Талак у мусульман что означает
§4. Развод. ‘Идда
Согласно мусульманскому вероучению самым ненавистным для Господа из дозволенного человеку является развод. Он разрешен в том случае, когда нет другого выхода, как меньшее из двух зол. Развод применяется в ситуации, когда брак не функционирует должным образом. Он возможен при веских причинах, которые никак невозможно уладить. До того, как решиться на этот окончательный и отчаянный шаг, необходимо предпринять несколько попыток в следующей последовательности:
1. Две вовлеченные стороны должны попытаться урегулировать споры и сами разрешить свои проблемы.
2. Если это не удастся, два представителя, один со стороны родственников мужа, другой – жены, должны попытаться примирить их и уладить разногласия.
Супругам не рекомендуется спешить в решении этого вопроса. Им необходимо еще и еще раз подумать, посоветоваться со старшими и родственниками, обратиться к местному имаму за советом. Из практики видно, что в большинстве случаев супруги жалеют о том, что разошлись и хотят заново воссоединиться, но в некоторых случаях это бывает уже невозможно с канонической точки зрения. Сколько семей разводится, мотивируя свой развод неимением сердечной тяги, любви к друг другу, но когда бывшие супруги остаются одни, случаются и самоубийства. Поэтому они должны избегать слова «развод» и вообще забыть о нем.
Однако, если эти попытки не удались, то следует учесть следующее. Поскольку существуют различные виды разводов и определенное время, в течение которого развод разрешен или запрещен, то по этим вопросам необходимо строго обращаться к имаму. А мы же рассмотрим здесь некоторые случаи и условия, когда и при каких обстоятельствах происходит развод, чтобы супруги остерегались их.
В никях или же в ‘акду-з-завадж входит три талака (т.е. первый, второй и третий) и мужчина соответственно не имеет право разводиться с одной женщиной более трех раз подряд. Разводы могут производиться как в различное время, так и одновременно.
С точки зрения последствий, развод можно разделить на два вида: «талак радж‘ий» и «талак баин».
1. Талак радж‘ий. Первый и второй разводы являются талаком радж‘ий, после которого муж во время периода, называемого ‘идда, имеет право вернуть к себе жену без заключения нового брачного договора. Он происходит, например, когда муж говорит жене (в прошедшем времени): «Я разошелся с тобой» или: «Ты разведена». В этом случае развод производится независимо от того, какое намерение было у мужчины, т.е., независимо от того, хотел ли он разводиться или сказал это просто так. Нельзя говорить эти выражения даже в шутку. При таком разводе обязанности по браку все еще имеют силу, и если муж произнес эти слова, а затем захотел вернуть ее к себе, то в течении периода ‘идда он должен отступиться от своих слов и аннулировать развод.
Как осуществляется возобновление брака и возвращение бывшей жены в обоих случаях, мы расскажем в следующем параграфе.
Если мужчина дважды повторяет жене «Ты разведена» с намерением, что подтверждает один развод, то это – один развод. А если после этого и третий раз повторит данные слова, то уже произойдет два талака.
Развод, как простой, так и троекратный может быть и условным (т.е. развод, обусловленный чем-либо). Если такой развод будет объявлен посредством слов типа «если», «когда», «в тот момент» и т.п., то он будет действительным при выполнении или невыполнении поставленного условия. Например, муж говорит: «Ты разведена (троекратно), если пойдешь в дом соседа» или же: «Если не сделаешь то-то и то-то, ты (троекратно) разведена». В этом случае, к примеру, если жена пойдет к соседу или не выполнит другое поставленное условие, ее действия приравниваются к (троекратному) разводу.
Подобно талаку радж‘ий, талак баин является действительным, если на него указывают намеком (кинайа). Он зависит от намерения супруга. Например, мужчина говорит: «Я не хочу видеть тебя больше» или «Ты мне больше не нужна». Если при этом он был намерен (троекратно) развестись, то данные слова приравниваются к (троекратному) разводу.
Очень часто имеют место разводы, когда муж, находясь в нетрезвом состоянии, произносит подобные слова. Это лишний раз подтверждает, что от употребления опьяняющих веществ происходит множество бед.
Поскольку развод – это проблема, требующая глубокого и всестороннего изучения, мы здесь не можем рассматривать детально все возможные ситуации, и потому ограничимся лишь ознакомлением с некоторыми случаями и условиями. По конкретным вопросам относительно развода необходимо обращаться к местному имаму. Цель рассмотрения в этой книге вышеназванных пунктов заключается лишь в том, чтобы дать супругам необходимые первоначальные знания о разводе. Отсутствие хотя бы этих знаний о разводе может привести к тому, что мужчина, сам того не подозревая и не желая, разведется с женой и будет продолжать жить с ней, считая, что его отношения – законны по Шариату, а, на самом деле, он совершает большой грех. И впоследствии дети могут быть рождены в результате прелюбодеяния.
Зихар. Обет. Развод со стороны супруги
С целью предохранения супругов мы рассмотрим некоторые близкие к разводу действия.
Ислам обязал мужа выдать выкуп (каффара) за зихар и до его выплаты сделал жену запретной ему. Однако он не приравнивается к разводу.
В настоящее время в качестве выкупа супруг должен соблюдать пост два месяца подряд. Если человек по болезни или из-за старости не может соблюдать пост, то он должен раздать еду шестидесяти нуждающимся в количестве одного мудда (прибл. 600 гр. пшеницы) каждому.
Обет – это означает, что муж дает обет (клянется) в том, что не будет совершать половой акт с женой. Если, к примеру, муж говорит жене: «Не буду приближаться к тебе», то этот обет действителен в течение 4-х месяцев. В таком случае супруг должен вернуться к законному браку, если не желает разводиться или сказал это по незнанию. Если он совершит половой акт с женой в это время, то данный им обет утрачивает силу, однако супруг должен будет совершить искупление (каффара). Если же в течение вышеназванного срока, супруг не аннулирует свой обет и отказывается сделать это, то жена может потребовать, чтобы муж совершил с ней половой акт или через имама потребовать развод. Если имам осуществит развод, то обет утрачивает силу, при этом муж опять таки совершает искупление (каффара). В данном случае произойдет один талак радж‘ий.
Равод со стороны супруги
Жена имеет право требовать у супруга развод, если он не выполняет свои супружеские обязанности, которые налагает на него шариат. Она при этом возвращает полученный от мужа махр. Подробности этого процесса можно узнать у местного имама.
Однако следует отметить, что в хадисе, переданном ат-Тирмизи, сказано, что если жена потребует у супруга развод безосновательно, то она даже не почует запах Рая.
‘Идда. Возобновление брака и возвращение бывшей жены к мужу
‘Идда – это период времени, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выйти замуж. Период ‘идда необходим для определения возможной беременности женщины и установления последующего отцовства ребенка. Он установлен Всевышним Аллахом для защиты прав женщины и ребенка. В двух случаях женщина соблюдает ‘идду:
1) После смерти мужа.
Если у женщины умер муж и она была беременной, ‘идда заканчивается после родов. Если женщина не была беременной, то должна ждать 4 месяца и 10 дней (по лунному календарю). Столько же дней жена соблюдает и траур по мужу. Вдове во время ‘идды разрешается выходить из дома только по насущным вопросам.
2) После развода или прерывания никяха.
Если женщина разведена (или же был прерван брак) и при этом она оказалась беременной, для нее срок ‘идда – до родов. Однако если она не оказалась беременной, то ‘идда составляет три межменструальных очищения (тухр) в том случае, если женщина в возрасте, в котором может иметь менструацию. Если женщина была разведена во время очищения, оно считается за пер вый тухр. Отсчет начинается с этого очищения и заканчивается с началом третьей менструации. В подобном случае в течении ‘идда муж должен содержать ее, а жена должна оставаться дома, если нет особой причины для выхода.
Если во время брака жена не имела с мужем половых отношений, она вообще не должна ждать срока ‘идда. Если же (по возрасту) женщина еще (уже) не может иметь менструации, для нее ‘идда – три лунных месяца.
До истечения срока ‘идда женщина должна проживать в том месте, где жила до развода или смерти мужа, только при веских причинах она может переселиться в другое место.
Во время периода ‘идда после первого и второго разводов муж имеет право возобновить брак и вернуть бывшую жену. В этом случае муж может вернуть жену, даже без ее согласия, сказав ей: « Я вернул тебя » или в ее отсутствие: « Я вернул свою жену ». Возвращение жены может совершаться и без свидетелей, но лучше, если таковые будут. После произнесения этих выражений муж может страстно обнять или поцеловать супругу, или совершить с ней половой акт, чем ознаменуется возврат к браку. Также он может сделать ей подарок.
Если время ‘идда закончилось, то в этом случае необходимо совершить новый акт бракосоче тания. Здесь супруг уже не обладает правом на заключение брачного договора без ее согласия.
Женщину, с которой был произведен талак-баин, нельзя вернуть ни во время срока ‘идда, ни после него, если не выполнены следующие пять условий:
— должен пройти срок ‘идда после первого мужа;
— затем женщина должна выйти замуж за другого;
— иметь с новым мужем половые отношения;
— развестись со вторым мужем;
— пройти срок ‘идда после второго мужа.
После этого, если бывшие супруги желают примирения, то могут вновь соединится, заключив новый акт бракосочетания.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Развод, или талак – легко, но затратно и мучительно
Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Развод, расторжение брака дозволены для мусульман. Мужчина, чтобы развестись, даже не обязан указывать причину. Но это не значит, что в исламе разводы поощряются.
Мировые религии по-разному относятся к расторжению брака. Развод в исламе относительно прост, причем инициатором может быть как муж, так и жена.
Тем не менее мусульманские богословы не устают повторять, что в идеале брак должен быть нерушимым и надо всеми способами стремиться сохранить брак. Заодно цитируют известный хадис, изречение пророка Мухаммада: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод». Так что сам факт существования права на расторжение брака – как по инициативе мужа, так и по инициативе жены – вовсе не является показателем легкомысленного отношения мусульман к браку. Скорее, наоборот.
Талак – развод по инициативе мужа
Муж-мусульманин, заключивший мусульманский брак – никах, – имеет право развестись с законной супругой в любой момент, причем не называя причин развода и не указывая на ее конкретную вину. Этот тип развода называется «талак» – в переводе с арабского «отпущение», имеется в виду отпущение жены от себя. Если муж произнес единожды это роковое слово, он не имеет права вступать с женой в интимные отношения, но развод еще не считается окончательным, отозвав его, можно возобновить брак без особых юридических и бытовых ухищрений. Достаточно просто взять назад свой талак и помириться с супругой. Чтобы развод-талак стал окончательным и почти бесповоротным, роковое слово необходимо произнести три раза подряд. Как пишут сейчас мусульманские богословы, эту троекратную формулу можно выразить устно или в письме, как в стародавние времена, но троекратный талак по мобильному телефону или по СМС тоже считается допустимым. ( Индийское правительство собирается сделать уголовно наказуемым развод по СМС или Интернету )
Правда, такой развод чреват серьезными финансовыми последствиями для супруга. Жена заберет с собой махр – то, что у нас ошибочно называют выкупом за невесту, а на самом деле это брачный дар, своеобразная финансовая гарантия жене на случай развода. Таким брачным даром может быть что угодно – ценное, разумеется, в зависимости от благосостояния конкретной страны и конкретной семьи. В настоящее время это может быть дом, квартира, другая недвижимость, акции, счет в банке или просто золото в слитках или драгоценностях. Причем, если во время заключения брака выплата махра была отсрочена, в случае развода талак махр выплачивается полностью. Это финансовое условие, кстати, делает горячих южных и восточных мужчин менее горячими и вспыльчивыми.
Впрочем, есть свои хитрости для того, чтобы аннулировать и троекратный талак. Для этого надо выждать идду – срок ожидания беременности (как правило, три менструальных цикла), договориться с кем-нибудь (как правило, это друг семьи или дальний родственник) о заключении брака (никах), тут же получить троекратный талак и, выждав очередную идду, жениться по новой. Отдельные строгие богословы уверяют, что в таком промежуточном браке обязательно надо реализовать брачные отношения на практике. Но кто же это сможет проверить?
Идда – важный момент при любом разводе. Она обязательна, по чьей бы инициативе ни расторгался брак, и необходима для того, чтобы убедиться, что разведенная жена не беременна.
Жена взяла развод
Женщина-мусульманка тоже может добиться развода, но это несколько сложнее, чем развод для мужчины.
Можно развестись через суд. Необходимо подать кади (мусульманский судья, чиновник. – Прим. ред.) жалобу и доказать, что муж не исполняет предписанные исламом обязанности. Не желает содержать семью, не исполняет супружеский долг, растрачивает ее личное имущество. Долгое отсутствие мужа формально поводом для развода не является, но если он не высылает денег на содержание семьи, то кади все равно оформит развод. Такой развод по инициативе жены через суд называется «фасх» – от арабского «отмена». Последствия такого развода аналогичны разводу талак.
Однако женщина, для того чтобы получить развод, не обязательно должна идти в суд, можно просто через кади или с помощью родителей договориться с мужем о расторжении брака. В таком случае махр возвращается к супругу, более того, ему иногда выплачивают ‘ивад – «замена» (ар.), некое возмещение за потерю жены. Такой развод называют «хал’ь» – от арабского «снятие», «смещение». Этот развод окончательный и бесповоротный, повторный брак между супругами невозможен ни при каких обстоятельствах.
А если прелюбодеяние?
Прелюбодеяние с точки зрения исламского права – однозначная причина для обязательного развода. Однако прелюбодеяние надо доказать, представив суду четырех свидетелей собственно супружеской измены, что зачастую сделать достаточно проблематично.
Если супруг подозревает вторую половину в измене, но доказать этого не может, то он имеет право перед судом поклясться в своей правоте и проклянуть изменника. Второй супруг, со своей стороны, может поклясться в том, что невиновен, и в ответ произнести собственное проклятие. После такого взаимного проклятия невозможно прямое обвинение в прелюбодеянии, которое, согласно мусульманскому праву, является уголовно наказуемым деянием. Причем если человек, его совершивший, состоит в браке, то предусматривается смертная казнь, традиционно через побивание камнями. Однако после такого обоюдного проклятия невозможно и обвинение в клевете, которое также считается преступлением и карается поркой плетьми или тюрьмой, к примеру. Развод через проклятие так и называется – «ли’ан», что в переводе с арабского означает «проклятие».
Так что при кажущейся простоте развод в исламе – дело муторное, затратное и мучительное. А святость брака богословы советуют блюсти и мужчинам, и женщинам, ведь «для Аллаха радостнее всего, когда его рабы, сплоченные однажды узами брака, живут в мире и любви». А при возникновении споров и разногласий богословы предлагают мусульманам опираться на веру, которая «призывает нас к терпению, размышлению и стремлению сохранить брак». А еще при жалобах на плохую жену имамы цитируют хадис про праведного халифа Умара, который привел одному такому жалобщику слова пророка: «Хорошая женщина среди женщин подобна вороне с белыми крыльями», что означает «идеальных не бывает».
Примечание: В статье приводятся общие установления о разводе по шариату, в каждой стране, даже если семейный кодекс составлен согласно шариату, могут быть свои особенности в законодательстве.
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации
Талак
Полезное
Смотреть что такое «Талак» в других словарях:
ТАЛАК — [арабск., перс. тадж., тур.] у мусульман: самый распространенный вид расторжения брака; для развода необходимо трижды произнести слово «талак» (как бы три предупреждения). Брак может быть возобновлен только после еще одного замужества бывшей жены … Словарь иностранных слов русского языка
Талак — развод в исламе Талак пустыня в западном Нигере, а также в Алжире и Мали … Википедия
талак — сущ., кол во синонимов: 2 • предупреждение (23) • развод (31) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
талак — I. Организмда кан тәнчекләре эшләп чыгара торган эчке орган. ТАЛАК ТАШУ – Кан кайнау, ачуны тыя алмыйча берәр нәрсә эшләү турында. II. ТАЛАК – иск. 1. Шәригать буенча, рәсми рәвештә аерылышу 2. Аерылган, никахта торуы туктатылган (хатынын аеручы… … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
Талак — Под этим именем известен в мусульманском праве самый распространенный вид развода, заключающийся в том, что муж освобождает жену от всех дальнейших обязанностей и отсылает ее к родителям с сохранением ею своего мегра (калыма, кебина, вена). Т.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Талак — в мусульманском праве упрощенная форма развода по инициативе мужа без объяснения причин … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран
Талаківка — іменник жіночого роду населений пункт в Україні … Орфографічний словник української мови
талаківський — прикметник … Орфографічний словник української мови
Талак (пустыня) — У этого термина существуют и другие значения, см. Талак. Талак пустыня в западном Нигере, а также в Алжире и Мали. Она составляет около 100.000 км². Талак является частью пустыни Сахара. Этот район широко орошается малыми водотоками,… … Википедия
Сура Ат-Талак — سورة الطلاق Сура Ат Талак Классификация Мединская Значение названия Развод … Википедия
Талак у мусульман что означает
2) Сказал шейх АбдурРахман ас-Са’ди в тафсире этого айата:
«Если же муж дал развод жене, когда у нее началась менструация, то срок текущего кровотечения не принимается в расчет и продолжительность установленного для развода срока увеличивается.
То же самое относится и к тем случаям, когда муж объявил о разводе в период между двумя менструациями, если он уже вступал со своей женой в половую связь после предыдущего кровотечения. Причина этого в том, что женщина может забеременеть, и поэтому не ясно, какой продолжительности должен быть установленный для развода срок.»
[См. Тафсир ас-Са’ди, джуз 28, стр. 80]
Таким образом, очевидно, что харам (запрещено) давать развод жене, при следующих условиях:
— Во время менструаций и послеродового кровотечения.
— В период после менструаций, когда муж вступил в половую связь с супругой до начала следующих менструаций.
3) Касаемо вопроса о том, является ли действительным талякъ, данный жене во время менструаций:
Ученые разошлись во мнении относительно развода, который был дан, когда у женщины были месячные, и была продолжительная дискуссия о том, является ли такой развод действительным или нет. Большинство ученых придерживаются того мнения, что такой развод является действительным и считается разводом, но мужчине следует сказать, чтобы он вернул жену и держал ее у себя до тех пор, пока она не очистится от месячных, затем пока второй раз не придут ее месячные и пока она не очистится. Тогда если он хочет – он может оставить ее, или если он хочет – может развестись с ней. Это точка зрения большинства ученых, включая четырех Имамов: Ахмада, аш-Шафии, Малика и Абу Ханифы.
Один из доводов того, что такой развод действителен является хадис, в котором сообщается о том, что Ибн Умар развелся со своей женой во время месячных, в одной из версии хадиса говорится, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть он вернет ее, а затем разведется, когда она отчистится или будет беременной».
В другом риуайа этого хадиса есть добавка, в которой говорится:
[ас-Сахих Муслим 1/1471 и 2/1471, хадисы содержатся в главе: О запрещении давать развод женщине, когда у неё месячные без её согласия и даже если бы он поступил вопреки этому, то неполный развод всё равно имеет место и ему повелевается вернуть её.»]
Другим мнением является то, что развод во время месячных не является действительным, потому что это идет в разрез с приказом Аллаха и Его Посланника.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь внесёт в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто».
[ас-Сахих аль-Бухари 2697 и Муслим 1718.]
И это мнение выбрал шейхуль-Ислам Ибн Теймийа, да смилостивится над ним Аллах.
Приведя в доказательство тот же хадис, в котором сообщается о том, что Ибн Умар развелся со своей женой во время месячных, в одной из версии хадиса говорится, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть он вернет ее, а затем разведется, когда она отчистится или будет беременной». Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Это предписанный срок, во время которого Аллах приказал разводиться с женщинами”. [ас-Сахих Муслим 1471]
Предписанный срок, во время которого Аллах приказал разводиться с женщинами, означает, что мужчина может развестись с женой только когда она чистая (не во время месячных) и если у него не было близости с ней. Основываясь на этом, если он даст ей развод, когда у неё месячные, он не развелся с ней согласно приказу Аллаха, и это будет отвергнуто.
Также доводом этой стороны служат слова Всевышнего Аллаха:
«О Пророк! Когда разводитесь вы с женами, то разводитесь с ними в отсчитанный для них срок» [Сура Развод, 1].
Мнение этой стороны заключается в том, что развод, данный жене, не является действительным и что жена все еще состоит в браке с ее мужем. Не имеет значения, знал муж о том, что у нее были месячные или нет, когда он давал развод. Да, его знание о ее состоянии не имеет значения, но если он знал об этом, то тогда он совершил грех, и развод не является действительным. Если он не знал, то развод все равно не считается действительным, но на муже нет греха.”
[См. «Фатауа Исламия, 3/268», Ибн аль-Усеймин]
Подобное сказал шейх аль-Усеймин и в своей книге «Брак и Развод»:
«Против этого возражают Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Развод в этом случае должен быть отменен, а она должна оставаться в доме мужа до окончания менструаций. После этого, ей дается развод, если муж желает его осуществить.»
[См. «Брак и Развод», Ибн аль-Усеймин, стр. 21-22.]
Постоянный Комитет постановил:
“Есть несколько видов развода, которые являются нововведением: Когда мужчина дает развод жене во время ее месячных или нифаса, или во время чистоты, когда он уже имел близость с ней. Правильное мнение таково, что это не считается разводом.”
[Cм. «Фатауа аль-Ляджна аль-Даа’има» 20/58.]
Пункт №3. Муж даёт один развод, по истечении срока ‘идда. (есть мнение, что это должно быть обязательно при условии присутствия двух свидетелей).
Мужу, для развода с женой достаточно дождавшись того, чтобы жена очистилась от менструаций, и, не вступая с ней в половые отношения, произнести один раз слова развода, например: «Ты разведена» или «Я с тобой развелся», либо «Ты мне уже не жена» и т.д. и т.п.
С этого момента эти слова вступают в силу, и жене следует выждать срок ‘идда, перед тем, как их брак будет аннулирован.
Повторюсь, что достаточно произнести слова развода один раз, чтобы развод вступил в силу.
Муж может вернуть жену обратно во время периода ‘идда, согласна она или нет. Возвратом жены в таком случае, по мнению ученых, могут быть слова, указывающие на это, например: «Я беру тебя назад», либо действие.
Если срок ‘идды завершился, а муж не вернул её, тогда она может выйти замуж за кого пожелает.
«Если человек произнес последний третий талякъ, или он развелся с женой однажды или дважды и ее срок идды истек, то она становится не махрамом для него, и не разрешено ей быть наедине с ним или дотрагиваться до нее или смотреть на нее.»
[Cм.: http://fatwaonline.net/?view=question&id=36548]
Если муж не вернул жену до того, как срок ‘идды завершился, и он желает взять ее в жены после, и она согласна, тогда в этом нет ничего неправильного, но это следует сделать, заключив новый брачный контракт, чтобы быть на безопасной стороне и избежать разногласий между учеными.
Некоторые ученые считают, что ему разрешено вернуть жену без брачного контракта, если она предпочтет его и не выйдет замуж за другого, после завершения ‘идды, то она остается его женой. Но большинство сказало, что когда завершается срок ‘идды, она становится бесповоротно разведенной, и становится не махрамом для него, и она не может стать дозволенной для него, кроме как посредством нового брачного контракта.
Поэтому, лучше и более безопасно заключить новый брачный контракт.
Также об этом упоминал и шейх АбдурРахман ас-Са’ди. [См. Тафсир ас-Са’ди, джуз 2, стр. 118]
Доказательство этому служит хадис, в котором говорится, что Ма’каль ибн Ясар выдал свою сестру за человека, затем он с ней развелся и по окончанию после разводного периода (‘идда), захотел еще раз жениться на ней, на что Ма’каль ибн Ясар ответил: «Я выдал ее за тебя замуж, проявил к тебе щедрость, постелил тебе (т.е. дал ему принадлежности дома), затем ты с ней развелся?! Клянусь Аллахом, она к тебе никогда не вернется», тогда было ниспослано:
«Если вы развелись с вашими женами и они выждали положенный срок, то не мешайте (не препятствуйте) им выходить замуж за своих прежних мужей, если они договорились друг с другом на разумных условиях»
/Cура аль-Бакара, 232/ [ас-Сахих аль-Бухари №5130.]