Тамиздат и самиздат что такое

САМИЗДАТ И ТАМИЗДАТ

Тамиздат и самиздат что такое. Тамиздат и самиздат что такое фото. картинка Тамиздат и самиздат что такое. смотреть фото Тамиздат и самиздат что такое. смотреть картинку Тамиздат и самиздат что такое. Тамиздат и самиздат что такое. Тамиздат и самиздат что такое фото. картинка Тамиздат и самиздат что такое. смотреть фото Тамиздат и самиздат что такое. смотреть картинку Тамиздат и самиздат что такое. Тамиздат и самиздат что такое. Тамиздат и самиздат что такое фото. картинка Тамиздат и самиздат что такое. смотреть фото Тамиздат и самиздат что такое. смотреть картинку Тамиздат и самиздат что такое. Тамиздат и самиздат что такое. Тамиздат и самиздат что такое фото. картинка Тамиздат и самиздат что такое. смотреть фото Тамиздат и самиздат что такое. смотреть картинку Тамиздат и самиздат что такое.

Тамиздат и самиздат что такое. Тамиздат и самиздат что такое фото. картинка Тамиздат и самиздат что такое. смотреть фото Тамиздат и самиздат что такое. смотреть картинку Тамиздат и самиздат что такое.

Тамиздат и самиздат что такое. Тамиздат и самиздат что такое фото. картинка Тамиздат и самиздат что такое. смотреть фото Тамиздат и самиздат что такое. смотреть картинку Тамиздат и самиздат что такое.

Системным стал в начале 60-х и до конца советского союза. Литературный самиздат довольно ничтожная часть. В основном – научные, философские, богословские труды. Рассказать, какие знаковые труды и почему они были запрещены.

Название самиздат появилось в народе как естественная пародия на названия советских государственных издательских организаций вроде Госкомиздат, Политиздат и т. п. Вероятно, первым близкое по смыслу и форме слово «самсебяиздат» употребил поэт Николай Глазков, уже в 1940-е гг. ставивший это слово на изготовленных им раскрашенных и переплетённых машинописных сборниках своих стихов. Собственно, нет ничего нового в том, что автор дарит друзьям копии своих произведений. Игровой момент был именно в оформлении, в пародировании официального книгоиздания, в этом самом словечке «самсебяиздат».

Владимир Буковский дал следующее определение: «Самиздат: сам сочиняю, сам редактирую, сам цензурирую, сам издаю, сам распространяю, сам и отсиживаю за него» в автобиографическом романе «И возвращается ветер…».

В виде самиздатовских копий впервые получили хождение:

▪ многие выдающиеся произведения литературы, в частности «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус» и «В круге первом» А. Солженицына, «Зияющие высоты», «Светлое будущее» и «Желтый дом» А. Зиновьева, «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича и «Опустелый дом» Л. Чуковской.

▪ стихи Иосифа Бродского, О. Мандельштама, А. Галича,

▪ книги авторов, которые формально не были запрещены (или запрет формально был отменён), но издавались крайне мало и не могли попасть ко многим читателям, например, стихи и проза М. Цветаевой, Андрея Белого, Саши Чёрного, А. Ахматовой, B.Шаламова, Хармса, некоторые произведения братьев Стругацких, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова и др.,

▪ переводная иностранная литература (художественная, научная, социально-политическая, например, Джилас).

▪ таким же образом по Москве и Ленинграду «ходили» записанные анекдоты Игоря Губермана, эпиграммы на советских политиков и известных коммунистических литераторов, например, эпиграммы Зиновия Паперного.

Поэму А. Галича «Мы не хуже Горация» (см. Текст песни «Мы не хуже Горация») можно считать одой самиздату.

Термины самиздат и тамиздат стали интернациональными, как и некоторые другие слова, пришедшие из СССР, например, спутник, КГБ, перестройка, гласность. В 70-х годах самиздат был столь широко распространен, что про него был сочинен анекдот: Бабушка для внука перепечатывает на машинке роман «Война и мир» Толстого — внучек ничего, кроме самиздата, не читает.

Преследование самиздата противоречило международным соглашениям, подписанным Советским Союзом в Хельсинки. Были организованы группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, см., например, Московская Хельсинкская группа. Документы Хельсинкских групп выходили как в самиздате, так и в тамиздате. Изготовление и распространение этих документов преследовалось властями; участников Хельсинкских групп выгоняли с работы, арестовывали и подвергали принудительному лечению (карательная психиатрия).

Несмотря на репрессии, поток самиздата ширился. Председатель КГБ Андропов в 1970 году в секретном сообщении ЦК отмечал: «За период с 1965 года появилось свыше 400 различных исследований и статей по экономическим, политическим и философским вопросам, в которых с разных сторон критикуется исторический опыт социалистического строительства в Советском Союзе, ревизуется внешняя и внутренняя политика КПСС, выдвигаются различного рода программы оппозиционной деятельности»

Тамиздат и самиздат что такое. Тамиздат и самиздат что такое фото. картинка Тамиздат и самиздат что такое. смотреть фото Тамиздат и самиздат что такое. смотреть картинку Тамиздат и самиздат что такое.

В дальнейшем наряду с откровенно диссидентскими трудами в самиздате распространялись и политически безобидные, но по тем или иным причинам не вошедшие в официальную «обойму» произведения, например переводы книг Туве Янссон и Дж. Р. Р. Толкина.

Одним из первых образцов советского самиздата был знаменитый доклад Н. С. Хрущёва «О культе личности Сталина». Доклад этот был закрытым и в официальной советской прессе в полном объёме опубликован только после начала перестройки, однако по стране ходило достаточно большое количество машинописных копий.

Кто печатался в самиздате, хронология:

Рубикон был перейден где-то ближе к концу десятилетия: самиздат освоил прозаические и далеко не всегда беллетристические тексты. Поразительно, но, если не считать письмо Раскольникова Сталину, в первую очередь это были переводные тексты: Кестлер, Орвелл, Кафка, «Письмо к заложнику» Сент-Экзюпери, Нобелевская лекция А. Камю. В сущности, именно они, переводчики, были первыми литераторами, осознанно использовавшими механизм самиздата.

В 1966 г., на процессе Синявского и Даниэля жены подсудимых уже вполне целенаправленно записывали ход судебных заседаний, осознанно следуя примеру Вигдоровой.

Журналы московского и ленинградского самиздата:

СинтаксисСамиздатский машинописный альманах, выпускавшийся в 1959–1960 молодым московским журналистом Александром Гинзбургом. Вышло три номера, тираж которых достигал 300 экз. Состоял исключительно из стихов московских (№1, 2) и ленинградских (№3) поэтов, публикации которых встречали препятствия со стороны цензуры (Булат Окуджава, Иосиф Бродский, Николай Глазков, Генрих Сапгир, Наталья Горбаневская и др.). Иллюстрировал выпуски альманаха московский художник и поэт, неформальный лидер «Лианозовской группы» Евгений Кропивницкий. Большинство исследователей полагает, что именно «Синтаксис» следует считать первенцем самиздатской периодики. Принципиально новым стало то, что альманах издавался открыто: на его обложке были проставлены фамилия и адрес издателя. По свидетельствам современников, это обстоятельство производило большое впечатление на читателей. Во время работы над №4 «Синтаксиса» (июль 1960) Гинзбург был арестован, органы госбезопасности конфисковали весь архив «Синтаксиса», и издание альманаха было остановлено. (Самому редактору, вместо планировавшегося сначала политического обвинения, было предъявлено сфальсифицированное обвинение по уголовной статье, а дело о «Синтаксисе» было прекращено 11.01.1961). Альманах распространялся в основном среди любителей поэзии, «Синтаксис», пропагандировали видные московские ученые, бывшие узники сталинских лагерей Л.Е. Пинский и Г.С. Померанц. Через пять лет все три номера «Синтаксиса» были перепечатаны в эмигрантском журнале «Грани» (1965, №58).

Обводный канал В начале 80-х гг. В Ленинграде Обводный канал становится одним из очагов советской неподцензурной культуры. В 1981 г. поэты Сергей Стратановский и Кирилл Бутырин организуют самиздатовский литературно-критический журнал «Обводный канал», ставший вскоре наряду с «Часами» одним из рупоров ленинградской неподцензурной словесности. За двенадцать лет существования машинописного журнала (1981 – 1993) было издано восемнадцать номеров. Авторами «Обводного канала» являлись такие выдающиеся поэты, прозаики и критики второй половины 20 в., как Иосиф Бродский, Дмитрий Александрович Пригов, Лев Рубинштейн, Виктор Кривулин, Юрий Кублановский, Бахыт Кенжеев, Леонид Аронзон. В журнале публиковались переводы из Джона Донна, Уильяма Блейка, Антонена Арто, Джорджа Оруэлла и нек.др. В предисловии к одной из книг поэта Сергея Завьялова, чьи ранние стихи также были опубликованы в «Обводном канале», поэт, филолог и критик Александр Скидан писал об «общей апокалиптической ноте» – лейтмотиве журнала. Обводный – как «вылет» из официальной культуры, из разрешенного (официального) пространства в пространство запредельное, иррациональное и страшное, почти гоголевское.

Источник

История советского самиздата. Как это было

Одним из главных инструментов самиздата в СССР была печатная машинка. Готовые тексты ходили по рукам в виде папок А4 с сшитыми листами. При перепечатывании текстов обязательно использовалась копировальная бумага. В последствии, тексты распространялись при помощи фотокопирования.

В период широкого распространения фотолюбительства, печатные тексты стали фотографироваться и копироваться средствами черно-белой фотографии в личных домашних фотолабораториях. Копирование тестовых материалов при этом ускорялось в значительной мере, и в одновременно в той же мере становилось намного затратнее финансово, поскольку фотоматериалы для советского человека имели значительную стоимость. При этом, нельзя забывать о дефиците товаров. Для тиражирования нескольких книг подобным образом, требовалось значительное количество фотоплёнки, и ещё более значительное количество фотобумаги относительно большого размера.Посредством фотокопирования в союзе также распространялась редкие официальные издания, зарубежные журналы мод и так далее.

С распространением микропроцессорной техники в позднем СССР (с середины 70-х), стало возможным относительно просто и легко (по сравнению со старыми методами) распространять текстовую информацию, и даже печатать её посредством принтеров или плоттеров. Естественно, не о каких сетях передачи данных в то время не шло. Читатели обменивались между собой текстами на магнитных носителях (гибкие диски, магнитные ленты) примерно также, как в конце 90-х распространялись короткие видео с приколами – от пользователя к пользователю. Помимо распечатывания текстов на принтере, существовало размножение их при помощи ксерокопирования.Из-за недоступности ЭВМ для рядового гражданина, тексты тиражировались в основном сотрудниками институтов и КБ, где такая техника применялась.

Самиздат охватывает большой круг вопросов, в основном, в том числе литературы и работ, направленных на религию, национальность и политике. Государственная цензура различных материалов, такие как детективные романы, приключенческие и научная фантастика в дополнении к диссидентским текстам, в результате подпольном издания самиздата, охватывающее широкий круг вопросов. Хотя большинство самиздата авторы направили свои работы к интеллигенции, самиздат включены быдло жанры в дополнение к научным работам.

Большинство политических текстов были личные заявления, обращения, протесты, или информация об арестах и судебных процессов. Другой политический самиздат включал анализ различных кризисов в пределах СССР, и предлагал альтернативы обращения правительства событий.

Источник

Самиздат и тамиздат

История советской литературы полна трагических моментов и блестящих попыток обойти идеологические преграды. Проявилась русская смекалка – средство обойти цензуру нашлось.

Тамиздат и самиздат что такое. Тамиздат и самиздат что такое фото. картинка Тамиздат и самиздат что такое. смотреть фото Тамиздат и самиздат что такое. смотреть картинку Тамиздат и самиздат что такое.

Самиздат стихотворений Бродского.

Самиздат
В СССР была четкая идеология и жесткая цензура. Под запретом была «антисоветская» литература, произведения, которые не попадали под общую идеологию, были вредными или бесполезными.

Нашлось лекарство от цензуры – самиздат. Это способ бытования текстов, не прошедших цензуру. Их тиражирование происходит вне авторского контроля, в процессе их распространения в читательской среде. Те авторы, которые оказались забракованы цензурой, запускали несколько машинописных копий по знакомым и друзьям. Интересные рассказы переписывались и запускались по рукам. Самой главной целью самиздата было показать простому советскому человеку хорошие художественные произведения, в которых не будет запрета. В этих текстах была своя правда, свобода слова и мысли.

Тамиздат и самиздат что такое. Тамиздат и самиздат что такое фото. картинка Тамиздат и самиздат что такое. смотреть фото Тамиздат и самиздат что такое. смотреть картинку Тамиздат и самиздат что такое.Журналист «Московского комсомольца» Александр Гинзбург стал первым создателем машинописного сборника «Синтаксис», в который вошли произведения «запрещенных» поэтов: Булата Окуджавы, Иосифа Бродского и Беллы Ахмадулиной. Он успел выпустить всего три номера, затем был арестован и получил два года лагерей. Он сделал главное – запустил процесс самиздата.

В интервью «Радио Свобода» Александр Ильич вспоминал: «Мой арест никого не напугал. Появилось ещё несколько, до десятка, разных самиздатских журналов. Появилось само слово „самиздат“, которого в „синтаксисовские“ времена ещё не было».

Справка:
Хотя само слово «самиздат» появилось лишь в середине XX века, с древнейших времен запрещённые произведения передавались друг другу рукописным способом. В XVIII веке именно так по России распространялись сатиры А. П. Сумарокова. В первой половине XIX века в России было множество тайных сообществ. В то время рукописная копия произведения называлась «списком».

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat2.jpg?fit=300%2C157″ data-large-file=»https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat2.jpg?fit=640%2C335″ loading=»lazy» src=»https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat2.jpg?resize=640%2C335″ alt=»» width=»640″ height=»335″ srcset=»https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat2.jpg?resize=1024%2C536 1024w, https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat2.jpg?resize=300%2C157 300w, https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat2.jpg?resize=768%2C402 768w, https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat2.jpg?w=1200 1200w» sizes=»(max-width: 640px) 100vw, 640px» data-recalc-dims=»1″ />

Самиздат романа “Мастер и Маргарита” М. Булгакова

В виде самиздатовских копий передавались из рук в руки хорошо знакомые для нас произведения:
➤ «Доктор Живаго» Бориса Пастернака;
➤«Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус» и «В круге первом» Александра Солженицына;
➤ стихи Иосифа Бродского, Осипа Мандельштама, А.Галича;
некоторые произведения братьев Стругацких;
➤«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова; и другие

Самиздатом распространялись и авторы, которые формально не были запрещены или запрет формально был отменён. Книги издавались крайне мало и не могли попасть ко многим читателям, например, стихи и проза Марины Цветаевой, Андрея Белого, Саши Чёрного, Анны Ахматовой, Bарлама Шаламова, Даниила Хармса.

Тамиздат
Еще один способ борьбы с цензурой стал тамиздат – книги, издаваемые за пределами СССР и нелегально распространявшиеся на его территории.
Тамиздат как исторический феномен появился в то же время, что и самиздат, и был с ним связан по принципу сообщающихся сосудов: тексты, бытовавшие в самиздате, могли быть изданы за границей, нелегально ввезенные книги копировались и уходили в самиздат.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat3.jpg?fit=196%2C300″ data-large-file=»https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat3.jpg?fit=400%2C612″ loading=»lazy» src=»https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat3.jpg?resize=196%2C300″ alt=»» width=»196″ height=»300″ srcset=»https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat3.jpg?resize=196%2C300 196w, https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat3.jpg?w=400 400w» sizes=»(max-width: 196px) 100vw, 196px» data-recalc-dims=»1″ />

Обложка первого издания романа “Доктор Живаго” Б Пастернака. 1957 год.

С явлением тамиздата связано преследование Бориса Пастернака. В 1957 году в Италии, а затем и в других странах, был опубликован знаменитый роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго». В 1958 году писателю была присуждена Нобелевская премия. На родине факт присуждения премии был назван «идеологической акцией». В советской прессе была развёрнута кампания жестокой травли Пастернака. Бориса Леонидовича исключили из Союза писателей СССР и завели уголовное дело. В конце концов писатель был вынужден покаянно отказаться от премии.

Важнейшие произведения русской литературы второй половины XX века, в т.ч. «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына, «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана, «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева, стихи Иосифа Бродского и др. значительных поэтов эпохи впервые были изданы типографским способом на Западе.

Самиздат и тамиздат долгое время был единственным способом опубликования оригинальных и независимых по духу произведений художественной литературы.

Источник

Самиздат

Содержание

История самиздата в России

В XXI веке слова самиздат и тамиздат используются также в качестве названий зарегистрированных изданий; они печатаются или распространяются в Интернете открыто, доступны, и уже в силу этого, такие издания не являются ни самиздатом, ни тамиздатом в исходном значении этих слов.

Возникновение терминов

Также «Самиздатом» в 70-е, начале 80-х XX века назывались книги, собранные из светокопий страниц журналов популярной литературы (из-за малых тиражей не попадавших на прилавок). Например — «В августе 44-го», «Царь-рыба», «Белая Гвардия» и т. д. Данный «Самиздат» мог преследоваться не за содержание, а за «расхищение социалистической собственности», то есть бумаги, ресурса светокопира (были все только в госсобственности), материала переплёта (отсутствие в свободной продаже).

В виде самиздатовских копий впервые получили хождение:

Периодические самиздатские издания и репрессии

Распространителей самиздата преследовали через прокуратуру и КГБ. Антология преследований (как и других репрессий) называлась Хроника текущих событий и тоже распространялась в самиздате; распространение информации о репрессиях подавлялось особенно жестоко и тоже попадало в «хронику».

Не только диссиденты

Возникновение советского самиздата послесталинской эпохи было в значительной степени связано с художественной литературой, запрещённой в СССР не по политическим, а по эстетическим и другим причинам. Так, Лилианна Лунгина вспоминает:

По мнению искусствоведа Екатерины Дёготь, у бытования в СССР неполитического самиздата имелось и эстетически-культурологическое измерение:

В самиздате распространялись также кулинарные рецепты и рецепты алкогольных коктейлей и самогоноварения. Копировались и перекопировались топографические карты, порнографические материалы, модельные лекала и выкройки из западных журналов (например, Плейбой, Бурда-моден) и прочее. Были достаточно широко известны также самиздатные материалы и труды (например, В. Г. Ажажа) по неприветствовавшейся и засекреченной теме НЛО и уфологии.

Особая тема — рок-самиздат: журналы «Рокси», «Ухо», «Зеркало» и другие журналы, рассказывавшие об отечественной и зарубежной рок-музыке. Журналы печатались на пишущей машинке.

Бытовал мелкий коммерческий самиздат по продаже (особенно в поездах) тех же рецептов, выкроек, календариков (например, с портретами опального Сталина, эротики, животных).

Технологии самиздата

Тамиздат и самиздат что такое. Тамиздат и самиздат что такое фото. картинка Тамиздат и самиздат что такое. смотреть фото Тамиздат и самиздат что такое. смотреть картинку Тамиздат и самиздат что такое.

Тамиздат и самиздат что такое. Тамиздат и самиздат что такое фото. картинка Тамиздат и самиздат что такое. смотреть фото Тамиздат и самиздат что такое. смотреть картинку Тамиздат и самиздат что такое.

Изначально самиздат возник как дешёвая и доступная альтернатива массовой типографской печати и распространялся в рукописном варианте и в виде машинописных копий. Для ускорения процесса размножения использовалась копировальная бумага. При переписке вручную (шариковой ручкой) на газетной бумаге (50 г/м²) отчётливо получалось три копии, при использовании пишущей машинки — пять копий. На папиросной бумаге копий получалось больше, но ввиду её полупрозрачности можно было использовать только одну сторону листа.

В 1970-х годах для размножения самиздата работники крупных советских институтов стали использовать принтеры (это были первые АЦПУ больших вычислительных машин) и плоттеры, а также бумагу больших форматов. Для размножения машинописного самиздата в тех же институтах стало использоваться ксерокопирование (одной из мер борьбы с подобным со стороны властей и начальства являлся строгий учёт и контроль использования подобной техники со стороны т. н. Первого отдела). Иллюстрации перед размножением фотографировались, печатались на фотобумаге как обычные фотографии и вклеивались вручную в готовое издание. Иногда фотографировалось (на стандартную 35-мм плёнку) всё издание целиком. Негативы использовались для передачи материалов за рубеж и для размножения.

Начиная с конца 1970-х годов, в период распространения ЕС ЭВМ и СМ ЭВМ — началось распространение самиздата в виде компьютерных файлов, переносимых от одного ВЦ к другому на магнитных лентах или, реже, дисках.

Методом самиздата распространялись не только литературные произведения, публицистика и изображения, но и музыка. Аудиопроизведения либо нарезались иглой самодельного фонографа на старых рентгеновских снимках («на костях») (50-е — 60-е годы), либо записывались на магнитофон и впоследствии копировались друг у друга. В 1970-80 гг. это породило феномен магнитоальбомов.

Перестройка и освобождение слова

В конце 1980-х гонения на самиздат практически прекращаются, машинописная и рукописная формы самиздата уходят в прошлое, а основным инструментом размножения становится АЦПУ и матричный принтер. Тогда же в самиздат приходит коммерция: распечатанные на принтере «Штирлиц» П. Асса и Н. Бегемотова, а также подборки политических анекдотов распространяются по почте наложенным платежом, копируются на дискетах и распространяются по сети «Фидо»

С начала 1990-х и до настоящего момента для изготовления первой копии издания используется лазерный принтер, а потом оно размножается на ксероксе или на ризографе. В связи с общедоступностью оргтехники и расходных материалов на лазерном принтере может быть распечатан и весь тираж издания (уже с середины 80-х на Западе получили распространение т. н. «персональные издательства»). Машинописный самиздат сейчас практически не встречается, зато некоторые рукописные издания сами по себе являются художественными произведениями.
В середине 1990-х, в связи с массовым распространением персональных компьютеров и неразвитостью глобальных сетей были единичные попытки распространения самиздата на дискетах в виде интерактивных журналов с ASCII-картинками, однако электронная форма передачи быстро вытеснила как бумажные, так и магнитные носители.

Самиздатские журналы

Интересные факты

Источник

«Самиздат» и «Тамиздат»

«Вторая культура» — феномен советского времени, это «культурное подполье», неподвластное идеологической цензуре. Литература «второй культуры» находила своего читателя не через официальную печать (книги, журналы, газеты), а через «Самиздат». Своим появлением это слово «самиздат» обязано поэту Николаю Глазкову (1919—1979). Поэт выпускал рукописные книжечки штучным тиражом, а на титульном листе, где указывается издательство, он писал: «Самсебяиздат». Со временем слово сократилось до «самиздат» и распространилось на всю неподцензурную литературу.

Литература «Самиздата» жила полнокровной жизнью. Выпускались не только книги, сборники, но и журналы, и была даже своя «самиздатовская» литературная премия.

Одним из первых журналов «Самиздата» был журнал «Синтаксис», который издавался в Москве Александром Гинзбургом. В нем публиковались Н. Глазков, Б. Ахмадулина, И. Бродский, В. Уфлянд, И. Холин и др. Вышло всего три номера. Тираж каждого номера доходил до 200—300 экземпляров. Это очень большой тираж для «Самиздата», т.к. копировальной техники тогда не было; все делалось вручную на печатных машинках. Четвертый выпуск «Синтаксиса» не увидел свет, так как Гинзбург был арестован.

В 70-х годах журналы «Самиздата» в основном выходят в Ленинграде. В 1976 году выходит первый номер журнала «37». Название происходит от номера квартиры, в которой регулярно собирались авторы этого журнала. В «37» публиковались О. Седакова, Е. Шварц, И. Жданов, Г. Сапгир, Д. Пригов, а также неизданные произведения Б. Пастернака, А. Ахматовой, Н. Гумилева. Журнал прекратил существование в 1981 году из-за серьезных конфликтов с властями.

Одновременно с «37» выходил журнал «Часы». Эти журналы порой полемизировали друг с другом, как в свое время «Современник» и «Московитянин». Журнал «Часы» просуществовал до 1990 года. Вышло 80 номеров, по 250—300 машинописных страниц в каждом. Журнал имел своих подписчиков, проводились читательские конференции. Именно журнал «Часы» учредил литературную премию имени Андрея Белого за лучшую публикацию в «Самиздате».

Всего в начале 80-х годов в Ленинграде насчитывалось около десятка «самиздатовских» журналов: «Северная почта», «Обводной канал», «Митин журнал», «Транспонанс», «Опыты» и др.

Но «вторая культура» складывалась не только из «самиздата». Был еще и «Тамиздат», т.е. книги и журналы, выходящие за границей, которые нелегально распространялись в Советском Союзе. В Западной Германии с 1946 года выходил эмигрантский журнал «Грани». С 70-х годов он начинает публиковать авторов «Самиздата». Были опубликованы произведения А. Солженицына, И. Бродского, Г. Владимова, В. Войновича, А. Галича. Журнал «Континент» издавался в Париже с 1974 года. Возглавлял его В. Максимов. В редколлегию входили И. Бродский, А. Галич, И. Коржавин. В журнале печатались С. Довлатов, В. Кривулин, Ю. Кублановский, А. Галич, Саша Соколов и др.

С 1978 года в Париже стал выходить журнал «Синтаксис» под редакцией А. Синявского и его жены М. Розановой.

Иногда эмигрантские журналы целиком воспроизводили на своих страницах подпольные издания из Советского Союза. Например, журнал «Грани» перепечатал журнал «Феникс», издаваемый поэтами площади Маяковского, «Сфинксы» — журнал СМОГа и пр.

Читайте также другие статьи по теме «Поэзия «Второй культуры»»:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *