Таинство евхаристии что это

Евхаристия

Евхари́стия (греч. — бла­го­да­ре­ние, от εὖ — добро, благо и χάρις — почи­та­ние, честь) есть Таин­ство, в кото­ром веру­ю­щему под видом хлеба и вина пре­по­да­ется истин­ное Тело и истин­ная Кровь Гос­пода нашего Иисуса Христа во остав­ле­ние грехов и в жизнь вечную ( Ин.6:48-54 ). Бла­го­да­ре­ние Бога состав­ляет глав­ное содер­жа­ние этого бого­слу­же­ния.

Учение о Евха­ри­стии назы­ва­ется Евха­ри­сто­ло­гией.

Евха­ри­стия – глав­ное Таин­ство Церкви, в нём осу­ществ­ля­ется то, к чему при­зван хри­сти­а­нин – еди­не­нию с Гос­по­дом, Бого­об­ще­нию. Евха­ри­стия есть при­об­ще­ние к любви Божией, ведь любовь выра­жа­ется в жертве ( Нет больше той любви, как если кто поло­жит душу свою за друзей своих. Ин.15:13 ), а Жертву за грехи всех людей принёс Сам Гос­подь Иисус Хри­стос.

Таинство евхаристии что это. Таинство евхаристии что это фото. картинка Таинство евхаристии что это. смотреть фото Таинство евхаристии что это. смотреть картинку Таинство евхаристии что это.

Совер­ше­ние Евха­ри­стии состав­ляет основу глав­ного Цер­ков­ного бого­слу­же­ния – Боже­ствен­ной Литур­гии. Евха­ри­стией на Литур­гии зна­ме­ну­ются все цер­ков­ные празд­ники.

“Евха­ри­стия соеди­няет и века, и людей, и смыслы. На Евха­ри­стии ты не только в Сион­ской гор­нице – ты и в 4 веке, когда сло­жены гимны, и в 6, 8, 12 веке, потому, что вос­по­ми­на­ются святые этих времён. Ты и в 17 веке, потому что с этого вре­мени бого­слу­жеб­ный чин пре­тер­пел изме­не­ния. Ты в 18 веке, потому что нахо­дишься в храме, кото­рый построен в это время. Ты в 19 веке, потому что в это время была обнов­лена рос­пись. И ты в 20 веке, потому что слы­шишь цер­ков­ное пение своего вре­мени. Вот такая сквоз­ная шахта, по кото­рой про­ис­хо­дит не только обще­ние земли и неба, но и вообще объ­еди­ня­ется вся земная исто­рия”.
Мария Кра­со­виц­кая

Какими видит нас Бог

про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Хулап

Почему глав­ное хри­сти­ан­ское Таин­ство назы­ва­ется Евха­ри­стия, то есть Бла­го­да­ре­ние?

– Нередко чело­век вспо­ми­нает о Боге только во время болезни, несча­стья, серьез­ных про­блем – одним словом, когда его система цен­но­стей, да и сама жизнь ока­зы­ва­ются под вопро­сом. В такие моменты и молитва ста­но­вится осо­бенно горя­чей. Однако даже очень усерд­ная молитва про­ше­ния все же явля­ется лишь одной из первых сту­пе­ней молит­вен­ной лест­ницы, на вер­шине кото­рой нахо­дятся сла­во­сло­вие и бла­го­да­ре­ние Бога – а они, к сожа­ле­нию, намного реже напол­няют наши сердца.

Гре­че­ское наиме­но­ва­ние глав­ного хри­сти­ан­ского Таин­ства – «Евха­ри­стия» – пере­во­дится как «бла­го­да­ре­ние». Его важ­ней­шая часть – не столь люби­мое при­хо­жа­нами чтение на екте­нии запи­сок о здра­вии и упо­ко­е­нии, а евха­ри­сти­че­ская молитва. В ней Цер­ковь бла­го­да­рит Бога за всю исто­рию спа­се­ния: за тво­ре­ние мира, при­ше­ствие Христа, дар буду­щего Цар­ства, за радость литур­ги­че­ского собра­ния. Это бла­го­да­ре­ние охва­ты­вает про­шлое, насто­я­щее и буду­щее. Епи­скоп или свя­щен­ник от лица всей собрав­шейся общины бла­го­да­рит за «все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неяв­ные бла­го­де­я­ния, бывшие на нас». Это бла­го­дар­ность за то, что каждая литур­гия – пред­вос­хи­ще­ние радост­ного брач­ного пира Агнца (см. Откр.19:6-9 ), на кото­рый каждый из нас полу­чил при­гла­ше­ние в момент своего кре­ще­ния.

На Тайной вечере Хри­стос, уста­нав­ли­вая таин­ство Евха­ри­стии, бла­го­да­рит (см. Лк.22:19 ), тем самым вклю­чая в кате­го­рию бла­го­дар­но­сти не только отдель­ные радост­ные собы­тия, но всю сово­куп­ность Своей и нашей жизни, в том числе и Крест, без кото­рого не может быть Вос­кре­се­ния. «За все бла­го­да­рите» ( 1Сол.5:18 ) – по-насто­я­щему испол­нить эту запо­ведь можно, только ста­но­вясь при­част­ным жерт­вен­ному дару Христа. Хлеб и вино – при­род­ные дары Бога, кото­рые Цер­ковь в бла­го­дар­ном ответе воз­но­сит к Нему и вновь при­ни­мает уже в совер­шенно ином каче­стве – как Тело и Кровь Христа. Пред­ла­гая нам эти Дары, она одно­вре­менно задает вопрос: насколько мы готовы сво­бодно и бла­го­дарно пода­рить Богу всю нашу жизнь с ее скор­бями и радо­стями – или, говоря сло­вами Еван­ге­лия, поте­рять ее (с точки зрения окру­жа­ю­щего мира), чтобы обре­сти ее истин­ную глу­бину см. Мф.16:25 ).

В древ­но­сти каждый веру­ю­щий при­но­сил на Евха­ри­стию свои дары, из них выби­ра­лись самые лучшие хлеб и вино, кото­рые пола­га­лись на пре­стол. После евха­ри­сти­че­ской молитвы пред­сто­я­тель читал молитву бла­го­да­ре­ния и над осталь­ными дарами, кото­рые диа­коны после службы раз­да­вали нуж­да­ю­щимся и отно­сили домой боль­ным членам общины. Тем самым евха­ри­сти­че­ское бла­го­да­ре­ние обре­тало и соци­аль­ное изме­ре­ние.

Чело­век, полу­чив­ший дар от Бога и по-насто­я­щему осо­знав­ший его цен­ность, обя­за­тельно бла­го­дарно поде­лится им с дру­гими. Поэтому евха­ри­сти­че­ское бла­го­да­ре­ние – это выход за узкие рамки нашего эго­и­сти­че­ского бытия, откры­тие нового гори­зонта реаль­ной встречи с живым Богом. Он всегда про­тя­ги­вает нам Свою руку любви и вер­но­сти. По-детски дове­ри­тельно опе­реться на нее или вбить в нее еще один гол­гоф­ский гвоздь – для хри­сти­а­нина, в конеч­ном счете, это именно выбор бла­го­дар­но­сти или небла­го­дар­но­сти. Любой грех всегда явля­ется небла­го­дар­но­стью, забве­нием о даре Бога, само­убий­ствен­ным замы­ка­нием в себе, а евха­ри­сти­че­ское бла­го­да­ре­ние, высшая точка кото­рого – соеди­не­ние со Хри­стом в при­ча­ще­нии Его Тела и Крови, ста­но­вится вос­ста­нов­ле­нием нашей целост­но­сти, напо­ми­на­нием о том, какими видит нас Бог.

игумен Пётр (Меще­ри­нов):

Как пища входит в нас и рас­тво­ря­ется в нас, про­ни­кает до послед­ней кле­точки нашего орга­низма, так и Гос­подь захо­тел до самой нашей послед­ней моле­кулы про­ник­нуть нас, соеди­ниться с нами, при­об­щиться нам, чтобы и мы до конца при­об­щи­лись Ему.

свя­щен­ник Алек­сандр Торик:

Необ­хо­димо отме­тить, что в отдель­ных слу­чаях, обычно за мало­ве­рие свя­щен­ника или моля­щихся, Гос­подь допус­кает совер­шиться чуду – хлебу и вину стать реаль­ными чело­ве­че­скими плотью и кровью (подоб­ные случаи даже преду­смот­рены в свя­щен­ни­че­ском «Слу­жеб­нике» в инструк­ции для свя­щен­ни­ков, назы­ва­е­мой «Изве­стие учи­тель­ное», в раз­деле о непред­ви­ден­ных слу­чаях).

Обычно, по про­ше­ствии неко­то­рого вре­мени, плоть и кровь вновь при­об­ре­тают вид хлеба и вина, но известно исклю­че­ние: в Италии в городе Лан­чано уже много веков хра­нятся обла­да­ю­щие чудес­ными свой­ствами Плоть и Кровь, в кото­рые пре­ло­жи­лись хлеб и вино на Боже­ствен­ной Литур­гии (см. на сайте).

…Мы назы­ваем это «Евха­ри­стией», от гре­че­ского слова, кото­рое озна­чает одно­вре­менно «дар» и «бла­го­да­ре­ние». И дей­стви­тельно, это при­ча­стие Телу и Крови Хри­сто­вым, это неве­ро­ят­ное при­об­ще­ние, в кото­рое Он нас при­ни­мает, явля­ется самым боль­шим даром, кото­рый Гос­подь может нам дать: Он делает нас собра­тьями и рав­ными Себе, сотруд­ни­ками Богу, и через неве­ро­ят­ное, непо­сти­жи­мое дей­ствие и силу Духа (ибо этот хлеб – больше не хлеб только, и это вино – не только вино, они стали Телом и Кровью Даю­щего) мы ста­но­вимся зача­точно, а посте­пенно все больше, участ­ни­ками Боже­ствен­ной при­роды, богами по при­об­ще­нию, так, что вместе с Тем, Кто есть вопло­щен­ный Сын Божий, мы ста­но­вимся единым откро­ве­нием Божи­его при­сут­ствия, “все­це­лым Хри­стом”, о Кото­ром гово­рил святой Игна­тий Антио­хий­ский. И даже больше этого, выше и глубже этого: в этом при­об­ще­нии к при­роде и жизни Еди­но­род­ного Сына Божия, по слову свя­того Иринея Лион­ского, дей­стви­тельно мы ста­но­вимся – по отно­ше­нию к Самому Богу – еди­но­род­ными сынами Божи­ими.

Это – дар; но в чем бла­го­да­ре­ние? Что мы можем при­не­сти Гос­поду? Хлеб и вино? Они и так при­над­ле­жат Ему. Самих себя? Но не Гос­подни ли мы? Он при­звал нас из небы­тия и одарил нас жизнью; Он наде­лил нас всем, что мы есть и что у нас есть. Что же мы можем при­не­сти, что было бы дей­стви­тельно наше? Святой Максим Испо­вед­ник гово­рит, что Бог может сде­лать все, кроме одной вещи: самую малую из Своих тварей Он не может при­ну­дить полю­бить Его, потому что любовь – наи­выс­шее про­яв­ле­ние сво­боды. Един­ствен­ный дар, кото­рый мы можем при­не­сти Богу, это любовь довер­чи­вого, вер­ного сердца.

Но почему бла­го­да­ре­нием назы­ва­ется именно эта таин­ствен­ная евха­ри­сти­че­ская тра­пеза скорее, чем любое другое бого­слу­же­ние или любое другое наше дей­ствие? Что можем мы пода­рить Богу? За сто­ле­тия до того, как пришел на землю Хри­стос и открыл нам Свою Боже­ствен­ную любовь, этот вопрос ставил себе псал­мо­пе­вец Давид, и ответ, кото­рый он дает, такой не-ожи­дан­ный, такой под­лин­ный, верный. Он гово­рит: Что я воздам Гос­поду за все Его бла­го­де­я­ния ко мне? – Чашу спа­се­ния приму, и имя Гос­подне при­зову, и молитвы мои воздам Гос­поду… ( Пс.115:3-5 ). Наи­выс­шее выра­же­ние бла­го­дар­но­сти не в том, чтобы отда­рить чело­веку обратно, потому что если кто полу­чит дар и отда­рит за него, то он как бы рас­кви­тался и тем упразд­нил дар: дающий и полу­ча­ю­щий срав­ня­лись, оба стали дари­те­лями, но ответ­ный дар в каком-то смысле раз­ру­шил радость обоих.

Если же мы спо­собны при­нять дар всем серд­цем, мы этим выра­жаем наше полное дове­рие, нашу уве­рен­ность, что любовь даю­щего совер­шенна, и при­ни­мая дар всем серд­цем и во всей про­стоте сердца, мы при­но­сим радость и тому, кто дал от всего сердца. Это верно и в наших чело­ве­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ниях: мы стре­мимся отпла­тить за дар, чтобы только изба­виться от бла­го­дар­но­сти и как бы пора­бо­ще­ния, когда полу­чаем дар от кого-то, кто нас недо­ста­точно любит, чтобы ода­рить нас от всего сердца, и кого мы сами любим недо­ста­точно, чтобы при­нять от всего сердца.

Вот почему Евха­ри­стия – вели­чай­шее бла­го­да­ре­ние Церкви и вели­чай­шее бла­го­да­ре­ние всей земли. Люди, кото­рые верят любви Божией откры­тым серд­цем и безо всякой мысли “рас­кви­таться” за дар, а только раду­ясь той любви, кото­рую дар выра­жает, полу­чают от Бога не только то, что Он может дать, но также и то, чем Он Сам явля­ется, и уча­стие в Его жизни, в Его при­роде, Его веч­но­сти, Его Боже­ствен­ной любви. Только если мы спо­собны при­нять дар с совер­шен­ной бла­го­дар­но­стью и совер­шен­ной радо­стью, наше уча­стие в Евха­ри­стии будет под­лин­ным; только тогда Евха­ри­стия ста­но­вится наи­выс­шим выра­же­нием нашей бла­го­дар­но­сти.

Но бла­го­дар­ность трудна, потому что она от нас тре­бует надежды, любя­щего сердца, спо­соб­ного радо­ваться дару, и совер­шен­ного дове­рия к даю­щему и веры в его любовь, в то, что этот дар не унизит нас и не пора­бо­тит. Вот почему изо дня в день мы должны врас­тать в эту спо­соб­ность любить и быть люби­мым, спо­соб­ность быть бла­го­дар­ным и радо­ваться; и только тогда Тайная Вечеря Гос­подня станет совер­шен­ным даром Божиим и совер­шен­ным отве­том на нее всей земли. Аминь.

Источник

Таинство причащения.
Часть 1. Значение таинства причащения в жизни православного христианина. Происхождение литургии

Значение таинства причащения в жизни православного христианина

Таинство евхаристии что это. Таинство евхаристии что это фото. картинка Таинство евхаристии что это. смотреть фото Таинство евхаристии что это. смотреть картинку Таинство евхаристии что это.

Таинство причащения, или евхаристия (в переводе с греческого – «благодарение»), занимает главное – центральное – место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение (тем более что в наше время это не является особым подвигом; сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру), но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.

Все семь таинств имеют Божественное, а не человеческое установление и упоминаются в Священном Писании. Таинство причащения впервые совершено Господом нашим Иисусом Христом.

Установление таинства причащения

Произошло это накануне крестных страданий Спасителя, перед тем, как было совершено предательство Иуды и предание Христа на мучения. Спаситель и Его ученики собрались в большой комнате, приготовленной для того, чтобы совершить по иудейскому обычаю пасхальную трапезу. Этот традиционный ужин устраивался каждой еврейской семьей как ежегодное воспоминание об исходе израильтян из Египта под предводительством Моисея. Ветхозаветная пасха была праздником избавления, освобождения от египетского рабства.

Но Господь, собравшись со своими учениками на пасхальную трапезу, вложил в нее новый смысл. Это событие описано всеми четырьмя евангелистами и получило название тайной вечери. Господь устанавливает на этом прощальном вечере таинство святого причащения. Христос идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое тело и честную кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве должно служить причащение Его Тела и Крови в таинстве евхаристии.

Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–28).

Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их приемникам – епископам и пресвитерам совершать это таинство.

Евхаристия не есть какое-то просто воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение тайной вечери. И на каждой евхаристии – и во времена апостолов, и в нашем XXI веке – Сам Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь.

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53–56).

Необходимость причащения для православных христиан

Вот почему таинство причащения должно постоянно сопровождать жизнь православного человека. Ведь мы здесь, на земле, должны соединиться с Богом, Христос должен войти в наши душу и сердце.

Человек, который ищет в своей земной жизни соединения с Богом, может надеяться на то, что он будет с Ним и в вечности.

Евхаристия и жертва Христова

Евхаристия еще потому является самым главным из семи таинств, что изображает жертву Христову. Господь Иисус Христос принес за нас жертву на Голгофе. Он совершил ее единожды, пострадав за грехи мира, воскрес и вознесся на небо, где воссел одесную Бога-Отца. Жертва Христова была принесена один раз и более уже повторяться не будет.

Ветхозаветные жертвоприношения, когда заколались жертвенные животные, были лишь тенью, прообразом Божественной жертвы. Ожидание Искупителя, Освободителя от власти диавола и греха – главная тема всего Ветхого Завета, и для нас, людей Нового Завета, жертва Христа, искупление Спасителем грехов мира – основа нашей веры.

Чудо святого причащения

Таинство причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно. Как некогда невместимый Бог сошел на землю и обитал среди людей, так и сейчас вся полнота Божества вмещается в святые дары, и мы можем причащаться этой величайшей благодати. Ведь Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).

Святитель Василий Великий посетил однажды одного пресвитера весьма добродетельной жизни и видел, как во время совершения им литургии Святой Дух в виде огня окружал священника и святой алтарь. Такие случаи, когда особо достойным людям открывается схождение Божественного огня на святые дары или Тело Христово является зримо на престоле в виде Младенца, неоднократно описаны в духовной литературе. В «Учительном известии (наставлении к каждому священнику)» даже рассказывается, как вести себя священнослужителям в случае, когда святые дары принимают необычный, чудесный вид.

Да, таинство причащения – евхаристия – это величайшее чудо и тайна, а также величайшая милость нам, грешным, и видимое свидетельство того, что Господь установил с людьми Новый Завет «в крови Его» (см.: Лк. 22: 20), принеся за нас жертву на кресте, умер и воскрес, воскресив Собою все человечество. И мы можем теперь причащаться Его Тела и Крови во исцеление души и тела, пребывая во Христе, и Он будет «пребывать в нас» (см.: Ин. 6: 56).

Таинство причащения с древности получило также именование литургия, что с греческого переводится как «общее дело», «общее служение».

Святые апостолы, ученики Христовы, приняв от своего Божественного Учителя заповедь совершать таинство причащения в воспоминание о Нем, после Его вознесения стали совершать преломление хлеба – евхаристию. Христиане «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42).

Чин литургии формировался постепенно. Вначале апостолы совершали евхаристию по тому самому порядку, который они видели у своего Учителя. В апостольские времена евхаристия была соединена с так называемыми агапами, или трапезами любви. Христиане вкушали пищу и пребывали в молитвах и братском общении. После вечери совершалось преломление хлеба и причащение верующих. Но потом литургия была отделена от трапезы и стала совершаться как самостоятельное священнодействие. Евхаристию стали совершать внутри священных храмов. В I–II веках порядок литургии, видимо, не был записан и передавался изустно.

Постепенно в разных местностях стали складываться свои литургические чины. В Иерусалимской общине служилась литургия апостола Иакова. В Александрии и Египте совершалась литургия апостола Марка. В Антиохии – литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Литургии эти имели много общего в главной тайносовершительной своей части, но отличались друг от друга в деталях.

Сейчас в практике православной Церкви совершаются три чина литургий. Это литургии святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и святителя Григория Двоеслова.

Литургия святителя Иоанна Златоуста

Эта литургия совершается во все дни года, кроме будничных дней Великого поста, а также кроме первых пяти воскресений Великого поста.

Святой Иоанн Златоуст составил чин своей литургии на основании прежде составленной литургии святителя Василия Великого, но сократил некоторые молитвы. Святой Прокл, ученик святителя Иоанна Златоуста, говорит, что ранее литургия совершалась весьма пространно, и «святитель Василий, снисходя… слабости человеческой, сократил ее; а после него еще более святой Златоуст».

Литургия святителя Василия Великого

По сказанию святого Амфилохия, епископа Ликаонской Иконии, святитель Василий Великий просил у «Бога дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре потом Василий, будучи проникнут восторгом и божественным трепетом, начал возглашать “Да исполнятся уста моя хваления” и “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии».

Литургия святителя Василия совершается десять раз в году. Накануне двунадесятых праздников Рождества Христова и Крещения (в так называемый Рождественский и Крещенский сочельник); в день памяти святителя Василия Великого 1/14 января; в первые пять воскресений Великого поста, в Великий четверток и в Великую субботу.

Литургия святителя Григория Двоеслова (или литургия преждеосвященных даров)

Во время святой Четыредесятницы Великого поста в будние дни прекращается служение полной литургии. Пост – время покаяния, плача о грехах, когда из богослужения исключается всякая праздничность и торжественность. Об этом пишет блаженный Симеон, митрополит Фессалоникийский. И поэтому по правилам церковным в среду и пятницу Великого поста совершается литургия преждеосвященных даров. Святые дары освящаются на литургии в воскресенье. И верующие причащаются ими на литургии преждеосвященных даров.

В некоторых Поместных Православных Церквах в день памяти святого апостола Иакова, 23 октября/5 ноября, служится литургия по его чину. Это древнейшая литургия и она является творением всех апостолов. Святые апостолы, до того как они не разошлись в разные страны для проповеди Евангелия, собирались вместе для совершения евхаристии. Позже этот чин был зафиксирован письменно под названием литургии апостола Иакова.

Источник

Таинство Причащения и подготовка к нему

Таинство евхаристии что это. Таинство евхаристии что это фото. картинка Таинство евхаристии что это. смотреть фото Таинство евхаристии что это. смотреть картинку Таинство евхаристии что это.Причащение (греч. евхаристия – благодарение) – самое главное таинство христианской Церкви, в котором верующий, под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Богом и делается причастником вечной жизни.

Слово «причащение» («причастие») происходит от слова «часть» и означает участие, причастность, соединение, приобщение, принадлежность к чему-либо.

И с тех пор это таинство постоянно совершается на главном христианском богослужении – литургии (в переводе с греческого – «общее дело»). Мы берем обычные земные продукты, плоды нашего труда – хлеб и вино – и приносим их Богу в бескровную жертву. Во время литургии, по молитвам всей общины верующих, совершается величайшее чудо: Дух Святой сходит на эти дары, и хлеб становится Телом Христовым, а вино – Кровью Христовой.

Таинство евхаристии что это. Таинство евхаристии что это фото. картинка Таинство евхаристии что это. смотреть фото Таинство евхаристии что это. смотреть картинку Таинство евхаристии что это.Со времен грехопадения, отступления от Бога наших прародителей Адама и Евы, человеческий род заражен грехом, и эта болезнь передается из поколения в поколение. Нет такого человека, который бы не был болен этой греховной порчей. Исцеление человечества Бог осуществляет в Самом Себе. Две тысячи лет тому назад Бог Сын воплотился на земле, стал Человеком, принял наше человеческое естество. Поэтому Иисус Христос является одновременно и Богом, и Человеком. Своим Божеством, Своей безгрешностью Христос исцелил человеческое естество в Себе Самом, и сделал его обновленным, очищенным, преображенным, насыщенным Божественностью. Как этот дар преображения передать людям, всем остальным? Для этого Спаситель и установил таинство Причащения. Таким образом падшее человечество получает возможность вновь соединиться со своим Творцом.

В качестве примера можно вспомнить подвиг врача, который заражает себя какой-либо страшной болезнью, чтобы найти средство ее обезвредить. Конечно, это опасный эксперимент. Но если врач побеждал болезнь, то его кровь становилась для человечества настоящим сокровищем. В крови такого человека образовывались антитела, противостоящие болезни, и он становился донором тысяч больных людей. Нечто подобное совершил для нас и Христос.

Причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Спасителя: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53-56).

Подготовка к Причащению

В этом таинстве мы встречаемся с Самим Богом так близко, как никто не мог бы и представить себе. Приближаясь к Богу, мы приближаемся к огню, который может согреть, но может и обжечь или даже спалить дотла, из-за нашей неготовности принять его. Встреча с Богом предполагает Божий суд над человеком. Как говорит апостол Павел, «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11: 27-29).

Желающему причаститься необходимо быть каноническим членом Церкви Христовой, то есть он должен быть крещенным во имя Отца и Сына и Святого Духа и миропомазанным в Православной Церкви. Если вы не уверены, что вас правильно крестили (например, если вас крестили какие-нибудь бабушки) или вы приняли Крещение в других христианских конфессиях (не в Православной Церкви), обратитесь к священнику для решения этого вопроса.

Подготовка к Причащению состоит из внутренней (сущностной, основной) и дисциплинарной (вспомогательной) подготовки.

I. Внутренняя подготовка к Причащению (правильный настрой ума и сердца)

1.1. Правильная вера

Евхаристия, по словам св. Иринея Лионского, является выражением христианской веры: «Наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия в свою очередь подтверждает учение». Поэтому желающий причаститься должен твердо верить в Живого Бога-Троицу – Отца, Сына и Святого Духа, а также верить в то, что Иисус Христос – истинный Бог (Бог Сын, второе Лицо Святой Троицы) и истинный человек одновременно, единственный Спаситель всего человечества. Необходимо знать и понимать основные догматы христианского вероучения, которые отражены в православном Символе веры (есть в каждом православном молитвослове).

1.2. Понимание смысла таинства

Евхаристия – не просто символическое действие, совершаемое в воспоминание Тайной вечери, но сама Тайная вечеря, возобновляемая Христом и непрерывно продолжающаяся на каждой Литургии. Св. Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Веруйте, что эта вечеря [т.е. отслуженная тогда св. Иоанном евхаристия] – все та же, на которой председательствовал Иисус. Нет никакого различия между этой Евхаристией и той». «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» («Вечери Твоей тайной сегодня, Сын Божий, причастника меня прими…»), – такими словами начинается одна из молитв, читаемых перед Причащением.

В Причастии верующему под видом хлеба и вина подаются истинные Тело и Кровь Христа. При этом христианин принимает то же самое Тело, которое родилось от Девы Марии, пострадало на кресте, умерло, воскресло и вознеслось к Отцу, и ту же самую Кровь, которая была пролита ради спасения мира.

Святое таинство Причащения – чудо мудрости Божией. Господь знает, что человек не может вкушать человеческую плоть и не может пить человеческой крови: от них отвращается его природа. Щадя это свойство нашей природы, Христос преподает нам Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина.

1.3. Искреннее желание

У человека должна быть духовная жажда причастия Тела и Крови Христовых, искреннее желание встречи и единства со Христом Спасителем. Верующий не может и не должен причащаться «формально», потому что «его так благословили», «попросили». Необходимо личное живое чувство невозможности жизни без Христа.

1.4. Примирение с ближними

В состоянии вражды, ненависти, обиды, злобы нельзя приступать к Причащению (это относится и ко всем другим церковным таинствам). Мы причащаемся любви Божией, и невозможно соприкасаться с ней сердцем, в котором есть злоба. Конечно, в жизни бывают самые разные ситуации, над которыми мы порой не властны, но, как говорит апостол, «если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18); то есть мы, со своей стороны, должны приложить все усилия, насколько это возможно, для примирения со всеми.

1.5. Осознание своей греховности и недостоинства

Как бы человек ни готовился к Причащению, сколько бы ни прочитал молитв и т.д., он все равно в сущности своей остается недостойным такой тесной встречи с Богом. Нет на земле человека, который мог бы по своим качествам соответствовать святости и божественности евхаристических Даров. Святые Тело и Кровь Христа – это Дары Божественные, и потому они настолько превосходят все человеческие достоинства и усилия, насколько Бог превосходит человека. Да и не может человек себя сделать соответствующим Богу. И поэтому нужно иметь всегда четкое понимание того, что Причастие есть, прежде всего, великий дар Божий, незаслуженный с нашей стороны. Христос даровал нам, грешным и недостойным, вкушать Свои Тело и Кровь по Своему величайшему милосердию. В евхаристии выражается Его неизреченная любовь к людям, которых Он сотворил и о которых не забыл, после того как они добровольно отступили от Него. По этой любви Он Сам Себя принес в Жертву за все наши грехи и Сам Себя предлагает нам в пищу. И не просто предлагает, но и желает и заповедует, чтобы мы вкушали Его Тело и пили Его Кровь для нашего же собственного блага и вечного счастья – для истинной жизни нашей души, для нашего исцеления от греховной порчи и воссоединения с Богом. Поэтому Причастие нам необходимо, но, тем не менее, мы, желая причаститься, должны смиренно сознавать свое недостоинство и внутренне готовиться к принятию в себя Христа. Наша подготовка – это возможность достойным образом (насколько это под силу человеческой природе) принять этот Дар.

1.6. Покаяние, стремление к исправлению своей жизни

Главная же часть подготовки к Евхаристии состоит в том, чтобы жить по-христиански. Если мы причащаемся, но при этом не прилагаем усилий по исправлению себя, остаемся такими же, какими были раньше, если мы причащаемся, но реальных перемен в нашей жизни нет, то Причастие остается для нас тщетным. Более того, в таком случае оно может обратиться нам в осуждение. По словам апостола Павла, «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 27-30).

1) увидеть свои грехи, осознать их;

2) сожалеть о содеянном, раскаяться;

3) отвратиться от грехов, прекратить совершать их, не возвращаться снова к ним (в первую очередь, особое внимание обратить на смертные грехи, с которыми необходимо решительным образом расстаться);

4) понуждать себя к исправлению, что предполагает борьбу со своими страстями, греховными навыками и совершение противоположным им евангельских заповедей и добродетелей, с упованием при этом на помощь Божию.

Святые отцы предупреждают нас о бесполезности и даже опасности причащения при отсутствии покаяния. Так, свт. Иоанн Златоуст пишет: «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни ведение, ни приобщение тайн, ни священная трапеза, ни сподобление тела, ни приобщение крови, и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха». Как утверждает свт. Феофан Затворник, «вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, – имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)». По словам свт. Игнатия (Брянчанинова), христианину надлежит рассматривать себя, прежде чем он приступит к таинству Причастия, «и если он погряз в скверне греховной, да устранится страшного Причащения, чтоб не навершить и чтоб не запечатлеть грехов своих самым тяжким грехом – наруганием над Святыми Тайнами Христовыми, наруганием над Христом».

Когда мы не подходим со всей серьезностью к принятию Тела и Крови Христа, если в нас нет стремления жить по заповедям Евангелия, то после Причащения нам нисколько не станет лучше, а напротив, может сделаться еще хуже. Так, Евангелие повествует нам о человеке, который причастился в осуждение. Это Иуда, вместе с остальными учениками Христа присутствовавший на Тайной вечери. Он был свидетелем жизни Иисуса, слушателем Его учения, очевидцем совершенных Им чудес. Более того, он проповедовал о Христе вместе с другими апостолами, которых Христос посылал на проповедь. И, тем не менее, он причастился в осуждение. И произошло это потому, что он принял Хлеб из рук Господа в состоянии раздвоенности, когда, помимо Бога, для него появилась другая ценность, – деньги, – которую он, в конце концов, и предпочел Божественной Правде, с которой он встретился в лице Иисуса Христа. Так сердце Иуды было омрачено страстью сребролюбия. Евангелие говорит о страшном последствии его недостойного причащения: «и после сего куска вошел в него сатана» (Ин. 13:27). Почему это происходит? Благодать Божия отступает от дерзкого причастника, подходящего к Святым Дарам без должного покаяния, он лишается Божьего покрова и защиты, а диавол, видя такового беззащитным, впавшим в бесчувствие и развращение, смело нападает на него со всей силой. Именно так он поступил с Иудой, который был порабощен сребролюбием и готовился предать Спасителя, но дерзнул причаститься. Как Иуда после недостойного причащения стал орудием сатаны и совершил страшный грех, так и христианин, приступающий к таинству без веры и покаяния, может стать орудием злых духов и совершать тяжелые преступления.

II. Дисциплинарная (вспомогательная) подготовка к Причащению

2.1. Пост

Средством к более сосредоточенной духовной жизни в дни подготовки к таинству является пост (в церковной практике такой пост называется говением). При этом он включает в себя телесную и душевную стороны. Телесный пост предполагает воздержание от пищи животного происхождения (мясной, молочной, яиц). Душевный пост состоит в том, чтобы не рассеиваться умом по житейским мелочам, воздерживаться от мирских развлечений и удовольствий, беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения, скверных мыслей, неполезных разговоров.

Продолжительность и мера поста перед Причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин — при беременности и кормлении – пост может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).

В наши дни в Русской Православной Церкви сложилась практика, согласно которой человек, причащающийся несколько раз в году, постится три дня перед причащением. Приемлемой является также практика, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий общецерковные многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер накануне причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения священника.

Накануне Причастия с 12 часов ночи начинается евхаристический пост – полное воздержание от пищи и питья до момента причащения. С древности принято приступать к Святой Чаше натощак. Об этом говорят и каноны Церкви: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими» (41-е [50-е] правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Трулльского Собора). При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. В случае причащения за Божественной литургией, совершаемой ночью (на Пасху, Рождество и т.д.), продолжительность евхаристического поста составляет не менее 6 часов перед причащением.

Часто возникает вопрос: если кто-нибудь утром в день причащения, умываясь, чистя зубы или принимая душ, случайно проглотил немного воды, может ли он причаститься? Святитель Тимофей Александрийский отвечает так: «Он должен причаститься. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же».

Лицам, состоящим в браке, в период подготовки к причащению необходимо воздерживаться от супружеской близости. 5 правило св. Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне причастия.

Христиан, подверженных вредной привычке табакокурения, Церковь призывает отказаться от нее. Тем, кто не имеет пока для этого сил, надлежит воздерживаться от курения с полуночи, а по возможности — и с вечера в канун причащения.

Церковные каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2 правило св. Дионисия Александрийского, 7 правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием.

2.2. Домашняя молитва и участие в богослужении

Домашняя молитва включает в себя, кроме обычных утренних и вечерних молитв, обязательное чтение накануне причастия «Последования ко Святому Причащению». По традиции Русской церкви, обычно читаются также три канона: покаянный канон Господу, молебный канон Пресвятой Богородице и канон Ангелу-хранителю. Можно читать эти каноны в течение нескольких дней перед причастием.

Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к литургии – вершине всех церковных служб, накануне причащения нужно постараться придти в храм и помолиться вместе со всеми на вечернем богослужении.

Однако следует отметить, что сложившиеся требования молитвенной подготовки к причащению – не догматы, а только традиции Церкви, направленные на то, чтобы «расшевелить» душу, вызвать покаянные чувства, духовно настроить человека к приобщению Богу. Св. Иоанн Кронштадтский говорил: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило к причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию Святых Таин; если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах».

2.3. Исповедь

Желательно исповедоваться вечером накануне дня причащения. В крайнем случае, можно исповедаться и в самый день причащения, утром.

Причащение младенцев и детей

Церковь крестит и причащает младенцев по вере их родителей. Поэтому крайне желательно, чтобы их причащение совершалось совместно с семьей или хотя бы вместе с одним из родителей. Ситуация, когда регулярно и часто причащают маленьких детей, а родители причащаются несколько раз в год или не причащаются вовсе – ненормальна. Для Церкви очень важно участие в Евхаристии всей семьи.

Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет.

Для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак. С этого же времени следует учить ребенка прочитывать молитвы к святому причащению, содержание и объем которых определяются родителями в соответствии с возрастом, духовным и интеллектуальным развитием ребенка.

Во время Причащения

Причащение совершается в конце Литургии.

Во время выноса Святых Даров из алтаря надо сделать по мере возможности земной поклон.

Затем сложить руки крестообразно на груди – правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно не разнимая рук.

Подходить к Чаше надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной.

К Чаше подходят по очереди. При этом первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети, мужчины и женщины. Нужно уступать ближним дорогу и ни в коем случае не толкаться.

Недопустимо причащаться с накрашенными губами.

У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары.

Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника.

Подойдя к Чаше, громко и отчетливо назвать свое имя, полученное в крещении. Затем широко открыть рот и принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить. Не крестясь, поцеловать нижний край Чаши, символизирующий ребро Христово, из которого истекла кровь и вода после Его распятия.

После этого сразу отойти к тому месту в храме, где раздают причастникам запивку (как правило, разведенный теплой водой кагор) и кусочки просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна мелкая частица Тела Христова не осталась во рту.

Когда причащается младенец, его нужно положить на правую руку (как при кормлении грудью), лицом вверх и в таком положении причащать.

После Причащения

Придя домой, необходимо, прежде всего, возблагодарить Господа за Его величайшую милость, прочитав благодарственные молитвы по Святом Причащении.

После причастия нужно быть особенно внимательным к своей душе, хранить себя от греха, от пустых разговоров и развлечений. Время после причащения лучше всего посвятить молитве, чтению духовной литературы, творению добрых дел.

В день причащения не совершаются земные поклоны, за исключением поклонов перед плащаницей Спасителя в Великую субботу и коленопреклонных молитв в День Святой Троицы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *