Сююмбике что это такое

Сююмбике

Сююнбике. Правительница Казанского ханства (1549–1551 гг.). Дочь ногайского бия Юсуфа, жена казанского хана Джан-Али

Содержание

Биография

В 1533 г. Сююмбике была выдана замуж за Джан-Али.

После его смерти (1535 г.) стала женой Сафа-Гирея. В 1549 г. он скоропостижно скончался, оставив власть сыну Утямыш-Гирею. Сююмбике стала регентшей при малолетнем хане.

Сююмбике правила государством, опираясь на поддержку оглана Кошчака. Пыталась вести прокрымскую политику, которая породила недовольство как казанской знати, так и русского правительства.

В ходе военного противостояния с Русским государством (см. Казанские походы 1545–1551 гг.) и постоянных междоусобиц среди знати правительство Сююмбике было низложено промосковски настроенной казанской аристократией.

Сююмбике вместе с сыном попыталась бежать к отцу в Ногайскую Орду, но была схвачена.

По условиям договора нового казанского правительства с Русским государством Сююмбике и ее сын 11 августа 1551 г. были отправлены в Москву.

Позднее она была выдана замуж за Шах-Али и увезена в город Касимов, Утямыш-Гирей крещен под именем Александр (1553 г.).

По некоторым сведениям, Шах-Али плохо обращался с Сююмбике. Юсуф в посланиях к царю Ивану IV безуспешно пытался добиться возвращения дочери домой.

После его гибели в 1554 г. имя Сююмбике потеряло политико-дипломатическое значение.

Образ Сююмбике

Сююмбике – одна из первых мусульманских правительниц в мировой истории.

В исторической памяти татарского народа ее судьба символически переплелась с трагической судьбой Казанского ханства; пленение и отправка в Москву ассоциировались с захватом Казани русскими, потерей татарами своей государственности. Личность Сююмбике, ее драматическая судьба нашли отражение в народном эпосе («Сююмбике баете»), в творчестве русских, татарских и турецких писателей и публицистов.

Первым из историко-публицистических сочинений, в котором дан романтический образ Сююмбике (умная, красивая, но коварная женщина, руководствовавшаяся не политическими расчетами, а чувствами любви, ненависти и ревности), стало произведение второй половины XVI в. «Казанский летописец». Такая трактовка оказала влияние на более поздние произведения.

В русских исторических поэмах XVIII – начала XIX вв. – «Россияда» М.М.Хераскова (1779 г.), «Покоренная Казань» А.Н. Грузинцева (1810 г.), «Грозный, или Покорение Казани» Г.Р. Державина (1814 г.) – Сююмбике являлась символом Казани, средоточием «темных» антирусских сил, коварной, жестокой, хотя и милосердной.

С начала XIX в. образ Сююмбике в русских исторических драмах и романах начинает меняться, она вновь предстает романтической натурой, в облике «восточной» женщины, которая приносит политические расчеты в жертву своим чувствам («Сумбека, или Падение Казанского царства» С.Н.Глинки, 1806 г.; «Иоанн, или Взятие Казани» М.С.Рыбушкина, 1814 г.).

Позднее была сделана попытка представить образ Сююмбике более реалистичным, сложным и трагичным («Взятие Казани» В.И.Лапина, 1855 г.).

В татарской историографии (Ш.Марджани, Х.Фаизханов, Х.М.Атласов и др.), романах, стихотворениях, исторических драмах (Г.Исхаки, М.Гафури, Ф.Амирхан, Ф.Туйкин и др.) Сююмбике являлась символом национальной свободы и борьбы против русского завоевания. Ее трагическая судьба, предвосхитившая падение Казанского ханства, вызывала в народе стремление продолжить борьбу за свободу.

В татарских романтических произведениях (Ф.Амирхан, Ш.Ахмадиев и др.) был создан идеализированный образ татарской правительницы. Ф.Амирхан, размышляя о переплетении судеб татарского народа и Сююмбике, называл ее «матерью нации», «дочерью народа».

Через татарскую литературу образ Сююмбике вошел в произведения турецких авторов (И.В.Наурузхан, Л.Каран и др.) и стал олицетворением национальных качеств татарского народа.

В 1990-е гг. в татарской исторической прозе – романах «Сөембикә» Р.Батуллы (1992 г.), «Сююмбике ханбика и Иван Грозный» М.Хабибуллина (1994 г.) и других – в образе Сююмбике воплощались непокорность и свободолюбие татарского народа.

Имя Сююмбике нашло отражение в городской топонимике (Башня Сююмбике в Казани, проспект Сююмбике в г. Набережные Челны и др.), периодике (журнал «Сююмбике»). Ее именем названа малая планета.

Источники

Казанская история. Москва–Ленинград, 1954.

Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой. 1551–1561 гг. Казань, 2006.

Литература

Баженов Н.К. Казанская история. Казань, 1847.

Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. Санкт-Петербург, 1863–1864. Часть 1–2.

Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. Казань, 1923.

Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. Москва, 2002.

Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Введение в историю Казанского ханства. Казань, 2005.

История татар с древнейших времен. Казань, 2014. Т. 4.

Газиз Г. Татар тарихы. Казан, 1922.

Атласи Һ. Себер тарихы. Сөенбикә. Казан ханлыгы. Казан, 1993.

Урманче Ф. Идегәй. Нурсолтан. Сөембикә. Казан, 1997.

Урманче Ф. Сөембикә ханбикә: Жыентык. Казан, 2001.

Источник

Ясно-понятно. Что мы знаем о царице Сююмбике, которой хотят поставить памятник в Казани?

Сююмбике что это такое. Сююмбике что это такое фото. картинка Сююмбике что это такое. смотреть фото Сююмбике что это такое. смотреть картинку Сююмбике что это такое.

В середине апреля стало известно, что в 2020 году — к 100-летию ТАССР — в Казани хотят установить скульптуру царицы Сююмбике. Памятник может появиться на одной трех площадок: перед башней Сююмбике, перед Президентским дворцом и на площади Тысячелетия перед зданием цирка. Рассказываем, что известно о жизни казанской царицы, когда построили башню Сююмбике и откуда взялась легенда о самоубийстве правительницы.

Что известно о Сююмбике?

С конца XV века вопрос о том, кто будет возглавлять Казанское ханство, был предметом противоборства двух политических группировок. Одна ратовала за крымских ханов и независимость от Москвы, другая выступала за сближение со столицей. Их конфликт часто приводил к вооруженным столкновениям — то Москва шла войной на Казань, то наоборот.

Промосковские силы были представлены князем Булатом Шириным и ханбикой Гаухаршад (она, кстати, была из древнего рода казанского хана Улуг-Мухаммеда). Ведомые князем Василием III, в 1531 году они изгнали с казанского престола крымского хана Сафа-Гирея и назначили на его место малолетнего касимовского царевича Джан-Али. Фактическое управление государством перешло в руки Гаухаршад, которая в 1532 году женила его на 12-летней Сююмбике. Та была дочерью ногайского мурзы Юсуфа, а ее прапрапрадед Едигей в XV веке основал Ногайскую Орду.

Брак по расчету не складывался, казанская верхушка вновь взбунтовалась против Москвы. В 1535 году «москвича» Джан-Али свергли и убили. Место Джан-Али снова занял проказанский хан Сафа-Гирей, а Сююмбике стала его пятой женой. По мнению татарского историка начала ХХ века Хади Атласи, царица вышла замуж добровольно. Сафа-Гирей скончался в 1549 году, престол унаследовал их двухлетний сын Утямыш-Гирей, при котором Сююмбике стала регентшей. У Сафа-Гирея были дети и постарше, но главного претендента на трон — Булюка Герая, проживавшего в Крымском ханстве, — не отпустил крымский правитель Сахиб I.

Историк Николай Карамзин упоминает о связи Сююмбике с крымским уланом Кощаком (Кучаком), которому посвящена глава исторической повести «Казанский летописец» с красноречивым названием «О любви блудной со царицею улана Кощака». Но другие историки ставят под сомнение существование этой связи.

Сююмбике правила до 1551 года, пока давление Москвы на казанскую знать не стало настолько велико, что те согласились выдать ее царю Ивану IV Грозному. Сююмбике отправили сначала в Свияжск, потом в Москву и, наконец, в Касимов, где ее выдали замуж за касимовского хана Шах-Али. Ее сын Утямыш-Гирей остался на воспитание при Иване Грозном, его крестили в Москве под именем Александра Сафакиреевича. В Казани же стал править не московский ставленник, а вызванный казанцами астраханец Ядыгар-Мухаммед. Он стал последним казанским ханом — в октябре 1552 года город взяли войска Ивана Грозного.

Шах-Али не раз появлялся в истории Казани. В 1519 году промосковские силы во главе с Булатом Шириным посадили его на казанский престол. С ним же в Казань прибыл русский посол Федор Карпов, который не устроил казанцев, из-за чего в 1521 году новоиспеченного хана свергли. Позже он недолгое время правил Каширой и Серпуховом, после чего его уличили в связях с Казанью и сослали в Белоозеро. Затем хана простили и отправили в Касимов. Шах-Али несколько раз ходил с войском на Казань в русско-казанских войнах. В том числе он участвовал во взятии города Иваном Грозным.

Кроме того, Шах-Али был братом Джан-Али — первого супруга Сююмбике. Она могла стать женой Шах-Али еще в 1535 году — для отца Сююмбике была инструментом политической борьбы, поэтому, чтобы наладить отношения с русскими правителями после смерти Джан-Али, Юсуф хотел выдать Сююмбике за его брата.

Точная дата кончины царицы неизвестна, историки сходятся на том, что, скорее всего, она ушла из жизни в 1557 году. Место ее захоронения не установлено. Последний раз Сююмбике упоминается в источниках в январе 1554 года: тогда Иван Грозный хотел убедиться, что Сююмбике находится в здравии, и рекомендовал Шах-Али принять в Касимове своего посла Юнуса. Сам Шах-Али умер в 1566 году, он погребен в Касимове. В том же году скончался сын Сююмбике Утямыш-Гирей, его похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Источник

🧿 «. золотая легенда о Сююмбике»

Плохо, плохо царице казанской спалось,
словно старый дворец продувало насквозь.

Сююмбике что это такое. Сююмбике что это такое фото. картинка Сююмбике что это такое. смотреть фото Сююмбике что это такое. смотреть картинку Сююмбике что это такое.

И приснился тревожный, пугающий сон —
будто город Иваном уже окружён,
и горят вдоль Казанки ночные костры
и колючие пики дозоров — остры.

Сююмбике что это такое. Сююмбике что это такое фото. картинка Сююмбике что это такое. смотреть фото Сююмбике что это такое. смотреть картинку Сююмбике что это такое.

И она поспешила к высокой стене.
И стрела просвистела над ней в вышине.
Вдоль Казанки и вправду — белели шатры
и — горели, горели, горели костры.

Сююмбике что это такое. Сююмбике что это такое фото. картинка Сююмбике что это такое. смотреть фото Сююмбике что это такое. смотреть картинку Сююмбике что это такое.

Если царство моё ты задумал стереть,
я сумею достойней других умереть!»

Сююмбике что это такое. Сююмбике что это такое фото. картинка Сююмбике что это такое. смотреть фото Сююмбике что это такое. смотреть картинку Сююмбике что это такое.

И царица на башню легко поднялась,
постояла, холодной звезде помолясь,
и закрыла глаза,
и — рванулась во мрак.
И — проснулась.

И сон был не в руку.
Не так
довелось умереть.
Были
плен и позор.
Только сон её помнится людям с тех пор.
Знать, кому-то она рассказала о нём,
и горели глаза её прежним огнём!

Сююмбике что это такое. Сююмбике что это такое фото. картинка Сююмбике что это такое. смотреть фото Сююмбике что это такое. смотреть картинку Сююмбике что это такое.

И летит сквозь века, словно птица в тоске —
золотая легенда о Сююмбике.

Стихи Николая Беляева
«Сююмбике» (из «Казанской Тетради»)

О поэте Николае Беляеве: тут и тут

Сююмбике что это такое. Сююмбике что это такое фото. картинка Сююмбике что это такое. смотреть фото Сююмбике что это такое. смотреть картинку Сююмбике что это такое.

Сююмбике что это такое. Сююмбике что это такое фото. картинка Сююмбике что это такое. смотреть фото Сююмбике что это такое. смотреть картинку Сююмбике что это такое.

На фотографиях стены Казанского Кремля и башня Сююмбике.
Снимали муж мой Игорь и дочь моя Галина 05.07.2021.

Кремль — древнейшая часть Казани.
Белокаменный Кремль был сооружен на месте старой ханской крепости после взятия Казани войсками Ивана Грозного (Казань взята в 1552, а строительство нового Кремля шло в 1556-1562 гг.)

Легенда о царице Сююмбике, собственно, тоже об этом времени. Классическая версия такова: красавица царица Сююмбике отвергла предложение Ивана Грозного, а он собрал войско и завоевал город. Но Сююмбике вновь отказала. Тогда царь пригрозил разрушить Казань до основания. И чтобы спасти город Сююмбике согласилась выйти замуж. Но при условии, что царь за семь дней построит самую высокую башню в городе. Лучшие зодчие возвели башню в положенный срок — строили по ярусу в день. А когда башня была построена, гордая царица поднялась на неё, оглядела с высоты родной город, прощаясь с ним, и бросилась вниз. Есть ещё версия, что в птицу обратилась и улетела.

Сююмбике что это такое. Сююмбике что это такое фото. картинка Сююмбике что это такое. смотреть фото Сююмбике что это такое. смотреть картинку Сююмбике что это такое.

Легенда легендой, но Сююмбике — реальный исторический персонаж. Ни с какой башни она не сбрасывалась, а была женой хана, потом регентшей при малолетнем сыне, остаток жизни провела в Касимове (это если буквально в двух словах).

Да и башни этой в том виде, что существует сейчас, во времена Ивана Грозного и Сююмбике не было. Она была построена гораздо позже. Хотя точных данных о времени строительства нет, всё же историки и краеведы сошлись во мнении, что она была возведена в период 1694-1715 гг. и использовалась как дозорная башня. А во времена Казанского ханства на этом месте был ханский мавзолей. Ой, сейчас меня понесёт и получится длиннопост, пожалуй, остановлюсь. Скажу лишь, что башня — падающая, она отклонилась от оси на 2 метра, но фундамент укрепили и вроде она больше не падает.

Ну и с давних времён башня Сююмбике — это визитная карточка и символ Казани (один из). Люблю эту башню, все легенды и байки, с ней связанные, и стихи Николая Беляева о Сююмбике — тоже очень)

Источник

Сююмбике что это такое. Сююмбике что это такое фото. картинка Сююмбике что это такое. смотреть фото Сююмбике что это такое. смотреть картинку Сююмбике что это такое.

Царица Сююмбике: от красивых легенд до исторических фактов

Каждый, кто хотя бы раз побывал в Казани, знает красивую легенду о царице Сююмбике. Согласно ей, Иван Грозный, прослышав о сказочной красоте казанской царицы, прислал в Казань своих сватов. Гордая красавица незамедлительно отказала русскому царю.

Тогда Иван Грозный решил применить силу — пошёл на Казань с огромным войском и осадил город. Сююмбике, чтобы спасти своих подданных, согласилась выйти замуж, но при одном условии – если русский царь за семь дней сможет возвести в Казани высокую башню.

Обрадовавшийся царь принимает её условия, и начинается строительство. На исходе седьмого дня башня была готова. Тогда Сююмбике поднялась на самый верхний ярус и бросилась вниз головой. Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню её именем.

Несмотря на имеющиеся исторические факты, это не более, чем всего лишь красивая легенда. Давно доподлинно известно, что Сююмбике была замужем за ханом Сафа-Гиреем, а после изгнания Сафа-Гирея из Казани на ханский престол был посажен Шах-Али, который увёз царицу в г.Касимов, где она тихо и незаметно дожила свой век. Там же можно найти и её могилу.

О том, какие есть мифы вокруг исторической личности казанской царицы и что из них правда, рассказывали в рамках прошедшей в стенах Института истории имени Ш.Марджани научно-практической конференции «Татарская царица Сююмбике: от исторической реальности до исторической памяти». Конференция была приурочена к празднованию 500-летия со дня рождения Казанской царицы Сююмбике.

Краткая справка: Сююмбике – дочь знатного ногайского бека Юсуфа, потомка знаменитого Идегея. Жена казанских ханов Джан Али (1533–1535), Сафа-Гирея (1536–1549) и Шах-Али. После смерти Сафа-Гирея стала правительницей Казанского ханства (1549–1551) в качестве регентши своего малолетнего сына Утямыш-Гирея.

В 1551 году царица была вынуждена вместе с сыном покинуть Казань. Примечательно, что Сююмбике – одна из первых мусульманок-правительниц, глав государств в исламском мире. В исторической памяти татарского народа её судьба символически переплелась с трагической судьбой Казанского ханства. Для татар эта фигура на веки не только вплетена в народные легенды, но стала образцом, эталоном женской красоты, патриотизма и самоотверженного служения своему народу.

С приветственным словом к собравшимся, среди которых были не только представители научного сообщества, но также журналисты, историки, студенты и все те, кто интересуется татарским богатым наследием, обратились директор Института истории им. Ш.Марджани АН РТ Рафаэль Хакимов, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений Вадим Трепавлов, руководитель Республиканской общественной организации татарских женщин «Ак калфак» Кадрия Идрисова, директор Всероссийского общественного фонда «Татарская семья» Миляуша Гайфуллина, главный редактор журнала «Сөембикә» Лариса Маликова и вице-президент некоммерческой организации «Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш.Марджани» Мурад Заргишиев.

– Сююмбике – это своеобразный символ уходящей золотоордынской цивилизации, – отметил в своём выступлении Вадим Трепалов. – Феномен Сююмбике – это одно из последних проявлений инерции ордынского единства. Ногайская княжна становится казанской ханшей, женой хана из крымской династии, а затем суженой касимовского хана – вот такое своеобразное переплетение бывших частей одной из великих держав средневековья.

Вскоре это переплетение станет невозможным в силу исчезновения с лица земли отдельных ханств, завоевания других. Конечно, ещё очень долго будет сохраняться пристальное внимание историков, этнографов к этой фигуре татарской и казанской истории. Хорошо, что время от времени проводятся подобные конференции.

В свою очередь Мурад Заргишиев подчеркнул важность изучения собственной истории, в которой есть немало примеров выдающихся личностей, внёсших весомый вклад не только на современном этапе, но и в годы существования Золотой Орды, в эпоху Казанского ханства.

– Нельзя недооценить в этом и роль женщин, участвующих в политических, экономических и социальных процессах. Что касается Сююмбике, то это один из выдающихся примеров исторической личности, важный символ не только в истории Казанского ханства, но и Ногайской Орды.

Ногайская принцесса, мать наследника казанского престола, супруга хана, женщина, политический деятель – в этих ипостасях она вошла в нашу историю и историческую память, став символом огромной эпохи. В памяти ногайского народа образ Сююмбике связан с её ролью как смелой, волевой женщины, государственного деятеля, матери, оплакивающей своих сына и супруга, женщины, ставшей во главе Казанского ханства в минуту большой опасности, сделавшей немало для сохранения национальной независимости татарского народа.

Она в себе соединила три постордынских государства (Казанское ханство, Ногайская Орда и Крымское ханство), что важно для нашей исторической памяти. Сююмбике была и остаётся культурным мостом, соединяющим эти народы, культуры. Мы не должны делить нашу общую историю, разнося её по национальным квартирам. В наши памяти живы и будут сохраняться такие исторические личности, как Сююмбике, которые одновременно для нескольких народов стали мощными символами.

На пленарном заседании конференции также особое внимание было уделено книге «Казанская царица Сююмбике в истории народов России», а также роли башни Сююмбике в Казани как символу государственности. В ходе работы секционных заседаний участники мероприятия подняли такие непростые вопросы и темы, как роль женщин в политической жизни Золотой Орды и татарских ханств, место женщины в культурной и повседневной жизни татар XIII–XVIII вв. Отдельные выступления попытались раскрыть образ Сююмбике в исторической памяти татар и татарской культуре. Также были рассмотрены вопросы источниковедения средневековых тюрко-татарских государств в разрезе гендерной истории.

Ильмира Гафиятуллина

Источник

Сююмбике, правительница Казанского ханства

Сююмбике что это такое. Сююмбике что это такое фото. картинка Сююмбике что это такое. смотреть фото Сююмбике что это такое. смотреть картинку Сююмбике что это такое.

Супруга Казанских ханов

Первым мужем Сююмбике стал молодой хан Джан-Али. Союз был заключён исключительно из политических соображений и по ряду причин оказался неудачным. Джан-Али было всего 17 лет, навязанная супруга ему не нравилась и брак был бездетным.

Сююмбике неоднократно писала отцу с просьбой забрать её обратно в ногайскую степь. Бий Юсуф, любивший свою красавицу-дочь, настаивал на низложении Джан-Али, что и произошло в 1535 году. Ханский престол вновь занял Сафа Гирей и через некоторое время Сююмбике стала его женой.

Второе замужество оказалось гораздо удачнее: согласно всем имеющимся историческим сведениям, брак Сафы Гирея и Сююмбике был счастливым и «красносолнечная», по выражению автора «Казанской истории», ханум была для хана «всех любимее первых жен».

Сююмбике что это такое. Сююмбике что это такое фото. картинка Сююмбике что это такое. смотреть фото Сююмбике что это такое. смотреть картинку Сююмбике что это такое.

Смерть Сафы Гирея и его завещание

Сююмбике прожила с Сафой Гиреем 14 лет и родила ему сына-наследника. В марте 1549 года 42-летний хан умер, будто бы ударившись при купании в бане «во умывальный теремец главою своею». Несмотря на это, он успел озвучить свою последнюю волю, согласно которой, власть переходила к Сююмбике, которая стала единоличной правительницей Казанского ханства, и должна была оставаться таковой, вплоть до совершеннолетия их сына Утямыша.

Сююмбике во главе Казанского ханства

Став в 1549 году во главе государства, Сююмбике проявила себя мудрой правительницей и быстро завоевала народную симпатию. Она взяла на себя содержание мечети, при которой был погребен Сафа Гирей, а также провела некоторые реформы, освободив крестьян, мелких ремесленников и торговцев от высоких налогов. За это летописцы назвали её «крестьянской царицей».

Особую роль сыграл вот какой её поступок: царица передала медресе при мечети Кул Шарифа собственную библиотеку, воспользоваться которой мог любой учитель (хальф) и даже ученик (шакирд), причём не только учащийся в этом медресе.

Постройка русского военного городка в Свияжске в 30 км от Казани дало толчок следующим событиям: царица призывала готовиться к обороне города и собирать все имеющиеся войска, но далеко не все были согласны с этой позицией.

Члены ханского совета, карачи, тайно договорились через Свияжск с Москвой о следующем: Казань будет сдана, власть передадут свияжскому воеводе Шигалею, а Сююмбике с сыном вышлют в Москву. Иван IV дал своё согласие. 11 августа 1551 года в Казань прибыл воевода князь Серебряный, из старинного рода удельных князей Оболенских. Сююмбике дали на сборы 10 дней, по истечении которых она с сыном должна была отбыть в Москву.

Сююмбике что это такое. Сююмбике что это такое фото. картинка Сююмбике что это такое. смотреть фото Сююмбике что это такое. смотреть картинку Сююмбике что это такое.

Узнав про арест Сююмбике, горожане предприняли попытку прорваться на ханский двор и освободить ее, однако были отбиты и разогнаны по домам. 21 августа 1551 года царица, простившись с могилой Сафы Гирея и с Казанью, покинула город.

В Москве Сююмбике поселили во дворце при царице Анастасии Романовне. После падения Казани, по свидетельству князя А.М. Курбского, возникла возможность реставрации Казанского ханства под началом самой пленной царицы или её сына Утямыша. Во избежание подобных попыток бывшую казанскую царицу спешно выдали за Шах-Али и поселили в Касимове.

В 1553 году Утямыша забрали у матери, крестили его в Чудовом монастыре под именем Александр Сафакириевич и определили на проживание при дворце русского царя. Прожил Утямыш Гирей всего 20 лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *