Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта что это за профессия
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Кто из мальчишек в детстве не интересовался автомобилями? Наверное, все. Для тех, у кого детское увлечение переросло в желание связать свою профессиональную судьбу с автомобильной техникой есть прекрасная возможность получить образование по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильной техники». Профессия эта не только увлекательна, но и востребована в современном обществе, которое характеризуется все более широким использованием автомобильной техники.
От квалификации и ответственности специалиста данного профиля зависит безопасность на дорогах и жизни многих людей. Многие выпускники, получив фундаментальные знания, занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью по обслуживанию и ремонту автомобилей, многие трудятся на предприятиях, в организациях и учреждениях на должностях по эксплуатации и техническому обслуживанию автотранспорта.
Специалисты данного профиля могут найти применение своим знаниям и умению в конструкторской и технологической деятельности. Благодаря востребованности и широкой сфере применения, профессия относится к высокооплачиваемой.
Сильные преподаватели
Опыт работы преподавателей более 20 лет. Члены жюри олимпиад и авторы учебников.
Живое общение с преподавателями
Важной составляющей процесса обучения является возможность коммуникации с преподавателем.
Персональный куратор
Cледит за процессом обучения, проводит консультации, помогает по предметам и контролирует успеваемость
Индивидуальная траектория
Возможность по собственному усмотрению распределять время для обучения и порядок изучения дисциплин.
Описание специальности
Учебная и производственная практики являются обязательной частью образовательной программы. Производственная практика проходит в два этапа: практика по профилю специальности и преддипломная практика. Как правило, практики организуются на базе учебного заведения, а также на автотранспортных предприятиях, станциях технического обслуживания автомобилей, предприятиях автосервиса. Кроме того, практика может проводиться в автобусных, троллейбусных, грузовых и легковых таксомоторных парках.
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта профессии. Профессиограмма специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Область применения программы
Для бесперебойной работы автомобиля на протяжении всего периода эксплуатации каждому автовладельцу следует время от времени проводить комплекс определенных работ, относящихся по характеру и назначению к двум группам:
Работы, направленные на поддержание узлов рабочих механизмов и агрегатов в рабочем состоянии на протяжении длительного периода эксплуатации;
Работы, направленные на установление механизмов, узлов и агрегатов машин.
В нашей стране работает предупредительно-плановая система обязательного ТО и ремонта автомобиля. Смысл его заключается в том, чтобы обслуживание и осуществляли и по плану, и по потребности.
Периодичность технического обслуживания напрямую зависит от перечня и трудоемкости ремонта автомашины и ее агрегатов. ТО автомобилей разделяют на несколько видов: сезонное, первое и второе, а также ежедневное техобслуживание.
В каждый из видов ТО входят строго установленные операции (работы), которые должны обязательно проводиться. Эти операции делятся на исполнительскую и контрольную составные части.
Исполнительская часть зачастую выполняется по потребности, а контрольная часть работ, которую еще часто называют диагностической, является обязательной. Это помогает значительно уменьшить как трудовые, так и материальные растраты на техническое обслуживание и ремонт
Ежедневное техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (если он необходим) должно выполняться каждый день по возвращению автомобиля с рабочей линии. В него входят:
Контрольно-смотровые работы по всем основным системам и механизмам, которые отвечают за безопасное движение, а также осветительным приборам, кабине и кузову;
Моечно-уборочные и обтирочно-сушильные операции, а также дозаправка машины охлаждающей жидкостью, маслом и, конечно же, топливом.
Мойку автомобиля осуществляют по требованию.
За время обучения в колледже студенты могут изучить все тонкости устройства, технического обслуживания и ремонта автомобильной техники, научиться профессионально управлять легковым и грузовым автомобилем.
Так же студенты имеют возможность обучиться в автошколе при ФГБОУ ВПО СГТУ имени Гагарина Ю.А. и получить права.
Личные качества:
Автослесарь работает как в помещении (мастерские, боксы, гаражи), так и на открытом воздухе. Возможно выполнение работ в очень неудобных позах. Большая нагрузка на опорно-двигательный и зрительный аппарат.
Слесарь по ремонту автомобилей может работать как в одиночку, так и в бригадах, взаимодействуя со специалистами других профилей. В этом случае ему необходимо умение работать в команде, развитое чувство ответственности за работу бригады в целом, а также за качественное выполнение всей работы, производимой разными специалистами.
Государственный образовательный стандарт по специальности « Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта » для подготовки специалиста данного профиля предусматривает изучение многих профессиональных и специальных дисциплин:
Для проведения грамотного технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта специалист должен знать не только его устройство, но и разбираться в тех процессах, что происходят при его эксплуатации. Необходимо знать и понимать физические и химические процессы, происходящие в двигатели при его работе.
Успешное усвоение программы позволит студенту понять, что выбранная им специальность интересна и будет востребована обществом, как сегодня, так и в обозримом будущем. Автомобиль, как и живое существо, требует повседневного ухода и обслуживания, своевременного ремонта и непрерывной диагностики его состояния. Выполнение этих требований позволит эксплуатировать автомобиль долгий период и успешно выполнять работу.
По окончании обучения Вы сможете работать:
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Область профессиональной деятельности выпускников по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»: организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, организация деятельности первичных трудовых коллективов.
Ограничения профессии: брезгливость к «грязной» работе, необходимость постоянно осваивать новые технологии, высокое физическое напряжение, высокая ответственность за конечный результат.
Техник по обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта готовится к следующим видам деятельности:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖКХ.
Дальневосточный государственный межрегиональный индустриально-экономический колледж.
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
преподаватель: студент группы ТОРА – 51
/Лаптева С.В../ /Копейкин В.А./
1.1. Характеристика предприятия.
2.1. Расчёт фонда оплаты труда.
2.1.2. Расчёт фонда оплаты труда вспомогательных рабочих.
2.1.3. Расчёт фонда оплаты труда мастеров и служащих.
2.2. Расчёт единого социального налога.
2.3. Расчёт затрат на материалы и запасные части.
2.5. Калькуляция себестоимости и расчёт на 1000 км пробега.
Заключение по проекту.
1. Расчётно – пояснительная записка.
Автомобильный транспорт имеет большое значение, так как обслуживает все отрасли народного хозяйства. Ежегодно увеличиваются перевозки пассажиров автобусами и легковыми автомобилями по внутригородским, пригородным и международным маршрутам. В нашей стране непрерывно возрастает дальность перевозок грузов и пассажиров вследствие повышения эксплуатационных качеств автомобилей, улучшения автомобильных дорог и строительства новых. Значительно возрастает выпуск грузовых автомобилей и автопоездов повышенной грузоподъемности – важнейший резерв повышения эффективности использования автомобильного транспорта, так как увеличивается его производительность и снижается себестоимость перевозок, следовательно, и стоимости товара.
Для успешного решения автомобильным транспортом поставленных задач необходимо постоянно поддерживать автомобили в хорошем техническом состоянии, создать такую организацию технического обслуживания, которая предусматривала бы своевременное и высококачественное выполнение всех операций по уходу за автомобилем. При этом необходимо использовать правильные приемы выполнения каждой операции и широко применять средства механизации. Квалифицированное выполнение работ технического обслуживания обеспечивает безотказную работу агрегатов, узлов и систем автомобилей, увеличивает их надежность и максимальные межремонтные пробеги, повышает производительность, сокращает расход топлива, снижает себестоимость перевозок, обеспечивает повышение безопасности движения.
Улучшение качества услуг за счет ускорения темпов научно-технического прогресса на основе реконструкции действующих предприятий и широкого внедрения новой техники и передовой технологии рациональных форм и методов организации производства и труда, обеспечения запасными частями, эффективного управления производственной деятельностью и контроля качества работ. Развитие и совершенствование авторемонтного производства требуют правильной организации ремонта автомобилей, которая в свою очередь зависит от целого ряда факторов, наиболее важных из них является рациональное размещение ремонтных предприятий, их специализация и производственная мощность. Эффективность использования автотранспортных средств зависит от совершенства организации транспортного процесса и свойств автомобилей сохранять в определенных пределах значения параметров, характеризующих их способность выполнять требуемые функции. В процессе эксплуатации автомобиля его функциональные свойства постепенно ухудшаются вследствие изнашивания, коррозии, повреждения деталей, усталости материала, из которого они изготовлены и др. В автомобиле появляются различные неисправности, которые снижают эффективность его использования.
Для предупреждения появления дефектов и своевременного их устранения автомобиль подвергают техническому обслуживанию (ТО) и ремонту. ТО – это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля при использовании по назначению при стоянке, хранении или транспортировании.
Ремонт – это комплекс операций по восстановлению работоспособности и восстановлению ресурса автомобиля или его составных частей.
1.2. Характеристика объекта проектирования.
ХПАТП-1 является муниципальным предприятием, и является дотационным. Расположено в городе Хабаровске по адресу: Проспект 60-летия Октября 17. Для расчёта себестоимости работ на участке ремонта электростартеров принимается группа показателей исходных данных на проектирование. Из задания на проектирование принимается:
· тип подвижного состава ЛиАЗ-5226;
· Аи – среднесписочное (инвентарное) количество автомобилей 153 шт.;
· Lсс – среднесуточный пробег автомобиля 153км;
· Природно-климатические условия эксплуатации (умеренно холодный – 0,9);
· Dрг – количество рабочих дней в году 365;
· Тн – продолжительность работы подвижного состава на линии 12,3 ч.
· Lи – коэффициент выпуска автомобилей на линию 0,8
· Тоб.пр. – трудоёмкость работ проектируемого участка (элетроцеха по ремонту стартеров) – 9046,2 чел/час.
· S – площадь участка (зоны) – 36м2
· К1 – коэффициенты корректирования нормативов в зависимости от категории условий эксплуатации – (0,8) табл. 2.8 и 2.7;
· К2 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы – (1) табл. 2.9;
· К3 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий и агрессивности окружающей среды – (0,9)
· Перечень необходимого оборудования с указанием мощности токоприёмников:
2. Расчётная часть.
2.1. Расчёт фонда оплаты труда ремонтных рабочих.
Для определения затрат на оплату труда ремонтных рабочих предлагается повремённо-премиальная система оплаты труда.
Расчёт численности основных рабочих.
Численность ремонтных рабочих на объекте проектирования Nрр чел., определяется по формуле:
чел. принимаем 3чел. (1)
где; Тоб.пр. – трудоёмкость на объекте проектирования, чел/час;
ФРВ – фонд рабочего времени одного рабочего, час
где; Дк – планируемый период, Дк = 365 дн.;
Дв – выходные, Дв – 52 дн.;
Дпр – праздничные по календарю, Дпр = 11дп.;
Дб – дни неявок на работу по болезни и других уважительных причин, Дб = 5дн.;
Дго-дни неявок на работу в связи с выполнением общехозяйственных и государственных заданий, Дго = 1 дн.;
Дот – дни отпуска; Дот – 31 дн.
tcm – продолжительность смены; tсm – 12,6
Двп – предвыходные дни (субботы); Двп – 52 дн.
Дпр – предпраздничные дни по календарю;
t – Время сокращённого рабочего дня. 1 час.
2.2 Производим распределение рабочих по разрядам в соответствии с выполняемыми видами работ.
Расчёт среднего разряда Rср, выполняется по формуле;
(1)
R 1 – R 6 – соответствующие разряды;
Npp – количество ремонтных рабочих, чел.
При расчёте часовых тарифных ставок ремонтных рабочих 2-6 разрядов расчёт производим по формуле:
(2)
Ктар – тарифный коэффициент соответствующего разряда.
Часовая тарифная ставка 3-го разряда Счас, руб., рассчитывается по формуле:
Часовая тарифная ставка 4-го разряда Счас, руб., рассчитывается по формуле:
Расчёт среднечасовой тарифной ставки при дробном значении среднего разряда руб., ведётся по формуле;
(3)
где; См – тарифная ставка меньшего из двух смежных разрядов, руб.;
Сб – тарифная ставка большего из смежных разрядов, руб.;
Кр – дробная часть разряда.
Фонд заработной платы по тарифной ставке.
Расчёт фонда заработной платы по тарифной ставке ФЗПт, руб., ведётся по формуле:
Где; Сср – среднечасовая тарифная ставка, руб.;
Тоб.п. – трудоёмкость на объекте проектирования.
ФЗПт =7,47*5896,4=44046,1 руб.
Расчёт доплаты и премий.
Доплаты за неблагоприятные условия труда Днебл.усл.т. – 10 % на работах с тяжёлыми и вредными условиями труда. Расчёт доплат для ремонтных рабочих, по формуле;
где; Сч – среднечасовая тарифная ставка ремонтного рабочего, руб.
ФРВ – фонд рабочего времени, час
Пнебл.усл.т. – процент доплаты за неблагоприятные условия труда, %
Npp – и количество ремонтных рабочих, чел.
Расчёт доплаты за работу в вечернее время Двч.
Расчёт доплаты выполняется по формуле;
где; 20 – размер доплаты за работу в вечерние часы, %
Твч – количество часов, отработанных одним в вечерние часы т.е. с 18 до 22 часов.
Дрвч – количество рабочих дней в году с работой в вечернее время, дн.
Npp –количество ремонтных рабочих, работающих в вечерние часы, час.
Сч – среднечасовая тарифная ставка, руб.
Премия за перевыполнение количественных показателей и качества работы.
Сумма премии П, руб., рассчитывается по формуле;
(7)
где; ФЗПт – фонд заработной платы по тарифу, руб; nпр – норма премии, n = 50 %
Расчёт основной заработной платы.
Расчет основной заработной платы ФОЗПрр, рассчитывается по формуле:
ФОЗПрр = ФЗПт + Д + П (8)
где; ФЗПт – фонд заработной платы по тарифной ставке, руб.;
ФОЗПрр = 44046 + 4123,4 + 22023 =70192 руб.
Расчёт дополнительной заработной платы.
Норма дополнительной заработной платы Ндоп. %, рассчитывается по формуле;
(9)
где; Дот – продолжительность оплачиваемого отпуска, 31 дн.;
Дк – календарный период, 365 дн.;
Дв – количество воскресных дней, 52 дн.;
Дпр – количество праздничных дней, 11 дн.
Фонд дополнительной заработной платы ФД, руб., рассчитывается по формуле;
(10)
где; ФОЗПрр – фонд основной заработной платы ремонтных рабочих, руб.,
Ндоп – норма дополнительной заработной платы.
2.1.1. Расчёт фонда оплаты труда ремонтных рабочих.
Расчёт фонда оплаты труда ФОТрр, руб., производится по формуле:
ФОТрр = (ФОЗПрр + ФДЗПрр) * 1,5 (11)
где; ФОЗПрр – фонд основной заработной платы ремонтных рабочих, руб.;
ФДЗПрр – фонд дополнительной заработной платы ремонтных рабочих, руб.;
1,5 – сумма районного коэффициента (1,2) и надбавки за выслугу лет (30%).
ФОТрр = (70192,4 + 8703,8) * 1,5 =118344,31 руб.
Расчёт среднемесячной заработной платы одного рабочего ЗПср., руб. производится по формуле:
(12)
где; ФОТрр – фонд оплаты труда;
Npp – число рабочих;
12 – количество месяцев в году.
2.1.2. Расчёт фонда оплаты труда вспомогательных рабочих, мастеров и служащих.
Фонд заработной платы вспомогательных рабочих по тарифной ставке ФЗПвр, руб., рассчитывается по формуле;
(13)
Где; Твр – тарифная ставка вспомогательного рабочего;
Тоб.п. – трудоёмкость на объекте проектирования;
Премии вспомогательным рабочим.
Расчёт премий вспомогательным рабочим Пр.вр., руб., ведётся по формуле;
(14)
где; nвр – норма премии вспомогательных рабочих, на 10% ниже чем у ремонтных рабочих (40%).
ФЗП вр. – фонд заработной платы вспомогательных рабочих по тарифной ставке, руб.
Основная заработная плата вспомогательных рабочих.
Расчёт фонда основной заработной платы вспомогательных рабочих ФОЗПвр, руб., ведётся по формуле;
ФОЗПвр = ФЗПвр + ПР.вр. (15)
где; ФЗПвр – фонд заработной платы вспомогательных рабочих по тарифной ставке, руб.;
Првр. – премия вспомогательным рабочим, руб.
ФОЗПвр = 3523,68 + 8809,22 = 12332,9 руб.
Дополнительная заработная плата вспомогательных рабочих.
Расчёт фонда дополнительной заработной платы вспомогательных рабочих ФДЗП, руб., производится по формуле:
(16)
Ндоп – норма дополнительной заработной платы, принимается одинаковой для ремонтных и вспомогательных рабочих, 11,44%.
Фонд оплаты труда вспомогательных рабочих.
Расчёт фонда оплаты труда вспомогательных рабочих ФОТвр, руб., ведётся по формуле:
ФОТвр = (ФОЗП = ФДЗПвр) * 1,5 (17)
где; ФОЗПвр – фонд основной заработной платы вспомогательных рабочих, руб.;
ФДЗПвр – фонд дополнительной заработной платы вспомогательных рабочих, руб.;
ФОТвр = (12332,9 + 1529,2) * 1,5 =20793,5 руб.
Расчёт фонда оплаты труда мастеров и служащих.
Фонд заработной платы ФЗПм.с., рассчитывается по формуле:
ФЗПм.с. = 0,05 * Npp * Докл * Nмес. (18)
где; 0,05 – норма мастеров и служащих на одного рабочего;
Npp – количество ремонтных рабочих, чел.;
Докл – месячный оклад одного служащего, руб. Принимаем; 2500 руб.
Nмес – количество месяцев, 12 мес.
ФЗПм.с. = 0,05 * 3 * 2000 * 12 =3600 руб.
Премии мастеров и служащих.
Расчёт премии мастеров и служащих Пм.с. руб., ведётся по формуле;
(19)
где; ФЗПм.с. – фонд заработной платы мастеров и служащих по окладу, руб.;
nм.с. – норма премии, на 10% выше, чем у ремонтных рабочих (60%).
Основная заработная плата мастеров и служащих.
Фонд основной заработной платы мастеров и служащих, руб., определяется по формуле:
ФОЗПм.с. = ФЗПм.с. + Пм.с. (20)
где; ФЗПм.с. – фонд заработной платы ИТС по окладу, руб.
Пм.с. – премия инженерно – технических служащих.
ФОЗПм.с. = 3600 + 2160 = 5760 руб.
Дополнительная заработная плата.
Фонд дополнительной заработной платы мастеров и служащих ФДЗПм.с., руб., определяется по формуле;
(21)
где; Ндоп – норма дополнительной заработной платы мастеров и служащих, %.;12,4%
ФОЗПм.с. – фонд основной заработной платы мастеров и служащих, руб.
2.1.3. Фонд оплаты труда мастеров и служащих.
Расчёт фонда оплаты труда мастеров и служащих ФОТм.с., руб., ведётся по формуле;
ФОТм.с. = (ФОЗПм.с. + ФДЗПм.с.) * 1,5 (22)
где; ФОЗПм.с. – фонд основной заработной платы мастеров и служащих, руб.
1,5 – сумма районного коэффициента и надбавки за выслугу лет.
ФОТм.с. = (5760 + 771,84) * 1,5 = 9797,76 руб.
Общий фонд оплаты труда.
Общий фонд оплаты труда, руб., определяется по форме;
ФОТобщ = ФОТр.р. + ФОТв.р. + ФОТм.с. (23)
ФОТвр – фонд платы вспомогательных рабочих, руб.;
ФОТрр – фонд платы ремонтных рабочих, руб..
ФОТобщ = 9797,76 + 118344,31 + 16191,36 =148935,07 руб.
2.2.Единый социальный налог.
Расчёт единого социального налога Сесн., производится по формуле;
(24)
Н – ставка налога в процентах. 26 %.
Расчёт заносим в таблицу №2
Структура фонда оплаты труда.
Мастера и служащие
1. фонд заработной платы по тарифной ставке (окладу)
2. доплаты за неблагоприятные условия труда
3. доплаты за работу:
4. доплаты за бригадирство
6. фонд основной заработной платы
7. фонд дополнительной заработной платы
8. фонд оплаты труда, руб.
9. общий фонд оплаты труда, руб.
10. единый социальный налог (ЕСН)
2.3. Расчёт затрат на запасные части и ремонтные материалы.
Затраты на запасные части.
Затраты на запасные части Сзч. руб., рассчитываются по формуле;
где; Нзч – норма затрат на запасные части на 1000 км, пробега, руб.;
(8,17 руб.) [стр.30 прил.№ 4. (1)]
Lобщ – годовой пробег автомобиля данной марки, км.; (ЛиАЗ-5226)
Lобщ = 153*123*365 = 8544285 км;
Кинф – коэффициент инфляции, принимаем равный 25%.
Нуч.з.ч. – процент затрат на запчасти, приходящийся на данный участок 8%
Затраты на ремонтные материалы.
Расчёт затрат на ремонтные материалы Срм, руб., производится по каждой марке, определяется по формуле;
(26)
где; Нрм – норма затрат на ремонтные материалы на 1000 км. пробега, руб.(8,13 руб.) стр.30 ;
Кинф – коэффициент инфляции, принимаем равный 25%.;
Lобщ – годовой пробег автомобиля данной марки, км.
Результаты расчётов сводятся в таблицу № 4.