Таврида что это в крыму
Таврида или Крым? Исторические наименования Крымского полуострова
В связи с возникшей в Крыму дискуссией о возвращении полуострову исторического названия, – Таврида, – попробуем взглянуть на данный вопрос с точки зрения исторических фактов. Откуда пришло к нам название «Таврида» и почему целесообразно сделать его одним из наименований Республики Крым? Предоставим слово члену Президиума Русской общины Крыма, историку Александру Шевцову.
Наименования Крымского полуострова в зеркале истории
С античных времён за Крымским полуостровом закрепилось название Таврика. Так называли полуостров древние греки по имени обитавшего на его территории с I тысячелетия до н. э. племени тавров. По одной из версий, слово «тавр» происходит от греческого «таврос» – бык. Вполне возможно, что самоназвание племени тавров, населявших южную часть Крыма, было просто схоже по звучанию с этим греческим словом. И уже потом появилась легенда о боге Дионисе, который, взяв пару быков, вспахал здешнюю землю, и от этих быков получил имя местный народ. Более убедительной представляется версия о том, что название полуострова происходит от слова «тафрос», что означает – ров. Имеется ввиду древний Перекопский ров, который был вырыт еще до появления эллинов на полуострове. Таким образом, Таврика – земля за рвом, тавры – те, кто живет за рвом. Вероятно, древние греки называли таврами аборигенов полуострова, а не одно какое-то племя. Недаром, античные историки зачастую объединяли всех жителей Крыма (тавров, скифов, сарматов и других) одним именем «тавры» или «тавроскифы».
С XIII века на полуострове обосновываются монголо-татары. Они создали здесь Крымский улус монголо-татарского государства Золота орда. Позже из Крымского улуса выделилось Крымское ханство. Административной столицей в те времена был Старый Крым. Историки не пришли к общему мнению о том, кто первым – город или полуостров – получил название «Крым».
Слово «Крым» впервые упоминается в XIII веке, в сообщениях арабского историка Ибн-Абдез-Захыра – арабского хрониста и одновременно секретаря султана Египта Бейбарса. Ибн-Абдез-Захыр участвовал в египетском посольстве в 1263 году к хану Золотой Орды Берке. Он использовал слово «Крым» для обозначения города Старый Крым. Страна Крым упоминается позже: в 1321 году другой арабский историк Абу-ль-Фида пишет: «Крым есть имя страны, заключающей 40 городов». Далее он же подмечает: «Это же имя прилагается, в частности, к городу Солхату как столице».
Споры ведутся и относительно происхождения слова «Крым». Считается, что оно могло прийти из монгольского, тюркского, арабского, джагатайского, телеутского, туркменского, каракалпакского и даже русского языков.
Историки предлагают разные версии о происхождении «Крым». Основная версия происхождения названия – от тюркского «qirim», что в переводе означает «ров». В пользу этой версии говорит, в частности, то, что Старый Крым в древности был окружён глубокими рвами. Профессор В. Д. Смирнов считает, что слово «кырым» происходит из монгольского языка. Это не удивительно, т.к. монгольский и тюркские языки исторически оказали друг на друга заметное влияние.
Ряд учёных полагает, что слово «Крым» произошло от турецкого «кормам» – крепость, так как город Старый Крым был окружён высокой крепостной стеной.
Происхождение наименования города искали и от русских слов «крома» (граница) и «кремень».
Крымские татары в Никоновской летописи представлены в образе врага Русского царства. По словам автора, «крымский царь» являлся исполнителем воли духа зла, беспрестанно наводившего «лютую брань» на русские земли. Поэтому борьба с Крымских ханством воспринимается необходимым и правомерным действием. Первое упоминание о «посылке государской на стада на Крымские» в летописи содержится под 1555 годом. Данные летописей позволяют установить, что походы 50-х годов XVI века на Крым осуществлялись с целью разведки и сдерживания крымской силы, что в народном сознании воспринимались правомерным возмездием за нанесенные разорения русской земли, пленение и убийство русских людей. Следовательно, в сознании народа крымская сторона воспринималась в качестве агрессора, вынудившая московское правительство принимать радикальные меры.
В результате ряда русско-турецких войн и походов русской армии на Крым, полуостров вошел в состав Российской империи. Что и было закреплено Манифестом императрицы Екатерины II от 8 (19) апреля 1783 года.
Указом Екатерины II от 2 (13) февраля 1784 года была учреждена Таврическая область под управлением князя Потёмкина, состоящая из Крымского полуострова, прилегающих районов Северного Причерноморья и Тамани. В Указе было сказано: «…полуостров Крым с землею, лежащей между Перекопа и границ Екатеринославского наместничества, учреждая областью, под именем Таврической, покуда умножение населения и разных нужных заведений подадут удобность устроить её губернию, препоручаем оную в управление нашему генералу, Екатеринославскому и Таврическому генерал-губернатору князю Потемкину, которого подвигом и самое наше и всех сих землях предположение исполнено…».
Переход Крыма под контроль Российской империи привёл к возрождению интереса к античному (таврическому) периоду его истории, чему лично способствовала Екатерина II, чьим детищем стал так называемый «Греческий проект». Суть этого проекта состояла в том, что Россия, на землях Османской империи, должна была освободить православные народы, и на освобождённой территории создать Греческую империю со столицей в Константинополе. Принявшая крещение из Византии, Россия в этом видела свой долг по освобождению единоверцев от турок. Это определило использование греческих слов для наименования вновь приобретенной области и новых городов.
После смерти Екатерины II новый император Павел I (1796-1801 гг.) упразднил Таврическую область и включил ее в состав Новороссийской губернии. Симферополь он переименовал в Ак-Мечеть, Севастополь – в Ахтиар.
В 1801 году к власти пришел Александр I, по его указу 8 (20) октября 1802 года была учреждена Таврическая губерния, городам вернули их названия. Таврическая губерния – самая южная из губерний европейской части Российской империи. Три уезда губернии – Бердянский, Мелитопольский и Днепровский – были на материке вне Крымского полуострова, а остальные пять – Перекопский, Евпаторийский, Симферопольский Феодосийский и Ялтинский – на Крымском полуострове.
Многие города Таврической губернии в этот период по указу императоров получили новые греческие имена, часть которых сохраняется до наших дней (Севастополь, Симферополь, Евпатория, Мелитополь).
В советский период название территории, по сути, менялось в соответствии с изменением формы его политико-территориального устройства. Сначала это была Советская Социалистическая Республика Тавриды (ССРТ) – советская республика, де-юре независимая, де-факто входившая в состав РСФСР. ССРТ была названа «Республикой Тавриды» с ориентиром на название Таврической губернии. Хотя, материковые уезды бывшей Таврической губернии в её состав не вошли. Провозглашённая на территории Крыма 21 марта 1918 года, Советская Социалистическая Республика Тавриды была ликвидирована 30 апреля 1918 года, в результате оккупации полуострова кайзеровскими войсками.
В 1919 году на территории Крыма была создана Крымская ССР, прекратившая своё существование после захвата Крыма белогвардейскими войсками. А.И. Деникин инициировал восстановление Таврической губернии.
18 октября 1921 года, после утверждения советской власти в Крыму, была образована Автономная Крымская ССР. В дальнейшем, по конституциям СССР 1936 года, РСФСР и Крымской АССР 1937 года, она была переименована в Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. 30 июня 1945 года эта автономная республика была преобразована в Крымскую область, которая до 1954 года входила в состав РСФСР. 19 февраля 1954 года, Н. Хрущев, оказав волюнтаристское давление на партийно-государственные органы РСФСР, добился принятия решения о передаче Крымской области в состав Украинской ССР.
В ходе развала СССР в 1991 году в Крыму была восстановлена Крымская АССР. Согласно итогам общекрымского референдума от 20 января 1991 года, она была восстановлена как «субъект Союза и участник Союзного договора». Компартийные элиты Украины включили Крымскую АССР в состав УССР. Руководство РСФСР в своем стремлении разрушить Советский Союз опиралось на поддержку УССР. Поэтому, выход Украины из состава Союза вместе с Крымом был поддержан Б. Ельциным. 26 февраля 1992 года Крымская ССР была переименована в Республику Крым, а в 1994 году – в Автономную Республику Крым.
21 марта 2014 года, одновременно с завершением процедуры формального включения Крыма в состав РФ, республика была включена в состав новосозданного Крымского федерального округа. 28 июля 2016 года в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти Крымский федеральный округ был упразднён и включён в состав Южного федерального округа.
Сегодня полуостров сохраняет название, которое использовалось на протяжении последнего столетия. Однако, название Таврида также на слуху у крымчан. Ныне некоторые официальные учреждения используют в своём названии историческое название, например: «Таврическая академия», входящая в состав Крымского Федерального университета им. В.И. Вернадского. Федеральная трасса, соединяющая Крымский мост с крупнейшими городами и населёнными пунктами полуострова, также называется «Таврида». Под Симферополем построена Таврическая ТЭС. Инициатива о закреплении за Республикой Крым второго, исторического названия – это дань сохранения исторической памяти. Поэтому, она заслуживает внимания и поддержки.
Скучно, нечего есть и нет заправок. Рассказываю о новой трассе «Таврида» в Крыму
Мне как настоящему любителю автопутешествий, всегда интересны новые дороги, поэтому после постройки и открытия трассы «Таврида» в конце августа 2020 года, захотел по ней прокатиться, что и случилось осенью этого же года. Трасса протяженностью 250 км начинается с Крымского моста и соединяет Кубань с Симферополем и Севастополем.
С первых же километров трасса впечатляет организованностью движения и качеством полотна (уже позже я прочитал, как часть дороги обвалилась из-за неправильной постройки)
Мосты, которые разделяют поперечное движение
Разгонные полосы, полосы торможения
Места для остановок и отдыха
Где есть туалеты, правда, временные кабинки, хотя можно было сразу построить капитальные строения
Камеры тоже пока временные
Виды всю дорогу от моста до Севастополя однообразные и быстро надоедают
Но очень красиво ехать на закате
Даже видео снимали
А что больше всего поразило, так это полное отсутствие на трассе от Керчи до Симферополя заправок и кафешек. Вот не пойму, как можно было такое не предусмотреть? Если вы забыли заправиться, то нужно искать топливо с соседних городах и поселках, тоже самое и с едой.
Так что, выезжая на Тавриду, не забываем о топливе и поесть перед путешествием, ну или взять перекус с собой.
Комментарии 498
Да, Таврида уже в нескольких местах провалилась и продавилась … качество так себе 😕
Пруфы в студию, про «Таврида уже в нескольких местах провалилась и продавилась …» предоставите?
Заправьте мне бензин, проеду сфотографирую вам ) 😜 латок уже много ) в тех местах где был продавлен асфальт, ну собственно чтобы далеко не ходить
Приезжай, заправлю дизеля!)
98 бензин пожалуйста)😜
Если серьёзно, я по ней не ездил, но… как писал ниже «Брат двоюродный, он инженер-дорожник, принимал непосредственное участие в постройке этой Тавриды» — скинул бы ему, он продолжает в Крыму съезды с этой трассы строить, думаю, прокомментировал бы за провалы и обвалы, если есть такое в самом деле!
Комментарий мой был несколько месяцев назад, в некоторых местах сейчас латки, есть ещё на том же шестом этапе продавленная дорога, я в субботу хорошо на ней подлетела 😬
Переслал брательнику, ждём ответа!)
Удачи на дорогах!
Спасибо) и вам удачи на дорогах 🤗
Брат двоюродный, он инженер-дорожник, принимал непосредственное участие в постройке этой Тавриды, отзывался о качестве строительства в целом положительно, однако очень многие решения по проекту сильно «перезаложены» с его слов, можно было сделать и проще и дешевле, не в ущерб качеству… но, видимо, цели такой не стояло.
Отдельно говорил о пешеходных переходах в голой степи через определённые интервалы, вроде как они ещё и с лифтами, при отсутствии пешеходного трафика, как такового, там ведь степь галимая…
А инфраструктура… появится в тех местах, где в ней есть потребность, это ведь бизнес — спрос/предложение всё уравновесит,
если по безопасности эти решения проходят, как-то так.
Пофиг — рулим дальше.
не правда как минимум там видел две огроиные с двух сторон заправки АТАН на них евродизель сказка
Крым сверху хотят назвать Тавридой. В чем подвох?
Сверху нежданно-негаданно крымчанам спустилась инициатива по введению дополнительного названия к Республике Крым — Таврида. В России, когда неактуальная инициатива исходит от властей, всегда ждешь подвоха.
Заместитель председателя Совета министров республики — постоянный представитель Крыма при президенте РФ Георгий Мурадов одобрил идею о введении второго названия Республики Крым — Таврида. Соответствующее обращение, по его словам, поступило от греческой общины полуострова. «Но появление этой приставки — в скобочках, через тире или еще как-то — должно общественностью поддерживаться. Если общественность не будет предлагать, требовать, настаивать, то и правительство Крыма делать этого не будет», — сказал Мурадов.
Он напомнил, что в России есть Республика Саха (Якутия) и Республика Северная Осетия — Алания. «Это историческое название крымского полуострова, которое было 2 тыс. лет. Помните, и Александр Пушкин тоже писал «к берегам Тавриды» — не Крыма», — сказал Мурадов.
«Я считаю, что подобные вопросы необходимо рассматривать всем крымчанам, ориентироваться на их мнение. Также следует ознакомить людей с исторической справкой, и если сейчас возникла такая необходимость — предложить несколько вариантов (не только Тавриду)», — написала депутат Госдумы Наталья Поклонская в своем Telegram-канале. Депутат подчеркнула, что в прошлом году получила ответ от крымских властей о невозможности переименования улиц, не говоря уже о полуострове в целом.»Таврика» («Таврида», «Таврия») — древнее название Крыма.
Заметим, что японцы, претендующие на Южные Курилы, называют их острова Хабомаи, так же как аргентинцы Фольклендские острова — Мальвинскими. В этом есть некий психологический воспитательный эффект: наша земля — наше название. Можно предположить, что инициатива преследует целью «назвать корабль» таким именем, с которым он никогда не «поплывет» назад на Украину. Отчего есть сомнения? Они бывают тогда, когда у населения есть разочарование от прошедших 5 лет крымской «перестройки» и ностальгия по прежним временам.
Как сказал «Правде.Ру» декан исторического факультета Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, археолог Александр Герцен, «понятно, почему Якутия — Саха и почему Южная Осетия — Алания». «В этих двух субъектах ситуации моноэтничная. В Саха основное население — это якуты. В Осетии осетины ощущают себя потомками средневековых алан, то есть это относительно гомогенные в этническом отношении территории», — пояснил эксперт.
В Крыму же ситуация другая, продолжил он. «Для Крыма же с его исконной полиэтничностью любые движения в отношении этно обусловленных добавлений, вряд ли будут способствовать общественному спокойствию. Наверняка возникнут какие-то противотечения», — отметил Александр Герцен. Такие вопросы, конечно, надо выносить на широкое обсуждение, добавил он.
Эксперт, не знает, есть ли в этой инициативе политический подтекст, «то есть, если переименовать, то по-другому поплывет яхта». «Это хорошо для детской литературы, а для серьезной политики — не знаю», — сказал он.
У названия Таврида, добавил Александр Герцен, «историческая глубина не очень серьезная». Крым был Таврикой в античную эпоху, вплоть до XIV века. Потом возникает название Крым от города Крым, «из-за того что он стал своеобразным мостом межцивилизационной торговли». А «Таврида» стали употреблять в романтически акцентированной литературе, поэзии, с конца XVIII века. Название широко использовали Державин, Пушкин и иже с ними. И это было «русская Таврида», у Медведевой была книга, подчеркивалось ее значение (книга «Таврида» Ирины Николаевны Медведевой-Томашевской- Ред.).
«Но менять нынешнее название, вошедшие во все атласы, справочники, в сознание не только россиян, но и значительно более широко… Не знаю, очень деликатный вопрос», — резюмировал Александр Герцен.
Напоминаем, что изначально «Таврикой» древние греки называли южный берег Крыма, а в период раннего Средневековья это название использовалось для всего Крыма. «Таврида» — название Крымского полуострова после его присоединения к России в 1783 году. Полуостров назывался «Тавридой» до 20-х годов ХХ века, до создания Крымской советской социалистической республики.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
«Здесь была пустыня, поле и свалка» Как стройка века связала два берега Крыма и открыла одну из тайн полуострова
В Крыму завершается строительство главной магистрали полуострова — трассы «Таврида». Это следующий по значимости дорожный проект после Крымского моста, и первая дорога, которая прямо свяжет два берега полуострова. С ней путь через Симферополь с востока на запад станет быстрее в три-четыре раза, а строительство уже привело к неожиданно громким научным открытиям. Корреспондент «Ленты.ру» побывал на стройке и узнал, что скрыто в глубине горячей крымской степи.
Скажешь любому на материке «Крым», и он сразу представит себе пляжи, море, начнет советовать взять с собой маску и надувной матрас. Но те, кто там живут и работают, знают, что прибрежный курорт — только малая часть настоящей жизни полуострова, и даже столица — Симферополь — находится в глубине степного Крыма, где-то посередине между Севастополем и Керчью с ее Крымским мостом.
Местные с неохотой говорят об украинском периоде своей жизни. Из плюсов вспоминают, что легче было бизнесу, но потому, что взятки и знакомства решали все.
Остальным приходилось несладко, и в особенности крымчане ругают дороги (хотя и приезжие автомобилисты могут припомнить, сколько каждый раз стоил ремонт подвески после пары неделек в Крыму). Путь с западного на восточное побережье полуострова через Симферополь был долог, мучителен и состоял из причудливо переплетенной сети латаных-перелатаных дорог. Одной трассы из точки А в точку Б здесь не было.
Каких-то определенных планов по ее созданию на Украине тоже не было. Все изменилось, когда полуостров вошел в состав России, — тогда решили строить трассу и назвать ее «Тавридой», как Крым называли в древности.
Рядом со строящейся магистралью кипит работа, которая напрямую со строительством трассы или инфраструктуры не связана. Неподалеку от «Тавриды» находится отвал белесой породы, который поначалу ничем особенно не привлекает глаз. Но если подойти поближе, то перед зрителем откроется проход в древнюю пещеру, найденную тут во время проведения дорожных работ в 2018 году.
«Здесь была пустыня, поле, рядом свалка никому не нужная, — рассказывает спелеолог Геннадий Самохин. — А сейчас это сверхвостребованное место». Дело в том, что при проходке траншеи под дорогу строительная техника вскрыла купол подземного зала глубиной 14 метров. По словам Самохина, когда специалисты в первый раз спустились вниз, то долго не могли поверить, что здесь действительно, как некоторые ученые предполагали, может быть пещера.
«Мы увидели, что помимо больших размеров тут есть уникальные палеонтологические, микробиологические и минералогические находки, и поняли, что это место нужно точно изучать», — говорит спелеолог. Например, в доледниковую эпоху, как оказалось, пещера служила логовом доисторических хищников — это сейчас ее входы и выходы погребены под землей, а полтора миллиона лет назад в нее можно было зайти через грот.
Два вида пещерных медведей, саблезубые тигры, волки, гиены — все они выкармливали своих детенышей в течение 300 тысяч лет здесь. В результате за это время в пещере скопилось около 100 кубометров костных останков. В общем, находка эта взбудоражила весь мир, ведь подобных мест на планете очень мало.
«Это зуб гигантского носорога. По размерам он был почти как слон: до четырех метров в длину, до 3,5 — в высоту», — говорит ведущий методист Зоологического музея имени М.И. Глобенко Крымского федерального университета Дмитрий Старцев, показывая одну из находок. Находят здесь и большое количество костей быков и лошадей — потому что их в пещеру занесли хищники. Исследователям удалось обнаружить также фрагменты костей слонов и рога антилоп. Ранее в Крыму уже были палеонтологические открытия, но не такие по масштабу. «В таком комплексе мы эти кости впервые нашли», — признается Старцев.
«Что интересно с точки зрения минералогии, — подхватывает Самохин, — здесь есть группа минералов, не свойственная пещерам — группа фосфатов». Они, объясняет ученый, образовались при соприкосновении органики и неорганики. Ведь в пещере когда-то проживала огромная колония летучих мышей. А их гуано (помет) при соприкосновении с известняком превратилось в необычные минералы. Один такой минерал, причем в единичном экземпляре, найден лишь в Австралии. Теперь еще один такой — в Крыму. Самохин уверен, что в пещере удастся найти и новые, неизвестные науке, вещества.
Помимо своей непосредственной научной деятельности на месте, он руководит созданием музейно-образовательного комплекса. Здания появятся прямо здесь, возле пещеры. Будет визит-центр с палеонтологическим музеем, научный центр, кафе и общежития. Пещеру можно будет пройти насквозь и выйти с другого конца. В первую очередь ученые ждут визитов детей и молодежи, которым можно будет наглядно показать уникальные артефакты далекого прошлого Крыма.
При этом вход и выход в пещеру находятся по разные стороны трассы — дорога будет проходить прямо над ней. Поэтому строители поместили над пещерой распределительную плиту — своего рода мост на свайном фундаменте, — общая протяженность которой составляет 130 метров. Если бы постройка трассы «Таврида» не была начата в 2016 году, скорее всего, ученые так бы и не узнали о том, какое сокровище скрывается у них под ногами.
Несмотря на огромную научную значимость пещеры и будущего музейно-образовательного комплекса «Таврида», стройка одноименной трассы, как ни крути, играет намного большее прикладное значение для жителей полуострова. Ведь она уже почти позволила решить давнюю проблему: как быстро и безопасно добраться от Крымского моста, Керчи до Севастополя через Симферополь.
«В Крыму до включения его в Российскую Федерацию все автомобильные дороги были сориентированы с севера на юг», — рассказывает начальник ГКУ «Служба автомобильных дорог Республики Крым» Александр Нефедов. Но открытие Крымского моста, продолжает он, поставило власти перед необходимостью организации мощной транспортной артерии, которая бы направила транспортные потоки с востока на запад полуострова. И именно такой артерией стала трасса «Таврида», строительство которой находится на завершающей стадии. Большая часть магистрали — 190 километров — открыта для движения в четырехполосном режиме. По словам Нефедова, трасса построена с соблюдением всех мер безопасности и комфорта движения для туристов и жителей Крыма.
То, что раньше от Керчи до Симферополя нужно было ехать целых 8-9 часов, — чистая правда. Теперь же, передвигаясь по полностью открытому участку «Тавриды» между этими городами, путь занимает всего около 2,5 часа. Работы пока еще ведутся на отрезках пути обхода Симферополя и на отрезке Севастополь — Симферополь, но Росавтодор и ВАД («Высококачественные автомобильные дороги» — подрядчик, являющийся исполнителем работ по прокладке «Тавриды») обещают открыть северный объезд Симферополя 30 сентября 2020 года, а всю трассу полностью — к новому 2021 году.
Скорость, с которой автомобили могут двигаться по «Тавриде», — 90 километров в час, но само полотно рассчитано на безопасный проход на скорости до 120 километров в час, а срок его эксплуатации без необходимости ремонта составляет 7 лет.
«Асфальтовое покрытие, на котором мы с вами находимся, — это лучшее, что сейчас есть в мировой практике», — объясняет президент ассоциации «Р.О.С.Асфальт» Николай Быстров. По его словам, в основе рецепта лежит грамотный подбор каменного материала, идущего очень мелкими фракциями, что позволяет обеспечить минимальную пористость покрытия. Затем вводится вяжущий материал. «Вот подбор вяжущего — очень тонкая вещь. Это даже не техническая, а практически научная задача, потому что он подбирается для каждого объекта с учетом местного климата, исходя из максимальных летних и минимальных зимних температур», — рассказывает Быстров.
Задача сводится к тому, чтобы летом не образовывалась колея, а зимой — трещины. И, как утверждает президент «Р.О.С.Асфальта», на «Тавриде» эту задачу удалось выполнить. «Но самое главное, хотелось бы подчеркнуть другое, — это не единственный такой проект в Российской Федерации, эта работа сделана на основании введенных недавно национальных стандартов», — подчеркивает он. Эти стандарты — итог практически десятилетней работы Министерства транспорта России и Федерального дорожного агентства по коренному изменению нормативной базы всей дорожной отрасли.
Пристально следить за соблюдением таких стандартов — еще одна важная задача. После того как смена закончила работу, приезжает бригада для того, чтобы взять пробы полотна. Десять минут визжит, надрываясь, специальный аппарат, и вот в руке рабочего оказывается то, что называется керном асфальтобетона. Далее его отвезут в лабораторию, где образец подвергнут всестороннему анализу (такие лаборатории есть вдоль всей трассы; в случае с отрезком трассы возле Симферополя она находится близ населенного пункта с игривым названием «Приятное свидание»). И если качество окажется неудовлетворительным — что ж, придется заново перекладывать участок.
Работа кипит, и каждый день смена выдает по четыре километра готовой дороги. Уже совсем скоро все будет готово. Слово «всесоюзная стройка» давно уже забыто, но «Таврида» — это определенно стройка федерального масштаба. Следующая по значимости для полуострова после Крымского моста.
Половина рабочих, задействованных в дорожных работах, — крымчане, а вторая половина приехала на вахту из разных регионов России, чтобы помочь полуострову забыть о транспортных проблемах раз и навсегда. «Никаких сомнений в сроках сдачи трассы нет, — уверяет Александр Нефедов. — Если даже взять распределение освоения средств, которые мы планировали на начало года, то мы идем каждый месяц с перевыполнением графика».