Танец с саблями что это
РЕАЛЬНОСТЬ И ВЫМЫСЕЛ «ТАНЦА С САБЛЯМИ»
РЕАЛЬНОСТЬ И ВЫМЫСЕЛ «ТАНЦА С САБЛЯМИ»
Внешний сюжет фильма «Танец с саблями» рассказывает об истории создания балета Арама Хачатуряна «Гаяне». Но внутренний сюжет много интереснее и шире. В нем с пронзительным волнением тесно сплелись историческая неповторимость одного из самых тревожных моментов российской истории с общими и вечными ценностями не только нашего, но и любого времени.
Композиция «Танец с саблями» считается одной из самых известных и исполняемых шедевров классической музыки ХХ века. По словам автора сценария и режиссера Юсупа Разыкова (в прошлом руководителя киностудии «Узбекфильм»), фильм охватывает всего две недели из жизни главного героя. Но за этими неделями проходят важнейшие события, определяющие биографию всех персонажей. Одна из труднейших задач – показать творческую лабораторию композитора, который за восемь часов смог создать выдающееся произведение. Что ему и всем актерам фильма безусловно с блеском удалось.
Реальный факт, на который опирался режиссер, – это то, что произведение «Танец с саблями» было написано по приказу. «Танец» не был запланирован ни либреттистом, ни балетмейстером, ни самим Хачатуряном. Это было «распоряжение сверху». Приказ дирекции театра вызвал тогда сильнейшее раздражение у композитора, которому пришлось в готовый спектакль добавлять еще один, пятый по счету танец. Таким образом, одно из известнейших в мире произведений было написано фактически «из-под палки».
«С режиссером сразу получился рабочий альянс. На площадке была сплошная любовь, а для меня это чрезвычайно важно, – рассказывает Амбарцум Кабанян. – Мне было совершенно ясно, чего от меня хочет режиссер, а если режиссер знает, что ему нужно, он найдет слова. Их может быть немного, но даже пары слов порой бывает достаточно. И мне было очень приятно, что Юсуп доверил мне такую сложную роль, я хотел оправдать это доверие, чтобы близкий мне человек был счастлив. Он говорил мне, – доверяй себе, работай. Хачатурян был погружен в себя, создавая музыку; я был погружен в себя, создавая Хачатуряна».
Арам Хачатурян был сложной фигурой. Многие считали его «везунчиком»: в определенный момент он занимал единовременно около 14 должностей. Композитор был вхож во всякие комитеты, редколлегии – в общественном отношении он был человеком активным. В военное время Хачатурян также возглавлял эвакуационный комитет при Союзе композиторов – помогал эвакуировать многих композиторов, в частности, своего учителя Мясковского. Тем не менее, как и всякий художник, Хачатурян был в извечном, пусть порой и скрытом от глаз, конфликте с действующей властью. Давление, оказываемое на композитора со стороны дирекции театра, приказ, вынуждающий художника видоизменить произведение, которое тот считал законченным, – все это не помешало ему сохранить свой профессионализм и поступить так, как и следует поступать художнику. Взять и написать.
Сам композитор недолюбливал «Танец», он называл его «мое шумливое дитя». К другим своим произведениям он, вероятно, относился с большей нежностью, но получилось так, что «Танец с саблями» их так или иначе затмил. Хачатуряна в дальнейшем во всем мире стали узнавать именно по этому произведению.
«Вы хотите пошлость? Вы ее получите!» — кричал Хачатурян»
«Гаянэ» — балет с непредсказуемым либретто, лишения и цензура — далеко не обязательное условие шедевра, а примеров безысходного артхауса на самом деле единицы. В прокат вышел фильм «Танец с саблями» Юсупа Разыкова — историческая драма о создании знаменитого шедевра Арама Хачатуряна, где композитора сыграл артист «Мастерской Фоменко» Амбарцум Кабанян. «Известия» поговорили с режиссером о прокате сложного кино, хулиганстве великих людей и внезапных всплесках творческой энергии.
«Слон» и «Керосин»
— Прежде всего, поздравляю с успехом предыдущей вашей картины «Керосин» на премии «Белый слон» — фильм победил в трех номинациях. Как считаете, признание критиков как-то поможет ему поскорее выйти в прокат?
— Мы как раз сейчас занимаемся вопросом проката, поможет или нет — абсолютно не уверен. Но то, что наш фильм получил такую оценку, нашему дистрибутору, безусловно, важно.
— В прошлом году триумфатором и «Ники», и «Золотого орла» стал фильм «Война Анны» Алексея Федорченко, однако в прокат он вышел через месяцы после всех наград. Вам не кажется странной ситуация, что профессионалы систематически награждают фильмы, которые широкий зритель не видит?
— Увы, таковы условия кинопроката. Наш зритель уже воспитан в определенной культуре смотрения. Я ничего не вижу плохого в том, что молодежь приходит в кинотеатр есть попкорн или тусоваться, ради самой атмосферы «похода в кино», это вполне себе нормально. Но это не зрители с точки зрения взаимоотношений кино и его потребителя. Это просто молодые люди — чаще всего! — делающие кассу. В этом парадокс.
А к русскому артхаусу довольно давно прилепился стереотип, что он — какая-то тупиковая ветвь развития кино. Это тоже своеобразный «сарафан». Смотреть такие картины совсем не обязательно — так считает значительная часть аудитории кинотеатров. Они им кажутся мрачными, безысходными. Но таких фильмов единицы! В основе же всегда стремление к красоте, надежде. Мы же говорим об искусстве кино. Простите за сравнение, но фильмы Тарковского идут в прокате по 30–40–50 лет, и свои деньги они собирают до сих пор.
К сожалению, сегодня снять сложный русский фильм и в одночасье собрать кассу невозможно без определенных скрытых ресурсов. В том числе и рекламных.
Я это понимаю, продюсеры это понимают, все всё понимают. «Керосин», конечно, на сборы не рассчитан. На зрительскую любовь — да. И мы это видим на многочисленных показах, даже помимо фестивальных площадок. У нас только в феврале пять благотворительных показов: в Смоленске, например, во Владимире. Тот же «Сталкер» организует «Эхо фестиваля» и победителей возит по всей России. За что им огромное спасибо. Чтобы перевести эту любовь в сборы, нужна такая же работа дистрибуторов.
— Прошло уже года три после выхода вашего авторского фильма «Турецкое седло». Он в итоге за это время смог вернуть вложения?
— Нет, не вернул. Но деньги понемногу приходят. В фильме не было государственных средств. Это пожертвования моих прекрасных друзей.
То хлопкоробы, то виноградари
— Поговорим о «Танце с саблями». Можно сказать, что это, в отличие от ваших безбюджетных авторских фильмов, уже крупнобюджетная постановка?
— Я бы назвал ее нормальнобюджетной. Сказать, что мы купались в деньгах, нельзя. Бюджетная линейка была достаточно разумной, съемочный период был очень короткий. Но историческое кино вообще вещь недешевая. Только одна декорация гостиницы (а мы ее построили с нуля) была минимум как две мои авторские картины.
Опять же реквизит, одежда. Например, мы перешивали костюмы для балетной труппы по оригинальным эскизам «Счастья», ранней версии «Гаянэ», чтобы они соответствовали эпохе, когда балет ставился. Это был 1942 год, уральская эвакуация. Большой сложностью для нас было восстановить оригинальную хореографию, оркестровку согласно той, мариинской версии «Гаянэ».
— А театр реальный?
— Да, мы снимали в легендарном театре Спендиарова. Это гордость ереванской культуры, архитектурный шедевр. Он необыкновенно красив внутри. Я уже после съемок побывал в Пермском театре, и он, конечно, внутри таких изысков лишен. Там, говорят, хороший звук. Не зря же его выбрал Курентзис.
— «Танец с саблями» ведь уже вышел в прокат в Армении. Как его смотрят?
— Смотрят очень хорошо. Хачатурян остается знаковой фигурой. В современной Армении, особенно после прихода к власти Пашиняна, относятся с некоторым холодком к советским светилам. Но Хачатуряном они, безусловно, гордятся. Театр Спендиарова — единственный в мире, где «Гаянэ» идет постоянно.
— В центре вашего фильма, как понятно из названия, история написания «Танца с саблями». Как ни удивительно, шедевр был создан всего за восемь часов. Вы как наткнулись на эту историю?
— Сейчас уже не вспомнить. Меня всегда интересовали такие истории про взрывы творческой энергии. Оказывается, очень многие гениальные произведения были написаны за короткий промежуток времени. Например, Мусоргский создал «Ночь на Лысой горе» всего за 12 дней.
С «Гаянэ» же и вовсе удивительная история. Балет был создан по инициативе Микояна. Это 1939 год, готовились дни Армении в Москве, и возникла идея написать первый армянский балет — «Счастье», еще без «Танца с саблями». Он вышел драматургически корявым, но блеснула яркими красками музыка Хачатуряна. И тогда было принято решение переписать либретто. Взяли нового либреттиста Константина Державина, которого в фильме прекрасно сыграл Сергей Юшкевич. Так возник балет «Гаянэ», поставленный эвакуированным в Пермь (тогда — город Молотов) Кировским театром. Но и новое либретто не удовлетворило Хачатуряна, и оно еще несколько раз переписывалось.
Увы, «Гаянэ» — это балет с непредсказуемым либретто. Есть примерно 25 совершенно различных версий. То там герои хлопкоробы, то виноградари, то геологи, то пограничники. Гико был и братом Гаянэ, и женихом, и мужем. Где-то у них есть ребенок, где-то его нет. То, что сейчас идет в театре Спендиарова, я называю балетной сюитой. Но, слава Богу, что такое есть. Насколько я знаю, эту версию одобрил сам Арам Ильич.
Медичи выше Микеланджело?
— Ваш отчим по национальности армянин. Армянская культура была значима для вас, когда вы росли?
— Она была очень привлекательной для меня. Я вообще люблю контрасты, а армянская культура выделялась на фоне советской, узбекской. Другое дело, что именно влияние ее было ограничено. Мы жили в Ташкенте, и Армения присутствовала только в застольях, тостах, манере поведения отчима и его родственников, форме взаимоотношений. Отчима уже много лет нет с нами, но с его родственниками мы до сих пор счастливо общаемся, стали родными людьми.
— Получается, к «Танцу с саблями» вы пришли скорее со стороны классической музыки, чем армянской культуры.
— Это был скорее путь навстречу друг другу.
— В одной из сцен фильма Ойстрах, Шостакович и Хачатурян играют для народа «Мурку». Это реальный эпизод? И вообще, как много вымысла в вашем фильме?
— Это реальная история, но она произошла в иных обстоятельствах. По дороге в эвакуацию «композиторский» вагон ограбили и украли все продукты. И да, по предложению Ойстраха они выходили на полустанке и играли, чтобы заработать какую-то еду. Это было такое хулиганство в хорошем смысле слова. Они вообще были прекрасные ребята.
Мне нужно было насытить историю драматизмом, поэтому, конечно, в фильме есть вымышленные линии, вымышленные персонажи. Не было героя Александра Кузнецова, ответственного работника наркомата. В реальности это директор Кировского театра дал приказ написать еще один танец. Хачатуряну было противно, но он взял и сделал шедевр, хотя рвал и метал. «Вы хотите пошлость? Вы ее получите!» — кричал он. До конца своих дней он называл «Танец с саблями» «мое шумливое дитя».
— Есть такое распространенное мнение. Мол, если б не каторга и ссылка, не стал бы Достоевский великим писателем. Посмотрев ваш фильм, люди таких взглядов вполне могут найти подтверждение своим мыслям. Не было бы чудовищного пресса, не написал бы Хачатурян великой музыки. А вы сами как считаете?
— Дело всегда исключительно во внутренней самодисциплине художника. Внешние вызовы могут влиять на нее или не влиять. «Кнут» может подвигнуть на творчество, но это не значит, что именно благодаря цензуре или лишениям появляются шедевры. Сервантес писал «Дон Кихота» в тюрьме — и что, благодаря тюрьме получился великий роман? Нет, конечно. Тогда Лоренцо Медичи выше Микеланджело, а Франциск I — выше Леонардо да Винчи? Кому это в голову придет…
— Не могу не спросить — а что сейчас происходит в узбекском кино? И конкретно со студией «Узбекфильм»?
— Студия работает, но уже как фабрика. Она предоставляет услуги и свои фильмы не снимает. Зато сильно развито частное кино, буквально каждые три-четыре недели выходит новая картина. Они, естественно, разного качества, часто — это такое «индийское» по своей драматургии кино. Но недавно на фестивале «Киношок», где я был председателем жюри, победил узбекский фильм «Горячая лепешка» Умида Хамдамова. Я честно устранился от обсуждения, это мои коллеги признали его лучшим в конкурсе.
Юсуп Разыков родился в 1957 году в Ташкенте. Учился на филологическом факультете ТашГУ и окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская В.К. Черных). Был директором и художественным руководителем студии «Узбекфильм». Среди наиболее известных фильмов — «Стыд», «Турецкое седло», «Керосин». Лауреат фестиваля в Карловых Варах, «Кинотавра», «Киношока». Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан.
«Танец с саблями» — «непокорное и шумливое дитя» Арама Хачатуряна
Илья Арбатов (Ягубян), балетмейстер, хореограф, актер. Первый постановщик балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» в Тбилиси (1932). Народный артист Армянской ССР (1967). На фото — Арбатов в балете Р. Глиэра «Красный мак», 1930-е годы
С 20 по 30 октября 1939 года в Москве проходила Декада армянского искусства. К этому событию был поставлен первый армянский национальный балет «Счастье». Музыку к нему написал Арам Хачатурян. Постановку взял на себя Илья Арбатов (Ягубян), в 1938 году ставший солистом и главным балетмейстером Театра оперы и балета им. А. Спендиарова. В балете широко использовались народные мелодии, что позволило балетмейстеру синтезировать классическую хореографию с элементами армянского танца.
Премьера балета «Счастье», в котором авторы отразили счастливую жизнь советской Армении, благодаря музыкальной части прошла с успехом. Однако драматургия оказалась гораздо слабее музыки. Либретто, написанное Геворком Ованесяном, требовало переработки.
В 1941 году Арам Хачатурян по предложению руководства Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (сейчас Мариинский театр) начал работать над обновленной версией балета с другим либретто, написанным известным литературоведом и театральным критиком Константином Державиным. Либретто было основано на некоторых сюжетных ходах балета «Счастье», что позволило Хачатуряну сохранить в новом произведении лучшее, что было в его первом балете, значительно дополнив партитуру и симфонически развив ее. Так, переработанный балет «Счастье» стал основой нового балета «Гаянэ».
Работа над «Гаянэ» началась в Ленинграде, а продолжилась уже в Перми, куда с началом Великой Отечественной войны композитор был отправлен в эвакуацию. Вот как Хачатурян вспоминает об этом периоде своей жизни:
Ксения Златковская (артистка балета, исполняла характерные танцы), Арам Хачатурян и Татьяна Вечеслова. Пермь, 1942 год.
Татьяна Вечеслова — артистка балета и балетный педагог, прима-балерина Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. «Нередко мы собирались у Хачатуряна посмеяться, пошутить, — писала Вечеслова. — Однажды он угостил нас неведомо как сохранившейся бутылкой красного вина — в то время это было неслыханной редкостью»
Премьера балета «Гаянэ» состоялась 9 декабря 1942 года в Перми на сцене Пермского театра оперы и балета. Поставил его Ленинградский театр оперы и балета имени С.М. Кирова. В следующем году балет был удостоен одной из самых высоких наград того времени в сфере культуры — Сталинской премии I степени. «Гаянэ» принесла композитору всемирную славу и признание. Многие критики считают «Гаянэ» лучшим достижением современной симфонической музыки
«Танец с саблями», написанный для последнего действия, стал самым известным фрагментом балета «Гаянэ». Он фактически зажил своей отдельной жизнью. Хачатурян сочинил его по просьбе балетмейстера едва ли не за сутки и отдал ему с надписью: «Черт возьми, в угоду балету». «Танец с саблями» стал искусным синтезом армянской народной музыки с джазовыми элементами. «Контрапункт армянского свадебного танца из Гюмри и настоящего американского саксофона, приведший к очень интересному и органичному синтезу», — так охарактеризовал это творение Хачатуряна композитор Тигран Мансурян.
Благодаря этому произведению во многих странах мира Арама Хачатуряна стали называть «мистер „Танец с саблями“». Правда, такая популярность не особенно радовала его.
«Есть в моем музыкальном семействе одно непокорное и шумливое дитя — это „Танец с саблями“ из „Гаянэ“. Честное слово, если бы я знал, что он получит такую популярность и начнет расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал! Кое-где за границей меня рекламируют как „мистера Сэйбрданс“: от английских слов sabre — сабля и dance — танец. Это меня даже злит. Я считаю это несправедливым».
Слава Хачатуряна распространилась и по ту сторону океана. В 1948 году в США «Танец с саблями» стал хитом музыкальных автоматов. Популярность достигла таких высот, что журнал Newsweek предложил назвать 1948 год «годом Хачатуряна в США». Тогда сразу три версии «Танца с саблями» — Чикагского симфонического оркестра, Нью-Йоркского филармонического оркестра и Оскара Леванта — достигли первого места хит-парада классической музыки журнала Billboard и попали в ежегодный список бестселлеров. «Танец с саблями» стал первой записью Чикагского симфонического оркестра, проданной тиражом более миллиона экземпляров.
Популярность «Танца с саблями» не утихает и по сей день. Это и бесчисленное количество кавер-версий, и использование музыкальной темы во множестве фильмов и даже мультфильмов.
Партбилет на балет
«Танец с саблями» Юсупа Разыкова вообще задумывался как сериал, но что-то не срослось. Хотя выглядит «Танец с саблями» вполне на уровне обычных российских сериалов. Бедненько, неброско, но для аудитории непритязательной сойдет. Главную роль играет Абарцум Кабанян, внешне похожий скорее на Николая Цискаридзе, и степенью эмоциональной вовлеченности он здесь способен потягаться с рептилией в спячке. В отличие от Александра Кузнецова (не того, который в «Большой поэзии», «Ненастье» и «Лете», а другого), исполнившего роль антагониста. Но об антагонисте имеет смысл разговор отложить, оставим его на сладкое.
Итак, зима, Урал, разгар Великой Отечественной. Арам Хачатурян квартируется и трудится в гостиничном номере вместе с верным товарищем, тоже армянином, но карикатурным таким, гипертрофированно дружелюбным, периодически ведя задушевные беседы с каким-то воображаемым стариком. Хачатуряну таскает дефицитные продукты тайком влюбленная в него балерина. То медку с облепихой подсунет, то шоколадку. Тогда как по ней, в свою очередь, сердечно тоскует музыкант-саксофонист.
Хачатурян заболевает и попадает в больницу. Его кладут в палату для офицеров, и он этим тяготится, поскольку не офицер, а палата для офицеров. Что особенно ярко проявляется в сцене, где Хачатурян спрашивает соседа по палате, отчего тот не спит, но сосед не отвечает. Прекрасная сцена.
Потом к Хачатуряну приезжают в гости Ойстрах и Шостакович. Они вместе пьют, беседуют и играют на инструментах, собирая деньги для уличного гармониста-ветерана. Все относительно спокойно и мирно. Как вдруг откуда ни возьмись является Злой Советский Чиновник. Да-да, тот самый антагонист. По фамилии Пушков.
Ну и надо ли говорить, в свете вышесказанного, что фильм Юсупа Разыкова «Танец с саблями» не стоит ни пальца на ноге балерины, ни буквы в либретто, ни ноты великого произведения, именем которого он громко называется. Разве что Александр Кузнецов (не тот, а другой) подлую сволочь играет поистине вдохновенно. Только вот зачем это все. Лучше б, ей-богу, анекдот про встречу с Сальвадором Дали экранизировали.
История создания шедевра: каким получился фильм «Танец с саблями»
30 января на большие экраны вышла лента Юсупа Разыкова «Танец с саблями» о жизни советского композитора армянского происхождения Арама Хачатуряна и, в частности, о работе над одним из его наиболее известных произведений.
Незадолго до последней репетиции балета Хачатурян получает приказ дирекции театра в сжатые сроки написать ещё один танец для финального действия «Гаянэ». За один вечер композитор создаёт «Танец с саблями», которому суждено будет стать одним из самых исполняемых его произведений.
«Танец» по приказу
Балет «Гаянэ» был уже завершённым спектаклем, когда Хачатурян оказался перед необходимостью дополнить его ещё одним номером. «Танец с саблями» не планировали ни либреттист, ни Хачатурян, ни балетмейстер, поэтому они работали над фрагментом без особого энтузиазма. Именно вокруг этого произведения строится повествование в фильме Юсупа Разыкова.
«Я предложил показать историю создания «Танца с саблями» — короткий промежуток времени из жизни Хачатуряна, в который мы попытались вместить те проблемы и явления, которые окружали композитора. Последнее было особенно важно, в частности, для того, чтобы ответить на главный вопрос: что должен пережить художник (в данном случае — композитор), чтобы за восемь часов создать такое выдающееся произведение?» — рассказал Разыков.
Если основной конфликт в ленте был понятен сразу, то разработка всего сценария заняла в общей сложности пять лет — во многом из-за того, что Разыков стремился максимально точно воссоздать обстоятельства, в которых находился Хачатурян в показанный промежуток времени (при этом режиссёр отмечает, что некоторые сцены всё-таки были выдуманы). Также было необходимо учесть своеобразие композитора как личности и его роль в культурном пространстве Советского Союза.
К моменту событий, о которых идёт речь в фильме, Хачатурян стал уже довольно известным в СССР композитором. На слуху были его сочинения для драматических спектаклей, например музыка к «Валенсианской вдове» Лопе де Веги и «Маскараду» Михаила Лермонтова (отдельно стоит вспомнить размашистую мелодию вальса из сюиты к «Маскараду»). Не менее популярными оказались и симфонические произведения композитора — концерты для фортепиано с оркестром и для скрипки.
К началу 1940-х годов Хачатурян успел зарекомендовать себя и в качестве автора музыки к фильмам, в числе которых можно выделить «Пэпо» и «Зангезур».
В работе над сценарием Разыков консультировался с сотрудниками Дома-музея Арама Хачатуряна в Ереване и Театра оперы и балета имени А. Спендиарова. Кроме того, кинематографист общался с сыном композитора Кареном Хачатуряном.
Разыков также помогал войти в образ исполнителю главной роли Амбарцуму Кабаняну. Работая над амплуа композитора, артист в основном ориентировался на видение постановщика. По словам Кабаняна, играть Хачатуряна было заведомо непростой задачей, хотя обстоятельства жизни композитора понятны актёру.
«Я родился в Абхазии и, можно сказать, пережил войну 1991 года. Я знаю, что такое свист пуль над головой, знаю, что такое сидеть дома у дедушки и слышать очередь автомата. Когда мы снимали картину, мне это было очень близко. Мне многое было понятно, и не нужно было долго говорить об обстоятельствах, в которых находился сам Арам», — рассказал в беседе с RT Кабанян.
При подготовке к роли актёр изучал архивы и дневники, а также посещал уроки игры на фортепиано, однако кадры, на которых он играет на клавишных, не вошли в окончательную версию фильма. Тем не менее в ленте есть фрагмент с игрой на виолончели, за который, как признался Кабанян, ему «безумно стыдно».
«Мой герой, Арам Хачатурян, играет на виолончели. Есть маленькая сцена, за неё мне безумно стыдно, потому что у меня неправильно там (поставлены. — RT) руки. Мне музыканты сказали: «Плевать на мороз, Амбарцум, у музыканта не может быть вот такой кисти». Мой родной дядя, брат отца, играл на виолончели, гастролировал, играл музыку Хачатуряна. И я держу криво руки — какой позор», — сокрушается актёр.
Впрочем, подобные нюансы не испортили впечатления от игры Кабаняна у сына композитора Карена, а также у сотрудников Дома-музея Арама Хачатуряна в Ереване и у музыкантов.
«Мне было приятно, что у него (Карена Хачатуряна. — RT) не было претензий к характеру Арама, и для меня это был, конечно, комплимент. Прекрасные люди из музея Арама Ильича, который в Ереване, музыканты, сказали, что я смог передать именно внутреннее состояние и переживания композитора, нежели внешние какие-то картинки. Мне кажется, это самый высший комплимент и похвала, которая может существовать для артиста», — признался Кабанян.
Не оставил без внимания режиссёр и природу Армении: пейзажи вплетены во фрагменты фильма, повествующие о детстве композитора. Кроме того, как это часто бывает в искусстве, они символизируют состояние художника.
«Танец с саблями» уже был представлен на нескольких кинофорумах, в том числе на фестивале «Окно в Европу» и на Международном фестивале музыки и кино в Корее. Мировая премьера фильма состоялась в Шанхае.