Тасмия в исламе что означает

Тасмия

Тасмия (араб. تسمية — давать имя) — давать имя новорожденному ребенку.

Дать новорожденному хорошее имя — одна из главнейших обязанностей (ваджиб) его родителей.

Что рекомендуется (сунна) при этом?

Разрешается давать новорожденному любое имя и на любом языке при условии, что оно будет иметь хорошее и положительное значение.

Первостепенное право на выбор имени своему новорожденному принадлежит его отцу. Поэтому если при выборе имени между его родителями возникнет разногласие, то выбор отца будет приоритетным.

Какие имена более предпочтительны?

По мнению большинства ученых-богословов, разрешается давать новорожденным также и имена ангелов, например, Джибриль, Микаиль и т. д.

Какие имена не разрешается давать новорожденным?

Кстати, в том случае, если имя какого-либо человека, например, новообращенного в Ислам, будет иметь негативное значение, то разрешается поменять его на другое имя, имеющее положительное значение.

Важно отметить, что, согласно этике Ислама, детям не разрешается обращаться к своим родителям, а также к любому взрослому человеку по имени.

Словом «тасмия» обозначается также словесная формула «С именем Аллаха, милость Которого вечна и безгранична»[1].

Рекомендуем дополнительно по теме прочитать статью «Мусульманские обряды, связанные с рождением ребенка» в разделе «Дети» на нашем сайте umma.ru

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Тасмия// Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 11. С. 327-341.

Тасмия в исламе что означает. Тасмия в исламе что означает фото. картинка Тасмия в исламе что означает. смотреть фото Тасмия в исламе что означает. смотреть картинку Тасмия в исламе что означает.

Тасмия в исламе что означает. Тасмия в исламе что означает фото. картинка Тасмия в исламе что означает. смотреть фото Тасмия в исламе что означает. смотреть картинку Тасмия в исламе что означает.

Мы в социальных сетях:

© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью

Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.

Источник

Достоинства «Тасмии»

Тасмия в исламе что означает. Тасмия в исламе что означает фото. картинка Тасмия в исламе что означает. смотреть фото Тасмия в исламе что означает. смотреть картинку Тасмия в исламе что означает.

О том, что такое тасмия читайте здесь.

Достопочтенный ученый Имам-аскет Абу Мухаммад ‘Абду-р-Рахман ибн Абу Хатим (да смилуется над ним Аллах!) в своем тафсире приводит риваят от Ибн ‘Аббаса о том, что ‘Усман ибн ‘Аффан спросил Посланника Аллаха ﷺ о фразе: ﴾بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ﴿ «С Именем Аллаха Милостивого и Милосердного». Он ﷺ ответил: «Это одно из имен Аллаха. Оно столь же близко к Величайшему Имени Аллаха, как близок зрачок к глазному белку».

Джувайбир передал от Абу Бурайды слова его отца, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Мне был ниспослан аят, который не посылался никому из пророков, кроме Сулеймана ибн Дауда и меня. Это ﴾بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ ﴿ — “С именем Аллаха Милостивого и Милосердного”». 1 История Багдада, 3/319

‘Ата ибн Абу Рабах передает, что Джабир ибн ‘Абдуллах сказал: «Когда было ниспослано: ﴾بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ ﴿ «С именем Аллаха Милостивого и Милосердного», тучи уплыли на восток, утихли ветры и успокоилось море, скот прислушался, шайтаны были побиты камнями с небес, а Всевышний Аллах поклялся Своим величием, что обязательно благословит то, над чем было произнесено Его имя».

Уаки‘ ибн аль-‘Амаш передал от Уаиля, что Ибн Мас‘уд сказал: «Кто хочет спастись от девятнадцати служителей Ада (Забания), пусть прочтет: ﴾بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ ﴿ “С именем Аллаха Милостивого и Милосердного”, — и тогда Аллах даст ему за каждую букву защиту от каждого из них». Ибн ‘Атыйя подкрепил это хадисом: «Я видел, как тридцать с лишним ангелов спешат к человеку, сказавшему: “Господь наш, хвалим Тебя многими благословенными похвалами”, — т.к. в этом высказывании тридцать с лишним букв».

Имам Ахмад ибн Ханбаль приводит в «Муснаде» хадис от Абу Тамима, в котором говорится, что один из сподвижников, который сидел на одном осле с Пророком ﷺ сказал:

«Я сидел на одном осле с Пророком осел споткнулся, и я сказал: “Будь ты несчастен, о шайтан!” Посланник Аллаха сказал: “Не говори: «Будь несчастен. Если ты скажешь это, шайтан почувствует себя сильным и скажет: «Я его одолел своей силой»; а если ты скажешь: «С именем Аллаха», — он почувствует себя слабее мухи”». В варианте этого хадиса от Халида ибн аль-Хиза Посланник Аллаха сказал своему спутнику: «Не говори так, ведь он увеличивается от этого и становится как дом, а если ты скажешь: “С именем Аллаха”, — то он уменьшится и станет как муха». 2 Табарани в «аль-Кабир» 1/162
Это по причине благословенности имени Аллаха.

Читать перед любым делом

Произносить «тасмию» желательно перед началом каждого дела и каждой речи, а также в начале проповеди, т.к. в хадисе сказано:

«Все, что не начато с именем Аллаха, — (будет) прервано». 3 «Ихья», 1/203

Произнесение «тасмии» также желательно перед входом в отхожее место, согласно хадису. Также желательно произнести ее перед совершением малого омовения, согласно хадису, приведенному в «Муснаде» имама Ахмада от Абу Хурайры и Абу Са‘ида:

«Нет омовения у того, кто не упомянул имя Аллаха при его совершении». Это хороший хадис. 4 Дарими, 1/172; Ибн Маджах, 397; Ахмад «Муснад», 3/41 и 272

Некоторые ученые сочли произнесение «тасмии» в этом случае обязательным. Другие ученые считают, что произносить ее обязательно во всех случаях. Желательно произносить ее при заклании животного, по мнению шафиитов и группы других ученых. Некоторые считают это обязательным. Подробно это будет рассмотрено в соответствующей главе, по воле Аллаха.

Перед едой

Произнесение «тасмии» также желательно перед едой, как об этом сказано в хадисе от Муслима, где Посланник Аллаха ﷺ сказал своему спутнику ‘Умару ибн Абу Саламу:

«Произнеси «тасмию» и ешь правой рукой из того, что перед тобой». 5 Муслим, Глава о напитках, 108–109

Перед интимной близостью

Некоторые ученые считают это обязательным. Произнесение «тасмии» желательно и перед половой близостью, так, в двух «Сахихах» от Ибн ‘Аббаса передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Если кто-либо из вас желает совершить близость со своей супругой, пусть скажет: “Во имя Аллаха! О Аллах, удали нас от шайтана и удали шайтана от того, кем Ты наделил нас”. И если в результате этого суждено ро диться ребенку, то шайтан никогда не сможет причинить ему вред». 6 Фатх аль-Бари, 9/228; аль-Бухари, 1/102; Муслим «Никах», 116

Слово «БисмиЛлях»

В слове «باسم» (с именем) скрыт глагол, подразумевающий действие, которое начинается с именем Аллаха. Например, начинаю с именем Аллаха кушать, читать, пить, брать омовение, молиться и т.д. Глагол может быть и в повелительном наклонении, как в словах Всевышнего Аллаха:

اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ

«Первое, с чем был ниспослан Джибриль к Мухаммаду это: “О Мухаммад, прибегни к Аллаху (от шайтана)”. Он ответил: “Я прибегаю к Аллаху, Слышащему, Знающему,от шайтана, побиваемого камнями”. Затем Джибриль сказал ему: “Скажи: «С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного»”, — затем продолжил: ﴾اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ﴿ — “Читай во имя Господа твоего, Который сотворил”».

Слово «Аллах»

«Аллах» (الله) — является собственным именем Всевышнего Господа. Говорится также, что это Его Величайшее имя, т.к. в него включены все Его основные качества. Как сказал Всевышний Аллах:

Остальные же его имена указывают на Его определенные качества. Об этом Всевышний сказал:

Ар-Рази упоминает в своем «Тафсире», что у Аллаха пять тысяч имен: тысяча в Коране и Сунне, тысяча в Торе, тысяча в Евангелие, тысяча в Псалмах, тысяча в Хранимых скрижалях.

Имя (الله) «Аллах» принадлежит только Всевышнему, поэтому среди арабов неизвестно преобразование этого слова в глагол и его корни. Некоторые из лингвистов считают, что это слово целое, которое нельзя преобразовать. Об этом сообщил Куртуби, ссылаясь на группу ученых, из числа которых аш-Шафии, Хытаби, имам двух святынь, Газали и др. Сибавайх считает, что буквы «ا» и «ل» являются коренными буквами этого слова, а не артиклем. Аль-Хытаби сказал: «Разве не видно, что нельзя воззвать “يا الرحمن” — (о, Милостивый), но можно сказать: “يا الله” — (о, Аллах). А ведь при воззвании “يا” артикль не используется».

Есть мнение, что слово “الله” является производным от слова “اله” (божество). Ар-Рази сообщает, что некоторые считают, что имя “الله” «Аллах» не арабское, а заимствовано из иврита, однако он говорит, что это мнение слабое». Арабы раньше называли все возвышенное «لاه», так при восходе солнца они говорили «لاهت الشمس» — возвысилось солнце. Другой возможный корень слова “الله” — это “اله”, поклоняться чему-либо. Исходя из этого мнения “الله” означает определенное божество, артикль «ال» здесь употребляется для возвеличивания и почтения.

Имена Ар-Рахман Ар-Рахим

Имена «الرحمن» «Милостивый» и «الرحيم» «Милосердный» происходят от слова «الرحمة» (милость), но «الرحمن» имеет более широкий смысл, связанный с милостью, чем «الرحيم». Ибн Джарир указывает на единогласие ученых в этом вопросе.

«Хадис указывает на происхождение этого имени. Арабы отрицали имя “الرَّحْمنُ” (Милостивый), из-за их невежества по отношению к Аллаху и Его атрибутам».

Абу ‘Убайд сказал, что и «الرحمن» (Милостивый) и «الرحيم» (Милосердный) имеют ту же форму, что и слова «ندمان» и «نديم» (сожалеющий).

Абу Али аль-Фариси сказал, что имя «الرحمن» имеет более общее значение, охватывая все виды милости, свойственные Аллаху, тогда как «الرحيم» (Милостивый) только по отношению к верующим, как об этом сказал Аллах:

وَكَانَ بِالْمُؤْمِنِينَ رَحِيمًا

Ибн ‘Аббас сказал, что оба эти имени означают «мягкий» (رقيق), и одно из них указывает на бóльшую мягкость, т.е. милость, чем другое. Ибн Мубарак сказал: «Милостивый «الرحمن» — Тот, кто дает просящему, а Милосердный «الرحيم» — тот, кто гневается, если у Него не просят».

«Аллах гневается на того, кто не просит у Него». 12 Фатх аль-Бари, 8/137, 13/359; Муслим «Благодеяния и родство», 77

Ибн Джарир передал от ас-Сурри ибн Яхьи ат-Тамими, который сказал, что он слышал от ‘Усмана ибн Зуфара, что аль-‘Азрами сказал по поводу имен «Милостивый» и «Милосердный»: «Он (الرحمن) Милостив ко всем творениям, но (الرحيم) Милосерден лишь к верующим».

ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ الرَّحْمَانُ

«а потом вознесся на Трон. Он — Милостивый». 13 Сура «Аль-Фуркан», аят 59

الرَّحْمَانُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى

«Милостивый вознесся на Трон». 14 Сура «Та Ха», аят 5

Аллах упоминает Милость вместе с вознесением на Трон, дабы показать, что Он охватывает Своей милостью все творения в обоих мирах. Также Он сказал:

وَكَانَ بِالْمُؤْمِنِينَ رَحِيمًا

«Он милосерден к верующим». 15 Сура «Аль-Ахзаб», аят 43

Тем самым Он отметил здесь Своим милосердием лишь верующих. Это доказывает, что имя «الرحمن» (Милостивый) имеет более широкий смысл, чем имя «الرحيم» — (Милосердный). В хадисе также говорится:

رَحْمنَ الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَرَحِيمَهُمَ

«Милостивый ближнего мира и мира вечного, Милосердный обоих миров«.

Имя (Милостивый) «الرحمن» присуще только Всевышнему Аллаху, больше Он никого не назвал так. Ибо Всевышний Аллах также сказал:

قُلْ ادْعُوا اللَّهَ أَوْ ادْعُوا الرَّحْمَانَ أَيًّا مَا تَدْعُوا فَلَهُ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى

«Скажи: “Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него — самые прекрасные имена”». 16 Сура «Аль-Исра», аят 110

Аллах сказал также:

وَاسْأَلْ مَنْ أَرْسَلْنَا مِنْ قَبْلِكَ مِنْ رُسُلِنَا أَجَعَلْنَا مِنْ دُونِ الرَّحْمَانِ آلِهَةً يُعْبَدُونَ

«Спроси тех посланников, которых Мы отправили до тебя, сделали ли Мы помимо Милостивого других богов, которым можно поклоняться?» 17 Сура «Аз-Зухруф», аят 45

Лжепророк Мусайлима назвал себя: (رحمن اليمامة) «милостивым из Йамамы», но Аллах облачил его в одеяния лжи и прославил его как лжеца, и теперь его называют Мусайлима — лжец и он стал олицетворением лжи среди жителей городов и кочевников — бедуинов.

Аллах сначала упомянул Свое имя «Аллах» (الله), которое принадлежит исключительно Ему, а затем упомянул Свое имя «Милостивый» (الرحمن), которое также нельзя использовать кроме как при упоминании Аллаха. Он сказал:

قُلْ ادْعُوا اللَّهَ أَوْ ادْعُوا الرَّحْمَانَ أَيًّا مَا تَدْعُوا فَلَهُ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى

«Скажи: “Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него — самые прекрасные имена”» (Сура «Аль-Исра», аят 110).

И лишь лжепророк Мусайлима и его приверженцы посмели использовать это имя, назвав обманщика «милостивым из Йамамы».

Что касается качества «الرحيم», т.е. Милосердный, то Аллах приписал его (милосердие) и другим. Аллах Всевышний, Свят Он и Велик, сказал:

لَقَدْجَاءَكُمْ رَسُولٌ مِنْ أَنفُسِكُمْ عَزِيزٌ عَلَيْهِ مَا عَنِتُّمْ حَرِيصٌ عَلَيْكُمْ بِالْمُؤْمِنِينَ رَءُوفٌ رَحِيمٌ

«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (Сура «Ат-Тауба», аят 128).

Аллах также описал некоторые создания, используя Свои атрибуты:

إِنَّا خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِنْ نُطْفَةٍ أَمْشَاجٍ نَبْتَلِيهِ فَجَعَلْنَاهُ سَمِيعًا بَصِيرًا

«Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и зрячим» (Сура «Аль-Инсан», аят 2).

Таким образом, у Аллаха есть имена, которыми могут называться Его некоторые творения; есть также имена, которые принадлежат только Ему одному, такие как «الله» (Аллах), «الرحمن» (Милостивый), «الخالق» (Творец), «الرزاق» (Дающий удел) и др. Поэтому Аллах начал «тасмию» с упоминания Своего величайшего имени; далее описал Себя словом (الرحمن) «Милостивый», которое тоже является только Его именем; и далее словом (الرحيم) «Милосердный», которое является не только Его именем и качеством, но также может быть и именем Его творений.

В хадисе от Умм Саламы сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ читал, разделяя один аят от другого:

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! — Хвала Аллаху, Господу миров, — Милостивому, Милосердному, — Властелину Дня воздаяния!» (Аль-Фатиха, аят 1). 18 Аль-Джами‘ аль-Кабир, 1/1258

Некоторые чтецы декламировали так же, а некоторые при чтении соединяли «тасмию» с восхвалением.

Источник

Клятва Аль-Мисак

Клятва Аль-Мисак (букв. «договор», «завет») – событие Аль-Мисак в священном предании ислама, когда души всех людей – потомков Адама, которые должны были родиться в будущем, были изъяты из чресл Адама, чтобы засвидетельствовать, что Аллах – их Бог и чтобы Ему одному они поклялись поклоняться.

«Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: “Разве Я — не ваш Господь?”. Они сказали: “Да, мы свидетельствуем”. Это — для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: “Мы не знали этого”»; «Или же не говорили: “Наши отцы были многобожниками раньше нас, а мы были всего лишь потомками, которые пришли после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что совершили приверженцы лжи?”»; «Так Мы разъясняем знамения, — быть может, они вернутся на прямой путь»

Священный Коран. Сура 7 «Аль-Араф» / «Ограды», аят 172, 173, 174

«О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа, Который сотворил тебя и сделал твой облик совершенным и соразмеренным?»; «Он сложил тебя в том облике, в каком пожелал»; «Но нет! Вы же считаете ложью воздаяние»

Священный Коран. Сура 82 «Аль-Инфитар» / «Раскалывание», аят 6 – 9

Ат-Тирмизи в сборнике «Сунан» приводит хадис (хасан гариб), в котором Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Когда Аллах создал Адама, Он провел по его спине, и высыпались из его спины все люди из потомства Адама, которых сотворит Аллах до Судного Дня. Аллах создал между глаз каждого человека сияние и свет, после чего показал их Адаму. Адам сказал: “О Господь, кто они такие?”, Аллах ответил: “Это твои потомки”. Адаму понравилось свечение между глаз у одного человека, и он сказал: “О Господь, кто этот человек?”, и Всевышний сказал: “Это один из твоих потомков из поздних поколений. Его зовут Давуд”. Тогда Адам спросил, каков возраст ему назначен. Аллах ответил, что дал ему шестьдесят лет, тогда Адам попросил прибавить Давуду из его жизни еще сорок лет. Когда же завершилась жизнь Адама, к нему явился ангел смерти, но Адам возразил ему: “Мне была назначена тысяча лет. Разве мне не осталось жить еще сорок лет?” Ангел сказал: «А разве ты не отдал их своему сыну Давуду?”». Потом Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, добавил: «Адам отпирался, и потомки его отпираются. Адам был забывчив, и потомки его тоже подвержены забывчивости. Адам ошибался, и потомки его тоже ошибаются». С тех пор предписано людям записывать договора и призывать свидетелей.

Источник

Тасмия в исламе что означает

Тасмия в исламе что означает. Тасмия в исламе что означает фото. картинка Тасмия в исламе что означает. смотреть фото Тасмия в исламе что означает. смотреть картинку Тасмия в исламе что означает.

Тасмия в исламе что означает. Тасмия в исламе что означает фото. картинка Тасмия в исламе что означает. смотреть фото Тасмия в исламе что означает. смотреть картинку Тасмия в исламе что означает.

Тафсир Ибн Касира ум.774 г.х запись закреплена

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Аль-Фатиха (Открывающая Коран) :1

ибн Касир ум.774 г.х

Именно этими словами сподвижники начинали чтение Слова Божьего. Ученые единогласны, что эти слова являются частью аята из суры «Муравьи». Однако есть разногласия по поводу того, является ли эта фраза отдельным аятом в начале каждой суры, или же это часть аята в каждой суре; является ли она таковой только в «Фатихе», или она пишется только для разделения между сурами, но не является аятом, как например, считает большинство ученых из числа праведных предков, а также поздних ученых.
В «Сунане» Абу Дауда приводится хадис с хорошим иснадом от Ибн ‘Аббаса о том, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) не знал, как разделять одну суру от другой, пока ему не было ниспослано:

﴾ بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ ﴿

— «С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного».
Аль-Хаким в «Мустадраке» передает хадис от Умм Саламы (Да будет доволен ею Аллах!), что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) читал «тасмию» в начале «аль-Фатихи» в молитве и считал ее (тасмию) аятом. Однако в риваяте хадиса от ‘Умара ибн Харуна аль-Бальхи есть слабость. В риваяте от Даракутни Абу Хурайра передает от ‘Али и Ибн ‘Аббаса, что тасмия считается аятом каждой суры, кроме суры «Покаяние». Из тех, кто считал так, — Ибн ‘‘Аббас, Ибн ‘Умар, Ибн аз-Зубайр, Абу Хурайра и ‘Али. Из последователей так считали: ‘Ата, Таус, Са‘ид ибн Джубайр, Макхуль, аз-Зухри; так же говорили ‘Абдуллах ибн Мубарак, аш-Шафии, Ахмад ибн Ханбаль, Исхак ибн Рахавайх и Абу ‘Убайда аль-Касим ибн Салам (Да смилуется над ними Аллах!).
Малик, Абу Ханифа и его ученики считали, что «тасмия» не является аятом ни в «аль-Фатихе», ни в других сурах. Одно из мнений аш-Шафии — что «тасмия» является аятом в «аль-Фатихе», но не является частью аята в других сурах, другое его мнение — что она является частью аята в начале каждой суры, оба мнения не популярны.
Дауд считает, что «ал-Фатиха» является отдельным аятом в начале каждой суры, но не является частью самой суры. Об этом есть риваят от Ахмада ибн Ханбаля, а также Абу Бакра ар-Рази и Абу аль-Хасана аль-Карзи — двух крупнейших последователей ханафийского мазхаба (да смилуется над ними Аллах!). Это все, что касается того, является ли «тасмия» аятом из суры «аль-Фатихи» или нет.

По поводу чтения «тасмии» вслух, те, кто считает ее частью «аль-Фатихи», утверждают, что ее следует читать вслух. Те же, кто не считает ее частью «аль-Фатихи», не читают ее вслух. Такого же мнения придерживаются те, кто считают ее первым аятом лишь в суре «аль-Фатиха». Те же, кто считает ее первым аятом каждой суры, не согласны с ними. На самом деле существуют разногласия по этому поводу. Так аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах!) считает, что «тасмию» следует читать вслух вместе с «аль-Фатихой» и последующей сурой. Такого же мнения придерживалась группа сподвижников и их последователей, а также имамов мусульман из числа первых и последних поколений. Из сподвижников вслух ее читали Абу Хурайра, Ибн ‘Умар, Ибн ‘‘Аббас, Му‘авия. Ибн Абду-ль-Барр и аль-Байхаки передают, что так же делали ‘Умар и ‘Али. Аль-Хатыб сообщает, что так же делали все четыре праведных халифа Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али, однако этот риваят не нашел подтверждения из других источников. Из последователей так поступали Са‘ид ибн Джубайр, ‘Икрима, Абу Килаба, аз-Зухри, ‘Али ибн аль-Хасан и его сын Мухаммад, Са‘ид ибн аль-Мусаййаб, ‘Ата, Таус, Муджахид, Салим, Мухаммад ибн Ка‘б аль-Каради, ‘Убайд, Абу Бакр ибн Мухаммад ибн ‘Амр ибн Хазм, Абу Уаиль, Мухаммад ибн Сирин, Мухаммад ибн Мункадир, ‘Али ибн ‘Абдуллах ибн ‘‘Аббас, его сын Мухаммад, Нафи‘ – вольноотпущенник Ибн ‘Умара, Зайд ибн Аслам, ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз, аль-Азрак ибн Кайс, Хубайб ибн Абу Сабит и другие. Их доводом было то, что «тасмия» является частью «аль-Фатихи», поэтому ее следует читать вслух, так же как и «аль-Фатиху». Также Насаи и Ибн Хиббан в их «Сахихах» и аль-Хаким в «Мустадраке» передают от Абу Хурайры, что тот читал «тасмию» вслух в своей молитве, а после ее завершения он сказал, что он уподобляет это молитве Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!). Это достоверная передача по мнению Даракутни, аль-Хатыба, аль-Байхаки и других.

Источник

Исламская акыда

Слово акыда — عقيدة — не встречается в Кур’ане и Сунне, не смотря на то, что оно получило широкое распространение среди мусульман.

Вместе с этим, то, что ученые называют акыдой, является важной частью Ислама, а вместо него в Кур’ане и Сунне приходит слово с тем же смыслом — يقين — «якын», что означает непоколебимую убежденность во всем том, что нам сообщили Аллах и Его посланник ﷺ.

Также смысл слова «акыда» в некоторых случаях несет и слово — إيمان — «иман». Так, например, Аллах говорит в Кур’ане:

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ سَيَجْعَلُ لَهُمُ الرَّحْمَنُ وُدًّا

«Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовью» (19:96)

У муфассиров (толкователей Кур’ана) существует правило: если слово иман приходит в аяте или хадисе вместе с упоминанием о праведных деяниях, то в этом случае его значение идентично слову акыда — правильные убеждения.

Если ее слово иман приходит обособленно, то в этом случае оно несет в себе более широкий смысл, включая как убеждения, так и праведные дела.

Достоинства правильной акыды

Обладатели правильных убеждений имеют особое достоинство у Аллаха. Так, из известного хадиса о допросе в могиле, становится понятно, что его смогут пройти только те, кто имел крепкую убежденность.

Также Господь Миров говорит в Кур’ане:

هَذَا بَصَائِرُ لِلنَّاسِ وَهُدًى وَرَحْمَةٌ لِّقَوْمٍ يُوقِنُونَ

«Это — наглядное наставление для людей, верное руководство и милость для людей убежденных» (45:20)

Из аята понимается, что Кур’ан оказывает нужное воздействие только на те сердца, которые содержат в себе правильные убеждения.

Более того, формирование правильных убеждений является одной из главных целей Кур’ана:

يُدَبِّرُ الْأَمْرَ يُفَصِّلُ الْآيَاتِ لَعَلَّكُم بِلِقَاءِ رَبِّكُمْ تُوقِنُونَ

«Он управляет делами и разъясняет знамения, — быть может, вы будете убеждены во встрече со своим Господом» (13:2)

Правильная акыда является условием входа в Рай:

وَلَكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَالْمَلَائِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ وَآتَى الْمَالَ عَلَى حُبِّهِ ذَوِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينَ وَابْنَ السَّبِيلِ وَالسَّائِلِينَ وَفِي الرِّقَابِ وَأَقَامَ الصَّلَاةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَالْمُوفُونَ بِعَهْدِهِمْ إِذَا عَاهَدُوا وَالصَّابِرِينَ فِي الْبَأْسَاءِ وَالضَّرَّاءِ وَحِينَ الْبَأْسِ أُولَئِكَ الَّذِينَ صَدَقُوا وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُتَّقُونَ

«Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (2:177)

Именно поэтому призыв начинается с правильных убеждений:

فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ

«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха» (47:19)

Важность убеждений можно понять и из того, что именно эти вопросы пророк главным образом объяснял в Мекке, в течении первых 13 лет призыва.

Передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах:

إِنَّمَا نَزَلَ أَوَّلَ مَا نَزَلَ مِنْهُ سُورَةٌ مِنَ الْمُفَصَّلِ فِيهَا ذِكْرُ الْجَنَّةِ وَالنَّارِ حَتَّى إِذَا ثَابَ النَّاسُ إِلَى الإِسْلاَمِ نَزَلَ الْحَلاَلُ وَالْحَرَامُ، وَلَوْ نَزَلَ أَوَّلَ شَيْءٍ لاَ تَشْرَبُوا الْخَمْرَ. لَقَالُوا لاَ نَدَعُ الْخَمْرَ أَبَدًا. وَلَوْ نَزَلَ. لاَ تَزْنُوا. لَقَالُوا لاَ نَدَعُ الزِّنَا أَبَدًا. لَقَدْ نَزَلَ بِمَكَّةَ عَلَى مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَإِنِّي لَجَارِيَةٌ أَلْعَبُ: <بَلِ السَّاعَةُ مَوْعِدُهُمْ وَالسَّاعَةُ أَدْهَى وَأَمَرُّ>وَمَا نَزَلَتْ سُورَةُ الْبَقَرَةِ وَالنِّسَاءِ إِلاَّ وَأَنَا عِنْدَهُ. قَالَ فَأَخْرَجَتْ لَهُ الْمُصْحَفَ فَأَمْلَتْ عَلَيْهِ آيَ السُّوَرِ

«Первыми из Кур’ана были ниспосланы суры аль-Муфассаля, в которых говорится о Рае и Аде. А вот когда люди устремились к Исламу, были ниспосланы аяты о дозволенном (халяль) и запретном (харам).

Если бы первым было ниспослано: «Не пейте вино», — люди бы сказали: «Мы не оставим вино никогда».

А если бы первым было ниспослано: «Не совершайте прелюбодеяния», — люди бы сказали: «Мы не оставим прелюбодеяние никогда».

Но в Мекке, когда я была еще девочкой, которая играла в игры, посланнику Аллаха было ниспослано:

بَلِ السَّاعَةُ مَوْعِدُهُمْ وَالسَّاعَةُ أَدْهَى وَأَمَرُّ

«Час является назначенным для них сроком, и Час этот — самый тяжкий, самый горький» (54:46).

А суры аль-Бакара и ан-Ниса были ниспосланы уже тогда, когда я была у него (то есть значительно позже)» (Бухари 4993).

Из объяснения Аиши мы понимаем, что сначала были ниспосланы суры, формирующие убеждения, и только потом Аллах ниспослал аяты о дозволенном и запретном.

То есть, в первую очередь, Аллах укреплял убеждения людей, а только потом ниспосылал аяты с приказами, потому как, если бы люди не знали таухид и не имели бы правильных убеждений, то они не приняли бы приказы и не бросили бы ни вино, ни прелюбодеяния.

Получается, что действия по Кур’ану и Сунне облегчаются только после того, как у человека исправляется убеждение. Именно поэтому, формирование правильной исламской акыды — первостепенная задача для каждого мусульманина.

Польза правильной акыды

Мусульманину с правильной акыдой Аллах облегчает дела в этой дунья и дарует успех в ахира.

Так, Аллах обещает тем, кто обладает правильными убеждениями и иманом:

وَكَانَ حَقًّا عَلَيْنَا نَصْرُ الْمُؤْمِنِينَ

«И Нашим долгом было помогать верующим» (30:47)

Аллах говорит в этом аяте, что будет помогать му’минам — а это те, у кого правильные убеждения. Помощь от Аллаха является одним из прав му’минов.

Также Господь Миров говорит:

إِنَّ اللَّهَ يُدَافِعُ عَنِ الَّذِينَ آمَنُوا

«Воистину, Аллах оберегает тех, кто уверовал» (22:38)

В этом аяте Аллах обещает безопасность тем, кто имеет правильные убеждения.

وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهُمْ فِي الْأَرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دِينَهُمُ الَّذِي ارْتَضَى لَهُمْ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّن بَعْدِ خَوْفِهِمْ أَمْنًا يَعْبُدُونَنِي لَا يُشْرِكُونَ بِي شَيْئًا وَمَن كَفَرَ بَعْدَ ذَلِكَ فَأُولَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ

«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне (не делают ширк). Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24:55)

Правильная акыда является самым лучшим лечением расстройства и печали. Когда человек имеет правильные убеждения, то он верит в Аллаха и уповает на Него, он убеждён в предопределении — в том, что Аллах приготовил план для каждого человека, и это обеспечивает душевное спокойствие как ничто иное.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *