Тарантиновские диалоги что это такое

Тарантиновский диалог

Тарантиновские диалоги что это такое. Тарантиновские диалоги что это такое фото. картинка Тарантиновские диалоги что это такое. смотреть фото Тарантиновские диалоги что это такое. смотреть картинку Тарантиновские диалоги что это такое.Точно видел, но не помню, где!
У этого тропа крайне мало конкретных примеров применения. Может быть, вы сумеете вспомнить хотя бы парочку?

Обычно все диалоги в драматических видах искусства (театре, кино, аниме и др.) выверены до последней буковки. Персонажи говорят ровно то, что нужно автору: для экспозиции, для драматического раскрытия ранее неизвестных деталей, для создания собственного портрета как личностей. Ни один персонаж зря варежку не раскроет и лишнего не скажет.

Но не у Тарантино (а также Ричи и целого ряда других деятелей искусств). Здесь переброска персонажей колоритным диалогом ценна сама по себе. Персонажи могут болтать о чем угодно: от том, как во Франции называется биг-мак («лё биг мак»), о том, какие бывают типы яиц, о том, что город — это злая сила… Эти диалоги живые, хлёсткие и легко разлетаются на афоризмы, а кроме того, они создают впечатление о персонажах как о реальных людях, а не о функциях.

Само собой, не нужно перегибать палку. Пять минут беспрерывного монолога о тупом кузене, который давил жуков, перед ожидаемой зрителями тяжелой сценой — это чересчур и раздражает.

Источник

Как написать живой диалог— на примере Тарантино, Райта и Макдоны

Фокус на персонажей и отказ от «реализма» — рассказываем об основных правилах, которые помогают диалогу на экране звучать убедительно.

Когда-то кино было немым, и всех это устраивало. Мастера тех лет овладели искусством рассказывать истории визуально, с помощью актёрской игры, операторской работы, монтажа. Многие режиссёры хвалились тем, как редко они используют интертитры в своих фильмах — ведь слова считались чуть ли не дурным тоном.

Но затем в кинематограф пришёл звук. Сначала персонажи запели, чуть позже — заговорили. Диалог быстро стал обыденностью, и авторам пришлось изобретать правила, методы и инструменты, чтобы их фильмы говорили увлекательно и по делу. Сегодня мы расскажем вам о том, как сценаристы создают хорошие диалоги, через которые раскрывают героев и историю.

Текст во многом основан на книге «Диалог» Роберта Макки — одного из известнейших сценарных учителей в Голливуде.

Диалог и экспозиция

Неумелые авторы часто используют диалоги лишь с целью раскрыть экспозицию. И это неверный подход.

Вы наверняка и сами встречали такие диалоги — где герои зачем-то обсуждают то, что они и так знают. Где, скажем, давние приятели безо всякой на то причины вспоминают, как они долго дружат. Такие диалоги звучат неестественно — очевидно, эти персонажи никогда бы не стали о таком говорить. Разговор нужен не им, а зрителю. Или, скорее, даже автору, который не смог придумать, как раскрыть экспозицию менее очевидным способом.

Хороший диалог — не про экспозицию. Он про персонажей. Зритель должен чувствовать, что персонажи на экране говорят от своего лица, а не от лица автора сценария.

Более того, это должны чувствовать актёры, иначе героя просто не выходит. Получается картонная фигура, персонаж, чья функция в сюжете настолько очевидна, что это мгновенно выбивает из погружения в историю.

Конечно, экспозицию можно и нужно раскрывать через диалоги — в конце концов, предысторию героев сложно рассказать иначе. Но в хорошем сценарии всё это происходит завуалировано, чтобы разговор не казался зрителю скупой новостной сводкой. Через диалог мы знакомимся с героями, понимаем, как они мыслят, как себя ведут, в каких отношениях состоят с другими персонажами. И где-то за всем этим узнаём информацию о сюжете — как бы невзначай, между делом.

«12 разгневанных мужчин»

Иногда настолько невзначай, что аудитория и вовсе не задумывается о смысловом наполнении сцены. Про фильмы Квентина Тарантино нередко говорят, что в них люди болтают «ни о чём», но слушать это почему-то всё равно очень интересно. Дело в том, что диалоги Тарантино как раз таки — отличный пример осмысленного диалога, написанного по всем правилам драматургии.

Возьмём разговор Винса и Джулса в одной из первых сцен «Криминального чтива». Два героя действительно будто бы общаются о чём угодно, кроме действительно важных для сюжета вещей: о названии бургеров в Европе, массаже ног. Но всё это, на самом деле, очень важно для истории.

Из рассказа Винса про Роял Чизбургер мы узнаём, что он руководил одним из заведений Марселла Уоллеса в Амстердаме. Значит, ему доверяют, он важный член бандитской группировки, прочно закрепившийся в криминальной среде. Разговор о массаже ног сообщает зрителю о том, что Уоллес — крайне жестокий и ревнивый тип: таким образом Тарантино усиливает напряжение в будущих сценах, где Винсу приходится провести вечер с женой своего босса. Мы знаем, что стоит на кону, и чувствуем, что сексуальное влечение между ними может привести к ужасающим последствиям.

Из того же диалога мы узнаём, что Джулс не слишком доволен своей жизнью — он ставит под сомнения действия начальника, пускай и в комичном контексте. Позже, после чудесного спасения, он действительно осознаёт, что не может больше быть частью банды.

Может показаться, что это излишнее «разжёвывание», пустословное объяснение того, что и так понятно. Но это «и так понятно» как раз из-за того, насколько мастерски Тарантино пишет диалоги. Нам действительно всё ясно про его героев из одного разговора — хотя они ничего не говорят о себе, не выворачиваются наизнанку перед зрителем и друг другом. Винс мог бы сказать: «Слушай, меня тут босс попросил приглядеть за его женой, и я боюсь, ведь недавно он выкинул человека из окна за то, что тот сделал ей массаж ног». А Джулс бы ответил ему: «Да, наш босс, по-моему, слишком жесток. Подумываю уйти к чёртовой матери». И это звучало бы фальшиво. Потому что люди так не говорят, они вообще редко говорят о своих чувствах напрямую.

Дуалог и триалог

Роберт Макки выделяет два типа диалога: дуалог и триалог. Дуалог — это когда два персонажа общаются исключительно друг о друге. По мнению Макки, такие разговоры обычно выглядят неискренне и чаще свойственны плохим мелодрамам. В них герои действительно могут по несколько минут делиться друг с другом своими чувствами, но вот в чём дело. Как только ты обращаешь глубокое чувство в слова, оно теряет всякую силу, становится поверхностным. Ведь если это ощущение так легко выразить, значит, никакой глубины в нём нет.

По названию триалога может показаться, что речь о разговорах, в которых участвуют три персонажа — но всё несколько сложнее. Да, действительно имеется в виду наличие чего-то «третьего», но не в прямом, не в физическом смысле. Макки пишет, что в триалогах герои говорят не друг о друге, даже если, скажем, выясняют отношения. Всегда есть что-то третье, какая-то тема, событие или персонаж, через обсуждение которых раскрываются личности персонажей и двигается конфликт в сюжете. В случае «Криминального чтива» это третье — массаж ног, Роял Чизбургер или Марселлас Уоллес.

Возьмём другие примеры. В «Залечь на дно в Брюгге» герои говорят об архитектуре, Тоттенхэме, карликах и боулинге, но с помощью этих разговоров зритель узнаёт о глубочайшей травме персонажа Колина Фарелла. В «Сансет Лимитед» — фильме, целиком построенном на диалогах, герои Томми Ли Джонса и Сэмуэля Л. Джексона обсуждают религию, искусство, тюрьму, и через эти беседы мы узнаём о их мироощущении. Лишь когда зрители уже готовы и погружены в подтекст, режиссёры дают своим персонажам поговорить о том, что их действительно волнует: в случае «Залечь на дно в Брюгге» о убитом Рэем мальчике, в случае «Сансет Лимитед» — о твёрдом намерении героя Ли Джонса покончить с собой.

В эти моменты МакДона и автор «Сансет Лимитеда» Кормак Маккарти внедряют в диалоги экспозицию, но не просто так. Они используют «экспозицию как оружие» — это ещё один термин Макки. То есть сюжетная информация не просто сухо предлагается зрителю как факт, а появляется именно в тот момент, когда тот уже погружен в историю и знает героев. Когда он вовлечён и потому уязвим.

То, что нельзя сказать

Роберт Макки писал, что у каждого героя есть три сферы существования: высказанное, невысказанное и невысказываемое. Высказанное — то, что герой говорит. Но он может чувствовать совсем не то, что он выражает вслух. Может затаить чувства глубоко в себе. Может просто врать.

Невысказанное — это то, что на самом деле чувствует герой. Этого нет в тексте, это не прописано в сценарии. Но в хорошем диалоге зритель всё равно считывает невысказанное — он видит как бы сквозь героя, осознаёт его стремления, цели и желания. И это работает не только в сложных драмах.

Когда Шон в первой сцене «Зомби по имени Шон» говорит своей девушке, что сводит её в «место, где всё из рыбы», он не произносит вслух то, что он её очень любит и готов выйти ради неё из зоны комфорта, в которой так прочно и давно увяз. Не говорит о том, как ему это сложно даётся и что обещание он, скорее всего, не сдержит. Но мы это понимаем: по тону разговора, из выбранных им слов, из подтекста.

И есть, наконец, невысказываемое. То, что лежит глубоко в подсознании героя, то, что он не может выразить словами. Это самый сложный и глубокий уровень, который невозможно «вычислить»: можно только почувствовать.

В «Трудностях перевода» София Коппола строит весь фильм вокруг невысказываемого чувства. Особенного типа одиночества героев, оказавшихся далеко от дома. Им есть с кем поговорить, но всё равно нет возможности выложить всё, что у них на душе. Они и сами не понимают, что у них на душе.

Местные диалоги — триумф невысказываемого. Когда герои Скарлетт Йоханссон и Билла Мюррея впервые встречаются в баре, они вроде бы просто флиртуют, иронично жалуются на жизнь. И всё же в их разговоре сквозит то самое невыражаемое чувство, которое позже их сблизит.

Не зря главную, кульминационную реплику в «Трудностях перевода» Билл Мюррей произносит шёпотом, на ушко. Зритель так и не слышит, что он вообще сказал. Потому что это не важно. Это нельзя обернуть в слова — можно лишь создать диалогом чувство, но никак не сформулировать его.

Сценарист, который пишет диалоги, не просто думает, как ёмко уместить в словах важные сюжетные моменты. Он работает как психолог. Ведь когда психотерапевты слушают людей, развалившихся у них на койке в кабинете, они что-то всегда записывают в блокнот. Но они не пишут туда рассказ пациента слово в слово — то есть высказанное. То, что в блокноте — это невысказанное. А нужно это невысказанное затем, чтобы попытаться зафиксировать невысказываемое.

«Реализм» в диалогах

Важно понимать, что натуральность диалога не равна его жизнеподобности. Многие зрители наивно полагают, что если герой в фильме будет разговаривать «как в жизни», это автоматически сделает диалог естественным и интересным.

А теперь вспомните какие-нибудь реалити-шоу или, например, импровизационные авангардные фильмы. Было ли у вас хоть раз чувство, что люди на экране звучат фальшиво и наигранно, хотя они вроде бы никого не играют?

Всё потому, что разговор из жизни и кинематографический диалог — это совершенно разные вещи. Макки писал об этом так: «Диалог относится к болтовне так же, как танец относится к движению».

Диалог — это художественно оформленный разговор, с кропотливо подобранными словами, с аллегориями, метафорами, аллюзиями. Люди не разговаривают в жизни как герои Мартина МакДоны, Аарона Соркина и того же Тарантино. И наоборот: если вы запишете на улице беседу случайных людей и перенесёте на экран, это будет выглядеть глупо и скучно.

В жизни люди часто что-то переспрашивают, говорят об одном и том же по несколько минут. В кино это просто не сработает. Внутри каждого хорошего диалога есть свои три акта, своя завязка, кульминация и развязка. Диалоги делятся на маленькие единицы, такты, и каждый такт несёт свой эмоциональный заряд, как-то движет конфликт внутри сцены.

Российский и советский сценарист Александр Митта писал об этом как о правиле «плюс-минус». Каждый диалог начинается с того, что у героев есть некий конфликт: внутренний или внешний. Может, они противостоят друг другу или находятся на одной стороне. Не важно. В хорошем диалоге каждый такт (или хотя бы каждый второй-третий такт) будет развивать конфликт в положительную либо отрицательную сторону. Ведь если всё время идти только в плюс или только минус, сцена будет монотонной.

Отличная иллюстрация этого правила — сцена с первой встречей Ганнибала Лектера и Клариссы Старлинг в «Молчании ягнят»

Даже если актёры импровизировали, хороший режиссёр на монтаже сделает так, чтобы их диалог подчинялся внутренней драматургии. Иначе зритель заскучает — ведь, как писал Макки: «Монотонность действительно жизнеподобна, но так же она безжизненна».

В этом и заключается задача хорошего сценариста. Он представляет у себя в голове героев, их личности, интересы и цели, воображает, о чём они могут говорить, а затем отсекает всё лишнее. Хичкок как-то говорил: «Кино — это жизнь, из которой вырезано всё скучное». А поэт Браунинг вывел кредо «Меньше — значит больше».

Всё это справедливо и для диалога. Он должен быть натуральным, но не полностью копировать реальную жизнь. Естественным для героев, но при этом информативным для зрителя. В нём нужно подбирать правильные слова. Но важнее сказанного всегда будет то, о чём персонажи предпочли промолчать.

Источник

Все полнометражные фильмы Тарантино — от худшего к лучшему

Тарантиновские диалоги что это такое. Тарантиновские диалоги что это такое фото. картинка Тарантиновские диалоги что это такое. смотреть фото Тарантиновские диалоги что это такое. смотреть картинку Тарантиновские диалоги что это такое.

Мы любим каждый фильм Тарантино — откровенно дурацких или проходных картин у него нет (прямо как нет плохих солсборнов у From Software). Но выбранный нами формат не знает пощады — надеемся, Тарантино поймет, он ведь тоже любит всякие рейтинги.

9. «Бесславные ублюдки» (2009)

Тарантиновские диалоги что это такое. Тарантиновские диалоги что это такое фото. картинка Тарантиновские диалоги что это такое. смотреть фото Тарантиновские диалоги что это такое. смотреть картинку Тарантиновские диалоги что это такое.

Лет десять назад в тусовке кинокритиков ходил анекдот, что Тарантино нельзя давать много денег на фильм, так как его неуёмный творческий пыл, помноженный на многомиллионный бюджет, может привести к непредсказуемым результатам. И «Бесславные ублюдки» — как раз доказательство, что даже один из лучших в мире режиссеров с карт-бланшем на все неожиданно лишается важных для собственного творчества элементов — стиля, юмора и чувства меры

«Ублюдки» — рыхлое, несобранное, растянутое на два с половиной часа кино на стыке самых разных жанров — от милитари-боевика до легкой военной же комедии. С несколькими выдающимися моментами (вступление, сцена в пивной, изумительный Кристоф Вальц, довольно смешной финал), но в основном состоящее из несмешных шуток, вялого экшена, бесконечных, и лишь местами по-тарантиновски изысканных диалогов. Кажется, этот тот редкий случай в карьере остроумного Тарантино, когда его фильм не очаровывает, а даже местами раздражает — я про выходы Майка Майерса и итальянский акцент Питта, орущего Гитлера и молчаливого нацистского убийцу. Все это похоже на несмешную пародию на куски старых фильмов, которые автор, в отличие от многих, знает наизусть. Впрочем, несмотря на нижнюю строчку, «Бесславные ублюдки» — конечно, не худшее в мире кино. Но лучшей кандидатуры на место в подвале топа в небольшой фильмографии Тарантино мы так и не нашли.

8. «Доказательство смерти» (2007)

Тарантиновские диалоги что это такое. Тарантиновские диалоги что это такое фото. картинка Тарантиновские диалоги что это такое. смотреть фото Тарантиновские диалоги что это такое. смотреть картинку Тарантиновские диалоги что это такое.

За два года до «Бесславных ублюдков» Тарантино уже сумел расстроить фанатов, выпустив одну из частей хулиганской грайндхаус-дилогии вместе с Робертом Родригесом. И проиграл своему товарищу в честной борьбе: на фоне разнузданной и безбашенной «Планеты страха» (зомби! чирлидерши! море крови! пулемет в ноге, в конце концов!) приглушенное роуд-муви «Доказательство смерти» выглядело откровенно скучно. Искусственно состаренная пленка, нарочито небрежный монтаж, сюжет в духе третьесортных трэш-фильмов 70-х — это все очень по-синефильски и по-тарантиновски. Но на финальных титрах «Доказательства смерти» настигает недоумение — то ли ты стал жертвой какого-то очень сложного киноманского эксперимента в исполнении одного из лучших режиссеров современности, то ли просто свидетелем не самой удачной шутки

С другой стороны, «Доказательство смерти» — один из двух фильмов в карьере Тарантино (второй — «Джеки Браун»), к которому всегда было снисходительное отношение и у прессы, и у фанатов. Мол, ну что с него взять в данном случае — придумали с Родригесом какое-то непонятное упражнение в прекрасном для собственного удовольствия, и бог с ними. Поэтому картина не замыкает наш топ, а все-таки обгоняет «Бесславных ублюдков» — фильм с куда большей претензией и творческими амбициями.

7. «Джанго освобожденный» (2012)

Тарантиновские диалоги что это такое. Тарантиновские диалоги что это такое фото. картинка Тарантиновские диалоги что это такое. смотреть фото Тарантиновские диалоги что это такое. смотреть картинку Тарантиновские диалоги что это такое.

Фильм-побратим «Бесславных ублюдков» и вторая попытка Тарантино сделать большое эпическое кинополотно, в котором смешиваются самые разные мотивы и жанры. Все тот же, что и у «Ублюдков», почтенный хронометраж, в центре фильма — важная и вечная тема (на сей раз — права афроамериканцев), Кристоф Вальц тоже на месте (второй «Оскар» за второе подряд появление у Тарантино). Правда, в «Джанго» он уже положительный герой, но примерно в той же роли, что и в «Ублюдках» — безоговорочной примы, которая раскрашивает расползающийся в разные стороны витиеватый тарантиновский текст. Здесь у Вальца еще и прекрасные помощники; лучшие из них — Ди Каприо и Джексон.

Но если в случае с «Ублюдками» Тарантино как будто запутался сам в себе (Вторая мировая — все-таки не самая удобная тема для постмодернистских шуточек), то на родной земле он себя чувствует намного комфортнее — здесь хотя бы получилось смешно. Но как и в прошлой картине, в какой-то момент Тарантино превращает «Джанго» в слишком сложный коктейль, пытаясь то ли дать ответы на вообще все вопросы по теме, то ли процитировать наибольшее количество фильмов за раз, то ли рассмешить, то ли растрогать, а скорее всего — и первое, и второе, и третье, и можно без хлеба. Как и «Ублюдки», «Джанго» производит угрожающее впечатление своим хронометражом, скачущим темпом и меняющимся настроением. Но повторюсь — здесь хотя бы смешно.

6. «Джеки Браун» (1997)

Тарантиновские диалоги что это такое. Тарантиновские диалоги что это такое фото. картинка Тарантиновские диалоги что это такое. смотреть фото Тарантиновские диалоги что это такое. смотреть картинку Тарантиновские диалоги что это такое.

Самый спокойный, размеренный и глубокий фильм в карьере Тарантино. Больше всего похожий, после сказочных дебютных картин — «Бешеных псов» и «Криминального чтива» — на попытку доказать себе и всем вокруг, что он может снимать картины без вычурной жестокости, путанной хронологии и других откровенных постмодернистских приемов, которые сам Тарантино придумал и растиражировал в первых фильмах. Здесь все это тоже есть, но в куда более умеренных дозах. Такая творческая трансформация — вполне ожидаемый ход от человека, на которого слишком быстро свалилась мировая слава. Кажется, отказавшись от некоторых важных элементов собственного стиля, он таким образом проверял самого себя: не станет ли он героем лишь одной эпохи и не растворится в следующей?

Именно поэтому «Джеки Браун» пропитан элегическим настроением. Это фильм о людях за 40, которые ищут свое счастье и призвание. Получается не всегда удачно, но судя по тону фильма, Тарантино уверен, что «в 40 жизнь только начинается». Самому режиссеру в 1997-м уже исполнилось 34, юношеский напор и неумолимое желание снимать кино за копейки остались позади. Здесь он в первый и в последний раз в своей карьере не пытается закончить каждое предложение шуткой, он по-настоящему рефлексирует по поводу своей карьеры и будущего. Этот фильм не очень любят многие фанаты Тарантино — во многом за его более спокойный темп и другое настроение, но мне кажется, что это очень важная картина, разделяющая тарантиновскую фильмографию надвое. Потом был перерыв в пять лет, после которого посвежевший Тарантино вернулся на вершину с «Убить Билла».

5. «Омерзительная восьмерка» (2015)

Тарантиновские диалоги что это такое. Тарантиновские диалоги что это такое фото. картинка Тарантиновские диалоги что это такое. смотреть фото Тарантиновские диалоги что это такое. смотреть картинку Тарантиновские диалоги что это такое.

Неожиданное возвращение Тарантино к истокам: фильм практически в одной декорации, вестерн в формате пьесы, где, как известно, главное — текст и игра актеров. Оказалось, что несмотря на прошедшие два десятилетия в попытках снять Большое и Важное кино, Тарантино все так же безупречно чувствует ритм и стиль, все еще не лишен чувства юмора и не нуждается в эпических историях и пространствах. Недавно он обещал, что после десятого фильма уйдет в театр — и его театральное будущее можно прогнозировать именно по этой картине.

«Восьмерка» — это разговорная пьеса, поставленная с фирменным тарантиновским набором фокусов — от упоения жестокостью до переливающихся всеми красками длинных диалогов. В отличие от «Ублюдков» и «Джанго», здесь он находит правильные жанровые пропорции, замешивая вестерн с детективом формата Агаты Кристи, и даже с хоррором, и постоянно бьет себя по рукам, лишь бы не наговорить лишнего, не переборщить с шутками или с цитатами из классики американского кино. Тарантино в «Омерзительной восьмерке» в очередной раз доказал, что в разговорном кино ему по-прежнему нет равных.

4. «Убить Билла 1-2» (2003—2004)

Тарантиновские диалоги что это такое. Тарантиновские диалоги что это такое фото. картинка Тарантиновские диалоги что это такое. смотреть фото Тарантиновские диалоги что это такое. смотреть картинку Тарантиновские диалоги что это такое.

Размашистый двухтомный оммаж азиатскому кинематографу, мести, сильным женщинам, боевым искусствам и бог знает чему еще. Избавившись от сомнений 90-х, Тарантино, подобно героине Умы Турман, восстал из под земли, пробив рукой деревянную крышку гроба. Перед «Убить Билла» Тарантино как раз попал в зону творческой турбулентности (спасибо, «Джеки Браун»). Но как настоящий супергерой, сотканный из миллиона деталей постмодернистского кино, он переродился и с еще большей силой бросился покорять уставшее от традиционных приемов и ценностей кинокоролевство.

3. «Однажды в… Голливуде» (2019)

Тарантиновские диалоги что это такое. Тарантиновские диалоги что это такое фото. картинка Тарантиновские диалоги что это такое. смотреть фото Тарантиновские диалоги что это такое. смотреть картинку Тарантиновские диалоги что это такое.

Предпоследняя картина в карьере Тарантино (он до сих пор настаивает, что после десятой планирует уйти из профессии) получилась, пожалуй, самой личной и поэтому особенной. Тарантино перенес зрителя в 1969-й год, в Лос-Анджелес своего детства — с предсказуемо палящим солнцем, грязными хиппи, громкой музыкой из радиоприемников, дурацкими тв-шоу и ветром перемен, который совсем скоро накроет всю Америку. Он собирает мозаику по детским воспоминаниям, и поэтому в «Однажды в… Голливуде» столько легкости, воздуха и искренности. Никогда, кроме самого юного возраста, мир не воспринимается так прямодушно и правдиво — и Тарантино удалось перенести это ощущение к себе в фильм.

В рассказе об Америке своего детства Тарантино сильно сдерживается, чтобы не испортить её слишком назойливым присутствием самого себя — ту не так много витиеватых диалогов, почти нет неприкрытой тарантиновской жестокости (кроме одной сцены). Режиссер разве что по-прежнему позволяет себе, как и раньше, признаться в любви масскульту той эпохи — от упомянутых уже выше тв-шоу до фильмов, музыки и многого другого. Но в основе фильма лежит очень близкая Тарантино, как давнему синефилу, идея — что кино побеждает реальный мир. Что только на большом экране можно переписать историю, воскресить умерших, сделать жизнь и окружающий мир чище и лучше, чем он есть на самом деле.

«Однажды в… Голливуде» — летящее, восхитительное кино, которое в очередной раз доказывает, что Тарантино и на закате своей режиссерской карьеры не просто в форме, но и способен меняться и даже эволюционировать. Ничего лучше в карьере он не снимал со времен «Криминального чтива».

2. «Криминальное чтиво» (1994)

Тарантиновские диалоги что это такое. Тарантиновские диалоги что это такое фото. картинка Тарантиновские диалоги что это такое. смотреть фото Тарантиновские диалоги что это такое. смотреть картинку Тарантиновские диалоги что это такое.

Самый нелюбимый, по слухам, фильм Никиты Сергеевича Михалкова. Именно Тарантино 25 лет назад отобрал у российского режиссера главный приз в Каннах, обогнав его буквально на финишной прямой фестиваля. «Криминальное чтиво» показывали в последний день смотра, и никто особенно не верил в молодого американского режиссера. За его плечами была лишь дерзкая криминальная драма «Бешеные псы», известная немногочисленной аудитории американского инди-кино. Но Тарантино не только победил, но и как стало понятно позже, перевернул с ног на голову весь кинематограф. Все, от великосветских снобов с набережной Круазетт до посетителей «Горбушки», узнали, что такое постмодернизм по-тарантиновски: с километровыми диалогами про «Макдональдс» и молочные коктейли, рваным и запутанным повествованием и эффектной жестокостью.

У каждого режиссера есть фильм-витрина, визитная карточка, вечная книга. У Копполы это «Крестный отец», у Скорсезе — «Таксист», у Бондарчука-старшего — «Война и мир» и так далее. Все фильмы Тарантино, да и половина кино 90-х, произрастают из «Криминального чтива». С ним, кстати, связана дико затасканная легенда про Тарантино: в одном из интервью на вопрос репортера, почему он не снял ничего лучше после «Криминального чтива», ответил: «А кто снял?». «Криминальное чтиво» сделало режиссера классиком в 31 год, но он не забухал, как Хармони Корин, не сошел с ума, как Майкл Чимино, не почувствовал себя богом — как тот же Фрэнсис Форд Коппола. Его спасла любовь к кино. Сейчас Тарантино уже 56, он продолжает снимать, а все фанаты его кинематографа с ужасом ждут его 10-й картины («Однажды в Голливуде» — девятая) — ведь после неё этот вечный подросток, который в 1994 году навсегда изменил нашу жизнь, навсегда уйдет из кино.

1. «Бешеные псы» (1992)

Тарантиновские диалоги что это такое. Тарантиновские диалоги что это такое фото. картинка Тарантиновские диалоги что это такое. смотреть фото Тарантиновские диалоги что это такое. смотреть картинку Тарантиновские диалоги что это такое.

Несмотря на всю любовь к «Криминальному чтиву», на моей вершине — именно «Бешеные псы». Сколько бы я не возвращался к Тарантино, не пересматривал все его фильмы (а перед этим текстом я пересмотрел все) — именно «Псы» держат моё сердечко в заложниках. У дебютного фильма нет апломба «Криминального чтива», его статуса, претензии на вечность. Премьеру «Бешеных псов» на Санденсе, по еще одной легенде, Тарантино помнил по стуку схлопывающихся сидений в кинозале, когда уходили люди. Но в этой, безусловно, менее выверенной, чем «Чтиво», картине, не меньше задора, остроумия и гениальности. На самом деле, уже в «Бешеных псах» он показывает, каким будет кинематограф после его триумфа в Каннах в 1994-м. Просто многие еще этого не понимали.

По первой картине Тарантино видно, что он уже умеет все: работать с актерами (ох, эта стартовая сцена с обсуждением Like a Virgin Мадонны), владеет временем, словом и хореографией, не стесняется жестокости. Все козыри, которыми он будет влюблять и раздражать на протяжении всей следующей карьеры, уже на столе. Оператор Анджей Секула рассказывал, что Тарантино знал до мельчайших подробностей все о композиции, свете, поведении актеров и других деталях кадра, и ему надо было только приходить на работу, вовремя менять пленку и включать камеру. Уже в 27 лет Тарантино был если не состоявшимся, то очень уверенным в себе молодым режиссером. Он уже смело заимствует и цитирует любимых режиссеров, экспериментирует с тканью и настроением картины, не боится менять правила игры — при этом в «Бешеных псах» нет налета позднего тарантиновского самодовольства. Он снимает так, потому что иначе не умеет, а не потому, что мечтает покорить зрителя лишь цитатами из, например, Николаса Рэя. За его плечами нет ничего, кроме тысяч увиденных фильмов и нескольких десятков тысяч долларов, а также симпатии Харви Кейтеля. Он только в начале пути и уже очень крут.

Любить частное всегда проще, чем общее. «Криминальное чтиво» настолько плотно засело в сознании эпохи и всего последующего после него кинематографа, что это сильно повлияло, по крайней мере для меня, на восприятие этого фильма. Для меня он — не только фильм, а кинопамятник эпохи, растасканный на бесконечные цитаты. Но эта сверхпопулярность и поклонение картине сейчас несколько притупляют чувства. Если бы существовала бы идеальная вселенная, в которой бы проводилась справедливая Олимпиада по кинематографу, то «Криминальное чтиво» по любым подсчетам должно было победить — если не нокаутом, то по очкам. Но мы не в ней, а поэтому на моей вершине — именно «Бешеные псы».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *