Тамга крымских татар что означает
flags_and_blazo
Флаги и гербы
Кры́мские тата́ры (крымскотат. qırımtatarlar, къырымтатарлар, ед. ч. qırımtatar, къырымтатар) — народ, исторически сформировавшийся в Крыму. Говорят на крымскотатарском языке, который относится к тюркской группе алтайской семьи языков.
Подавляющее большинство крымских татар — мусульмане-сунниты.
Флаг крымских татар, представляющий собой полотнище синего цвета с жёлтой эмблемой тамга (Тарак-тамга — крымскотат. taraq tamğa) в верхнем левом углу. Этот символ использовался, как знак династии Гираев,бывших правителей крымских татар. Синий цвет — традиционный цвет тюркских народов, символизирует чистое небо и свободу. Впервые флаг был принят Курултаем (национальным съездом) крымских татар в 1917 году, после Февральской революции в России.
30 июня 1991 года этот флаг был повторно принят в качестве национального.
Тамга можно встетить и на гербах украинских гетьманов
Герб Богдана Глинского
Герб Кристофа Нечковского
Герб Каленика Андриевича
Герб Богдана Хмельницкого
Трезубец, изображенный на гербе Украины, вероятно, так же происходит от древней тамга.
Известно, что еще сарматские правители использовали похожие символы.
Флаг крымских татар. Историческая справка
Флаг крымских татар, представляющий собой полотнище голубого цвета с жёлтой эмблемой (тамга, Тарак-тамга — крымскотат. taraq tamğa) в верхнем левом углу.
Впервые флаг был принят Курултаем (национальным съездом) крымских татар в 1917 году, после Февральской революции в России.
30 июня 1991 года, вновь созванным Курултаем, этот флаг был повторно принят в качестве национального:
Постановление Курултая крымскотатарского народа «О национальном флаге и национальном гимне крымскотатарского народа»
Являясь преемником Курултая 1917 года и продолжая традиции национальной государственности крымскотатарского народа, Курултай постановляет:
1. Считать национальным флагом крымскотатарского народа прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его верхнем углу у древка золотой тамги. Отношение ширины флага к его длине — 1:2.
2. Гимном крымскотатарского народа считать сочинение Номана Челебиджихана «Ант эткенмен».
3. Поручить Меджлису крымскотатарского народа разработать и утвердить порядок использования национального флага и гимна.
Принято на Курултае крымскотатарского народа. г. Симферополь, 30 июня 1991 года.
С 2010 года 26 июня отмечается крымскими татарами как день крымскотатарского флага.
22 июля 2012 года Курултай крымскотатарского народа V созыва постановил поручить Меджлису крымскотатарского народа разработать и представить для утверждения Курултаем крымскотатарского народа VI созыва Положение «О национальном флаге крымскотатарского народа», в котором урегулировать вопрос описания, порядка официального использования и правовой защиты национального флага крымскотатарского народа.
Тарак-тамга (Шаблон: lang-crh) — изображённая на флаге эмблема, является родовым знаком правившей в Крыму династии Гераев. Первым этот символ стал использовать основатель Крымского ханства Хаджи I Герай, с тех пор данный знак является символом ханской власти.
Флаг крымских татар, представляющий собой полотнище голубого цвета с жёлтой эмблемой (тамга, Тарак-тамга — крым. taraq tamğa) в верхнем левом углу, используется крымскими татарами в качестве одного из своих символов. Голубой цвет символизирует небо и свободу. Исторически являлся одним из символов тенгрианства.
Впервые флаг был принят Курултаем (национальным съездом) крымских татар в 1917 году, после Февральской революции в России. 30 июня 1991 года вновь созванным Курултаем этот флаг был повторно принят в качестве национального.
Источники:
1. Cafer Seydahmet Kırımer «Bazı Hatıralar», Emel, no. 28, s. 60
2. Osman Akçokraklı, «Kırım’da Bayrak Meselesi», Kırım Mecmuası (İstanbul), no. 6, ss. 113-114. 29
3. Постановление Курултая от 30 июня 1991 года
Среди цветов у ислама было три основных.
Первым основным цветом в исламской символике считается белый как символ святости и достоинства, а в ритуальной церемонии он является не трагическим, а благостным символом траура. Белый цвет приобрел собирательное значение всего хорошего и наилучших качеств.
Второй основной цвет — желтый как символ блестящего Света, Солнца, Золота, Нетления, Радости.
Третий основной цвет — красный, причастный к Свету. В отличие от библейской символики, где красный символизировал жестокость и греховность, в исламе — это положительный символ — Солнце, Огонь и Кровь как признак жизни, красоты и сильных эмоций.
Голубой — самый популярный цвет, ассоциируется с чистым небом и водой, является символом Спокойствия и Благополучия, служит талисманом от вероломства и разных напастей.
Синий — символ спокойствия Ночи и Смерти, применяется в траурных церемониях.
Черный — отражает отрицательную сторону жизни в случаях, когда он соотносится с нечистой совестью и плохими побуждениями. В положительных случаях черный цвет выражает глубину ума и сердца. Черным обозначают высшую тайну мироздания. В этот цвет окрашено и священное знамя династии абба-сидов. Главный священный символ исламского храма — черный камень.
Зеленый — главный цвет мусульманского Рая. В этом цвете соединяются и земное, и небесное начала. Зеленый цвет в исламе имеет исключительно положительное значение. Священное знамя Магомета и всего мусульманского мира — зеленое, что находит отражение в современной флаговой и геральдической символике.
Серый —это цвет злости и подлости, нищеты и несчастья. Коричневый — цвет отвращения, разложения, распада и гибели.
Цветовые символы в исламе имеют не только понятийное и метафорическое значение, но и являются средством цветового обозначения в алхимии, науке и жизни. В астрономии Солнце обозначают желтым, Марс — красным, Венеру — белым, Сатурн — черным, Меркурий — бирюзовым, Луну — зеленым цветами, Юпитер — цветом сандала. Дням недели соответствуют цвета: понедельнику — зеленый, вторнику — красный, среде — бирюзовый, четвергу — цвет сандала, пятнице — белый, субботе;— черный, воскресенью — желтый.
Для выражения большей экспрессии цветовые отношения в исламе строились и на гармонии цветовых пятен подобно музыкальным аккордам. Соотношения цветов в них определяли основную цветовую тональность, которая могла быть «минорной» и «мажорной», т. е. по-разному напряженной и активной.
Золото на синеве. Флаг крымских татар от появления – до наших дней (фотогалерея)
Золотая тамга на лазурном полотне – национальному флагу крымских татар в этом году исполнится 103 года. В ноябре 1917 именно этот символ был принят в качестве флага крымских татар на первом Курултае в бахчисарайском Ханском дворце. «Наша политическая жизнь обретает поистине новое рождение», – говорил тогда на открытии национального собрания муфтий Крыма Номан Челебиджихан.
«Новая политическая жизнь» продлилась крайне недолго: уже в 1918 году большевики разогнали Курултай, около 600 крымских татар арестовали, а затем расстреляли, в их числе был Челебиджихан. Крымскотатарский флаг вновь официально появится на крымской земле 70 лет спустя – в 1991. А между этими датами пройдут тяжелые годы депортации, жизни вдали от дома и попыток вернуться в родной край.
Еще в 1918 году за основу флага делегаты Курултая взяли тарак-тамгу – герб династии Гераев, правителей Крымского Ханства. Сама по себе тамга – это родовой знак, свойственный представителям тюркских народов. Его наносили на фамильные знамена и чеканили на монетах, им клеймили животных. Символ тарак-тамги, чем-то напоминающий перевернутый трезубец, интерпретируют по-разному. Одна из версий – весы, символ уравновешенности и миролюбия, другая – гребень, третья – сокол, парящий в небе. Кстати, о небе – именно его символизирует голубой фон крымскотатарского флага.
С приходом советской власти золото на синеве сочли «буржуазно-националистическим» символом. Уцелевшие соратники Челебиджихана ушли в эмиграцию. А те из них, которые поддержали коммунистический строй, впоследствии попали под репрессии.
В годы депортации возможности проявлять свою идентичность у крымских татар не было. В память о жертвах насильственного переселения местные активисты 18 мая тайком вывешивали на высотки и столбы траурное черное знамя. О золотой тамге тогда и речи не шло. Рожденные в депортации даже не знали о существовании национального флага. А когда в конце 1980-х стало возможно возвращение крымских татар на полуостров, знамя возродили. Это произошло уже на втором Курултае, который прошел в 1991 году в Симферополе. «Пусть взаимное уважение и доброжелательность станут традицией всех жителей Крыма, пусть Крым станет краем мира и спокойствия на многие века», – говорилось в обращении Курултая ко всем жителям полуострова.
26 июня было датой проведения второго Курултая. А 19 лет спустя – в 2010 – именно этот день выбрали для празднования Дня крымскотатарского флага. В честь праздника Крым.Реалии собрали фотогалерею об истории рождения и возрождения лазурного знамени с тамгой.
Фотогалерея впервые была опубликована 26 июня 2020 года.
Национальный символ Крымского ханства тарак-тамга
Мавы кок-байрак – небесно-голубое полотно и золотого цвета герб – тарак-тамга – трезубец в верхнем левом углу сегодня узнаваемые символы крымских татар. Они прекрасно сочетаются на национальном флаге коренного народа Крыма. Однако тамга не всегда располагалась на знамени. Ранее 1917 года вы не увидите ее на голубом полотне. Но об этом факте иногда забывают в литературе, кино и даже исторической науке, допуская анахронизм, не имеющий к реальности никого отношения. И тем не менее и голубое полотно, и золотая тарак-тамга имеют давнюю историю. Но у каждого символа она своя.
Кок-байрак и тарак-тамга были государственными символами Крымского ханства. Однако они никогда не совмещались. Голубое полотно служило личным персональным знаменем. А вот тарак-тамгу имели право использовать только представители одной династии и это были Гираи – бессменные правители Крымского ханства.
Что же собой представляет голубое знамя и гербовая эмблема тарак-тамга крымских татар? Всегда ли эти два символы принадлежали крымцам, были ли заимствованы или перешли по наследству? Это одновременно и простые и сложные ответы. Трудность заключатся в том, что нет единого мнения и официальной теории. К примеру, почему крымские татары использовали голубое знамя? Какое значение оно имело для них?
Сегодня флаг – символ государственной независимости, который отражает национальные особенности страны и важнейшие вехи ее истории. Но когда-то флаг возник как знак отличия рода. Со временем знамена стали атрибутом власти и достоинства правителей, полководцев и отдельных воинов. Флаги, знамена, хоругви и даже бунчуки – это своеобразные шифры, которые оставляет история в качестве знаков, рассказывающих о жизни народов и важных событиях, ключ к которым, к сожалению, во многих случаях утерян безвозвратно. С момента своего зарождения и до настоящего времени они играют огромную роль в жизни общества, особенно в военные периоды. И, конечно же, исключением не была могущественная держава крымских татар.
Крымское ханство на карте Восточной Европы как государственное образование появилось в XV веке. Оно стало наследником Великой Орды. Его возглавил прямой потомок самого Чингисхана Хаджи Гирай. Вместе с ханским титулом к нему перешел санджак-шериф, или хоругвь великого хакана, который символически обозначал национальный, государственный и административный статус ханства, имел почетное происхождение и подчеркивал высокий статус хана.
Родовой санджак-шериф ханов не сохранился. Остались лишь его описания. Он представлял собой древнее, уже тогда частично изношенное временем полотнище, бережно хранимое и благоговейно почитаемое ханами и их поданными. Санджак некогда развивался над ставкой самого Чингисхана. Гираи брали санджак-шериф в военные походы, однако знамя поднимали лишь перед началом сражения. А после того, как имамы, сопровождавшие войска, завершали намаз, знамя великого хакана снова передавалось священнослужителям на хранение.
Помимо санджак-шерифа Чингисхана, у главы государства и двух его наследников на трон калги и нур-эд-дина были собственные знамена. Под родовыми санджаками выступали в поход представители ханской аристократии беи и мурзы. Кроме этого, у каждого военного подразделения были свои знамена, отличавшиеся по цвету, размеру и форме.
Судя по сохранившимся миниатюрам, знамена, или санджаки, были разной формы и фактуры. Знамя состояло из высокого древка, навершия – алема и цветного матерчатого полотнища, как правило, треугольной, реже прямоугольной формы, которое крепилось вертикально. Алемы были фигурные, простые или пикообразные. Делали ее из латуни, позолоченной меди или жести. Иногда к алему прикрепляли бунчук из хвостов лошади – знак храбрости и воинской доблести.
В эмблемах знамен была заключена определенная информационная символика. К примеру, на них обозначались родовые эмблемы – нишаны или тамги. О последних, мы поговорим чуть позже. А пока обратим внимание на цвет знамен, используемых крымцами ханского периода, к примеру, в военных кампаниях.
Наравне с санджаком-шерифом Чингисхана использовалось черно-красное полотнище, покрытое молитвами. В походе эти знамена несли перед крымским ханом и хранили в его личном шатре.
Польский дипломат Мартин Браневский, посетивший в 1578 году ханство отмечал, что символом гвардейского отряда крымского хана был белый бунчук, рядом с которым несли санджак красно-зеленого цвета. Дипломат писал, что: «При ханском отряде всегда есть знамя, состоящее из белого лошадиного хвоста, прикрепленного к длинной палке, и шелковое знамя зеленое с красным».
Кроме регулярной армии хана, полки, которые формировались на время похода и подчинялись непосредственно главе государства, имели три больших знамени: красно-желтое, белое, белое с зеленой окантовкой (или зелеными «языками») и черный бунчук, а также красное с золотым шаровидным навершием, покрытое арабскими надписями.
Другие же полки под предводительством родовой аристократии имели знамена и бунчуки, отличавшиеся по цветовой гамме, форме, качеству полотна и количеству туг – хвостов. Что касается ногайцев из ханских провинций Северного Причерноморья, то они, как правило, сражались под желтыми («сары туг») и белыми («ак туг») знаменами.
Османский путешественник Эвлия Челеби отмечал, что такая иерархия цветов была не принципиальна. Челеби писал во время боевых действий в середине XVII века: аскеры, то есть воины, применяли красные и зеленые знамена.
«На османской миниатюре из сочинения Локман бен Хусайна аль-Ашури (список 1579 г.) изображена переправа крымскотатарских и османских войск через Дунай в 1566 году. Над головами крымцев реют два больших знамени, увенчанные фигурными золотыми навершиями. Первый санджак имеет желтое полотнище треугольной формы с широкой красной полосой по краю. Второй санджак – это зеленый флаг треугольной формы, разрезанный на два длинных «языка», благодаря чему полотнище имеет характерную форму «ласточкиного хвоста».
На миниатюрах «Шахнаме-и Надири» (20-е гг. XVII в.) показаны знамена крымскотатарской армии хана Джанибека Гирая. Главные знамена ханских войск представляют собой длинные деревянные древка с фигурным золотым навершием и треугольным полотнищем красного цвета. Знамена военачальников снабжены короткими черными бунчуками, белыми и оранжевыми треугольными флагами.
И только на одной миниатюре к произведению «Шахнаме» работы Субхи-Челеби Талики-заде мы видим армию крымского хана Бора Гази Гирая II, где его военачальники наравне с треугольным красным флагом держат знамена голубого цвета.
События, изображенные на этой миниатюре, – это встреча глав двух держав: Крымского ханства и Османской империи. Год 1595. Крымский хан Гази Гирай согласился оказать военную помощь своему дальнему родственнику султану Мехмеду III в венгерских походах. Историк Ибраим Печеви так описывал эту встречу: «повелитель Крыма, Дешт-и-Кыпчака и ногайских татар, держатель меча Чингизова, обладатель знаний и адепт просвещения, хан Гази Гирай, перейдя через реку Озю и подойдя к берегу Турлы со стороны Польши, ожидаемый, но неожиданный, вдруг появился возле крепости Сунлук, чтобы помочь падишаху в его победоносном походе. На другой день, это было 19-го зу-ль-кааде (6 августа), главный визирь и главнокомандующий (падишах) вышли навстречу хану с войском, которое с трудом вмещали земля и небо. Верхом на лошадях они справились о здоровье и благополучии друг друга. Затем, спешившись и идя рядом со своими конями, они направились к золототканному шатру главнокомандующего. Обсудили с ним несколько главных вопросов и вместе отобедали. Печеви достаточно красочно описал события, которые после Субхи Челеби изобразит в миниатюре. И историк, и художник были не только современниками тех событий, но и участниками венгерских походов, поэтому можно с уверенностью говорить, что они изображали ровно то, что видели. И голубое знамя в рядах крымской армии не исключение. «Другими словами если мы не видели знамени или байрака голубого цвета на миниатюрах, изображающих крымскотатарских воинов других авторов, это не говорит о том, что его не использовали.
Наряду со знаменами в Крымском ханстве большое распространение имели бунчуки, или, как еще их называли, туг. Они представляли собой деревянное древко, увенчанное фигурным или шаровидным навершием, на которое подвешивалась кисть из одного или нескольких лошадиных хвостов. Своим подданным бунчук мог жаловать только крымский хан. По количеству бунчуков определяли военный ранг военачальника. Кроме бунчуков, военные чины имели почетные знаки отличия – туман-туг и чер-туг – особый род знамен, древко которых венчали фигурные наконечники – алемы, обозначающие чин военного.
Как видим, в письменных источниках и на миниатюрах, изображающих военные походы санджаки и флаги, голубой цвет представляет редкость. Подчеркнем еще раз в военных походах, так как это не говорит о том, что голубой цвет на флагах не использовался. Возможно, это объясняет тот факт, что для крымских татар как тюрков голубой считался священным цветом и не предназначался для военных кампаний.
Мавы кок – небесно-голубой цвет у тюркских народов является символом чистоты и свободы, честности, верности и безупречности. Он ассоциируется с небом, реками и озерами. Голубой цвет один из символов древнего тюркского верования – тенгрианства. Вера в единого бога Тенгри. Сегодня на национальном флаге крымских татар цвет символизирует чистое небо, мир и благополучие, а одноцветие фона – единство народа. И, видимо, неслучайно именно эти небесные мотивы и были отражены при выборе основного цвета национального флага крымских татар.
Гульнара АБДУЛАЕВА
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях Facebook, Вконтакте,
Одноклассники, Instagram, а также на канал в Telegram и будьте в курсе самых актуальных и интересных новостей.
Флаг крымских татар. Историческая справка
Флаг крымских татар, представляющий собой полотнище голубого цвета с жёлтой эмблемой (тамга, Тарак-тамга — крымскотат. taraq tamğa) в верхнем левом углу.
Впервые флаг был принят Курултаем (национальным съездом) крымских татар в 1917 году, после Февральской революции в России.
30 июня 1991 года, вновь созванным Курултаем, этот флаг был повторно принят в качестве национального:
Постановление Курултая крымскотатарского народа «О национальном флаге и национальном гимне крымскотатарского народа»
Являясь преемником Курултая 1917 года и продолжая традиции национальной государственности крымскотатарского народа, Курултай постановляет:
1. Считать национальным флагом крымскотатарского народа прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его верхнем углу у древка золотой тамги. Отношение ширины флага к его длине — 1:2.
2. Гимном крымскотатарского народа считать сочинение Номана Челебиджихана «Ант эткенмен».
3. Поручить Меджлису крымскотатарского народа разработать и утвердить порядок использования национального флага и гимна.
Принято на Курултае крымскотатарского народа. г. Симферополь, 30 июня 1991 года.
С 2010 года 26 июня отмечается крымскими татарами как день крымскотатарского флага.
22 июля 2012 года Курултай крымскотатарского народа V созыва постановил поручить Меджлису крымскотатарского народа разработать и представить для утверждения Курултаем крымскотатарского народа VI созыва Положение «О национальном флаге крымскотатарского народа», в котором урегулировать вопрос описания, порядка официального использования и правовой защиты национального флага крымскотатарского народа.
Тарак-тамга (Шаблон: lang-crh) — изображённая на флаге эмблема, является родовым знаком правившей в Крыму династии Гераев. Первым этот символ стал использовать основательКрымского ханства Хаджи I Герай, с тех пор данный знак является символом ханской власти.
Флаг крымских татар, представляющий собой полотнище голубого цвета с жёлтой эмблемой (тамга, Тарак-тамга — крым. taraq tamğa) в верхнем левом углу, используется крымскими татарами в качестве одного из своих символов. Голубой цвет символизирует небо и свободу. Исторически являлся одним из символов тенгрианства.
Впервые флаг был принят Курултаем (национальным съездом) крымских татар в 1917 году, после Февральской революции в России. 30 июня 1991 года вновь созванным Курултаем этот флаг был повторно принят в качестве национального.
Источники:
1. Cafer Seydahmet Kırımer «Bazı Hatıralar», Emel, no. 28, s. 60
2. Osman Akçokraklı, «Kırım’da Bayrak Meselesi», Kırım Mecmuası (İstanbul), no. 6, ss. 113-114. 29
3. Постановление Курултая от 30 июня 1991 года
Среди цветов у ислама было три основных.
Первым основным цветом в исламской символике считается белый как символ святости и достоинства, а в ритуальной церемонии он является не трагическим, а благостным символом траура. Белый цвет приобрел собирательное значение всего хорошего и наилучших качеств.
Второй основной цвет — желтый как символ блестящего Света, Солнца, Золота, Нетления, Радости.
Третий основной цвет — красный, причастный к Свету. В отличие от библейской символики, где красный символизировал жестокость и греховность, в исламе — это положительный символ — Солнце, Огонь и Кровь как признак жизни, красоты и сильных эмоций.
Голубой — самый популярный цвет, ассоциируется с чистым небом и водой, является символом Спокойствия и Благополучия, служит талисманом от вероломства и разных напастей.
Синий — символ спокойствия Ночи и Смерти, применяется в траурных церемониях.
Черный — отражает отрицательную сторону жизни в случаях, когда он соотносится с нечистой совестью и плохими побуждениями. В положительных случаях черный цвет выражает глубину ума и сердца. Черным обозначают высшую тайну мироздания. В этот цвет окрашено и священное знамя династии абба-сидов. Главный священный символ исламского храма — черный камень.
Зеленый — главный цвет мусульманского Рая. В этом цвете соединяются и земное, и небесное начала. Зеленый цвет в исламе имеет исключительно положительное значение. Священное знамя Магомета и всего мусульманского мира — зеленое, что находит отражение в современной флаговой и геральдической символике.
Серый —это цвет злости и подлости, нищеты и несчастья. Коричневый — цвет отвращения, разложения, распада и гибели.
Цветовые символы в исламе имеют не только понятийное и метафорическое значение, но и являются средством цветового обозначения в алхимии, науке и жизни. В астрономии Солнце обозначают желтым, Марс — красным, Венеру — белым, Сатурн — черным, Меркурий — бирюзовым, Луну — зеленым цветами, Юпитер — цветом сандала. Дням недели соответствуют цвета: понедельнику — зеленый, вторнику — красный, среде — бирюзовый, четвергу — цвет сандала, пятнице — белый, субботе;— черный, воскресенью — желтый.
Для выражения большей экспрессии цветовые отношения в исламе строились и на гармонии цветовых пятен подобно музыкальным аккордам. Соотношения цветов в них определяли основную цветовую тональность, которая могла быть «минорной» и «мажорной», т. е. по-разному напряженной и активной.