Тамас раджас саттва что это

Гуны материальной природы: саттва, раджас, тамас

Если вы только начинаете знакомиться с ведической философией или аюрведой, то вам обязательно попадётся словосочетание «три гуны материального мира» — одно из основных понятий, описывающих взаимодействие человека и природы. Давайте вместе попробуем разобраться, что такое гуны, и какое влияние они оказывают на нашу повседневную жизнь.

В буквальном переводе с санскрита «гуна» означает «верёвка». В более широком понимании — это нить, связывающая воедино все наши действия, и сила, заставляющая нас поступать так, а не иначе. Доктор аюрведы и автор нескольких книг на эту тему Дэвид Фроули считает, что гуны «связывают нашу душу».

Если попытаться дать определение, то можно сказать, что гуна — это энергия, способная как затуманить человеческий разум, так и вознести его. На Земле и в других мирах нет ни одного живого существа, которое не находилось бы во власти гун. И сейчас в каждом из нас, из тех, кто читает эту статью, идёт незримый процесс под влиянием одной или нескольких гун.

В «Ведах» упоминаются три гуны, которые смешиваются и переливаются в каждом из нас:

Саттва — гуна благости

Деятельность человека, находящегося в гуне благости, в каждом своём проявлении пронизана чувством любви и счастья. Жизнь и действия в саттве предполагают следование своему предназначению и безусловную наполненность, привнесение в мир знаний и радости.

Гуна благости, которая чище других гун, просветляет живое существо и освобождает его от последствий всех грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья.

Саттвичный человек легко контролирует своё эмоциональное состояние и поддерживает благоприятный для окружающих фон. Другими словами, его не выбивают из колеи временные неудачи и невзгоды. Спокойствие — неотъемлемая часть его характера, и как личность, наделённая энергией света, он распространяет её на благо человечества.

Становление человека на духовном пути тоже происходит благодаря влиянию саттвы. Маленькое семя духа, данное нам в начале жизни, проходит весь путь от зародыша до сбора плодов. Саттва есть сила и удобрение для этого семени. Гуна благости наделяет человека решимостью и непоколебимой дисциплиной в достижении цели. Например, подобная решимость может проявляться на коврике для йоги, когда человек вновь и вновь возвращается к асанам, работает над своим телом и сознанием.

Отметим, что такие личности никогда не стремятся к своей цели любой ценой. Абстрагированность от конечного результата, бескорыстность и непривязанность — отличительные качества человека под знаком благости.

Благодаря упорному труду и скрупулёзной работе над собой, каждый способен увеличить саттвичную энергию своей души. Полезными в такой ежедневной работе будут:

Среди людей с доминирующей саттвой много философов, мудрецов, а также деятелей науки.

Нельзя не упомянуть о правильном рационе (здесь нам на помощь приходит аюрведа), включающем следующие саттвичные продукты:

Саттвичный темперамент предполагает внимательное отношение к своему здоровью. Такие люди никогда не объедаются и предпочитают свежую, здоровую, вкусную пищу. Для них важно сохранить ум чистым и радостным. Если повар пребывает в невежестве, если он в гневе или преисполнен отчаяния, если он небрежен к еде и гостям, пища также наполнится его энергией. Продукты животного происхождения, в какой бы обстановке они не были приготовлены, никогда не будут саттвичны.

Сознание саттвы стремится и тянется к знаниям и великой истине и, как итог, к пониманию счастья, не потерянного в прошлом и не спрятанного в будущем, а счастья в каждой минуте настоящего, привносит в мир гармонию.

Раджас — гуна страсти

Если попытаться описать раджас одним словом, то это «возбуждение». Постоянная гонка за славой, богатством, престижем или известностью. Перманентное соперничество за место под солнцем. Это, как нетрудно догадаться, главенствующая гуна в нашем мире. Человечество вошло в эпоху мегаполисов, а крупные города со всё возрастающим ритмом жизни, несомненно, подпитывают гуну страсти. В такой обстановке начинают проявляться худшие человеческие качества.

Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она, о сын Кунти, связывает воплощённое живое существо узами материальной корыстной деятельности

Любая деятельность в гуне страсти либо приносит краткосрочное удовлетворение, либо не приносит его вовсе, а быстрая физическая и психологическая утомляемость вынуждает бросать одно дело и начинать другое. Несчастный человек крутится как белка в колесе, но внутри пустота. Вспомним старинную русскую поговорку «голова ногам покоя не даёт» — она как нельзя лучше характеризует подобную ситуацию. Типичное проявление раджаса — гнев, нетерпение, ревность и агрессия.

Но в то же время для таких людей свойственны храбрость и отвага. Ещё одна отличительная черта гуны страсти — желание спорить и доказывать свою правоту. Своего рода энергетический вампиризм.

Духовный поиск отходит в мире быстрой выгоды и постоянной спешки на второй план: главное в раджас-мировоззрении — материалистичная сторона мира. Такой поиск можно сравнить разве что с попыткой вскочить в поезд на ходу. Даже осознавая своё положение, раджасичный человек не способен моментально скинуть груз прежних привычек.

Понимание некорректности своих поступков, но отсутствие воли и энергии, только усугубляет страдание и сталкивает человека с подножки духовного поезда. Постоянно встречающийся скептицизм не позволяет надолго выходить за рамки стереотипного мышления.

Говоря о рационе, увеличивающем гуну страсти, стоит упомянуть следующие продукты:

Не стоит, однако, думать, что под влиянием раджа-гуны индивид превращается в сосредоточение порока. В повседневной ситуации сторонний наблюдатель не всегда увидит проявления гуны, но для йога такие проявления очевидны. Раджас — это гуна отложенного счастья: оно всегда на горизонте, но недостижимо.

Тамас — гуна невежества

Тамас — разрушение, хаотичность и уничтожение, всплывающие на поверхность человеческой души лень, апатия, равнодушие и невежество. Впервые увидев человека, не всегда можно определить, в каком состоянии он находится, — спокойствия и умиротворения саттвы или равнодушия тамаса.

Знай же, о сын Бхараты, что гуна тьмы, порождённая невежеством, держит все воплощённые живые существа в плену иллюзии. Её влияние проявляется в виде безумия, лени и сна, которые опутывают обусловленную душу

В состоянии тамаса человек не ставит перед собой серьёзных целей и задач: его разум всё время затуманен. Он привык существовать в своём апатичном, безнравственном мире, как в большой грязной луже, и не желает его покидать. Хотя и не утрачивая способности к труду, человек скорее похож на двигающийся по инерции автомобиль, чем на полноценный отлаженный механизм.

Под влиянием невежества люди могут опуститься на самое дно социальной лестницы, так как подвержены различным зависимостям. Не пытаясь сохранить и поддерживать своё единственное физическое тело, данное при рождении, невежественные личности могут быстро превратиться в больных ходячих зомби.

Пища повышающая тамас:

Любой разум стремится познать путь к счастью, но когда сознание человека затуманено гуной невежества, а тело одолевают болезни, то такой путь сродни блужданию в тёмном лесу. Человек в тамасе невольно озирается назад и ищет счастья в прошлом, поднимая из пластов памяти приятные моменты, встречавшиеся на его жизненной тропе.

В этой статье каждая гуна показана отдельно от других и в таком чистом проявлении не встречается. Будто бы коктейль, замешанный создателем в отдельной личности, наша ментальная конституция оказывается под влиянием благости, страсти и невежества одновременно. Однако проявлений раджаса и тамаса настолько много, что мы как отдельные индивиды и вид в целом уже начинаем забывать, что есть и иной путь — путь самопожертвования, путь бескорыстия и любви, путь помощи и альтруизма. Все три гуны способны брать бразды правления нашей души, но мы хозяева своего разума, и только нам выбирать какую энергию развивать.

Если вы почувствовали, что у вас преобладает энергия низших гун, то это уже большой шаг на дороге к благости. Окружайте себя предметами благости, разговаривайте с людьми в благости, посещайте места духовной силы. Постепенно, согласно принципу замещения, саттва-гуна начнёт вытеснять страсть и невежество. В дальнейшем вы можете найти опытного наставника — человека, который поддержит вас на непростом пути. Ни на секунду не останавливайте свой поиск истины, и ваш жизненный сосуд всегда будет полон. Будьте здоровы.

Источник

Три гуны: саттва, раджас, тамас

Тамас раджас саттва что это. Тамас раджас саттва что это фото. картинка Тамас раджас саттва что это. смотреть фото Тамас раджас саттва что это. смотреть картинку Тамас раджас саттва что это.

С лово гуна в переводе с санскрита значит «качество». Также одним из значений этого слова является «веревка». Таким образом, понятие гуны относится к характеристикам того или иного объекта, которые связывают или сковывают этот объект, не позволяя ему полностью проявить свое предназначение.

Следует сразу заметить, что, поскольку в духовном мире все объекты в абсолютной степени проявляют свою изначальную природу, гуны являются атрибутом исключительно мира материального.

Эти качества необходимы для созидания всех вещей в материальном мире. Понятие Гун имеет довольно широкое значение, применимое к жизни во Вселенной и ко всем сторонам нашей материальной жизни. Любое явление в окружающем мире имеет свое преобладающее качество – Гуну, с небольшими вариациями. Мы можем рассортировать людей, животных, растения, еду, отношения на группы, подходящие по качествам к одной из Гун. Все три Гуны обязательно присутствуют вокруг нас, но в разных пропорциях. Эти пропорции изменяются от многих факторов, таких как погода, время года, время суток, диета, возраст и многих других. Гуна пищи переходит в организм и становится Гуной нашего состояния, Гуна физического окружения влияет на наше ментальное состояние.

Наше физическое тело состоит из 5-ти Элементов:

А наш разум характеризуется 3-мя Гунами:

Гуны еще называют “Ментальными Дошами”, так как они описывают особенности и деятельность мозга человека и определяют его характер. Если человек спокоен, доброжелателен, терпимый ко многому – то он находится в состоянии Саттвы. Если же человек материалистичный, страстный, стихийный, алчный, использующий окружающих в своих целях, стремящийся к удовлетворению похоти – он находится в состоянии Раджаса. Состояние невежества, лени, равнодушия, лживости – это состояние Тамаса.

Человек, стремящийся жить в балансе, нуждается в балансе Саттвы, Раджаса и Тамаса. В разбалансированном состоянии Гун человек чувствует себя тревожно, возбужденно или угнетенно, что может привести к недомоганиям и в дальнейшем – к заболеваниям. Наше состояние очень зависит от нашего окружения – контактируем ли мы с чересчур активными, взвинченными до предела людьми, или сидим в медитационной позе и тихо размышляем. Несбалансированность приводит в стрессу, умственному и физическому. И это будет в дальнейшем вести к заболеваниям.

Далее приводятся признаки каждой из гун.

Тамас раджас саттва что это. Тамас раджас саттва что это фото. картинка Тамас раджас саттва что это. смотреть фото Тамас раджас саттва что это. смотреть картинку Тамас раджас саттва что это.

1. Саттва-гуна

Источник

1. Три типа энергий сознания.

Мы ведем исследования, опираясь, с одной стороны, на современные естественнонаучные методы исследования энергетических объектов, а с другой — на древние философские и религиозные системы, которые свидетельствуют о том, что в древности существовали знания, позволяющие человеку более ясно понимать мир и самого себя. К таким знаниям относится знание о трех гунах природы.

Тема, связанная с энергетическим устройством человека, очень важная и очень трудная. Три типа энергий сознания человека, или Саттва, раджас, тамас, — это одна из труднейших тем, потому что она открывает возможность получить реальные представления о том, в чем сегодня люди меньше всего понимают, — в чем причина периодически появляющихся страданий и болезней, почему все люди такие разные, почему существует такое огромное разнообразие уровней сознаний — от человека-животного до высочайших ступеней сознания, которого достигали Платон, Пифагор, Лао-Цзы, Конфуций, Аполлоний Тианский, Плотин, Ямвлих, Сергий Радонежский, Григорий Сковорода и многие другие, кто обладал знанием Разумности, сегодня утраченным.

Изучая и исследуя различные философские системы, можно увидеть сходство фундаментальных представлений об энергетическом устройстве мира и человека. В соответствии с философией санкхьи (одна из систем классической индийской философии) вся природа есть взаимодействие трех сил, которые на санскрите называются Саттва, раджас, тамас. То есть это три типа энергий, которыми наполнена природа и все существа на земле: «Нет существа на земле, свободного от этих трех гун (качеств, свойств, энергий), рожденных природой», — утверждает философия санкхьи.

Саттва (санскр. — чистота) — это созидательные, чистые, светлые энергии;

Раджас (санскр. — «свойство загрязненности») — это разрушительные энергии, связанные с качествами хитрости, лживости, ярости; они еще обладают такой общей характеристикой, как навязчивость;

Тамас (санскр. — качество тьмы, «загрязненности») — это энергии очень разрушительные, обладают они такой общей характеристикой, как инерция, и проявляются через вялость, тупость, лень.

2. О причинах болезней и страданий.

С позиций энергетического представления о мире и человеке, для того, чтобы понимать механизмы возникновения причин болезней и различных неприятностей, важно понимать двойственность тонкоэнергетического человека, понимать, как, где и почему в нем накапливаются различные типы энергий.

Санкхья утверждает, что накопление во внутреннем тонкоэнергетическом человеке Саттвы ведет к здоровью, к развитию сознания, к восхождению по Ступеням Познания, а накопление в человеке раджаса и тамаса ведет к деградации здоровья и сознания, к несчастьям и страданиям.

Конечно, никто не хочет обрекать себя на страдания. Но ведь страдания возникают! Периодически возникают! А раз они возникают, значит, очень важно установить причины страданий. Потому что, если правильно установить причины страданий, тогда можно осуществить какие-то правильные действия, чтобы не создавать этих причин. То есть нужны правильные воззрения, позволяющие объяснить причины страданий.

Можно сказать, что Саттва соответствует Высшей части сознания человека, а накопления раджаса и тамаса в человеке соответствуют низшей части его сознания.

Если бы люди понимали, что все проблемы, все страдания, все несчастья, все кризисы, все катаклизмы, все болезни, все травмы от того, что проявляется низшее «я», если бы люди могли вместить, что именно свойством их низшей природы является притяжение к тамасу и раджасу, они бы начали строить более разумно свою жизнь, стараясь контролировать и не допускать проявления низшего «я».

Саттва — это активность в добре; раджас — это активность во зле, то есть активность, которая приносит вред и себе, и другим, хотя этот вред может стать очевидным не сразу; тамас — это пассивность, вялость, инертность, состояние человека, опустившегося в своем мироощущении почти до уровня животного.

3. Саттва, раджас и тамас.

Проводя ознакомительные лекции, мы увидели, что одним из препятствий в познании и, соответственно, в применении древнейших и важнейших знаний для улучшения своей собственной жизни является несколько непрактичное отношение к познаниям и утверждениям Великих мыслителей и Мудрецов Древности. Часто считают, что это нечто интересное, не более того, то есть отношение больше отвлеченное, которое вряд ли пригодится в собственной жизни, разве лишь послужит для пополнения багажа представлений и роста эрудиции. Но мы надеемся, что ваш интерес к этим лекциям будет не поверхностный, а более глубокий и практический.

На наш взгляд, наиболее яркое описание важности и значимости знания об устройстве мира и человека можно встретить в великом древнеиндийском эпосе «Махабхарата». В «Махабхарате» есть часть, которая называется «Бхагавадгита».

Она содержит диалог, в котором Кришна, Великий Мудрец Индии, объясняет своему ученику Арджуне важнейшие понятия высшей духовной философии. Этот труд считается исключительно оккультным и исключительно эзотерическим, но в каком-то приближении целесообразно пытаться его понять и приложить к жизни.

Процитируем небольшой отрывок из перевода академика Смирнова.

«Кришна сказал:
1. Далее возвещу тебе высочайшее знание, превосходнейшее из знаний,
Познав его, мудрецы достигали запредельного совершенства.
5. Саттва, раджас и тамас – вот качества, возникшие из Природы (Пракрити).
6. Из них Саттва – ясное, здоровое качество, своей незапятнанностью вяжет узами счастья и узами Знания.
7. Знай, раджас – страстное качество: от вожделения оно возникает и вяжет воплощенного узами [неразумных] действий.
8. Знай, от неведенья рождается тамас, влечет к заблуждению всех воплощенных, вяжет беспечностью, ленью, тупостью, сном.
9. Саттва привязывает к счастью, раджас к [неразумному] действию, тамас привязывает к беспечности, окутав знание…».
«. Саттва привязывает к счастью. » — т.е. человек, накапливая чистые созидательные энергии, не создает причин для болезней и страданий. Он действует Разумно, проявляя альтруизм, доброжелательность, стойкость.

У Платона в его типологизации личности мы находим соответствие трех типов личности трем гунам природы. Саттвическим сознанием обладает разумная личность, раджасическим — яростная, а тамасическим — вожделеющая. Так что вожделение, которое сегодня воспевается шоу­бизнесом как нечто наиболее ценное для человека, является грубым и примитивным проявлением похоти, что неизбежно создает причины физических и психических страданий.

4. Качества сознания в трех гунах природы.

Адаптируя древние знания к современным представлениям о человеке, можем перечислить некоторые качества характера, определяющие энергетический состав психо-ментального поля человека, соответствующие проявлениям низшей (тамас и раджас), и Высшей природы (Саттва).

Тамас
(качества-состояния статической инерции, пассивные разрушительные энергии):

апатия; безволие; безынициативность; безразличие; беспечность; вялость; глупость; грубость; жадность; жестокость; заносчивость; злопамятство; злобность; леность; лживость; небрежность; невоздержанность; неискренность; неподвижность; неряшливость; неумеренность; неустойчивость; нечувствительность к низкому; обжорство; обидчивость; плаксивость; похотливость; предубежденность; привязанность к чувственным удовольствиям; раздражительность; самомнение; страх; тупость; трусость; тревожность; уныние; утомляемость; эгоцентричность.

Раджас
(качества-состояния динамической инерции, активные разрушительные энергии):

агрессивность; активность в осуществлении эгоистических целей; алчность; амбициозность; бахвальство; болтливость; беспокойство; бесстыдство; бравада; властность; вожделение; воинственность; возбужденность; высокомерие; гневливость; гордость; «дурак с инициативой»; зависть; злорадство; злонамеренность; злотворчество; истеричность; коварство; корыстолюбие; красование; легкомыслие; лицемерие; любопытство; мудрствование; наглость; насилие; насмешливость; неблагодарность; невоздержанность; ненависть; непостоянство; неумеренность; опрометчивость; острословие; поверхностность в суждениях; подверженность низким влияниям; поспешность; предвзятость; привычка к спорам; пустословие; пьянство; развязность; раздражительность; расточительность; самомнение; самовозвеличивание; спесь; сребролюбие; стяжательство; суетливость; тщеславие; умничанье; умствование; упрямство; хитрость; честолюбие; эгоцентричность.

Саттва
(качества-состояния динамического равновесия, благотворные созидательные энергии):

активность в добротворчестве; альтруизм; бережность; бескорыстие; бесстрашие; благодарность; великодушие; верность; воздержанность; гармоничность; глубокомыслие; доброжелательность; искренность; крепость; легкость; любознательность; милосердие; мужество; мягкость; надежность; невреждение; нежадность; ненасилие; непоколебимость; непредубежденность; неприсвоение чужого; незлобливость; ответственность; организованность; основательность; остроумие; подвижность; пытливость; правдивость; разумность; решительность; самоконтроль; самообладание; самообуздание; самоотверженность; скромность; совестливость; соизмеримость; сострадательность; спокойствие; справедливость; твердость; терпение; терпимость; тщательность; умеренность; умиротворенность; упорство; уравновешенность; устремленность: к Истине, к Знанию, к Гармонии, к Красоте, к Самосовершенствованию, к Мудрости; честность; чувство меры; чувство собственного достоинства; щедрость; энергичность.

Именно с проявлениями качеств раджаса и тамаса связаны как самая грубая бездуховность, так и утонченная псевдодуховность. Проявление истинной духовности, то есть Духа, искра которого присутствует в каждом человеке, сковывается раджасом и тамасом и становится возможным лишь на пути самопреобразования сознания в Саттву.

Перечисленные качества Саттвы, раджаса и тамаса – это не просто названия, это энергии, это определенные вибрации. Обладает ли человек этими качествами и в какой степени, определяется только наличием соответствующих вибраций в его тонкоэнергетическом внутреннем человеке, или в его собственном объективно-субъективном психо-ментальном поле.

В свете изложенных представлений возникает возможность говорить о качественной стороне мышления, определяемой тремя типами энергий, пропитывающих сознание человека.

5. О качествах Саттвы.

В качествах Саттвы – уравновешенность, спокойствие. Но Саттва не есть пассивность, напротив, это состояние повышенной, но разумной активности. У индийского философа Вивекананды можно встретить: «Спокойствие – величайшее проявление силы. Легче проявлять [суетливую] активность. Отпустите поводья и кони понесут вас. Это может каждый, но гораздо сложнее остановить разгорячившихся коней». Достигнуть саттвического спокойствия совсем непросто. Если не уметь тщательно анализировать свое состояние, можно принять внешнее спокойствие, достигаемое внутренним раждасическим усилием, за внутреннее саттвическое спокойствие, которое таковым не является. Но и не надо путать Саттву с душевной вялостью или леностью. Саттва – это разумная активность, это готовность к разумному действию, это ясность ума, ведущая человека к мудрости.

Но говорить о качествах Саттвы и быть носителем этих качеств — это, как говорят в Одессе, две больше разницы. Человек может много говорить о доброте, но реально являет только те качества сознания, которые накопил по жизни, а точнее, по многим жизням. Энергетическое Сердце человека и является носителем накопленных энергий добра и зла.

Вот что говориться об этом в книге Нового Завета:

«Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый. Всякое дерево познается по плоду своему [т.е. не по словам, а по делам]. Добрый человек из доброго сокровища сердца выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его».

Блез Паскаль, философ и ученый 17 века, обладая тонким даром философской интуиции, утверждал: «Чем разумнее и добрее человек, тем больше он замечает добра в людях». То есть чем больше в человеке накоплено Саттвы, тем он лучше понимает, сколько ее накоплено у других людей.

Ведь недаром часто говорят, что человек судит по себе. Например, человек, наблюдая за действиями другого, может подумать: «Я бы на его месте не упустил возможности добиться цели вот такой уловкой, как раз подходящая ситуация схитрить. Значит, и действия этого человека, хоть с виду и благородные, но это он просто такой изощренный хитрец».

Вспомните ставшее «крылатым» выражение Григория Сковороды: «Всяк есть то, чье сердце в нем. Всяк есть там, где сердцем сам».

«Всяк есть то, чье сердце в нем: волчье сердце есть истинный волк, хотя лицо человечье; сердце боброво есть бобр, хотя вид волчий; сердце вепрево есть вепрь, хотя вид бобров. Всяк есть то, чье сердце в нем».

Какими энергиями человек наполняет свой ум, свое сердце, из каких энергий он формирует свои желания и эмоции, таким он и становится.

Отсюда следует, что можно говорить о правильных и неправильных действиях человека, причем в правильности заинтересован сам человек, а не сторонний наблюдатель, поскольку неправильные поступки, действия, мысли, эмоции, желания ведут к разрушению здоровья и будущим неприятным следствиям. Смысл всех воплощений человека ;— научиться понимать, что есть добро, ведущее по пути развития сознания, а что — зло, толкающее к разрушению и деградации.

Таким образом, в каждой жизненной ситуации у человека есть выбор и возможность поступить в соответствии с одной из гун природы: или Саттвично, или раджасично, или тамасично. И что человек проявляет, то и накапливает в своем сознании, или тонкоэнергетическом теле, в ауре, в сердце.

В этом смысле можно каждую жизненную ситуацию рассматривать как некоторое маленькое испытание — ты сможешь поступить как Человек, то есть Саттвично, или будешь действовать, не задумываясь, по инерции, что свойственно раджасу-тамасу, или низшему «я» человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *