Тафья что это такое
Тафья – головной убор в истории костюма
Сегодня Милитта желает воскресить древний головной убор! Недавно на выставке мне приглянулась маленькая шапочка, она прекрасно подходит в дополнение к вязаной шапке в качестве нижней, ведь многослойность может быть не только в одежде, но и в аксессуарах.
Маленькая шапочка тафья – полностью забытый головной убор. Сегодня этот аксессуар можно увидеть только на картинах и выставках. Даже название тафья, звучит незнакомо и непривычно. Только это не значит, что тафью нельзя носить. Очень даже можно!
Откуда первоначально появилась шапочка неизвестно. Скорее всего, головной убор был заимствован у тюркских народов, которые носили шапочки типа тюбетейки. Кроме того, тафья имеет сходство с ермолкой. Посему, установить точное происхождение непросто, ведь многие народы использовали головные уборы похожей формы.
В России XVI века тафья обретает популярность в среде высшего сословия. Эти шапочки полюбили самые богатые и влиятельные люди. Многие стремились украшать головной убор вышивками золотом и серебром, а еще бисером и жемчугом. Особенно полюбил тафью царь Иван Грозный, он сам носил такую шапочку, и сделал ее частью униформы опричников. После смутного времени тафья постепенно теряла популярность и была забыта.
Современная мода позволяет смешивать самые разные стили и элементы исторического костюма. Тафья очень интересный и практичный головной убор. Если вы любите модные эксперименты, купите эту шапочку. Ее можно носить в качестве нижней шапки под вязаную шапку, тем самым получится многослойность, и ветер не будет продувать. Когда зайдете в помещение можно снять верхнюю шапку, а тафья останется.
Тафья пригодится, если хочется создать образ с элементами исторического костюма или добавить в свой стиль немного азиатского влияния, ведь изначально аксессуар имеет восточное происхождение. Когда в гардеробе много разных шапочек можно создавать самые необычные образы, некоторые из них будут уместны только на праздниках и фотосессиях, но в этом и заключается прелесть необычных аксессуаров с большой историей.
Где купить? В интернете и на выставках можно встретить мастеров, которые шьют исторический костюм и вещи, стилизованные под историю. Мне удалось найти тафью за 1000 рублей, в некоторых местах продают дороже, но в любом случае совсем недорого.
Тафья
Тафья — маленькая плоская и круглая шапочка, плотно закрывающая макушку головы — подобие тюбетейки или ермолки, которую носили в старину (обычно под шапкой).
Иногда подразумевается, что тафья — сугубо русский мужской домашний головной убор привилегированных сословий. Регулярное упоминания в летописях 16 веков.Этот головной убор был заимствован у тюркских народов, произошел от азиатской тюбетейки.Сейчас у казахов есть головной убор «такия» по русски называемая тюбетейка.
Содержание
Некоторые из источников упоминания слова Тафья
ТАФЬЯ — ж. шапочка, род скуфьи, ермолка, еломок, тюбетейка. на государе была тафья. выходн. книг. ЦАРЬ дал опричникам тафьи, карамзин.
Историк И. Е. Забелин в своей работе ([2], ч.2, с.462-463) указывает:
«По порядку первый головной убор составляла ТАФЬЯ, круглая шапочка, плотно покрывавшая голову по маковке, или по темени, род скуфьи… Наша тафья по всему вероятию зашла к нам от татар, хотя поселилась ТОЛЬКО В ВЕРХНЕМ ПЕРЕДОВОМ ЗНАТНОМ И БОГАТОМ СОСЛОВИИ, главное по тому обстоятельству, что это сословие у татар же взяло обычай стричь свои волосы, как говорит Флетчер, плотно до самой кожи, а знатные бояре, говорит Олеарий, брили головы и считали это украшением. Голая голова, конечно, требовала необходимого покрытия, каким и явилась ТАФЬЯ, по-татарски ТАКИЯ». «Тафья в наряде очень господствовала в XVI ст., когда любил носить ее и царь Иван Вас. Грозный и когда дело дошло до того, что в тафьях стали входить и в церковь и стояли на богослужении, что строго было воспрещено правилами Стоглавого Собора». «В домашнем обиходе носили тафью без особых украшений, но на выходах, красуясь перед людьми, ее богато убирали золотным шитьем, унизывали крупным жемчугом и дорогими каменьями». «В царском обиходе в XVII ст. тафью носил только царь Михаил Фед. и то только до 1637 г. У него было четыре тафьи… У царя Алексея Мих. как и у царя Федора Ал. в их выходах мы ее не находим, след. они не носили ее, и если она сохранялась в их Казнах, КАК ЭТО ВИДНО ИЗ ОПИСЕЙ, то, по-видимому, сохранялась как отцовское наследство, или же сшивалась для каких либо случайных целей домашней потребности. В 1634 г. … младенцу, двухмесячной Софье Мих. была сшита тафья из червчатого бархата, конечно для целей охранения здоровья дитяти. Для таких целей сшивались тафьи и для возрастных государей. У царя Федора Алекс. упоминаются две тафьи… изготовленные по всему вероятию для охраны… его слабого здоровья»
Примечания
Литература
1. Толко́вый слова́рь живо́го великору́сского языка.
2. Забелин Иван. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Том 1, части 1 и 2. — Москва, изд-во «Языки русской культуры», 2000.
Тафья что это такое
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Тафья
К.Е.Маковский «Боярин с кубком»
«Тафья в наряде очень господствовала в XVI ст., когда любил носить ее и царь Иван Вас. Грозный. Дело дошло до того, что в тафьях ходили в церковь и стояли на богослужении, что строго было воспрещено правилами Стоглавого Собора».
«В домашнем обиходе носили тафью без особых украшений, но на выходах, красуясь перед людьми, ее богато убирали золотным шитьем, унизывали крупным жемчугом и дорогими каменьями».
Русская одежда в XIV до XVIII столетия, ОДНОРЯДКА ТАФЬЯ И ШАПКА. (Вид изображает Патриаршее-Село Медной, близ Твери, в XVII столетии).
Русская одежда в XIV до XVIII столетия, ЗИПУН, ТАФЬЯ И ШАПКА.
Надо отметить, что такие головные уборы сохранялись как традиционные в некоторых казачьих местностях почти до сих пор.
Некоторые выдвигают версию, что казаки заимствовали такой своеобразный головной убор у южных кочевых народов, но ещё раз повторю, не всё так однозначно и версии могут быть самые разные. Тем более, что подобное встречается на огромной территории и совсем даже не у кочевых народов.
Вот Генри Эдуард Маннинг (Henry Edward Manning) английский кардинал, один из выдающихся церковных деятелей Англии, на голове у него тафья, правда в тех краях это называется пилеолос.
Хотя и у них тоже есть такое. Да и используется практически в схожих целях. Слева типаж очень узнаваемый)
» Исходя из размеров этого головного убора, приходят мысли о том, что предназначена она явно не для укрытия от знойной жары, но давайте разбираться по порядку… Это традиционный, старинный татарский национальный мужской головной убор. Слово «тюбетейка» происходит от тюркского «тюбе» и означает «вершина». Представляет собой небольшую шапочку с узорами. На неё надевали меховые и матерчатые шапки, шляпы, чалму — что угодно, но только не снимали тюбетейку.»
Ещё раз замечу, что у евреев фактически всё тоже самое. Согласно еврейской традиции покрытая голова — знак того, что над вами могучая сила.
Можно сделать вывод, что подобный головной убор использовался в сходных целях множеством народов долгое время и на огромной территории. Почему так получилось и кто у кого эту традицию перенял вопрос очень интересный. От себя замечу, что в крупной толпе, если смотреть сверху, людей легко различать именно по головным уборам.
Значение слова «тафья»
Иногда подразумевается, что тафья — сугубо русский мужской домашний головной убор привилегированных сословий. Регулярное упоминания в летописях 16 веков. Этот головной убор был заимствован у тюркских народов, произошёл от азиатской тюбетейки. Сейчас у казахов есть головной убор «такия» по-русски называемая тюбетейка.
ТАФЬЯ’, и́, ж. [тюрк. taqja с перс.] (старин.). Маленькая круглая шапочка, род тюбетейки или ермолки, носившаяся в старину, обычно под шапкой.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
тафья́
1. устар. маленькая круглая шапочка, которую носили в старину (обычно под шапкой) ◆ Чёрные волосы его резко выпадали из-под тафьи (татарского колпака), жемчугом шитой. И. И. Лажечников, «Басурман», 1838 г. ◆ Одежда опричников представляла разительную противоположность с лохмотьями нищих: царские телохранители блистали золотом. На каждом из них была бархатная или парчовая тафья, усаженная жемчугом и дорогими каменьями, и все они казались живыми украшениями волшебного дворца, с которым составляли как бы одно целое. А. К. Толстой, «Князь Серебряный», 1842—1862 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: карт — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «тафья»
Предложения со словом «тафья»
Цитаты из русской классики со словом «тафья»
Понятия со словом «тафья»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «тафья»
Рыжие волосы прикрыты бархатной малиновой тафьёй с нашитыми на ней горошинами северного жемчуга.
Примерно в ста пятидесяти метрах выше по течению точно так же бежал совсем молодой, ещё безбородый боярин с шитой серебром тафьёй на гладко выбритой голове, в ферязи без рукавов и единственным перстнем на среднем пальце левой руки.
На нём был долгополый, запачканный чернилами кафтан с высоким козырем, то есть стоячим воротником; на ногах поношенные жёлтые сапоги; на голове шёлковая тафья, или круглая шапочка, похожая на жидовскую ермолку, а за поясом висели на цепочке медная чернильница и футляр, также медный, для пера.
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Тафья (куфья, скуфья, куколь, еломок, тафейка, тюбетейка – головной убор, в том числе казаков, происходит от древнего подшлемника).
Стоглавый Собор в Москве запретил ношение «тафей безбожного Мехмеда», как ровно и запретил употребление колбасы в пищу. Но казаки, и даже цари с боярами тафейку продолжали с удовольствием носить.
Из официальных источников: Тафья — шапочка татарского образца, надеваемая сановными людьми в качестве привилегии под шапкой, ношение которой было запрещено при царе Иоанне Васильевиче на Стоглавом Соборе 1551 г. (гл. 38).
В Книге описной 1648 г. всякому платью царя Алексея Михайловича и оставшемуся после блаженной памяти царя Михаила Федоровича, в статье «О тафьях» (лист 299), о тафье царевича упоминается следующим образом: «Тафья сукно червчато, подкладка тафта ценинна, обнизана жемчугом рогатым в одно зерно, счетом шестьдесят четыре зерна, напереди запона с финифты, в запоне семь камешков лазоревых, около запоны семнадцать зерен жемчугом рогатым; принес Боярин Борис Иванович Морозов 1642 года, июля в 11 день, а сказал: «Сей тафьи сукно Царевича Димитрея Иоанновича Углецкаго». Принята по книге у дьяка у Давыда Дерябина».
Согласно А. Далю, «ТАФЬЯ – шапочка, род скуфьи, ермолка, еломок, тюбетейка. На государе была тафья».
Забелин сообщает, что среди старинных казачьих головных уборов «ПО ПОРЯДКУ ПЕРВЫЙ головной убор составляла ТАФЬЯ, круглая шапочка, плотно покрывавшая голову по маковке, или по темени, род скуфьи.
Наша тафья по всему поселилась ТОЛЬКО В ВЕРХНИХ ПЕРЕДОВЫХ ЗНАТНЫХ И БОГАТЫХ, главное по тому обстоятельству, что это у казаков же взяло обычай стричь свои волосы, как говорит Флетчер, плотно до самой кожи, а знатные бояре, говорит Олеарий, брили головы и считали это украшением. Голая голова, конечно, требовала необходимого покрытия, каким и явилась ТАФЬЯ, по-татарски ТАКИЯ».
«Тафья в наряде очень господствовала в XVI ст., когда любил носить ее и царь Иван Васильевич Грозный, и когда дело дошло до того, что казаки в тафьях стали входить и в церковь и стояли на богослужении, что строго было воспрещено правилами Стоглавого Собора»…
И далее: «В домашнем обиходе носили тафью без особых украшений, но на выходах, красуясь перед людьми, ее богато убирали золотным шитьем, унизывали крупным жемчугом и дорогими каменьями».
Обычай сбривать волосы на голове (чаще оставляя лишь оселедец, длинный чуб) восходит к практическим обычаям казаков-ордынцев. Даже до XIX-XX веков казаки обривали голову, сохраняя только прядь волос. Понятно, почему сложилась такая практика. Ведь казаки были основной военной силой Казачьей Орды, ушедшей в XIV веке на завоевание тогдашнего мира.
Волосы в походах брили для надежности, дабы не подхватить заразу в условиях воинского быта. Иногда весьма и весьма антисанитарного. Например, опасались вшей, распространителей тифа.
После раскола Империи казаки-ордынцы подверглись гонениям во многих имперских провинциях. Романовы видели в казаках своих основных противников и главное препятствие к установлению окончательного господства над страной. Многие прежние ордынские казачьи обычаи начали всячески изгоняться из казачьей жизни на территории, подконтрольной Романовым.
Такая чистка вскоре коснулась и повседневного быта. В том числе и головных уборов. Из обыденной жизни большинства населения России XVII века тафью постарались устранить. И, надо признать, добились успеха. Однако высшая романовская знать, среди которой в XVII веке еще оставалась, как мы видели, значительная часть ордынских, казачьих потомков, могла сохранить для себя некоторые, ставшие, впрочем, уже чисто символическими, следы прежних обычаев.
Как пережиток великого прошлого. Как некое волнующее воспоминание. Вероятно, к таким воспоминаниям относилось и ношение тафьи. Так что среди части русской знати той эпохи тафья могла сохраняться как некий символический знак принадлежности к прежним ордынским родам. С другой стороны, хотя новые властители России к ордынским наследникам не принадлежали и, более того, Казачью Орду ненавидели, тем не менее, перед своими подданными им приходилось выставлять себя в виде законных наследников прежних царей-ханов.
А поскольку одним из символов старых порядков была тафья, то романовская знать предпочла на какое-то время сохранить ее в своем обиходе, демонстрируя якобы преемственность. Во многих случаях – фальшивую. В общем, узурпаторы «натянули на себя» часть прежних казачьих обычаев, дабы легче было править бурлящей страной. Да и кроме того у любого обычая есть своя собственная инерция, на преодоление которой нужно время. Но время шло, ордынское-казачье прошлое затягивалось дымкой забвения. Власть Романовых укрепилась. Насущной необходимости носить тафью перед подданными уже не стало. Тафья постепенно стала забываться. Некоторые высшие чины пока что ее носили, но уже по инерции. Постепенно традиция сошла на нет.
Древнейшие правители тоже носили тафью. Тафья – «убор весьма древний. В тафейке ходил и АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ, как он изображался на монетах».