Техническое задание и задание на проектирование в чем отличие
Чем отличается задание на проектирование от технического задания?
Это одно и то же, только правильно «Задание на проектирование».
Так оно называлось в СНиП 11-01-95, так оно называется в пост. № 87 и пост. №145.
Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР
11. Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), |
8. Необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование. |
ГОСТ Р 21.1002-2008 Система проектной документации для строительства. Нормоконтроль проектной и рабочей документации
3.1.1 нормоконтроль: Проверка выполнения проектной и/или рабочей документации, определение ее соответствия требованиям технических регламентов, стандартов Системы проектной документации для строительства (СПДС), других документов по стандартизации и заданию на проектирование.
СП 11-111-99
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ
НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЧАСТНОГО ЖИЛОГО ДОМА
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(рекомендуемое)
к РД 153-39.4-075-01
ТИПОВАЯ ФОРМА ЗАДАНИЯ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
Рекомендуемая форма задания на проектирование объектов производственного и жилищно-гражданского назначения приводилась в «Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство зданий и сооружений» (СНиП 11-01-95).
ГК
Статья 759. Исходные данные для выполнения проектных и
изыскательских работ
1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Ну судя по всему да.
Единственно может сейчас у всех министерств разработаны типовые задания. Скорее всего.
Разработка технического задания. Что это такое, зачем оно нужно, с чего начать и как должно выглядеть?
В данной статье я попытался подробно рассмотреть проблему разработки Технических заданий. Тема стара, как и проблема. Но она до сих пор часто решается «как получится». Как сказал Генри Шоу «Мелочи тревожат нас больше всего: легче увернуться от слона, чем от мухи».
О чем эта статья?
Как ни странно, проблемы у всех одинаковые! У всех бывают как успешные документы (и проекты), так и совсем бестолковые (исключение, пожалуй, составляют Технические задания, разработанные еще во времена, когда не было персональных компьютеров, но там были совсем другие условия). Почему так получается? Именно потому, что цели у проектов бывают разные, как и пользователи этих документов. И, конечно, компетенции непосредственных специалистов не на последнем месте. В этих двух статьях я попытаюсь поделиться своим личным опытом, накопленном за многие годы. Конечно, получится в сжатом виде, т.к. вопрос достоин целой книги (кстати, идея, а может написать?)…
Что такое техническое задание?
Да, действительно существуют ГОСТы и стандарты, в которых предприняты попытки регламентировать эту часть деятельности (разработки программного обеспечения). Когда-то все эти ГОСТы были актуальны и активно применялись. Сейчас существуют разные мнения по поводу актуальности данных документов. Одни утверждают, что ГОСТы были разработаны очень дальновидными людьми и до сих пор актуальны. Другие говорят, что они безнадежно устарели. Возможно, кто-то сейчас подумал, что правда где-то по серединеJ. Я бы ответил словами Гете: «Говорят, что между двумя противоположными мнениями находится истина. Ни в коем случае! Между ними лежит проблема». Так вот, между этими мнениями истины нет. Потому как ГОСТы не раскрывают практических проблем современной разработки, а те, кто их критикует, альтернативы (конкретной и системной) не предлагают.
Если кому-то интересно, о каких ГОСТах я говорю, то вот они:
Отличное определение, полностью раскрывающее суть. Впрочем, требования ГОСТа направлены как раз на раскрытие этого определения. Я ни в коем случае не критикую требования ГОСТа, я просто утверждаю, что их там явно недостаточно, чтобы разработать эффективное Техническое задание. И это нормально, ведь есть ГОСТ, например, на изготовление хлеба, и это вовсе не значит, что любой человек может выпечь хлеб по ГОСТу. Кроме ГОСТа требуется знание методик и практик, как в любом деле. Именно этот факт лежит в корне проблемы, которая лежит посерединеJ. А многие специалисты почему-то при необходимости разработать Техническое задание, обращаются только к требованиям ГОСТа. Ну, давайте начнем жить по ГОСТу, посмотрим, что получится! Но ведь не может такого быть, что в столь распространенном занятии, как разработка и внедрение автоматизированных систем не проводилось исследований, не изучались практики, не писалось книг об этих самых практиках! И это так. Конечно, есть много отличных (!) трудов, посвященных тематике формулирования требований и в конце статьи я приведу такие примеры. Многое в своей практике я использовал именно оттуда, а когда работал над этой статьей, то тоже нашел много интересных мыслей, которыми рад буду поделиться. Так что, велосипеда изобретать не нужно, но есть потребность систематизировать эти знания. Кстати, любопытный факт, ни одного отечественного автора в этих трудах нет. Вся литература в переводе с западных авторов, но зато каких! Среди них есть просто виртуозы своего дела, у которых есть чему поучиться и нужно это делать. Иначе, споры о том, «Как разработать техническое задание» будут продолжаться бесконечно. Однако, я увлекся лирикой…
Именно основное, но единственное. Настало время взяться за главное: разложить все «по полочкам», как и обещал.
Что необходимо знать о требованиях? Необходимо четко понимать, что все требования нужно разделять по видам и по свойствам. Сейчас мы научимся это делать. Для разделения требований по видам нам как раз поможет ГОСТ. Тот перечень видов требований, который там представлен, является хорошим образцом того, требования каких видов следует рассматривать. Например:
Про виды требований я сказал, а что же со свойствами? Если виды требований могут быть различными (зависит от целей проекта), то со свойствами все проще, их 3:
На этом повествование о том, что такое Техническое задание можно было бы завершить и перейти к главному: как формулировать требования. Но не так все быстро. Есть еще один крайне важный момент:
Техническое задание – это документ, в основе которого лежат требования, сформулированные на понятном (обычном, привычном) для Заказчика языке. При этом может и должна использоваться отраслевая терминология, понятная Заказчику. Никаких привязок к особенностям технической реализации быть не должно. Т.е. на этапе ТЗ в принципе не важно, на какой платформе будут реализовываться эти требования. Хотя есть исключения. Если речь идет о внедрении системы на основе уже существующего программного продукта, то такая привязка может иметь место, но только на уровне экранных форм, форм отчетов и пр. Выяснением и формулированием требований, а также разработкой Технического задания должен заниматься бизнес-аналитик. И уж никак не программист (если только он не совмещает в себе эти роли, такое случается). Т.е. этот человек должен говорить с Заказчиком на языке его бизнеса.
Технический проект – это документ, который предназначен для технической реализации требований, сформулированных в Техническом задании. Как раз в этом документе описываются структуры данных, триггеры и хранимые процедуры, алгоритмы и прочие штуки, которые потребуютсятехническим специалистам. Заказчику в это вникать вовсе не обязательно (ему и термины такие могут быть непонятны). Технический проект делает Архитектор системы (вот совмещение этой роли с программистом вполне нормально). А точнее группа специалистов во главе с архитектором. Чем больше проект, тем и больше людей работает над Техническим заданием.
Что мы имеем на практике? Забавно наблюдать, когда директору приносят на согласование Техническое задание, которое изобилует технической терминологией, описанием типов данных и их значений, структуры базы данных и пр. Он, конечно, пытается вникнуть, раз надо утверждать, пытаясь найти между строк знакомые слова и не потерять цепочку бизнес-требований. Что, знакомая ситуация? И чем это заканчивается? Как правило, такое ТЗ утверждается, затем реализуется, а в 80% случаев потом совсем не соответствует факту выполненных работ, т.к. много чего решили изменить, переделать, неправильно поняли, не так думали и т.д. и т.п. А потом начинается сериал про сдачу работ. «А вот тут не так как нам надо», а «это у нас работать не будет», «это слишком сложно», «это неудобно» и т.д. Знакомо. Вот и мне знакомо, пришлось набить шишек в свое время.
Еще небольшой, но важный момент. Иногда Техническим заданием называют небольшой кусочек требований, простой и понятный. Например, доработать поиск объекта по каким-либо условиям, добавить колонку в отчет и пр. Такой подход вполне себе оправдан, зачем усложнять жизнь. Но применяется не на больших проектах, а на мелких доработках. Я бы сказал это ближе к сопровождению программного продукта. В этом случае в Техническом задании может быть описано и конкретное техническое решение реализации требования. Например, «В алгоритм такой-то внести такое-то изменение», с указанием конкретной процедуры и конкретного изменения для программиста. Это тот случай, когда граница между Техническим заданием и Техническим проектам полностью стирается, т.к. нет никакой экономической целесообразности раздувать бумаготворчество там, где это не нужно, а полезный документ создается. И это правильно.
А нужно ли вообще техническое задание? А Технический проект?
А что же с Техническим проектом? Данный документ весьма полезный и не утратил свою актуальность. Более того, часто без него просто не обойтись. Особенно, если речь идет о передаче работ по разработке на сторону, т.е. по принципу аутсорсинга. Если этого не сделать, есть риск узнать много нового о том, как должна выглядеть система, которую Вы задумалиJ. Должен ли с ним знакомиться Заказчик? Если хочет, почему нет, но настаивать и утверждать данный документ нет никакой необходимости, он будет только сдерживать и мешать работать. Спроектировать систему до мелочей практически невозможно. В этом случае придется непрерывно вносить изменения в Технический проект, что занимает немало времени. А если организация сильно забюрократизирована, то вообще все нервы там оставите. Как раз о сокращении такого рода проектирования и идет речь в современных методологиях быстрой разработки, о которых я упоминал выше. Кстати, все они базируются на классическом XP (экстремальном программировании)- подходе, которому уже порядка 20 лет. Так что сделайте качественное Техническое задание, понятно Заказчику, а Технический проект используйте как внутренний документ, для взаимоотношений между архитектором системы и программистами.
Интересная деталь по поводу технического проектирования: некоторые средства разработки, устроенные по принципу предметной ориентированности (типа 1С и аналогичных) предполагают, что проектирование (имеется ввиду процесс документирования) требуется только на действительно сложных участках, где требуется взаимодействие между собой целых подсистем. В простейшем случае, например создать справочник, документ, достаточно лишь правильно сформулированных бизнес-требований. Об этом говорит и стратегия бизнеса этой платформы в части подготовки специалистов. Если посмотреть на экзаменационный билет специалиста (именно так он называется, а не «программиста»), то Вы увидите, что там присутствуют лишь бизнес-требования, а как их реализовать на программном языке это и есть задача специалиста. Т.е. ту часть задачи, которую призван решать Технический проект, специалист должен решить «в голове» (речь идет о задачах средней сложности), причем здесь и сейчас, следуя определенным стандартам разработки и проектирования, которые формирует опять же компания 1С для своей платформы. Таким образом, из двух специалистов, результат работы которых внешне выглядит одинаково, один может экзамен сдать, а второй нет, т.к. грубо нарушил стандарты разработки. Т.е заведомо предполагается, что специалисты должны обладать такой квалификацией, чтобы типичные задачи проектировать самостоятельно, без привлечения архитекторов системы. И такой подход работает.
Продолжим исследование вопроса: «Какие требования включать в Техническое задание?»
Формулирование требований к информационной системе. Структура Технического задания
Как и любую деятельность, формулирование требований можно (и нужно) разделить на этапы. Всему свое время. Это тяжелый интеллектуальный труд. И, если относится к нему с недостаточным вниманием, то результат будет соответствующий. По экспертным оценкам, стоимость затрат на разработку Технического задания может составлять 30-50%. Я придерживаюсь такого же мнения. Хотя 50 – пожалуй, перебор. Ведь Техническое задание – это еще не последний документ, который должен быть разработан. Ведь еще должно быть и техническое проектирование. Такой разброс обусловлен различными платформами автоматизации, подходами и технологиями, применяемыми проектными командами при разработке. Например, если речь идет о разработке на классическом языке типа С++, то без детального технического проектирования тут не обойтись. Если речь идет о внедрении системы на платформе 1С, то тут с проектированием ситуация несколько иная, как мы видели выше (хотя, при разработке системы «с нуля», она проектируется по классической схеме).
Несмотря на то, что формулировка требований является основной частью Технического задания, а некоторых случая она становиться единственным разделом ТЗ, следует обратить внимание на то, что это важный документ, и оформлять его следует соответственно. С чего начать? В первую очередь начать надо с содержания. Составьте содержание, а затем начните его разворачивать. Лично я делаю так: сначала набрасываю содержание, описываю цели, всю вводную информацию, а затем принимаюсь за основную часть – формулировку требований. Почему не наоборот? Не знаю, мне так удобнее. Во-первых, это гораздо меньшая часть времени (по сравнению с требованиями), во-вторых, пока описываешь всю вводную информацию, настраиваешься на главное. Ну это кому как нравится. Со временем у Вас выработается свой шаблон Технического задания. Для начала рекомендую в качестве содержания взять именно тот, что описан в ГОСТ. Для содержания он подходит отлично! Затем берем и начинаем описывать каждый раздел, не забывая про рекомендации следования трем свойствам: понятности, конкретности и тестируемости. Почему я на этом так настаиваю? Об этом в следующем разделе. А сейчас предлагаю все-такт пройтись по тем пунктам ТЗ, которые рекомендуются в ГОСТе.
И так, ГОСТ рекомендует следующие разделы:
Раздел 1. общие сведения.
Можно вообще удалить этот раздел (достаточно формальный).
Вообще, умение выделять цели, формулировать их, строить дерево целей это тема совершенно отдельная. Запомните главное: умеете – пишите, не уверены – вообще не пишите. А что будет, если не сформулировать цели? Будете работать по требованиям, такое часто практикуется.
ГОСТ расшифровывает перечень таких требований:
ГОСТ выделяет такие виды:
Общие требования к приемке работ по стадиям (перечень участвующих предприятий и организаций, место и сроки проведения), порядок согласования и утверждения приемочной документации;
Но даже наличие тестируемых требований может оказаться недостаточно при сдаче системы, если четко не прописан порядок приемки-передачи работ. Например, распространенная ловушка: система сделана, вполне работоспособна, но Заказчик по каким-либо причинам не готов в ней работать. Причины эти могут быть любые: некогда, поменялись цели, кто-то уволился и т.п. И говорит: «Поскольку мы еще не работаем в новой системой, значит и не можем быть уверены, что она работает». Так что учитесь правильно выделять этапы работ, способы проверки результатов по этим этапам. Причем Заказчику такие способы должны быть понятны изначально. Если они зафиксированы на уровне Технического задания, то всегда можно при необходимости к ним обратится и подвести работы с передаче.
Могут быть и любые другие правила ввода информации, принятые в компании (или планируемые). Например, информация о договоре раньше заносили текстовой строкой в произвольном виде, а теперь требуется номер отдельно, дату отдельно и т.д. Таких условий может быть очень много. Часть из них может быть воспринята с сопротивлением персонала, поэтому лучше все такие случаи прописать на уровне требований к порядку ввода данных
Создание условий функционирования объекта автоматизации, при которых гарантируется соответствие создаваемой системы требованиям, содержащимся в ТЗ
Возможно, какая-то необходимая информация обрабатывалась на бумаге, а теперь ее необходимо вводить в систему. Если этого не делать, то какой-либо модуль не заработает и т.п.
Возможно, что-то упрощалось, а теперь требуется учитывать более детально, соответственно кто-то должен собирать информацию по определенным правилам.
Этот перечень может быть длинным, смотрите на конкретный случай своего проекта.
Сроки и порядок комплектования штатов и обучения персонала
Подумайте, как будут представлены руководства пользователя.
Возможно, у Заказчика есть принятые корпоративные стандарты, значит надо к ним обращаться.
Игнорирование требований к документации очень часто приводит к самым неожиданным последствиям на проектах. Например, все сделано и все работает. Пользователи тоже умеют работать. Про документацию вообще не договаривались и не разговаривали. И вдруг при сдаче работ кто-то из топ-менеджеров Заказчика, который даже не участвовал в проекте, но участвует в приемке работ, Вас спрашивает: «А где руководства пользователя?» И начинает Вас убеждать, что о наличии руководств пользователя договариваться было и не нужно, это «само собой» якобы подразумевается. И все, не хочет принимать у Вас работу. За чей счет будете разрабатывать руководства? На этот крючок попадали уже многие команды.
Поэтому, лучше сослаться просто на отчет об обследовании, требования ключевых лиц.
Но вот без главного: функциональных требований ни одно грамотно Техническое задание не обходится. Хочу заметить, что в практике такие Технические задания встречаются, и еще как! Есть деятели, которые сумеют развести воды по всем разделам, опишут общие требования общими словами, и документ получается весьма увесистый, и слов в нем умных много, и даже Заказчику может понравится (т.е. он его утвердит). Но вот работать по нему может не получиться, т.е. практической пользы от него мало. В большинстве случаев такие документы рождаются, когда надо получить много денег именно под Техническое задание, а сделать его надо быстро и не погружаясь в детали. А особенно, если известно, что дальше дело не пойдет, или его будут делать совсем другие люди. В общем, просто для освоения бюджета, особенно государственного.
Во второй статье будем говорить только о разделе 4 «Требования к системе», а конкретно мы будет формулировать требования из соображений понятности, конкретности и тестируемости.
Почему требования должны быть понятными, конкретными и тестируемыми.
Вид требования
Неправильная формулировка
Комментарий и как можно было сформулировать
Конкретное ли это требование? Не сказано, как должна распределяться затрата, по сумме, по количеству, равномерно или как-то иначе?
Тестируемое ли это требование? Вроде бы простая вещь, но как ее проверять, если нет конкретики?
Как можно было бы это переформулировать: «Сумма затрат, указанная в документе, должна распределиться на все товары, указанные в данном документе пропорционально стоимости этих товаров». Получилось и понятно, и конкретно. Как проверить тоже не составит труда.
Конкретно? Конечно нет. Как это видится в реализации? Если речь идет о валовой прибыли, то значит необходимо ограничивать доступ к данным о стоимости закупки, т.к. в противном случае валовую прибыль вычислить не составит труда, поскольку данные о стоимости реализации известны широкому кругу лиц. К тому, что относится к правам доступа, надо относиться очень аккуратно. А если у менеджеров по продажам мотивация построена на валовой прибыли, так эти требования еще и противоречат друг другу, т.к. менеджеры никогда не смогут это проверить. Если уж включать такое требование, то нужно указывать конкретные отчеты и объекты системы, в которых указывать, какая часть данных должны быть доступна отдельным категориям лиц. И рассматривать каждый такой случай индивидуально.
Можно сформулировать примерно так: «Отчет по продажам в разрезе клиентов с детализацией до каждой товарной позиции (см. образец) должен выводится не более, чем за 1 минуту при условии, что количество товаров в выборке не превышает 5000 строк».
Надеюсь, идея понятна. Если будут конкретные вопросы, пишите, попробую помочь.
Чтобы в Техническом задании было больше конкретики, существует немало рекомендаций. Даже есть перечень слов, которые употреблять в Техническом задании не рекомендуется. Интересно об этом пишет К.Вигерс, в своей книге «Разработка требований к программному обеспечению». Приведу самые интересные и простые, на мой взгляд, рекомендации:
В следующей статье мы будем говорить только о методиках выявления требований, а также рассмотрим, что общего между работой по сбору требований к информационной системе и сбору информации для описания бизнес-процессов.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
- Техническое диагностирование трубопроводов что входит
- Техническое задание и технические условия в чем отличие