Технико экономический аудит что это
Как проводится технический аудит проекта
Для того чтобы точно и объективно представлять себе рентабельность и эффективность запланированного проекта, а также оценить его инвестиционную привлекательность, есть смысл перед началом воплощения просчитать все технологические нюансы. То же нужно время от времени производить для выявления сильных и слабых мест работающего предприятия для усовершенствования его функционирования.
Рассмотрим, какие цели преследует технический аудит, к каким объектам его можно применить и по каким принципам его осуществляют.
Что собой представляет технический аудит
Технический аудит – это комплексное исследование всех технологических характеристик объекта по обозначенным критериям с целью определения инвестиционных рисков и определения путей оптимизации работы. Аудит может быть выражен и в таких определениях:
Подготовленные специалисты проведут исследование в разных областях, относящихся к объекту, произведут расчеты и сформулируют выводы относительно рентабельности, возможности экономии, эффективности управления и др.
Вопрос: Организация собирается приобрести контрольный пакет акций производственного предприятия. Может ли она для этой цели заказать услуги технического аудита предприятия?
Посмотреть ответ
Объекты технического аудита
Проводить технический аудит можно по отношению к различным объектам. Внимание исследователей может быть направлено:
ВНИМАНИЕ! Комплексно обследовать можно любую производственную структуру независимо от ее отрасли и направленности.
Чаще всего предметом отдельного аудита в рамках производства являются следующие объекты:
Вопрос: Можно ли применить вычет «входного» НДС по услугам исследования производственного предприятия (технического аудита) с целью приобретения в дальнейшем акций данного предприятия?
Посмотреть ответ
Цели технического аудита
Главная цель исследования всегда предусматривает нахождение путей усовершенствования функционирования объекта. Она реализуется в конкретных задачах, последовательно решаемых в процессе аудита:
Инициаторы проведения аудита
Независимую экспертизу технического состояния объекта могут инициировать заказчики различных категорий:
Методика проведения технического аудита
Процедура проведения аудита определяет, в каком порядке будет происходить исследовательская, аналитическая и заключительная часть комплексного обследования объекта. Необходимо определить критерии, то есть показатели, по которым будет оцениваться та или иная сторона объекта аудита. Они должны позволять оценивать состояние объекта в динамике и точно свидетельствовать об изменении исходного уровня показателя в зависимости от принимаемых мер.
Этапы технического аудита
Условия проведения технического аудита
Для проведения комплексной оценки определенного объекта целесообразно соблюдать ряд практических условий, доказавших свою правомерность и эффективность:
Итоги технического аудита
Последним и самым важным этапом технического аудита является формулирование отчета, содержащего максимально целостную информацию по всем сторонам исследования объекта. В отчете будут содержаться не только выводы, то есть ответы на поставленные вопросы, но и оптимальные пути решения, подкрепленные финансовыми расчетами. По согласованию с аудиторами заказчик может получить следующие документы:
ВАЖНО! Аудит считается успешным, если по итогам его отчета, представленного руководству компании, были приняты решения, отданы конкретные распоряжения, изданы приказы и на этой основе предприняты определенные действия.
Что такое аудит. Объясняем простыми словами
Проще говоря, в фирму приезжает специально обученный человек, который просматривает всю финансовую или другую документацию, изучает производственные или другие бизнес-процессы. После этого эксперт выносит официальное заключение.
Такой деятельностью могут заниматься специализированные аудиторские фирмы, индивидуальные предприниматели, аудиторы.
Аудит может быть на добровольной основе, т. е. инициатором проверки выступает сама компания. Например, по инициативе одного или нескольких учредителей (акционеров), когда у организации поменялось руководство или главный бухгалтер. Но также он бывает и обязательный.
Аудит бухгалтерской отчётности по закону обязателен для организаций:
Пример употребления на «Секрете»
«Вице-президент Facebook подчеркнул, что компания начнёт отправлять отчёт о контенте, который она публикует каждые 12 недель, на независимый аудит, так как хочет нести ответственность перед своими пользователями».
(Из новости о том, что подросткам ограничат время пользования Instagram).
Нюансы
Существует множество видов аудита, перечислим самые основные:
Финансовый аудит. Проверка экономического состояния организации с оценками достоверности и перспективами развития.
Промышленный аудит. Система мероприятий, которая совмещает в себе финансовый и технический контроль объёмов выполненных работ и их качество, требования строительных норм и правил, стартапов и так далее.
Управленческий аудит. Проверка существующей системы организации бизнес-процессов ради выявления проблем и поиска путей их решения, чтобы повысить эффективность работы компании.
Ошибки в употреблении
Не путайте с понятием «ревизия». Аудит направлен на разные стороны деятельности компании — экономическую, техническую, управленческую и так далее. Ревизия же — часть финансового аудита. Она необходима для проверки законности финансовых операций компании и их верного отражения в бухгалтерском учёте.
Ревизия выявляет различные недостатки, ошибки и махинации в финансовой сфере и ставит целью наказать виновных в подобных махинациях. Если при аудите выявлены недостатки или ошибки, то часто компания-аудитор предлагает пути их исправления.
Исторический факт
Примерно 4000 лет до н. э. древние цивилизации Ближнего Востока создавали государства и налаживали хозяйственную деятельность. Чтобы вести учёт доходов и расходов, составлялись специальные отчёты. Спустя время это привело к тому, что необходимо было устраивать проверки составляемой отчётности на наличие ошибок.
Технико экономический аудит что это
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2018 N 71)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Используемые в настоящем Положении понятия означают следующее:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2015 N 1333)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.12.2015 N 1333, от 26.01.2018 N 71)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1333)
3. Заявителем на 1-м этапе проведения публичного технологического и ценового аудита является застройщик.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2018 N 71)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Заявителем на 2-м этапе проведения публичного технологического и ценового аудита является застройщик, технический заказчик или уполномоченное ими лицо.
При необходимости увеличения до 01.10.2019 сметной стоимости из-за повышения НДС, не требуется проведение повторного аудита, а также аудита проекта, попавшего в п. 5 в результате такого увеличения (Постановление Правительства РФ от 03.09.2019 N 1147).
5. Публичный технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов проводится:
(пп. «е» введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2019 N 1843)
(п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2015 N 1333)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2018 N 71)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Публичный технологический и ценовой аудит не проводится в отношении инвестиционных проектов, сведения о которых составляют государственную тайну.
8. Публичный технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов проводится в 2 этапа:
(пп. «а» в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2018 N 71)
(см. текст в предыдущей редакции)
По инвестиционным проектам, по которым проектная документация в отношении объектов капитального строительства подлежит разработке, проведение публичного технологического и ценового аудита на 1-м и 2-м этапах осуществляется в порядке, установленном разделом II настоящего Положения.
По инвестиционным проектам, по которым проектная документация в отношении объектов капитального строительства разработана, проведение публичного технологического и ценового аудита осуществляется в 1 этап в порядке, установленном разделом III настоящего Положения.
Публичный технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов не проводится в случае, если в отношении объектов капитального строительства используется экономически эффективная проектная документация повторного использования или проведен технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства, в случае если проведение технологического и ценового аудита такого обоснования инвестиций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации является обязательным.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1333; в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.11.2016 N 1159, от 12.05.2017 N 563)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 9 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2015 N 1333)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. За проведение 1-го этапа публичного технологического и ценового аудита и 2-го этапа публичного технологического аудита инвестиционных проектов, по которым проектная документация в отношении объектов капитального строительства подлежит разработке, экспертными организациями взимается плата в размере, не превышающем соответственно 0,2 процента и 0,38 процента суммарной стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2015 N 1333)
(см. текст в предыдущей редакции)
За проведение публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов, по которым проектная документация в отношении объектов капитального строительства разработана, экспертными организациями взимается плата в размере, не превышающем 0,58 процента суммарной стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2015 N 1333)
(см. текст в предыдущей редакции)
В размере указанной платы учитывается сумма налога на добавленную стоимость.
13. Плата за проведение публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов включается в состав расходов на реализацию инвестиционного проекта в части расходов, предусмотренных главой 12 сводного сметного расчета стоимости строительства, в соответствии с пунктом 31 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.
По инвестиционным проектам, в отношении которых предоставляются средства федерального бюджета на разработку проектной документации, могут быть предусмотрены средства федерального бюджета на оплату проведения публичного технологического и ценового аудита.
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Участниками проведения публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов, не содержащих сведения конфиденциального характера, на 1-м этапе также являются общественные советы, указанные в пункте 26 настоящего Положения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2018 N 71)
Технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 421 «О внесении изменений в Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы и о приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» приостановлено до 31 декабря 2024 г. действие Положения о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций (далее – ТЦА ОИ) осуществляется в соответствии с Положением о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 № 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
ТЦА ОИ проводится в отношении инвестиционных проектов по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Обоснование инвестиций – документация, включающая в себя в том числе проект задания на проектирование объекта капитального строительства и содержащая описание инвестиционного проекта.
При проведении ТЦА ОИ обеспечивается публичное обсуждение обоснования инвестиций (за исключением случаев, когда представленные для проведения ТЦА ОИ документы содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Технико-экономический аудит инвестиционных проектов
«Бухгалтерия и банки», 2014, N 9
Жизненный цикл проекта
Ключевыми факторами принятия решения по условиям получения финансирования проекта являются показатели экономической эффективности проекта (CAPEX, OPEX, IRR, NPV, PI, DPB), которые на каждом этапе жизненного цикла инвестиционного проекта требуют оптимизации.
Конечными же целями оптимизации любого проекта являются увеличение приведенной стоимости и (или) снижение объемов затрат по проекту. Достижению этих целей способствует решение трех важных задач:
В рамках мероприятий по повышению эффективности проектов можно выделить четыре общих этапа:
Определение и утверждение базового уровня бюджета проекта
На первом этапе определяется тип проекта (проект развития, поддерживающий и т.д.), выявляются границы проектов в рамках портфеля (для проектов по созданию платформ развития), а также ставятся цели и определяются условия и параметры оптимизации проектов. В части бюджета проекта этот этап предполагает оценку базового уровня расходов по бюджету, рассмотрение дополнительных изменений, не учтенных в бюджете, сбор технической документации, финансовых оценок и ФЭМ.
По итогам этого этапа формируется актуальный остаточный бюджет, включающий в себя как собственно бюджет с разбивкой по основным статьям оборудования и работ, так и описание вновь создаваемых или модернизируемых объектов и выполняемых видов работ.
Этап оценки текущей структуры проекта (определения базового уровня бюджета) преследует несколько целей:
В подходе к определению остаточного уровня расходов можно выделить шесть шагов:
В целях выполнения вышеперечисленных шагов необходимо:
Проверка проекта на соответствие стратегии и разработка альтернативных концепций
На этом этапе уточняется логическая структура, определяющая стоимость проекта на основе бизнес-факторов, и проверяются альтернативные концепции, которые впоследствии приоритизируются с учетом выявленных бизнес-факторов, подготавливается описание минимального и максимального наборов продуктов, которые необходимо производить в результате проекта.
В ходе составления инвестиционного бюджета сначала определяются целевые показатели проекта (такие как NPV, IRR и т.д.) исходя из стратегии. Определяется целевой портфель инвестиций, который позволит реализовать операционную стратегию и стратегию управления капиталом, включая слияния и поглощения. Исходя из целей, заданных стратегией, выполняется приоритизация основных мероприятий и проектов в рамках инвестиционного портфеля и выявляются наиболее важные направления инвестиционных проектов.
Помимо прямой зависимости между рассмотренными элементами существует и обратная связь. В случае нехватки инвестиционного бюджета может оказаться необходимым вернуться на этап разработки операционной стратегии и уточнить ее соответствующим образом. Если же в рамках операционной стратегии невозможно создать технологическую основу под определенные цели, приходится пересматривать и уточнять корпоративную стратегию.
В зависимости от типа проекта базовые типы концепций будут сильно варьироваться. Для проектов развития с положительным NPV возможно использование следующей типологии концепций:
Для проектов с отрицательным NPV, таких как проекты по поддержанию основных фондов и затратных проектов, следует использовать следующие концепции:
Поиск минимальных технических решений для разработанных концепций
На этом этапе формируется целевой профиль функциональности и минимально достаточных технических решений на уровне концептуальных технических схем, основного оборудования и материалов. Подготавливаются описание и предварительная спецификация минимального технического решения для альтернативных концепций. Проводится анализ сметной стоимости работ, оборудования и материалов на предмет неоправданных запасов исходя из заложенной в проект стоимости.
Определение МТР
Разработку минимального технического решения (МТР) можно сформулировать в виде последовательности вопросов. Вопросы нижнего уровня соответствуют рычагам в рамках проекта оптимизации.
Рассматривая варианты, следует также учесть специфические риски. Идентификация и обоснование рисков необходимы для их учета в процессе выбора оптимального варианта реализации проекта.
Этапы постановки системы управления рисками ИП
Для организации работоспособной и действенной системы управления рисками ИП нужно сначала определиться с терминологией риск-менеджмента, провести диагностику рисков, оценить возможность их появления и вероятные потери, организовать управление рисками.
1. Определение ситуации.
Ситуация менеджмента риска, включая технические, общие, коммерческие, политические, денежные, юридические, договорные и рыночные цели, которые могут ограничивать либо изменять направление проекта, должна быть определена. Цели и ожидаемые результаты, корпоративные требования и требования заказчика на всех стадиях разработки проекта должны быть сформулированы и применены при идентификации и ранжировании видов риска.
Важным подпроцессом данного шага является разработка понятийного аппарата. Понятие «риск» может по-разному трактоваться менеджерами компании, инвесторами и другими заинтересованными сторонами. Потому наличие единой корпоративной терминологии риск-менеджмента очень принципиально. Сначала следует найти, что считать риском, каковы его виды, причины, что значит «управлять рисками» и каковы составляющие системы управления ими. Понятия необходимо расшифровывать во внутренних положениях о риск-менеджменте компаний, а также в глоссариях бизнес-планов и отчетов по проектам.
2. Идентификация риска.
Цель шага заключается в том, чтоб отыскать, перечислить и охарактеризовать все виды риска, которые могут оказывать влияние на выполнение проекта в целом либо на достижение целей отдельных стадий проекта.
Посреди способов идентификации рисков, применяемых в практике российских и зарубежных компаний, можно выделить анкетирование, интервьюирование, экспертную оценку и аудит рисков.
Анкетирование. Оно проводится обычно на исходных шагах диагностики рисков. Подборка респондентов может быть ограничена отдельным структурным подразделением либо может включать служащих разных отделов компании, задействованных в реализации проекта. По итогам анкетирования риск-менеджеры анализируют приобретенные результаты и формируют групповые оценки рисков, анкеты просматриваются и составляется список всех митигированных рисков (исходный реестр рисков). Дальше определяется статистика рисков, другими словами, отмечается, как часто упоминался определенный вид риска различными респондентами. В зависимости от этого задается критериальный вес риска. Параллельно неопределенности ранжируются по вероятности появления и объему вызываемых убытков. Для наглядности сводные результаты анализа группируются по категориям рисков: кредитные, рыночные, политические, природные и т.д. Каждой категории присваивается математически рассчитанная возможность появления и размер затрат. Таким образом осуществляется ранжирование и выбор более важных рисков ИП.
Интервьюирование. В процессе личного общения с сотрудниками можно более точно осознать природу риска, что позволит сберечь время при заключительном анализе и консолидации результатов. Этот способ подходит для выявления рисков в отдельном подразделении, когда можно ограничиться маленьким количеством участников, либо при повторной диагностике. Анализ результатов ведется по той же схеме, что и при анкетировании.
Экспертная оценка. К ней обычно прибегают для анализа определенных бизнес-проектов. Так как оценка вероятности проявления негативного действия частично субъективна, лучше проводить опрос нескольких внутренних и, по мере надобности, наружных профессионалов. Если же нет единства мнений, то дополнительно привлекаются эксперты в данной области. Практика показала, что эффективнее опрашивать профессионалов раздельно друг от друга. Это дает возможность избежать воздействия авторитета первого эксперта, более опытного либо занимающего более высокую должность.
Риск-аудит. Сущность этого метода состоит в получении информации о фактическом положении дел на основании проверок, ревизий, анализа. Таким образом, внедрение этого способа характеризует оценку уже имеющихся процедур риск-менеджмента, применяемых в процессе реализации инвестиционного проекта, к примеру внутреннего контроля в финансовом либо производственном департаменте. Риск-аудит дает возможность выявить сильные и слабые стороны процедур и способов контроля, направления их предстоящего развития.
Стоит отметить, что при идентификации риска должны быть применены вся существующая проектная документация и практические источники информации. Это могут быть требования спецификаций, структура по операционному списку работ и рабочие аннотации.
3. Оценка рисков.
После диагностики выявленные неопределенности ранжируются по вероятности наступления и размеру вероятного вреда и подлежат оценке. Методология оценки рисков ИП включает сочетание как количественных, так и качественных методов.
Количественные методы могут использоваться при наличии достаточной информации для оценки вероятности либо воздействия рисков. Количественный анализ делается в отношении тех рисков, которые в процессе качественного анализа рисков были квалифицированы как потенциально либо значимым образом действующие на конкурентоспособные характеристики проекта. В процессе количественного анализа рисков оценивается эффект от рисковых событий и рискам присваивается цифровой рейтинг.
К количественным способам относятся:
Выбор способа (способов) анализа риска в каждом определенном проекте определяется наличием времени и бюджетом, а также потребностью в степени детализации рисков и их последствий. По результатам оценки выявленные, проранжированные и оцененные подобающим образом опасности компании наносятся на карту рисков и включаются в каталог рисков.
4. Определение толерантности к рискам.
Оценивание риска заключается в сопоставлении уровня риска с применимыми аспектами и установке исходных целей для оценки риска. После того как неопределенности выявлены и количественно оценены, следует найти допустимый размер рисков, к которому компания готова на данном шаге собственного развития, другими словами, уровень толерантности. Обычно уровень толерантности определяется как больший риск, который компания-инвестор готова понести в процессе реализации проекта. В структуре общего уровня толерантности намечаются допустимые пределы риска по категориям.
Как отмечалось выше, после оценки возможных рисков рассчитывается общая стоимость владения (ОСВ) для всех вариантов. В основе логики МТР лежит подход, направленный на достижение минимальной ОСВ путем минимизации общих расходов в течение всего жизненного цикла проекта и его результатов. Минимальная ОСВ обеспечивается благодаря деятельности в трех направлениях: управлению поставками (снижению общей стоимости приобретения), управлению спросом (стандартизации объемов, сроков и спецификаций закупок), управлению процессом (сокращению количества поставщиков и объема затрат на протяжении жизненного цикла).
ОСВ позволяет уточнить оценки капитальных и операционных затрат на протяжении всего жизненного цикла: можно оценить достижимые расходы, понять уровень затрат, закупки и вычислить фактические расходы исходя из приведенной стоимости затрат.
Как показывает практика, на стадии согласования проектной (рабочей) документации или текущего строительства можно выделить пять основных типов рычагов, на основе которых строится МТР.
Технологическая оптимизация ориентирована на изменение проектных решений в части проектирования и спецификации применяемого оборудования и материалов.
Коммерческая оптимизация осуществляется путем переговоров с поставщиками и подрядчиками о снижении цены исходя из анализа стоимости ресурсов и приемлемой рентабельности на основе имеющейся информации о ценах на рынке и требований закона. К этой же категории в ряде случаев относятся мероприятия по привлечению частных инвесторов для покрытия определенных расходов.
Актуализация предполагает корректировку проектно-сметной стоимости за счет использования актуальных коэффициентов инфляции и цен на основные ресурсы страны, где сооружается объект.
Наконец, последний рычаг предусматривает оптимизацию критического пути в зависимости от сценария ввода объекта в эксплуатацию и особенностей критического пути проекта.
Соответствующие решения должны быть направлены на то, чтобы скорректировать последовательность шагов и установить оптимальные взаимосвязи между проектными мероприятиями с целью сокращения сроков строительства.
Построение финансово-экономической модели на основе МТР
Для сравнения и выбора оптимальной концепции строится финансово-экономическая модель оценки каждой из концепций. Результаты финансового моделирования позволяют выбрать предпочтительную концепцию. Для этого можно провести сравнение чистой приведенной стоимости проекта и объема проекта по каждой концепции.
Финансово-экономическая модель представляет собой сводный расчет ключевых финансовых показателей, таких как объем инвестиционного бюджета, прибыли или убытки от реализации продукции и услуг (P&L), свободный денежный поток (FCF) объекта инвестирования, чистая приведенная стоимость (NPV) и другие, включая обоснование расчета на основе исходных предположений.
Сравнение концепций осуществляется на основе показателя чистой приведенной стоимости, рассчитанного на период жизненного цикла объекта инвестирования. Наиболее привлекательной является концепция с максимальным значением этого показателя. При отсутствии доходных частей в проекте достаточно сравнить капитальные и операционные расходы с учетом фактора времени.
В модели выделяются четыре блока, каждый из которых включает набор элементов: предположения, альтернативные концепции, результаты, анализ чувствительности.
Таким образом, для нахождения оптимального технического решения и выбора наилучшей альтернативной концепции необходимо:
Составление и утверждение целевого бюджета
На этом этапе подготавливается уточненный бюджет проекта и портфеля проектов, который впоследствии утверждается на заседании в рамках состава членов ОПИР компании. Обновленный инвестиционный бюджет разрабатывается на основе выбранных альтернативных концепций, при этом согласовываются изменения экономических показателей проекта.
Конечным результатом этапа (и мероприятий по оптимизации в целом) становится целевой оптимизированный инвестиционный бюджет с описанием концепций для основных составляющих проекта.
Процесс подготовки оптимизированного бюджета включает четыре шага:
Проверка выполнения необходимых требований
Этот шаг позволяет убедиться в том, что выполнены основные действия по оптимизации инвестиционного бюджета:
Для проверки выполнения требований рекомендуется пользоваться контрольным списком (проверочным листом). Он может иметь, например, следующую структуру.
Формирование обновленного бюджета
Этот шаг направлен на создание обновленной модели бюджета, зависящей от комплекса определенных коммерческих и технических факторов, проработанных на предыдущих этапах. В частности, целевой бюджет должен включать исходные предпосылки, детализацию компонентов с обоснованием по заложенным МТР и сводный итоговый расчет.
В целях эффективного управления проектом необходимо разработать концептуальные рекомендации по снижению страхуемых рисков и мероприятия по оценке и управлению рисками на последующих стадиях проекта, включающие: