Телефикация что это такое
НИИ телевидения: от первых телевизоров до космической телесвязи
Ежегодно в ноябре отмечается Всемирный день телевидения. Хотя сам праздник появился не так давно, в 1996 году, история телевидения началась примерно век назад. В 1933 году американскому инженеру российского происхождения Владимиру Зворыкину удалось изобрести катодную трубку, которая и стала главной частью телевизора. Наша страна была одной из первых, где приступили к созданию электронного телевидения. Специально для этого в 1935 году был сформирован Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения (сегодня − НИИ телевидения холдинга «Росэлектроника»), который до сих пор остается ведущим предприятием отрасли.
У истоков дальновидения
Приоритет российских ученых в создании электронного телевидения сегодня признан во всем мире. Основоположником катодной телескопии, которая оставалась актуальной для телевизионных устройств по меньшей мере еще сто лет, стал в 1907 году петербуржец Борис Розинг. А его ученик Владимир Зворыкин, эмигрировавший в США, в 1933 году создал на основе идей учителя катодную передающую трубку (иконоскоп) и электронную телевизионную систему. Сегодня Зворыкина по праву называют отцом современного телевидения.
В России и Советском Союзе «дальновидение», как на первых порах называлась передача движущихся картинок на расстоянии, развивалось в механическом направлении. Изображения механического телевидения были низкого качества, беззвучными, передача велась по радиоканалам. Телевизоры собирались радиолюбителями, а первая промышленная модель 1934 года Б-2 была оснащена мизерным экраном 3 на 4 см с увеличивающей линзой. Несмотря на очень слабую картинку, телевизоры пользовались большой популярностью.
В.К. Зворыкин и его изобретения. Фото: wikimedia.org
В 1933 году Зворыкин, уже как ведущий специалист по телевидению, приезжает в СССР. Он выступает с докладом, и это выступление дает мощный толчок для развития отрасли в стране. В ленинградском НИИ телемеханики начинается интенсивная работа по созданию элементов телевидения нового поколения.
Для более эффективного продолжения работ требовалось создать специализированный научный центр. В 1935 году на базе НИИ телемеханики, Ленинградского электрофизического института и Центральной радиолаборатории формируется Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения (ВНИИТ), основной задачей которого становится создание электронного телевидения. У истоков института стоял выдающийся ученый-электротехник Александр Чернышев.
Телефикация страны
В 1936 году институт получает заказ на разработку ТВ-аппаратуры для Ленинградского телецентра. Тогда же начинает действовать контракт с американской фирмой Зворыкина RCA, позволявший советским ученым обучаться в США. Работа велась на огромном энтузиазме, лучшие умы с интересом погружались в новую тему, многие ученые из смежных направлений наблюдали за процессом и оказывали содействие.
К концу 1936 года ВНИИТ полностью завершает разработку электронной системы телевидения. Институт переименовывается в НИИ-8, затем в НИИ-9, однако в обиходе сотрудники продолжают пользоваться старым названием. В 1938 году начинает регулярное вещание первый в стране опытный Ленинградский телевизионный центр.
До начала Великой Отечественной войны институт успевает провести огромный объем работ. Создаются новые стандарты качества телевидения и новое, более чувствительное оборудование. Выпускается техника для телецентра в Ленинграде, при участии специалистов института запускаются телецентры в Москве и Киеве. Большое внимание уделяется в предвоенные годы применению телевизионных технологий в оборонных целях.
При участии НИИ-9 разрабатывается программа по созданию сети телецентров в крупных городах СССР. Создается проект телефикации запланированного к постройке московского Дворца Советов, который должен был стать образцовым телецентром: десятки камер, передвижные телестанции и многометровые экраны. Число телевизоров в стране планировалось довести за пятилетку до 100 тыс.
Для армии, космоса, медицины
Масштабным планам помешала реализоваться война. В 1941 году институт эвакуируется из Ленинграда, часть сотрудников уезжает в Красноярск, часть – в Москву и Бухару. Оставшиеся встают на защиту родного города в составе радиобатальона, в условиях блокады выпускают радиостанции для фронта.
В 1946 году институт возрождается и включается в восстановление телевещания в стране. В 1949 году при помощи разработанной ВНИИТ телевизионной установки ПТУ-47 записывается первая внестудийная передача – парад на Дворцовой площади. В том же году разработан первый в Союзе массовый приемник КВН-49, названный по фамилиям разработчиков − инженеров института В.К. Кенигсона, Н.М. Варшавского и И.А. Николаевского. Интересно, что этот телевизор уже тогда работал на стандарте телевещания, который применяется до сих пор в большей части мира.
В 1950-е годы ВНИИТ работает над созданием цветного телевидения, совершенствует телевизионные устройства. В 1959 году начинается эпоха космовидения : космическая телевизионная система «Енисей», разработанная институтом, выполнила снимки обратной стороны Луны. Затем, уже в 1960-е, – телепередача полета Белки и Стрелки, первого полета человека в космос. В последующие годы телевизионная аппаратура ВНИИТа сопровождала все отечественные космические программы.
Передающие телекинокамеры КТ-104 в «Останкино». Фото: НИИ телевидения
Современный НИИ телевидения – головное предприятие телевизионной отрасли, разработчик видеоинформационных систем для мониторинга, навигации и управления объектами. Входит в состав холдинга «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех. Оборудование института применяется в космосе, на земле, на воде и под водой. Здесь создаются телесистемы для обеспечения производственных процессов, для медицинского применения. В 1989 году с помощью аппаратуры НИИТа впервые истребители Су-27 приземлились на авианосец. В 1999 году начала работу стратегическая информационная система для контроля космического пространства с Земли «Окно», включающая ТВ-оборудование института.
При НИИ телевидения работает музей, который с недавнего времени открыт для всех желающих. В его экспозиции можно наглядно увидеть, как развивалось телевидение в нашей стране и какой вклад в историю отрасли внесли разработки института.
Грядет телефикация всей страны!
К 2015 году у нас будет цифровое телевизионное и радиовещание
Информационные потоки растут с геометрической прогрессией. Аналоговые сигналы уступают место «цифре». А это значит принципиально новое качество, объемный звук, уникальные возможности для телезрителя. Вскоре мы сможем не только поглощать информацию, предлагаемую каналами, но и составлять собственное телеменю. Уже сейчас цифровым телевидением может пользоваться каждый третий белорус. К 2015 году аналоговое вещание будет прекращено вовсе. Только современные технологии!
— Немногие знают, что в Беларуси цифровое вещание существует уже несколько лет. Например, в Минске оно началось в 2005 году, — рассказывает начальник отдела разработки телевизионных приемников Института цифрового телевидения «Горизонт» Андрей Бреднев. — Сначала была создана опытная зона, а потом началось регулярное наземное цифровое вещание — с радиотелевизионной передающей станции в Колодищах.
Сегодня в цифровом формате можно смотреть 4 программы телевидения и слушать одну программу радио. Правда, принимать такой сигнал пока можно не везде. Например, вряд ли удастся «словить» его на юге Минска. И в то же время есть вещание в цифровом формате в Могилеве, Шарковщине (Витебская область), Трокениках (Гродненская область), Копыле (Минская область). Но стоит ли игра свеч? Этот кардинальный переход потребует много затрат и усилий. Что же даст обывателю переход на цифровое вещание?
— Во–первых, это очень качественный сигнал. Нет искажений, которыми грешит аналоговое телевидение, — перечисляет Андрей Александрович. — Во–вторых, объемный стереозвук. В–третьих, возможность получить гораздо больше информации. Сейчас предел — это 50 — 80 программ, в случае внедрения цифрового вещания их число можно смело умножать на 5.
Потенциал цифрового телевидения огромен. Даже если не учитывать улучшение качества вещания и многократное увеличение количества каналов. Для нашего зрителя просто невероятными пока кажутся многие возможности. Например, жители некоторых европейских стран могут совершать покупки, оплачивать счета и страховки, общаться и принимать участие в различных опросах, держа руку на пульте дистанционного управления. Но самое соблазнительное, конечно, это фильмы и клипы на заказ — приятно почувствовать себя интерактивным программным директором. Что уж говорить, например, про специфические спортивные каналы, которые предоставляют графики состязаний, таблицы расположения команд, архивные данные, аналитические материалы, повторы (причем зритель сам выбирает, с какой камеры смотреть и на какой скорости)!
В пользу цифрового вещания говорит хотя бы то, что социальный пакет телепрограмм станет действительно общедоступным. Ведь по–прежнему кое–где ловятся только 1 — 3 программы. Министерство информации создало перечень из 8 программ для распространения в цифровом формате. В него входят Первый канал, «Лад», «НТВ–Беларусь», Второй национальный телеканал, «Столичное телевидение», «Россия–Беларусь», «Мир» и Первый музыкальный канал.
Разумеется, работа предстоит нелегкая. Необходимо будет строить новые радиотелевизионные станции, заменить старое оборудованием новым, запускать опытное вещание, проводить тесты в конкретных регионах, разрабатывать свои технологии. Кстати, у нас еще продолжают выпускать аналоговые телевизоры. Срок службы аппарата в среднем — 7 лет, то есть остается время аккурат до 2015 года. Практика, однако, показывает, что многие белорусы даже не догадываются, что неплохо бы уже заменить старенький «ящик».
Скоро на прилавках магазинов все изменится. Готовятся нормативные документы, которые должны ограничить ввоз в страну телевизоров, не поддерживающих цифровое вещание и, само собой, их выпуск. Ну и, в конце концов, необходимо будет обеспечить тех потребителей, которые не могут позволить себе новый телевизор, специальными приставками. То есть даже аналоговый «ящик» сможет принимать цифровое ТВ. Правда, тут могут возникнуть некоторые сложности.
— Возможно, малоимущим семьям, пенсионерам раздавать такие устройства будут бесплатно, — говорит Андрей Бреднев. — Но предстоит преодолеть предубеждение. Вдруг старушки откажутся от такого подарка? Мол, не хочу ваше цифровое телевидение — и все. С такими проблемами сталкиваются и в странах Европы, несмотря на активную информационную поддержку и рекламу.
. Нравится нам это или нет, но, кроме родных, друзей и коллег, частью нашего быта давно стали персонажи светской хроники, футбольные команды и киногерои самых разных мастей. Современный человек живет в тесном сообществе с многочисленными медиа–образами. Плоские (или не очень) экраны в гостиных и спальнях, в самолетах и метро ежедневно открывают для нас врата в другое измерение.
Цифровой телефикации не избежать. Очевидно, что будут и толки, и пересуды, найдутся недовольные и опасающиеся. Но будем надеяться, что этот фактически революционный для нашего телевещания переход пройдет с минимальными неудобствами: не ударит по нервам и кошелькам потребителей.
Юрий Шпак, начальник управления электросвязи Министерства связи и информатизации:
— Переход на цифровое телевизионное вещание — это общеевропейский, даже общемировой процесс. Сейчас, кстати, разрабатывается план мероприятий по ускоренному внедрению цифрового вещания. Он предусматривает, что уже к концу 2010 года территория страны, на которой проживает не менее 80 процентов населения, сможет смотреть телевидение в новом формате.
Не все телевизоры смогут принимать цифровой сигнал, а только те, которые поддерживают цифровой стандарт вещания. Они уже есть в продаже. Но можно и старый аппарат приспособить к новым условиям — купить специальную приставку, которая будет принимать цифровой сигнал. Планируется, что ее будут выпускать белорусские производители.
Что такое NFT и почему они приносят миллионы
Все говорят о сделках с NFT на сотни тысяч и миллионы долларов. Что там продают?
С помощью NFT можно продать почти любой виртуальный объект — изображения, музыку, тексты, 3D-модели. Но чаще всего речь идет об объектах цифрового (или оцифрованного) искусства.
Аукционный дом Christie’s продал работу художника именно в виде NFT. За 255-летнюю историю площадки это первый такой случай и одновременно — самая крупная сделка в истории на рынке NFT.
Участие Christie’s и итоговая сумма сделки подогрели хайп вокруг нового инструмента. На следующий день после аукциона Christie’s российский художник Покрас Лампас сделал свой NFT. Оригинал работы был написан на холсте, затем оцифрован и спроецирован на бетонные сооружения Чиркейской ГЭС — крупнейшей гидроэлектростанции Северного Кавказа. После этого художник перевел фото проекции в токен и выставил на продажу.
Работа высмеивает коллекционеров, тратящих большие деньги на предметы искусства. На трафарете изображен аукцион: его участники борются за картину с надписью I canʼt believe you morons actually buy this shit («Не верится, что вы, кретины, реально скупаете это дерьмо»).
Илон Маск тоже не мог остаться в стороне от шумихи. Он спродюсировал трек про NFT и объявил в своем Twitter, что собирается его продать как токен.
Как цифровые объекты превращаются в NFT?
Это происходит на специальных платформах, работающих с NFT. Есть несколько популярных площадок — например, Rarible, Mintable, OpenSea. Последняя — самая крупная. Все они являются одновременно NFT-маркетплейсами и NFT-мастерскими.
Для создания токена понадобится кошелек в системе Ethereum (криптовалюта и блокчейн-платформа, созданные выходцем из России Виталиком Бутериным. — РБК Тренды), а также файл с цифровым контентом. Обычно алгоритм действий похож на работу с виртуальным фотоальбомом. Просто создаете коллекцию и добавляете в нее медиафайл (или файлы) в любом из доступных форматов — от PNG до MP4. Каждому файлу нужно придумать название и, желательно, описание.
Теперь остается только нажать кнопку Create. Площадка сама создает токен и отправляет его на верификацию. Некоторые платформы делают это с отсрочкой: токен создается уже после того, как на медиаконтент нашелся покупатель.
Схема монетизации у платформ разная: одни берут комиссию с покупателей NFT, другие — с автора (продавца). Размер комиссии тоже отличается — от десятых долей процента до 10% и более процентов от суммы сделки.
Так что такое NFT?
NFT — это non-fungible token, невзаимозаменяемый, или уникальный токен. Работают NFT на блокчейне, впервые они появились еще в 2017 году в системе Ethereum.
Сам по себе блокчейн фактически является реестром записей. Например, биткоин или эфир — записи в блокчейне. NFT — тоже. Такие токены, как и любую криптовалюту, можно хранить в своем криптокошельке и совершать с ними транзакции, покупать и продавать.
Но есть важное отличие. Биткоины, эфиры, прочие цифровые валюты и даже реальные деньги легко заменяют друг друга и делятся на части. Скажем, 0,1 биткоина или 0,1 эфира, как и 0,1 руб. — неуникальны. Их можно поменять на любые другие 0,1 биткоина, 0,1 эфира или 0,1 руб.
NFT нельзя разделить на части или заменить на аналогичный токен. С этой точки зрения NFT обладает всеми свойствами уникального предмета в физическом мире.
Понятнее не стало. У NFT есть четкое определение?
Единого и четкого определения для уникальных невзаимозаменяемых токенов нет и, вероятно, не появится. Попробуем привести более приземленный пример.
Когда вы покупаете квартиру в России, запись об этом появляется в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Эта запись регистрирует и доказывает ваши права на объект. Там указаны ваши личные данные и параметры квартиры. Так реальный объект недвижимости связывается с записью, подтверждающей права на него.
NFT — тоже реестровая запись, но в блокчейне. Она содержит в себе сам цифровой объект, например, картину Everydays: The First 5000 Days, информацию о создателе произведения (так NFT помогают защищать авторские права) и данные о владельце, а именно — номер его кошелька в системе Ethereum.
Кроме того, в NFT вшит определенный набор прав владельца. Обычно это разрешение на свободную демонстрацию изображений или проигрывание музыки и видео. Но иногда продавцы включают в токен весь набор авторских прав.
Таким образом, NFT — цифровое имущество (картины в формате JPG, аудиодорожки, видео, фотографии и много другое) плюс набор определенных прав на него. И с технической точки зрения неважно, идет ли речь о настоящем искусстве или о случайно созданном файле.
Откуда такой хайп вокруг NFT и такие суммы сделок? Люди сошли с ума?
Ажиотаж вокруг NFT только на первый взгляд кажется безумным. Давайте сделаем несколько шагов назад.
Ни о каких уникальных токенах или авторских правах речь здесь не идет: пользователи платят реальные деньги за кусок кода и картинку на экране. Причем принадлежит все это разработчикам — Valve в случае с Dota 2 и Team Fortress 2 или Blizzard в случае с Diablo 3.
Изображение T206 Honus Wagner легко найти в интернете. Посмотреть на него может каждый. Но оригиналом бейсбольной карты владеет тот, кто за нее заплатил. Так и с NFT, которым стала, к примеру, фотография проекции работы Покраса Лампаса на ГЭС. Фотография доступна всем, у кого есть доступ в Сеть. На нее можно посмотреть в Instagram художника. Но NFT с этим фото — уникальный цифровой объект, и он хранится в криптокошельке единственного владельца.
Если принять во внимание все эти факты, то NFT-бум уже не кажется чем-то странным. Почва для него давно была подготовлена геймерами и коллекционерами.
А причем тут котики?
«Криптокотики» (CryptoKitties) — популярная игра на блокчейне Ethereum, запущенная в конце 2017 года. Здесь пользователи создают, покупают, продают и разводят виртуальных котят.
Получается, NFT — это дорогая игрушка для геймеров и коллекционеров?
NFT, как и блокчейн с криптовалютами, — это всего лишь инструмент. Использовать его можно по-разному. Теоретически, в NFT можно упаковать что угодно, любой цифровой объект.
Сейчас NFT как инструмент активнее всего используют для распространения цифровых коллекционных предметов. Криптокотики, карточки с покемонами, работы Покраса Лампаса, Бэнкси и Beeple прекрасно оцифровываются и, с одной стороны, удовлетворяют тягу людей к коллекционированию, с другой — поддерживают создателей искусства.
Но использование уникальных токенов не ограничивается одним только коллекционированием.
Так, в 2019 году Nike запатентовала систему проверки подлинности кроссовок CryptoKicks. При покупке пары обуви генерируется NFT. Как и в случае с криптокотиками, такой токен содержит всю «родословную» кроссовок: данные о производителе, внешний вид и особые параметры, информацию о перепродажах.
Дальше виртуальная обувь начинает жить своей жизнью. Владельцы уникальных токенов с цифровыми кроссовками смогут скрещивать пары (да, опять как в CryptoKitties), и получать потомство, но уже в виде реальной обуви. Впрочем, новостей о CryptoKicks с 2019 года не было: похоже, пока эти планы остаются на бумаге.
Еще один пример связки реального и виртуального мира через NFT — проект Crypto Stamp австрийской почтовой службы. Это почтовые марки, привязанные к токенам. Их используют для отметки реальных почтовых отправлений. При этом каждая марка сохраняется на блокчейне и может быть частью цифровой филателистической коллекции.
А я могу дорого продать свои файлы с помощью NFT?
Скорее всего, здесь вы немного опоздали. В продажу и создание NFT уже включились коллекционеры и известные художники. Поэтому придумать что-то хайповое и привлечь внимание к своим цифровым произведениям обычным пользователям довольно сложно.
Судя по последним новостям и участию таких игроков как Christie’s, в 2021 году рынок NFT может еще раз рвануть вверх. Но как долго продлится этот рост и что будет с ценами на уже реализованные цифровые объекты, предсказать невозможно.
Что такое цифровой след и можно ли его замести
В современном мире большинство наших действий приводит к накоплению «цифрового следа». Анализируя его, можно с высокой степенью прогнозировать дальнейшую жизнь и поведение человека. В свою очередь, такой прогноз позволяет своевременно предлагать человеку разнообразные услуги и товары. Но нужно четко понимать, что любая информация, которую вы оставляете в интернете, потенциально может оказаться и в руках злоумышленников.
Кто собирает информацию о нас
Технологию активного сбора данных о пользователях внедряет в свою работу в первую очередь банковская отрасль. Недавно Сбербанк предложил усилить наказание за продажу информации о клиентах до восьми лет реального срока, однако информация утекает на рынок иногда в результате банального взлома баз данных.
До сих пор для получения банковских услуг от клиентов требуется заполнить анкету, где необходимо указать большое количество персональных сведений. При этом кредитные организации принимают решение о предоставлении услуги на основе информации из множества других источников. Современные банки анализируют клиента на основе более 1 000 параметров, и большую часть этих сведений они получают, изучая поведение пользователя в Сети.
Такая информация ценна не только для банков, но и для любых иных организаций сферы услуг: торговля, туризм, медицина и так далее. Например, если человек купил путевку, ему начинают чаще показывать рекламу страховок ВЗР. Или если вы взяли ипотеку, то для вас будет актуальна реклама мебели, ремонта и так далее, пояснил РБК Трендам Михаил Попов, основатель Talk Bank. Естественно, за такого рода информацией следят и различные государственные органы.
Какую информацию о пользователях собирают в Сети
Можно ли сказать «нет» сборщикам информации?
Главным документом, который определяет передачу конфиденциальной информации о вас, является соглашение об обработке персональных данных. Его банк предлагает подписать в первую очередь, даже если вы, не являясь его клиентом, только заполняете заявку на кредит.
Как реагировать, когда сайт просит ваше согласие на установку cookie?
Какую информацию о себе нельзя выкладывать в Сеть
Ксения Артемьева, операционный директор финтех-платформы «Фаст Ривер», назвала для РБК Трендов самую чувствительную информацию, которую ни в коем случае не стоит выкладывать в Сеть.
В первую очередь, это данные, связанные с личными финансами: номер карты, CVV код, коды 3D-Sec, пароли и логины от входа в онлайн-банк и мобильное приложение. Такие данные не стоит не только светить в интернете, но и держать их в заметках или блокноте на компьютере и телефоне.
Не менее осторожными стоит быть с любой личной информацией, которую мы сами размещаем Сети. Выставляя даже пляжные фото, нужно помнить, что для многих компаний это может стать основанием для отказа при приеме на работу, причем явно вам об этом не скажут.
По словам эксперта, даже шуточный комментарий «убейся ап стену» формально может быть расценен как склонение к совершению самоубийства и имеет соответствующее толкование в уголовном кодексе. В разговоре с РБК Трендами Антипов назвал самые распространенные темы, неосторожные сетевые высказывания по которым могут принести проблемы:
Заметаем следы
Достаточно распространенная на сегодня ситуация — когда пользователь, имевший неосторожность размещать в соцсетях слишком много информации о своей личной жизни и слишком откровенных высказываний, решает полностью удалить аккаунт. В некоторых случаях сделать это можно самостоятельно, иногда требуется отправить запрос администрации сайта.
Так, соцсеть «Одноклассники» честно признает, что удалить аккаунт можно только с компьютера, сделать это через мобильную версию сайта или приложение ОK.RU невозможно.
По словам ведущего юриста компании Объединенный юридический центр «Парфенон» Павла Уткина, в последнее время каких-либо глобальных проблем, связанных с полным удалением аккаунтов, не возникало. Некоторые соцсети гарантируют удаление через какой-то период времени, в течение которого пользователь не заходит на свою страницу или аккаунт.
Спасет ли VPN?
Кроме того, все официальные VPN-сервисы в России должны регистрироваться в Роскомнадзоре и выполнять его требования. В частности, это разрешение или ограничение доступа к определенной информации. Это означает, что такие VPN сами должны анализировать трафик, который через них проходит. Таким образом, принцип анонимности и нейтральности Интернета в значительной степени нарушается. Это означает, что вы не полностью анонимны, и ваши переходы на запрещенные сайты тоже регистрируют вас как пользователя такого VPN. В дальнейшем эта информация может поступить в другие организации.
Когда есть повод идти в суд
Есть ряд нормативно-правовых актов, защищающих интересы пользователей Сети и их персональные данные, которые периодически обновляются и дополняются. По словам Павла Уткина, основной закон, касающийся персональных данных – № 152-ФЗ «О персональных данных» – за последние полтора года дополнялся семь раз. При этом документ корректировали в том числе для расширения защиты данных и введения административного и уголовного преследования лиц, эти данные укравших. Под 152-ФЗ подпадает ст. 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни», наказание по которой может составить до пяти лет в зависимости от обстоятельств и тяжести преступления.
Другой вопрос, что дела по таким искам рассматриваются нечасто и наработанной нормативной базы по ним пока что нет. Тем не менее, за относительно недолгую практику рассмотрения дел о краже и использовании персональных данных в интернете Верховный суд, во-первых, постановил, что Роскомнадзор имеет полное право быть представителем неустановленной группы лиц в суде, во-вторых, вправе требовать компенсацию с ответчиков как для истца, так и для ведомства.
Размещение персональных данных в Сети и отказ их удалять являются обоснованным поводом как для обращения как в суд, так и в Роскомнадзор для блокировки ресурса. Причем это касается не только непосредственно персональных данных, но и контента, на который распространяется законодательство в области авторских прав – фото, видео, звук, тексты, книги и так далее. Штрафы за публикацию персональных данных постоянно ужесточаются и для юридических лиц могут составить до ₽1 млн.