Сырная седмица что это

Сырная седмица (Начало масленичной недели)

Сырная седмица что это. Сырная седмица что это фото. картинка Сырная седмица что это. смотреть фото Сырная седмица что это. смотреть картинку Сырная седмица что это.Сырная седмица — преддверие Великого поста (Фото: Art Konovalov, Shutterstock)

Сырной седмицей или масленицей называется седмица, следующая за Неделей мясопустной. В ее продолжение не вкушается мясо, но пост на остальные скоромные продукты в среду и пятницу отменяется. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия.

За вечерним богослужением во вторник впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

Молитва святого Ефрема Сирина:
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Сырная седмица — преддверие Великого поста. Святая Церковь называет ее «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния», поэтому не подобает истинным чадам Церкви Христовой предаваться в масленицу разгулу, мирским забавам и развлечениям.

В сырную субботу Церковь воспоминает всех преподобных отцов, «в постничестве просиявшие светло, преподобно же пожившия», напоминая нам тем самым о предстоящем подвиге Великого поста и указуя примеры добродетельной жизни в лице великих постников — святых жен и мужей. Особенно важным, знаковым настроением этой недели можно считать примирение с ближними.

Другие праздники в разделе «Православные праздники» Сырная седмица что это. Сырная седмица что это фото. картинка Сырная седмица что это. смотреть фото Сырная седмица что это. смотреть картинку Сырная седмица что это.

Источник

Особенности празднования Сырной седмицы, традиции и гуляния на Масленицу

В православной традиции Масленица называется Сырной седмицей, а также Мясопустом или Мясопустной неделей. Исстари повелось, что в эту весеннюю пору люди провожают зиму. Повсюду пекут блины, а завершается праздник сожжением чучела Масленицы. Но для верующих людей эта седмица предшествует Великому посту. Христиане уже начинают ограничивать себя в пище и настраиваться на воздержание и покаяние.

Что представляет собой Сырная седмица

В Русской Православной церкви подготовка к Великому посту начинается за три недели до самой Четыредесятницы. Точная дата начала поста зависит от Пасхи. Каждый год Светлое Христово Воскресение переносится в соответствии с церковным календарем. Неизменно то, что в Неделю о Мытаре и Неделю о Лазаре – седмицы, предшествующие Сырной, православные, готовясь к периоду поста, употребляют скоромные продукты в среду и пятницу.

Эти три недели называются сплошными. Последняя неделя перед Великим Постом совпадает с Масленицей – славянским народным праздником, связанным с окончанием зимы и отмечаемым в течение недели (в 2022 году дата начала праздничной недели приходится с 28 февраля по 6 марта). По традиции, в это время принято устраивать гуляния, печь блины, сжигать чучело зимы. Но не все принятые в народе обряды поощряются церковью.

Для православных христиан Сырная седмица – время подготовки к посту. Собираясь за одним столом с близкими, важно не только радоваться торжеству жизни, но и помнить о том серьезном испытании, которое предстоит каждому в ближайшем будущем. В Масленицу люди запасаются силами, чтобы с помощью Господней выдержать 40 дней воздержания и молитвы.

Особенности седмицы

Для православных верующих в период Сырной седмицы уже начинают действовать некоторые ограничения. Так, например, разрешается есть продукты животного происхождения и рыбу, но уже нельзя употреблять мясо. Причем среда и пятница не являются постными днями – можно есть скоромное. Однако, по православному Типикону, в эти дни полагается кушать один раз, вечером.

Согласно источникам, традиция воздержания от мяса в Сырную седмицу пришла из Византии. Император Ираклий I дал обет не употреблять мясное в последнюю неделю перед Великим постом, дабы одержать победу над персидским царем, с которым он воевал шесть лет. Когда византийцы победили, церковь сделала этот обет обязательным для всех христиан, введя соответствующее правило в устав.

Сырная седмица что это. Сырная седмица что это фото. картинка Сырная седмица что это. смотреть фото Сырная седмица что это. смотреть картинку Сырная седмица что это.

На Масленицу уже не гуляют свадьбы и не венчают. Со среды во время богослужения читается специальная молитва Ефрема Сирина. Святые отцы церкви учили, что в последнюю неделю перед постом нужно вспоминать деяния великих подвижников, настраиваться на воздержание, примириться с врагами, попросить прощения у ближних. Ведь в ближайшее время христиане должны вступить в серьезное испытание. И, конечно, поэтому нужно отрешиться от конфликтов и ссор.

В воскресенье обязательно нужно присутствовать на службе в храме, чтобы принять благословение Господа для воздержания и молитвы. Священники не рекомендуют в этот день заниматься домашними делами и хлопотами: шить, вязать, убирать, готовить. Лучше посвятить это время молитве, общению с родными, размышлениям о грядущем периоде Великой Четыредесятницы.

Сырная седмица что это. Сырная седмица что это фото. картинка Сырная седмица что это. смотреть фото Сырная седмица что это. смотреть картинку Сырная седмица что это.

Традиции на православную русскую Масленицу

Масленичные традиции тесно переплетены с православной культурой. И, хотя не все обычаи одобряются церковью из-за языческого происхождения праздника, большая часть из них безобидна и соответствует христианской морали. Каждый день седмицы имеет собственное название.

В понедельник происходит «Встреча» – Масленица приходит в города и села, в честь чего начинали готовить блины.

Во вторник отмечают «Заигрыши» – молодежь устраивает массовые гуляния и игры. Также именно в этот день было принято свататься к девушкам, чтоб сыграть свадьбу после поста.

Среду называют «Лакомкой», потому что в этот день всей семьей люди ходили в гости к родителям жены. В «Широкий четверг» проходили разные гуляния, кулачные бои, пляски. В пятницу проводили «Тещины вечерки» – теща приходила в гости к зятю. Субботний вечер – «Золовкины посиделки» были отмечены визитами родственников мужа.

Сырная седмица что это. Сырная седмица что это фото. картинка Сырная седмица что это. смотреть фото Сырная седмица что это. смотреть картинку Сырная седмица что это.

В последний день – «Прощенное воскресенье» христиане просили друг у друга прощения и отправлялись молиться в храм. Люди доедали блины и прочие богатые угощения, которые готовились в течение недели. Также именно в этот день сжигали чучело Масленицы. Современное духовенство соотносит эту традицию с языческим жертвоприношением. Поэтому верующим лучше воздержаться от этой забавы.

В Постной Триоди последний день Сырной седмицы связан с грехопадением праотца Адама и изгнанием первых людей из райского сада, Эдема. Это событие показывает, что человек подвержен первородному греху, и природа его искажена. Помня об этом, христианин обязан раскаиваться перед Богом, просить искупления прегрешений. Именно в таком состоянии понимания несовершенной плотской природы человека следует вступать в Великий пост.

Каждый сам для себя определяет меру празднования Масленицы. Но самое главное – помнить о том, что время предшествует великому воздержанию и раскаянию. Священники настаивают на том, что человек, не прошедший со Христом путь поста, молитвы и покаяния, не может в полной мере ощутить радость празднования Светлого Христова Воскресения.

Источник

Сырная седмица (масленица): преддверие и начало поста

Сырная седмица что это. Сырная седмица что это фото. картинка Сырная седмица что это. смотреть фото Сырная седмица что это. смотреть картинку Сырная седмица что это.Началась сырная седмица (в простонародье — масленица). Это последняя подготовительная неделя, предшествующая Великому посту, и заканчивается она Прощёным воскресеньем. По слову святителя Тихона Задонского, сырная седмица есть преддверие и начало поста.

Народное название сырной седмицы — масленица или масленая неделя. Сырной или сыропустной эта предпостовая неделя названа потому, что в дни её уже не вкушается мясо, но ещё разрешается вкушение молочных продуктов и рыбы. Это неделя сплошная — пост в среду и пятницу по уставу отменяется.

История возникновения сырной седмицы (масленицы)

Богослужебные особенности сырной седмицы, а также история церковного устава полностью опровергают ложное мнение, что масленица в своих корнях восходит к некоторым языческим обычаям.

Сырная седмица что это. Сырная седмица что это фото. картинка Сырная седмица что это. смотреть фото Сырная седмица что это. смотреть картинку Сырная седмица что это.Вот что мы читаем в Синаксарии в субботу сырной седмицы всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (синаксарий от греч. συναξάριον — сборник, собрание трудов греческого богослова и историка Никифора Каллиста Ксанфопула, посвящённое известным праздникам Триоди и изъясняющим каждый из них: как и когда появился, по какой причине был установлен святыми и богоносными отцами и ныне празднуется).

«О сырной же (седмице) некоторые говорят, что её установил император Ираклий (610 — 641 гг.), — а раньше она была мясоястной, — ибо он, шесть лет воюя с Хозроем I и персами, дал обет Богу: если одолеет их, учредить такую (седмицу), по уставу среднюю между мясоедом и постом, — что и исполнил.

Сырная седмица что это. Сырная седмица что это фото. картинка Сырная седмица что это. смотреть фото Сырная седмица что это. смотреть картинку Сырная седмица что это. Прп. Иоанн Дамаскин

Я же думаю, что, может быть, и так произошло, а может быть, и она была задумана святыми отцами ради некоторого приготовления, чтобы мы, сразу перейдя от мяса и обильной пищи к крайнему воздержанию, не унывали и, кроме того, не повредили телу, но, медленно и понемногу отказываясь от жирной и сладкой пищи, как непривыкшие к узде кони, через отнятие пищи восприняли и удила поста.

Таким образом, как душу (отцы) настроили притчами, так же искусно позаботились и о теле, понемногу удаляя препятствия к посту».

В сочинении преподобного Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII век) говорится о традиции такой мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей из устного предания — на этой неделе не вкушали мяса, а до 9-го часа не вкушали вообще ничего.

Из этого становится понятно, что у сырной седмицы христианские корни. Откуда же название «масленица»?

В Древней Руси с приходом христианства часто происходило замещение языческих праздников христианскими, поскольку Православная Церковь не всегда могла полностью упразднить народные языческие традиции. Зачастую в силу понимания, что просто запретительными мерами добиться хорошего результата невозможно, и прибегали к практике замещения языческих праздников христианскими, таким образом, стараясь воцерковлять народные обычаи, наполняя их иным, христианским смыслом. Так было и с радоницей, и с русалиями, и с праздником дня зимнего солнцестояния. Точно также и языческую масленицу Церковь приурочила к сырной подготовительной неделе перед Великим постом, убрав из неё всё языческое содержание. Благодаря усилиям Православной Церкви масленица лишилась своего прежнего сакрального значения, какое она имела в народе, стараниями Церкви удалось сохранить аскетический настрой сырной (масляной) недели, придав этому настрою особый праздничный характер.

Сырная седмица что это. Сырная седмица что это фото. картинка Сырная седмица что это. смотреть фото Сырная седмица что это. смотреть картинку Сырная седмица что это. Борис Кустодиев. Вторник сырной седмицы

«Весну возвещающая приближися сия, ныне предочистительная седмица всечестная, священных постов, телеса и души всех просвещающая»

(тропарь из канона понедельника сырной седмицы)

По существу, для верующих христианское содержание масленицы — постепенная, мягкая подготовка постом малым, облегчённым к посту строгому. Это неделя плавного перехода к грядущему Великому посту, позволяющая подготавливаясь к нему телесно, одновременно духовно проникаться его скорым приближением.

Обретению соответствующего духовного настроя способствуют и богослужения этих дней, которые также носят предпостовой характер.

Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о Судном дне, всеобщем последнем и Страшном суде живых и мёртвых (Мф. 25, 31—46). Это Евангельское чтение необходимо для напоминания всем согрешающим, дабы не предавались они беспечности и нерадению о своём спасении в своей надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы ярко изображает последствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и Праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется Правосудным, а Суд Его — праведным.

«Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…»

Сырная седмица что это. Сырная седмица что это фото. картинка Сырная седмица что это. смотреть фото Сырная седмица что это. смотреть картинку Сырная седмица что это. Прп. Ефрем Сирин Сырная седмица что это. Сырная седмица что это фото. картинка Сырная седмица что это. смотреть фото Сырная седмица что это. смотреть картинку Сырная седмица что это. Молитва прп.Ефрема Сирина

В службах среды и пятницы сырной седмицы не совершается литургии в силу её торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию. Совершаются только часы, на которых читается назидательная и душеспасительная молитва святого Ефрема Сирина и кладутся земные поклоны. В первый раз эта великопостная молитва читается на вечернем богослужении во вторник. В этой краткой, но такой глубокой молитве звучит просьба человека к Богу об избавлении от терзающих душу страстей, в ней мы просим отнять от нас праздность, уныние, желание властвовать и празднословить, дать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви, возможность видеть свои недостатки (грехи) и не осуждать других.

В субботу на этой неделе вспоминаются святые, прославившиеся в посте и молитве, Святая Церковь приводит нам образцы поста, молитвы и покаяния.

Заканчивается сырная седмица в воскресный день, когда Церковь приводит на память изгнание прародителей из рая. Его в просторечии называют ещё Прощёным или Прощальным воскресеньем.

Сырная седмица что это. Сырная седмица что это фото. картинка Сырная седмица что это. смотреть фото Сырная седмица что это. смотреть картинку Сырная седмица что это. “Масленица. Прощёный день в крестьянской семье”. Гравюра К. Крыжановского по рисунку Н.И. Соколова

В этот день все просят друг у друга прощения, веруя в слова Господа, обещавшего: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14—15).

«Сие время есть покаяния, темже благомудренно начнем, братие»

(тропарь из канона понедельника сырной седмицы)

Сырная седмица что это. Сырная седмица что это фото. картинка Сырная седмица что это. смотреть фото Сырная седмица что это. смотреть картинку Сырная седмица что это. Свт. Василий Великий Сырная седмица что это. Сырная седмица что это фото. картинка Сырная седмица что это. смотреть фото Сырная седмица что это. смотреть картинку Сырная седмица что это. Свт. Евстафий, еп. Фессалоникийский

Через многие песнопения сырной седмицы Церковь возвещает нам, что дни этой предочистительной недели и есть уже преддверие покаяния и начало воздержания. Так понимали эту седмицу и святые отцы Церкви.

«Сегодняшний день — преддверие поста. Осквернившийся при входе не достоин войти во святыню», — говорит о неделе, предваряющей Великий пост, святитель Василий Великий в своём слове о посте.

«Сырная (седмица) — предтеча Великого поста», — определяет эту неделю святитель Евстафий, архиепископ Фессалоникийский в слове «Об исправлении монашеской жизни».

«Сырная седмица есть преддверие и начало поста»

Сырная седмица что это. Сырная седмица что это фото. картинка Сырная седмица что это. смотреть фото Сырная седмица что это. смотреть картинку Сырная седмица что это. Свт. Тихон Задонский

Великий угодник Божий, святитель Тихон Задонский так увещевал свою паству воздерживаться от недостойного проведения в предпостовые и предочистительные дни масленицы:

«Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно.

Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви?

Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют.

Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию.

Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их.

Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие.

Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего.

Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются.

Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют.

Я ещё раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

«Се предотверзеся покаяния дверь, боголюбцы: приидите убо, потщимся внити тою, прежде даже не заключит сию Христос, яко недостойным нам»

(тропарь из канона понедельника сырной седмицы)

Святая Православная Церковь сырную седмицу называет «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния». В христианском смысле последняя подготовительная неделя к Великому посту посвящена одной единственной цели — подготовке к покаянному пути к Богу, прощению обид и примирению со своими ближними. Именно в этом христианская составляющая масленицы, в этом её суть, так ярко выраженная в чтении одной из главных великопостных молитв, побуждающих к покаянию и прощению. И потому, как логическим завершением, сырная седмица или масленица заканчивается так называемым Прощёным воскресеньем.

Масленица — это время, которое мы обязаны посвятить примирению и доброму общению с нашими ближними, родными, друзьями, а также делам милосердия и благотворения. Разумеется, Церковью не отрицается разумное, умеренное веселье на масленицу. Верующие ходят друг к другу в гости, радуют близких своим вниманием и делятся своей радостью, общаются, и конечно, трапезничают: едят блины и копят силы для предстоящего поста. Однако Святая Церковь призывает во всём держаться умеренности, ибо всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, стяжать которые стремится каждый христианин. Своих верных чад она призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть, а тем более в преддверии священного времени Великого поста. Поэтому во время широких гуляний на масленицу каждому христианину нужно опасаться того, как бы это не помешало подготовке к великопостному подвигу, главной задаче этих дней, решать которую и предстоит каждому из нас по мере своих сил.

Первое, к чему нужно стремиться — чтобы наше правильное отношение к сырной седмице или масленице послужило духовной пользе и способствовало нашему духовному росту. Нам необходимо время сырной седмицы, отведённое Церковью для духовной и телесной подготовки, наполнить покаянием, размышлением о своей жизни, о своей душе, избавлению от обид и примирению с ближними. Поразмыслить над тем, что ещё нам предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы грядущий Великий пост стал для нас действительно весной покаяния, чтобы мы омолодились душой, чтобы к светлому празднику Пасхи наши души воскресли вместе с Воскресшим Христом Спасителем.

Источник

Традиция масленицы или сырной седмицы в Византии

Вниманию читателей предлагается доклад доцента Московской духовной академии игумена Дионисия (Шлёнова), посвященный богословскому осмыслению «сырной» недели как подготовительного периода к Великому посту.

«но в жизнь вечную ведущий узкий и скорбный путь возлюбившие, какового началом и первым этапом является пост, восхвалим с силою эту четыредесятницу постных дней»

«Сегодняшний день – преддверие поста. Осквернившийся при входе не достоин войти во святыню».

(Свт. Василий Великий. О посте (гомилия 2))

«сырная (седмица) – предтеча Великого поста»

(Евстафий Фессалоникийский. Об исправлении монашеской жизни 66)

Содержание

Если постараться найти единую логику в трех эпиграфах к докладу, то получится следующая картина. Если великий пост – по свт. Григорию Паламе – начало узкого пути в жизнь вечную, то масленица – «преддверие» (по свт. Василию Великому) или «предтеча» (по свт. Евстафию Фессалоникийскому) этого начала.

1. О разных сроках Великого поста

По схеме, предложенной И. Мансветовым, за вычетом субботы и воскресенья или только субботы сложились следующие практики:

1. При 6 неделях по 6 дней в неделю (без сб.) получался 36-дневный срок, усиливавшийся постом в Великую субботу, итого 37 дней.

2. При 7 неделях по 5 дней в неделю (без сб. и вс.) получается 35-дневный срок, усиливавшийся постом в Великую субботу, итого 36 дней.

3. При 8 неделях по 5 дней в неделю (без сб. и вс.) получается 40-дневный срок, усиливавшийся постом в Великую субботу, итого 41 день.

2. Малые предварительные посты еретиков и их «антиподы» в Византии

Однако в мире древних восточных Церквей, придерживавшихся, в частности, монофизитской доктрины, именно самый длинный срок из 8-ми недель получил наибольший авторитет. Этот авторитет усиливался и другими традициями малых постов, предшествовавших великому посту. Яковитская монофизитская церковь отмечала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская – пятидневный Арцивур или Арачаворк. Особый срок для поста стал очень удобен как один из атрибутов или символов защиты своей веры.

Одним из практических средств стала сплошная седмица после Недели о мытаре и фарисее (автор XVI в. Дамаскин Студит именовал ее также «исповедальной» 24 ), другим – масленица, мясопуст или сырная седмица.

3. Из истории сырной седмицы или масленицы

Таким образом, при свт. Никифоре Константинопольском в начале IX в. во время между 1-м и 2-м иконоборчеством появилась сырная седмица как таковая в противовес тем ересям, которые в ту эпоху были для Византии значительно менее актуальными, нежели в предшествующую эпоху.

4. Пост/разрешение поста как полемический прием

Пост или нарушение поста – один из характерных приемов практической полемики в защиту веры. С богословской точки зрения вера защищается правильным вероучением и формулированием догматов. Однако, теории без практики недостаточно. Для того, чтобы кого-то чему-то научить, его нужно отучить от тех обычаев, которые дополнительным образом удерживают его в круге собственных представлений. Примером установления поста вопреки языческим постам может послужить Успенский пост, введенный по указу патриарха Николая Мистика в начале X в. Примером упразднения поста или, если сказать точнее, действия внешне противоположного практике поста являются Седмицы сплошная и сырная.

По аналогии с преодолеваемой опасностью в виде особых постов, которые соблюдали уклонившиеся от истинной веры, сплошная седмица была более значима, чем масляная, по-гречески сырная.

Здесь приведены четыре версии. Арцивуров пост установлен:

1. В честь поста, посвященного оплакиванию изгнания Адама.

2. В честь Ниневийского поста

3. По инициативе некого духовного вождя монофизитов Сергия (с историей о провозвестнике и его трагичной смерти). – Действительно, в субботу третьей недели до Великого поста армянами отмечалась память св. Сергия или Саргиса.

4. Георгием Просветителем.

5. Дискуссия о строгости соблюдения среды и пятницы в праздничные дни/сроки как ключевая для понимания исторического характера сырной седмицы

Однако Никифор Влеммид подверг критике правило свт. Никифора, не называя самого святителя по имени. Приведем полностью пространный отрывок, напрямую относящийся к теме доклада:

«Поскольку длинным постам отцы предпочли ежедневно есть по малу, то есть без жадности и чрезмерности, и я присоединяюсь к суждению отцов и не принуждаю каждый день воздержанно питать монашествующих, но принимаю; это и надмение изгоняет и вселяет в тело силу к духовным трудам. А некоторые среды и пятницы, как субботы и воскресенья, ради жирной пищи расценивать в связи с радостью владычних праздников или ради опровержения еретических басен, мне кажется совершенно не необходимо. Ибо божественно наслаждаться, но не телесно на божественных праздниках мы научены Богом. А о еретических постах мы знаем, что они осуществлялись не только по средам и пятницам, но в течение всех тех седмиц…» 46

6. Покаянный настрой масляницы

Анализ и обобщение исторических и гомилетических свидетельств может сделать более рельефными пост и ослабление поста как практическую сторону византийской полемики, методология которой, возможно, может иметь свое применение и в современном мире.

Таким образом, смысл сырной седмицы и творимых в течение нее молитв не в том, чтобы только посрамить и опровергнуть, а в том, чтобы с любовию вернуть отпавших в лоно Церкви.

Следует отметить и то, что в Византии – как и впоследствии в лучшие времена на Руси – настрой сырной седмицы был подлинно покаянным, а не шуточно-балагурским. Это подтверждают слова прп. Феодора из того же слова:

Но еще и ранее, в начале V в., свт. Иоанн Златоуст писал накануне Великой четыредесятницы, то есть тоже в период сырной седмицы: «Сегодня у нас яркий праздник и собрание ярче обычного. Но какова сему причина? Это достижение поста, я знаю, поста не настоящего, а ожидаемого… Если и ожидаемый он произвел в нас такое усердие, то явившись и осуществившись, какое он в нас вызовет благочестие. » 50 Таким образом, масляница – это не столько гуляние и веселие, сколько благочестивое преддверие поста или проекция поста на стремящуюся к подвигам и созерцанию жизнь.

Таким образом, сырная седмица, вошедшая в церковный обиход при Ираклии (VII в.), получившая особый устав при свт. Никифоре (IX в.) и трансформировавшаяся на Руси в масляницу с бурными гуляниями, кулачными боями, маскарадами и прочее (а на западе одно из ее ярких проявлений – венецианский карнавал) означала не празднование или аскезу саму по себе, а некое действие, которое в крайне целомудренном исполнении стремилось подчеркнуть чистоту веры.

7. Аскетическо-мистический характер масляницы

Поставленный в начале доклада вопрос – о значимости навыка – в свете предложенного решения приобретает особое значение. В одно и то же время Церковь не отказалась от сути древней традиции и постаралась своими средствами сохранить аскетический настрой масляной недели, придав этому настрою особый праздничный характер.

Подобно тому, как масляница стала противовесом языческим постам, так и сам пост, к которому она готовила, приобретает свой высочайший смысл в свете духовной радости, пира и торжества. Иными словами, если перебросить прямой мост от масляницы к этим возвышенным описаниям, то можно сказать и так: пир, радость, блины – это тоже земной отблеск того небесного пира, который должен осуществиться благодаря христианской аскезе.

Подробнее см.: Божерянов И. Н.Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, новый год, крещение и масляницу. М., 1894. С. 67.

Божерянов 1894. С. 68–69.

И. Д. Мансветов в труде «Посты Восточной православной Церкви» (Москва, 1886) описал древние практики предваряющих великий пост малых постов, имеющих прямое отношение к происхождению масленицы. И. А. Карабинов в «Постная Триодь. Исторический обзор» (М, 2004) провел историографический обзор установления Великого Поста и предваряющей его сырной недели – масленицы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *