Тапрум что это такое
Тапрум что это такое
28 декабря 2019 года в Воронеже открылся тапрум пивоварни Brewlok. craftdepot.ru поговорил с сооснователем компании Станиславом Беловым о концепции заведения, важности собственных баров для региональных пивоварен и развитии крафтового пивного туризма в России.
Текст: Евгений Яковлев
История пивоварни Brewlok началась в 2015 году, в нынешнем — отмечаем первый юбилей. Свой бар хотелось всегда, но всё время и силы отдавали пивоварне, развитие которой было в приоритете.
Наши хорошие партнеры, ресторан-брассерия Brügger, предложили открыть свой тапрум, мы согласились. Спасибо им за эту возможность. Так в Воронеже на улице Жукова, 7Б, случилась творческая коллаборация вкусной кухни ресторана Brügger и нашего пива.
Мы понимаем тапрум как место силы пивоварни, центр притяжения. Здесь можно найти максимально широкую линейку сортов и эксклюзивные позиции. Мы ценим обратную связь, потому также предлагаем гостям тапрума попробовать наши экспериментальные сорта.
В нашем случае открыть тапрум непосредственно при пивоварне было сложно, поскольку мы находимся далеко за чертой города. Но у нас есть экскурсии на производство, и, как знать, может удастся попробовать самое свежее и новое прямо с танка.
Крафтовая культура — это постоянный поиск нового. Мы за то, чтобы у каждой пивоварни был свой бар с максимальным ассортиментом продукции: так у всех будет возможность полноценно познакомиться с пивоварней, её творчеством и стилем. И мы за развитие пивного крафтового туризма: пей местное — поддержи местных.
Надеемся, финансовые издержки стоят того. Пока рано судить о результатах, мы открылись меньше месяца назад, 28 декабря.
Главная цель сейчас — популяризация бренда Brewlok. Стремимся показать, что крафт — это доступная, качественная и интересная история.
Тапрум открыт в спальном районе города на втором этаже ресторана Brügger. И парадокс этого места в том, что его посещают как те, кто знаком с крафтом, так и те, кому это в новинку. Приятно удивляет заинтересованность и реакция людей: им нравится пробовать новое и открывать для себя крафт.
«Taproom – это не про деньги». Секта вкуса
Углубляемся в мир крафтового пивоварения с создателями «Minin & Pozharsky Taproom», Андреем Матвеевым и Дмитрием Маркеловым
Nevvod пообщался с Андреем Матвеевым и Дмитрием Маркеловым – создателями самого успешного за последний год в Нижнем Новгороде проекта в области крафтово-пивного бизнеса «Minin & Pozharsky Taproom». Открыть своё дело и постоянно «держать марку» и подчеркнутую самобытность – задача, на первый взгляд, не из легких. На самом деле, для процветания стартапа наиболее важен только один ингредиент организации, а именно – максимальная вовлеченность и даже немного «одержимость».
— Начнем с животрепещущего для всех амбициозных и нерешительных предпринимателей вопроса: что послужило точкой отсчета, и как вы пришли к идее открытия своего крафтового бара?
Андрей Матвеев (далее – АМ): всё началось с того, что мы, я и Дима, оба любим пиво, ценим его именно как напиток и связанную с ним культуру. И из этого пристрастия сложилось то, что мы начали варить пиво сами. Было это полтора-два года назад. Сейчас время от времени мы продолжаем варки, стараемся не стоять на месте и экспериментировать. Мы это делаем по контракту на других пивоварнях по нашему собственному рецепту. Отсюда постепенно появилось желание создать определенное место, где можно собирать людей столь же увлеченных пивом и в целом этой темой. Кроме того, в основе была идея предоставить заинтересованным людям возможность максимально широкого выбора. На этих двух идеях и основался «Minin & Pozharsky Taproom» или сокращенно «M&P Taproom» в августе 2016 года. Стоит уточнить, что в американском понимании (США считаются страной-родоначальницей крафтового или «ремесленного» пивоварения) «taproom» имеет право называться только бар, имеющий пивоварню или непосредственно бар при пивоварне. И мы решили, что, раз мы контрактники и у нас такая «цыганская» фантомная пивоварня, то мы имеем право открыть свой «taproom».
— За время существования бара основные идеи остались непоколебимы?
АМ: конечно, как я уже сказал, мы всегда стараемся делать так, чтобы была возможность широкого выбора за адекватную цену и чтобы гости постоянно пробовали что-то новое. Это один из основных наших принципов. То есть если какое-либо пиво на кранах появилось, то в следующий раз оно появится в баре нескоро. Повторения случаются очень редко, потому что мы всегда стараемся привезти что-то новое и в очередной раз приятно удивлять наших гостей.
— Были, может быть, какие-то трудности на старте проекта?
Дмитрий Маркелов (далее ДМ): на самом деле, вышло так, будто идея просто зародилась и осуществилась. Нет такого, что мы очень-очень долго к этому шли. За месяц мы сделали ремонт, при этом в ремонте, прямо скажу, есть определенная часть того, что сделано конкретно нашими руками. И, по сути, единственное препятствие, которое было – найти хорошее помещение. А в плане документации и лицензий, мы ничего, кроме пива и сидров, не продаем. Как известно, это те продукты, на реализацию которых лицензия не нужна. Но при этом необходимо всегда поддерживать достаточно широкий ассортимент.
Сейчас рынок крафта в России и за рубежом развивается очень быстрыми темпами. То есть то, что мы еще полгода назад привозили «в чемоданах» из Америки за огромные деньги и продавали по себестоимости, как эксклюзив, сейчас уже потоком поставляется в Россию импортерами. Растет уровень предложений дистрибьюторов. Доступный ассортимент в стране становится шире и нужно контролировать рынок, всегда быть актуальными, следить за трендами и новинками. Так сказать, держать руку на пульсе.
— Кстати об эксклюзивных привозах «в чемоданах». Слышала, вы даже устраиваете целые VIP-дегустации содержимого таких бутылочек. Расскажите об этом подробнее.
АМ: действительно, у нас есть возможность привозить в чемоданах некоторые эксклюзивные вещи, которые даже в США или Европе не везде встретишь. И мы этим тоже занимаемся в определенной степени. Привозим пиво и из bottle-shop-ов США, Дании, Германии, Швеции, Англии. То есть наш человек едет в какую-либо страну, мы заранее списываемся с определенными точками, смотрим ассортимент и направляем его в конкретный bottle-shop, бар или пивоварню за конкретным пивом.
Мы создали первое, как минимум, в Нижнем Новгороде официальное коммьюнити людей, которые безумно любят пиво. Оно так и называется «M&P Taproom Bottleshare Community». У этого сообщества есть официальный куратор – наш друг и постоянный гость Саша, который занимается непосредственно тем, что развивает эту тему в Нижнем. Оно относительно немногочисленное, буквально 20 человек на весь город, из которых активных участников человек 5-6. Однако не стоит думать, что это какой-то закрытый клуб по интересам. Отнюдь. Мы всегда рады новым участникам.
Нам действительно, очень нравится, как это сообщество развивается, и мы прикладываем к этому немало усилий. Наши эксклюзивные привозы, в первую очередь, делаются именно для членов «коммьюнити». Ведь мир пива очень ярок и многообразен. Мы стараемся познакомить наших гостей с ним как можно ближе и глубже, и при этом не выезжать дальше своего любимого пивного бара (смеётся).
— Как же всё это происходит?
ДМ: допустим, есть бутылка пива объемом 0,75 литра и стоимостью три тысячи рублей. К примеру, бутылка из Америки – коллаборация (т.е. совместная варка) трех знаменитых пивоварен (показывает красивую, нетипичную для пива, в понимании обывателя, бутылку): этот сорт называется Имперский сейзон, фармхауз эль, то есть пиво спонтанного брожения, которое бродит под влиянием дрожжей, находящихся в воздухе. Это пиво сварено с петрушкой, розмарином, лемонграссом и тмином. Мы в шутку называем его супом.
Итак, в одного человека, во-первых, 0,75 – много, учитывая, что это 11 % алкоголя, во-вторых, это дорого. Поэтому делаем так: пишем в общий закрытый чат, что, мол, через неделю приезжает такое-то пиво, стоит оно столько-то, в чем его плюсы и почему его стоит попробовать. Далее желающие отписываются, кто желает разделить пробу.
И вот, набрали мы, скажем, пять человек. Вечер среды или четверга. Все после работы собираются в баре, садятся за стол, у каждого стоит пол бокала чистой воды, чтобы промывать вкусовые рецепторы. Всю дегустацию проводит наш эксперт – Саша, выступает в роли своеобразного ведущего. Он рассказывает, что это за пиво, в чем его особенности, чем оно уникально. И равноценно эта бутылка «шерится» между участвующими людьми.
Перед каждым «bottle-sharing» есть заявленная программа, то есть на «шеринг» предлагается определенный сет из 4-5 бутылок, под которым люди подписываются.
— Наличие при баре такого «клуба», наверняка, накладывает и определенные обязательства, необходимость постоянно поддерживать особую репутацию?
АМ: действительно, создавая подобное сообщество, мы сами стали в некотором роде заложниками того, что нам постоянно необходимо быть актуальными. Мы стараемся быть первыми в Нижнем Новгороде. Пока что, на наш взгляд, нам это удается вполне успешно. И это опять же создает определенную репутацию на фоне коллег по крафтовому бизнесу в городе. И репутацию эту нужно поддерживать. Поэтому сейчас мы отходим даже от классических крафтовых сортов пива.
— Это больше связано с истинной философией и идеологией крафтовой культуры? Не играет ли это отрицательную роль в материальном плане?
АМ: фишка ценителей крафтового пива в том, что человеку постоянно нужно пробовать что-то новое. Это так называемая «крафтовая игла», на которую человек садится и зачастую ему уже не интересно обычное пиво, и даже крафтовые сорта он, скорее всего, не будет повторять. Поэтому спрос есть и это вполне адекватный приоритет. И вообще крафтовый бизнес в нашем городе – это не про деньги. Это больше философия. В этой сфере ты не сможешь сделать уникальное, топовое место, если ты не втянут полностью в сам процесс.
— Расскажи о взаимоотношениях бара с гостями.
АМ: все гости при желании всегда получают максимальную обратную связь. Я сам почти всегда за баром, отвечаю в дружеской форме на любые вопросы. Мы всегда на связи во Вконтакте и в Facebook со многими клиентами. Каждый может написать, что понравилось, что не понравилось. Мы всегда знаем, что происходит в нашем баре. И та атмосфера, которую мы выстроили за год работы, действительно особая. Большинство гостей на данный момент, как минимум, знакомы, потому что общество любителей необычного пива, достаточно узкое. То есть, если даже ты спонтанно пришел один в бар, ты на 90% вероятно встретишь здесь кого-то с кем, можно посидеть, выпить, пообщаться или «пошерить» какую-то интересную бутылочку.
— Я неоднократно слышала, что любители крафта общаются не только при личных встречах, но и имеют свою собственную социальную сеть. Расскажи о ней.
ДМ: да, есть такая социальная сеть для фанатов пива – Untappd. Разработана она была в США, но получила огромное распространение в разных странах мира, в том числе и у нас. В этой социальной сети, которую мы активно продвигаем, пользователь оставляет свои отзывы, ощущения и оценки о том пиве, которое он пил или пьет в данный момент. Очень удобная вещь. Учитывая, что крафтовое пиво в принципе стоит на порядок дороже, чем обычное, то прежде чем заплатить какие-то немалые деньги, ты в этой соцсети можешь проверить это пиво. Ты видишь, пили ли его твои друзья и знакомые, какие отзывы они оставили, то есть можешь узнать мнение людей, на которых можешь положиться, общие глобальные рейтинги этого пива и, исходя из этого, принять решение.
Кроме того, для таких заведений, как наш тапрум, в этой социальной сети можно купить годовую подписку, что мы и сделали. У нас есть своя страничка, куда гость может зайти и посмотреть актуальный ассортимент: всё, что сейчас есть на кранах, импортные или отечественные бутылки и сидры. И, идя с работы, ты можешь заранее себе запланировать на вечер несколько бокалов и сумму, которую ты готов в этот вечер потратить.
И хотя оплата страницы там стоит определенных денег, здесь мы считаем, что оно того стоит. Мы понимаем, что это ведет к развитию самой культуры, и мы, таким образом, развиваем не только себя, но и крафтовую культуру Нижнего Новгорода.
Ещё одна фишка Untappd – функция «get a ride». Ты, находясь в любой точке города, можешь зайти на нашу страничку, нажать «get a ride». И с того места, где ты находишься, к тебе подъезжает «UBER» и везет тебя в наш бар. Очень удобно.
Основная же особенность Untappd в том, что, приезжая в любой другой город России или тем более за границей, где это намного актуальнее, ты можешь найти ближайшее заведение, где льётся крафт.
AF Brew Taproom на бывшем заводе «Степан Разин» Новая страница в истории российского крафта: бар при пивном производстве — с экскурсиями, залом баррел-эйджинга и готическими сводами
Чуть больше года назад команда AF Brew (Redrum, Camorra) запустила собственную пивоварню в одном из цехов закрытого завода «Степан Разин» на Обводном канале. Теперь же при пивоварне открылся свой бар с большим залом для вечеринок — отличный повод добраться до постепенно оживающего промышленного квартала. The Village рассказывает, как устроен первый в Петербурге полноценный тапрум.
Двухсотлетние цеха, автоматизированное производство, баррел-эйджинг и фрески Босха
Комплексу зданий из красного кирпича между рекой Екатерингофкой, Фонтанкой и Обводным каналом больше 200 лет. В 1790 году пивоваренный завод в этом месте основал английский промышленник Ной Казалет, а в середине XIX века предприятие было значительно расширено, благодаря объединению компании Казалета с главным конкурентом — заводом другого петербургского пивовара Абрахама Крона. Долгое время предприятие носило название Калинкинского пивомедоваренного товарищества (по местоположению завода — у Калинкина моста), а после революции было переименовано в честь Степана Разина. В 2005 году завод был выкуплен и модернизирован компанией «Хейнекен», однако спустя несколько лет производство перенесли на другие, более удобные в логистическом отношении площадки, а исторические цеха начали сдавать в аренду, в том числе и для культурных проектов (например, в прошлом году здесь проводили фестиваль электронной музыки Gamma).
В ноябре 2016 года крафтовая пивоварня AF Brew запустила собственное производство в одном из бывших бродильных цехов завода и перешла таким образом от контрактной модели производства (когда оборудование для изготовления пива арендуется на стороне), к комбинированной — стала совмещать собственные и чужие мощности. Расширение производства происходит постепенно: помещение рассчитано на производство более 150 тонн пива в месяц, при этом сейчас здесь производят 64 тонны. Новые бродильные емкости будут закупать и вводить в эксплуатацию по мере увеличения спроса. Весь процесс производства пива на заводе полностью автоматизирован, а совсем недавно в цехе появилось оборудование для бутылочного розлива — его введут в эксплуатацию в ближайшее время. Собственно, взглянуть на то, как устроен завод, скоро смогут все желающие: в марте AF Brew запустят экскурсии по производственному цеху, а также специальные мероприятия — лекции и семинары. Последние будут проходить в специальном помещении, предназначенном для баррел-эйджинга, где пиво выдерживают в дубовых бочках из-под нескольких видов бурбона и вина. Само помещение заслуживает отдельного упоминания: здесь команда постаралась наглядно показать сразу несколько исторических этапов существования завода. Были раскрыты 200-летние готические своды и поддерживающие их металлические колонны, но при этом сохранили и белую плитку — примету почти любого советского предприятия общественного питания. А под потолком — на контрасте — разместили фрески, стилизованные под живопись Босха.
AF Brew Taproom
Адрес: Курляндская ул., 48
Время работы: 15:00–22:00, по пятницам и субботам до 00:00
Телефон: +7 (812) 655–66–15
Средний чек: 500 рублей
Стеклоблоки, кортеновская сталь и предметы промышленного дизайна
Сам бар занимает порядка 270 квадратных метров и состоит из двух залов. За оформление пространства отвечали дизайнеры Настя Артемьева, Сергеей Семич и Василий Байло. Доминантой первого зала с гигантскими окнами почти от пола до потолка стала бетонная барная стойка. Ее фасад облицован стеклоблоками, которыми до реновации были заложены оконные проемы, а фартук пивной установки выполнен из ржавой кортеновской стали — ее применяют в судостроении и промышленном строительстве. Создавая интерьер, дизайнеры постарались минимизировать свое вмешательство, предпочитая характерные для промышленной архитектуры материалы и приемы. Стены покрывают каменная крошка и нейтральная облицовочная плитка, в интерьере использованы промышленные светильники, а почти вся мебель собрана по старым складам и гаражам.
Еще более осторожным дизайнерское вмешательство будет во втором зале, который только ждет дополнительный ремонт. В нем, в отличие от первого, сохранились исторические своды и колонны. Здесь начиная уже с этих выходных будут устраивать вечеринки (на первой — в пятницу — выступят диджеи Mårble & Alisa, Prisheletz и Kotizm), а также профильные события: презентации новых сортов пива, встречи с пивоварами и специализированные лекции.
Пиво по заводским ценам, крафт от дружественных команд и кухня, которую скоро запустят
Как ясно уже из планов команды, формат заведения выходит за пределы обычного для баров. В ближайший месяц здесь появится полноценная кухня. Какой именно она будет, окончательно пока не решено, но планируется, что основной акцент сделают на гриле. С запуском кухни введут и специальные дневные предложения (а заведение начнет открываться раньше), поскольку кормить обедами здесь будут не только посетителей, но и сотрудников пивоварни.
Пока же в баре предлагают 20 сортов разливного пива (от 120 рублей), при этом половину кранов занимает продукция дружественных пивоварен и поставщиков импортного крафта. Также в баре представлена максимально полная линейка бутылочного пива (доступно не меньше 15–20 сортов). Приятная особенность места: все пиво здесь продают по заводским ценам — на порядок ниже, чем в других барах и специализированных пивных магазинах, а формат тапрума позволяет отпускать продукцию даже мелким оптом. Например, это отличный вариант, если нужно подготовиться к масштабной вечеринке.
совладелец AF Brew
Думаю, кухню мы запустим в течение марта — быстрее, чем планировали изначально. Основной акцент будет сделан на гриле или хоспере, а жарить можно будет и мясо, и рыбу, и овощи. Меню будет несложным, около пяти-шести позиций, что-то соответствующее и эстетике заведения, и основному продукту — пиву. Второй зал — наша концертная площадка — еще изменится: в нем будет сделан ремонт. Сейчас мы начинаем готовить дизайн-проект. Переделок будет значительно меньше, там сохранились старинные своды XVIII–XIX веков, и к ремонту мы отнесемся еще более бережно, постараемся максимально сохранить геометрию и особенности самого помещения. При этом в экспериментальном режиме площадка будет запущена уже в эти выходные. Мы делаем программу на ближайшие два месяца, планируем провести восемь вечеринок. Это будут мероприятия не только для «пивных» людей — хотим привлечь и новую аудиторию. Планируется, что музыка будет в диапазоне от джазовый и эйсид-джазовых сейшенов до электроники, хип-хопа и даунтемпо. Хотим понять потенциал таких мероприятий, посмотреть, как все это будет происходить.
Что отличает тапрум от простого бара, где можно найти наше пиво и пиво дружественных пивоварен: то, что бар находится при заводе, делает его продолжением завода — и смысловым, и энергетическим. Есть вещи, которые есть в тапруме и которых не может быть в обычном баре: во-первых, это возможность приобретать пиво в мелкооптовых количествах с собой. Через канал в телеграме любой человек может узнать, какое пиво есть у нас на складе, и приобрести самые свежие релизы по максимально низкой в Петербурге цене. Например, если в барах города бутылка нашего пива стоит 250–270 рублей, в ботл-шопах — предположим, 190 рублей, то здесь она обойдется в 160.
Второе — это экскурсии. Поскольку тапрум привязан к производству, нам ничего не мешает показывать завод желающим. Пока планируем формировать одну группу в неделю — скорее всего, по воскресеньям. Понятно, что по сравнению с «Балтикой» или «МПК» наш завод небольшой, но, думаю, минут 30–40 такого погружения в процесс у посетителей будет. Варки у нас идут семь дней в неделю, поэтому во время экскурсий что-то обязательно там будет происходить, а это всегда интересно. Ну а по мере повышения спроса (а промышленный туризм — это сейчас тренд) мы подумаем и об особом персонале, который займется вот этой просветительской программой.
Мы с открытия ставим и продолжим ставить на краны пиво российских крафтовых пивоварен, с которыми у нас сложились дружественные отношения. Ничего подобного мы никогда не делали. В Redrum, например, на половину кранов ставим самый редкий, интересный, необычный импорт. В Camorra акцент сделан на пицце, а не на разнообразии пива, и там стоит по умолчанию от четырех до восьми кранов, из которых 80 процентов — это наше пиво. А в тапруме предлагаем третий вариант: восемь-десять кранов отданы перспективным российским маркам.
И еще одна вещь: раньше, когда мы устраивали коллаборации с другими производителями, то просто варили пиво, общались — и это был полностью закрытый процесс. А сейчас все это получит более интересное воплощение, мы сможем совмещать совместную варку с презентацией пивоварни, ставить их пиво на краны, устраивать ивенты, на которые будет приходить пивная тусовка, в формате экскурсии можно будет посмотреть на процесс варки, а вечером — пообщаться с командой.
Тапрум что это такое
28 декабря 2019 года в Воронеже открылся тапрум пивоварни Brewlok. craftdepot.ru поговорил с сооснователем компании Станиславом Беловым о концепции заведения, важности собственных баров для региональных пивоварен и развитии крафтового пивного туризма в России.
Текст: Евгений Яковлев
История пивоварни Brewlok началась в 2015 году, в нынешнем — отмечаем первый юбилей. Свой бар хотелось всегда, но всё время и силы отдавали пивоварне, развитие которой было в приоритете.
Наши хорошие партнеры, ресторан-брассерия Brügger, предложили открыть свой тапрум, мы согласились. Спасибо им за эту возможность. Так в Воронеже на улице Жукова, 7Б, случилась творческая коллаборация вкусной кухни ресторана Brügger и нашего пива.
Мы понимаем тапрум как место силы пивоварни, центр притяжения. Здесь можно найти максимально широкую линейку сортов и эксклюзивные позиции. Мы ценим обратную связь, потому также предлагаем гостям тапрума попробовать наши экспериментальные сорта.
В нашем случае открыть тапрум непосредственно при пивоварне было сложно, поскольку мы находимся далеко за чертой города. Но у нас есть экскурсии на производство, и, как знать, может удастся попробовать самое свежее и новое прямо с танка.
Крафтовая культура — это постоянный поиск нового. Мы за то, чтобы у каждой пивоварни был свой бар с максимальным ассортиментом продукции: так у всех будет возможность полноценно познакомиться с пивоварней, её творчеством и стилем. И мы за развитие пивного крафтового туризма: пей местное — поддержи местных.
Надеемся, финансовые издержки стоят того. Пока рано судить о результатах, мы открылись меньше месяца назад, 28 декабря.
Главная цель сейчас — популяризация бренда Brewlok. Стремимся показать, что крафт — это доступная, качественная и интересная история.
Тапрум открыт в спальном районе города на втором этаже ресторана Brügger. И парадокс этого места в том, что его посещают как те, кто знаком с крафтом, так и те, кому это в новинку. Приятно удивляет заинтересованность и реакция людей: им нравится пробовать новое и открывать для себя крафт.