Татами в айкидо что это
Краткий словарь терминов, употребляемых в российской практике Айкидо
Числа
Ить (ити) — один
Ни — два
Сан — три
Си (ён) — четыре
Го — пять
Року — шесть
Сити (нана) — семь
Хати — восемь
Ку (кю) — девять
Дзю — десять
Команды и указания
Сэйрэцу — построиться
Сэйдза — сесть прямо
Мокусо — медитация, настрой на тренировку
Рэй — поклон
Сёмэн-ни рэй — поклон в сторону сёмэна
Тайсо — разминка
Таттэ — встать
Суваттэ — сесть
Камаэ — приготовиться (встать в стойку)
Хадзимэ — начинайте
Ямэ — стоп
Котай — смена
Укэ-тори котай — смена активности в паре
Укэ котай — смена партнера
Мо-итидо (мо-иккай) — еще раз
Маттэ — ждите
Цуги — следующий
Юккури — медленно; медленнее
Хаяку — быстро; быстрее
Обиходные названия
Сэнсэй — учитель
Сихан — высшая международная инструкторская категория
Сидоин — международная инструкторская категория
Фукусидоин — младшая международная инструкторская категория
Сэйто — ученик, занимающийся
Дэси — ученик, последователь
Утидэси — ученик, который живет, тренируется и работает в додзё
Сэмпай — старший ученик (по отношению к младшему)
Кохай — младший ученик (по отношению к старшему)
Дан — высшие степени (соответствуют черному поясу)
Кю — низшие степени (соответствуют белому поясу)
Юданся — обладатель черного пояса
Рэнсю — упражнение
Кэйко — тренировка
Эмбу — показательные выступления
Додзё — зал для тренировок
Кай — общество, клуб
Кан — зал, организация
Дзюку — школа
Рю — стиль, школа
Сёмэн — «главная стена» додзё, где обычно расположен портрет Основателя
Татами — циновки, маты для тренировки
Ги (кэйкоги, доги) — костюм для тренировок
Оби — пояс
Курооби/сирооби — черный/белый пояс
Хакама — широкие штаны (для обладателей степеней Дан)
Тело человека
Атама — голова
Куби — шея
Ката — плечо
Мунэ — грудь
Хара (онака) — живот
Кинтэки — пах
Мидзооти — солнечное сплетение
Сэнака — спина
Сэсудзи — позвоночник
Кэнко-коцу — лопатки
Ваки — бок
Коси — поясница; бедра
Тэаси — конечности
Удэ — рука от плеча до кисти
Тэ — кисть
Тэкуби — запястье
Котэ — предплечье
Хидзи — локоть
Косоку — тыльная сторона кисти
Сёсоку — ладонь
Кэн — кулак
Юби — палец
Юбисаки — кончики пальцев
Оя-юби — большой палец
Коюби — мизинец
Мякухаку — болевая точка на запястье; пульс
Аси — нога
Хидза — колено
Асикуби — лодыжка
Цумасаки — пальцы ног
Какато — пятка
Кансэцу — сустав
Кинику — мышца, мускул
Судзи — связка, сухожилие
Дзёхансин — верхняя часть тела (выше пояса)
Кахансин — нижняя часть тела (ниже пояса)
Направления и уровни
Хидари — левый, влево
Миги — правый, вправо
Саю — движение вправо-влево
Маэ — передний, вперед
Усиро — задний, назад
Дзэнго — движение вперед-назад
Сото — вовне, снаружи
Ути — внутрь, изнутри
Омотэ — вперед, в лицо
Ура — назад, за спину
Сёмэн — спереди, прямо
Сокумэн — сбоку, в профиль
Хантай — противоположный; противоположная сторона
Уэ (дзё) — верх, верхний
Сита (гэ) — низ, нижний
Дзёгэ — вверх-вниз
Нака (тю) — середина, средний; в середине, внутри
Дзёдан — верхний уровень (выше плеч)
Тюдан — средний уровень (от плеч до пояса)
Гэдан — нижний уровень (ниже пояса)
Татэ — вертикально, по вертикали
Ёко — горизонтально, по горизонтали; сбоку
Нанамэ — наискосок, по диагонали
Массугу — прямо, строго по прямой
Положения и позиции
Сэйдза — поза на коленях, сидя на пятках
Кэйдза — исходная позиция для перемещения на коленях, пальцы подобраны
Ханми — базовая стойка
Миги ханми — правосторонняя стойка
Хидари ханми — левосторонняя стойка
Ай-ханми — одноименная стойка в паре
Гьяку-ханми — разноименная стойка в паре
Камаэ — состояние готовности к началу движения или приема
Подготовительные упражнения
Тайсо — разминка
Котэ маваси — вращение предплечья
Котэ гаэси — поворот предплечья
Котэ хинэри — выкручивание предплечья
Син-кокю — глубокий вдох и выдох
Торифунэ (фунакоги ундо) — упражнение «гребля в лодке»
Фуритама ундо — упражнение «раскачивание шара»
Хайсин ундо — упражнение «растягивание спины»
Страховки
Маэ укэми — кувырок вперед
Усиро укэми — кувырок назад
Хантэн укэми — перекат на спине (падение назад с отбивом рукой)
Ёко укэми — боковая страховка
Тоби укэми — высокая страховка
Перемещения
Захваты
Удары
Общие понятия
Основные понятия
Тори (нагэ) — партнер, проводящий прием; бросающий
Укэ — партнер, на котором проводится прием; бросаемый; ассистент
Виды техники
Кихон вадза — базовая техника
Оё вадза — «прикладная» техника, вариации
Хэнка вадза — изменение приема
Каэси вадза — контртехника
Тати вадза — приемы, проводимые стоя
Сувари вадза — приемы, проводимые на коленях
Ханми хандати вадза — приемы, проводимые следующим образом: укэ — стоя, тори — на коленях
Омотэ — вариант приема, выполняемый со входом навстречу партнеру
Ура — вариант приема, выполняемый со входом за спину партнера
Ката (ката гэйко) — выполнение приемов строго по классической схеме
Варианты ката-гэйко
Иппон-иппон — в паре выполняется один прием; обычно один партнер выполняет прием 4 раза, после этого партнеры меняются активностью
Рэндзоку — выполнение одной парой заданной последовательности приемов, например от иккё до гокё ; смена активности происходит после выполнения всей последовательности
Какари гэйко — выполнение заданного приема в группе «цепочкой»: несколько укэ, построившись колонной, по очереди атакуют одного тори
Дзию кэйко — выполнение в паре отдельных приемов по выбору самих занимающихся
Рандори — произвольное выполнение приемов против одного или нескольких противников, от одной оговоренной атаки или от произвольных атак
Приемы удержания
Иккё — первый контроль (прижатие руки)
Никё — второй контроль (вращение предплечья)
Санкё — третий контроль (выкручивание предплечья)
Ёнкё — четвертый контроль (прижатие запястья)
Гокё — пятый контроль (растягивание руки)
Хизи кимэ — фиксация локтя
Бросковые приемы
Ирими нагэ — бросок на встречном движении, удерживая шею партнера
Котэ гаэси — бросок поворотом кисти укэ
Сихо нагэ — бросок выкручиванием предплечья за спину укэ
Кокю нагэ — группа бросков без непосредственного болевого воздействия на суставы, выполняются, используя имеющийся захват или контакт с укэ
Кокюхо — бросок на основе движения кокюхо
Тэнти нагэ — бросок разведением рук вверх и вниз и сведением за спиной укэ
Кайтэн нагэ — бросок круговым вращением в вертикальной плоскости, опуская руку и голову укэ вниз
Удэ кимэ нагэ — бросок с воздействием на локоть укэ снаружи и снизу
Суми отоси — бросок воздействие на локоть укэ сверху и изнутри
Дюдзи нагэ — бросок «связыванием крест-накрест» рук укэ
Коси нагэ — бросок через поясницу
Футари дори — приемы от захвата двух укэ
Саннин дори — приемы от захвата трех укэ
Футари гакэ — прием от атаки двух укэ
Саннин гакэ — прием от атаки трех укэ
Работа с оружием
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В АЙКИДО
При изучении и практике айкидо используется традиционная японская терминология. Для удобства наших учеников ниже мы приводим ключевые термины и понятия, используемые в ходе занятий.
Читайте также в нашем блоге полезные статьи о японской терминологии:
Следует иметь в виду, что произношение японских слов в русской интерпретации может существенно отличаться от школы к школе. Связано это с тем, что, как правило, японские слова попадали в русский обиход через английский язык и претерпевали искажения, связанные как с разным фонетическим строем языков, так и с небрежностью транскрипции / транслитерации.
Этикет и команды
Сёмэн-ни-рэй – приветствие в сторону Сёмена (как правило, центральной части додзё)
Сэнсэй-ни-рэй – приветственный поклон учителю
Атагани-рэй – поклон партнеров друг другу
Онэгай-симас – позвольте с вами позаниматься; будьте любезны; прошу вас (традиционное приветствие в начале тренировки, означающее: «пожайлуста, давайте начнем заниматься»)
Домо аригато годзаймасьта – большое спасибо; сердечно благодарю. Эта фраза обычно произносится в конце тренировки и выражает благодарность за проведенную тренировку
Ямэ – прекратить выполнение техник
Котай – поменяться местами, инициативой
Мо-ити-до – сделать ещё раз
Участники тренировки
Сэйто – ученик, занимающийся
Семпай – старший ученик
Кохай – младший ученик
Наге – тот, кто выполняет технику
Укэ – атакующий; тот, кто «проигрывает» в учебной схватке
Направления
Маэ – лицевой, передний, вперед, впереди
Усиро – сзади, задний, назад, позади
Омотэ – лицевой; техника исполнения приемов на вхождение перед лицом партнера
Ура – обратный, оборотный, задний; техника исполнения приемов на вхождение за спину партнера
Ути – внутрь, внутренний, изнутри, рубящий удар
Сото – внешний, наружный, во вне
Мэн – лицевая часть чего-либо
Ёко – сторона, бок, боковой
Передвижения
Ирими – шаг, «вход» вперед, нацеленный на проникновение в стойку партнера
Тэнкан – поворот на 180 градусов вокруг передней ноги, не меняя стойки
Ирими-тэнкан – шаг с задней ноги и поворот на 180 градусов вокруг передней ноги
Тэнкан хо – вводное упражнение для освоения внешнего ухода от приема, передвижение с поворотом на 180 градусов вокруг передней ноги без смены стойки
Тэнкай – поворот на 180 градусов
Цуги аси – приставной шаг
Аюми аси – перекрестный шаг
Кайтэн – шаг вперед и поворот на 180 градусов
Сикко – перемещение на коленях
Страховки
Маэ укэми – кувырок вперед
Усиро укэми – кувырок назад
Ёко укэми – боковой кувырок
Хантэн укэми – перекат на спине (падение назад с отбивкой)
Тоби укэми – свободное падение, прыжок («высокая страховка»)
Уровни
Дзёдан – верхняя часть тела (лицо)
Гэдан – нижняя часть тела (пах)
Удары
Атэми – отвлекающее действие, обычно удар
Захваты
Кататэ-дори – захват запястья
Ай ханми – одноименной рукой (правой за правую и наоборот)
Гьяку ханми – разноименной рукой (правой за левую и наоборот)
Ката-дори – захват за плечо
Ката-дори-мэн-ути – захват за плечо с одновременным ударом второй рукой
Мунэ-дори – захват за отворот куртки в области груди
Моротэ-дори – две руки держат одну
Хиджи-дори – захват за локоть
Рёката-дори – захват за оба плеча или лацкана
Рёмунэ-дори – захват за отвороты кимоно двумя руками
Рётэ-дори – захват двух рук партнера
Рё-хиджи-дори – захват за два локтя
Содэ гути дори – захват за отворот рукава кимоно
Усиро-ката-дори – захват сзади за плечо одной рукой
Усиро-кататэ-дори – захват сзади за запястье
Усиро-хидзи-дори – захват сзади за локоть
Усиро-рётэ-дори – захват сзади двумя руками за две руки
Усиро-рёката-дори – захват за два плеча сзади
Усиро-рёхидзи-дори – захват сзади за два локтя
Усиро-ситатэ-дори – обхват сзади на уровне груди с замком рук (под руками партнера)
Усиро-уватэ-дори – обхват сзади на уровне груди с замком рук (поверх рук партнера)
Усиро-эри-дори – захват сзади за воротник
Техника исполнения
Тачи-вадза – приемы, исполняемые стоя
Сувари-вадза – приемы, исполняемые в стойках на коленях
Ханми-хантачи-вадза – приемы, выполняемые на коленях против стоящего противника
Нагэ-вадза – техника бросков
Усиро-вадза – техника защиты от атак сзади
Танто-дори – приемы защиты от ножа
Катамэ-вадза – приемы удержания
Хэнка вадза – изменение приема, переход с одного приема в другой
Каэси-вадза – техника контрприемов
Какари-гейко – техника защиты от нескольких противников, атакующих одновременно
Дзию-вадза – исполнение технических приемов в свободном стиле
Приемы удержания
Иккё – 1-й контроль. Метод выведения из равновесия и удержание воздействием на локтевой сустав
Никё – 2-й контроль. Сгибание запястья (внутрь) и локтя в естественном направлении
Санкё – 3-й контроль. Скручивание запястья винтообразным движением и его обездвиживание
Ёнкё – 4-й контроль. Метод удержания, давлением на болевую точку на внутренней стороне запястья
Гокё – 5-й контроль. Сгибание локтевого сустава в противоестественном направлении
Броски
Ирими-нагэ – бросок на встречном движении с использованием вращения вокруг центра тяжести партнера, удерживая шею
Кайтэн-нагэ – круговой бросок в вертикальной плоскости
Кокю-нагэ – бросок с использованием силы партнера продлевая его атакующее движение
Котэ-гаэси – бросок поворотом кисти партнера наружу, может сочетать в себе как бросок так и прием удержания
Коси-нагэ – бросок через бедро
Сихо-нагэ – бросок выкручиванием предплечья «в четырех направлениях»
Сокумэн-ирими-нагэ – бросок с использованием встречного движения партнера
Удэ-кими-нагэ – бросок с воздействием на локоть партнера снаружи и снизу, а также подставкой опоры (руки) под мышку партнера
Дзюдзи-гарами – бросок с использованием скрещивания рук партнера
Кокю-хо – упражнение на концентрацию дыхания
Татами для единоборств: как выбрать и где купить
Число детских и взрослых секций по различным видам единоборств растет в последние десятилетия. Эти виды спорта несут определенный риск для здоровья, так как многие приемы связаны с падением и ударами о пол. Чтобы минимизировать уровень травматизма, в качестве напольного покрытия в спортивных залах используют тяжелые маты. Но гораздо лучше купить татами для единоборств. Стоимость их вполне приемлемая, кроме того, использование такого покрытия наиболее подходит для занятий спортивной борьбой.
Товары для единоборств под заказ по лучшей цене!
Особенности татами для единоборств
Татами, будо-мат, додянг – это виды мягкого напольного покрытия. История татами для единоборств уходит корнями в Японию. Сначала ими выстилали полы в домах, но в современном мире они преимущественно используются в спортивных залах, на тренировках по гимнастике и акробатике. Чаще всего их можно увидеть в залах, где занимаются различными восточными единоборствами – айкидо, дзюдо, кикбоксингом, кунг-фу, джиу-джитсу, тхэквандо, самбо. Классические татами стал обязательной частью спортивного инвентаря многих клубов, так как значительно снижает риск получения серьезных травм.
Преимущества этого вида покрытия:
Какие бывают татами для единоборств
В сумо, за счет значительного веса борцов, сила удара о пол во время бросков очень большая. Чтобы избежать серьезных травм, борьба обязательно проходит на татами. Ковер для сумоистов должен быть круглой формы. Можно использовать и обычные татами, но на них дополнительно изображается круг, учитывая, что цель сумоиста вынудить соперника коснуться земли за пределами нарисованного круга.
Одним из самых распространенных видов покрытия является татами для единоборств «ласточкин хвост». Оно широко используется в разных единоборствах.
Этот вид матов представляет собой квадратной формы пластины, которые очень легко собираются и разбираются за счет зацепов по типу «ласточкин хвост». Еще одним их достоинством является легкость. Вы можете их переносить как в собранном, так и в разобранном виде. Выкладывать такими коврами можно все помещение либо только ринг и дорожку к нему. Поверхность не скользит, легко моется, не впитывает влагу. Цветовая палитра разнообразна, можно даже выложить рисунок из матов. Используются такие татами во многих смешанных единоборствах.
В каратэ также чаще всего используется вышеуказанный тип матов. Значительная износостойкость, упругость, прочность таких ковров позволяют спортсменам легко передвигаться, выполнять различные броски и падать без риска травматизма. Собираются татами для единоборств по принципу пазла, легко транспортируются, гигиеничны и безопасны для здоровья. Вы можете выбрать любой цвет, сделав свой настил уникальным. За счет теплоизоляции и гипоаллергенности данный тип ковров часто используется в детских спортивных секциях. Будо-маты – современное решение для спортивных залов.
Впервые татами стали использоваться в Японии в VII–XII вв. С XVII века они стали широкодоступны. И сейчас многие дома имеют комнаты в традиционном стиле, выстланные татами, что придает интерьеру аутентичность и уникальность. По таким коврам не ходят в обуви. Существуют специальные схемы укладки матов. Татами также используются во время чайной церемонии. Хотите организовать чаепитие в японском стиле, сидя на полу в соответствии с традициями? Уложите мягкие, упругие маты на пол, что сделает его теплым, и позволит вам в комфортных условиях провести чайную церемонию.
Как выбрать татами для единоборств: три основных параметра
Материал
Татами для единоборств изготавливаются в основном из EVA (ЭВА) – этиленвинилацетат. Это современный материал, который широко используется во многих сферах – в строительстве, в медицине и т. д. Этот вспененный материал, обладающий высокой износостойкостью, упругостью, прекрасно подходит для покрытия пола в спортивных учреждениях.
Материал EVA нетоксичный, не вызывает аллергию при контакте с ним, благодаря этому его можно использовать в детских комнатах. На нем не размножаются бактерии и грибки, он трудногорючий. Абсолютная безопасность, длительный опыт использования также являются плюсами ЭВА.
Этот полимер уникален в своем роде: препятствует скольжению, что дает устойчивость спортсменам; упругий, хорошо амортизирует, что позволяет поглощать удары, минимизируя риск получения травм. Татами для единоборств из ЭВА – хорошая альтернатива тяжелым матам. Такие татами дают ровную, твердую поверхность с надежной опорой для ног, обладают способностью поглощать энергию ударов. Маты из ЭВА – прекрасная замена для обычных поролоновых, которые проминаются и не дают опоры и устойчивости спортсмену.
Рекомендуемые к прочтению статьи:
Еще одним их преимуществом является малый вес. Благодаря этому их легко транспортировать. Высокие теплоизоляционные свойства позволяют их использовать на кафельном, бетонном или земляном полу, что является большим плюсом при выездных соревнованиях. Скрепляются они по принципу пазла, так что справиться с их сборкой могут даже дети.
Кроме того, встречаются будо-маты из ЭВА с каучуком. Любитель может не ощутить разницы с матами из ЭВА, но в профессиональном спорте различия могут быть велики.
Толщина
Татами для единоборств бывают различной толщины. Выбор этого параметра зависит от того, в каком виде спорта планируется использовать будо-маты. Чем больше бросковых приемов и чем выше вероятность падения, тем толще должны быть маты. Для того чтобы не ошибиться с выбором и не переплачивать, разберем подробнее этот аспект.
Маты с такой толщиной используют в таких видах спорта, как фитнес, гимнастика, акробатика, каратэ, некоторые виды борьбы, где мало бросков. Они обеспечивают твердую опору спортсменам.
Такие маты универсальные, достаточно жесткие для опоры, но способные амортизировать падения. Используются для тхэквондо, кунг-фу, тайского бокса, каратэ.
Татами универсальные, имеют большую способность поглощать удары, чем у предыдущего варианта. Подходит для борцовых техник и единоборств с небольшой частотой и силой падений.
За счет такой толщины эти татами для единоборств обладают отличной амортизационной способностью, прекрасно поглощают удары. Используются в таких видах спорта, где высокая частота бросков – самбо, айкидо, дзюдо, ММА, джиу-джитсу. Сохраняют твердость покрытия, предотвращают скольжение спортсменов.
Такие маты производятся только на заказ. Превосходно поглощают силу ударов при бросках.
Тиснение на поверхности
Поверхность татами для единоборств имеет разную фактуру. Различные рисунки используются для разных видов спорта, так как имеют специальное назначение и отличаются по степени сопротивления скольжению.
Рассмотрим основные виды тиснений:
Правильный уход за татами для единоборств
Если вы хотите, чтобы татами долго не теряло своих свойств, нужно соблюдать определенные правила ухода за данным видом покрытий для единоборств:
Где купить татами для единоборств
Татами для единоборств изготавливаются многими компаниями. Но если вы хотите приобрести качественное напольное покрытие, которое прослужит вам длительное время, стоит знать критерии, предъявляемые к будо-матам, для того, чтобы иметь возможность подробно расспросить консультантов.
Одним из видов спортивного оборудования для единоборств, производимым компанией «Спортстайл», являются маты татами. Это напольное покрытие, используемое во многих видах единоборств (самбо, дзюдо, каратэ, тхэквондо, ММА) и состоящее из модулей. Вы можете приобрести классические татами или со сцеплением «ласточкин хвост».
Большим плюсом будо-матов является легкость в сборке и разборке. Татами для единоборств «ласточкин хвост» производятся в Тайвани, имеют размер 1×1 м и различную толщину (2 см, 2,5 см и 4 см). Татами, которые предлагает вам наша компания «Спортлайн», бывают трех расцветок: красно-синей, красно-зеленой, желто-синей. Верхняя и нижняя сторона отличаются цветами. Это позволяет легко разграничить зону поединка и зону безопасности.
Классические татами имеют размер 1х2 м и могут быть толщиной 4 или 5 см. Изготавливаются они из ППЭ, сверху покрываются чехлами из тентовой ткани производства Кореи. Компания «Спортстайл» продает также профессиональный мат татами для единоборств 100×200×40 см. В его основании мат полифом (производства Венгрии), сверху покрытый армированной тентовой тканью ПВХ. Нижняя сторона имеет противоскользящее покрытие «antislip».
Если вы хотите выбрать татами и не можете определиться в своем решении, то наша компания «Спортстайл» сможет изготовить его по вашему индивидуальному заказу, с высоким качеством и в соответствии с мировыми аналогами.
Компания «Спортстайл» основана в 1992 году и уже более 25 лет успешно представляет свои товары и услуги на рынках России и ближнего зарубежья.
Одним из основных направлений деятельности компании является производство каркасно-тентовых конструкций, спортивного оборудования, товаров для отдыха. Наши изделия очень популярны и востребованы, среди них всё для:
Также мы рады изготовить для вас шатры для летних кафе и проведения свадеб, тентовые гаражи, торговые палатки, тенты для автомобилей и лодок, а также чаши для бассейнов и многое другое!
Связаться с нами вы можете по телефону: 8 (800) 555-29-10 (звонок по России бесплатный) или посетить наш офис в Новосибирске по адресу: ул. на Фрунзе, 142/1, третий этаж. Время работы: пн. – пт. с 9:00 до 17:00, сб. и вс. – выходные дни.
Татами в айкидо что это
В силу значительных фонетических отличий японского и русского языков привести и воспроизвести правильное и однозначное произношение того или иного понятия, слова, звука весьма не просто. Не углубляясь в лингвистические глубины, отметим, что мы не претендуем на абсолютную истинность перевода и транскрипции. Вполне допустимы и имеют право на существование отличные от нашего варианты интерпретации терминологии Айкидо. Однако, мы также имеем право предложить нижеследующее толкование.
(род. 02.04.1951)
Третий Дошу.
Чтобы не запутаться
Сложилось несколько стилей Айкидо
Наибольшее распространение получили:
Кто есть кто?
В Айкидо существует определенная иерархия:
Обучение Айкидо происходит в додзё:
В чем?
На татами, из соображений гигиены, безопасности и комфорта, все носят специальную одежду:
Что мы говорим?
Поскольку Айкидо занимаются исключительно люди вежливые и воспитанные, то на занятиях царит атмосфера дружелюбия и сотрудничества:
Что мы делаем?
Команды, применяемые на занятиях:
Как мы падаем?
Куда и как?
Направления, стороны и уровни:
Как мы стоим?
Положения тела и стойки:
Как мы двигаемся?
Перемещения в пространстве:
Как на нас нападают?
Как нас бьют?
Как мы защищаемся?
Наге ваза – Бросковые приемы
Джуджи-гарами наге – Бросок сплетением рук
Ирими наге – Бросок, выполненный на встречном движении
Кайтэн наге – Бросок круговым вращением
Кокю наге – Бросок скоординированный с движениями партнера, «дыхательный бросок»
Котэ гаэши наге – Бросок скручиванием кисти
Коши наге – Бросок вдоль поясницы
Тэнчи наге – Бросок «небо-земля»
Удэкиме наге – Бросок воздействием на локоть
Шихо наге – Бросок на «Четыре стороны света»
Что происходит?
Ваза – Техника, работа, способ, раздел
Кихон но ваза – Базовые техники
Хенка ваза – Дополнительные техники
Тачи ваза – Приемы, проводимые в положении стоя (оба противника стоят)
Сувари ваза – Приемы, проводимые на коленях (оба противника на коленях)
Ханми хандачи ваза – Приемы, проводимые сидящим против атак стоящего
Джю ваза – Произвольное выполнение различных приемов от одной специально оговоренной атаки
Буки ваза – Один из партнеров вооружен
Рандори – Произвольная работа против одного или нескольких противников, когда способы атаки и защиты заранее не оговариваются
Ката – Выполнение приема строго по классической схеме
Тори (Наге) – Проводящий прием, бросающий
Укэ – Подвергнутый приему, бросаемый
Как мы контролируем ситуацию?
Способы удержания и контроля противника:
Осаэ ваза – Приемы удержания
Иккё (удэ осаэ) – Первый контроль или контроль прижатием руки
Никё (котэ маваши) – Второй контроль или контроль вращением предплечия
Санкё (котэ хинэри) – Третий контроль или контроль выкручиванием предплечья
Ёнкё (тэкуби) – Четвертый контроль или контроль прижатием запястья
Гокё (удэ нобаши) – Пятый контроль или контроль растягиванием руки
Хиджикиме осаэ – Удержание локтя
Что нам поможет?
Буки ваза – Техника работы с оружием
Боккен – Деревянный меч
Танто – Кинжал, нож
Дзё – Палка, длиной до подмышечной впадины
Кумитачи – Техника парной работы на мечах
Кумидзё – Техника парной работы с дзё
Тачи дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного мечом
Танто дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного ножом
Дзё дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного дзё
Дзён аге ваза – Техника защиты с дзё против атак (захватов за дзё) безоружного нападающего
А по-японски?
При отработке техники или отдельных элементов, на разминке и при выполнении подготовительных упражнений, счет ведется по-японски: