столешниковом переулке. Очереди там стояли километровые, протягивались аж до самого МХАТа. Но папа-то заходил с заднего входа. Спускался в подвал, громко очень вскрикивал: «Таких артистов принимают?» Вся братия сразу же из магазина сбегалась посмотреть на него. А продавцы выносили ящик водки. Мама потом чистила эту водку марганцовкой.
— Помню, Наталья Гундарева рассказывала, что ее отец после всех этих распадов и путчей впал в депрессию, лег на кровать, повернулся к стенке и вскоре умер…
— Да, а Вячеслав Михайлович просто погрустнел. Но работа-то от этого не менялась. Он должен был выходить на сцену или перед камерой и исполнять те же самые веселые и радостные образы. Потому что профессиональный артист подразумевает: что бы с тобой ни случалось, ты должен выдавать ту же самую продукцию. Поэтому он выходил и работал. А все говорили: какой веселый человек! Но никто не знал, что у него там внутри. Да, грустный клоун, но просто этого никто не видел.
Фото: Архив МК
«А кто-то, понимаешь, супы варит с кубиками»
— Но если даже вокруг все хреново, есть же семья. Глядя на вашу семью со стороны, видишь, как же вы с лета понимали друг друга, говорили на одном языке, у вас было единое чувство юмора. Каким Невинный был дома?
— Да в то время всем было нелегко. У всех были свои проблемы: и материальные, и личные, и творческие.
— Личные — это что значит?
— Мама и папа волновались за меня — женюсь, не женюсь, вроде уже много лет, а одинок. Но была жива еще замечательная бабушка Евдокия Ильинична, которая меня воспитывала, царство ей небесное, мамина мама. В доме собирались четыре мрачных человека. Приходили, опустив голову, типа: да, ну и жизнь пошла. И самый старающийся всех подбодрить, раскрутить на какое-то ощущение праздника был именно Вячеслав Михайлович. С порога, чувствуя атмосферу подавленности, царившую в квартире, он начинал нас вытаскивать из этих переживаний. И ему это удавалось! Через некоторое время все начинали веселиться, вместе садились за стол, начинались какие-то шутки, рассказы… И от хандры, которая преследовала во все времена русский народ, не оставалось и следа. Вот так, наступив на свою болезнь, на свои неудачи какие-то, на то, что он видит на улице, в магазинах, по телевизору, он говорил: ребята, не все так страшно, прорвемся. За что до сих пор я его вспоминаю с очень большой нежностью и всегда молюсь за него. Уверен, он сейчас нас с вами слышит, видит все, что происходит, и чувствует наше отношение к нему.
— А он вообще ходил в магазин за продуктами? Это тоже был маленький спектакль?
— Нет, нормально, заходил по дороге. Дома он из этих продуктов любил готовить и различные супы, и борщ, и харчо, и всякие вторые блюда. Цыпленка табака… Почему-то он его называл цыпленка собака. Его принцип был: я люблю готовить все вкусно и быстро, а эти многочасовые стояния у плиты не для меня. Вот такой талант имел кулинарный.
— А в кулинарные программы его не приглашали? К Макаревичу в «Смак»?
— Папа рекламировал кубики Knorr. Он там в колпаке, с ножом говорил: «Для моего супа я выбрал кубики…» Целая серия была этих роликов.
— Большой артист и реклама — как он к этому относился? Только чтобы подзаработать?
— Конечно, это были хорошие деньги.
— И не считал это ниже своего достоинства?
— Сначала считал, а потом, когда с ним провели переговоры и предложили определенную сумму, которая, в общем, превышала даже гонорар в фильме, папа поменял свою точку зрения. Был такой интересный случай. В то время МХАТом руководил Олег Николаевич Ефремов, который всегда чрезвычайно трепетно следил за тем, как артисты ощущают себя в театре, в профессии. Он ревностно относился к съемкам своих артистов на стороне. Однажды, на каком-то собрании художественного совета труппы, куда отец входил долгие годы, Ефремов сказал: «Ну правильно, кто-то думает о театре, о ролях, об образах, а кто-то, понимаешь, супы варит с кубиками», — Вячеслав Михайлович ответил: «Ну да, а кто-то трамваи водит, на девочек смотрит».
— Да, тогда же социальная реклама была — и там Ефремов вагоновожатый!
— Социальная это была реклама или несоциальная, но все знали, что Олег Николаевич при всей своей значимости, как театральный режиссер и гуру МХАТа, получил за это очень большие деньги по тем временам… Поэтому Вячеслав Михайлович за словом в карман и не полез. Крыть Ефремову было нечем, и собрание перешло на другую тему.
— А Невинный всегда так быстро реагировал и мог ответить?
— Да, был находчив и остер на язык. Вообще очень много знал, был ходячей энциклопедией, всегда разгадывал кроссворды, очень любил это дело. И еще одна актриса это любила — Ия Саввина, они на пару разгадывали. В плане интеллекта папа был необычаен. Плюс к этому еще фантастически грамотен — и все что касается написания, и что касается ударения.
Фото: Архив МК
«Может, вы в первой бане работаете?»
— Невинный мог поставить на место даже Ефремова, причем не по-хамски, не обижая. А были случаи, когда он одним словом срезал кого-то еще, может быть, даже в более жесткой форме?
— В том-то и был весь Вячеслав Михайлович, что ставить кого-то на место ему не очень нравилось. Он вел себя немножко по-другому. Например, подошел к нему какой-то человек — при мне это было, — хлопнул по плечу, протянул руку и сказал: «Здравствуй! Слушай, значит, завтра, как договорились, в 13.00, да?» Папа пожал руку в ответ и говорит: «Да! Давай в 13.30». Тот: «Ну давай, договорились». И ушел. Я потом спрашиваю: «Пап, а это кто?» — «Не знаю». В другой раз мы сидели в столовой, подошел явно нетрезвый человек и сказал: «Где-то я вас видел, что-то мне лицо ваше знакомо. Вы где работаете?» Вот тут бы и поставить его на место. А Вячеслав Михайлович в это время ел гречневую кашу. Но тот мужик все не отставал. «Может, вы в первой бане работаете? Там я вас видел? Или не в первой?» Пауза почти мхатовская. Невинный поднял на него глаза: «В первой». Немая сцена.
— Когда Вячеслав Михайлович уже сильно болел, но играл Сорина в «Чайке»… Там есть эпизод, где он падает практически плашмя на сцену… И весь зал ахает, потому что кажется, будто это реально с Невинным что-то случилось…
— Да, папа уже ходил с палочкой и на сцене тоже с палочкой. Сначала он ронял палку, она отлетала в сторону, потом падал сам навзничь. Второй режиссер этого спектакля Николай Скорик так и говорил: «Каждый раз я смотрел из-за кулис и каждый раз не верил, как у него это получается». Зал зрительный думал, что артисту стало плохо по-настоящему. Это было действительно страшное и при этом фантастическое зрелище, после того как все понимали, что то была часть спектакля, часть рисунка артиста и что спектакль продолжается. Слава богу, думали все. Слава богу, что это артист всех так «купил», как говорят в цирке.
Вячеслав Михайлович с детства занимался спортом. Вся юность прошла, посвященная велосипеду и велоспорту. Он родился в Туле и на тульском велотреке показывал высочайшие результаты, у него был юношеский разряд. Пока не случилась авария, когда он разбился на треке и даже потерял сознание, попал в больницу, столь сильным было падение. Вспоминая, он говорил, что, может быть, это падение послужило дурную службу, когда начались проблемы с ногами. Потом он поступил во МХАТ и молодым артистом играл Хлестакова, а вокруг него все в том спектакле были народные. И его назвали артистом международным. А еще он был нападающим МХАТа по футболу.
— За «Спартак» болел, как все во МХАТе?
— Сначала да, а потом его пристрастия изменились, и он говорил: я болею за тех, кто сильнее, потому что они играют красивее. Но он был страстным болельщиком, футбол смотрел, хоккей, не пропускал практически ни одного матча. Исключение — если в это время у него был спектакль. А когда в конце 80-х появились видеомагнитофоны, он купил такой на гастролях в Японии. И просил меня настроить его на запись, чтобы он пришел со спектакля и посмотрел пропущенную игру. На спектакле за кулисами говорил: «Дорогие мои коллеги, я знаю, что у вас в гримерке есть телевизор, только не говорите мне счет, у меня сын записывает». — «Будем молчать как партизаны», — отвечали ему. Но вот один раз замечательный артист, сын Владлена Давыдова, Андрей, который то ли не услышал, то ли был так восторжен, что через некоторое время вошел в гримерку Невинного и сказал: «Ну, Вячеслав Михайлович, 2:0 уже». За что папа ему сказал: «Большое тебе, Андрюша, человеческое спасибо». Если переводить на общедоступный русский, конечно.
А вот еще по поводу футбола. Тогда блистал Марадона. Папа смотрел матч с его участием, потом приходил и начинал делиться с артистами: «Ну а что Марадона? Марадона — это фанта (от слова фантастический). Такой пас дал через все поле прямо в ноги нападающему, ну просто старуха Изергиль, и та забьет».
— Слава, простите… Когда у Вячеслава Михайловича ампутировали ноги, как он это перенес? Кажется, его знаменитое непобедимое чувство юмора осталось при нем…
— Мы с моей замечательной женой Ларисой и с мамой приехали к нему в больницу и остановились перед входом в палату. Мы знали, что сейчас увидим папу, человека, который потерял и вторую ногу… Увидим первый раз после операции и должны будем начать о чем-то с ним говорить, глядеть в глаза, улыбаться и в общем-то пытаться делать вид, что не так все плохо, нормально, жизнь продолжается — и с этим тоже можно как-то дальше существовать. Перед этой дверью мы как-то так переглянулись и поняли, что нам предстоит сейчас очень непростое испытание. Но делать нечего, надо было входить, неся какие-то цветочки, сумки с продуктами. Мы вошли и увидели сидящего на кровати Вячеслава Михайловича, который сказал: «Чего вы так долго-то? Значит, так: проходите, сумку сюда вот поставьте, подставляйте стул, ты сейчас будешь мне все рассказывать… И вы тоже рассаживайтесь сюда…» У него были две культи, ниже колен замотанные бинтами. Он сидел, держась одной рукой за спинку кровати, а другой облокотившись на кровать. При этом руки дрожали от напряжения, это было видно. А он улыбался и говорил: «Пока вас не было, смотрите, что я уже умею. Вот как! — и перекинул одну ногу на другую. — Я могу сидеть вот так, чувствуете? — Только по дрожанию рук было видно, каких это усилий ему стоило. — Могу сделать так, — и перекинул другую ногу на ногу. — Видели? Вот так я уже освоился!» И мы поняли, что то, чего мы боялись, прошло, проскочило, миновало. Мы стали весело о чем-то щебетать, говорить всякие глупости, рассказывать какие-то анекдоты, забавные случаи из того, что произошло с нами, с нашими детьми… Он в силу своего мужества сумел сделать то, что он делал всегда: он снял напряжение, он вывел всех сразу на совсем другую орбиту. Все стало легко, радостно, все почувствовали, что с плеч свалился какой-то необычайный груз… И все с хорошим настроением через несколько часов пошли по домам. А он остался один. Начал, наверное, готовиться к следующей встрече, чтобы опять всем было радостно и хорошо. Вот такой это был мужественный человек, вот так мог не раскисать, не требовать к себе жалости, не капризничать. Он думал только о своих близких, не о себе. По-моему, это такой подвиг с его стороны.
Вся семья играет на сцене
Как можно было, подрастая в такой семье и имея перед глазами родительский опыт творческой работы, выбрать какую-то другую профессию? Все остальное может показаться непривычным и неинтересным. Нина Гуляева и Вячеслав Невинный-старший никогда не просили его свернуть с этого пути, но считали своим родительским долгом предупредить, что работа актера — это достаточно тяжелый, очень серьезный, а временами и неблагодарный труд.
Вячеслав Невинный-младший все это послушал, услышал и все-таки поступил в Школу-студию МХАТ (курс В. Богомолова). Диплом он получил в 1987 году, а уже через четыре года находился в составе труппы МХАТа, где в течение многих лет на небосклоне сияли его родители.
Когда его спрашивали о том, насколько легко или тяжело играть с такой знаменитой фамилией, Вячеслав с улыбкой говорил, что однозначно невозможно ответить на такой вопрос. Ему, с одной стороны, было нетрудно, ведь у него такая фамилия. А с другой — он не мог играть как-нибудь, потому что не мог себе позволить опозорить любимого отца. Ему было легко потому, что частенько доводилось работать в тандеме с отцом. Для сына это был великолепный опыт и изумительные ощущения. В детстве он и мечтать не мог стать когда-нибудь равноправным партнером отца. Среди его ролей — Арсен в «Перламутровой Зинаиде», Олег в «Мишином юбилее», Доктор Майерс в «Примадоннах», Бухшеев в «Суперфляе». Продолжать можно долго. Но каждый свой образ Невинный-младший старался сделать неповторимым и интересным для зрителя.
Его киноработы
Дебютная роль настигла молодого актера, когда ему исполнилось 18 лет. Это был детский телефильм «Обман», в котором рассказывалось о своеобразном любовном треугольнике, который возник в стенах обычной школы. Позже была работа в молодежном фильме «Забавы молодых» и главная роль в кинопритче «Корабль».
На протяжении последующих пятнадцати лет Вячеслав Вячеславович почти не снимался в кино. Не хватало достойных предложений, да и сам он отчетливо понимал, что высокого уровня, установленного его отцом, он никогда не достигнет. Взлет в актерской карьере начался только в 2006 году. Теперь зрители смогли увидеть достаточно интересного, неординарного актера. Это был новый уровень актерского мастерства. И новые интересные роли: судья Павел Тумаров в «Законе и порядке», Тихон в «Институте благородных девиц», журналист Емельянов в «Средстве от смерти»…
Но самой необычной и яркой работой в кинематографе стала роль Грибоедова в фильме «Дуэль. Пушкинъ — Лермонтовъ». Это нетипичный материал, ведь жанр картины — альтернативная история. Авторы решили показать зрителям некую другую реальность уже существующих и известных всем событий давних лет, в которой оба поэта остались живы и дожили до солидного возраста. А вот Грибоедов в этой реальности — государственный деятель, который пишет продолжение «Горе от ума».