Таблица шульте что показывает
Как освоить скорочтение с помощью таблиц Шульте
Что такое таблицы Шульте
Таблицы Шульте — это инструмент для тренировки периферического зрения, концентрации внимания и параллельного восприятия информации. Развитие этих навыков помогает освоить технику скорочтения.
В классическом виде таблица представляет собой квадратное поле 5х5 ячеек, в каждой из которых располагается число. Задача — концентрируя взгляд в центральной точке, как можно быстрее найти все значения в нужной последовательности.
Существуют многочисленные варианты таблиц для людей разного уровня натренированности. Их размер может быть от 3х3 до 16х16, а наполнение иногда включает дополнительные элементы. Кроме того, варьируется и количество параллельных последовательностей. Например, в таблицах Шульте-Платонова наряду с арабскими цифрами стоят римские. Методика Шульте-Горбова предполагает деление полей на черные и красные, а числа в них нужно искать не только по возрастанию, но и по убыванию.
Зачем нужны таблицы Шульте
Первые варианты таблицы изобрел немецкий психиатр Вальтер Шульте во второй половине XX века. Профессор создал их для психодиагностики. Методика помогает измерить устойчивость, эффективность и скорость включения в работу, определить способность концентрировать, распределять и переключать внимание, а также выявить наличие расстройств.
Сегодня таблицы Шульте и их различные модификации применяют для развития скорочтения и расширения поля зрения. Например, их советует в своих книгах по улучшению памяти и быстроте чтения психолог Тони Бьюзен. Преподаватель Экономического факультета МГУ Евгений Буянов пишет, что такие таблицы также используют в курсах по Нейролингвистическому программированию для достижения так называемого состояния высокой продуктивности.
Как пользоваться таблицами Шульте
Чтобы получить ощутимый эффект, работать с таблицами нужно регулярно. Начните с тренировок на десяти таблицах за раз и занимайтесь 3–4 дня в неделю. Если глаза устают, делайте перерывы по 20–30 минут. Вот как правильно пользоваться таблицами.
Польза и вред таблиц Шульте
Екатерина Бузань, консультант по скорочтению, утверждает, что таблицы Шульте расширяют поле зрения, улучшают концентрацию, развивают скорочтение, активизируют образное мышление. Также эксперт указывает, что работа с таблицами позволяет научиться подавлять артикуляцию, но это не всегда полезно.
Чтение без проговаривания подходит, когда вам нужно быстро понять большой объем текстовой информации и выделить из него главное. Но этот метод будет негативно влиять на восприятие художественной литературы и поэзии — с ним будет сложнее понять авторский стиль и чувства героев.
Сайт для детей и родителей – о школе, подготовке, воспитании, учебе…
Диагностика внимания школьников с помощью таблиц Шульте
Для успешного освоения школьной программы детям необходимо обладать рядом качеств, позволяющих концентрироваться и анализировать полученную информацию. Внимательность обучающихся необходимо постоянно тренировать, поэтому педагогу важно знать, требуется ли коррекция тому или иному ученику. Чтобы это определить, можно провести диагностику с помощью теста «Таблицы Шульте».
Суть методики
Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте в середине ХХ века, представляют собой набор из карточек с изображёнными вразброс цифрами. Задача испытуемого – назвать все элементы в правильном порядке, показав на них указкой или, если удобно, зачеркнув карандашом. Традиционный вариант стимульного материала представляет собой 5 таблиц 60 х 60 см, выполненных на плотной бумаге. Каждый лист должен быть поделён на 25 квадратов со вписанными в них числами от 1 до 25.
Диагностика помогает исследовать:
Методика направлена на тренировку и расширение периферического зрения. Это имеет ключевое значение для скорости чтения, так как позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск определённых информационных частей текста. То есть таблицы не только выполняют диагностическую функцию, но и служат тренажёром скорочтения.
При тестировании используется несколько таблиц подряд
Для младших школьников регулярные тренировки на таблицах помогают:
Основатель социальной сети «ВКонтакте» Павел Дуров однажды сказал: «Наше внимание — наш самый ценный ресурс».
Благодаря тому, что для выполнения заданий не нужно выполнять математические операции, результаты теста получаются максимально объективными.
С позиции учителя этот метод обладает ещё одним существенным преимуществом перед другими видами диагностических тестов, а именно: на обработку каждой таблицы уходит всего около минуты.
Как правильно пользоваться таблицами Шульте
Перед тем как начать работу с таблицами Шульте, нужно:
Сама процедура диагностики заключается в следующем:
В качестве тренировочного материала можно использовать таблицу с цифрами, частично выделенными жирным
Если методика используется в качестве тренажёра внимания, то не стоит обрабатывать более десяти таблиц в день. С развитием у школьника навыка быстрого ориентирования в изображённых элементах материал нужно дополнять. Для этого увеличивают количество ячеек, делая квадрат крупнее и предлагая испытуемым поле 6 х 6, 7 х 7, 8 х 8. Работать в таком случае рекомендуется 3–4 раза в неделю (по полчаса) на протяжении 21 дня.
Особенности проведения упражнений среди учеников разного возраста
Отыскивание чисел младшими школьниками
В младшем школьном возрасте применение теста должно носить облегчённый характер. Это касается прежде всего количества клеток с цифрами. Для новичков достаточно квадрата 3 х 3 или прямоугольника 3 х 5. Дети 5–11 классов могут показывать цифры молча, тогда как для малышей обязательным является проговаривание каждого объекта. Психологи и педагоги рекомендуют для учеников начальных классов проводить тест Шульте в несколько этапов:
Последний этап является самым сложным уровнем для ребёнка, так как требует концентрации внимания при внешних помехах.
Тест для обучающихся среднего и старшего звена (с чёрно-красной таблицей)
Цветная таблица Шульте предполагает комбинацию чёрного и красного цветов, активизирующих мозговую деятельность
Психологи детально изучили воздействие таблиц Шульте на мозг человека и пришли к выводу, что тест стимулирует приток крови к лобным долям, в результате чего увеличивается объём памяти и усиливается концентрация внимания. Учитывая это, для усовершенствования методики учёные предложили сделать таблицу двуцветной: часть цифр на материале изобразить в красном цвете, а другую половину — в чёрном. Для детей среднего и старшего звена предлагается квадрат 7 х 7, а задание формулируется следующим образом:
Обработка и интерпретация результатов
Для вычисления эффективности работы (по времени, затраченному на выполнение и количеству допущенных ошибок) используется следующая формула:
ЭР (в секундах) = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5) / 5, где т1 — время работы с таблицей №1, т2 — время проработки таблицы №2 и так далее; 5 — количество рассмотренных материалов. Эффективность оценивается с учётом возраста тестируемого (чем выше балл, тем лучше результат):
Возраст | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
6 лет | От 60 до 56 | 61–70 | 71–80 | 81–90 | Больше 91 |
7 лет | От 55 до 51 | 56–65 | 66–75 | 76–85 | Больше 86 |
8 лет | От 50 до 46 | 51–60 | 61–70 | 71–80 | Больше 81 |
9 лет | От 46 до 41 | 46–55 | 56–65 | 66–75 | Больше 76 |
10 лет | От 40 до 36 | 41–50 | 51–60 | 61–70 | Больше 71 |
11 лет | От 35 до 31 | 36–45 | 46–55 | 56–65 | Больше 66 |
12 лет и старше | От 30 до 1 | 31–35 | 36–45 | 46–55 | Больше 56 |
Степень врабатываемости (насколько быстро испытуемый включается в задание) вычисляется по формуле:
Если получившийся показатель меньше единицы, то качество проявляется на хорошем уровне. Чем выше значение Вр, тем сложнее школьнику включаться в работу.
Психическую устойчивость (как долго ребёнок может концентрироваться на конкретной поисковой задаче) можно определить так:
Обратите внимание: в расчёт берётся время, затраченное на работу именно с таблицей №4. Если результат меньше 1, то это значит, что испытуемый обладает хорошей психической устойчивостью. Высокий показатель свидетельствует о плохой способности долго концентрироваться на какой-либо деятельности.
Два последних критерия оцениваются одинаково для школьников любого возраста.
Диагностика внимания с помощью методики Шульте помогает оценить степень концентрации внимания школьников, а также уровень их психической устойчивости, что позволяет скорректировать работу по развитию мышления и памяти ребёнка, а также обучить детей разного возраста приёмам скорочтения.
Таблицы Шульте
Таблицы Шульте — это очень распространенный метод диагностики внимания, его устойчивости, объёма и распределения между объектами. Также эти таблицы используют для тренировки периферического зрения. Благодаря увеличению поля зрения и умению распределять внимание дети осваивают навык быстрого чтения.
История создания таблиц Шульте
Свое название таблицы получили в честь создателя — немецкого психотерапевта Вальтера Шульте. Именно он придумал такую пробу для диагностики человеческого внимания. После публикации эта методика приобрела максимальное распространение. С помощью таблиц Шульте стали проводить не только диагностики, но и тренировки.
Что такое таблицы Шульте?
Это квадратная таблица, в которой хаотичным образом расставлены цифры. Таблица Шульте может иметь разное количество строк и столбцов: например, 3х3, 4х4, 5х5, 6х6 и т.д. Чем она больше, тем выше уровень сложности.
Изначально таблицы имели размер 5х5 и были с чёрно-белыми цифрами на белом фоне. Однако современные специалисты используют различные уровни сложности таблиц и заданий с ними.
Методика работы с таблицами Шульте
Чтобы выполнение заданий по таблицам приносило желаемый результат, нужно соблюдать несколько условий:
искать числа нужно беззвучным способом, не проговаривая их вслух, а про себя (это сложно, но возможно);
находить числа нужно последовательно — от 1 до последнего числа;
найденное число фиксировать взглядом.
Секрет выполнения этого упражнения в том, что нужно не двигать глазами по таблице, а фокусировать взгляд в её центре так, чтобы периферийным зрением видеть все ячейки. Для этого необходимо соблюдать оптимальное расстояние от глаз до таблицы, это приблизительно 30-35 см. Именно на таком расстоянии мы смотрим в книгу или монитор. Таким способом находя последовательно все объекты, вы сможете достичь максимального эффекта от работы с таблицами Шульте. Регулярные тренировки и постепенное увеличение размера таблиц помогут расширить поле зрения, а значит улучшить навык скорочтения вашего ребёнка.
Для чего нужны таблицы Шульте?
Специалисты (психологи, нейропсихологи) используют таблицы Шульте в качестве диагностики устойчивости внимания, утомляемости и работоспособности. Родители и педагоги работают с таблицами для тренировки внимания, мышления, памяти и развития у детей навыка быстрого чтения.
Таблицы Шульте: тренировка внимания, памяти и скорочтения
Немецкий психотерапевт Вальтер Шульте в середине XX века изобрел уникальный тест для тренировки внимания, усвоения большого количества информации и скорости реакции, который сразу начал использоваться для подготовки персонала практически всеми спецслужбами мира.
Содержание
Тест используют для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности. Это упражнение также способствует развитию скорочтения, потому что улучшает периферийное зрение, а еще помогает развивать память и устный счет.
Для улучшения периферического зрения, а также скорочтения, таблицу Шульте необходимо проходить смотря строго в центр таблицы и периферийным, боковым зрением находить цифры или буквы в порядке их возрастания. Чем быстрее будут найдены все цифры или буквы в порядке их возрастания, тем лучше. Во время прохождения упражнения необходимо остановить внутренний диалог, то есть ничего не проговаривать про себя.
Для тех, кто никогда не встречался с данной методикой, я дам некоторые пояснения.
Таблицы Шульте — это такие таблицы со случайно расположенными числами (реже буквами), обычно размером 5×5 элементов.
Включает шкалы: эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость.
Простейшая таблица Шульте представляет собой квадратный листок бумаги шириной с книжную страницу, условно разделенный на 25 одинаковых квадратных ячеек (5 рядов и 5 столбцов), в которые шрифтом обычного книжного размера беспорядочно вписаны числа от 1 до 25.
Таблицы используются для обследования лиц разных возрастов. Для маленьких детей можно подобрать специальные, небольшие таблицы размером 3×3, 4×3, 4×4 и 5×4 клеток. Модификацию методики предложил Ф.Д. Горбов.
Стимульный материал
Перед выполнением теста, вы должны проследить за тем, чтобы расстояние от таблицы до глаз было таким же, как и при чтении книги, то есть примерно 30—35 см. При выполнении важно избегать передвижений взгляда из центра и искать числа только периферическим зрением.
Время и периодичность тренировок нужно выбирать так, чтобы избежать переутомления. Обычно не более 10 таблиц в день. По мере развития навыка переходят к таблицам с количеством ячеек 6×6, 7×7, 8×8, соответственно увеличивая и размер квадрата.
Инструкция к таблицам Шульте
Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.
Обработка и интерпретация результатов методики «Таблицы Шульте»
При работе с таблицами Шулъте испытуемый отыскивает и показывает числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами. Основной показатель — время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Исследователь должен определить время, потраченное испытуемым для поиска 25 цифр по порядку сначала в первом, а затем во 2, 3, 4 и 5 квадратах. Он отмечает в тетради время для каждого квадрата. Затем вычисляют среднее время для одного квадрата (поиска цифр в одном квадрате) и выражают графически. Далее делает вывод о переключаемости внимания, работоспособности и упражняемости.
При обработке результатов, мы можем подсчитать следующие показатели:
Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:
ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где
Тi – время работы с i-той таблицей,
5 — количество рассмотренных материалов.
Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого (чем выше балл, тем лучше результат).
Степень врабатываемости (ВР), т.е. насколько быстро испытуемый включается в задание, вычисляется по формуле:
Вр = т1 / ЭР.
Если получившийся показатель меньше единицы, то качество проявляется на хорошем уровне. Чем выше значение Вр, тем сложнее школьнику включаться в работу.
Психическую устойчивость (как долго ребёнок может концентрироваться на конкретной поисковой задаче) можно определить так:
ПУ = т4 / ЭР.
Если результат меньше 1, то это значит, что испытуемый обладает хорошей психической устойчивостью. Высокий показатель свидетельствует о плохой способности долго концентрироваться на какой-либо деятельности.
Два последних критерия оцениваются одинаково для школьников любого возраста.
Регулярное выполнение методики позволят быстрее читать, быстрее находить нужный материал, лучше ориентироваться в тексте и также способствуют развитию памяти, потому что при нахождении нужных чисел так или иначе приходится запоминать расположение следующих или предыдущих, чтобы лучше в них ориентироваться и быстрее проходить это задание.
Бесплатно скачать бланк к методике «Таблицы Шульте»:
Метод Шульте. Тренируем внимание и концентрацию за 10 минут в день
Сразу отмечу, что по-началу будет не просто. Но если заниматься регулярно, то результат не заставит себя ждать. «Прокачку» внимания рекомендуют выполнять в комплексе с методом Патрика Келли, но если очень хочется немедленно приступить к тренировкам, то можно начать с таблиц Шульте, в процессе добавляя метод Келли. Метод Шульте можно сравнить с подготовкой спортсменов к соревнованиям: Когда у спортсмена хорошая физическая форма, но он хочет «проработать» отдельные мышцы своего тела.
«Этот интеллектуальный тренажер перевернет ваше представление обо всех аналогичных методиках, поскольку за счет особой активации внимания позволит овладеть способностью увеличивать коэффициент вашего интеллекта, в считанные секунды извлекать всю нужную информацию из глубин памяти, быстро и правильно принимать решения.»
— Антон Могучий, автор.
В результате вы сможете:
• в любой момент за считанные секунды многократно усиливать интеллектуальный потенциал, привлекая скрытые резервы своего мозга;
• активировать память и извлекать из нее всю необходимую информацию здесь и сейчас;
• быстро выбирать из миллиона возможных единственно правильное решение!
Обычно, внимание описывают при помощи следующих характеристик:
— Интенсивность внимания – способность человека на протяжении длительного времени произвольно сохранять внимание на том или ином объекте.
— Объем внимания – количество объектов, которые человек одновременно может охватить с достаточной ясностью.
— Концентрация внимания (сосредоточенность) – сознательное выделение определенного объекта и направление на него внимания.
— Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.
— Переключаемость внимания – способность внимания быстро «выключаться» из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.
— Устойчивость внимания – продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте.
— Отвлекаемость внимания – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Как работать с тренажером?
Ниже представлена таблица из определенного количества клеток, в которых в произвольном порядке расположены цифры. Задача состоит в том, чтобы, фиксируя взгляд в центральной части таблицы, боковым зрением отыскать все цифры в порядке возрастания (убывания).
Разместите таблицу перед глазами на удобном расстоянии, убедитесь, что вас ничто не отвлекает. Найдите взглядом центральный квадрат. Представьте, что в самой его середине располагается точка и зафиксируйте на ней взгляд. Не отводя взгляда с центра таблицы постарайтесь отыскать цифру 1, затем цифру 2, и так по порядку. Не забудьте включить секундомер перед выполнением упражнения. После того, как вы нашли последнюю цифру в таблице, выключите секундомер и запишите результат. Переходите к следующей таблице. Как только пройдете 4 таблицы, сделайте перерыв в 20 секунд. Пройдите оставшиеся таблицы
Как долго нужно тренироваться для получения первых результатов?
Если вы проводите две тренировки в день, первые результаты можно ощутить уже через 5 дней. После этого нужно сделать перерыв, чтобы мозг адаптировался к новому режиму работы. Далее нужно проводить 1 тренировку в 2-3 дня для поддержания работоспособности внимания.
Делитесь в комментариях вашими результатами, мне важно понимать, что моя аудитория развивается вместе со мной.
Баяны
182K постов 12K подписчика
Правила сообщества
Сообщество для постов, которые ранее были на Пикабу.
«• в любой момент за считанные секунды многократно усиливать интеллектуальный потенциал, привлекая скрытые резервы своего мозга «
Но почему тег «слабоумие и отвага», как будто эта тренировка опасна до безумия?))))
Самые популярные заблуждения о нашем мозге
Вы уверены, что все ваши убеждения на счет мозга верны? А хотите проверить? Тогда я собрал для вас 12 мифов о мозге, а также 5 способов его прокачать и сохранить молодым и острым.
Для тех, кто не хочет смотреть видео (а зря, получилось интересно), то ниже текстом.
Когда вам в последний раз кто-то, например, врач, напоминал о необходимости хорошо заботиться о своем мозге? Вероятно, никогда, если не считать совета надевать шлем во время езды на велосипеде. И все же, с точки зрения здоровья, это, пожалуй, самая важная часть вашего тела, это именно тот орган, который управляет вообще всем.
Как сказал американский нейрохирург Санджай Гупту: “Да, ваше сердце бьется, но именно ваш мозг в конечном счете заставляет его работать и фактически определяет качество вашей жизни.» Без нормально работающего мозга вы даже решения внятные принимать не сможете. А с ним будете иметь не только здоровое тело, нормальный вес, сердце там и так далее, но и чувство уверенности, более прочное финансовое положение, благодаря разумным решениям, здоровые отношения и вообще в жизни будет больше любви и счастья.
Миф № 1: Мозг остается полной загадкой
Американский биолог Э. О. Уилсон, прозванный “наследником Дарвина”, однажды написал, что “человеческий мозг является самым сложным объектом, известным во Вселенной”. Ну в целом-то да. Мы как-то часто склонны забывать, что вот этот двухкилограммовый кусок жира и белка, который мы бережно носим в нашей голове, породил каждую мысль, чувство, воспоминание, действие и опыт в истории человечества, включая те, которые мы используем для его описания. Т.е. мозг фактически осознает сам себя и может сам себя же изучать. Это, безусловно, придает этому органу какое-то мистическое качество. Однако это не делает его невозможным для познания.
На самом деле, мы сейчас знаем гораздо больше о структуре и функциях мозга, чем многие, возможно, считают. Конечно, нам еще многому предстоит научиться, но исследователи сейчас добились достаточно больших успехов в понимании мозга. Мы прекрасно знаем о связях между различными его частями и их отношении к тому, как мы думаем, двигаемся и чувствуем. Мы сейчас можем анатомически идентифицировать области мозга, ответственные за депрессию, обсессивно-компульсивное расстройство или зависимости. Также мы хорошо знаем, как лучше реабилитировать мозг после определенной травмы или инсульта. И со временем это понимание будет только глубже. Таким образом, да, правда в том, что мозг более загадочен, чем другие органы, но это давно уже не полная тайна.
Миф № 2: Пожилые люди обречены забывать все подряд
Конечно, это факт, что некоторые наши когнитивные способности с возрастом снижаются, “особенно если вы не тренируете постоянно свои маленькие серые клеточки”. Но также верно и то, что другие наши навыки с возрастом только улучшаются.
Например, с одной стороны, чем мы моложе, тем легче нам овладеть новым языком, с другой же стороны, чем мы старше, тем легче нам использовать словарный запас. Точно так же, чем вы старше, тем, вероятно, легче вам будет контролировать свои эмоции или справляться со стрессом.
Вообще строго говоря, мы не знаем, снижается ли наш IQ с возрастом, потому что тесты слишком неоднозначны, чтобы бы поставить какую-то однозначную точку в этом вопросе. Тем не менее, мы абсолютно уверены, что интеллект в целом однозначно увеличивается, особенно, если правильно на него воздействовать. В общем, во многих отношениях наш мозг, на самом деле, моложе в старости.
Миф № 4: Пожилые люди не могут научиться чему-то новому
Согласно новейшим исследованиям, нейрогенез, то есть создание новых нейронов в мозге и их интеграция в нейронные цепи, может происходить у людей даже в глубокой старости. А это, особенно в сочетании с тем фактом, что пожилые люди не обречены забывать вещи, означает, что обучение может происходить в любом возрасте, особенно когда вы занимаетесь познавательно стимулирующими видами деятельности, такими как знакомство с новыми людьми или пробуете новые хобби. Конечно, некоторые вещи, такие как изучение второго языка, например, могут занять гораздо больше времени для пожилого человека, но “дольше” не означает “невозможно” или “более низкого качества». Даже люди с Альцгеймером, как было доказано, способны узнавать что-то новое. Так что никогда не говори “никогда”.
Миф № 5: Вы должны овладеть одним языком, прежде чем изучать другой
Ни одно научное исследование никогда не показывало, что мозг детей запрограммирован на изучение только одного языка. Даже наоборот, многие исследования показали, что дети, которые изучают два языка одновременно, в значительной степени проходят ровно через то же, что и дети, которые изучают сначала первый язык, а затем второй. Не совсем, конечно, ясно, прогрессируют ли те, кто изучает одновременно несколько языков с той же скоростью, что и те, кто только один, но еще раз “дольше” не означает “невозможно” или “хуже”. Наоборот, конкретно в этом случае, это даже лучше, потому что такие дети лучше понимают общую структуру и семантику языка. Да и третий потом будет выучить гораздо легче, чем другим детям второй.
Миф № 6: Человек, который тренирует память, никогда ничего не забывает
Каким бы сложным не был наш мозг все же не стоит забывать, что это всего лишь еще один орган в нашем теле, поэтому большинство правил, применимые к другим органам, применимы и к нему. Одно из них, и возможно самое важное, “используй или потеряешь”. Т.е., например, независимо от того, насколько усердно и самоотверженно мы занимались спортом в свои 20 лет, у нас не будет никаких шансов иметь хорошее и здоровое тело в 60, если мы не будем все время поддерживать себя в форме. То же самое относится и к нашей памяти. Если мы не будем постоянно тренировать ее, то станем забывчивыми. Потому что нейроны включаются только тогда, когда для этого есть потребность. В противном случае они отключаются и разрывают цепочку.
Миф № 7: Мы используем только 10% нашего мозга
Это, пожалуй, самый распространенный миф о мозге из всех. Сейчас, конечно, многие знают, что это не так, но тем не менее, люди все еще так считают. Этот миф возник в 1920 годах из-за неправильной трактовки заявления гарвардского психолога Уильяма Джеймса, о том, что люди реализуют лишь часть своего умственного потенциала. Но есть большая разница между тем, чтобы не полностью раскрыть свой умственный потенциал и не использовать 90 % своего мозга. Правда в том, что наш мозг использует почти все свои 86 миллиардов нейронов, поэтому практически любой тип повреждения мозга является для нас опасным и способен увеличить риск развития деменции у взрослого человека. Даже банальное сотрясение. Понятно, что от одного удара головой вы не станете резко глупым, но если вы будете часто это практиковать, то вскоре почувствуете, что хуже думаете или говорите. Поэтому тем, кто занимается контактными видами спорта, такими как бокс, нужно быть аккуратнее и желательно, конечно, использовать шлем.
Миф № 8: Мужской и женский мозг и интеллект различен
Мужской и женский мозг действительно различается в некоторых аспектах, в первую очередь по размеру: в среднем у мужчин мозг на 8-13% больше, чем у женщин. Но это не означает, что мужчины умнее женщин или обладают лучшими когнитивными способностями. Так же это не означает, что мужчины биологически лучше разбираются в математике и естественных науках.
Вообще ученые только начали глубоко изучать различия между мозгом мужчин и женщин, и до сегодняшнего момента обнаружили всего несколько гендерных различий в восприятии и рассуждениях и ни одно из них не заслуживает особого внимания.
Однако они также обнаружили, что по какой-то причине в пожилом возрасте у женщин больше шансов заболеть болезнью Альцгеймера, чем у мужчин. Эта может быть связано с гормональными изменениями во время беременности, поскольку ранее было доказано, что количество беременностей является одним из факторов риска развития болезни Альцгеймера. Но даже это разница в настоящее время считается спекулятивной.
Миф № 9: Разгадывание кроссворда может сберечь от похода к врачу
В этом мифе есть доля, но только доля, правды. Например, исследование от 2019 года, проведенное Медицинской школой Университета Эксетера и Королевским колледжем Лондона, подтвердило, что чем чаще участники решали головоломки, тем лучше они выполняли задания на внимание, мышление и память.
Так что да, когда дело доходит до здоровья мозга, есть смысл разгадывать кроссворды. Однако имейте в виду, что они воздействуют только на часть нашего мозга, а именно на его способность находить нужные слова в нужном контексте. Что само по себе неплохо, потому что помимо прочего это способствует красноречию, потому что вспомните как часто мы хотим выразить какую-то мысль, а нужные слова просто не приходят нам в голову, хотя мы их точно знаем.
Это к слову, что нужно развивать активный словарный запас, потому что человек может быть очень начитанным и его пассивный словарный запас может достигать десятков тысяч слов, но он их не использует, поэтому активный будет варьироваться в отметке 3-4 тысячи. И человек будет выглядеть косноязычным. Потому что у него есть минимальный запас слов, а остальное заархивировано где-то на подкорке. И просто так в разговоре эти слова не вытащить. Поэтому нужно просто практиковать говорение. Берете генератор случайных слов и начинаете по минуте-две-три что-то рассказывать, используя это слово.
Но вернемся к нашему мифу. Если вы действительно хотите сохранить свой мозг активным в более общем смысле, то лучше сочетать головоломки с другими видами деятельности. Но об этом мы еще отдельно поговорим, а пока давайте разберемся еще с тремя мифами.
Миф № 10: У нас доминирует либо левое, либо правое полушарие мозга
Скорее всего каждому, ну хоть один человек, но говорил, что вы либо “правополушарный”, либо “левополушарный”. Вот эти все ярлыки. Что если вы технарь, то любите логику и концентрируетесь на деталях и тогда у вас доминирует левое полушарие. А если вы творческий, артистичный, чуткий, эмоциональный, то значит правое. Все просто.
Миф № 11: У человека есть только пять органов чувств
У людей есть пять основных чувств: зрение, обоняние, вкус, осязание и слух. Однако это только базовый набор. На самом деле у нас есть еще как минимум шесть других органов чувств, которые дают нам больше информации об окружающем мире. Но поскольку они менее известны, чем пять только что упомянутых, у нас на самом деле нет для них простых названий, только сложные латинские, поэтому буду описывать как есть:
1. Ощущение ориентации в пространстве, т.е. где находятся части нашего тела и что они делают.
2. Чувство равновесия, расположенное во внутреннем ухе (именно поэтому проблемы с вашим внутренним ухом могут вызвать головокружение).
4. Ощущение температуры.
5. Ощущение течения времени.
6. Ощущение внутренних потребностей, таких как голод, жажда, потребность помыться.
Миф № 12: Клетки мозга запрограммированы и любое их повреждение необратимо
И вот из всех 12 мифов этот можно выделить как самый вредный, самый опасный, и разрушительных. И основан он на идее, что мы рождаемся с конечным числом нейронов на всю жизнь, и что все они с рождения запрограммированы под определенные задачи и незаменимы. Т.е. погибнув мы навсегда ухудшим нашу способность в чем-то.
Как ученые обнаружили в ходе десятилетий исследований, хотя это и правда, что когда мы запоминаем новую информацию наш мозг в размере не увеличивается. По крайней мере после половой зрелости, но это увеличивает сложность наших нейронных сетей и при правильном подходе даже общее количество нейронов.
В любом случае, наш мозг остается пластичным на протяжении всей жизни и может перестроиться в ответ на любой наш опыт. Например, слепые люди слышат лучше других, потому что части их мозга, которые обычно обрабатывают зрение, естественным образом адаптируются к обработке звука. Точно так же, обучаясь игре на скрипке или посещая уроки танцев, мы не просто добавляем новый навык в свой репертуар, но и активно поощряем части нашего мозга перестраиваться и функционировать лучше – в данном случае те, которые отвечают за мелкую моторику.
И это, к сожалению, у нас получается намного лучше. Нам проще разрушать себя алкоголем и поощрять негативные мысли, которые все больше и больше нас засасывают и мозг прекрасно к этому адаптируется. Человек формирует, например, негативный шаблон реакции на какое-то событие, да, на успех другого человека, своего коллеги. И мозг записывает, что успех – плохо, сидим где сидели. Но это отдельная тема, если интересно, почитайте Джона Кехо «Подсознание может все».
Ну а теперь давайте рассмотрим пять столпов здорового мозга!
Таблетка № 1: Движение
Таблетка № 2: Постоянно узнавайте новое
Есть исследование, которое провели в 2014 году в Техасским университетом в Далласе, которое показало, что мозг укрепляется каждый раз, когда ему приходится изучать новый язык или игру, или когда он сталкивается с новым хобби. Т.е. да, даже игра может положительно повлиять на его ресурс. Но все это до определенного момента, пока мы не научимся и для нас это перестанет быть трудным. Т.е. когда мы двадцатый час играем в одну игру, то это едва ли уже будет что-то стимулировать. Если только это не n-back, например.
Но более того, исследование также показало, что даже выполнение чего–то обычного, но каким-то нестандартным способом, например, использование вашей недоминирующей руки для чистки зубов, может иметь ощутимый положительный эффект.
Таблетка № 3: Отдыхайте
Давно доказано, что плохой сон приводит к нарушению памяти, а хронический стресс к нарушению способности учиться и адаптироваться к новым ситуациям. И наоборот, хороший восстанавливающий сон и снижающее стресс занятие в течение дня могут обеспечить здоровый острый ум.
Что касается вашего сна, здесь все как обычно: избегайте пересыпа и старайтесь придерживаться определенного графика, там легли в 11, встали в 7. Просыпаться лучше утром и даже в выходные, потому что так вы будете держать свой организм в тонусе. Понимаю, что если не все, то многое зависит от работы и образа жизни и мы не всегда властны над своим режимом сна, но если у вас есть возможность, то лучше не разделять сильно время, когда вы встаете в будни и в выходные. Потому что если вы пять дней просыпаетесь в шесть, а два дня в 12 дня, то организм будет постоянно находится в таком своеобразном джет лаге и у него никаких шансов на адаптацию к такому режиму не будет. А вы будете чувствовать себя разбитым и в будни, и в выходные. Поэтому попробуйте уменьшить разницу хотя бы до часа.
Также будет отлично, если вы поставите на будильник какую-то спокойную мелодию, а не будете просыпаться по сигналу воздушной тревоги вскакивая и с бешеным биением сердца. Найдите что-нибудь, что будет постепенно выводить вас из сна.
Что еще у нас есть? Постарайтесь спать в полной темноте и держать спальню тихой и прохладной. Также попробуйте медитацию, волонтерство, юмор и выражение благодарности другим людям.
В общем, подводя итог, только хорошо отдохнувший мозг является здоровым мозгом.
Таблетка № 4: Питание
Несмотря на то, что связь между диетой и здоровьем мозга все еще не доказана, есть много аргументов из-за которых можно верить, что потребление определенных продуктов (например, рыбы, цельного зерна, оливкового масла первого отжима, орехов и семян, волокнистых цельных фруктов и овощей) и при одновременном ограничении в некоторых других продуктах (с высоким содержанием сахара, насыщенных жиров и трансжирных кислот) может помочь избежать ухудшения памяти и защитить мозг от болезней, а также максимизировать его производительность.
Дальше давайте посмотрим на несколько советов, которые в своей книге описал Санджай Гупта, как руководство к правильному питанию. Также похожие советы мы можем услышать от большинства диетологов.
И дело не только в том, что сахар откладывается в наших боках. Он также оказывает пагубное воздействие на ваш мозг. В США проводилось исследования, в котором выяснили, что средний американец потребляет 163 грамма рафинированного сахара, что примерно в восемь раз больше рекомендуемой нормы потребления. В России вроде всего в четыре раза больше нормы, но все равно это много.
Поэтому насколько это возможно, исключите сахар из своего рациона, особенно обработанный.
2. Пейте много воды.
Мы часто путаем голод с жаждой. Превратите фразу “пейте вместо того, чтобы есть” в личную мантру. Вы также можете выпить чай или кофе, но простая вода, безусловно, лучший вариант. *Алкоголь не считается.
3. Добавьте больше жирных кислот омега-3 из пищевых источников.
Жирная рыба, особенно лосось, скумбрия и сардины. Все это является прекрасным источником омега-3 кислот. Также есть говядина, баранина или оленина. Растительные источники омега-3 включают льняное семя, орехи, семена и масла растительного происхождения.
4. Уменьшите порции.
У японцев есть поговорка: hara hachi bu. Это означает “Перестаньте есть, когда вы наедитесь на 80 %”. И к этому стоит прислушаться, мы едим слишком много; гораздо больше, чем нам на самом деле нужно. Мы едим до момента, пока нам плохо не станет. Пробуйте заканчивать есть, когда чувствуете, что вы еще чуть-чуть голодны и «еще вот этот бутербродик я, пожалуй, съем».
5. Планируйте заранее.
Другими словами, старайтесь не попадать в ситуации, когда вы чувствуете голод и приходится спасаться фастфудом. Если вы дойдете до состояния голода, вы сметете все, что вам на глаза попадется. Печенье, будерброды, курочка из КФС, все давайте сюда. Так что планируйте свое питание заранее.
Таблетка № 5: Социализируйтесь
Наверное, не каждый с этим согласится, но большинство из нас втайне верят, что между нами и счастьем стоят деньги и то, что они приносят. В этом, конечно, есть правда, особенно, если копнуть поглубже, но также существует гораздо лучший показатель долгой и счастливой жизни, чем деньги, социальный класс, IQ или даже гены. И это – близкие отношения. Кажется, что ничто так не защищает человека от жизненных невзгод и не помогает отсрочить умственный и физический упадок, как семья и друзья.
Неоднократно было показано, что наличие активной социальной жизни может улучшить пластичность нашего мозга и помочь нам сохранить наши когнитивные способности.
Да и помимо этого, человек вообще социальное животное, поэтому иметь здоровые отношения с другими людьми это то, что делает наш счастливыми и заполняет любые пробелы в нашем существовании.
Возможно я не рассказал что-то критически нового, но уверен, что вы подчерпнули что-то, что позволит вам вести более здоровую жизнь. Двигайтесь, узнавайте новое, отдыхайте, питайтесь правильно и социализируйтесь.