Техносфера современной школы что это
«Просвещение», «король госзаказа» и владелец re:Store: кто занимается проектом «Техносфера современной школы»
На покупку техники для проведения исследований и создания лабораторий Департамент образования тратит миллиарды рублей
На днях Telegram-канал «Незыгарь» сообщил, что Исаак Калина — руководитель Департамента образования правительства Москвы — может попасть под «зачистку». Несколько лет назад москвичи пытались добиться отставки чиновника: им не нравилась масштабная кампания по объединению школ и детских садов. Петицию, под которой подписались более 11 500 человек, до сих пор можно найти на сайте change.org. В ней также упоминалось, что в начале 2000-х Калина был замдиректора издательства «Просвещение», интересы которого якобы продолжает лоббировать на нынешнем посту.
Вопросы у спецслужб, как отмечал «Незыгарь», а затем и «Бойлерная», вызвали закупки: силовиков заинтересовали контракты на поставку компьютерной техники для пункта приема экзаменов (ППЭ) группой компаний «Ланит». Ноутбуки производятся в Китае, быстро ломаются, но при этом приобретаются по завышенным ценам. Закупки, по утверждению Telegram-каналов, стали причиной отставки заместителя Калины Игоря Павлова.
Daily Storm посмотрел, кто составляет «Ланиту» конкуренцию в борьбе за контракты с Департаментом образования: выяснилось, что большая их часть касается проекта «Техносфера современной школы», в рамках которого образовательные учреждения оснащаются новейшей техникой.
Владелец сетей re:Store и Samsung
Стоит оговориться, что данный материал представляет собой обзор крупнейших тендеров мэрии конкретно по проекту «Техносфера современной школы», в которых участвуют «Ланит» и его конкуренты. В прошлом году на него было потрачено около пяти миллиардов рублей. В этом сумма, судя по данным сайта закупок, будет больше.
Крупные закупки, суммы которых начинаются от 50 миллионов рублей и переваливают за миллиард, обычно выигрывают одни и те же фирмы. Наряду со структурами «Ланита», они достаются еще нескольким поставщикам — торговому дому «Абрис», компаниям «Умные машины», «Нормос XXI», НТЦ «Электрон-Сервис» и «Белая трость».
Без учета оснащения техникой ППЭ «Ланит-Интеграция» заключила контракты минимум на 1,3 миллиарда рублей. Что касается поставки компьютеров для ППЭ, то компания — далеко не единственная, кто выигрывал разбитые на несколько частей тендеры. К примеру, ноутбуки почти на 1,2 миллиарда рублей поставит IT-компания «М 13» Владислава Клюшина.
ГК «Ланит» основана Георгием Генсом, под чьим руководством разрабатывалось программное обеспечение для сайта госзакупок. Кроме «Ланита» Генс управлял монобрендовыми розничными сетями, в том числе re:Store, Samsung и Nike. В конце апреля он скончался на 64-м году жизни. По данным на 2018 год, мужчина занимал 151-е место в рейтинге Forbes «200 богатейших бизнесменов России» с состоянием в 700 миллионов долларов.
Из базы «СПАРК-Интерфакс» следует, что сразу после смерти Генса доверительным управляющим рядом его компаний стал сын Филипп. С начала декабря Филипп Генс является 100-процентным владельцем «Ланит-Интеграции».
«Абрис», Ротенберг и Васильева
Торговый дом «Абрис» получил за «Техносферу современной школы» минимум 2,5 миллиарда рублей. Группа компаний специализируется на продаже учебно-методической литературы — ее партнерами выступают более 130 издательств. Правда, правительству Москвы она поставляет не учебники, а игрушки и техническое оборудование для создания робо-классов.
Основной владелец «Абриса» — 40-летний Андрей Чебан (ему принадлежит 99,98% доли), работавший в 2000-х в структурах издательской группы «Ашет». Второй — Владимир Даниличев, которому также принадлежит управляющая компания «Просвещение», входящая в одноименный издательский дом.
До недавнего времени одним из владельцев «Просвещения» был Аркадий Ротенберг, однако после введения против бизнесмена санкций в том числе за поставку учебников в Крым, он продал свою долю в издательском доме. Кроме того, ходят слухи, что интересы издательства лоббирует министр образования и науки Ольга Васильева.
«Умные машины» и РЖД
До 2014 года у ООО «Умные машины» было другое название — научно-производственное объединение «Желдорпоставка». Видимо, этим объясняется ее активное сотрудничество с РЖД: помимо того что компания в рамках «Техносферы современной школы» снабжает мебелью образовательные учреждения на один миллиард рублей, она поставляет бытовую технику РЖД, а также противогазы и шпалы петербургскому метро. Ее бренд называется Hermes Technics: на официальном сайте компании говорится, что она выпускает пылесосы, тостеры, блендеры и соковыжималки.
Совладельцем «Умных машин» когда-то было ООО «Новелил», которым некоторое время владел «король госзаказа» и крупнейший подрядчик РЖД Валерий Маркелов. Недавно миллиардер был арестован по делу о даче взяток экс-полковнику Дмитрию Захарченко.
Нормос XXI и НТЦ «Электрон-Сервис»
Обе компании поставляют в школы более чем на 500 миллионов рублей интерактивный комплекс «Информационно-технологический полигон». Первая выручила за контракт с мэрией около 145 миллионов рублей, вторая — 548 миллионов. И «Нормос», и НТЦ были учреждены Михаилом Танским. Сейчас он остается основным владельцем только НТЦ «Электрон-Сервис». « Нормос » теперь принадлежит Михаилу Полехову, бывшему сотруднику НТЦ. «Нормос» и НТЦ до сих пор аффилированы по номеру телефона.
В список компаний, регулярно выигрывающих закупки у правительства Москвы, в 2017 году ворвалось ООО «Белая трость». На них она заработала более 300 миллионов рублей. В основном фирма занимается поставкой «говорящих книг» для слабовидящих и медоборудованием (кушетками, жгутами для остановки крови, аппаратами искусственной вентиляции легких (!). Все — в рамках проекта «Техносфера современной школы». К слову, школы жалуются, что она не поставляет товар в установленные сроки.
Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО «ОрденФеликса», Главный редактор: Сивкова А.С.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.
Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.
*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:
Что такое современная образовательная техносфера
Основные компоненты техносферы представлены на рис.1. Очевидно, что наиболее гибким и управляемым компонентом, формирующимся под влиянием современных технологий является информационно-образовательная среда (далее ИОС).
ИОС – подвижна и динамична, так как полностью определяется уровнем и распространением быстро развивающихся информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). Быстрое и разностороннее включение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий приводит к интеграции многих компонентов техносферы с ИОС. Основное содержание изменений, которые происходят при развитии образовательного процесса в условиях насыщения среды информационно-коммуникационными технологиями, сводится к использованию разнообразных, разноформатных информационных ресурсов, цифровых лабораторий и коммуникационных сервисов локальной и глобальной сети. Это дает пользователям новые возможности, например, такие, как:
Таким образом, подчеркивая новые особенности и возможности, можно говорить о появлении интегрированной информационно-коммуникационной среды (ИИКС). Структурными компонентами ИИКС являются субъекты взаимодействия (педагоги, обучающиеся, родители, администрация), объекты деятельности (технические и программные средства, различные информационные ресурсы) и компоненты, обеспечивающие и регламентирующие взаимосвязи между субъектами и объектами ИИКС (учебно-методические материалы, педагогические технологии, описание форм и приемов работы, нормативные акты и пр.) Эта среда не просто служит необходимым условием эффективного функционирования различных современных образовательных методик, а способна серьезно влиять на образовательный процесс в целом. ИИКС представляет собой основу сетевого взаимодействия и интерактивного общения всех участников образовательного процесса, прежде всего преподавателей и учащихся, а также их родителей и администрации образовательных учреждений и является важным компонентом организационно-педагогических условий реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Включение в ОП всех возможностей современных технологий является необходимым условием организации ДеФИМО, а сходство задач, стоящих перед различными образовательными учреждениями делает возможным использование технологий сетевого взаимодействия в едином образовательном информационном пространстве. Суть этого процесса заключается в системном педагогическом проектировании по следующим направлениям:
Ресурсы и технологии ИИКС являются необходимым практическим инструментарием ДеФИМО, обеспечивает профессионально-педагогическую коммуникацию, свободный и гарантированный доступ к образовательным ресурсам и сетевым образовательным услугам. Организация ОП с использованием ИИКС позволяет сделать акцент на самостоятельной работе учащихся, развить их образное мышление, раскрыть творческие способности, повысить учебную мотивацию, то есть создать именно те условия, которые необходимы для реализации новых идей ФГОС по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Огромное значение имеют ресурсы ИИКС для организации образовательных траекторий, учитывающих индивидуальные интересы каждого, и при условии использования эффективных методических приемов организация ДеФИМО в большой мере может опираться на веб-ресурсы глобальной сети.
Техносфера в Москве
Комплексное оснащение школ по программе «Техносфера»
«Техносфера» – это проект, предоставляющий возможность учащимся средних школ погрузиться в азы интересных востребованных профессий еще до поступления в профильные вузы. В школах, работающих в рамках проекта, ребята изучают сложные предметы не только в теории, но и на практике, причем не просто проводя общеобразовательные опыты, но и частично осваивая навыки трудящихся в этой области специалистов. С истема позволяет не только узнать больше о работе мечты молодым людям, уже определившимся с будущей специальностью, но и «найти себя» тем, кто ещё не выбрал дело жизни.
Несомненно, школьникам, принимавшим участие в проекте, легче в будущем поступить в престижный университет и найти интересную, высокооплачиваемую работу.
В рамках проекта школы оснащаются передовой техникой, оборудованием. Но для организации современных и комфортабельных рабочих мест требуется и соответствующая мебель.
Цели проекта:
— Раннее профессиональное ориентирование детей на этапе школьной скамьи.
Задачи проекта:
— создание профильных инженерных, медицинских, химико-биологических, физико-технических классов, в которых изучают сложные предметы не только в теории, но и на практике;
— создание в классах условий, максимально приближенных к условиям на рабочих местах будущих профильных специалистов, для получения опыта работы в выбранной области уже в школе;
Требования, предъявляемые к мебели для проекта «Техносфера»:
— Современный актуальный дизайн.
— Универсальность, то есть мебель должна подходить под задачи, которые ставит учитель на конкретном уроке.
— Мобильность, легкость конструкции, чтобы ученики могли самостоятельно передвинуть мебель, например, для работы в микрогруппах.
— Требуется также специализированная мебель, подходящая под техническое оснащение проекта.
«Фабрика имени Мебеля» предлагает полноценную меблировку кабинетов в соответствии с нормами и правилами проекта.
Цифровое сегодня. Техносфера современной школы
Умные часы и брутальные роботы, выполняющие не самые легкие спортивные упражнения, парты, на которых можно писать, и сценарии уроков, выложенные в общую электронную базу. Современная образовательная система не перестает удивлять. Ознакомиться с технологическими новинками представители СМИ смогли во время пресс-тура Департамента образования Москвы в Московском центре технологической модернизации образования.
Выставка «Техносфера современной школы» открылась в ТемоЦентре в апреле. Но по сей день пользуется популярностью, еще бы – экспозиция обновляется постоянно. А пропустить появление новинок позволить себе не могут ни педагоги, планирующие обогатить оснащение своих уроков, ни родители, мечтающие о самом передовом оборудовании, на котором будут заниматься их дети. Поэтому желающих ознакомиться с различными панелями и партами, 3D-лабораториями (3D-ручки и 3D-принтеры), мебелью для школьных классов – партами, «растущими» вместе с учениками, здесь предостаточно.На выставке также предоставлены программно-аппаратный комплекс «Образование», оборудование для школьных телестудий, панели для телеконференц-связи и проект 3D-Classroom с 3D-очками с программным обеспечением для изучения различных предметов (химия, биология, физика).ТемоЦентром, как рассказала заместитель директора Московского центра технологической модернизации образования Галина Зайцева, также разработана программа дополнительного образования детей технологической и естественно-научной направленности. В ходе обучения в Московской школе юного программиста школьники получают разносторонние знания, умения и навыки в области технологий программирования за рамками школьной программы, которые в дальнейшем позволят ребятам осознанно выбрать будущую профессию в сфере информационных технологий.«Московский образовательный» телеканал, по словам заместителя директора ТемоЦентра Юрия Хухашвили, начал свое вещание в сентябре 2015 года. На сегодняшний день более четырехсот тысяч интернет-пользователей из пятидесяти стран мира стали его зрителями. За последний год телеканал был в эфире более семи тысяч часов, набрав более полутора миллионов просмотров. В сентябре 2016 года на канале стартовали новые программы: «Открытая академия», «Сам себе путешественник», «Директор, к доске!», «Шестнадцатилетний капитан».Браслет «Москвенок» и абсолютно свежий продукт «Умные часы» представил первый заместитель директора Московского центра технологической модернизации образования Роман Ершов. Браслет сегодня используют школы во всех округах столицы. А часы появятся в школах, согласившихся апробировать новинку, в октябре. Но первой их получила в подарок и примерила директор лицея №1560 Ирина Жданова.- Педагогу важно, – отметил директор школы №1371 Илья Бронштейн, – чтобы его рабочее место было максимально автоматизировано, чтобы четко и желательно автоматизированно были выстроены его отношения с учениками, чтобы можно было проиллюстрировать свои высказывания на уроке опытным, лабораторным путем, и главное – чтобы у учителя была возможность демонстрировать свои уникальные разработки вне класса.- Столичное образование сумело по достоинству оценить эффективность новых технологий как инструментов образовательного процесса, – прокомментировал директор Московского центра технологической модернизации образования Александр Добряков, – и сегодня нам удалось перейти от интерактивной доски к интерактивному взаимодействию. Этому способствуют и общая техносфера современной школы, и мобильное приложение «Московские школы», с помощью которого жители столицы с легкостью получают всю актуальную информацию о любой государственной школе города, и «Московская электронная школа», единая цифровая платформа, объединившая электронные журналы и дневники, учебные пособия и сценарии для уроков.
Техносфера
Москва централизованно закупает современное оборудование для столичных школ
Крупнейшие аукционы по поставке оборудования для школ в рамках проекта «Техносфера современной школы» разыграют в апреле.
В «Техносфере» – только проверенное оборудование
Проект «Техносфера современной школы» – это предпрофессиональная подготовка будущих специалистов, необходимых экономике города и востребованных на рынке труда. Для этого во всех столичных школах начиная с 2016 года создается высокотехнологичная образовательная среда за счет современного учебного, игрового и спортивного оборудования. С момента старта проекта уже проведено 30 совместных закупок на общую сумму более 8,1 млрд руб. Средний процент снижения по итогам торгов составил 9,3%.
В основе перечня оборудования для «Техносферы» – Приказ Министерства образования и науки РФ № 336 от 30.03.2016. По предложениям городского методического центра, Ассоциации молодых директоров и других активных членов педагогического сообщества он постоянно дополняется и обновляется.
Необходимое для проекта оборудование соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и городским проектам развития и включено в бланк заказа (электронный каталог) – это позволяет планировать закупки как его отдельных позиций, так и целых комплектов.
При этом важная составляющая каждой закупки – это особый порядок приемки оборудования. Перед поставкой всей его партии организуется комиссионная приемка «сигнального образца» – его оценивают эксперты из ведущих ВУЗов – партнеров проектов. Так, в приемке оборудования для медицинских классов постоянно участвуют представители ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова, инженерного – ФГБОУ ВО СТАНКИН, ФГБОУ ВО МГТУ им. Н. Э. Баумана, ФГБОУ ВО МТУСИ. А оборудование для изучения астрономии и других междисциплинарных наук оценивают специалисты из ФГБОУ ВО НИТУ МИСиС.
Геннадий Дёгтев, руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике:
Реализация проекта «Техносфера современной школы» – наиболее яркий пример того, как совместные торги оптимизируют издержки. При проведении таких закупок уменьшаются трудозатраты заказчиков на подготовку процедур, снижаются коррупционные риски и упрощается работа в процессе эксплуатации оборудования, а поставщики получают понятные и прозрачные правила участия в закупках. В прошлом году в рамках проекта проведено около 60 закупочных процедур. В среднем на аукцион приходит по три участника. Общее снижение стартовой стоимости составило в 2017 году 11,2 процента. Отличительная черта закупок в рамках проекта «Техносфера» – это использование стандартизированной документации и предельных ценовых показателей».
Анна Мельникова, начальник управления развития инфраструктуры образования, контрактного управляющего Департамента образования города Москвы:
«Задача совместных закупок заказчиков Москвы – обеспечить московские школы оборудованием по единым образовательным стандартам. Оборудование проекта «Техносфера современной школы» должно отвечать современным педагогическим стандартам. Стандарты также важны и с точки зрения совместных закупок – единые, прошедшие экспертизу цены, утвержденные характеристики».
Публичное представление закупок в рамках проекта Техносфера состоялось в Цифровом деловом пространстве 12 марта. В мероприятии приняли участие 10 компаний – производителей и поставщиков современного оборудования.
Уже к началу нового 2018–2019 учебного года более 75% московских школ смогут использовать новое технологичное оборудование в виде готовых проектных решений: медицинский, инженерный, академический классы, оборудование для проведения уроков астрономии, робо-классы, оборудование для конвергентных лабораторий Курчатовского проекта и совсем новые высокотехнологичные комплекты оборудования «IT–полигон». Также школы планируют обновить учебную мебель, учебное, игровое и спортивное оборудование, необходимое для реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Что говорят педагоги
Московские школы, участвующие в проекте, успели оценить оборудование и его пользу для учеников
Робототехника поможет изучить физику
Наталия Пантелеева, учитель информатики ГБОУ Школа № 1279:
«Мы с детьми побывали на командном соревновании по РобоФутболу. Это начальный уровень освоения робототехники, но это очень мотивирует ребят изучать робототехнику дальше. С ее помощью можно изучать физику, электронику, программирование. Мы можем заниматься и с начальными классами, и с выпускниками старшей школы.
Технологии осваиваем постепенно, от простых алгоритмов двигаемся к сложным роботам. Поэтому нам важно иметь оборудование для изучения микроэлектроники, конструкторы, программное обеспечение, 3D-принтеры. А оборудование «Соревновательная робототехника» позволяет проводить соревнования по мировым стандартам».
Через инженерный класс – в ВУЗ
Антон Марко, учитель физики ГБОУ Школа № 2098:
«Оборудование инженерного класса – образец рабочего места современного инженера. Обучение в нем дает раннее профессиональное самоопределение учащихся. Здесь ребята осваивают предпрофессиональные умения для будущей инженерной профессии: программирование, алгоритмизацию, прототипирование. Благодаря предоставленному городом оборудованию школы открыли инженерные классы, заключили договоры с ведущими техническими вузами и будущими работодателями ребят.
В лаборатории старшеклассники выполняют инженерные проекты и готовятся к предпрофессиональному экзамену, по итогам получают до 10 баллов при поступлении в институты – партнеры школ».
Погружение в виртуальную реальность состоялось
Иван Колечкин, учитель географии ОАНО СОШ «Пенаты»:
«Московская электронная школа – современный цифровой инструмент для учителей, родителей и учащихся. Он позволяет создавать учебные материалы, а главное, использовать лучшие разработки других учителей. Сейчас платформа содержит более 15000 сценариев уроков по всем предметам, а также более 150 электронных учебников издательств, тестов. Она соединяет в себе возможности по организации образовательного процесса, информированию семей о результатах обучения и работе с учебным контентом. Поставляемые интерактивные панели, ноутбуки, школьные серверы, точки доступа изменили рабочее место и учителя, и ученика».
Из медицинского класса – в будущую профессию
Нина Сухова, учитель биологии ГБОУ Школа № 627:
«В школьной медицинской лаборатории учащиеся осваивают будущую профессию. Первая помощь в неотложных состояниях, использование диагностической техники, уход за маломобильными пациентами, современные представления об анатомии и физиологии человека – все это необходимо для будущей профессии врача независимо от его будущей специализации.
Оборудование позволяет проводить практические занятия по биохимии, фармации и лабораторному химическому анализу. В комплексе есть цифровые лаборатории, анатомические тренажеры, кардиографы. А при помощи телементора мы внедрили в программу тренинг простых медицинских манипуляций и изучение телемедицины».
Планетарии появятся в школах Москвы
Андрей Белышев, учитель физики ГБОУ Школа № 498:
«Для изучения астрономии необходимы реальные наблюдения и использование научных приборов. В комплексе оборудования по проекту «Техносфера современной школы» для класса астрономии есть профессиональный телескоп со светофильтрами и астрономические измерительные инструменты.
Некоторые космические явления невозможно увидеть в городских условиях или изучить по учебнику. Для этого есть интерактивный мультимедийный планетарий, где можно визуализировать парад планет, движение комет, строение удаленных созвездий, состав атмосферы других планет. Все это – междисциплинарный комплекс для получения знаний, актуальных в современной жизни».
Инженерный класс
Инженерный комплекс оборудования для прототипирования, программирования, нанотехнологий.
Участники совместной закупки – 13 образовательных организаций, 15 комплектов учебного оборудования.
Медицинский класс
Медицинский лабораторный комплекс для освоения предпрофессиональных умений современных медицинских работников.
Участники совместной закупки – 24 образовательные организации, 28 комплектов учебного оборудования.
Академический класс
Научно-исследовательский комплекс по направлениям:
— физическая химия;
— биохимия;
— информационно-технологические исследования.
Участники совместной закупки –
16 образовательных организаций,
16 комплектов учебного оборудования.
Астрономия
Школьная астрономическая лаборатория и планетарий для исследования небесных тел и астрономических явлений.
Участники совместной закупки – 214 образовательных организаций, 223 комплекта учебного оборудования.
Робо-класс
Комплекс оборудования для разработки мобильных роботов и электронных устройств, проведения соревнований по робототехнике.
Участники совместной закупки – 84 образовательные организации, 93 комплекта учебного оборудования.
Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования
Междисциплинарная лаборатория для проведения исследований на стыке физики, химии, биологии, географии и других наук.