Таможенный союз и евразийский экономический союз в чем разница
ЕАЭС, ЕврАзЭС, Таможенный союз: что обозначают эти аббревиатуры?
ЕАЭС (расшифровывается как Евразийский экономический союз), это международная организация экономического характера. Формально действует с 01 января 2015 года. Членами ЕАЭС на сегодняшний день являются: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия.
ЕврАзЭС (расшифровывается как Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество), это также международная экономическая организация, основанная рядом стран бывшего СССР, которая существовала с 2001 по 2014 года. Правопреемником данной организации стал ЕАЭС.
Таможенный союз – это форма торгово-экономической интеграции стран ряда стран-членов ЕАЭС (ранее АврАзЭС), предусматривающая единую таможенную территорию. Суть единой таможенной территории состоит в том, что в ее пределах во взаимной торговле товарами страны не применяют таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.
Соответственно Таможенный союз не является международной организацией, в отличии от ЕАЭС и ЕврАзЭС, а представляет собой форму экономического взаимодействия ряда государств.
Как получить свои деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»
Чем отличаются члены Таможенного Союза от ассоциированных стран партнеров?
4,75 (Проголосовало: 18)
При оформлении сертификатов соответствия техническим регламентам Таможенного Союза предприниматели нередко путают условия, на которых осуществляют сделки страны, собственно, входящие в состав ЕАЭС и страны-партнеры.
При оформлении сертификатов соответствия техническим регламентам Таможенного Союза предприниматели нередко путают условия, на которых осуществляют сделки страны, собственно, входящие в состав ЕАЭС и страны-партнеры.
Таможенный союз или союз ЕАЭС (ЕврАЭС) — торгово-экономическая интеграция России, Белоруссии, Азербайджана, Армении и Киргизии, изначально основанная еще в 1995 году. Киргизия стала последней из официальных стран-членов ЕАЭС, присоединившейся к союзу летом 2015 года.
Также в настоящий момент кандидатами, подавшими заявку на вступление в Союз, являются Таджикистан (заявка от 26.09.2012 года), Сирия (заявка от 20.10.2013 года) и Тунис (заявка от 14.01.2015 года).
Сотрудничество стран-участниц Таможенного Союза предусматривает:
Таким образом, торговля внутри стран ЕАЭС проходит по единым нормативам, по общему согласованию и с отсутствующими ставками НДС. Реализацию товара, выпущенного в Таможенном Союзе, легко отследить на территории других государств-членов, проверить его качество и место производства.
Ассоциированные страны партнеров Таможенного Союза
Согласно основному определению, ассоциированным партнером называется лицо, являющееся основным партнером или акционером какой-либо организации, обладающее правом совершения сделок, но не обладающее правом голоса при принятии решений.
В случае с ЕАЭС ассоциированными партнерами Союза являются государства, не являющиеся его официальными членами, но подписавшие соглашение о создании зоны свободной торговли. Таковым называется международное сотрудничество, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором.
В июне 2015 года соглашение о создании зоны свободной торговли со странами ЕАЭС подписал Вьетнам, а по состоянию на май 2015 года стать ассоциированными участниками Таможенного Союза выразили желание 40 государств, среди них — Египет и Китай, с которыми уже ведутся переговоры о вступлении.
Ассоциированное членство означает, что страна, желающая стать участником зоны свободной торговли, заключает соглашение не с одним государством ЕАЭС, но со всем союзом, и решение о расширении зоны свободной торговли также принимается советом руководства стран и обсуждением ЕЭК.
Подводя итоги: Таможенный союз — утвержденное экономическое соглашение между пятью странами, в рамках которого действуют единые нормативы и преференции, а также принимаются совместные торговые решения. Ассоциированные страны партнеров — государства, заключившие соглашение о свободной торговле с ЕАЭС, но официально не являющиеся его членами и не имеющие права голоса при обсуждении каких-либо изменений.
Таможенный союз ЕАЭС
Таможенный союз ЕАЭС – соглашение между странами Евразийского экономического союза, заключенное для создания комфортных условий торговли между государствами-участниками ЕАЭС. Речь, в первую очередь, идет об отмене таможенных платежей и увеличении товарооборота. Однако действуют и другие условия для получения экономических выгод для каждой страны, поддержавшей Таможенный союз.
Цели Таможенного союза
Таможенный союз ЕАЭС был создан после распада СССР. Страны постсоветского пространства имели общее прошлое и похожие экономические проблемы. Чтобы помочь друг другу справиться с ними в новых условиях, было создано таможенное соглашение Основные цели, которые преследовали страны:
Одним словом, главная цель – развитие экономики за счет улучшения условий торговли. Каким образом это достигается в рамках ТС? Объединение позволило:
Какие страны входят в ЕАЭС?
До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.
Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.
Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:
В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.
История создания Таможенного союза
1995 год. 6 января Россия и Беларусь подписали Соглашение о создании Таможенного союза. Чуть позже, 20 января, аналогичное соглашение было подписано в новом составе – Беларусь, Россия и Казахстан. Затем присоединились две другие страны – Таджикистан (1999 год) и Кыргызстан (1996 год).
Создание Таможенного союза произошло после провальной попытки экономического союза стран постсоветского пространства. Полная экономическая интеграция большого количества государств была невозможна, поэтому был инициирован союз только в отношении беспошлинной торговли.
1995-2000 гг. Первые несколько лет ТС улучшил динамику в области торговли, но затем начались проблемы из-за низкого исполнения согласованных решений в рамках единого таможенного союза.
2000 год. Пятью странами-участницами ТС подписан Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По сути, это была попытка другого подхода к созданию таможенного союза, учитывая предыдущие ошибки. Было официально закреплено, что Россия имеет лидирующее значение. Больше не действовал принцип «одна страна – один голос». России принадлежало 40 голосов из 100 возможных.
Главная цель новой организации – создание единого экономического пространства в Евразии.
2000-2006 гг. ЕврАзЭС не оправдало возложенных ожиданий. Сработали старые грабли – низкое исполнение того, что было написано на бумаге. Таможенные тарифы некоторых стран не совпадали с общими тарифами.
Была попытка создать новое объединение – Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украина. Но из-за расхождения во многих вопросах с Украиной проект не был реализован.
2007 год. Реорганизация Таможенного союза. Россия, Беларусь и Казахстан подписали новые документы относительно ТС. Регламент Таможенного союза – создание единой таможенной территории, применение единого таможенного тарифа, унифицированный порядок таможенного регулирования, создание управляющего органа (Комиссия Таможенного союза).
2008-2014 гг. Создан детальный план по развитию ТС. Подписан Таможенный кодекс ТС. Появился единый регламент о безопасности продукции.
2015 г. Создание ЕАЭС. Теперь Таможенный союз действует в рамках этой организации.
В составе экономического союза появляются два новых участника – Армения и Кыргызстан. Они автоматически становятся участниками Таможенного союза.
2016 г. Подписано соглашение о свободной торговле членов ЕАЭС и Вьетнама.
2017 г. Сотрудничество Молдавии и ЕАЭС. Молдавия получает статус наблюдателя в ЕАЭС.
2018 г. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Подписание Соглашения между ЕАЭС и КНР.
2019 г. Подписано Соглашение о сотрудничестве с Сингапуром и Сербией.
2020 г. Обсуждение вопроса о вступлении Узбекистана в ЕАЭС.
Противоречия в евразийском Таможенном союзе
Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.
Основные проблемы ЕАЭС:
Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.
На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.
В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.
Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:
Практика применения таможенных соглашений
Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:
Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:
Краткие выводы
Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС
Какие страны входят в Таможенный союз?
В 2020 году в ЕАЭС входят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Обсуждается вступление Узбекистана. Также заявляли о желании вступить в ЕАЭС Тунис и Сирия.
В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?
Беларусь стояла у истоков создания союза вместе с Россией и Казахстаном. Эти страны в 1995 году подписали соглашение о создании ТС. РБ в ЕАЭС вступила в самом начале объединения – 1 января 2015 года.
Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?
Главные принципы можно описать «четырьмя свободами» – свобода движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.
Что такое ЕврАзЭС?
ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество – вид экономической интеграции стран СНГ. Сообщество было создано в 2000 году. Организация была упразднена после образования ЕАЭС – Евразийского экономического союза в 2015 году.
Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?
Сербия, Иран, Вьетнам, Сингапур.
Какой орган регулирует работу ЕАЭС?
Регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия.
Кто является председателем ЕАЭС?
Председатель меняется каждый год. В 2020 году председательствует Беларусь во главе с Александром Лукашенко. В 2019 году – Армения и Никол Пашинян.
Что такое ЗСТ, ТС, ЕАЭС и другие евразийские союзы
Семь лет назад заработал Договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) СНГ. Стоит ли поддерживать такое объединение сейчас, и зачем?
Семь лет назад, 18 октября 2011 года, восемь республик бывшего СССР – Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан – подписали Договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) СНГ.
На тот момент это был важный шаг. Доказательством может служить тот факт, что подготовка к созданию ЗСТ заняла 17 лет, и все это время страны вели работу в этом направлении. Первое соглашение-прототип было подписано в апреле 1994-го; на том этапе в деле еще участвовали Узбекистан, Азербайджан, Грузия.
Затем были приняты изменения и дополнения к договору, которые, впрочем, все страны так окончательно и не ратифицировали. И наконец, главы правительств республик, делящих между собой 90% «пирога» взаимной торговли в содружестве, подписали окончательный документ, разрешающий его участникам де-факто экспортировать абсолютное большинство товаров без пошлин и квот.
Объединения-конкуренты
За год до ЗСТ, в июле 2010-го, в СНГ заработало еще одно объединение – Таможенный союз (ТС). В него на первом этапе вошли только Белоруссия, Казахстан и Россия. Позднее, в 2014-м, к организации присоединилась Армения, а еще через год – Киргизия. Сейчас кандидатами на вступление также являются Тунис и Сирия, и этого момента как раз нельзя не отметить: взаимодействие в рамках ТС оказалось интересным и актуальным не только для стран бывшего СССР.
Согласно основным положениям ТС, к товарам, ввозимым из третьих стран, стал применяться единый таможенный тариф. Территории же государств-участников стали считаться единым рыночным и таможенным пространством, где отменялись таможенные пошлины и многие экономические ограничения.
С первого же дня существования ЗСТ оказалась прямым конкурентом Таможенному союзу. При этом она действительно имела ряд важных преимуществ. В частности, на территории ЗСТ:
Можно сказать, что членам ЗСТ достались практически все основные плюсы участия в ТС при отсутствии тамошних жестких обязанностей.
Фото: Dmitrydesign/ Shutterstock.com
Тем не менее в экономике, как и во всех прочих сферах, не бывает плюсов без минусов, и наоборот. Довольно быстро выяснилось, что эффективное разрешение споров в рамках ЗСТ – дело практически невозможное, как раз из-за отсутствия четкого регулирования.
Зачем плодить сущности?
В последующие годы Содружество независимых государств решило пойти по пути сближения, более тесной интеграции и ужесточения регулирования; в результате в 2012 году, вслед за ТС, заработал формат Единого экономического пространства (ЕЭП), а 1 января 2015-го был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС, не путать с ЕврАзЭС – Евразийским экономическим сообществом, появившимся еще в 2000 году и включавшим в себя РФ, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Таджикистан), где обязательства оказались еще серьезнее, а регулирование взаимодействия – сильнее. Именно ЕАЭС в итоге стал главной интегрирующей структурой на постсоветском пространстве.
Самое время задать вопрос: а для чего, собственно, создавались все эти объединения, часть функций и полномочий которых откровенно дублируют друг друга? Стоило ли, выражаясь языком психологов, плодить столько однотипных сущностей?
Пожалуй, стоило. Дело в том, что за каждым из этих объединений стоит попытка России выстроить свою зону экономического влияния. Создать территорию, где российская экономика чувствовала бы себя хорошо, а заодно и помочь стать более успешными и богатыми соседям, которые и теперь, спустя 27 лет после того, как все мы перестали быть единым государством, воспринимаются «не чужими». Каждая уважающая себя сильная держава стремится к созданию своих зон влияния. Это неоспоримый факт. И Россия, в отличие от тех же Штатов, что в своих попытках часто напоминают слона в посудной лавке, делала это максимально дипломатичными и дружелюбными способами.
Сколько друзей ни корми…
Фото: alexfan32 / Shutterstock.com
Тем не менее, как показывает практика последних четырех лет, одних пряников для выстраивания успешного взаимодействия недостаточно. Даже создавая для друзей и «братьев» максимально выгодные условия сотрудничества, невозможно быть уверенным, что завтра все эти усилия не будут порушены и не пойдут прахом.
Та же Украина, не моргнув глазом, объявила 23 мая текущего года о выходе из СНГ. Документ был подписан Петром Порошенко 19 числа, и в тот же день глава государства объявил об отзыве представителей республики из уставных органов Содружества. «Им там нечего больше делать, – заявил он. – Мы вместе движемся в Европу».
За несколько недель до этого в Армении произошла «бархатная революция», также поставившая под вопрос перспективы участия этой страны в ТС и ЕАЭС. Разумеется, пока в стране не пройдут новые выборы, не устаканится новый политический курс – вопрос будет оставаться открытым.
Да не разрушишь ты дом свой…
Невольно возникает мысль: а стоит ли России продолжать идти в этом направлении, поддерживая «полуживые», по мнению некоторых политологов и экономистов, объединения?
Стоит. Хотя бы потому, что без собственных экономических объединений нам придется жить внутри глобальной экономики по чужим правилам.
Другое дело, что нужно, пожалуй, перестать так усиленно заботиться о соседях, и обратить наконец внимание на собственные интересы.
За примерами можно не ходить далеко. В 2012 году, например, вступили в силу соглашения в рамках ЕАЭС между РФ, Белоруссией и Казахстаном, регулирующие правовой статус трудовых мигрантов и членов их семей. Упрощение перемещения рабочей силы, безвизовый въезд – в «сферическом вакууме» вещь, может, и неплохая, удобная и в целом отвечающая интересам бизнеса. Однако мало кто из России едет «на ловлю счастья» и работы в Казахстан. То ли дело – наоборот. А вместе с гастарбайтерами прибывает к нам в страну и целый поток проблем, от повышения уровня криминала до «самого невинного» демпинга зарплат.
Фото: www.globallookpress.com
Тем не менее Россия относится к въезжающим с максимальной снисходительностью и почти отеческой заботой. В конце 2017-го было решено допустить граждан стран Союза, легально работающих в РФ, к системе обязательного медстрахования; ведется аналогичная работа по договору о пенсионном обеспечении, чтобы стаж, отработанный мигрантами в России, признавался при выходе на пенсию и у них на родине. Притом что к собственным пенсионерам у нашего государства отношение, мягко говоря, сложное.
В общем, подытоживая сказанное, можно повторить: разные объединения в рамках СНГ, равно как и формы сотрудничества с любыми другими странами, могут быть полезны. Но работа в этих направлениях со стороны России должна строиться по принципу, что озвучил давным-давно византийский философ Григорий Палама: «Да не разрушишь ты дом свой, способствуя домостроительству ближнего твоего».
Таможенный союз и ЕАЭС
На фото:
Герб (справа) и флаг ЕАЭС
Дабы избежать экономической зависимости и диктата со стороны более сильных государств, Россия, Беларусь и Казахстан в 2007 г. образовали Таможенный Союз (ТС), который в 2014 г. был преобразован в Евразийский экономический союз – ЕАЭС; позднее в него вошли Армения (2014 г.) и Кыргызстан (2015 г.).
Образование экономического союза наглядно свидетельствует о том, что бывшие республики СССР стремятся к восстановлению ранее существовавших хозяйственных и технологических связей с учётом новых политических и экономических реалий.
Пример таких устойчивых международных организаций, как НАТО и Евросоюз сплочённого западного мира привёл к образованию аналогичного полюса силы на Востоке. Создавая ЕАЭС, Россия стремится стать центром таких сил; союз призван генерировать не только экономический рост, но и политический вес.
Евразийский экономический союз как международная организация региональной экономической интеграции был учреждён 29 мая 2014 года. Договор о Евразийском экономическом союзе вступил в действие с 1 января 2015 года, то есть, это молодая организация.
ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. Однако пока всё это в перспективе. На данный момент стоит более скромная задача — обеспечить более тесное торговое сотрудничество стран-членов.
Примерно две трети взаимного товарооборота ЕАЭС осуществляется в рублях, 1,5% товарооборота – в национальных валютах других стран союза, 31% – в долларах и евро.
Внутри ЕАЭС для всех стран-членов Союза Российская Федерация является основным, почти исключительным торговым партнёром. Особенно для Беларуси, для неё доля России превышает 96% и только около 4% оборота приходится на остальные члены Союза.
Все четыре страны-члена ЕАЭС сориентированы на Россию и между собой взаимодействуют мало.
Для России основными партнёрами внутри союза являются Беларусь, на которую приходится 57% всего объёма товарооборота в рамках ЕАЭС, и Казахстан (36%).
В Беларусь Россия поставляет в больших объёмах нефть, нефтепродукты и природный газ.
Встречные поставки белорусской стороной продукции сельского хозяйства, химической промышленности и машиностроения не в состоянии покрыть полностью жизненно необходимые белорусам закупки российских энергоносителей.
Одним из способов повышения сбалансированности российско-белорусской торговли является увеличение поставок продукции белорусского машиностроения (в 2015 году его доля составила 23,5% белорусского экспорта в Россию). Речь идёт о грузовых автомобилях, тракторах, дизельных двигателях, холодильниках, прицепах и т.д.
Увеличение поставок вполне возможно за счёт замещения закупок аналогичной продукции у западных поставщиков. Восстановление белорусского промышленного потенциала, который был создан ещё в советское время, позволило бы России более уверенно чувствовать себя в условиях, когда Запад постоянно угрожает ей экономическими санкциями.
Следует отметить, что пока ещё для всех стран-членов ЕАЭС торговля со странами, находящимися за пределами Союза, является более важной, чем торговля внутри ЕАЭС.
Так, объём торговли государств-членов ЕАЭС со странами, не входящими в экономический Союз, за три квартала 2016 года составил 361 млрд. долл., объём же внутренней торговли стран ЕАЭС достиг 29,5 млрд. долл. – 7,5% от всего объёма торговли пяти стран.
Россия ещё меньше ориентирована на стран-членов ЕАЭС, на них приходится 5,7% всего объёма торговли (внешней и внутренней) Российской Федерации. Более всего на ЕАЭС завязана Беларусь, для которой доля торговли внутри ЕАЭС в общем товарообороте составляет более 31%.
Основными торговыми партнёрами Беларуси являются:
Россия — 18,83 млрд. долл. (51% всего объёма внешней торговли),
Украина — 2,75 (7,5%),
Китай — 1,72 (4,7%),
Германия — 1,6 (4,3%),
Польша — 1,52 (4,1%).
В настоящее время для Российской Федерации ЕАЭС также не является основным направлением его торговли.
Структура внешнеторгового оборота России по группам стран за 2016 год:
ЕС — 42,8%
Страны АТЭС — 30,0%
Страны СНГ — 12,1%
Доля отдельных стран во внешнеторговом обороте Российской Федерации за три квартала 2016 года (млрд.долл./ проценты к общему товарообороту):
Нидерланды — 23,3 / 7,0
Страны — ЕАЭС 27,8 / 8,4
Белоруссия — 16,9 / 5,1
Как видно из таблицы, товарооборот России с Китаем намного превышает совокупный товарооборот России внутри ЕАЭС. А совокупная доля стран ЕАЭС в товарообороте РФ сопоставима с долей таких стран, как Германия или небольшая Голландия.
В товарной структуре взаимной торговли государств-членов ЕАЭС наибольший удельный вес занимают:
— минеральные продукты (33,4% объема взаимной торговли), из которых 81,7% на рынок ЕАЭС поставляет Российская Федерация%;
— машины, оборудование и транспортные средства (16,4%), из которых 60,0% поставляет Россия и 37,1% – Беларусь;
— продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (15,5%), из которых 54,8% поставляет Беларусь и 34,0% – Россия;
— металлы и изделия из них (10,6%), из которых 67,2% поставляет Россия.
В связи с падением курса рубля объём взаимной торговли в 2015 г. снизился в сравнении с 2014 г. на 26% и составил 45,4 млрд долл.
Но в физических величинах объём увеличился и в рублёвом эквиваленте вырос на 18%.
Снижение объёмов торговли происходило и в 2016 г., что вызвано, в первую очередь, падением курса рубля. Общий уровень внутреннего товарооборота ЕАЭС за три квартала 2016 г. упал на 14% по отношению к товарообороту за три соответствующих квартала прошлого года.
Примечательно, что внутрисоюзная торговля оказалась менее подверженной всем тем факторам, которые вызвали падение внешнеторговых операций стран Союза. Сокращение объема торговли между государствами ЕАЭС в 2015 году было менее глубоким, чем сокращение объема торговли с третьими странами, в результате чего удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли в целом по ЕАЭС увеличился с 11,7% по итогам 2014 года до 13,5% по итогам 2015 года.
Влияние недавних санкций наглядно показало, что Запад сплочён, достаточно силён и способен отстаивать свои интересы, и при этом ни сама Россия, ни целый Союз фактически ничего не могут с этим сделать.
Для того, чтобы был заметен полноценный рост и влияние на западные аналогичные союзы, необходима большая работа и расширение организации. Для успешного экономического развития необходим ёмкий внутренний рынок, поэтому весьма желательно привлечение в ЕАЭС новых государств-участников с достаточно сильной экономикой.
К сожалению, товарооборот между Украиной и РФ резкое сократился после того, как Киев с 1 января 2016 года получил особый режим торговли со странами ЕС (что лишило Украину преференций в торговле с Россией). В 2013 году российско-украинская торговля была равна 40 млрд. долл. В 2016 году она может составить 8-10 млрд. долл. Такой обвал товарооборота могла бы частично компенсировать Беларусь, но пока такого замещающего эффекта статистика российско-белорусской торговли не зафиксировала.
Зато Молдавия выражает желание стать членом ЕАЭС уже в первой половине 2017 года. «3 апреля в Кишиневе мы подпишем рамочное соглашение о сотрудничестве с ЕАЭС… чтобы наши товары вернулись на российский рынок, и не только российский, но и рынок стран ЕАЭС», — заявил президент Молдовы Игорь Додон в Москве.
Между странами-участницами ЕАЭС немало противоречий; каждая сторона стремится добиться для себя каких-либо преимуществ, и жертвовать приходится чаще всего России, которая, пожалуй, более других заинтересована в сохранении и укреплении экономического союза.
Тем не менее, членство в союзе приносит выгоду всем без исключениям государствам-участникам ЕАЭС, поскольку их предприятия имеют преимущества на внутреннем рынке вследствие упрощения движения товаров, уменьшения числа административных процедур, улучшения конкурентных условий.