Сюжет фильма малышка на миллион чем закончился
«Малышка на миллион» Клинта Иствуда, или Девочки не плачут?
Трудно спорить с тем фактом, что бокс — самый популярный вид спорта в кинематографе. В то время как футбол, хоккей и легкая атлетика обрастали многомиллионными армиями фанатов и сочувствующих, бокс тихо-мирно стал номером первым, если речь идет о серьезном драматическом кино. В подтверждение своей точки зрения, я перечислю лишь названия картин и их достижения: «Чемпион» Франко Дзеффирелли, «Бешеный бык» Мартина Скорсезе (Оскар для Роберта Де Ниро), «Рокки» Джона Эвилдсена (Оскар за лучший фильм 1976 года), «Али» Майкла Манна, «Нокдаун» Рона Ховарда, «Боец» Дэвида О. Расселла (семь номинаций на Оскар 2011).
В данном списке великолепная картина Клинта Иствуда «Малышка на миллион» (2004) стоит несколько особняком. Не в плане Оскаров, их у фильма 4, в том числе звание лучшего фильма 2004 года. Дело в том, что в отличие от суровых и брутальных мужских лиц (Де Ниро, Смит, Сталлоне, Кроу, Уолберг), главная роль в ленте Иствуда досталась хрупкой Хилари Суонк. Вы не ошиблись, мордобой в фильме — преимущественно женский, а это зрелище специфическое. В квадрате.
…Неудачники — они как рыбаки и очкарики. В том смысле, что видят друг дружку за версту. Пожилой тренер Фрэнки Данн (Клинт Иствуд) успел совершить за свою жизнь столько ошибок, что их с лихвой хватило бы на пару-тройку жизней помельче. Его первый воспитанник, Эдди (Морган Фриман), так и не смог стать чемпионом, частично потерял зрение и теперь трудится уборщиком в спортивном зале Фрэнки. Чувство вины за тот бой не дает Фрэнки покоя: он до последнего оттягивает титульный поединок своего нынешнего ученика Уилли и каждое воскресенье ходит на утреннюю мессу в церковь. Правда, в основном, чтобы постебаться над местным священником.
В конце концов, Уилли надоедает ждать у моря погоды, и он покидает своего учителя накануне решающего боя, понимая, что тот никогда не решится выпустить его против более сильного противника. Фрэнки остается в гордом одиночестве, наедине с ворохом писем своей единственной дочери, помеченных штампом «Вернуть отправителю».
И тут Фрэнки знакомится с Маргарет. Тридцатилетняя официантка из дешевой закусочной, она уже несколько лет занимается боксом и мечтает о профессиональной карьере, что позволит ей дышать свободно, а не доедать за посетителями холодный бифштекс. Маргарет втемяшила себе в голову, что Фрэнки — единственный, кто может наставить ее на путь истинный. Настойчивость девушки удачно вклинилась в депрессивное состояние тренера, и он таки пообещал сделать из нее настоящего бойца. И то, что началось с робкого рукопожатия и саркастической усмешки, обернулось для обоих самым серьезным в жизни испытанием на прочность…
Осмелюсь предположить, что многие уже в курсе, чем закончилась эта история. Тем не менее, я не вправе раскрывать все карты, ибо финал у картины весьма неожиданный. Номинально картина Иствуда причислена к жанру спортивной драмы, однако спешу вас заверить, не в спорте здесь дело. Внешне перед нами достаточно плоская по стилю история успеха, но если присмотреться, станет понятно, что фильм «Малышка на миллион» намного глубже, чем кажется. Бокс в данном случае имеет большое значение для развития сюжета, но является лишь подложкой для настоящей человеческой драмы двух таких разных, но бесконечно одиноких людей.
Ситуация, в которой звездные актеры становятся великими режиссерами — большая редкость. Многие ровесники Иствуда и коллеги по актерскому цеху пробовали себя в этом статусе, и большинство потерпели фиаско. Иствуд же, герой спагетти-вестернов Серджио Леоне и полицейских боевиков про Грязного Гарри, сумел в корне измениться, проявив поистине нечеловеческую настойчивость в своих попытках снимать качественное кино. Его первой большой удачей стал вестерн «Непрощенный», после чего каждая его картина становится событием в мировом кинематографе, а сам Иствуд по праву считается одной из самых весомых личностей в современной режиссерской среде.
Так о чем же эта лента, если не о боксе? О том же, о чем Иствуд повествует и в остальных своих работах. Таких как, «Таинственная река», «Подмена», «Гран Торино», «Совершенный мир» и др. Прежде всего, о любви. О терпимости. О человечности. О том, что в жизни необходимо иметь четкие ориентиры и цель. И добиваться этой цели, во что бы то ни стало, вопреки себе, вопреки насмешкам окружающих и молчаливому равнодушию близких, якобы родственных душ. О том, что каждый человек в течение своего пребывания на земле, должен сделать нечто стоящее, нечто значимое в глазах, если не общества, то самого себя.
На церемонии Оскара 2005 года «Малышка на миллион» не считалась фаворитом призовой гонки. Больше всего шансов на получение главной статуэтки за лучший фильм имела картина Мартина Скорсезе «Авиатор» с Леонардо ДиКаприо в главной роли — 11 номинаций против семи у ленты Иствуда. Тем не менее, киноакадемики предпочли вымышленную историю (сценарий «Малышки на миллион» Пол Хаггис написал по мотивам сборника рассказов Ф. Кс. Тула) биографии знаменитого американского авантюриста и бизнесмена. Они также вручили награды Хилари Суонк и Моргану Фриману, которые, безусловно, заслужили их каждой секундой появления в кадре.
Великолепное кино. Очень трогательное и честное, без пошлых соплей и заламывания рук. Я не поддался всеобщему ажиотажу тогда, в 2004, и, каюсь, упустил эту ленту из внимания. Частично из-за некоторого недоверия к выбору, который периодически осуществляют американские киноакадемики. Двумя годами раньше они прокатили блистательного «Пианиста» Романа Полански, отдав свое предпочтение ангажированному мюзиклу «Чикаго». Тем не менее, сейчас я понимаю, что с «Малышкой на миллион» они приняли верное решение.
Смотреть или не смотреть? Тут двух мнений быть не может. Обязательно уделите этому шедевру два часа своего драгоценного времени. Поверьте, в Голливуде умеют снимать не только блокбастеры и сортирные комедии, но и тонкие, душевные фильмы, заставляющие зрителя искренне сопереживать.
Малышка на миллион
Грустная история сильной женщины, пытающейся на пути к спортивному успеху преодолевать трудные жизненные обстоятельства. Жестокость жизни проявляется не в поражениях на ринге, а в человеческих отношениях
Описание фильма
Тридцатиоднолетняя Мэгги Фицджеральд работает официанткой, но ее мечта – стать боксером. Девушка приходит тренироваться в спортивный зал Фрэнки Данна. Старый тренер и промоутер выпустил не одного способного боксера, но работать с Мэгги отказывается наотрез, поскольку «не тренирует девчонок». Девушка не уступает и начинает тренироваться самостоятельно.
Вскоре ее упорство не остается незамеченным, вызывая уважение окружающих. Друг Данна Эдди Металлолом соглашается позаниматься с девушкой и начинает тренировать спортсменку, оказавшуюся способной ученицей.
Расстроенный уходом своего лучшего подопечного, претендента на титул мирового чемпиона по боксу, Уилли Литтла, Фрэнки впечатлен усердием Мэгги. Эдди Дюпри передает ее тренеру для продолжения занятий.
Проходит немного времени, и Мэгги уже выходит на ринг, оказавшись талантливым боксером. Фрэнки проникается к ней отцовскими чувствами и становится ее менеджером. Его родная дочь не поддерживает отношений с отцом, и Мэгги полностью ее заменяет.
После ряда побед к девушке приходит долгожданный успех. Она получает высокие гонорары, отправляя противника в нокаут в первом раунде. Ее прозвище – «Моя бесценная» («Мой пульс»), так написано на халате, подаренном ей тренером.
С семьей у нее натянутые отношения. Родным нужны лишь деньги Мэгги, а не она сама. Единственным близким девушке человеком становится Фрэнк.
Она становится инвалидом без шансов на выздоровление. В больнице девушку навещает семья, но не для того, чтобы посочувствовать, а чтобы выпросить у Мэгги завещание в свою пользу. Потрясенная, девушка выгоняет родственников из больницы.
Несмотря на отказ Данна, она предпринимает попытку самоубийства, прокусив себе язык. Медики не позволяют ей уйти в мир иной, еще больше усугубив ее депрессивное состояние.
Финалом фильма «Малышка на миллион» становится приход ночью в палату Данна, который, прежде чем сделать Мэгги смертельную инъекцию адреналина, объясняет, что означает ее прозвище.
Заслуженные награды
В картине снялась целая плеяда замечательных актеров, благодаря которым лента была обречена на успех. Режиссер Клинт Иствуд, мастер пронзительных работ «Непрощенный», «Таинственная река», обладатель пяти «Оскаров». Он же снялся в своей драме «Малышка на миллион» и был номинирован на эту высокую премию. Его друга Эдди сыграл не менее гениальный оскароносный Морган Фримен («Побег из Шоушенка», «Семь», «Счастливое число Слевина»). А выбор актрисы, сыгравшей главную героиню, режиссер сделал в пользу Хилари Суонк (получившей свой «Оскар» за роль транссексуала в картине «Парни не плачут»). Неудивительно, что «Малышка на миллион» завоевала массу наград и вожделенный «Оскар» как лучший фильм 2004 года. Оскароносными стали режиссер и актер второго плана Фримен. А Хилари стала первой актрисой, получившей эту премию за сыгранную роль женщины-боксера.
Значение фильма
Картина затрагивает сразу ряд острых социальных проблем. Это отношения с родителями, предательство, путь к мечте, залитый потом и кровью. Эвтаназия: можно ли вступить в сделку со своей совестью, совершить преступление, согрешить – если этого просит близкий человек.
Помимо спортивной темы раскрывается тема взаимоотношений Мэгги и ее тренера, который не наладил контакт с родной дочерью и сближается с такой же одинокой, как сам, девушкой. Они нужны друг другу, как воздух – и два чужих прежде человека становятся самыми родными. Она видит в нем отца, а он избавляется от эгоизма.
История о стремлении и упорстве, о воле к победе – не в спорте, а над самим собой. В этом ценность фильма. Одиночка и нищенка Мэгги справляется со своими обидами и эмоциями с помощью бокса. Он показывает ее душевную боль и ее внутренний стержень, благодаря которому она смогла подняться. И даже стоя на краю могилы, она полна мужества, потому что не может смириться и бросает вызов смерти.
Трогательное, пронзительное, честное кино. Вот почему каждому стоит посмотреть этот фильм.
«Малышка на миллион»: в чем настоящий смысл фильма?
Для неподготовленного зрителя, а тем более для юного человека этот фильм может оказаться вредным. Ошибочно рассматривать киноленту как прививку от контактных единоборств, где возможны смертельные травмы и увечья. Наоборот, в фильме оправдано существование «темной» стороны спорта. И, на самом деле, фильм не о боксе, а об отцах и детях. Более того, в историю о девушке-боксере «вшито» несколько идей, отводящих внимание от действительно важных проблем в профессиональном спорте.
Герои фильма «Малышка на миллион»
Главным героем необходимо считать не Мэгги Фицджеральд в исполнении Хилари Суэнк, а персонажа Клинта Иствуда – тренера и катмена Фрэнки Данна. В эпилоге «Скрэп», старый боксер Эдди Дюпбри, которого играет Морган Фримен, пишет письмо дочери Данна о том, каким был ее отец. Она уже много лет не поддерживает с отцом никакой связи. Таким образом, фильм рассказывает о Фрэнки Данне и его сложном выборе. А главной проблемой являются отношения отцов и детей. Все конфликты в фильме происходят от недостатка отцовского внимания, любви, мудрости и заботы. Но обо всем по порядку. Познакомимся поближе с героями фильма.
Фрэнки Данн — главный герой фильма.
Тренер Фрэнки Данн
Фрэнки Данн – «лучший в своем деле специалист по рассечениям», — сообщает зрителю голос рассказчика. – «Тренером стал в 1960-х». В первых сценах фильма происходит знакомство Данна с Мэгги: «Я вам задолжал, знаком с вашей мамой?». Начало диалога может характеризовать Фрэнка следующим образом. Во-первых, он деликатен в финансовых вопросах. На протяжении фильма он «учит» финансовой грамоте своих подопечных: «откладывай деньги на покупку дома», «ищи товар по выгодной цене». Во-вторых, раз допускает вопрос о возможном родстве с незнакомкой, в молодости мог быть тем еще Дон Жуаном. Деньги и взаимоотношения с людьми (родственные, дружеские и деловые связи) – это рамки, сквозь которые мы попытаемся разглядеть проявления характеров и действий героев.
«Убитая» тачка Фрэнка.
Деньги
Дочь (взаимоотношения с людьми)
В фильме есть сцена, в которой Фрэнк рассказывает Мэгги о дочери: «Она была очень спортивной». В этот момент камера фиксирует тяжелый взгляд Данна и он замолкает. Зрители так и не узнают, в чем причина разлуки Фрэнка с собственной дочерью, но в этой сцене присутствует намек, на то, что дочь тянулась к нему, «была спортивной». Зачем ребенку тренера интересоваться спортом? Чтобы быть рядом с отцом. Но у Фрэнка было правило: он не тренирует девчонок. Это только моя догадка, но, возможно, дочь Данна стремилась в бокс, а он этого не хотел. Других объяснений нет. Фрэнки пишет письма своей взрослой дочери, но получает всегда назад конверты со штемпелем «Вернуть отправителю».
Никто не видит страданий Фрэнка.
Религия и чувства
Поскольку Фрэнк главное действующее лицо киноленты, авторы прорисовывают его образ гораздо детальнее. Например, показывают его сложные взаимоотношения с религией, не способной ни излечить его душу от страданий, ни принять сложный жизненный выбор.
Данн не может открыто говорить о собственных чувствах, к откровенности он приходит в финале фильма. Он регулярно ходит в церковь, где задает священнику провокационные вопросы о религии, доводя собеседника до гнева. При этом он страдает в одиночестве и молит Бога, по всей видимости, о скорейшем завершении собственных страданий.
Внимание — спойлер! Мэгги просит Данна об эвтаназии (практика прекращения жизни человека). Он ищет поддержку в храме. Священник твердо просит Фрэнка «уйти в сторону», не вмешиваться и не брать на себя тяжкий грех. Совершенная в фильме эвтаназия оправдывается моралью, заключенной в словах друга Фрэнки – старого боксера «Скрэпа». Мэгги получила свой шанс исполнить мечту (старик сравнивает путь героини с безликой массой людей, проживающих «серую» жизнь, «убирая за кем-то объедки»). По мнению «Скрэпа» Фрэнка винить не в чем, он помог воплотить мечту. Мы подробнее вернемся к разбору этого эпизода в части описания «Скрэпа».
Фрэнк читает стихи, в то время как «Скрэп» — комиксы.
Увлечения
Фрэнк читает на на ирландском стихи Уильяма Батлера Йейтса, главы Ирландского Возрождения. Эта деталь то и дело всплывает в фильме, в том числе как противопоставление со «Скрэпом», который читает комиксы, но при этом глубже видит и анализирует события повседневной жизни. Интеллектуальность противопоставляется жизненной мудрости.
Эдди Дюпбри, он же «Скрэп»
«Скрэп» — старик, в прошлом боксер. Лишился глаза на боксерском матче, где его подставил менеджер. Фрэнк тогда был в углу «Скрэпа» и до сих пор корит себя, что не остановил тот бой и не спас зрение своему подопечному.
«Скрэп» — старый боксер, потерявший глаз в последнем поединке.
Деньги
Эдди живет в зале, еле сводит концы с концами. У него, банально, нет денег даже на новые носки. Но он покупает платные трансляции боксерских матчей, то есть отдает последние деньги своей страсти. Он является нищим, в том смысле, что ему нечего принести в дар ближнему. «Скрэп» приглашает Мэгги в кафе, но за ужин платит она (сцена знакомства с менеджером Микки Мэком).
Вообще, все главные персонажи, показаны бедными, но не преступившими через свои убеждения, и, главное, сохранившие веру в мечту. Мечтой авторы оправдывают и бедность, и утрату здоровья, и даже эвтаназию. В тоже время, преступившие через моральные принципы персонажи получают шанс на обогащения. Боксер «Большой Уилли», чтобы принять участие в титульном бое отказывается от Фрэнка как от тренера, хотя тот на протяжении 8-ми лет его готовил. Но у тренера Данна нет связей и влияния в боксерских кругах.
Религия
Для «Скрэпа» бокс является настоящей религией, догмы которой он выводит, разъясняя причины спортивных событий. Он «снимает» с Фрэнка чувство вины за матч, в котором лишился глаза. «По крайней мере, у меня был шанс», — говорит герой Моргана Фримена. Имеется в виду шанс быть кем-то значительным, возможность боксировать за титул. Такой возможностью «Скрэп» готов оправдать тяжелые травмы и увечья боксеров. Он и формулирует мораль истории Мэгги: «Гореть ярко, но недолго. Оно того стоит, ведь это воплощение мечты». Такова правда «Скрэпа».
Герой Моргана Фримена знает все, что происходит в зале бокса.
Взаимоотношения с людьми
«Скрэп» на протяжении всего фильма является теневой фигурой. Он знает все, что происходит в зале. Более того, его действия и являются причиной практически всех ключевых событий. Именно герой Фримена сводит «Большого Уилли» с менеджером, который организует титульный бой для подопечного Фрэнка. Он же начинает помогать Мэгги тренироваться, всячески ее поддерживая. В трудную минуту горя и отчаяния укрепляет веру Фрэнка в неизбежности страшного решения – эвтаназия Мэгги.
Герой Моргана Фримена вносит в фильме очень опасную идею. Опасную, прежде всего, для молодых людей, очарованных спортом и не осознающих до конца всех сторон жизни, ее сложность. Он делит мир на две части. «Серый» мир, в котором люди обречены на низкооплачиваемый труд, жизнь впроголодь, отсутствие перспектив. «Яркий» мир, где люди сгорают на пути к мечте, где ради шанса взобраться на олимп (дойти до титульного боя) люди готовы жертвовать здоровьем и жизнью. То есть «Скрэп» проповедует ценности человека, способного отрешиться от мирского, от привязанностей, от инстинкта самосохранения. Он мог бы также готовить смертников и революционеров, которые опасны для общества. Именно поэтому устами «Скрэпа» людей, которые ищут способ отдать жизнь за идею, направляют в профессиональный спорт. Это гораздо безопаснее для социума.
«Скрэп» берет под опеку потерянного юношу Дилана Баджа.
«Скрэп» берет под свое крыло потерянного молодого человека Дилана Баджа по прозвищу «Шлеп-бам-бам». Этот комичный персонаж на самом деле дает понять, что самым главным в фильме «Малышка на миллион» является не столько спорт, а отношения отцов и детей. Далее кратко опишем историю Баджа.
Дилан Бадж, он же «Шлепок», «Опасный» и «Шлеп-бам-бам»
«Опасный» слаб физически, слаб духом, но он ищет опору в этом сложном мире, в котором его бросили близкие люди. «Новый бойфрэнд его мамы привез Баджа в Лос-Анджелесс, высадил на одной из улиц и уехал».
У Дилана нет отца, так же как и у Мэгги. Как и она, он тянется к сильному авторитетному мужчине, который способен «научить жизни», а в случае Мэгги привести к титульному бою. Бокс здесь выступает в качестве метафоры жизни. Тренер – это отец, который учит жить. Вот поэтому в фильме так остро обозначена личная драма Фрэнка, отрезанного от своей плоти и крови – от дочери. И поэтому единственным светлым воспоминанием Мэгги в её тяжелой жизни является отец.
«Опасный» изображет Шорелла на ринге. Тот на эту шутку затаил обиду и злобу.
Дилан Бадж как бы дублирует историю Мэгги. В зале есть некий боксер Шоррел по прозвищу «Танк», злой и мстительный человек. Он затаил обиду на шутку «Опасного» и решил отомстить. В конце фильма он жестко избивает «Опасного» под улюлюканье толпы приятелей. Шоррел в фильме – это мразота, у которого в жизни, скорее всего, также не было отца в духовном значении этого слова: некому было научить его БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.
Мэгги Фитцжеральд, она же «Малышка на миллион»
Мэгги – 31 год, она работает официанткой в дешевой закусочной. Живет бедно. Это подчеркивается различными деталями: для себя она собирает объедки со столов; расплачивается за боксерскую грушу горой мелочи; не имеет ни ТВ, ни магнитофона.
По своему характеру Мэгги сама простота. Она работает в зале до изнеможения, лишь бы ее заметил тренер. Мэгги не обладает ни хитростью, ни способностью ко лжи или какой-то игре. Она прямолинейна во всем. Камера ловит реакции героини Хилари: восторг при виде лачуги «Скрэпа», воодушевление перед титульным боем и, конечно, разговор с Фрэнки Данном об их тандеме.
Единственным человеком, кто называл ее «любимой» был отец Мэгги. В фильме нет и намека, что героиня кроме бокса была чем-то или кем-то увлечена. Самым светлым воспоминанием для Мэгги является образ отца, которого «так не хватает». Фрэнки ей заменяет отца, а она становится для него дочерью. Он дает ей прозвище «Мо Кушла» — «моя кровь и плоть» в переводе с ирландского языка.
Так же как и в короткой истории «Опасного» Мэгги встречается на ринге с беспринципной грязной боксершей Билли по прозвищу «Голубая медведица». Соперница нарушает правила боя (боксирует за гранью фола) и фактически наносит травму, в результате которой Мэгги остается парализованной. Билли как и Шорелл не умеет БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ. И, если Шорелла наказывает «Скрэп», он расправляется с ним на ринге, отправляя в глубокий нокаут, то для «Голубой Медведицы» авторы фильма вовсе не ищут наказания. Ее грязные действия никак не порицаются и не обсуждаются, вроде как это запрещено и правилами бокса ….
Воспоминания об отце — самые светлые в жизни Мэгги. Она обретает отца в образе тренера Фрэнки Данна.
С другой стороны на протяжении карьерного восхождения Мэгги мы наблюдаем, как она укладывает пачками на настил ринга своих соперниц и только в предпоследнем бое спрашивает у тренера: «Что со здоровьем этой девчонки?». Фрэнк обрывает дальнейшее развитие мысли, не позволяя Мэгги переживать о здоровье противницы. Так же и зрителю не позволяют задаваться подобными вопросами: что же стало с этими нокаутированными девушками и тетями? Диалог о здоровье соперницы следует понимать как социальную установку: неважно, что происходит с боксерами после боя – травматизм это норма. Поэтому в конце фильма мы не увидим справедливого наказания для беспринципной «Голубой Медведицы».
Главная тема фильма — взаимоотношения отцов и детей. Отсутствие отца, как человека формирующего духовное начало в человеке, травмирует и калечит персонажей кинокартины.
Главная тема в фильме
Мэгги на автозаправке наблюдает за девочкой с собакой. Ей эта картина напоминает о детстве. Об отце, который единственный, кто ее любил в жизни. Образ отца для Мэгги – это самое светлое воспоминание в жизни. Он умер, когда она была еще ребенком.
Фрэнки Данн заменяет для Мэгги отца. Я думаю, что в боксе она компенсирует боль от утраты отца. В тандеме с Фрэнком она проживает дочерне-отцовские отношения. Тренер заботится о ней, учит ее, проводит с ней время – делает все то, чего она не получила в детстве из-за смерти родного отца.
Кроме того, образ отца в фильме пусть не явно, но проступает как символ духовного начала. Покинутые своими отцами второстепенные персонажи, ищут опору в зале бокса («Опасный») или катятся в ад, не имея в жизни твердых духовных ориентиров (Шорелл, Билли).