Так погоди ка что то здесь не так
Так погоди ка что то здесь не так
Собрание сочинений в тридцати томах
Том 6. Пьесы 1901-1906
Бессемёнов, Василий Васильев, 58 лет, зажиточный мещанин, старшина малярного цеха.
Акулина Ивановна, жена его, 52 года.
Петр, бывший студент, 26 лет; Татьяна, школьная учительница, 28 лет, его дети.
Нил, воспитанник Бессемёнова, машинист, 27 лет.
Перчихин, дальний родственник Бессемёнова, торговец певчими птицами, 50 лет.
Поля, его дочь, швейка, работает в семьях поденно, 21 год.
Елена Николаевна Кривцова, вдова смотрителя тюрьмы, живет на квартире у Бессемёновых, 24 года.
Тетерев, певчий; Шишкин, студент, нахлебники у Бессемёновых.
Цветаева, учительница, подруга Татьяны, 25 лет.
Место действия — маленький провинциальный город.
Комната в зажиточном мещанском доме. Ее правый угол отрезан двумя глухими переборками; они выступают в комнату прямым углом и, стесняя задний план ее, образуют на переднем еще маленькую комнату, отделенную от большой деревянной аркой. В арке протянута проволока, на ней висит пестрый занавес. В задней стене большой комнаты — дверь в сени и другую половину дома, где помещается кухня и комнаты нахлебников. Слева от двери — огромный, тяжелый шкаф для посуды, в углу сундук, справа — старинные часы в футляре. Большой, как луна, маятник медленно качается за стеклом, и, когда в комнате тихо, слышится его бездушное — да, так! да, так! В левой стене — две двери: одна в комнату стариков, другая — к Петру. Между дверями печь, облицованная белыми изразцами. У печи — старый диван, обитый клеенкой, пред ним — большой стол, на котором обедают, пьют чай. Дешевые венские стулья с тошнотворной правильностью стоят у стен. Слева же у самого края сцены — стеклянная горка, в ней — разноцветные коробочки, пасхальные яйца, пара бронзовых подсвечников, ложки чайные и столовые, несколько штук серебряных стаканчиков, стопок. В комнате за аркой, у стены против зрителя — пианино, этажерка с нотами, в углу кадка с филодендроном. В правой стене — два окна, на подоконниках — цветы, у окон — кушетка, около нее — у передней стены — маленький стол.
Вечер, около пяти часов. В окна смотрит осенний сумрак. В большой комнате — почти темно. Татьяна, полулежа на кушетке, читает книгу, Поля у стола — шьет.
Татьяна (читает). «Взошла луна. И было странно видеть, что от нее, такой маленькой и грустной, на землю так много льется серебристо-голубого, ласкового света»…
(Бросает книгу на колени себе.) Темно.
Татьяна. Не надо! Я устала читать…
Поля. Как это хорошо написано! Просто так… и грустно… за душу берет… (Пауза.) Ужасно хочется знать — какой конец? поженятся они — иль нет?
Татьяна (с досадой). Не в этом дело…
Поля. А я бы такого не полюбила… нет!
Поля. Скучный он… И всё жалуется… Неуверенный потому что… Мужчина должен знать, что ему нужно делать в жизни…
Татьяна (негромко). А… Нил — знает?
Поля (уверенно). Он знает!
Поля. Я… не могу вам это рассказать… так просто, как он говорит… Но только — дурным людям… злым и жадным — плохо будет от него! Не любит он их…
Татьяна. Кто — дурен? И кто — хорош?
Поля. Он Знает. (Татьяна молчит, не глядя на Полю. Поля, улыбаясь, берет книгу с ее колен.) Хорошо это написано! Она очень уж привлекательная… такая прямая, простая, душевная! Вот как видишь женщину-то, в милом образе описанную, так и сама себе лучше кажешься…
Татьяна. Какая наивная… смешная ты, Поля! А меня — раздражает вся эта история! Не было такой девушки! И усадьбы, и реки, и луны — ничего такого не было! Всё это выдумано. И всегда в книгах описывают жизнь не такой, какая она на самом деле… у нас, у тебя, например…
Поля. Пишут про интересное. А в нашей жизни — какой интерес?
Татьяна (не слушая, с раздраженьем). Мне часто кажется, что книги пишут люди… которые не любят меня и… всегда спорят со мной. Как будто они говорят мне: это лучше, чем ты думаешь, а вот это — хуже…
Поля. А я думаю, что все писатели непременно добрые… Посмотрела бы я на писателя.
Татьяна (как бы сама с собою). Дурное и тяжелое они изображают не так, как я его вижу… а как-то особенно… более крупно… в трагическом тоне. А хорошее — они выдумывают. Никто не объясняется в любви так, как об этом пишут! И жизнь совсем не трагична… она течет тихо, однообразно… как большая мутная река. А когда смотришь, как течет река, то глаза устают, делается скучно… голова тупеет, и даже не хочется подумать — зачем река течет?
Поля (задумчиво глядя пред собой). Нет, Я бы посмотрела на писателя! Вы читали, а я нет-нет да в подумаю — какой он? Молодой? старый? брюнет.
Поля. Вот этот писатель…
Поля. Ах… жалко как! Давно? Молодой?
Татьяна. Средних лет. Он пил водку…
Поля. Бедненький… (Пауза.) И почему это — умные люди пьянствуют? Вот этот, нахлебник ваш, певчий… он ведь умный, а — пьет… почему это?
Татьяна. Жить скучно…
Петр (заспанный, выходит из своей комнаты). Экая тьма! Кто это сидит?
Поля. Я… и Татьяна Васильевна…
Петр. Что ж вы огонь не зажжете?
Поля. Мы сумерничаем…
Петр. В мою комнату от стариков запах деревянного масла проходит… Должно быть, от этого во сне видел, будто плыву по какой-то реке, а вода в ней густая, как деготь… Плыть тяжело… и я не знаю — куда надо плыть… и не вижу берега. Попадаются мне какие-то обломки, но когда я хватаюсь за них — они рассыпаются в прах… гнилые, трухлявые. Ерунда… (Насвистывая, шагает по комнате.) Пора бы чай пить:
Поля (зажигая лампу). Пойду, похлопочу… (Уходит.)
Петр. По вечерам у нас в доме как-то особенно… тесно и угрюмо. Все эти допотопные вещи как бы вырастают, становятся еще крупнее, тяжелее… и, вытесняя воздух, — мешают дышать. (Стучит рукой в шкаф.) Вот этот чулан восемнадцать лет стоит на одном месте… восемнадцать лет… Говорят — жизнь быстро двигается вперед, а вот шкафа этого она никуда не подвинула ни на вершок… Маленький я не раз разбивал себе лоб о его твердыню… и теперь он почему-то мешает мне. Дурацкая штука… Не шкаф, а какой-то символ… чёрт бы его взял!
Татьяна. Какой ты скучный, Петр… Тебе вредно жить так…
Татьяна. Ты нигде не бываешь… только наверху у Лены… каждый вечер. И это очень беспокоит стариков… (Петр, не отвечая, ходит и свищет.) Знаешь — я стала сильно уставать… В школе меня утомляет шум и беспорядок… здесь — тишина и порядок. Хотя у нас стало веселее с той поры, как переехала Лена. Да-а, я очень устаю! А до праздников еще далеко… Ноябрь… Декабрь. (Часы бьют, шесть раз.)
Бессемёнов (высовывая голову из двери, своей комнаты). Засвистали козаченьки! Прошение-то, поди-ка, опять не написал?
Петр. Написал, написал…
Бессемёнов. Насилу-то удосужился… эхе-хе!
Татьяна. Какое это прошение?
Петр. О взыскании с купца Сизова 17 р. 50 к. за окраску крыши на сарае…
Акулина Ивановна (выходит с лампой). А на дворе-то опять дождик пошел. (Подходит к шкафу, достает из него посуду и накрывает на стол.). Холодно у нас чего-то. Топили, а холодно. Старый дом-то… продувает… охо-хо! А отец-то, ребятишки, опять сердитый… поясницу, говорит, ломит у него. Тоже старый… а всё неудачи да непорядки… расходы большие… забота.
Девчата (фильм)
«Девча́та» — комедийный художественный фильм, снятый в СССР режиссёром Юрием Чулюкиным по одноимённой повести Б. Бедного.
Комендант: Это что, все твои вещи?
Тося: Угу.
Комендант: А подушки у тебя своей нет?
Тося: [отрицательно качает головой]
Комендант: Тумбочек у нас хоть завались, а вот по части подушек бедствуем.
Тося: Что же, мне на тумбочке спать?
Комендант: Ещё не ясно.
Комендант: Ты раньше где работала?
Тося: Нет ещё.
Комендант: Едут тут всякие. Ни профессии, ни подушек, одна морока с вами.
Тося: Профессия у меня есть.
Комендант: Разберёмся. Видишь то место? Воон пожарный щит.
Тося: Ага.
Комендант: Это место у нас Камчаткой называется.
Тося: [смеётся]
Комендант: Сидят там некоторые по вечерам парочками, посидят-посидят, а потом комнату отдельную требуют. А комнат свободных у нас нет.
Тося: А зачем вы мне это говорите?
Комендант: Сигнализирую.
Катя: Ты что тут делаешь?
Тося: Чай пью.
Катя: Да ты откуда взялась-то?
Анфиса: Всю жизнь о такой соседке мечтала. Это кто ж тебя научил по чужим тумбочкам лазить, а?
Тося: Да ты что? Вот! Пользуйтесь.
Анфиса: Богато живёшь.
Вера: Да ты не расстраивайся, ешь на здоровье.
Тося: Первый раз таких единоличников вижу.
Анфиса: Вот и погляди.
Надя: Ты кто ж такая будешь?
Тося: Кислицына Тося. А ты?
Надя: А я Надя Ерохина. А вот это наша Катя.
Тося: Тося.
Катя: Очень приятно.
Тося: И мне.
Катя: Вкусно?
Тося: Угу.
Вера: Ну а я Круглова Вера.
Тося: Очень приятно. Постой-ка. Тимофевна?
Вера: Тимофевна.
Тося: А ну танцуй. Что смотришь? Танцуй. Воот, заказное!
Вера: Дай сюда!
Тося: Неет, пусть танцует. Правда, девчат?
Анфиса: И кем же ты сюда работать приехала?
Тося: Поваром.
Анфиса: Это что ж теперь будет?
Тося: Заколыхалась, ничего смешного. Я Симферопольское кулинарное училище кончила.
Анфиса: Специалистка, значит, молодая.
Тося: Хотя бы.
Надя: Ксан Ксаныч приходил.
Тося: Да был тут какой-то облезлый, а как звать — не знаю.
Катя: Ты что?!
Тося: А что?
Катя: Это жених её.
Тося: А разве женихи такие бывают?
Катя: Бывают, и такие бывают. Убери ноги.
Катя: Это что ж, вся твоя обувка?
Тося: Ага, а что?
Катя: Да ты что смеёшься? Ты знаешь, какая у нас зима?
Тося: А я не мерзлявая.
Надя: На. Здесь тебе не Симферополь.
Тося: А за что вы их снимаете? Что они сделали?
Комендант: В том то и дело, что не сделали. Недовыполнили и привет.
Тося: Ой, кто это? Где я его видела? Я его откуда-то знаю.
Комендант: Да ты что, с неба свалилась? Это же Ковригин Илья! А-а, ты у нас новенькая.
Илья: Разрешите?
Тося: А вы всегда с папироской танцуете? И в шапке? Так вот, с ТАКИМИ я не танцую.
Филя: Илья! Погоди-ка, Илья, дай прикурить.
Илья: Пожалуйста.
Филя: Да-а, умыла она тебя.
Илья: Подумаешь, тоже мне фигура.
Филя: Ну, фигуры, может, и нет, а характер налицо.
Катя: Неужели на делянку понесёшь?
Тося: А что?
Катя: Это после вчерашнего?
Тося: Ну сама же слышала, люди новую технологию осваивают.
Катя: Ох, батюшки, куда это только у людей самолюбие девается.
Тося: Чего же обедать не приходили?
Илья: А мы вчерашними щами сытые.
Тося: А как же эта штука называется?
Илья: Эта штука называется бензопила «Дружба».
Тося: Так и называется — «Дружба»?
Илья: Так и называется — «Дружба».
Тося: Хорошее название.
Вася: Техника, тут соображать надо! Это тебе не картошку варить.
Тося: А что картошка? Ты думаешь, картошка — это так вот просто сварил и съел, да? А-а, не тут-то было. Из картошки, знаешь, сколько блюд можно приготовить?
Вася: Ну сколько? Жареная и пюре!
Тося: Да? А ну считай: картошка жареная, отварная, пюре, дальше, картофель фри, картофель пай.
Вася: Это ещё что такое?
Тося: А это такими стружечками жарится в кастрюле в кипящем масле.
Вася: Ну и так бы и говорила, а то пай. Ну и всё.
Тося: Нет, не всё. Пожалуйста: картофельные пирожки с мясом, с грибами, с капустой и так далее, картофельные оладьи, соус грибной, соус томатный, соус сметанный и так далее, картофельный рулет, запеканка, картофель тушёный с черносливом, картофель тушёный с лавровым листом и с перцем, картофель молодой, отварной с укропом, Шанди.
Илья: Разрешите проводить?
Тося: А зачем? Я и сама дойду. Здесь медведей нет.
Илья: Да разве девушек провожают только из-за медведей?
Илья: А куда ты?
Тося: Так короче.
Илья: А вот так длиннее.
Илья: Вот некоторые даже не подозревают, что можно сделать из 1 кубометра леса. Да вот ты приехала на лесоразработки, знаешь?
Тося: Да, дрова.
Илья: Дрова.
Тося: Шпалы для рельс.
Илья: Шпалы. Вот насчёт картошки ты хорошо всё понимаешь. Из одного кубометра леса можно сделать 200 килограммов бумаги, да. Или 170 пар резиновых галош. Или, например, 2 шины для автомобиля или 180 килограммов шерсти. Ну вот, у тебя варежки. Ты думаешь, они из шерсти, да?
Тося: Да.
Илья: Нет, ёлка. Замёрзли ручонки, да?
Тося: Ага.
Илья: Или вот мой шарф.
Тося: Тоже из ёлки?
Илья: Нет, сосна. И вообще, лес — он всё человечество обогревает.
Тося: Ох, и личность ты! Наплёл про лес!
Тося: Ты чего?
Катя: Гляди, Тоська.
Тося: А чего глядеть?
Катя: Да ты знаешь, он у нас кто?
Тося: Кто?
Катя: Бабник, вот кто.
Так погоди ка что то здесь не так
Он по-разному подписывал свои произведения. Антином исходящий и Дон-Кихот, Нектои Пьеро, Иегудиил Хламидаи Самокритик Словотеков, Один из теперешних, А-а! Unicus…Но всему миру Алексей Максимович Пешков — таково было данное при рождении имя — известен как Максим Горький, или даже короче, М. Горький, Горький.
Многими признано, что настоящий писатель всю жизнь пишет одну книгу. Перу Горького принадлежат романы, пьесы, десятки повестей и рассказов, очерков, стихотворений, фельетонов, литературно-критических и публицистических статей. Он создал литературные портреты многих писателей и политических деятелей, оставил воспоминания о своем времени и его людях. Горький и в тысячах его писем.
Но эта грандиозная Книга Горького — не единственное, оставленное им человечеству. Максим Горький был не только писателем. Он был крупнейшим общественным деятелем, считавшим, что его время «включает в область поэзии совершенно новые темы» и, прежде всего, «борьбу коллективного организованного разума против стихийных сил природы и вообще против „стихийности“ воспитания не классового, а всемирного Человека Человечества, творца „второй природы“, создаваемой энергией его воли, разума, воображения». Горький и стал строителем (а очень часто и создателем) новых форм человеческих отношений, новых форм литературы. С его именем связаны сотни больших и малых начинаний, событий, дел, память о нем навсегда стала частью — светлой или подпаленной — отечественной истории.
Хорошо понимая, что «старый тип литературы и старые приемы изложения» исчерпаны, Горький оставался уверен: «Материал литератора — такой же человек, каков сам литератор». Лучшее подтверждение этому — его творческая практика, автобиографизм его творчества. Однако автобиографизм особого рода.
Хотя, читая Горького, мы узнаем о нем очень много как о человеке времени, нельзя забывать, что это было время великих иллюзий и великих мифов. Время, когда не только расчисливалось будущее, но и переписывалось прошлое. Время, когда пересочинялись биографии, когда белое становилось черным, а затем заливалось красным. Горький предсказывал: «Вероятно, лет эдак через пятьдесят, когда жизнь несколько остынет… людям конца XX столетия первая половина его покажется великолепной трагедией, эпосом пролетариата». Сегодня все, кто не слеп,осознали, что «эпос пролетариата» оказался самой страшной сказкой нашего века, а Горький — главным рассказчиком-хроникером этой сказки. Его без преувеличения горькая судьба с божественной ясностью показывает, что бывает с писателем, пренебрегающим главным литературным заветом: лирой пробуждать чувства добрые.
Горький, к сожалению, прославился другими афоризмами, порожденными мутацией его юношеского ницшеанства под воздействием коммунистических идей. Хотя и расплатился за измену идеалам литературного гуманизма. И своей жизнью почетного заключенного в 1930-е годы, и безвременной смертью, и посмертной судьбой. Объявленный главным большевицким писателем и удостоенный полного академического собрания сочинений, он в этом собрании до сих пор так и не воплотился: оно застыло на половине — слишком многое из написанного Горьким не влезало в клетку, сооруженную партийными идеологами для вроде бы прикормленного Буревестника Революции.Публицистика Горького и его письма так полностью и не изданы.
Но — парадокс! — в этом залог самоспасения Горького от забвения. Критические стрелы, полетевшие в его монумент с началом перестройки, стрелы, напоенные лечебным ядом и праведным гневом, сегодня иссякли. Литературный вождь низвергнут. Остался только писатель. Сделанное Горьким водружено на весы вечности. Мы начинаем читать его по-новому: и общеизвестные, нередко насильно-хрестоматийные вещи, и запрещенные советской цензурой. И соглашаемся с тем, что признавали и его недруги: писать он умел.
В этой книге собраны произведения Горького, которые, возможно, хоть и качаясь на этих весах вечности, все же в реку забвенья не канут.
Эта статья великого русского писателя впервые была напечатана в парижском еженедельнике «Иллюстрированная Россия» (1936. 4 июля. № 28), вскоре после кончины А.М. Пешкова (Горького). Печатается по изд.: Бунин И.А. Публицистика 1918–1953 годов. М., 1998. С. 410–416.
Начало той странной дружбы, что соединяла нас с Горьким, — странной потому, что чуть не два десятилетия считались мы с ним большими друзьями, а в действительности ими не были, — начало это относится к 1899 году. А конец — к 1917. Тут случилось нечто еще более странное: человек, с которым у меня за целых двадцать лет не было для вражды ни единого личного повода, оказался для меня врагом, долго вызывавшим во мне приступы ужаса, негодования. С течением времени чувства эти перегорели, он стал для меня как бы несуществующим. Но вот громкий, безразличный голос из радио:
— L’ecrivain Maxime Gorki est decede… Alexis Pechkoff, connu en litterature sous le nom Maxime Gorki, etait ne en 1868 a Nijni-Novgorod d’une famille de Cosaques… [1]
«Decede…» Очень сложные чувства.
В первый раз в жизни слышу о его казацком происхождении. Может быть, он и правда был казак? Я уже это писал: о нем, как это ни удивительно, до сих пор никто не имеет точного представления. Кто знает его биографию достоверную? Молва все еще твердит: «Босяк, поднялся со дна моря народного…» В словаре Брокгауза читаешь другое: «Горький-Пешков, Алексей Максимович. Родился в 1868 году, в среде вполне буржуазной: отец — управляющий большой пароходной конторой, мать — дочь богатого купца красильщика…» Дальнейшее основано только на автобиографии Горького… Был в мальчишеские годы поваренком на волжском пароходе, потом где-то садовником… торговал яблоками… Был письмоводителем у нижегородского адвоката Ланина; уйдя от него, «бродил по югу России»…
В 92-м году он напечатал в газете «Кавказ» свой первый очерк — «Макар Чудра». Через три года после того появился знаменитый «Челкаш». К этой поре и относятся мои первые сведения о нем. Я жил тогда в Малороссии, в Полтаве, и вот прошел по Полтаве слух: «Под Кобеляками поселился молодой писатель Горький. Фигура удивительно красочная. Ражий детина в широчайшей крылатке, в шляпе вот с этакими полями и с суковатой дубинкой в руке…» А познакомились мы весной 99-го года. Приезжаю в Крым, в Ялту, иду как-то по набережной и вижу: навстречу идет Чехов, а рядом с ним кто-то громко говорящий басом и все время высоко взмахивающий руками из крылатки. Здороваюсь с Чеховым, он говорит: «Познакомьтесь — Бунин — Горький». Знакомлюсь и убеждаюсь, что в Полтаве описывали его отчасти правильно: и крылатка, и вот этакая шляпа, в руках толстая палка. Под крылаткой ярко-желтая шелковая рубаха, подпоясанная толстым и длинным шелковым жгутом кремового цвета, вышитая разноцветными шелками по подолу и вороту. Только не детина и не ражий, а просто высокий и сутулый красно-рыжий мастеровой с зеленоватыми небольшими глазами, быстрыми и уклончивыми, с широкими ноздрями седловатого носа, веснушчатый, с желтыми моржовыми усами, которые он, покашливая, все поглаживает пальцами: немножко поплюет на них и погладит…
Чуть не в тот же день между нами возникло что-то вроде дружеского сближения, с его стороны несколько даже сентиментального, с каким-то застенчивым восхищением мною:
— Вы же последний писатель от дворянства, той культуры, которая дала миру Пушкина и Толстого!
В тот же день, как только Чехов взял извозчика и поехал к себе в Аутку, Горький позвал меня зайти к нему на Виноградную улицу, где он снимал у кого-то комнату, показал мне, морща нос, неловко улыбаясь счастливой, комически-глупой улыбкой, карточку своей жены с толстым, живоглазым ребенком на руках, потом кусок шелка голубенького цвета и сказал с этими гримасами:
Скончался писатель Максим Горький… Алексей Пешков, известный в литературе под именем Максим Горький, родился в 1868 году в Нижнем Новгороде в казацкой семье… ( фр.)
«Деда, погоди. »»: последнее и самое трогательное стихотворение Леонида Филатова
Бывают стихи, которые западают в душу после того, как их услышал всего один раз. Именно таким стихотворением являются строки, написанные Леонидом Филатовым незадолго до смерти и ставшие посвящением его внучке Оле. Строки о том, ради чего человеку стоит жить.
Программы были фактически «похоронным звоном» по актерам, разыгравшим трагедию своей жизни, забытым, ушедшим… Узнавая их истории, актер нередко плакал – в общем, не жалел себя эмоционально. «Меня предупреждали, что шастать по могилам – не полезно для здоровья, – вспоминал Филатов. – Но кто-то должен был вспомнить об этих людях».
В августе 1993-го работа прервалась. Актер оправлялся от инсульта, но потом снова пережил критическое состояние и едва не умер. Как он сам вспоминал позже, жизнь ему спасла… маленькая внучка. Об этом случае со слов актера нам рассказала редактор программы «Чтобы помнили» Ирина Симушина
« Этот период был для него безумно сложным, – вспоминает она. – Лёня говорил, что после операции ему спасла жизнь внучка Оля. Она все время приходила к нему в больницу. И вот они ходили гулять по какому-то прибольничному садику. Она была маленькая, шла медленно и все время говорила: «Деда, погоди, погоди!» Это «погоди!» его и спасло. Потому что в тяжелые моменты болезни это слово звучало для него как «Не уходи!»
Своё последнее стихотворение Леонид Филатов посвятил именно ей – внучке Оле.
Тот клятый год уж много лет, я иногда сползал с больничной койки.
Сгребал свои обломки и осколки и свой реконструировал скелет.
И крал себя у чутких медсестер, ноздрями чуя острый запах воли,
Я убегал к двухлетней внучке Оле, туда, на жизнью пахнущий простор.
Мы с Олей отправлялись в детский парк, садились на любимые качели,
Глушили сок, мороженое ели, глазели на гуляющих собак.
Аттракционов было пруд пруди, но день сгорал, и солнце остывало,
И Оля уставала, отставала и тихо ныла: «Деда, погоди».
Оставив день воскресный позади, я возвращался в стен больничных гости,
Но и в палате слышал Олин голос: «Дай руку, деда, деда, погоди. »
И я годил, годил, сколь было сил, а на соседних койках не годили,
Хирели, сохли, чахли, уходили, никто их погодить не попросил.
Когда я чую жжение в груди, я вижу, как с другого края поля
Ко мне несется маленькая Оля с истошным криком: «Деда-а-а, погоди-и. »
И я гожу, я все еще гожу и, кажется, стерплю любую муку,
Пока ту крохотную руку в своей измученной руке еще держу.
Уникальное видео из личного архива семьи Филатова позволяет услышать, как читает это стихотворение сам поэт.
Сценарий к Новому году: «Новогодняя сказка»
Цель: создание праздничного настроения и положительных эмоций у детей.
Задачи:
Форма организации деятельности детей: праздник.
Ход мероприятия
Под веселую музыку дети входят в зал и становятся у стульчиков.
Ведущая
Сказка в гости нас зовет,
В зимний лес с собой ведет!
Так среди сугробов снежных
Виден домик белоснежный
Кто живет в нем, отзовись!
И ребятам покажись!
(Под музыку выходит Снегурочка.)
Снегурочка (рассказывает и показывает)
Ведущий
Снегурочка
Ребята, вокруг елки обойдите,
Все игрушки рассмотрите!
(Звучит музыка, дети обходят елку, рассматривая игрушки.)
Дети останавливаются и рассказывают стихи около елочки.
Ведущий
(после танца дети садятся на стульчики)
Ведущий
Возле елки ожидают нас сегодня чудеса!
(Выход Бабы Яги под веселую таинственную музыку.)
Баба Яга
Ай да елочка-краса!
Что это здесь за чудеса?
Ведущий:Кто же это? Не могу найти ответа.
Баба Яга
Это ж я, снегурочка,
Вишь, кака фигурочка!
И коса, и шапочка,
Вишь, какая лапочка!
Ведущий
А у нас сомненье
Есть несовпадения!
Баба Яга
Вот пристала, как заноза!
Точно внучка я Мороза!
Ведущий (под музыку песни «Расскажи, Снегурочка» из мультфильма «Ну, погоди!» начинает петь)
Расскажи, Снегурочка, где была?
Расскажи-ка, милая, как дела?
Баба Яга
Ступа поломалася к январю,
На метле летала,
Ой, что же я пою! (прикрывает рот)
Ведущий: А ну-ка, давай-ка, нам правду скажи.
Баба Яга
Снегурочка я, Снегурочка я,
Поверьте же мне, малыши!
Ведущий
Где живешь, Снегурочка, расскажи.
Домик свой хрустальный нам опиши.
Баба Яга
Замок мой хрустальный на двух ногах.
Голос его звонкий:
Кудах-тах-тах!
Ведущий: А ну-ка давай-ка, нам правду скажи!
Баба Яга
Снегурочка я, Снегурочка я,
Поверьте же мне, малыши!
Ведущий
Дети: Бабушка Яга!
Ведущий
Мы тебя, Яга, узнали.
Поздоровалась бы с нами.
Баба Яга
Ведущий
Ты пришла на детский праздник,
Как последний безобразник,
Хватит тут хозяйничать,
Хватит безобразничать!
Баба Яга
Вы, смотрю, совсем зазнались
И меня не испугались!
Я вам это не прощу,
Вашу елку утащу!
(Дети топают ножками, и от шума Баба Яга убегает в лес.)
Ведущий
Приготовьте ушки,
Приготовьте глазки,
Чтобы оказаться в новогодней сказке!
Тихо музыка звучит,
Наверно гость сюда спешит.
Волшебник: Интересно, куда я попал?
Дети: На праздник!
Волшебник: А как зовется этот праздник?
Дети: Новый год!
Волшебник
А откуда он приходит?
И куда потом идет?
Очень мне узнать охота,
Что такое Новый год?
Ведущий: Что ж, сейчас ребята наши обо всем тебе расскажут.
Дети
Ведущий
Дед Мороз придет сегодня
К нам на праздник Новогодний,
Будет с нами петь, плясать
Всем подарки раздавать.
Волшебник
Значит, весело тут будет
Дед Мороз сюда придет
Вот так чудо, просто чудо
Этот праздник Новый год!
Ведущий
Ты нам, волшебник, помоги,
Деда Мороза позови,
Чтобы он пришел скорей,
Чтоб порадовать детей.
Волшебник
С удовольствием, друзья!
Но его не знаю я.
Вы Мороза опишите,
Про него мне расскажите.
Дети
Волшебник
Что ж, теперь, мои друзья, дедушку узнаю я!
Вот только нужно произнести волшебные слова:
Свое желание только скажешь
И этой палочкой помашешь,
Оно исполнится тот час.
Взмахну я ею – в добрый час.
Желаю, чтобы Дед Мороз побыстрее к нам явился. (небольшая пауза)
Волшебник: Ребята, слышите, кто-то идёт. Наверное, это Дед Мороз к нам торопится. Пойду встречу его. (Уходит и возвращается со снеговиком в руках.)
Волшебник: А вот и Дедушка Мороз! Как мы тебя ждали!
Ведущий: Что ты, Волшебник, разве это Дед мороз?!
Волшебник: Как не Дед Мороз? Но ведь у него же красный нос!
Ведущий: Ребята, кто же это?
Дети: Снеговик!
Снегурочка: Ох! Обидно мне до слез! Где же Дедушка Мороз?
Ведущий: Только нет его, пропал. К нам на елку не попал!
Снегурочка
Видно, что-то приключилось.
Должен он давно прийти.
Неужели заблудился и не может нас найти?
Ведущий: Не переживай, снегурочка, и вы, ребята, не расстраивайтесь. Давайте еще немного подождем, а пока веселую песенку споём. А ты, Волшебник, нам помоги, Деда Мороза на праздник верни.
(исполняется песня «Елочная хороводная»)
Волшебник
Знаю я, где Дед Мороз,
Он для вас подарки вез.
Ехал долгою дорогой
И устал, видать, немного.
Сел под елку отдохнуть
Да и задремал чуть-чуть.
Снегурочка: Нужно в зимний лес спешить Деда Мороза разбудить!
Волшебник: Побегу скорее я! До свидания, друзья!
Снегурочка
Пока волшебник его будет искать
Хочу вам загадки, друзья загадать
Ведущий: Скоро праздник Новый год, а Мороз все не идет! А давайте еще раз позовем его сейчас! (поют)
Перед самым Новым годом
Мне приснился Дед Мороз.
Он коснулся моей щечки,
Я во сне совсем замерз.
Где ты, Дедушка Мороз?
Ты приснился мне не зря.
Поскорее приходи,
Ждут тебя мои друзья.
Дед Мороз, где ты? – 2 раза
Дед мороз, где же ты?
Дед Мороз: (его голос) Ау! Ау! Иду, иду-у!
Снегурочка предлагает детям поиграть в прятки. Игра в прятки.
Снегурочка: А знаете, ребятки, давайте-ка с Морозом поиграем в прятки. Мы сейчас спрячемся от него (Прячет детей под елочку).
Дед мороз (входит в зал): Здравствуйте, ребята! Милые внучата! Ой, нет никого! Я наверно заплутал и не в этот сад попал! Может я чего напутал? Может адрес перепутал? Наверно дети испугались и к мамочкам своим прижались! (Ищет детей.)
Снегурочка
Мы мороза не боимся и не прячем в шубку нос!
Мы как выйдем да как крикнем…
Дети:
Здравствуй, дедушка Мороз!
Он пришел, ура! – 2 раза
Веселись, детвора! Ура!
Дед Мороз
Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки!
С Новым годом вас, друзья,
Очень рад всех видеть я.
Вы, конечно, все собрались
В новогодний, светлый час
Целый год мы не встречались,
Я соскучился без вас!
Исполнение детьми песни «Ты пришел к нам в гости дед Мороз».
Дети образуют круг, Дед Мороз оказывается внутри круга.
Дед Мороз
Ай да песня! Как чудесна!
Только вот что интересно.
Как из круга выйду я?
Ведущий с детьми: Мы не выпустим тебя! (Дети берутся за руки.)
Дед Мороз: Как это не выпустите! А я тут проскочу. Ну, тогда здесь выпрыгну! Что такое? Вот так раз! Заморожу всех сейчас!
Снегурочка: Детвора, не зевай, поскорее убегай!
Проведение игры «Заморожу!»
Дед Мороз: Никого я не догнал, никого я не поймал!
Ведущий:
Исполняется песня « Здравствуй, зимушка – зима», а Дед Мороз приплясывает.
Дед Мороз: Вот спасибо вам, друзья, позабавили меня!
Снегурочка: А сейчас, детвора почитать стихи пора (чтение стихов детьми Деду Морозу в момент его отдыха).
Дети
Ведущий: Дед мороз, ребята для тебя ещё и песню приготовили «У всех Новый год». Становись вместе с нами в хоровод!
Снегурочка
Жарко деду Морозу стало,
Знать тепло его застало.
Где мои снежинки-
Белые пушинки?
Снежинки-подружки, летите!
Снежинки-подружки, пляшите!
Деда Мороза охладите.
Ведущий
Любят наши ребятишки музыку и сладости,
А конфетки нам приносят много-много радости.
Дедушка, ты сегодня танцевал?
Дед Мороз: Танцевал
Ведущий: А с ребятами играл?
Дед Мороз: Да, играл!
Ведущий: Ты и пел, и шутил, ну а что же ты забыл?
Дед Мороз: Сейчас проверю. Шапка здесь и шубка здесь, варежки на месте! А мешка моего нет! Придется его позвать.
Льдинки, сосульки, салазки, смешок.
Выйди сюда мой волшебный мешок!
(Мешок не появляется.)
Дед Мороз:
Он куда запропастился?
Путешествовать, что ли пустился?
Должен он стоять на месте
Иль ходить со мною вместе!
Ведь сегодня Новый год-
Ребятня подарков ждет
Дед Мороз
Снег, пурга, сосульки, град.
Возвращайся, говорят!
Волшебник: Дед Мороз, погоди! Что поймал я, погляди! (Выходит волшебник, волоча за собой мешок.)
Дед Мороз: Да, мешок, и правда, мой! На нем узел непростой. (Пытается развязать, но не может.)
У-гу-гу! Развязать я не могу!
Ну-ка, дунем посильней. (Обращается за помощью к детям, и дети дуют.)
Узел, развяжись скорей (стучит посохом, развязывает узел, раскрывает мешок).
Снегурочка
Хорошо мы постарались,
Все подарки нам достались.
Дед Мороз
Поскорее по местам
Всем подарки я раздам.
Угощайтесь, ребятишки:
Девчонки и мальчишки
Вручение детям подарков дедом Морозом и Снегурочкой.
Ведущий: А сейчас все приглашаются в хоровод и исполним песню «В лесу родилась ёлочка»
Ведущий:
Вот и праздник новогодний
Нам заканчивать пора.
Много радости сегодня
Вам желаю, детвора.
Чтобы вы росли большими,
Чтоб не знали вы забот.
Снегурочка: А мы с дедушкой Морозом к вам вернемся через год! До свидания!