Тартюф о чем произведение

Комедия Мольера «Тартюф» – самая популярная пьеса среди написанных им произведений. Она до сих пор востребована во всех театрах мира и являет собой величайший пример театральной постановки, выполненной с одинаковой долей комизма и серьезности.

Жан-Батист Мольер

Мольер – величайший писатель-драматург эпохи неоклассицизма. Не будет преувеличением назвать его прародителем современной комедии в том виде, в котором она знакома большинству зрителей и читателей.

Кроме писательского дара, Жан-Батист Мольер обладал выдающимся актерским талантом и часто исполнял главные роли в своих комедиях. Являясь управляющим собственного, пользующегося большой популярностью, театра Ж. Б. Мольер писал и ставил комедии по заказу Луи XIV, Короля-Солнца.

Тартюф о чем произведение. Тартюф о чем произведение фото. картинка Тартюф о чем произведение. смотреть фото Тартюф о чем произведение. смотреть картинку Тартюф о чем произведение.

Несмотря на непрекращающийся поток критики, театральные постановки Мольера и его литературные герои пользовались популярностью среди всех слоев населения и не только во Франции. Творчество Мольера при жизни писателя пользовалось особенной любовью публики и сохраняет свою актуальность и по сей день.

Комедии Мольера

В своих произведениях Мольер соединил классическую литературу с реализмом и фактически дал начало неоклассицизму. Его пьесы не имеют ничего общего с романтическими комедиями Шекспира и являют собой совершенно новый для своего времени жанр. Его бытовые зарисовки и литературные герои реальны и являются частью знакомой автору и зрителю жизни.

Мольер экспериментировал с формой, структурой и постановкой своих комедий. Например, «Мещанин во дворянстве» написан прозой, имеет четкую структуру и некоторые особенности оригинальной постановки, будучи комедией-балетом. Комедия «Тартюф, или Обманщик» написана в стихотворной форме, схожей с песенной. Пьеса разделена на куплеты, написанные двенадцатисложным размером, который называется александрийским стихом.

Сюжет пьесы

В счастливой семье парижского аристократа Оргона появляется гость – некий Тартюф. Он втерся в доверие хозяину дома настолько, что прежде умный и проницательный Оргон отказывается видеть в своем госте что-либо, кроме святости, набожности, скромности и бескорыстия. Попытки домочадцев открыть Оргону глаза на истинную сущность Тартюфа встречаются с упрямым нежеланием верить кому-либо кроме «праведника».

Тартюф о чем произведение. Тартюф о чем произведение фото. картинка Тартюф о чем произведение. смотреть фото Тартюф о чем произведение. смотреть картинку Тартюф о чем произведение.

Лживый святоша становится причиной разрыва отношений с друзьями хозяина дома, ссоры Оргона с сыном и разлуки дочери с возлюбленным. Истинное лицо и мерзкий характер Тартюфа открывается только после того, как ослепленный Оргон переписывает на гостя все свое состояние. Оргон становится свидетелем обольщения собственной жены «набожным» Тартюфом. Осознав всю глубину своей глупости, Оргон выгоняет лжеца, на что в ответ получает ордер на выселение из собственного дома, ведь по документам он уже не хозяин.

Вмешательство мудрого и справедливого короля за несколько минут до окончания пьесы расставляет все на свои места: мошенник арестован, Оргон восстановлен в праве владения собственным имуществом, а дочь Оргона Мариана выходит замуж за своего возлюбленного Валера.

Критика пьесы

Сразу после первого представления на Мольера обрушился шквал критики со стороны французской католической церкви. Автора обвиняли в насмехательстве над религией и верующими людьми. Моралисты и церковные служители в один голос твердили, что сатира и высмеивание набожности в комедии способствуют разложению общественной морали.

Церковь, знаменитая своей жесткой цензурой всего, что хоть косвенно касается религии, приняла в штыки комедию «Тартюф». Отзывы короля, насколько положительными они ни были, не смогли повлиять на реакцию архиепископа Парижского. Неприятие пьесы было настолько сильным, что под влиянием епископа король вынужден был запретить публичный показ постановок комедии. В письме Луи XIV ясно дал понять, что ему лично пьеса понравилась, именно поэтому были разрешены частные представления.

Однако целью Мольера было не высмеивание религии и набожности, а скорее двуличия и глупости, описанной в комедии «Тартюф». Автор лично уверял, что пьеса написана, чтобы показать публике важность умеренности и умения рационально смотреть на абсолютно все стороны жизни. Даже набожность и бескорыстие не стоит принимать слепо.

Структура пьесы и оригинального спектакля

До современной публики комедия «Тартюф, или Обманщик» дошла лишь в третьем издании, напечатанном через пять лет после первой постановки. Оригинальный спектакль состоял из трех актов, в то время как современная версия комедии насчитывает пять действий с разным количеством сцен.

Тартюф о чем произведение. Тартюф о чем произведение фото. картинка Тартюф о чем произведение. смотреть фото Тартюф о чем произведение. смотреть картинку Тартюф о чем произведение.

Впервые комедия была поставлена в 1664 году в Версальском дворце и сразу после этого была запрещена к показу. В 1667 году Мольер переписал пьесу «Тартюф»; спектакль был поставлен в Пале-Рояль, но, несмотря на переработанные сцены, постановку снова запретили. После потери влияния Парижского архиепископа пьеса стала ставиться во французских театрах регулярно.

Последнее издание претерпело крупные изменения, многие критики считают, что Мольер дописал некоторые сцены, включая чудесное вмешательство справедливого короля. Считается, что эта сцена написана в благодарность Луи XIV за постоянную поддержку, оказанную Мольеру во время нападок на комедию «Тартюф». Спектакль пользовался огромной популярностью, начиная с середины XVII века и по сей день.

Краткое содержание: «Тартюф, или Обманщик» по актам

Ниже представлен сюжет каждого из пяти действий пьесы и их краткое содержание. «Тартюф, или Обманщик» является комедией, но вся ее комичность заключается в мелких деталях и диалогах между персонажами.

Юмор и сатира, которые отличают фарсы Мольера, прослеживаются в сюжете и структуре произведений. Неудивительно, что комичность такого фарса легко переходит и в краткое содержание; «Тартюф» – произведение более серьезное, пересказ его сюжета больше напоминает драму, чем комедию.

Акт первый

Тартюф о чем произведение. Тартюф о чем произведение фото. картинка Тартюф о чем произведение. смотреть фото Тартюф о чем произведение. смотреть картинку Тартюф о чем произведение.

Сам праведник, удобно устроившись под теплой крышей, с достойным содержанием, думает не столько о воле небес, сколько об ужине и красавице Эльмире – жене Оргона.

Остальные домочадцы, включая саму Эльмиру, ее брата Клеанта и детей Оргона Мариану и Дамиса, видят лжеца насквозь и пытаются показать Оргону, насколько слепо и безосновательно он верит совсем чужому человеку.

Дамис просит Клеанта разузнать у отца его планы относительно брака Марианы и Валера, ведь если Оргон заберет данное благословение, то Дамис не сможет стать женихом сестры Валера. Клеант прямо спрашивает хозяина дома, как он намерен распорядиться рукой дочери, на что Оргон дает лишь уклончивые ответы. Клеант подозревает неладное.

Акт второй: помолвка по принуждению

Оргон сообщает Мариане о своем желании породниться с Тартюфом, для чего хочет отдать гостю ее руку. Мариана обескуражена, но дочерний долг не позволяет ей прямо отказать отцу. На помощь девушке приходит служанка Дорина, которая описывает Оргону нелепость принятого решения, однако упрямец ничего не желает слышать и настаивает на скорой женитьбе.

Тартюф о чем произведение. Тартюф о чем произведение фото. картинка Тартюф о чем произведение. смотреть фото Тартюф о чем произведение. смотреть картинку Тартюф о чем произведение.

Акт третий: влияние Тартюфа

Дамис узнает о решении отца и намеревается силой вывести Тартюфа на чистую воду. Никакие доводы Дорины не остужают пыл разгневанного юноши. Дорина раскрывает Дамису свой план разоблачения обманщика: проницательная служанка давно подозревала, что Тартюф заглядывается на Эльмиру, и устроила им разговор наедине в надежде обличить святошу. Дамис прячется в шкаф, желая стать свидетелем разговора.

Оставшись наедине с Эльмирой, Тартюф сразу же признается ей в пламенной страсти и предлагает разделить с ним ложе. Эльмира напоминает ему о греховности таких мыслей и, уж тем более, действий. Тартюфа же подобная нечестивость ничем не смущает. Эльмира грозит рассказать все Оргону, если Тартюф не откажется от женитьбы на Мариане. В это время из укрытия выскакивает возмущенный Дамис и грозит обо всем рассказать отцу.

Тартюф о чем произведение. Тартюф о чем произведение фото. картинка Тартюф о чем произведение. смотреть фото Тартюф о чем произведение. смотреть картинку Тартюф о чем произведение.

Оргон, узнав о случившемся, принимает сторону Тартюфа, выгоняет сына из дома и, чтобы преподать урок домочадцам, делает Тартюфа своим наследником. Хозяин дома с гостем удаляются, чтобы оформить необходимые дарственные и договориться о скорой свадьбе Марианы и Тартюфа.

Акт четвертый: разоблачение лжеца

Оргон возвращается с брачным контрактом для дочери. Мариана умоляет отца не заставлять ее подписывать собственный приговор, ведь она не испытывает к Тартюфу нежных чувств, напротив, считает его омерзительным. Оргон утверждает, что брак с неприятным человеком – благородный поступок, поскольку отвращение умерщвляет плоть. Эльмира поражена бескомпромиссной слепотой мужа и задается вопросом: поверит ли Оргон в нечестивость Тартюфа, если увидит доказательство собственными глазами? Оргон настолько уверен в праведности гостя, что готов быть свидетелем разговора Эльмиры и Тартюфа.

Эльмира просит мужа спрятаться под стол и зовет Тартюфа. Сначала гость насторожен внезапной переменой настроения хозяйки, но Эльмира убеждает его, что женщинам свойственна нерешительность в делах сердечных. Тартюф же требует «осязаемого залога» чувств и убеждает Эльмиру, что секретная связь не есть грех и Оргон настолько глуп, что не поверит в предательство Тартюфа, даже если увидит измену своими глазами.

Тартюф о чем произведение. Тартюф о чем произведение фото. картинка Тартюф о чем произведение. смотреть фото Тартюф о чем произведение. смотреть картинку Тартюф о чем произведение.

Возмущенный Оргон требует, чтобы Тартюф немедленно убрался из его дома, на что мерзавец отвечает: дом теперь принадлежит ему, и убраться должен Оргон. К тому же сейф с секретными бумагами, которые Оргон хранил по просьбе друга, находится в руках Тартюфа, теперь в его руках не только состояние Оргона, но и его жизнь.

Акт пятый: торжество справедливости

В дом входит Валер со страшной новостью: Тартюф отнес документы королю, обвинив Оргона, верного слугу короля, в предательстве. Валер предлагает увезти всю семью и помочь им укрыться от гнева короля. В этот самый момент возвращается Тартюф в сопровождении приставов и сообщает, что путь Оргона с этого момента ведет только в тюрьму, ведь он пришел арестовать предателя именем короля, которому обязан служить верой и правдой.

Оргон и его домочадцы обескуражены дальнейшим поворотом событий: приставы берут под арест самого Тартюфа. Офицеры объясняют удивленному семейству, что умный и проницательный король давно прослышал о пагубном влиянии Тартюфа на своего верного слугу и приказал провести расследование, которое показало, что мошенник давно промышляет обманом и имя его вовсе не Тартюф. Король своей волей аннулировал дарственные бумаги и простил Оргону сокрытие документов в память о его верной службе.

«Тартюф»: анализ пьесы

Как доказывает предложенное выше краткое содержание, Тартюф – обманщик, и не самый лучший. Как бы ни притворялся жулик, а его истинное лицо рано или поздно открывается. Злоба, зависть и желание разбогатеть управляют Тартюфом, и он готов лишить своего бывшего благодетеля не только богатства, но и свободы, а может, и жизни.

Социальная критика и сатира в этой комедии имеют более индивидуальную направленность, ведь Тартюф не является представителем определенного класса и влияние его ограничивается лишь индивидуальными способностями к манипулированию. Этим и страшен такой тип людей, как Тартюф: они способны извратить даже такие возвышенные чувства, как благочестие и вера.

Источник

Тартюф о чем произведение. Тартюф о чем произведение фото. картинка Тартюф о чем произведение. смотреть фото Тартюф о чем произведение. смотреть картинку Тартюф о чем произведение.

История создания

Комедия «Тартюф» была впервые поставлена 12 мая 1664 года. Идея для пьесы пришла Мольеру в 1663, когда писатель, согласно его собственным цитатам из дневников, не раз испытал на себе вопиющее ханжество в самых разных проявлениях. Мир увидел постановку во время придворного праздника «Увеселения волшебного леса». Её главной целью было защититься от нападок действующего в то время «Общества святых даров», члены которого внедрялись в богатые имения и пытались подчинить себе волю их жителей под видом религиозной благотворительности.

Тартюф о чем произведение. Тартюф о чем произведение фото. картинка Тартюф о чем произведение. смотреть фото Тартюф о чем произведение. смотреть картинку Тартюф о чем произведение.

Скандальная пьеса глубоко оскорбила духовенство, углядевшее в ней карикатуру на себя. Сам король одобрил «Тартюфа», но затем, не желая ссориться с церковью, был вынужден запретить его. Святоши был недовольны таким малым наказанием — оно угрожало писателю расправой и грозилось сжечь его костре. Но Мольера это не пугало — в конце лета того же года он запросил разрешение короны повторно поставить произведение, но получил отказ.

В 1666, после смерти патрона «Общества святых даров» Анны Австрийской, Мольер решил снова попробовать выпустить пьесу. Он расширил её до 5 актов и подкорректировал сюжет, чтобы угодить духовенству. Спустя два года произведение было разрешено — тогда оно успело обрести популярность среди народа и нередко ставилось в домашних спектаклях. В 1669 суд публики окончательно одобрил комедию, обеспечив ей долгую славу на сцене. Сейчас «Тартюфа» и его многочисленные переводы можно прочесть в печатном виде или онлайн.

Краткое содержание

Пьеса состоит из 5 актов, каждый из которых включает от 4 до 8 явлений. Краткое содержание каждого из них:

Тартюф о чем произведение. Тартюф о чем произведение фото. картинка Тартюф о чем произведение. смотреть фото Тартюф о чем произведение. смотреть картинку Тартюф о чем произведение.

Тартюф о чем произведение. Тартюф о чем произведение фото. картинка Тартюф о чем произведение. смотреть фото Тартюф о чем произведение. смотреть картинку Тартюф о чем произведение.

Интересно, что первоначальный вариант произведения не имел традиционного для комедий счастливого конца. Только переписывая запрещённую на тот момент пьесу, Мольер решил справедливо наказать Тартюфа.

Жанр, направление и композиция

Тартюф о чем произведение. Тартюф о чем произведение фото. картинка Тартюф о чем произведение. смотреть фото Тартюф о чем произведение. смотреть картинку Тартюф о чем произведение.

Мольер написал «Тартюфа» в жанре социальной комедии, пытаясь сделать произведение понятным и доступным наибольшему числу людей. В нём писатель высмеивает как узколобость и несостоятельность высшего класса, так и жадность и желание возвыситься низших слоёв общества. Героями произведения стали обычные люди, далёкие от пафосных образов классицизма — они живут своей обычной частной с понятными личными проблемами, что делает их близкими к народу.

Необычной особенностью композиции произведения считается позднее появление Тартюфа. В первом акте читатель знакомится с ним через призму восприятия Оргона, восхищающегося святошей, во втором — видит пагубное влияние «слуги церкви» от лица всей семьи, получая полное представление о его характере. Только в третьем действии главный герой показывает себя, что было необычным решением для пьесы.

По художественному направлению «Тартюф» наиболее близок к классицизму. В нём чётко соблюдено правило трёх единств — сюжет разворачивается последовательно и органично, без смены времени, места или действия. Необычной является постепенная смена тона произведения. Ближе к пятому акту оно почти превращается в трагедию — шутки и смешные комментарии Дорины исчезают, а злодей почти торжествует.

Характеристика персонажей

Каждый из персонажей «Тартюфа» является воплощением одной ярко выраженной черты характера. Все они чётко разделены на положительных и отрицательных, что было свойственно французской комедии того времени. Автор практически не уделяет времени переживаниям, внутреннему развитию и психологии героев, вместо этого акцентируя внимание на их взаимодействиях.

Образ Тартюфа

Самым ярким образом в пьесе является сам Тартюф, который вышел настолько удачным и жизненным, что «тартюфство» стало вторым названием лицемерия. Он воплощает в себе все пороки, свойственные «обществу святых даров». Герой выступает как некто совершенно лишённый каких-либо положительных качеств — иногда он кажется не человеком, а концентрированным сгустком порочности и лицемерия. Его основные черты:

Тартюф о чем произведение. Тартюф о чем произведение фото. картинка Тартюф о чем произведение. смотреть фото Тартюф о чем произведение. смотреть картинку Тартюф о чем произведение.

Тартюф о чем произведение. Тартюф о чем произведение фото. картинка Тартюф о чем произведение. смотреть фото Тартюф о чем произведение. смотреть картинку Тартюф о чем произведение.

Интересно, что перед читательским взглядом Тартюф предстаёт только в третьем акте комедии, но ещё перед первым выходом персонажа на сцену ему дана исчерпывающая характеристика. Маска святоши не способна обмануть зрителя ни на секунду — он сразу изображает себя и делает лицемерие очевидным. Такого эффекта Мольер добивался специально — он намеренно сгущал краски. Но, несмотря на все промахи и явный обман, простаки всё равно верят церковному служителю на слово — мнимое благочестие словно ослепляет их.

Критики называют образ главного героя слишком прямолинейным и очевидным, но это поверхностный взгляд на вещи. Сатира в произведении направлена не столько на изобличение Тартюфа-мошенника, сколько на усвоенное им ханжество. Церковные манеры, жаргон, мнимое служение богу — из них состоит маска святоши, позволяющая даже очевидному глупцу и обманщику дурачить народ, почти разрушив целую семью.

Другие герои

Помимо самого святоши, действующими лицами книги выступает честный христианин и богатый буржуа Оргон, а также его семья и домочадцы. Кратко о второстепенных персонажах:

Тартюф о чем произведение. Тартюф о чем произведение фото. картинка Тартюф о чем произведение. смотреть фото Тартюф о чем произведение. смотреть картинку Тартюф о чем произведение.

Тартюф о чем произведение. Тартюф о чем произведение фото. картинка Тартюф о чем произведение. смотреть фото Тартюф о чем произведение. смотреть картинку Тартюф о чем произведение.

Все второстепенные персонажи в пьесе Мольера даны в виде лаконичных и чётких образов, считающихся стандартными для литературы того времени. За их основу писатель взял людей разных классов и социальных групп — это помогло полностью раскрыть тему произведения в социальном контексте.

Темы и проблематика

Тартюф о чем произведение. Тартюф о чем произведение фото. картинка Тартюф о чем произведение. смотреть фото Тартюф о чем произведение. смотреть картинку Тартюф о чем произведение.

Главной темой произведения стало бичевание лжи, лицемерия и ханжества, образцом которых является Тартюф. Противопоставление его мнимого образа высокого святоши и реальной личиной подлого и ничтожного мошенника является основным источников комичности. Главный герой пытается играть роль совершенно противоположного себе человека, но делает это настолько неумело и грубо, что зритель не может не смеяться. Лицемерие не является его единственной отрицательной чертой, но подчёркивает и выводит на первый план все остальные пороки, что и помогло создать вечный образ Тартюфа, имя которого стало нарицательным.

Не менее важное значение в пьесе имеет Оргон, попавший в сети мошенника. Через него писатель раскрывает тему слепой приверженности людей церкви и их готовности верить любой лжи, спрятанной под маской благочестия. Одержимость главы семьи христианской моралью и философией, приверженность экстремистским идеям и бездумная преданность позволяют неумелому и очевидному манипулятору обмануть его. Совершенная слепота Оргона и его нежелание принимать правду служит вторым источником смешных моментов.

Тартюф о чем произведение. Тартюф о чем произведение фото. картинка Тартюф о чем произведение. смотреть фото Тартюф о чем произведение. смотреть картинку Тартюф о чем произведение.

Как показывает углублённый анализ «Тартюфа» Мольера, главной целью автор ставил не высмеять обман и глупость (на это направлены все его комедии), а показать их через призму религиозных вопросов. Произведение разоблачает несостоятельность церковного благочестия, которым религиозные служители прикрывают мерзкие поступки. В нём показано, что святошество оставляет человеку много простора для сделок с совестью и постепенно заглушает естественное чувство морали, заменяя на мнимое боголюбие.

В буквах пьесы явно читаются антиклерикальные идеи. В образе главного персонажа изображён знакомый как современникам Мольера, так и нынешним людям жадный и лицемерный монах, падкий на праздные удовольствия. Через его козни автор передаёт идею о том, насколько легко подобным личностям манипулировать уязвимым христианским народом. Вместе с этим Жан-Батист отрицает направленность пьесы против самой религии. Он высмеивает только духовенство, прикрывающееся мнимыми нормами морали, но противоречащее своим словам.

Источник

В доме почтенного Оргона по приглашению хозяина обосновался некий г-н Тартюф. Оргон души в нем не чаял, почитая несравненным образцом праведности и мудрости: речи Тартюфа были исключительно возвышенны, поучения — благодаря которым Оргон усвоил, что мир являет собой большую помойную яму, и теперь и глазом не моргнул бы, схоронив жену, детей и прочих близких — в высшей мере полезны, набожность вызывала восхищение; а как самозабвенно Тартюф блюл нравственность семейства Оргона.

Из всех домочадцев восхищение Оргона новоявленным праведником разделяла, впрочем, лишь его матушка г-жа Пернель. Эльмира, жена Оргона, её брат Клеант, дети Оргона Дамис и Мариана и даже слуги видели в Тартюфе того, кем он и был на самом деле — лицемерного святошу, ловко пользующегося заблуждением Оргона в своих немудрёных земных интересах: вкусно есть и мягко спать, иметь надёжную крышу над головой и ещё кой-какие блага.

Домашним Оргона донельзя опостылели нравоучения Тартюфа, своими заботами о благопристойности он отвадил от дома почти всех друзей. Но стоило только кому-нибудь плохо отозваться об этом ревнителе благочестия, г-жа Пернель устраивала бурные сцены, а Оргон, тот просто оставался глух к любым речам, не проникнутым восхищением перед Тартюфом. Когда Оргон возвратился из недолгой отлучки и потребовал от служанки Дорины отчёта о домашних новостях, весть о недомогании супруги оставила его совершенно равнодушным, тогда как рассказ о том, как Тартюфу случилось объесться за ужином, после чего продрыхнуть до полудня, а за завтраком перебрать вина, преисполнила Оргона состраданием к бедняге.

Дочь Оргона, Мариана, была влюблена в благородного юношу по имени Валер, а её брат Дамис — в сестру Валера. На брак Марианы и Валера Оргон вроде бы уже дал согласие, но почему-то все откладывал свадьбу. Дамис, обеспокоенный собственной судьбой, — его женитьба на сестре Валера должна была последовать за свадьбой Марианы — попросил Клеанта разузнать у Оргона, в чем причина промедления. На расспросы Оргон отвечал так уклончиво и невразумительно, что Клеант заподозрил, не решил ли тот как-то иначе распорядиться будущим дочери.

Каким именно видит Оргон будущее Марианы, стало ясно, когда он сообщил дочери, что совершенства Тартюфа нуждаются в вознаграждении, и таким вознаграждением станет его брак с ней, Марианой. Девушка была ошеломлена, но не смела перечить отцу. За неё пришлось вступиться Дорине: служанка пыталась втолковать Оргону, что выдать Мариану за Тартюфа — нищего, низкого душой урода — значило бы стать предметом насмешек всего города, а кроме того — толкнуть дочь на путь греха, ибо сколь бы добродетельна ни была девушка, не наставлять рога такому муженьку, как Тартюф, просто невозможно. Дорина говорила очень горячо и убедительно, но, несмотря на это, Оргон остался непреклонен в решимости породниться с Тартюфом.

Мариана была готова покориться воле отца — так ей велел дочерний долг. Покорность, диктуемую природной робостью и почтением к отцу, пыталась преобороть в ней Дорина, и ей почти удалось это сделать, развернув перед Марианой яркие картины уготованного им с Тартюфом супружеского счастья.

Но когда Валер спросил Мариану, собирается ли она подчиниться воле Оргона, девушка ответила, что не знает. В порыве отчаяния Валер посоветовал ей поступать так, как велит отец, тогда как сам он найдёт себе невесту, которая не станет изменять данному слову; Мариана отвечала, что будет этому только рада, и в результате влюблённые чуть было не расстались навеки, но тут вовремя подоспела Дорина. Она убедила молодых людей в необходимости бороться за своё счастье. Но только действовать им надо не напрямик, а окольными путями, тянуть время, а там уж что-нибудь непременно устроится, ведь все — и Эльмира, и Клеант, и Дамис — против абсурдного замысла Оргона,

Дамис, настроенный даже чересчур решительно, собирался как следует приструнить Тартюфа, чтобы тот и думать забыл о женитьбе на Мариане. Дорина пыталась остудить его пыл, внушить, что хитростью можно добиться большего, нежели угрозами, но до конца убедить его в этом ей не удалось.

Подозревая, что Тартюф неравнодушен к жене Оргона, Дорина попросила Эльмиру поговорить с ним и узнать, что он сам думает о браке с Марианой. Когда Дорина сказала Тартюфу, что госпожа хочет побеседовать с ним с глазу на глаз, святоша оживился. Поначалу, рассыпаясь перед Эльмирой в тяжеловесных комплиментах, он не давал ей и рта раскрыть, когда же та наконец задала вопрос о Мариане, Тартюф стал заверять её, что сердце его пленено другою. На недоумение Эльмиры — как же так, человек святой жизни и вдруг охвачен плотской страстью? — её обожатель с горячностью отвечал, что да, он набожен, но в то же время ведь и мужчина, что мол сердце — не кремень. Тут же без обиняков Тартюф предложил Эльмире предаться восторгам любви. В ответ Эльмира поинтересовалась, как, по мнению Тартюфа, поведёт себя её муж, когда услышит о его гнусных домогательствах. Перепуганный кавалер умолял Эльмиру не губить его, и тогда она предложила сделку: Оргон ничего не узнает, Тартюф же, со своей стороны, постарается, чтобы Мариана как можно скорее пошла под венец с Валером.

Все испортил Дамис. Он подслушал разговор и, возмущённый, бросился к отцу. Но, как и следовало ожидать, Оргон поверил не сыну, а Тартюфу, на сей раз превзошедшему самого себя в лицемерном самоуничижении. В гневе он велел Дамису убираться с глаз долой и объявил, что сегодня же Тартюф возьмёт в жены Мариану. В приданое Оргон отдавал будущему зятю все своё состояние.

Клеант в последний раз попытался по-человечески поговорить с Тартюфом и убедить его примириться с Дамисом, отказаться от неправедно приобретённого имущества и от Марианы — ведь не подобает христианину для собственного обогащения использовать ссору отца с сыном, а тем паче обрекать девушку на пожизненное мучение. Но у Тартюфа, знатного ритора, на все имелось оправдание.

Мариана умоляла отца не отдавать её Тартюфу — пусть он забирает приданое, а она уж лучше пойдёт в монастырь. Но Оргон, кое-чему научившийся у своего любимца, глазом не моргнув, убеждал бедняжку в душеспасительности жизни с мужем, который вызывает лишь омерзение — как-никак, умерщвление плоти только полезно. Наконец не стерпела Эльмира — коль скоро её муж не верит словам близких, ему стоит воочию удостовериться в низости Тартюфа. Убеждённый, что удостовериться ему предстоит как раз в противном — в высоконравственности праведника, — Оргон согласился залезть под стол и оттуда подслушать беседу, которую будут наедине вести Эльмира и Тартюф.

Тартюф сразу клюнул на притворные речи Эльмиры о том, что она якобы испытывает к нему сильное чувство, но при этом проявил и известную расчётливость: прежде чем отказаться от женитьбы на Мариане, он хотел получить от её мачехи, так сказать, осязаемый залог нежных чувств. Что до нарушения заповеди, с которым будет сопряжено вручение этого залога, то, как заверял Эльмиру Тартюф, у него имеются свои способы столковаться с небесами.

Услышанного Оргоном из-под стола было достаточно, чтобы наконец-то рухнула его слепая вера в святость Тартюфа. Он велел подлецу немедленно убираться прочь, тот пытался было оправдываться, но теперь это было бесполезно. Тогда Тартюф переменил тон и, перед тем как гордо удалиться, пообещал жестоко поквитаться с Оргоном.

Угроза Тартюфа была небезосновательной: во-первых, Оргон уже успел выправить дарственную на свой дом, который с сегодняшнего дня принадлежал Тартюфу; во-вторых, он доверил подлому злодею ларец с бумагами, изобличавшими его родного брата, по политическим причинам вынужденного покинуть страну.

Надо было срочно искать какой-то выход. Дамис вызвался поколотить Тартюфа и отбить у него желание вредить, но Клеант остановил юношу — умом, утверждал он, можно добиться большего, чем кулаками. Домашние Оргона так ещё ничего не придумали, когда на пороге дома объявился судебный пристав г-н Лояль. Он принёс предписание к завтрашнему утру освободить дом г-на Тартюфа. Тут руки зачесались уже не только у Дамиса, но и у Дорины и даже самого Оргона.

Как выяснилось, Тартюф не преминул использовать и вторую имевшуюся у него возможность испортить жизнь своему недавнему благодетелю: Валер принёс известие о том, что негодяй передал королю ларец с бумагами, и теперь Оргону грозит арест за пособничество мятежнику-брату. Оргон решил бежать пока не поздно, но стражники опередили его: вошедший офицер объявил, что он арестован.

Вместе с королевским офицером в дом Оргона пришёл и Тартюф. Домашние, в том числе и наконец прозревшая г-жа Пернель, принялись дружно стыдить лицемерного злодея, перечисляя все его грехи. Тому это скоро надоело, и он обратился к офицеру с просьбой оградить его персону от гнусных нападок, но в ответ, к великому своему — и всеобщему — изумлению, услышал, что арестован.

Как объяснил офицер, на самом деле он явился не за Оргоном, а для того, чтобы увидеть, как Тартюф доходит до конца в своём бесстыдстве. Мудрый король, враг лжи и оплот справедливости, с самого начала возымел подозрения относительно личности доносчика и оказался как всегда прав — под именем Тартюфа скрывался негодяй и мошенник, на чьём счету великое множество тёмных дел. Своею властью государь расторг дарственную на дом и простил Оргона за косвенное пособничество мятежному брату.

Тартюф был с позором препровождён в тюрьму, Оргону же ничего не оставалось, кроме как вознести хвалу мудрости и великодушию монарха, а затем благословить союз Валера и Марианы.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *