Тайное вече что это

Тайная Вечеря

(см.: Мф 26, 1 7–29; Мк 14, 12–25; Лк 22, 7–38; Ин 13, 1–30)

Тайное вече что это. Тайное вече что это фото. картинка Тайное вече что это. смотреть фото Тайное вече что это. смотреть картинку Тайное вече что это.

Накануне праздника Пасхи ученики спросили Господа, где бы Он хотел совершить праздничную трапезу. Господь указал, к кому в Иерусалиме ученики должны обратиться: «Пойдите и скажите ему: “Время Мое близко; у тебя буду праздновать Пасху с Моими учениками”». Ученики сделали все, как им велел Иисус, и приготовили пасхальную трапезу. На этой трапезе присутствовали только Иисус Христос и двенадцать Его апостолов. Все они понимали, что происходит что-то особое, таинственное. «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания», — сказал ученикам Господь.

Однако между учениками возник спор, кто из них должен почитаться старшим. Господь прервал этот спор: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий». И, подавая Своим ученикам пример кротости и служения ближним, Господь встал, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце и умывальницу, начал умывать ноги Своим ученикам и отирать их полотенцем. Когда же Он умыл им ноги и надел одежду Свою, то, вернувшись за стол, сказал им: «Знаете ли, что Я сделал для вас? если Я, ваш Господь и Учитель, омыл вам ноги, то и вы должны умывать ноги друг другу».

Еще во время трапезы Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам: «Истину говорю вам: один из вас предаст Меня». Ученики недоумевали: о ком говорит Учитель? Они спрашивали Христа: не я ли, Господи? Иоанн Зеведеев, ученик, которого Господь особенно любил, припав к груди Иисуса, спросил Его: Господи! кто это? Господь ответил: «Тот, кому Я, обмакнув, подам кусок хлеба». И, обмакнув кусок, подал Иуде Искариоту со словами: Что делаешь, делай скорее. Сатана, толкавший ученика Христова на преступление против Учителя, в этот момент окончательно овладел Иудой. Иуда вышел в ночь и поспешил к врагам Господа. Однако никто из учеников не понял слов Спасителя. Они решили, что Господь отослал Иуду купить необходимое к празднику или раздать пожертвования нищим.

Евангельский текст не говорит прямо, причастился ли Иуда Тела и Крови Христовых или же Господь обличил предателя до установления Евхаристии. Но видно, как Господь до последнего пытается пробудить в Своем ученике совесть и удержать его от гибельного шага.

Источник

Тайная вечеря

В каждом пра­во­слав­ном храме над Цар­скими вра­тами поме­ща­ется икона с изоб­ра­же­нием Тайной Вечери.

В Еван­ге­лиях от Матфея, от Марка и от Луки, а также в Первом Посла­нии к Корин­фя­нам о Тайной Вечере рас­ска­зы­ва­ется доста­точно подробно. В Еван­ге­лии от Марка ска­зано: «В первый день опрес­но­ков, когда зако­лали пас­халь­ного агнца, гово­рят Ему уче­ники Его: где хочешь есть пасху? мы пойдём и при­го­то­вим» ( Мк.14:12 ).

Пасха в вет­хо­за­вет­ной Церкви – это празд­ник вос­по­ми­на­ния об исходе из Египта, из дома раб­ства, о первой ночи сво­боды. Вче­раш­ние рабы, поки­дая Египет, обре­тают сво­боду, кон­туры кото­рой им ещё не понятны. По иудей­скому лун­ному кален­дарю Пасха празд­ну­ется в один и тот же день, 15 нисана. По нашему лунно-сол­неч­ному – юли­ан­скому или гри­го­ри­ан­скому – кален­дарю этот день при­хо­дится на разные числа.

Запо­ведь о празд­но­ва­нии Пасхи есть уже в книге Исход:

«Наблю­дай празд­ник опрес­но­ков… ибо в оном ты вышел из Египта» ( Исх.23:15 ).

В ирмосе первой песни одного из кано­нов, кото­рый поётся во время утрени, так повест­ву­ется об этом собы­тии: «Яко посуху, пеше­ше­ство­вал Изра­иль по бездне сто­пами…»

В этот день евреи выпе­кали прес­ный хлеб – мацот – в знак того, что они спе­шили, поки­дая Египет, и поэтому не могли испечь хлеб квас­ной. Кроме того, закваска – это символ бро­же­ния, раз­ло­же­ния; опрес­нок же, наобо­рот, символ чистоты, нетро­ну­то­сти раз­ло­же­нием. Поэтому в иудей­ских семьях с глу­бо­кой древ­но­сти и доныне за два дня до Пасхи – 13 числа месяца нисана – хозяин уни­что­жает закваску, чтобы в доме не оста­лось квас­ного хлеба. В этот день в Иеру­са­лим­ском храме зака­лы­вался пас­халь­ный агнец. После раз­ру­ше­ния Храма этот обычай был упразд­нён. Но до сих пор в память о том, как евреи первый раз испекли мацот, каждую весну, к каждой Пасхе печётся этот прес­ный хлеб.

Пас­халь­ная тра­пеза на иврите назы­ва­ется словом седер (поря­док). На ней обя­за­тельны пас­халь­ный агнец (после раз­ру­ше­ния Храма импе­ра­то­ром Юсти­ни­а­ном агнец стал заме­няться кусоч­ком мацы), мацот; чаша солё­ной воды, сим­во­ли­зи­ру­ю­щая слезы, про­ли­тые евре­ями в Египте, и вместе с тем – солё­ные воды Крас­ного моря, через кото­рое «яко посуху» пере­шёл Изра­иль, уходя из раб­ства на сво­боду; набор горь­ких трав (марор), напо­ми­на­ю­щий о горечи раб­ства; хоро­шет – паста из яблок, фини­ков, вето­чек корицы и ореха – в память о тех кир­пи­чах из соломы и глины, кото­рые иудеи делали в Египте, когда были рабами; четыре чаши вина – как символ четы­рёх обе­ща­ний Бога Своему народу: выве­сти его из-под ига, спасти, при­нять к Себе и быть его Богом.

Глав­ное в празд­нике Пасхи у иудеев – цик­ка­рон (вос­по­ми­на­ние). В одном из тал­му­ди­че­ских трак­та­тов, где гово­рится, как надо празд­но­вать Пасху, есть такие слова: «Во всяком поко­ле­нии всякий чело­век должен почув­ство­вать, будто это он сам вышел из Египта». Не его далё­кие-далё­кие предки три с лишним тысячи лет назад, а именно он сам.

…Уче­ники спра­ши­вают Христа, где им при­го­то­вить пасху. Спа­си­тель посы­лает их в дом, где они должны найти – и нахо­дят – верх­нюю гор­ницу, устлан­ную ков­рами. В этой гор­нице, «когда настал час, Он возлёг, и две­на­дцать апо­сто­лов с Ним» ( Лк.22:8-14 ). Глагол «воз­лечь» ука­зы­вает на одно очень важное обсто­я­тель­ство. За пас­халь­ной тра­пе­зой воз­ле­жали, под­чёр­ки­вая тем самым, что это тра­пеза сво­бод­ных людей. Раб ест стоя, в спешке загла­ты­вая куски, – у него нет вре­мени для тра­пезы. Сво­бод­ный чело­век за тра­пе­зой может полу­ле­жать. О том, что «Он возлёг» и «они воз­ле­жали», гово­рится ещё в двух стихах – в Еван­ге­лиях от Матфея ( Мф.26:20 ) и от Марка ( Мк.14:18 ).

Иисус берёт хлеб, затем вино. Хлеб и вино – два цен­траль­ных эле­мента Тайной Вечери, как и на пас­халь­ном седере у иудеев. Еван­ге­лист Лука упо­ми­нает чашу – по-гре­че­ски она названа три­блион, а святые Кирилл и Мефо­дий пере­вели это слово как «солило». Солило – чаша с солё­ной водой. Сла­вян­ские пер­во­учи­тели пере­вели это слово по смыслу, а не бук­вально. Из Еван­ге­лия от Иоанна понятно, что это была чаша с какой-то жид­ко­стью, ибо Иисус обмак­нул в неё хлеб. По-гре­че­ски прямо о жид­ко­сти не гово­рится, но упо­треб­лено при­ча­стие бапсас, то есть «обмак­нув» (в какую-то жид­кость) кусок хлеба. Затем Иисус дал его Иуде.

Совер­шая Тайную Вечерю, Гос­подь гово­рит: «Сие тво­рите в Моё вос­по­ми­на­ние» – это значит, что Он упо­тре­бил слово цик­ка­рон, кото­рое так важно в пас­халь­ном ритуале иудеев. Нако­нец, в Еван­ге­лии от Луки ( Лк.22:17-18 )гово­рится ещё об одной чаше с вином, кроме той, кото­рую Иисус взял в конце Тайной Вечери и бла­го­сло­вил со сло­вами: «…сия чаша есть новый завет в Моей Крови, кото­рая за вас про­ли­ва­ется» ( Лк.22:20 ). В самом начале Вечери Он, «взяв чашу и бла­го­да­рив, сказал: при­мите её и раз­де­лите между собою, ибо ска­зы­ваю вам, что не буду пить от плода вино­град­ного, доколе не придёт Цар­ствие Божие». И затем, «взяв хлеб и бла­го­да­рив, пре­ло­мил». Для преж­них тол­ко­ва­те­лей Еван­ге­лия это место, где гово­рится о первой чаше, всегда было очень труд­ным. Зачем она, эта чаша, в начале тра­пезы? Но если мы загля­нем в пас­халь­ную Агаду (прак­ти­че­ское руко­вод­ство, по кото­рому совер­ша­ется пас­халь­ная тра­пеза у иудеев), то узнаем, что тра­пеза начи­на­ется с обычая, име­ну­е­мого кидуш (освя­ще­ние). Глава семьи берёт чашу, бла­го­слов­ляет, читает над ней молитву, и затем эта чаша пере­да­ётся по кругу. И каждый читает над чашей при­мерно такую молитву: «Бла­го­сло­вен Ты, Бог Все­дер­жи­тель, Царь Все­лен­ной, сотво­рив­ший плод вино­град­ный». В Еван­ге­лии же Спа­си­тель гово­рит: «Не буду пить от плода вино­град­ного» ( Лк.22:18 ), т.е. как бы повто­ряет слова из этой молитвы. Чаша, с кото­рой начи­на­ется пас­халь­ная тра­пеза у иудеев, и есть, без сомне­ния, та чаша, о кото­рой идёт речь в Еван­ге­лии от Луки.

Срав­ни­вая еван­гель­ский рас­сказ с пас­халь­ной Агадой, мы видим, что Гос­подь на Тайной Вечере совер­шает пас­халь­ный седер; вместе с тем на этой тра­пезе – как мы знаем из Еван­ге­лия от Матфея, от Марка, от Луки, из Пер­вого Посла­ния к Корин­фя­нам апо­стола Павла – нет пас­халь­ного агнца, хотя в это время Иеру­са­лим­ский храм ещё не был раз­ру­шен и быто­вал обычай закла­ния. Воз­ни­кает вопрос: почему же нет агнца на Тайной Вечере? Отве­тить на него нам помо­гает апо­стол Павел в Первом Посла­нии к Корин­фя­нам: «Пасха наша, Хри­стос, заклан за нас» ( 1Кор.5:7 ); иными сло­вами, Иисус – наш пас­халь­ный Агнец. До апо­стола Павла об этом же гово­рит Иоанн Пред­теча, прямо назы­вая Спа­си­теля Агнцем Божиим: «Вот Агнец Божий, Кото­рый берёт на себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Обще­из­вестно, что в первые века цер­ков­ной исто­рии Хри­стос обычно изоб­ра­жался в виде Агнца. Сего­дня просфора, на кото­рой во время Литур­гии совер­ша­ется таин­ство Евха­ри­стии, назы­ва­ется агнич­ной, из неё выре­за­ется евха­ри­сти­че­ский хлеб – «агнец».

Итак, Иисус берёт хлеб и бла­го­слов­ляет его, про­из­неся молитву, и затем гово­рит: «…сие есть Тело Моё, кото­рое за вас пре­да­ётся» ( Лк.22:19 ). «Сие есть Тело Моё» – это вос­кли­ца­ние напо­ми­нает фразу из Агады: «Сие есть скуд­ный хлеб, кото­рый ели наши предки в земле еги­пет­ской». Это ещё одна парал­лель Тайной Вечери с пас­халь­ной тра­пе­зой иудеев.

Как и поло­жено по пас­халь­ной Агаде, Хри­стос в конце Тайной Вечери, это под­чёр­ки­вает апо­стол Павел, берёт чашу с вином и бла­го­слов­ляет её. Этим кон­ча­ется пас­халь­ная тра­пеза. Бла­го­слов­ляя чашу с вином, Хри­стос про­из­но­сит: «…сие есть Кровь Моя нового завета» ( Мф.26:28 ), цити­руя слова из книги Исход ( Исх.24:8 ). Итак, Иисус осу­ще­ствил ритуал, кото­рый тысячу с лишним лет еже­годно совер­шался в Пале­стине. Но при этом Он дал людям не хлеб и вино, а Себя Самого в виде хлеба и вина: «При­и­мите, ядите…» Не скуд­ный хлеб, а Тело Своё и Кровь Свою.

В конце XIX – начале XX века рус­ские фило­софы В. Соло­вьёв, Н. Бер­дяев и другие зада­ва­лись вопро­сом: чем хри­сти­ан­ство отли­ча­ется от всего осталь­ного, что накоп­лено чело­ве­че­ством за тыся­че­ле­тия исто­рии? И при­хо­дили к одному и тому же ответу: запад­ные (рим­ские, гре­че­ские) и восточ­ные (индий­ские, китай­ские, еги­пет­ские) учи­теля – все пред­ла­гали людям своё учение. Хри­стос же пред­ло­жил Самого Себя. Эта глав­ная отли­чи­тель­ная черта хри­сти­ан­ства наи­бо­лее полно про­яви­лась именно в Тайной Вечере. Ещё раньше Хри­стос гово­рил об этом прямо, вос­кли­цая: «Я хлеб живый, сшед­ший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, кото­рый Я дам, есть Плоть Моя, Кото­рую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:51 ). И далее: «…истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Чело­ве­че­ского и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я вос­крешу его в послед­ний день» ( Ин.6:53-54 ).

В повто­ре­нии той Тайной Вечери, когда нака­нуне Своих стра­да­ний Гос­подь научил уче­ни­ков таин­ству Евха­ри­стии, заклю­ча­ется основа хри­сти­ан­ской жизни. «Сие тво­рите в Моё вос­по­ми­на­ние», – гово­рит Иисус в конце Тайной Вечери ( Лк.22:19 ), поэтому повто­ре­ние Тайной Вечери по этим Его словам ста­но­вится Литур­гией нашей Церкви.

Подобно тому как иудей, совер­ша­ю­щий седер, ощу­щает, что это он сам ушёл из еги­пет­ского плена, так и хри­сти­а­нин чув­ствует себя во время Евха­ри­стии участ­ни­ком Тайной Вечери. Мы выра­жаем это чув­ство в молитве, кото­рая чита­ется перед при­ча­стием: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, при­част­ника (при­част­ницу) мя приими».

В пас­халь­ную ночь древ­няя тра­пеза при­об­ре­тает у Христа и Его уче­ни­ков новый, мисти­че­ский смысл. Извест­ный фран­цуз­ский бого­слов Луи Буйе сказал об этом: «Всю новизну Еван­ге­лия Гос­подь ввёл в тща­тельно соблю­дён­ные линии тор­же­ствен­ного чина, насы­щен­ного самыми чти­мыми пре­да­ни­ями Изра­иля». И это дей­стви­тельно так.

Важно иметь в виду, что евха­ри­сти­че­ская мистика – это не мистика для элиты, узкого круга посвя­щён­ных, это мистика, доступ­ная каж­дому. Потому что даже тот, кто в силу каких-то причин не может пове­рить в пре­су­ществ­ле­ние, пре­ло­же­ние Святых Даров, при­сту­пает к Святым Тайнам, при­ча­ща­ется по слову Иисуса: «Сие тво­рите в Моё вос­по­ми­на­ние». И каждый, кто любит Христа, ста­но­вится под­лин­ным участ­ни­ком Тайной Вечери, творя сие в вос­по­ми­на­ние об Иисусе, даже если не пони­мает до конца, в чём смысл Евха­ри­стии.

Но всё же – пас­халь­ный ли седер совер­шил Гос­подь в тот вечер со Своими уче­ни­ками?

В неко­то­рых ком­мен­та­риях к Новому Завету утвер­жда­ется, что между синоп­ти­че­скими Еван­ге­ли­ями – от Матфея, от Марка и от Луки – и Еван­ге­лием от Иоанна суще­ствуют серьёз­ные про­ти­во­ре­чия в дати­ровке тра­пезы Христа. Я уже гово­рил о неко­то­рых чертах иудей­ского седера. Так вот, из начала 14‑й главы Еван­ге­лия от Марка ста­но­вится ясно, что Иисус совер­шает пас­халь­ную тра­пезу в первый день опрес­но­ков. Можно найти и другие детали, под­твер­жда­ю­щие, что в рас­ска­зах трёх еван­ге­ли­стов речь идёт именно о пас­халь­ном седере.

Но что гово­рит еван­ге­лист Иоанн?

Иисус схва­чен, и Его ведут от Каиафы в пре­то­рию. «Было утро; и они (иудеи. –Г.Ч.) не вошли в пре­то­рию, чтобы не осквер­ниться, но чтобы можно было есть пасху» ( Ин.18:28 ).

Значит, Гос­подь уже под стра­жей, а пас­халь­ная тра­пеза ещё не нача­лась. Сле­ду­ю­щая глава: «Тогда была пят­ница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат иудеям: се, Царь ваш!» ( Ин.19:14 ).

Значит, Иисус уже под стра­жей, а ещё только пят­ница перед Пасхой. Ранее, в начале 13‑й главы, тоже под­чёр­ки­ва­ется, что Вечеря совер­ша­ется перед празд­ни­ком Пасхи. Еван­ге­ли­сту Иоанну вторит Талмуд, где в одном из трак­та­тов гово­рится, что Иешуа бен Пан­тере, то есть Иисус Сын Девы, был казнён вече­ром нака­нуне Пасхи. Встаёт вопрос: кто же прав – синоп­тики или Иоанн и, соот­вет­ственно, Талмуд?

Свет­ские учёные пыта­ются отве­тить именно на этот вопрос: кто прав? Мы же знаем, что Свя­щен­ное Писа­ние не оши­ба­ется. Значит, просто нужно понять, в чём суть дан­ного несо­от­вет­ствия. Если читать еван­гель­ский текст неглу­боко, поверх­ностно, то может пока­заться, что в Писа­нии есть про­ти­во­ре­чия. Но если изу­чать его углуб­лённо, то ока­зы­ва­ется, что про­ти­во­ре­чий в нём нет.

Похоже, что Иисус дей­стви­тельно умер нака­нуне Пасхи, потому что, во-первых, рас­сказ о стра­стях Хри­сто­вых в Еван­ге­лии от Иоанна в высшей сте­пени надё­жен. Как пока­зы­вают иссле­до­ва­ния текста, это очень древ­ний рас­сказ. Во-вторых, такие не похо­жие один на другой источ­ники, как Еван­ге­лие от Иоанна и Талмуд, гово­рят об одном и том же. А когда два как бы вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щих источ­ника сооб­щают одну и ту же инфор­ма­цию, это доста­точно надёж­ное сви­де­тель­ство её под­лин­но­сти.

С другой сто­роны, у синоп­ти­ков опи­сана, конечно, пас­халь­ная тра­пеза. Но на этой пас­халь­ной тра­пезе нет агнца…

Его и не могло быть, потому что эта тра­пеза совер­шена Спа­си­те­лем зара­нее. Если мы откроем любой про­ро­че­ский текст – книги про­ро­ков Исайи, Иере­мии, Иезе­ки­иля, – то увидим, что многие рече­ния про­ро­ков устрем­лены в буду­щее. Они гово­рят о том, что будет в далё­ком буду­щем, через восемь, девять, десять веков. В Еван­ге­лиях же как раз наобо­рот, клю­че­вые слова в них – «ныне», «сего­дня». Иисус гово­рит: «Ныне про­сла­вился Сын Чело­ве­че­ский»( Ин.13:31 ); «Ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ); «Ныне пришло спа­се­ние дому сему» ( Лк.19:9 ); «Ныне испол­ни­лось писа­ние сие» ( Лк. 4:21 )… «Но наста­нет время, и настало уже», – дважды гово­рит Иисус в Еван­ге­лии от Иоанна (4:23; 5:25). Иными сло­вами, всё хри­сти­ан­ство – это буду­щее, кото­рое осу­ществ­ля­ется ныне. «И Цар­ство Твое, – молимся мы во время Литур­гии, – даро­вал еси (то есть уже даро­вал. – Г.Ч.) буду­щее». Хри­сти­ане сред­них веков счи­тали, что Цар­ство Божие – это то, что ждёт чело­века когда-то в буду­щем, после смерти. Но мы знаем, что это Цар­ство уже даро­вано нам. Хри­сти­ан­ство и есть наше сего­дняш­нее бес­страш­ное вхож­де­ние в буду­щее. Под­чёр­ки­вая это, Гос­подь и совер­шает тра­пезу зара­нее, пока­зы­вая, что Он с апо­сто­лами входит в буду­щее.

Мы ста­но­вимся граж­да­нами буду­щего через евха­ри­сти­че­ское обще­ние. Если это понять, то станет ясно, что про­ти­во­ре­чий в текстах синоп­ти­ков и Иоанна нет – потому что синоп­тики рас­ска­зы­вают нам об обсто­я­тель­ствах Тайной Вечери, а Иоанн точно дати­рует её и повто­ряет слова Спа­си­теля: «Наста­нет время, и настало уже». Это и есть наше вхож­де­ние в буду­щее.

В Еван­ге­лии от Луки (гл. 24) есть рас­сказ ещё об одной тра­пезе. По дороге в Эммаус Иисус тол­кует уче­ни­кам Писа­ние, а затем берёт хлеб, бла­го­слов­ляет, пре­лом­ляет и даёт им. Срав­ним этот рас­сказ с повест­во­ва­нием о том, как совер­шает таин­ство Евха­ри­стии апо­стол Павел. В Троаде, «когда уче­ники собра­лись для пре­лом­ле­ния хлеба», Павел «бесе­до­вал с ними и про­дол­жил слово до полу­ночи», а затем пре­ло­мил хлеб ( Деян.20:7 ). Святой Иустин Муче­ник, живший во II в., рас­ска­зы­вает о том, что во время таин­ства Евха­ри­стии сна­чала чита­лись одно из Посла­ний апо­стола Павла и про­ро­че­ские тексты, затем про­из­но­си­лась про­по­ведь, после чего совер­ша­лись молитвы и Евха­ри­стия.

Таким обра­зом, таин­ство Евха­ри­стии, или Пре­лом­ле­ния хлеба, соеди­ня­лось с чте­нием Писа­ния и про­по­ве­дью. И доныне Литур­гия состоит из двух частей: Литур­гии огла­шен­ных, или Литур­гии слова, когда поются 102‑й и 145‑й псалмы, начало Нагор­ной про­по­веди – «Бла­женны нищие духом», а затем чита­ется текст одного из апо­столь­ских Посла­ний и про­из­но­сится про­по­ведь; иЛитур­гии верных, когда, соб­ственно, и совер­ша­ется таин­ство Евха­ри­стии. Тексты из 20‑й главы Деяний святых апо­сто­лов и сви­де­тель­ство Иустина Муче­ника пока­зы­вают, что струк­тура обедни вос­хо­дит к апо­столь­ским вре­ме­нам. Об этом же деле­нии Литур­гии на две рав­но­знач­ных части гово­рит и латин­ское её назва­ние – missa; бла­жен­ный Авгу­стин объ­яс­няет, что после про­по­веди бывает «мисса (от латин­ского гла­гола mittere – «отпус­кать») для катеху­ме­нов» (огла­шен­ных, ещё не кре­щён­ных), они отпус­ка­ются, и «оста­ются верные». Слово «верные» упо­треб­лено здесь не слу­чайно – служба, совер­ша­е­мая после того, как катеху­мены отпу­щены, назы­ва­ется Литур­гией верных.

Итак, Гос­подь исполь­зует древ­ний ритуал, кото­рый к моменту Тайной Вечери насчи­ты­вает уже более тысячи лет исто­рии. Если мы посмот­рим бого­слу­жеб­ные книги иудеев, то обна­ру­жим там те же эле­менты службы, кото­рые при­сут­ствуют в Литур­гиях Иоанна Зла­то­уста или Васи­лия Вели­кого. Это и при­но­ше­ние даров, и каж­де­ние, и омо­ве­ние рук, и диалог того, кто совер­шает службу, с моля­щи­мися. У иудеев раввин гово­рит: «При­не­сём бла­го­да­ре­ние». «Да будет бла­го­сло­венно имя Гос­подне», – отве­чают ему моля­щи­еся. «Бла­го­да­рим Гос­пода!» – вос­кли­цает сего­дня свя­щен­ник Пра­во­слав­ной Церкви. «Достойно и пра­ведно есть покло­ня­тися Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, Троице Еди­но­сущ­ной и Нераз­дель­ней», – отве­чает ему хор. «Вашим согла­сием мы бла­го­сло­вим Того, Кто дал нам участ­во­вать в Его благах!» – вос­кли­цает затем воз­глав­ля­ю­щий службу у иудеев. И это тоже напо­ми­нает наше свя­щен­ни­че­ское вос­кли­ца­ние: «Бла­го­дать Гос­пода нашего Иисуса Христа… буди со всеми вами!»

Важно понять, что Хри­стос всю новизну Еван­ге­лия вкла­ды­вает в древ­ний ритуал. Воз­можно, именно бла­го­даря этому литур­ги­че­ская мистика ока­зы­ва­ется доступ­ной не избран­ным, но каж­дому. Литур­гия даёт веру­ю­щему воз­мож­ность жить в пол­ноте мисти­че­ского еди­не­ния со Хри­стом. Через неё дости­га­ется глу­бо­кое мисти­че­ское и интим­ное еди­не­ние каж­дого со Хри­стом.

Но в то же время – и в этом корен­ное отли­чие мистики хри­сти­ан­ства от любой другой мистики – через неё дости­га­ется не только еди­не­ние веру­ю­щего с Богом, но и еди­не­ние всех участ­ни­ков таин­ства друг с другом, причём равно живых и умер­ших. Хри­стос – Бог Авра­ама, Бог Исаака, Бог Иакова – не Бог мёрт­вых, но Бог живых. У Бога – все живы! В Еван­ге­лии от Иоанна гово­рится, что Иисус умер, чтобы рас­се­ян­ных чад Божиих собрать воедино.

«Дидахе» – учение две­на­дцати апо­сто­лов – древ­ний хри­сти­ан­ский текст, дати­ру­е­мый при­мерно концом I в., когда ещё были живы непо­сред­ствен­ные уче­ники апо­сто­лов, даёт нам заме­ча­тель­ный литур­ги­че­ский текст, молитву: «Подобно тому, как этот хлеб был раз­бро­сан по горам, а затем собран воедино, так даруй, Гос­поди, чтобы Цер­ковь собра­лась воедино со всех концов земли в единое Цар­ство». Апо­стол Павел гово­рит: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все при­ча­ща­емся от одного хлеба» ( 1Кор.10:17 ).

Это мисти­че­ское еди­не­ние всех в единое тело очень непо­хоже на нехри­сти­ан­ские мисти­че­ские системы, где чело­век вос­ста­нав­ли­вая связь с Богом, наобо­рот, рвёт связи с окру­жа­ю­щими его людьми; оста­ва­ясь наедине с Богом, он уходит, отры­ва­ется от людей, про­ти­во­по­став­ляет себя им. В хри­сти­ан­стве, в пра­во­сла­вии этого нет, нико­гда не было и, будем наде­яться, не будет – иначе это уже будет не пра­во­сла­вие.

Источник

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, или какие тайны хранит роспись. Разбор деталей и мифов

Пожалуй, немного картин смогут соревноваться с известной росписью по скрытым символам, спекуляциям и тайнам. Давайте разбираться. Пристегните ремни, поехали!

Леонардо да Винчи – «Тайная вечеря», 1498

Тайное вече что это. Тайное вече что это фото. картинка Тайное вече что это. смотреть фото Тайное вече что это. смотреть картинку Тайное вече что это.

Никто и подумать не мог, что заказ на роспись трапезной в капелле при монастыре в Милане превратится в одно из популярнейших произведений искусства эвер))

Хотя да Винчи впервые брался за фреску, без попытки переизобрести вообще все он не обошелся. Блин, а он даже строительные леса пробовал переделать.

В 1495 году топовым решением была мокрая штукатурка, но она быстро сохла, а Леонардо любил писать вдумчиво и неторопливо, поэтому он нахимичил с составом: добавил масла и яичный желток для ярких и сочных цветов, и теперь мог подолгу наносить слои, менять плотность оттенков. Однако здесь Акела промахнулся – со временем это решение начало разваливать фреску на куски.

Тайное вече что это. Тайное вече что это фото. картинка Тайное вече что это. смотреть фото Тайное вече что это. смотреть картинку Тайное вече что это.

Художник работал медленно и дорого: 3 года он и его студия расписывали стену, получали неплохие деньжищи и задалбывали монахов – ну а вы бы не бесились, если в вашей кухне будут делать ремонт 3 года? Да еще о запахе новомодной штукатурке Леонардо ходили легенды))

Усложняло дело еще и поиск моделей. Ну и тут я расскажу классическую легенду. Наш гений искал натурщика для Иуды среди пьяниц и прочих маргиналов, и однажды сыскал подходящего любителя алкоголия. Когда образ Иуды был готов, еле стоявший на ногах алконавт вгляделся в работу и сказал – о, да я уже позировал для фрески раньше. И оказалось, что три года назад он был юным и целомудренным певчим, которым позировал для образа Христа. Вот такая красивая притча о том, как можно из воплощения чистоты и святости можно превратиться в падшего пьяного получеловека. Поучительно-с)

Якобы один и тот же натурщик. Что сказать, жизнь явно помотала:

Тайное вече что это. Тайное вече что это фото. картинка Тайное вече что это. смотреть фото Тайное вече что это. смотреть картинку Тайное вече что это.

Сам момент на картине вполне в духе да Винчи – он захотел одновременно изобразить реакцию апостолов на известие о скором предательстве (поэтому все на картине возмущены) и зарождение таинства причастия Иисусом (он указывает на хлеб и вино, сами знаете почему). Леонардо смог усидеть на двух стульях, поэтому и гений))

Да Винчи первым решился изобразить живую сцену с апостолами без нимбов и добавить психологизма всей сцене. И удивительно изобразил совершенно разные эмоции героев, причем ни один из них не портит композицию и не оттягивает внимание на себя.

Для наглядности композиции добавлю точную копию росписи от Джампетрино, ученика великого Леонардо:

Тайное вече что это. Тайное вече что это фото. картинка Тайное вече что это. смотреть фото Тайное вече что это. смотреть картинку Тайное вече что это.

Иоанн (слева от Иисуса) не может поверить своим ушам, на ухо ему яростно шепчет Петр с ножом в руке (его загасили сильнее всех – он якобы скоро отречется три раза, обидка). А вот между ними сидит и внимательно смотрит на Христа, держа в руке кошель с серебряниками.. Скажите дети, как его зовут?

Есть еще пара интересных деталей по поводу Иуды – он рассыпал соль (к беде, как известно) и тянется к той же тарелке, на которую указывает Иисус («предатель протянет руку к еде одновременно со мной»). Все по канонам.

Справа налево: Иисус, Иоанн (про его фигуру позже), Иуда и Петр с ножом в руках. С его помощью он отрежет ухо первосвященнического раба в Гефсиманском саду, когда пришли арестовывать Христа:

Тайное вече что это. Тайное вече что это фото. картинка Тайное вече что это. смотреть фото Тайное вече что это. смотреть картинку Тайное вече что это.

В левой части стола тоже идет движуха. Варфоломей поднялся из-за стола и намерен устроить разборки, только скажите имя. Андрей (третий слева) показывает, мол я ни при чем.

Вот поближе. Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей. Разные апостолы, разные эмоции:

Тайное вече что это. Тайное вече что это фото. картинка Тайное вече что это. смотреть фото Тайное вече что это. смотреть картинку Тайное вече что это.

На правом конце стола Матфей, Иуда Фаддей и Симон активно обсуждают новости от Иисуса. Бедный Филипп (четвертый справа) тянет руки к груди и спрашивает, неужели это он предатель (Филипп вообще был душка, жаль его тоже распяли спустя время в 87 лет).

Фома (который потом не поверит в воскресение Христа) показывает пальцем на небо, мол, Бог то не допустит таких стремных дел. А Иаков сдерживает напор других апостолов и осмысливает происходящее.

Итак, слева на право: Фома, Иаков Зеведеев, Филипп, Матфей, Иуда Фаддей (про него тоже чуть позже) и Симон. У Симона графика не прогрузилась:

Тайное вече что это. Тайное вече что это фото. картинка Тайное вече что это. смотреть фото Тайное вече что это. смотреть картинку Тайное вече что это.

С сюжетом и персонажами познакомились, давайте отделим мифы и заблуждения от правды))

Часто мелькают суждения о золотом сечении в композиции фрески – все это чушь, гоните ссаными тряпками таких знатоков. Ничего золотого в дневниках Леонардо не находили, да и построена работа на основе правила третей.

Но все же некоторая закономерность тут есть, и она прослеживается в записях художника: он пытался создать музыкальную гармонию, там много разных вычислений и как итог – попытка превратить ноты в музыку, которую можно увидеть на стене в трапезной))

Примерно так работает композиция в картине согласно правилу третей:

Тайное вече что это. Тайное вече что это фото. картинка Тайное вече что это. смотреть фото Тайное вече что это. смотреть картинку Тайное вече что это.

А теперь окунемся в теории заговора, люблю их. Да Винчи был бы эксцентричным гением в любую эпоху, а уж в свою он слишком выделялся. Любил он и ставить многие вещи под сомнения. Все это давало ему разные характеристики, но самый скандальный миф – Леонардо был еретиком.

Естественно, это выдумки. Тут карты спутала традиция изображать апостола как нежного юношу с длинными волосами и любовь да Винчи изображать героев с набором мужских и женских черт. А буква «V» всегда присутствовала на картинах Леонардо как подпись (Vinci, ну вы поняли). Не ведитесь))

Буква «М» на картине, которая якобы составляется вдоль фигур Иисуса и апостолов слева:

Тайное вече что это. Тайное вече что это фото. картинка Тайное вече что это. смотреть фото Тайное вече что это. смотреть картинку Тайное вече что это.

Еще одна теория говорит о том, что в образе Иуды Фаддея (второй справа) автор изобразил себя. Вот тут однозначно трудно сказать, так что хрен знает))

Леонардо вполне мог засунуть себя на роспись, вроде как похож:

Тайное вече что это. Тайное вече что это фото. картинка Тайное вече что это. смотреть фото Тайное вече что это. смотреть картинку Тайное вече что это.

Есть совсем бредовые догадки – соответствие по знакам зодиака и даже по указанию апостолами на планеты и спутники солнечной системы. С этой темы я долго смеялся, там все зависит от жестов, да Винчи крутой шифровальщик))

Вот на что стоит обратить внимание, так это цифра три. Композиция на основе третей, три окна сзади, группы апостолов по 3 человека. И это не считая библейские отсылки на цифру три в Новом завете. Здесь тоже можно поискать замысел, но тут скорее любовь к тройке в те времена и стремление к гармонии от Леонардо.

Справа фотография росписи, как она выглядит сейчас. Как видите, не очень мудрые монахи проделали дверь и лишили Иисуса ног. Если вы затосковали по ногам Иисуса, справа их изображение на точной копии Джампетрино:

Тайное вече что это. Тайное вече что это фото. картинка Тайное вече что это. смотреть фото Тайное вече что это. смотреть картинку Тайное вече что это.

Ну и конечно же, есть теория про конец света. Одна ученая-исследовательница Ватикана разгадала код да Винчи (и особо пояснила, что с книгами Дэна Брауна он не связан) и смогла разгадать зашифрованную художником дату конца света. 21 марта 4006 года нас ждет всемирный потоп, который продолжится до ноября и уничтожит человечество.

Пожалуй, на такой весомой и серьезной ноте я завершу пост. Единственное, важная вещь – если будете в Милане и захотите посмотреть на работу, нужно бронировать билеты за 1,5-2 месяца, иначе не пустят.

Уверен, что не рассказал все теории и не показал всех деталей, но мы уже слишком увлеклись. Давайте лучше продолжим общение в комментариях)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *