Таджики и армяне что общего

Почему у стран Средней Азии хорошие отношения с Арменией, ведь они должны поддерживать Азербайджан?

На самом деле, у населенных, в основном, тюрками, стран Средней Азии есть только две причины поддерживать Азербайджан в его конфликте с Арменией: они соплеменники и они мусульмане. Обычно многим этого достаточно, чтобы определиться со своим отношением к окружающим народам и занести их в список врагов или друзей.

Но только не в этом случае. На самом деле, из всех исламских стран только Азербайджан и солидарная с ним Турция имеют плохие отношения с Арменией. Все остальные тюркские страны Средней Азии довольно неплохо относятся к армянам и охотно поддерживают с их правительством экономические и культурные связи. Даже несмотря на то, что в ходе Карабахского конфликта его стороны повели себя, прямо скажем, нехорошо.

Кстати, помимо всего прочего, у Армении вполне достойные отношения и с другими государствами (как мусульманскими, так и христианскими), которые имеют значительные тюркские меньшинства. Это Ирак, Иран, Грузия, Болгария, Румыния, Сирия. Нетрудно заметить, что их народы (как и армяне) в свое время также были частью Османской империи или Персии. Т.е., иными словами, все они братья по несчастью.

А что касается Средней Азии, то у нее с Кавказом даже есть некоторые исторические сходства. Туркестан также имеет длинную и гордую историю сопротивления оккупации государствами-захватчиками. Он тоже тысячи лет находился под иранским влиянием (хотя все, кроме таджиков тут не являются иранцами) и тоже стал частью Российской империи, несмотря на то, что местные жители – совсем не славяне.

Последний факт, кстати, дает еще один плюс в пользу Армении. У народов Востока и Кавказа есть долгая общая история взаимного сосуществования в рамках России и СССР. И всегда отношения были благополучными.

Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.

К примеру, когда Ташкент был в руинах из-за землетрясения в 1966-о года, многие жители Армянской ССР приехали сюда и предложили свою помощь. Они занимались ликвидацией последствий разрушения центральной части города и внесли большой вклад в его реконструкцию.

Есть и еще один момент, о котором не принято говорить. Несмотря на то, что армяне живут во всех странах среднеазиатского региона, это касается только узбеков. Когда в Таджикистане началась гражданская война, за кампанию досталось всем «не титульным» нациям этой бывшей союзной республики. Несмотря на то, что власть делили таджики.

И когда Узбекистан решил вмешаться и помог наладить оборону против местной исламской оппозиции, здешние армяне воевали плечом к плечу вместе с узбеками, потому что против них устраивали погромы. А узбеки всегда были терпимы.

Кроме того, в советское время Армянская ССР относилась к числу достаточно развитых союзных республик и часто принимала гостей с Востока. В основном, в качестве студентов. Каждый человек мог лично убедиться, что армянский народ очень добрый и щедрый. Кавказское гостеприимство ничуть не уступает среднеазиатскому гостеприимству.

Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.

Именно поэтому ни у одного государства в Средней Азии нет причин плохо думать об армянах. Их правительства со времен получения независимости традиционно поддерживают хорошие отношения.

Источник

Таджики и армяне

Арен Вардапетян

Предвыборные трансформации еще впереди

Кавказский фронт в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. и граф М.Т. Лорис-Меликов

Таджики и армяне

Жак Дувалян: жизнь, как роман

От боеспособной армии – к современной

Русский сын армянского народа

Суматоха на конкурсе грузинских красавиц

Для кого настал «ледниковый период»?

Серж Саркисян приехал в Москву с первым официальным визитом

Самолет прилетел в Душанбе за полночь, и началась обычная эсэнговская сутолока на паспортном контроле. На одной из кабин было написано «Для иностранных граждан».

— Уважаемый, люди по пять лет не были на Родине. Они, считай, иностранцы.

Я отошел к дальней кабине – людей там было меньше. Один, явно местного вида, прошел без очереди.

— Ты что? Уважать не будут! – возмутился местный армянин, который взялся меня сопровождать. И сбил цену вдвое. Правда, на таджикском.

На армянскую общину меня вывели мои новые знакомые – таджики. Председатель армянской общины Тельман Гургенович Восканян – бывший боксер и тренер по боксу – мечтал попасть в нахимовское училище в Севастополе. Мечта не осуществилась, и он, окончив спортивный вуз в Ереване, попал по распределению в Таджикистан. Сначала хотел отработать отведенное распределением время и уехать обратно, но начались успехи – питомцы Восканяна стали брать на соревнованиях призовые места. Бросать начатое не хотелось, и он пустил в Таджикистане корни.

Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.Тем не менее, тогда, от греха подальше, Душанбинский горком партии решил эвакуировать наиболее беззащитных, и около 500 армян самолетами покинули Душанбе. Ночью, когда уже действовал комендантский час. Некоторые осели в Армении, некоторые поехали искать счастья дальше, в основном – в Россию. Восканян до сих пор мучается вопросом – правильно ли было эвакуировать армян? Сейчас кажется, что нет. Страха погромов не было, Но тогда, когда ни у кого не было четкого представления о том, куда вывезет кривая, казалось, что эвакуировать людей – правильно.

Может, именно хорошее отношение местного населения к армянам препятствует сплочению общины. Общих, национальных интересов выживания тут нет. Но с возрастом все более явным становится желание не утерять свою национальную самоидентификацию – две культуры в себе лучше, чем одна. Дети от смешанных браков, как и везде, подвержены полной ассимиляции и о второй генетической составляющей постепенно забывают. Для тех же, кто не хочет в браке выходить за пределы национального уклада, он становится проблемой.

Увы, мои холостые знакомые больше озабочены карьерой, чем созданием семьи. Да и вообще, как создать семью человеку, уже переросшему круг юношеского общения? Когда время на неслужебную жизнь надо выкраивать, а на работе нет никого подходящего? Романтические киноистории не в счет. Молодежь реагирует на родительский выбор с предубеждением, помню, как племянник долго хохотал над моей инициативой познакомить его с хорошей девушкой. Службы знакомств нет. Привыкшим к определенному быту армянам и в Армении не так легко сделать выбор, здесь – подавно. Есть надежда, что основные диаспоральные проблемы – самоидентификация и взаимопомощь – будут решаться здесь более системно. В том числе и с привлечением занятой молодежи к проблемам общины. Они не забывают свою Родину, хотят приобщиться к ее проблемам. Но и Родина не должна забывать о них. Пакет обучающих программ, постоянное общение с Родиной – это все просто необходимо организовать в Армении. На сегодня даже просто инвентаризация диаспор является проблемой. Тех, которые активны и сами дают о себе знать – мы знаем. Те, кто по тем или иным причинам не активны и не в состоянии влиять на жизнь в Армении – неизвестны. Но от этого не перестают быть нашими соотечественниками.

Американцы, по слухам, собираются завести себе диаспору в Японии. Не исключено, что за неимением американцев она будет представлена японцами. В любом случае диаспора – это национальное богатство. Именно способность диаспор интегрироваться в другую жизнь показывает гибкость и креатив национального характера. Получилось так, что мы в последнее время пользовались возможностями своих диаспор. Теперь пора и Родине показать, что она не забывает своих детей. В особенности тех, которые помнят и любят ее.

Источник

Таджики и армяне что общего

Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.

Армянские источники о таджиках (к вопросу об этногенезе).
Агатангелос » История Армении»
Он [Хосрав] собрал огромное войско, составил полки и созвал ту же и даже большую, чем прежде, армию. И стал совершать набеги в сторону Асорестана, тем более, что и войска тачиков помогали и, разоряя всю страну, каждый, [овеянный] славой храбрости, возвращался к себе. Так в течение одиннадцати лет, постоянно разоряя, они опустошали все те пределы страны, которая находилась под господством и под властью персов. стр. 15

Немало битв он (Трдат) провел в краях Тачикских, там, за Евфратом, где однажды вышел с поля битвы с тяжело раненным конем. При оружии, взвалив себе на спину коня, он вплавь пересек реку Евфрат. И вот, будучи столь могуч и крепок, он по воле Божьей был побежден какой-то девой. стр. 55

Сердце мое с ней (Рипсимэ), и я ее никогда не забуду, пока я, царь Трдат, жив. Я хорошо знаю страны греков и римлян и наш парфянский край, ибо это наша исконная родина, а также Асорестан, Тачкастан и Атрпатакан. Стр. 55

МОВСЕС ХОРЕНАЦИ «Истории Армении»2

«История императора Иракла» Сочинение епископа Себеоса, писателя VII века 7

Тогда Аршак воцарил Аршака Младшего, сына своего, над Армениею, в городе Мцбине; подчинил ему Аруастан на пределах Таджиков и Сирии и Кападокию при Киликии, до берегов великого западного моря; к северу до великой горы Кавказа, который простирается на восток, и идет по границе укрепленной страны Маров, достигает до горы Зараспа, и проходит по стране Нор-Ширак..стр11

Так как Хозрой при воцарении своем был еще отроком, то дяди его Вндо и Встам взяли его с собой, перешли великую реку Дглат по мосту, и перерезали канаты мостов. Прибыл Вахрам (в Ктезифон), завладел всем домом, сокровищами и женами царскими, и сел на престол царский. Он приказал связать деревянные плоты, и перешел реку, чтобы схватить Хозроя; но тот от страха не мог остаться на месте. Они пустились в бегство, и на пути рассуждали, что лучше: идти к царю Таджиков или к государю греческому. Наконец почли за лучшее положиться на греческого царя, «ибо, говорили они, хотя существует между нами вражда, но все же они христиане и милостивы, и поклявшись раз, не изменяют клятве». Пройдя на запад по прямому пути, они достигли города Халаба, где и остановились.стр25

Открыв ворота города, они вышли к нему на встречу. Тогда он приказал им удалиться и успокоиться в своих жилищах. Они ушли и направили путь свой по пустыни в Тачкастан к сынам Исмаиля, и звали их к себе на помощь, доказывая им из св. писания свою единоплеменность. Хотя те верили в близкое родство их, но не могли убедить всей толпы потому, что богослужения их разнились друг от друга. (стр102)

Все это мы слышали от мужей, уведенных в плен Таджиками. Они, как очевидцы, сами рассказали нам все это.стр.106

Таджики между тем устремились на Греков, воевавших с крепостью Нахчавана, поразили их; одних истребили мечом, а других обратили в бегство. Бегством спасся Мавриан и бросился в Иверию. Войско исмаильское воротилось от преследования, осадило город Карин и билось с ним.стр. 131

Католикос Нерсес поехал с императором, как я выше упомянул, и отправился с ним в Константинополь. Его приняли там с почестью, дали ему имущество и отпустили на родину. На возвратном пути, он остановился в стране тайской и жил там до смерти (Теодороса) главы Рштуниев и до прекращения набегов Таджиков. По прошествии шестилетних гонений, католикос воротился на свое место, утвердился на престоле своем и спешил привести к окончанию построение церкви, которую он основал на площади города Вагаршапата.стр. 131

ГЕВОНД ИСТОРИЯ ХАЛИФОВ8

Когда до Армян дошло известие, что хищники погнались за ними, то они перешли Аракс, и расположились лагерем в селе Варданакерте; а войско иноплеменников поспешно шло за ними. Тогда отряд армянский вступил в переговоры с Таджиками: «Из-за чего, говорили они, вы преследуете нас? Чем мы провинились перед вами? Страна наша перед вами; вам уступаем свои жилища, виноградники, леса, огороды, и поля наши; для чего же вы хотите иметь и нас самих? Позвольте нам пройти за пределы наши.стр. 15.

И военачальник Махмет, во второй раз шедший на Армению с сильным войском на 18-м году Халифа Абдельмелика, в продолжение трех лет оставался спокойным; он не помнил зла, причиненного войску Таджиков в местечке Варданакерте, и твердо хранил клятву, им данную, но тайно наблюдал за нахарарами армянскими. После такого правления скончался Абдельмелик.стр. 18

Но войска Таджиков, вышедшие из Двина, делали набеги на близлежащие области и производили грабежи и кровопролития; как то: в селах Птгунк, Талин, Когб и во многих других местах, и повсюду усыпали землю трупами, побитыми их мечами.стр. 64.

АРИСТАКЭС ЛАСТИВЕРЦИ ПОВЕСТВОВАНИЕ ВАРДАПЕТА АРИСТАКЭСА ЛАСТИВЕРЦИ, О БЕДСТВИЯХ, ПРИНЕСЕННЫХ НАМ ИНОРОДНЫМИ ПЛЕМЕНАМИ9

КОНЕЦ ЦАРСТВОВАНИЯ МОНОМАХА

Так-то он прожил жизнь и скончался. Правил же он 13 лет и к чему-либо достойному доброй памяти причастным не оказался. А дочь императора Константина Феодора вступила во владение империей, словно то была ее собственная наследственная вотчина, так что никто не осмелился выступить против нее. Султан тачиков отправил к ней послов и составил грамоту следующего содержания: «Либо верни мне города и гавары, отторгнутые от тачиков твоими предками, либо ежедневно уплачивай по тысяче дахеканов». Она же послала ему белых коней и мулов, множество драгоценностей и порфировые одеяния 65. Султан, казалось, принял дары [с удовлетворением], но того, кто их доставил, удержал при себе и с ним же направился в Вавилонию. То был 504 год нашего счисления (8 марта 1055-7 марта 1056 г.).стр.89.

2. Мовсес Хоренаци, «История Армении». Пер. с древнеарм. языка, примечания Г. Саркисяна; Ред. С. Аревшатян.- Ер.: Айастан, 1990. Моисей Хоренаци родился ок. 410 и умер в 490 гг., крупнейший армянский средневековый историк.

5. Император Кар был убит в 283 г. близ столицы Ирака Ктесифона.

7. История императора Иракла. Сочинение епископа Себеоса, писателя VII века. Санкт-Петербург. 1862.

8. История халифов вардапета Гевонда, писателя VIII века. СПб. 1862. Гевон- армянский историк VIII века, автор «Истории Халифов»,

9. Аристакес Ластиверци. Повествование вардапета Аристакэса Ластиверци. М. 1968 Аристакес Ластивертци, крупнейший армянский историк XI века

Выдержки из книг подготовлено Бобомуллоевым С.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Россия

Таджики, армяне и «Наша Раша»

Волей судьбы, вот уже второй год, как я живу и работаю в городе Ростове-на-Дону Российской Федерации. Город красивый и зеленый, мне очень напоминает мой родной город Душанбе.

И люди такие же доброжелательные, как у нас, терпимые к приезжим. Я раньше несколько лет жил и в Москве. Ростовчане сильно отличаются от москвичей с их любимой фразой: «Понаехали тут!».

В Ростове-на-Дону дружно проживают люди разных национальностей. Особенно много армян-местных и приезжих.

Я работаю в коллективе, где большинство составляют армяне. Мы дружим, проявляем взаимный интерес к языку, культуре и истории наших народов. Мы обнаруживаем, что очень много схожих слов в армянском и таджикском (фарси) языках.

Я люблю армянские песни, особенно народные песни в исполнении Гургена Дабагяна. Часто и сам спою его песню «Хайреники джуре» (Вода моих родных мест). Говорят, неплохо у меня получается. А мой друг Ованес отлично поет таджикскую песню «Назира».

Оба народа оказались на грани исчезновения. И только благодаря победе Октябрьской Революции, армяне и таджики выжили, нашли возможность создавать свои национальные государства, сохранить язык, культуру и обычаи».

В начале нашей эпохи и армяне и таджики входили в состав древнеперсидской империи.

Я рассказываю им о том, что наши народы имеют давние взаимоотношения. Эти связи отражены, в частности, в распространенной легенде о любви, несчастной любви простого бедного иранского парня по имени Фарход к армянской царице – Ширин. В таджикско-персидской литературе эта история любви стала сюжетом знаменитых поэм поэтов-классиков.

Мои друзья рассказывают, что во времена царя Тиграна Великого, территория Армении простиралась «от моря до моря», т.е. от Каспийского и до Черного и Средиземного.

Таджикское государство Саманидов (9-10 век) также включало в себя нынешние территории Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Казахстана, Туркмении, Афганистана, восточной части Ирана.

В лице Аллы Сулеймановны я полюбил древний армянский народ, много читал про них. Я читал в переводе на таджикский произведения Ованеса Туманяна, особенно люблю и помню до сих пор рассказ про Гикора. Читал Сильву Капутикян, Серо Хонзодян. Знаю про Месропе Маштоц, создателя армянского алфавита.

Однажды один из моих друзей спрашивает у меня, что значит слово «жельдерме». Я удивился и ответил, что нет у нас такого слова. Оказалось, он услышал это слово, посмотрев телепередачу «Наша Раша». Заметив, что у меня испортилось настроение, друзья утешают меня, советуют не обращать внимание на грубые и глупые дешевые шутки «Нашей Раши» в отношении моего народа. Они признают, что им стыдно за их соотечественника Михаила Галустяна.

Мне непонятна логика, согласно которой именно таджики стали посмешищем. Ведь, по признанию самого Мартиросяна, прототипом Равшана и Джумшуда являются двое рабочих из Армении. Ведь везде, у каждого народа, есть и умственно развитые люди, и простаки. Я понимаю, что как минимум нужно иметь совесть не оскорблять свой собственный народ. Или Мартиросян не решился назвать нелепых гастарбайтеров армянами, иначе армяне не простили бы ему этого. Но почему решил назвать их именно таджиками? Ведь по уровню интеллекта таджики – не ниже других народов Средней Азии.

Возможно, «юмористы Нашей Раши» решили идти по пути с наименьшим сопротивлением. Мол, таджики сильно зависимы от России, так что вряд ли осмелятся выразить возмущение.

А может, дело тут гораздо сложнее? Мне кажется, «Нашу Рашу» вдохновляют и финансируют определенные круги, которые не заинтересованы видеть благополучный и независимый Таджикистан?

Два года назад руководство Таджикистана выразило протест по поводу телепередачи «Наша Раша», оскорбляющей таджиков. Однако «юмористы» начали отмазываться, мол, «мы не имели в виду именно таджиков».
Что-то сами себе противоречат эти «юмористы». А не лучше было бы признать свои ошибки и извиниться перед таджикским народом?

Имена героев передачи – исконно таджикские (персидские). «Равшан»- означает «свет, светлый». «Джамшед» (а не Джумшут! Не могут правильно произносить даже имя человека!) – имя древнеперсидского царя, приносившего цивилизацию. Он считается основателем весеннего праздника «Навруз». Кстати, 23 февраля 2010 года ООН, по предложению Таджикистана, Афганистана, Ирана, Турции, Азербайджана, Казахстана, Киргизии и Туркмении, объявила Навруз международным праздником.

В одной серии Равшан и Джумшут готовят плов. В качестве казана используют спутниковую антенну. Затем обратно устанавливают антенну и телевизор начинает ловить одни таджикские каналы. Четко слышны голоса дикторов таджикского телевидения и радио, таджикская речь.

В фильме «Яйца судьбы» Равшан и Джумшуд со словами: «Начальник говорил, что наши документы всегда должны находиться у него», вместе со скелетом захоронят таджикские паспорта.

Мало того, они также оскорбляют религиозные чувства таджиков (сцены, где Равшан и Джумшуд умываются в унитазе, готовят пищу так же в унитазе). Для мусульман существуют понятия «харам» (нечистое, запретное, табу) и «халал» (чистое, не запретное). И мусульманин ни в коем случае не нарушает строгие запреты шариата. Не ест в нечистом месте и из нечистой посуды.

Также непозволительным оскорблением я считаю то, что таджики, в лице Равшана, называются потомками Чингисхана (фильм «Яйца судьбы»). Знали бы историю таджикского народа, не стали бы утверждать подобную чушь! Ведь известно, что таджики – единственный коренной народ Средней Азии, у которых нет монгольских корней.

«Юмористы» так запутались в своих оскорбительных фантазиях, что уже не считаются с достоверностью исторических фактов.

Вообще, нашумевший фильм «Яйца судьбы», по признанию моих друзей, вызвал у всех чувство разочарования. Много шума из ничего.

Я не понимаю: это разве нормально, когда создается стереотип армян, жаждущих наживы, и таджиков, нелепых и глупых наемных рабочих? Почему большинство людей относятся к этому спокойно?

Я призываю всех таджиков – независимо от места от того, где, в какой стране они родились и проживают, каких взглядов придерживаются, общественного положения и т.д., объединиться и повысить голос протеста против националистов «Нашей Рашей».

Я верю в торжество российского правосудия. Я верю, что Роскомнадзор и Генпрокуратура Российской Федерации дадут справедливую оценку передаче «Наша Раша», нарушающей грань действующего законодательства России (ст. 21, ч.1 и ст. 29, ч.2 Конституции РФ; ст. ст. 129, 130, 280, 282 УК РФ).

Я надеюсь, что справедливость восторжествует и «юмористы», возбуждающие межнациональную рознь, понесут наказание, а передача «Наша Раша» будет закрыта.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Кто такие таджики

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале живут 5125 человек таджикской национальности (0, 1 процента), в 1989 году было 870 (0,02 процента)

При подготовке очерка о таджиках Южного Урала я все дальше дистанцировался от образов Равшана и Джамшута, прочно закрепившихся в российском массовом сознании. Меня поразило, как сильно отличается широко распространенное вульгарное представление о наших сегодняшних героях от их истинного культурного лица.

Персидские корни

Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.

Таджики – иранский народ, говорящий на различных диалектах персо-таджикского континуума и населяющий регионы к востоку и северо-востоку от современного Ирана, расположенные в Афганистане, Таджикистане, Узбекистане и Пакистане. Традиционные земли таджиков охватывают Ферганскую долину, Чач (область в долине реки Чирчик), долину реки Зеравшан, бассейн верховий Амударьи (Пянджа), Муграба и Кабула, а также бассейны Гильменда и Аргандаба. В Афганистане к таджикам также относят персоязычное население бассейнов Герируда и озера Хамун. Для Афганистана характерны другие варианты названия этой группы населения: фарсиваны (персоязычные), дехкане (оседлые земледельцы). Общая численность таджиков, по неофициальным оценкам, около 22 миллионов человек.

Этноним таджик связан со среднеперсидским tāzīg – «араб», от названия ближайшего к Ирану древнего арабского племени. Или с соответствующим согдийским словом tāžīk – так на востоке иранского мира называли вторгшиеся VIII веке под знаменем джихада арабские армии. В исламском завоевании Средней Азии массово участвовали и персоязычные новообращённые мусульмане из Фарса, Загроса и Хорасана. Персидский язык, родственный распространённым там согдийскому и бактрийскому, оказался не только языком господствующего слоя персоязычных завоевателей, но и языком исламской проповеди. Он стал вытеснять местные наречия, положив начало персоязычной мусульманской общности современных таджиков.

Качественно новый этап развития этноса наступил в конце XIX века, после включения таджикских областей в состав Российской империи. С 1920-х началась советизация культуры, сопровождавшаяся широким распространением грамотности на русском и таджикском (графика – на основе русского алфавита) языках. Официальное закрепление широко употреблявшегося термина «таджик» в качестве национальности произошло именно в XX веке, при проведении советской властью национального размежевания. В 1924 году была образована Таджикская АССР со столицей в Душанбе в составе Узбекской ССР. В 1929 году Таджикистан был выделен в отдельную советскую республику – предшественницу современного независимого Таджикистана.

Современные таджики считают себя носителями и хранителями многотысячелетней традиции, связанной с культурой всего персоязычного ареала. Республика подчеркивает свою преемственность с раннесредневековыми государственными образованиями, прежде всего – с державой Саманидов со столицей в Бухаре (874-1005 года нашей эры). Считается, что в этот период сложился таджикский этнос. Кульминацией культурного развития народа стало время правления Исмоили Сомони. Этот период называют Золотым веком таджикской цивилизации. При дворе были собраны лучшие ученые, писатели, философы, поэты, астрономы, живописцы, алхимики. Двери дворца были открыты для гостей, привозящих новости о мировой культуре. В 1999 году в Таджикистане торжественно отмечалось 1100-летие Саманидского государства. Именем Исмоили Сомони названы высочайший пик (бывший пик Коммунизма, 7495 метра) и главная площадь Душанбе. В столице республики установлен памятник этому великому таджику.

Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.
Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.

Таджики – очень красивая нация. У них тёмные волосы и глаза, кожа – от средней по смуглости до светлой. Светлые волосы и глаза встречаются у горных таджиков Бадахшана. Часть народа, живущая в Центральной Азии, имеет примесь этнических черт тюрков, в отдалённых горных областях таджики лучше сохранили черты восточных иранцев дотюркского и домонгольского периодов. Начиная со времён арабского завоевания, основной религией таджикского населения Средней Азии является ислам сунитского толка. В Таджикистане, других странах Средней Азии и Афганистане с Пакистаном – две различные формы литературного языка таджиков: таджикский и дари. Главные блюда – плов и курутоб. Главные музыкальные инструменты – тор (деревянный щипковый, пять струн) и дутор (две струны).

Нация умельцев

Среди таджиков немало талантливых народных умельцев, ремесленников. В течение веков они создавали ткани, посуду, музыкальные инструменты, ковры, предметы мебели, ювелирные украшения и многое другое. И все из натурального экологически чистого сырья. Есть династии народных мастеров, которые передают древнее искусство из поколения в поколение. Древнейший вид народного промысла – ткачество. Самыми распространенными видами таджикских тканей являются: зандона (в эпоху Саманидов экспортировалась в разные страны‚ имела гладкокрашенную и узорчатую форму‚ иногда орнаментировалась способом узловой перевязки‚ легшим в основу абровой, облакоподобной, орнаментации); алоча (разноцветная полосатая материя из шелка и хлопка, ее поверхность переливается и мерцает); бекасам (многоцветная полушелковая материя, орнамент – полосатый, узорчатый); парча (шелковая материя‚ известная во всем мире); карбос (хлопчатобумажная материя‚ самый распространенный вид ткани в Средней Азии); шохи-камус (шелковая ткань‚ очень плотная, с богатым рисунком, используется для шитья парадных платьев и головных платков); чит (хлопчатобумажная, орнаментированная материя‚ одна из самых распространенных тканей среди населения Средней Азии); зардузи – золотое шитье (используется два вида ниток – золотистые и белые, применяется в отделке бархата); заминдузи (разноцветная орнаментация, нанесенная по площади всего материала); гулдузи (орнамент создается на основе рисунка‚ нанесенного на материал, этим способом вышиваются халаты‚ чапаны, туфли для невесты‚ боскат‚ тюбетейки‚ украшения для лошадей, чаще всего используется в современном золотом шитье); абрбанды (набойка или набивка, наносится способом печатания рисунков на готовый материал).

Редкое тканое изделие у таджиков лишено национальной художественной вышивки. Среднеазиатские женщины занимались ею с незапамятных времен, в XIX столетии вышивка стала там одним из самых развитых, популярных и процветающих видов народного искусства. Сюзане – большое прямоугольное вышитое панно на стене, главное и неизменное украшение таджикского дома, по красоте не уступающее ковру. Его вышивают на бархате‚ шелке‚ хлопчатобумажных тканях. Тесьма – декоративная вышивка горных таджиков, украшающая некоторые предметы. Ее орнамент по своему композиционному строю носит каймовый‚ ленточный характер. Румол – поясные хлопчатобумажные платки мужчин, украшенные вышивкой разного цвета, швом басма или двухсторонней гладью. Преобладают узоры растительного характера‚ напоминающие арабский шрифт. Вышивкой также украшают: борпуш (покрывало)‚ джойнамоз (коврик для чтения молитвы)‚ карс (платок)‚ руиджо (покрывало)‚ зардевор (для украшения стен дома)‚ оинахалта (для зеркал‚ личных вещей).

*Токи*–*каллапуш* (тюбетейка) – традиционная часть национального таджикского костюма. Особенно популярные «чусти» – мужские черно-белые тюбетейки: обычный узор – бодом (миндаль) или каламфур (стручковый перец) вышивают на белом шелке.

Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.

Таджики в совершенстве владеют искусством декоративной резьбы. Ею украшены памятники архитектуры, предметы быта, музыкальные инструменты, посуда, двери, рамы, сувениры. Различают резьбу по дереву (посуда, мебель), камню и ганчу (архитектурные памятники, дома, отделка помещений). Ранее в подобной резьбе широко использовались изображения людей и животных. С распространением ислама они постепенно исчезают, их место занимает большое количество арабских надписей.

Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.

Знаменитости

В конце I – в первом веке II тысячелетия нашей эры стали знаменитыми многие самородки. Это врач Абу Али ибни Сино (он же Ибн Сина, Авиценна). Весь мир знает основоположника таджикско-персидской литературы Абу Абдуллаха Рудаки (IX век), Абдулкасима Фирдоуси – автора Шахнаме (X век), Саади, Хафиза, Омар Хайяма. Лоик Шерали – таджикский поэт, иранист, одна из основных фигур таджикско-персидской литературы. Много сделал для формирования современного литературного языка известный писатель Садриддину Айни (1878–1954). Классиками литературы считаются поэты Абулькасим Лахути (1887–1957) и МирзоТурсун-заде (1911–1977).

Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.

Эмомали Рахмон в Челябинске.

Таджики на Южном Урале

По переписи 1989 года, в области 870 таджиков. Кто они, как попали сюда? В Таджикском национально-культурном центре «Сомониен» отвечают на этот вопрос примерно – приехали по распределению, по комсомольской путевке, остались после службы в армии. Историки, в силу незначительности присутствия, тоже ничего определенного сказать не могут. Зато после распада СССР есть, что изучать самым разным специалистам – официально число таджиков в области увеличилось в 5,9 раза. На Южном Урале находится от 25 до 30 тысяч человек. Из них постоянно живущих около восьми тысяч, это больше, чем по переписи 2002 года, но официальные данные «переклички» 2010-го еще не готовы.

Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.

Таджикские студенты 80-х годов.

Наши герои живут во всех городах и районах области. Я познакомился с ними, когда бригада молодых таджиков штукатурила соседний с редакцией дом. Проходя мимо, поразился, как лихо они взбираются по хрупким строительным лесам и работают без всякой страховки. Заговорил со стоящим внизу. Тот что-то крикнул начальнику – парню, стоящему наверху (я улыбнулся, услышав знакомые интонации Равшана – Миши Галустьяна). Спустившись вниз с ловкостью Тарзана, начальник (бригадир) согласился ответить на вопросы, но попросил никого не фотографировать и не называть его фамилии. Оказалось, что большинство ребят из бригады с детства живут в России, родители купили квартиры, все получили гражданство. Штукатурному ремеслу их обучили русские мастера. Заказами обеспечивает российская фирма, зарплату выдают без задержек (20-25 тысяч рублей). Все время, пока таджикские парни работали на объекте, они вежливо здоровались и махали мне рукой с верхотуры.

Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.

Мы также привыкли видеть таджиков торговцами, дворниками и водителями маршруток, но их много и в других сферах деятельности. В Челябинской академии культуры и искусства работает профессор Бозорали Сафаров. В столице Южного Урала живут талантливые дзюдоисты: победитель первенства Европы среди молодежи Зафар Махмадов и победитель первенства России Шерали Лоиков. На ведущих позициях в УрФО находятся молодые дзюдоисты Шерали и Хайридин Махмадовы. Многим известны хирург Эмомали Раджабов, стоматологи Муслихидин и Марифат Пировы (брат и сестра) и другие врачи – хирурги, терапевты. Есть среди наших героев преподаватели вузов. Более 300 молодых таджиков – студенты ЮУрГУ, ЧелГУ, медакадемии, они учатся почти во всех техникумах. Дети ходят в школы. С русскими и с другими отношения хорошие. Недоразумения возникали только первое время. Как говорят таджики, у живших в одной большой стране очень много общего, а уральцы вообще очень добрый народ. Единственный минус – в нашем крае южанам не хватает энергии солнца и зелени, в таджикских деревнях воздух буквально пропитан ароматами базилика и прочих пряных растений.

Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.

Раимкуль Малахбеков с Владимиром Путиным.

Футболист и папа
Председатель центра «Сомониен» Исломудин Раджабов приехал в редакцию с сыном.
Как тебя зовут? – спросил я улыбчивого мальчугана с модной прической (спереди и сбоку волосы короткие, а сзади – длинные), которому на вид лет шесть. Он ответил.

Как? – переспросил я.
— Хус-ра-ви! – По слогам проговорил паренек и улыбнулся. Я понял, что ему не привыкать так представляться русским людям. Он не обижается, когда понимают не с первого раза.

Хусрави уже в России родился? – спрашиваю Исломудина Асоевича.
— Да. А вообще у меня пять детей!

Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.

Трехлетний Хусрави Раджабов.

Сам Исломудин Раджабов родился в 1965-м. Служил в армии в Куйбышевской области, в железнодорожных войсках. Строил мосты, побывал в десятках городов. Затем окончил Таджикский аграрный университет, стал агрономом. Работал в комитете комсомола, главным агрономом хозяйства, директором совхоза Чорсода-1 в Комсомолабадском районе (республиканского подчинения). В хозяйстве выращивали овец, кур, крупный рогатый скот, а также поливной картофель (собирали 450 центнеров с гектара!), яблоки, груши, персики, абрикосы – земля в Таджикистане хорошая.

Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.

Шестилетний Хусрави Раджабов.

О Челябинске Исломудин слышал с детства, знал, что в годы войны в городе делали танки. После того, как мирную жизнь Таджикистана нарушила гражданская война, стал устанавливать деловые отношения с Южным Уралом. Впервые появился в наших краях в 1995 году. Вагонами поставлял овощи и фрукты, жил то здесь, то там. В 2000-м возникли таможенные сложности, перевез семью. В 2002-м купил квартиру. Занимается предпринимательством на Доваторском рынке, его компания реализует товары из Таджикистана. На этом месте вообще много таджиков. Они установили хорошие отношения с покупателями со всей округи. Рынок хотели закрыть, но передумали, это стало бы для диаспоры ощутимым ударом.

Самая старшая из детей Раджабовых – 20-летняя дочь, она окончила школу на пятерки и вышла замуж за московского таджика, он тоже занимается торговлей. Старший сын учится в автотранспортном колледже. Остальные – школьники.

Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.

Председатель областного таджикского культурного центра Самониен Исломудин Раджабов.

На следующую встречу в редакцию Исломудин Асоевич приводит еще одного сына. Шахрому 11 лет, он тоже футболист. С Хусрави здороваемся за руку как старые друзья. Он сразу сообщает футбольные новости о «Барселоне». Гости принесли с собой торт, который мы тут же разрезаем…

Национально-культурный центр

Таджикский национально-культурный центр «Самониен» назван в честь Исмоили Сомони. Он создан в октябре 2002 года. С 2005-го председателем регионального совета организации работает Исломудин Раджабов. В Челябинске его знает каждый таджик. «Если меня не будут уважать даже 10 процентов из диаспоры, я не буду председателем, – говорит Исломудин Асоевич. – Я каждый день получаю по 100 и больше звонков. Многим достаточно сказать два слова, чтобы им было понятно, как поступать. В любой день могу оказаться в любом месте». Я был приятно удивлен, когда узнал, что Раджабов делает все это бесплатно. Он тратит на акции «Самониена» много своих денег. Помимо этого, Исломудин Асоевич – член Общественного совета при посольстве Республики Таджикистан, член Общественного совета при главе администрации Челябинска.

Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.

Таджикский народный ансамбль.

— Вдалеке от родины сложно соблюдать национальные традиции и обычаи, но мы стараемся, – говорит председатель. – Стараемся, чтобы дети не забывали национальный язык, культуру. Для этого постоянно приглашаем в Челябинск знаменитых артистов из Таджикистана, это очень хорошая культурная и языковая поддержка нашей молодежи. Национальная культура особенно ценна на расстоянии, когда ощущается ее определенный недостаток. Тем не менее, даже здесь, вдали от родной страны, наша многочисленная диаспора старается соблюдать все национальные обряды, отмечать главные культурные праздники.

Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.

Таджикская музыкальная семья.

Центр ежегодно организует и проводит десятки мероприятий. Среди челябинцев разных национальностей уже стал популярным ежегодный национальный праздник «Навруз» (это персо-таджикское слово переводится очень просто: нав – новый, руз – день). Он впервые прошел по инициативе Исломудина Раджабова 5 апреля 2008 года в легкоатлетическом манеже. Собралось около 10 тысяч человек, представители более 50 народов и национальностей. На праздник был приглашен известный таджикский певец Фахридини Малик. Было приготовлено 1000 лепешек, 10 котлов плова, на который ушло 500 килограмм мяса.

Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.

Семья за праздничным столом.

— Кроме того, мы всегда отмечаем праздник красного тюльпана, который символизирует наступление лета, тепла, цветения, – продолжает Исломудин Раджабов. – Участвуем в Днях дружбы народов. В сентябре празднуем День независимости Республики Таджикистан. Для нас особенно ценно участие в Дне защиты детей, содействие администрации Челябинска в проведении государственных праздников (Дня Победы, Дня Военно-морского флота и других). Мы всегда представлены на общегородском общественно-политическом вернисаже, организуем соревнования по национальной борьбе «Гуштингири» с поощрением победителей ценными подарками и грамотами организации. Оказываем благотворительную помощь детским домам, учебным заведениям области, ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам.

Центр оказывает помощь и поддержку соотечественникам, живущим на Южном Урале. В 2007 году, во время приезда в Челябинскую область на учения Шанхайской организации сотрудничества Президента Таджикистана Эмомали Рахмона, по инициативе председателя центра «Сомониен» была организована его встреча со 120 активными членами объединения в Законодательном собрании.

Оставаться человеком!

Побывав на практике в Душанбе, мои сокурсники по журфаку УрГУ рассказывали о гостеприимстве народа. Таджики очень любят приглашать домой, щедро угощают. До встречи с челябинской диаспорой у меня были только такие «познания» о человеческих качествах этого народа. Ну и, понятное дело, к ним примешивались образы из «Нашей Раши». Поэтому поначалу произошла какая-то нестыковка. Реальные таджики не соответствовали моим стереотипным представлениям. Мне подумалось, что они подчеркнуто, как бы в противовес хотят показаться только с хорошей, парадной стороны. Стараются соответствовать чему-то цивилизованному. Это казалось неестественным, хотелось большей открытости.

Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.

Таджики на улицах российских городов.

Очень удивило, что таджикам не хочется говорить о реальных проблемах, в том числе здесь, на Южном Урале. «Уехали потому, что трудно стало жить?» – спрашивал я. В ответ на этот простой человеческий вопрос уже много раз получал такие же простые человеческие ответы, полные жизненного драматизма. Тут – по-другому. «Миграция – это же мировое явление», – ответили мне. Мои собеседники не желали говорить ничего плохого о своей стране. «Мы воспитаны на светском образе жизни, – говорили они. – Не хотим обратно в феодализм. И считаем за честь вместе с Россией идти вперед». Причем, наши герои хотят идти, находясь не только в России, но и в Таджикистане, это политика президента. «Эмомали Рахмона по-настоящему уважают?» – спрашивал я «чисто по-российски» и видел недоумение. Мол, а как же иначе?! Я показал найденные в Интернете фотографии таджиков в национальных костюмах, мои собеседники поспешили сказать, что в них в таджикских кишлаках не ходят уже лет 60. Они так подчеркивали современность, цивилизованность своего народа, а мне в этом увиделась частичная потеря его своеобразия. Почему-то вспомнились японские девушки, перекрашивающиеся в блондинок и с помощью операций расширяющие свои красивые глаза на европейский манер…

Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.

Девушка с национальном костюме.

Смутило челябинских таджиков и то, что я прошу рассказать анекдот про свой народ. Тут особенно почувствовалась обида и досада по поводу вульгарного образа своего народа в российском массовом сознании, сформированном «Нашей Рашей». «Вы бы подали руку Мише Галустьяну?» – спросил я Исломудина Раджабова. «Да, – с некоторой неохотой ответил он, – но пусть это делает кто-то другой, я все-таки не мальчик». А потом, уже от молодых таджиков автор узнал, что у них к Михаилу Галустьяну есть вопросы совсем другого уровня. Мне напомнили, что армянский и таджикский народы – персидского происхождения. У них много общего в языке («тысяча» – «хазар» по армянски и «хазор» по таджикски; одинаково звучат на обоих языках слова: «свобода» – «азат», «звонок» – «занг», «доска» – «тахтаг», «гвозди» – «мех» и т.д.). Таджики и армяне создали мощные централизованные государства, когда другие народы еще жили разрозненными племенами, внесли вклад в развитие человеческой цивилизации, подверглись геноциду: таджики со стороны монголов (XIV век), армяне – со стороны турков (1915 год). Молодые таджики считают, что если бы армянин Михаил Галустьян (настоящее имя, кстати, – Ншан) лучше знал историю своего этноса, он вряд ли бы стал глумиться над родственным народом. А имени Джамшут у таджиков вообще нет.

Постепенно я понял, что таджики не рисуются, они действительно чувствуют себя представителями своей культуры. Каждый из них несет ее в себе.

Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.

Встреча челябинских таджиков с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном 17 августа 2007 года.

Они говорят, что таджик должен перед сном взвесить, как прошел день, что сделал правильно, а что нет, чтобы утром выйти на работу с чистой душой. Один из моих собеседников начал на память цитировать Абу Абдуллаха Рудаки:
«Нет в мире светлей и сильней,
Чем лицезрение, свидание и встреча друзей».
А затем заговорил о связи таджикской поэзии с русской, о вечной философии.
В конце встречи Исломудин Раджабов сказал, что главное для таджика, кем бы он ни был, какая бы ни была жизнь, – оставаться человеком.

Кухня

Характерной особенностью таджикской кухни является использование в большом количестве мясных продуктов. При приготовлении плова рис предварительно замачивают на один-два часа в теплой подсоленной воде, это делается для ускорения варки. В других рецептах к рису добавляют нут. Таджики также готовят плов, где вместо риса используют крупку угро. В плов принято добавлять кусочки айвы или целые головки чеснока. Есть в национальной кухне особенное блюдо – хушан или таджикские манты с нутом.

Таджики очень мало используют рыбу, яйца, отдельные виды круп (гречневую, овсяную, перловую). Самые распространенные виды мяса – баранина, козлятина, реже идут в пищу куры, цыплята и почти совершенно не употребляются утки, гуси. В отдельных районах популярна дичь: куропатки, перепела. Другая особенность национальной кухни – повышенное потребление бобовых и риса. Значительный удельный вес в питании занимают изделия из муки: лепешки, лагман, угро, самбусе, хворост и другие. Для приготовления первых блюд мясо предварительно нарубают с костями и обжаривают. При таком способе готовые кушанья приобретают своеобразный вкус и коричневый оттенок. У домашней птицы до или после тепловой обработки снимается кожа. Рыбу, а также мясо и овощи обжаривают в большом количестве раскаленного жира. Картофель и морковь для первых блюд отваривают целиком.

Продукты подвергают тепловой обработке в чугунных котлах – казанах, а также в специальных кастрюлях-мантоварках или кастрюлях с вкладышами. Обжаривание продуктов на мангалах и в тонурах придает готовым изделиям специфический вкус и аромат. Большинство блюд таджикской кухни обильно заправляют луком, специями, зеленью, кислым молоком (катыком). Из специй широко применяются красный перец, зира. Пряную зелень – кинзу, укроп, петрушку, мяту, райхон (базилик), зеленый лук, щавель и другие – в измельченном виде добавляют к салатам, первым и вторым блюдам, а также к кислому молоку. Любимый напиток – зеленый чай. Из сладких блюд предпочтение отдается освежающим фруктовым шербетам. Едят таджики, сидя на курпаче, вокруг низких столиков.
Недавно Исломудин Раджабов в районе Доваторского рынка открыл кафе «Самониен».

Таджикский анекдот

Афанди сидел в комнате, на верхнем этаже. К его дому подошёл нищий и постучался в калитку. Афанди выглянул из окна: «Что тебе надо?» – «Спуститесь сюда, у меня к вам дело». Когда Афанди спустился, нищий попросил у него милостыню. Не сказав ни единого слова, хозяин повёл его наверх и нараспев протянул: «Всевышний подаст, у меня ничего нет». – «Почему вы этого не сказали внизу, а заставили меня подняться?» – «А почему ты заставил меня спуститься, желая сказать, что тебе надо?»

Как вам живется на Южном Урале?

Бободжон ИКРОМОВ, предприниматель:

— В 80-х годах я окончил Всесоюзный сельскохозяйственный институт в Москве, два года работал главным зоотехником в Тульской области, потом вернулся в Таджикистан. А после гражданской войны волею судьбы оказался в Челябинске. Занимаюсь поставкой овощей с родины, успеваем довезти их свежими. Дома на столе не только свои блюда, жена научилась готовить борщ и щи. Дети – школьники, родной язык знают, но уже с акцентом разговаривают, между собой общаются на русском. Мы уже привыкли к Челябинску, тут работа, дети учатся, заводят друзей – значит, это теперь наша родина.

Необходимые продукты. Блюдо берет название от таджикского слова «курут». Это сухой соленый творог у скотоводческих народов Азии, заготавливается впрок. Казахи называют его курт, буряты – хурут, татары – корт. Этого продукта для курутоба надо полстакана, потребуется также мелкорубленый зеленый лук – 2 ст. ложки, лук репчатый – 1 шт., помидоры – 2 шт., сладкий перец – 2 шт., сливочное масло – 4 ст. ложки, мелкорубленные зелень петрушки и укропа – по 2 ст. ложки, лепешка фатыр (из слоеного теста) – 1 шт., перец красный молотый, соль по вкусу. Приготовление. Курут развести теплой кипяченой водой до консистенции густой сметаны, посолить, поперчить и довести до кипения. Выложить курут на середину блюда, вокруг разложить букетами тонко нашинкованный репчатый и зеленый лук, нарезанные кружками помидоры, нарезанный кольцами сладкий перец, мелкорубленную зелень. Свежеиспеченный фатыр разломать на очень мелкие кусочки и уложить на курут, полить горячим маслом. Курутоб – очень сытное и вкусное блюдо, оно готовится для уважаемых гостей.

Таджики и армяне что общего. Таджики и армяне что общего фото. картинка Таджики и армяне что общего. смотреть фото Таджики и армяне что общего. смотреть картинку Таджики и армяне что общего.

Исломудин Раджабов чуть не обиделся, когда узнал, что я хочу «примерять» национальный костюм с помощью фотошопа. В отличие от некоторых других диаспор, у таджиков Челябинска оказался свой аутентичный наряд. Мои герои одновременно удивились и обрадовались, что я хочу его надеть. В этом чапане по миллионному российскому городу, конечно, не походишь, но теплый халат очень хорошо может защитить как от среднеазиатской жары, так и от прохлады.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *