Сырга салу что это
Что означает обряд «Сырға салу»
Дословно с казахского языка «сырға салу» (далее сырга салу) переводится – одеть сережки. То есть это, то же сватовство, как и у других народов. Но у казахов, вместо кольца на палец, невесте одевают золотые серьги.
Этот обряд проводится перед «Кыз узату той», беташаром и основной свадьбой соответственно, пишет goodhouse.kz
Немного истории
Сырга салу – традиция, которая сохранила свой смысл со времен наших предков.
Однако, она также немного видоизменилась, как и другие обычаи.
Для начала стоит вспомнить, что наши проотцы сами выбирали жен своим сыновьям.
После того, как родители будущего жениха находили подходящую кандидатуру, они отправляли в дом ее родителей своего представителя из числа близких родственников.
Иногда родители и сами могли прийти просить руки дочери без каких-либо посредников. Также раньше был довольно распространен обычай «атастыру», когда близкие друзья смолоду договаривались о сватовстве.
То есть, сватали еще народившихся или совсем маленьких детей заранее.
Таким образом, родители с детства знали своих будущих сватов и знали в какие руки отдадут дочь или каких нравов будет невестка. Такие сватья называлась – «бесiк құда» (сватья с колыбели).
В древние времена вместо сережек, девушкам надевали «укі» (перья совы) на головной убор. Именно так холостые джигиты распознавали, кто из девушек в ауле еще свободен.
После того, как родители невесты давали согласие на женитьбу молодых, выплачивался калым за невесту и преподносились все положенные подарки.
Одним из главных и в наши дни считается дар матери девушки «Ана сути», в знак благодарности ей за то, что она вскормила и вырастила такую замечательную дочь.
После всего этого, проводился обряд «сырга салу», когда девушке надевали сережки. Именно с этого момента она считалась помолвленной.
Сырга салу в наши дни
Если в древние времена после «сырга салу» до самой свадьбы мог пройти не один год, в наши дни сватовство обычно проводят прямо перед проводами невесты. Конечно, немало случаев и когда основную свадьбу играют намного позже, но после «сырга салу», обычно невесту уже забирают в дом жениха и она считается замужней девушкой.
Итак, в назначенный день в доме девушки накрывают дастархан.
Встречают сватов с песнями, почетом и заранее приготовленным «құйрық бауыр» (курдючий жир). Родственники жениха во главе с главным сватом приходят просить руки у родителей невесты.
Жених во всем этом не принимает участия. А будущая невеста сидит в своей комнате, не показываясь гостям. После того, как родители дают свое согласие на счастливый союз, девушка выходит к гостям в сопровождении двух своих снох.
Мать жениха или снохи с его стороны надевают серьги на уши невесте.
Согласно поверьям, эту инициативу доверяют женщине, у которой крепкая и счастливая семья.
Важно отметить, что для этого обряда выбираются именно золотые серьги, ведь казахи очень ценили дочерей и сравнивали их с золотом.
Сырға салу
Сырға салу— обычай, который делается до проводов невесты и торжественной свадьбы.
Раньше, на головной убор невест цепляли перья филина. Если же джигиты видели перья на головном уборе девушки, они понимали, что девушка уже засватана, что ее сердце занято. На сегодняшний день эта традиция сменилось надеванием серёжек.
Когда парень сообщает своей семье весть о том, что он приведёт домой невесту, домашние, родственники начинают планировать проведение сватовства и свадебного торжества.
Родители жениха и невестя знакомятся друг с другом, сближаются. После двусторонних договоров, после того, как родители девушки дают согласие на замужество дочери, сторона жениха устраивает сватовство, надевает на девушку сережки.
Две снохи жениха говоря будущей невестке свои пожелания ей в уши, надевают на неё золотые серьги. Затем целуют её в щеки либо в лоб. По той причине, что казахи всегда равняли своих девушек на золото, невесткам надевают исключительно золотые серьги.
Помимо этого, сторона жениха дарит родителям и родственникам невестки ценные подарки. Снохам жениха, надевшим серьги, дарят что-то особое либо выдают көрімдік.
После обряда сырға салу девушка считается засватанной, членом семьи жениха невесты.
К этому обычаю сторона невесты готовится особенно, накрывает богатый стол для своих сватов и так же дарят подарки стороне жениха.
После сырға салу две стороны основательно становятся сватами и начинают планировать главное торжество – свадьбу.
«Сырға салу» или сватовство по-казахски
Это необычная традиция осталась неотъемлемой частью жизни со времен предков.
В переводе «Сырға салу» означает – одеть сережки. Казахской невесте, одевают золотые серьги на уши во время сватовства. Эту миссию выполняет – будущая свекровь. После этого невеста должна быть покорна и принимать все правила семьи, в которую она входит. А одевание золотых сережек означает некая негласная договоренность между сторонами о дальнейшем бракосочетании молодожен.
Стоит отметить, как и другие традиции «Сырға салу» со временем видоизменилось. Если раньше предки выбирали самостоятельно будущих спутниц сыновьям, то сейчас дела обстоят по-другому, в современном мире, этот выбор ложится на плечи жениха.
Еще у предков, как только они подбирали девушку, которую хотели видеть в роли жены своему сыну, то отсылали в дом будущей невесты своего близкого родственника, так сказать на переговоры. Бывало, что родители самостоятельно приходили в дом к девушке и просили ее руки у родителей.
Представить трудно, но также бывали и сватья с колыбели «бесiк құда», к примеру, когда в одном ауле на свет появлялись девочка и мальчик в разных семьях, вполне нормально было договориться родителям детей, что в будущем они создадут свою семью.
Получается родители заранее уже знали в какие руки попадет их дочь и какую невесту в дом приведет их сын. Также в те времена, вовсе не было сережек, и вместо них невесте на головной убор одевали перья совы. С этого момента считалось, что она не свободна. То есть у холостых джигитов не было шанса завоевать эту девушку.
Между тем, немаловажно, но будущих жен у казахов «продавали», иными словами, родителям девушки выплачивали деньги (калым), да еще родственникам невесты преподносили подарки. В первую очередь получала подарок мама «Ана сути», за то, что родила ее, вырастила и подготовила к замужеству.
А после уже надевали серьги, с этого момента девушка официально была помолвлена.
Если в настоящее время «Сырға салу» проводят незадолго до свадьбы, то раньше этот обряд могли проводить годами ранее и невесту после этого забирали в дом жениха.
Сейчас, во время «Сырға салу» в доме невесты для гостей готовят угощения и накрывают пышный дастархан. Сватов положено встречать громкими песнями и плясками. На сватовство родители жениха приходят во главе с главным сватом (очень веселый родственник со стороны жениха). Кстати, самого жениха на сватовстве не бывает, руку и сердце невесты просят без его участия, а невеста в это время сидит в отдельной комнате и ждет обряда, не показываясь никому из гостей. Если родители девушки дали согласие, то ее выводят из комнаты снохи, а мать жениха одевает серьги.
К слову, для этого обряда подходят исключительно золотые или платиновые серьги с дорогими камнями, ведь у казахов всегда ценили дочерей и сравнивали их с драгоценностями.
Казахская свадьба: Традиционные этапы, которым следуют во всех регионах
Традиции совершенствуются вместе с народом, которому они принадлежат, поэтому сегодня пред- и постсвадебные процессы проходят по упрощенному сценарию. Vox Populi подготовил краткую инструкцию: в ней — главные традиции, а также описание базовых настроек уклада среднестатистической казахской семьи.
Редакция Vox Populi относится к традициям любого народа с уважением и не преследует цели оскорбить чьи-то чувства.
«Құда түсу»: чем выше образование — тем больше калым
«Құда түсу» (далее – куда тусу) — официальное знакомство двух сторон в доме невесты, в ходе которого начинается обсуждение последующих этапов бракосочетания. Куда тусу — одно из обязательных мероприятий, на котором присутствующие должны условиться о том, где будет проходить свадьба и сколько людей придут поглядеть на торжество материи над духом. На этой встрече сторона жениха одаривает сторону невесты подарками, а принимающие потчуют гостей угощениями. На куда тусу обязательно присутствие «бас құда» (далее – бас куда) — большого брата, зорко наблюдающего за добропорядочностью присутствующих. Бас куда выбирается среди родственников со стороны жениха.
Отступать некуда — позади «сырға салу»
«Сырға салу» (далее – сырга салу) проводится перед «қыз ұзату» — тоем, предшествующем свадьбе. Во время обряда невесте надевают серьги, после чего она покорно принимает все дальнейшие действия. Совершает сырга салу будущая свекровь. Обряд знаменует собой окончательную договоренность между сторонами.
Сватовство может сопровождаться еще одной необычной традицией — «құйрық-бауыр асату». Родственники невесты готовят будущим сватам лакомство из курдюка, печени говядины или баранины. Важно доесть всё до конца, не прищурившись ни разу.
Перед тем, как прийти на сватовство, родственники жениха должны подготовить « қ оржын » (далее – коржын) — сумку из войлока или кожи, наполненную дарами. Сюда можно положить конфеты «Құттықтаймыз», которые ждали своего часа с восьмого марта, советское шампанское или бутылку водки, мясо. В ход может идти и что-нибудь незатейливое вроде изюма, курта, чая. Обязательно следует положить в коржын отрез ткани, который, если повезет, однажды может вернуться отправителю. О бесконечная цикличность бытия!
«Қыз ұзату»: Проводить невесту достойно
«Қыз — қонақ», — гласит крылатое казахское выражение. Действительно, родители невесты буквально с самого рождения девочки должны понимать, что однажды им придется провожать ее в другую семью.
«Қыз ұзату тойы» (далее – кыз узату) — проводы невесты. Событие проходит перед свадьбой, и гостей со стороны жениха здесь меньшинство. Под конец кыз узату должна прозвучать «сыңсу» — прощальная песня, которую исполняют подруги или родственники невесты, а в некоторых случаях спеть может и сама невеста. В это время главная героиня, надев саукеле, бредет по белой дорожке («ақ жол») — символу безмятежной супружеской жизни. Главное — не оборачиваться, иначе ненароком можно оказаться в мрачном царстве безбрачия.
«Үйлену той», или Финишная прямая
На этом этапе все действующие лица могут гордиться проделанной работой, потому как впереди кульминационное событие — «үйлену той», или свадьба. Ключевая традиция — «беташар», представление невесты народу. До беташара лицо невесты закрыто тканью (шымылдық), которую с обеих сторон придерживают снохи (жеңге), обладающие хорошо развитыми плечевыми мышцами.
К чему должна быть готова будущая «келiн»?
Жена остается в доме мужа, и теперь она — полноценный член новообретенной семьи. Гости разъехались, а у невестки появились новые обязанности. Согласно устоявшейся традиции, «келiн» (далее – келин) должна пройти итоговую полосу препятствия — совершить «келін шәй». Испытуемая демонстрирует родне мужа свои навыки: самые искусные келин обладают фотографической памятью, поэтому ни за что не перепутают пиалу, да еще и угадают любое пристрастие участника застолья.
Казахские свадебные традиции неоднородны — каждый регион славится своей оригинальностью, что порождает вариативность норм. Тем не менее, большая часть из перечисленных традиций и обрядов сохранилась до наших дней и практикуется повсеместно.
Сырға салу
Одно из главных, важных и трогательных событий в жизни каждого человека – это свадьба. В Казахстане мероприятия такого рода проходят особенно – в несколько этапов, каждый из которых несет глубокий смысл культуры казахского народа. Абсолютно все этапы проведения свадьбы сопровождаются свадебными обычаями, к которым необходимо подходить индивидуально.
Начинается весь той со сватовства – «құдалық», когда в назначенный день в дом невесты приезжают родители жениха вместе с близкими родственниками – 7-8 человек для знакомства и решения всех важных вопросов предстоящей свадьбы. Родители невесты накрывают богатый дастархан с традиционными казахскими блюдами, а также готовят подарки. Уже за праздничным столом сторона жениха в лице главного свата – «бас құда» постепенно начинает разговор, а именно с представления всех прибывших по очереди. Затем гости общаются и когда беседа налаживается бас куда, уловив подходящий момент, начинает разговор и просит согласия родителей. Дальнейшая задача стороны – договориться с родственниками невесты о свадьбе. Если родители невесты дают согласие, то начинаются обряды «құдалық».
По правилам этот день проходит без участия молодожен, жених присутствовать на этом мероприятии не должен, также и невеста заранее уходит на время из дома. Но современные казахи внесли такой ритуал, как сырға салу, поэтому присутствие молодожен особенно важно. Также нововведением в проведении сватовства в казахских семьях считается приглашение тамады, который проведет «құдалық» торжественно и профессионально, разбавив мероприятие песнями и танцами. Что касается обряда надевания сережек невесте – сырға салу, он символизирует окончательный договор между сватами. Также в сопровождении тамады и красивой музыки эта традиция проходит следующим образом – к сватам выводят невесту две женге – снохи, держа под руки. Мать жениха снимает девичьи серьги и одевает на будущую невестку другие, привезенные на сватовство, это означает, что теперь у невесты новый статус, и она принадлежит роду жениха. Всем родственникам со стороны невесты, а также двум снохам – женге, которые выводили невесту, дарят подарки. Все подаренные презенты друг другу свидетельствуют об успешном завершении сватовства.
Далее следуют еще несколько этапов свадебного мероприятия, о которых вы будете ознакомлены в следующей нашей статье.