Телемедицина что это в россии

Как это работает: телемедицина – удаленная консультация врача

Телемедицина что это в россии. Телемедицина что это в россии фото. картинка Телемедицина что это в россии. смотреть фото Телемедицина что это в россии. смотреть картинку Телемедицина что это в россии.

Телемедицина – что это такое?

В законе написано, что это «медицинская помощь с применением телемедицинских технологий», проще говоря – возможность получить услугу медицинской организации на расстоянии.

Речь только о консультации врача?

Не только. Телемедицинские технологии могут применяться при:

взаимодействии врачей друг с другом;
взаимодействии врачей и пациентов (или их уполномоченных представителей);
обеспечении идентификации пользователей телемедицинских сервисов;
документировании действий медицинских работников и пациентов (или их представителей);
проведении консилиумов и/или консультаций;
дистанционном наблюдении за состоянием здоровья пациентов.

Это исчерпывающий перечень услуг.

Как пациент и врач будут оформлять услугу?

Согласие на услугу оформляется через электронную подпись, соответственно, она должна быть оформлена и у пациента. Идентифицировать врача и пациента можно будет через специальную систему идентификации и аутентификации.

И что можно будет сделать электронно?

Справку или рецепт на бумаге получить по-прежнему будет возможно – электронные услуги оформляются только с согласия пациента или его представителя.

Телемедицина что это в россии. Телемедицина что это в россии фото. картинка Телемедицина что это в россии. смотреть фото Телемедицина что это в россии. смотреть картинку Телемедицина что это в россии.Анастасия Сковпень, юрист Lidings:
Исключение диагностирования заболеваний представляется разумным – современные технологии не позволяют дистанционно получать полную картину состояния здоровья пациента. В то же время при амбулаторном лечении, особенно в периоды эпидемий и пандемий, дистанционные консультации могут помочь при предотвращении распространения заболеваний и нозокомиальных (внутрибольничных) инфекций.
Вместе с тем реализация предоставленных пациентам прав возможна только в случае получения медицинскими работниками усиленных квалифицированных подписей, в то время как закон не ставит перед собой цели полной замены бумажных носителей электронным документом, а лишь предлагает альтернативу.
Также не разрешен вопрос о доступности новых технологий большинству пациентов – например, пожилым людям, пациентам, передвижение которых затруднено. Поэтому представляется, что телемедицинские технологии скорее станут удобной альтернативой оказания медицинских услуг для молодой части населения, чем решением проблемы организации медицинской помощи.

А проконсультироваться с врачом, вообще не приходя на прием, получится?

Закон предполагает и такую возможность. Пациент сможет проконсультироваться с медиком дистанционно, но врач сможет наблюдать за состоянием здоровья пациента удаленно после очного приема (осмотра, консультации), на основании данных о пациенте.

Просто связаться с врачом через интернет не получится – услуга будет оказываться через единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Она предназначена для информационного обмена между врачами, пациентами, медицинскими и фармацевтическими организациями при оказании медицинской помощи. Сейчас эту систему пока только разрабатывают. К ней смогут подключаться другие инфосистемы в сфере здравоохранения и медицинские организации.

Телемедицина что это в россии. Телемедицина что это в россии фото. картинка Телемедицина что это в россии. смотреть фото Телемедицина что это в россии. смотреть картинку Телемедицина что это в россии.

Алена Бачинская, адвокат АБ S&K Вертикаль:
Закон в целом оценивается положительно, поскольку по сути закрепляет реальное положение дел. В связи с развитием интернета и информационных технологий фактически дистанционное консультирование осуществляется достаточно давно при помощи специализированных медицинских форумов и мобильных приложений. И это хорошо, что сфера телемедицинских услуг получает официальное регулирование.
Особенно такие услуги актуальны для тех пациентов, у которых отсутствует доступ к врачам узких специализаций, например, при проживании в удаленных районах и сельской местности. Также это важно при сложных заболеваниях, когда требуется мнение нескольких специалистов.

Телемедицина что это в россии. Телемедицина что это в россии фото. картинка Телемедицина что это в россии. смотреть фото Телемедицина что это в россии. смотреть картинку Телемедицина что это в россии.Ольга Цытрина, юридический партнер Biocad:
Изменения должны позитивно сказаться на оперативности и сроках оказания консультационной медицинской поддержки пациентам и, как следствие, помогут повысить эффективность оказания медицинской помощи населению в целом. Остается только вопрос с применимостью данных нововведений в наименее развитых российских регионах, поскольку при отсутствии необходимых и достаточных технических условий реализация рассматриваемых механизмов будет невозможна, а доступность медицинских консультаций и оперативность выписки рецептов для населения останутся на прежнем уровне.

Врач может поставить диагноз удаленно?

Врач может порекомендовать профилактику, собрать жалобы пациента, анамнез или оценить эффективность диагностики заболевания. Но в перечень услуг телемедицины не входит постановка диагноза. Правда, непонятно, как именно будет проверяться соблюдение врачами такого запрета – какая-либо проверка отсутствует и сейчас.

Дистанционно врач имеет право скорректировать лечение, которое он назначил пациенту на очном приеме: в целом возможность дистанционного наблюдения за состоянием пациента возможна только после того, как пациент сам явился в медучреждение.

Телемедицина что это в россии. Телемедицина что это в россии фото. картинка Телемедицина что это в россии. смотреть фото Телемедицина что это в россии. смотреть картинку Телемедицина что это в россии.Александр Муравин, старший юрист направления Здравоохранение и фармацевтика, Goltsblat BLP:
Основная проблема закона о телемедицине в принятой редакции – в достаточно узкой сфере разрешенного применения телемедицинских технологий. С их использованием допускается проводить лишь вторичные консультации пациентов, дистанционное медицинское наблюдение за состоянием здоровья, а также консилиумы врачей. Современные информационные продукты уже сейчас предлагают более широкий функционал. Возможно, закрепленные в законе виды использования рассматриваются законодателем как «пилотные» и сфера применения телемедицинских технологий будет расширена в будущем.

Закон предусматривает разработку обширной подзаконной базы в наиболее чувствительных областях, таких как защита данных в информационных системах здравоохранения и определение порядка оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. Содержание подзаконных актов и сроки их принятия детально не регламентированы, что также может отложить практическую реализацию предусмотренных законом возможностей на длительный срок.

Если я хочу проконсультироваться с зарубежным врачом, телемедицина мне поможет?

Вопрос о консультировании у заграничных врачей – получении от них так называемого «второго мнения» – закон не решает. Пока возможность участия в единой системе специалистов из других стран не предусмотрена.

Если я буду консультироваться через интернет, о врачебной тайне можно забыть?

Ну почему же: в законе указано, что на телемедицину распространяются все требования законодательства РФ о персональных данных и о врачебной тайне.

Телемедицина что это в россии. Телемедицина что это в россии фото. картинка Телемедицина что это в россии. смотреть фото Телемедицина что это в россии. смотреть картинку Телемедицина что это в россии.Александр Муравин, старший юрист направления Здравоохранение и фармацевтика, Goltsblat BLP:
Так как телемедицинские сервисы тесно связаны с электронным обменом и обработкой персональных данных в информационных системах, критически важно обеспечить ограничение доступа третьих лиц к сведениям, составляющим врачебную тайну. Закон содержит лишь общие требования к обезличиванию данных в ЕГИСЗ и необходимости соблюдения законодательства о персональных данных и врачебной тайны в иных информационных системах. Нельзя сказать, что такие определения достаточно конкретны.

И когда можно будет испытать телемедицину на себе?

Ознакомиться с текстом законопроекта № 174692-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» можно здесь

Источник

Что такое телемедицина?

Телемедицина что это в россии. Телемедицина что это в россии фото. картинка Телемедицина что это в россии. смотреть фото Телемедицина что это в россии. смотреть картинку Телемедицина что это в россии.

Что такое телемедицина

Телемедицина — это дистанционное предоставление медицинских услуг (например, мониторинг состояния пациента и консультации) и взаимодействие медицинских работников между собой с помощью телекоммуникационных технологий.

Примеры взаимодействия «врач — пациент»: передача результатов исследований или заключений, а также консультации с врачом.

Примеры взаимодействия «врач — врач»: использование электронной информации, интегрированных цифровых и телекоммуникационных технологий для обмена данными между врачами, а также для управления в сфере медобразования, здравоохранения и медуслуг.

Кому нужна телемедицина?

Какие виды телемедицинских услуг существуют?

Телемедицинские технологии позволяют врачам и пациентам общаться в режиме реального времени. Сеансы могут проводиться где угодно. Пациент и специалист созваниваются с помощью специализированных систем видеоконференцсвязи. При этом они могут не только видеть и слышать друг друга, но и обмениваться текстовыми и графическими данными. К примеру, пациент может увидеть свой рентгеновский снимок.

Удаленный мониторинг состояния пациента — второй по популярности вид телемедицины. Часто он необходим для наблюдения за пожилыми людьми, которые не в состоянии дойти до ближайшей поликлиники или не могут сами о себе заботиться. Сервис также напоминает о приеме лекарств.

Кроме того, удаленный мониторинг нужен для контроля здоровья пациентов, которым необходимы регулярные обследования, а также состояния работников опасных производств.

Все это делается с помощью интернета вещей (IoT) и анализа больших данных (Big Data). Специальные датчики вроде фитнес-трекеров, которые носят многие из нас, анализируют показатели здоровья (уровень сахара в крови, кровяное давление и т.д.) и передают полученные данные в специальное хранилище. Там их вновь анализируют, и в случае потенциальной опасности пациенту и его лечащему врачу подается тревожный сигнал.

С помощью телемедицинских технологий врачи могут экстренно консультироваться друг с другом. При серьезных случаях медикам иногда самим нужна помощь более квалифицированного специалиста. Если такого нет рядом (например, если речь идет о сельских больницах), то единственный выход — это видеозвонок опытному коллеге. Врачи также могут пересылать данные о пациенте друг другу, чтобы ознакомиться с его историей болезни.

Прямые трансляции хирургических операций, во время которых врачи могут задать интересующие их вопросы и дистанционное обучение медиков (конференции и лекции в режиме онлайн) также относятся к телемедицине.

Наиболее популярные направления телемедицины

Во многих странах на Западе врачи могут удаленно ставить диагнозы без очного приема. В России это пока незаконно, однако в конце марта 2020 года депутаты подготовили поправки в закон о телемедицине, согласно которым врачи смогут назначать лечение и ставить диагнозы дистанционно. По состоянию на январь 2021 года поправки так и не приняты [1]: против них высказался Минздрав.

Зато с 2021 года действуют экспериментальные правовые режимы (ЭПР) или «цифровые песочницы» [2]. Они позволяют в ускоренном порядке принимать необходимые законы и поправки, направленные на развитие технологичных отраслей и устранение бюрократических барьеров. Эти режимы будут применяться, в том числе, для телемедицины. Авторы закона рассчитывают, что с помощью ЭПР станет возможным ставить диагноз и выписывать рецепты онлайн, а искусственный интеллект и Big Data будут в этом помогать.

«На самом деле того, что диагноз можно уточнять с использованием телемедицинских технологий и вести удаленное наблюдение за пациентом, уже достаточно. Проблемы здесь возникают только у тех компаний, которые существуют исключительно онлайн и не могут обеспечить первичный прием. Но телемедицина как отрасль прекрасно развивается и в нынешних законодательных условиях».

Средства проведения консультаций

Самые популярные приложения для телемедицины в России, по данным Роскачества [5]:

Самые удобные приложения:

Самые безопасные приложения:

Около 40% участников мирового рынка телемедицины не относятся к сфере здравоохранения. Среди самых популярных приложений в мире — те, которые выпускают производители медицинского оборудования и крупнейшие ИТ-разработчики: AT&T, mQure, Allscripts Healthcare Solutions, Apple Inc., Omron Healthcare Inc., Samsung Electronics Corporation, Philips Healthcare, Bayer Healthcare, LifeWatch AG, Cardionet Inc. и другие.

Подробнее читайте в материале РБК Трендов о том, какими бывают телемедицинские приложения.

Где применяется телемедицина?

Телемедицинские технологии могут применяться почти в любой медицинской сфере, будь то педиатрия (больного ребенка больше не надо вести к врачу), психотерапия (психотерапевты проводят сессии онлайн), дерматология (благодаря изображениям высокого качества дерматологи могут обследовать пациента, страдающего псориазом, экземой, пролежнями и т.д.), неврология (с помощью удаленного мониторинга показатели кровяного давления перенаправляются специалисту) или реаниматологии (в ситуации, когда человека уже нельзя перевозить в другую клинику, срочный видеозвонок более компетентному специалисту может спасти пациенту жизнь).

Cистема PIROGOV.AI с помощью искусственного интеллекта повышает точность диагноза ЛОР-заболеваний до 95% и выше. Система состоит из портативного эндоскопа и ПО, которое можно установить на смартфон. Таким образом, врач первичного звена может проводить диагностику пациента как в поликлинике, так и на выезде на дом.

Телемедицина позволяет пациентам услышать второе мнение врача, не выходя из дома. Это можно сделать, отправив специалисту свою историю болезни, которая хранится в базе данных. Особенно это актуально для онкобольных, которые часто вынуждены ехать за вторым мнением в другой город или даже в другую страну.

Телемедицинские технологии также могут применять во время помощи населению в чрезвычайных ситуациях (ураганы, наводнения, землетрясения). Когда ураган «Харви» обрушился на Техас в 2017 году, медицинские работники организовали видеоконференции со специалистами других штатов для тех людей, которые пострадали незначительно. Это позволило разгрузить техасских врачей, которые в первую очередь занялись пациентами с тяжелыми травмами.

Еще один способ применения телемедицинских технологий — дистанционные медицинские пункты. Например, американский ретейлер Walmart во многих своих магазинах установил точки с компьютерами [6], с помощью которых можно выйти на связь с врачом. Пациент вводит свои симптомы, попадает в виртуальную комнату ожидания и консультируется по видео со специалистом.

Что ускоряет развитие телемедицины

«Медучреждения будут лучше готовы к таким чрезвычайным ситуациям, чем прежде. Технологии перейдут на новый уровень развития, а телемедицина станет главным трендом. Изменится и планирование расходов всей системы здравоохранения. Мы все видим, какое влияние пандемия оказывает на экономику страны».

Объем рынка и перспективы телемедицины

По данным исследования «Индекс здоровья будущего-2018», дистанционно консультироваться с врачом хотели бы 82% россиян [9].

В чем недостатки телемедицины?

Самый главный минус — как и любые другие системы, предусматривающие хранение данных, телемединские системы подвержены хакерским атакам. Медицинские организации остаются одной из главных целей для онлайн-преступников, поэтому кибербезопасности уделяют особое внимание.

В сентябре 2020 года хакеры взломали базу одного из крупнейших психотерапевтических центров в Финляндии. Они требовали выкуп в €200-540 с каждого пациента и €450 тыс. (около 40 млн руб.) — с самого центра, угрожая опубликовать личные данные десятков тысяч пациентов, включая записи сессий с терапевтами. Подробнее — в материале «Десять самых громких кибератак XXI века».

Существует и ряд технических проблем. Например, провайдеры должны быть обучены, как правильно обслуживать телемедицинские системы. Кроме того, для регионов цена внедрения телемедицины может быть слишком высокой. Техническая платформа должна отвечать жестким требованиям, работать в условиях многосторонней связи и иметь высокое качество изображения, потому что зачастую от этого зависит жизнь пациента — все это стоит очень дорого.

Что сдерживает развитие телемедицины:

«Главное препятствие для внедрения телемедицинских технологий — естественный консерватизм медиков в отношении новых непривычных технологий и вполне оправданный страх руководителей здравоохранения в отношении еще не проверенных решений».

Как будет развиваться рынок телемедицины?

Миллионы людей пользуются услугами телемедицины, и их количество растет с каждым годом. Так что в ближайшем будущем стоит ожидать, что телемедицина будет включать в себя международное сотрудничество врачей — людям больше не придется ездить на консультации в другую страну (как, например, это иногда делают онкобольные).

Пациенты получат доступ к более широкому списку услуг, а время ожидания онлайн-приема у врача сократится, потому что будет больше специалистов, подключенных к программе. Со временем телемедицинская и офлайн-база (то есть данные на бумаге, которые хранятся в обычных поликлиниках) объединятся, и абсолютно вся информация о здоровье людей будет храниться в интернете.

Среди направлений потенциально популярной станет онлайн-психотерапия: лечение депрессии, бессонницы, тревожных расстройств. Еще в 2019 году 30-40% опрошенных положительно высказывались о подобных услугах и были не против ими воспользоваться [10]. Сюда же следует отнести приложения для онлайн-медитаций: к примеру, у приложения Calm в Google Play уже 10 млн скачиваний.

Телемедицина что это в россии. Телемедицина что это в россии фото. картинка Телемедицина что это в россии. смотреть фото Телемедицина что это в россии. смотреть картинку Телемедицина что это в россии.

Ожидается, что телемедицина охватит новую аудиторию [11]: если сейчас ей пользуется, в основном, молодежь, то в ближайшие годы вырастет число пациентов среднего и пожилого возраста. Для тех, кто нуждается в постоянном уходе, получат круглосуточный онлайн-доступ к врачам, медсестрам и сиделкам. Это особенно актуально с учетом общемировой тенденции к старению населения.

Что касается технологий, то сервисы телемедицины будут активнее использовать ИИ и большие данные для диагнозов и онлайн-консультаций, а также — умные носимые трекеры для мониторинга жизненных показателей, AR и VR. Это значительно упростит и повысит качество диагностики, а также обеспечит доступ к медицинским картам каждого пациента.

Источник

Телемедицина: как она работает, можно ли ей доверять и дорого ли это стоит?

Россияне постепенно открывают для себя возможности телемедицины — сервиса, который позволяет получать удаленные консультации лечащих и наблюдающих докторов. Стоит ли доверять такому способу оказания врачебной помощи и законно ли это? На что действительно может рассчитывать «телепациент» и что нужно, чтобы им стать? С ответами на простые, но важные вопросы нам помогли отраслевые специалисты.

Телемедицина — это что-то от Елены Малышевой?

Нет, даже если Елена Малышева не раз обращалась к этой теме, к телевидению это имеет самое далекое отношение. Телемедицина — это еще один способ работы врачей с пациентами, основанный на использовании современных средств телекоммуникаций или, говоря проще, общения. Развитие телекоммуникационной среды позволяет врачам и пациентам общаться на расстоянии, поясняет Алексей Карпинский, генеральный директор компании-производителя телемедицинских решений SmartMed.

Выгоды очевидны: телемедицина делает врачебную помощь оперативней и при этом позволяет избежать ненужных личных обращений к докторам. А значит, и очередей, которые встречаются даже в платных клиниках. Кроме того, возможность получить телемедицинские консультации оказывается весьма кстати, когда вы находитесь в зарубежной поездке и вдруг почувствовали недомогание. Даже если врач понимает английский язык, не каждый сможет внятно объяснить причину обращения к доктору. Да и зачем платить местным докторам, когда можно этого избежать?

Все это лишь некоторые плюсы, из-за которых телемедицину и все, что с ней связано, сегодня называют одной из самых динамично развивающихся отраслей здравоохранения, способствующей оптимизации медицинского обслуживания, подтверждает Ольга Полякова, врач-терапевт, занятая в телемедицинском сервисе «Теледоктор24». Само осознание пациентом, что врач, знающий о нем буквально все, находится «под рукой», практически в круглосуточном доступе, повышает качество жизни.

Дистанционное консультирование пациентов — это законно?

В России ежегодно увеличивается количество больных раком

Это абсолютно законно, уверяет профессор Александр Теплов, заместитель директора по образовательной работе московского НМИЦ хирургии имени А. В. Вишневского. В июле 2017 года был принят федеральный закон (ФЗ-242), который внес изменения в основные законодательные акты, регулирующие вопросы информатизации сферы охраны здоровья граждан. Собственно, благодаря этим поправкам в отраслевом законодательстве появилось само понятие «информационные технологии» — с определением, что речь идет об обеспечении дистанционного взаимодействия медицинских работников между собой, с пациентами и, в случае надобности, их законными представителями. В том же году Минздрав издал приказ № 965н от 30 ноября 2017 года. Им был утвержден порядок оказания услуг по телемедицинскому консультированию.

На что по закону может рассчитывать «телепациент»?

Разбор законодательства, легализующего оказание телемедицинских услуг, действительно вскрывает некоторые нюансы. Важно иметь в виду: по закону врач не имеет права выставлять диагноз и назначать лечение (в том числе выписывать рецепт) без первичного очного общения с пациентом, отмечает Ольга Полякова из «Теледоктор24». Первичный прием запрещено делать удаленно. И если вы заболели и впервые решили обратиться к врачу через сервис дистанционного консультирования, максимум, что вы сможете получить, — это самые общие, скорее профилактические рекомендации доктора. И настоятельный призыв как можно скорее показаться врачу.

Зато узнав ваш диагноз после очного знакомства и проведенного осмотра, доктор будет вправе дистанционно консультировать вас по ранее разработанному плану лечения. Более того, допустима коррекция ранее назначенного лечения тем же врачом, который осуществлял очный приём, и выписка рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа, говорит Андрей Мельников, врач высшей категории, главный специалист дистанционного сервиса по вопросам здоровья «ТелеМед».

Алексей Карпинский из SmartMed отмечает, что законодательные ограничения способствуют тому, что телемедицинские консультации сегодня в основном проводят врачи общей практики — то есть терапевты и педиатры.

Более узкие специалисты, вроде кардиологов, неврологов и дерматологов, резонно предпочитают очное взаимодействие с пациентом.

Впрочем, добавляет Ольга Полякова, для дистанционного консультирования доступны и они, давая пациенту самое главное — знание. «Осознание причинно-следственной связи между травмирующим фактором и развитием болезни, ориентированность на необходимую тактику диагностики и лечения позволяют улучшить понимание между врачом и пациентом. И, как следствие, повышают эффективность лечебно-профилактических мероприятий», — считает эксперт. В одном из крупнейших телемедицинских сервисов «Доктор рядом» (в настоящее время, по данным самой компании, ее услугами пользуются 5,5 млн. абонентов) Znak.com уточнили, что обращения к узким специалистам составляют примерно 20% от общего числа.

Россияне получат на «Госуслугах» постоянный доступ к своим медицинским картам

Профессор Александр Теплов видит в телемедицине возможности пациента получить не только консультации одного врача, но и консилиумное решение специалистов разного профиля, когда медицинский случай представляется сложным и неоднозначным. В тех же ситуациях дистанционные консультации — это способ получения так называемого «второго мнения», когда другой специалист того же профиля подтверждает или подвергает сомнению поставленный диагноз и назначенный способ лечения.

С этим согласен главный врач израильской клиники медицинского туризма levisrael Виктор Леви, указывающий на проблему: в интересах пациентов, нуждающихся во «втором мнении», нужно озаботиться гармонизацией стандартов, по которым проводятся необходимые медицинские исследования в России и на Западе. Сейчас исследования в России и в других странах с развитой медициной, включая Израиль, проводятся по разным стандартизированным протоколам. А это влечет лишнюю трату денег и драгоценного времени пациентов.

Телемедицина — для тех, у кого есть деньги?

И да, и нет. Дистанционные консультации пациента с лечащим врачом, увы, пока недоступны по договору обязательного медстрахования (ОМС) — то есть по полисам, которые оплачивают работодатели или государство. По словам специалистов, это связано и с техническим обеспечением рабочего места врача государственных или муниципальных клиник (вряд ли стоит упоминать, что оно оставляет желать лучшего), и с отсутствующей на сегодня тарификацией этой услуги в системе ОМС (что куда важнее, ведь получается, что ее оказание государственной или муниципальной клинике никто не оплатит).

Есть и другие организационно-правовой проблемы, на которые, в частности, указывает практикующий врач удаленного доступа Павел Торубаров. Например, в России по разным причинам пока никак не удается должным образом запустить Единую государственную информационную систему здравоохранения (ЕГИСЗ)
— с ее множеством важных и, по идее, функциональных подсистем. Если бы все заработало как надо, это заметно продвинуло бы и развитие дистанционных консультаций. Но одна из характерных сложностей — это требование усиленной квалифицированной электронной подписи, которой должны располагать врачи, занятые в дистанционном консультировании. Но сам процесс получения такой подписи затратен и по времени, и по деньгам, так что готовность ею обзавестись выражает далеко не каждый.

Так что, свидетельствуют эксперты, пока телемедицина практикуется, главным образом, в рамках добровольного медстрахования или как один из каналов коммуникаций между специалистами и пациентами частных клиник.

С другой стороны, оценивая доступность телемедицинских консультаций, стоит заметить, что и в платной клинике теледоктор, как правило, обходится дешевле обычного приема врача, говорит Алексей Карпинский из SmartMed. По крайней мере, фактор цены, помимо удобства, рассматривается как один из стимулов для пациента взаимодействовать с врачом на расстоянии. Если вы время от времени посещаете платные врачебные кабинеты, то знайте: дистанционные консультации будут доступнее по цене, особенно если речь идет о комплексных пакетах обслуживания.

Закон Хабенского: Госдума разрешила навещать родственников в реанимации

И да, не стоит думать, что телеконсультирование совсем не применяется в государственной медицине, парирует собеседник, занятый в сфере ОМС. Применяется, и еще как: особенно в свете разделения доступной медицинской помощи по уровням: от первичной и до высокотехнологичной. Если в малом городе лечащий врач затрудняется в постановке диагноза или определении тактики лечения, то посредством телемоста он советуется с другими докторами, в том числе работающими в центрах оказания высокотехнологичной медпомощи. То есть взаимодействие осуществляется в основном не по линии «врач — пациент», а по линии «врач — врач». Хотя, как правило, такие консультации с коллегами доктора предпочитают проводить в присутствии самого пациента. В случае необходимости консультанты зададут вопросы ему напрямую, а он, в свою очередь, сможет что-то спросить у них.

Что нужно, чтобы получить услуги телемедицины?

Не так много. Во-первых желание, подкрепленное, как мы уже поняли, некоторыми финансовыми возможностями. Во-вторых, подключение к интернету и компьютер либо смартфон или другое устройство с базовыми функциями голосовой и видеосвязи. Иначе говоря, техническая основа для онлайн-общения с доктором. Далее нужно понять, с кем общаться. «Обычный интернет-поиск по запросу „телемедицина“ предложит множество доступных сервисов. Это будут либо агрегаторы подобных услуг, либо прямые ссылки на клиники, которые практикуют дистанционное консультирование пациентов», — рассказывает Алексей Карпинский.

Таким образом, пойти можно двумя путями. Первый — уточнить, предоставляют ли клиники в вашем регионе услуги дистанционного консультирования и получить дальнейшие инструкции от специалистов медцентра. Второй путь — не привязываться к конкретным клиникам, а выбрать одно из мобильных приложений или сайтов, которые в зависимости от ваших потребностей свяжут вас с нужным доктором. Таких уже неплохо зарекомендовавших себя интернет-сервисов на сегодня достаточно: начиная от «Яндекс.Здоровье» и заканчивая DOC+, «ОнлайнДоктор», «ТелеМед», «Доктор рядом» и другими.

Третий вариант — предложения от страховых компаний, которые предоставляют своим клиентам медицинские сервисы в рамках добровольного медстрахования. Например, в марте 2018 года такую услугу стала предоставлять компания «Сбербанк страхование жизни». За год на нее подписались 4 млн клиентов, рассказали в компании. Услуга предоставляется через сайт или мобильный софт DocDoc, которые дают возможность получить дистанционные консультации, записаться на очный прием и диагностические процедуры. Сервис сотрудничает с 10 тыс. врачей, работающих в разных клиниках и по разным направлениям.

Собранная за это время статистика подтверждает: самые востребованные телемедицинские врачи — терапевты и педиатры, поделилась Екатерина Коломенцева, директор по развитию медицинского страхования.

Чаще всего удаленными медицинскими консультациями пользуются женщины в возрасте 25-40 лет, проживающие в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. В Уральском округе почти половина обращений приходится на Свердловскую область.

Есть ли риск стать жертвой мошенников?

Есть, как и почти везде, где вы платите живые деньги. К тому же сфера новая, и ее правовое регулирование находится в самом начале. Применительно к телемедицине специалисты видят две проблемы: собственно мошенничество, цель которого — обогатиться на обмане пациентов мнимыми докторами, и утечка персональных данных и врачебной тайны.

Медицинский термометр: какой выбрать для домашней аптечки?

В первом случае специалисты советуют при выборе телемедицинского сервиса обращать первоочередное внимание на наличие у провайдера действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности. Если у клиники нет медицинской лицензии, стало быть, и о телеконсультировании ее докторами быть не может речи. Важны также перечень направлений, по которым проводятся дистанционные консультации, и квалификация практикующих врачей, обращает внимание Екатерина Коломенцева из «Сбербанк страхование жизни». Пожалуй, самое верное тут — выбирать именитые, давно работающие клиники, которые заботятся о своей репутации. Такие клиники, например, пока не возьмут на себя смелость удаленно ставить диагнозы и выписывать рецепты. А если такое происходит, то это повод насторожиться.

Кроме того, крупные сервисы с квалифицированными врачами никогда не предлагают консультации посредством социальных сетей или открытых форумов. Они имеют сайт, где представлена исчерпывающая информация о специалистах, предоставляемых ими услугах и партнёрах, дополняет Андрей Мельников из сервиса «ТелеМед».

Что касается заботы о конфиденциальности данных, то здесь проблема общая для всей отечественной медицины: пока пациентам остается уповать на профессионализм и порядочность медперсонала.

Михаил Кондрашин, технический директор Trendo Micro в странах СНГ, Монголии и Грузии, считает, что законодателю придется еще много поработать в этом направлении. Надо учитывать, во-первых, предполагаемую массовость услуги, а во-вторых, специфику информации, собираемой и хранимой в электронном виде. Как специалист в области кибербезопасности Кондрашин свидетельствует: рассчитывать на сознательность конечного пользователя — в данном случае медперсонала — совершенно недопустимо. Поэтому необходимо, чтобы вся ответственность в деле защиты данных была возложены на оператора — то бишь на организацию, предоставляющую услуги телемедицины. Однако, дополняет врач удаленного доступа Павел Торубаров, в России пока даже нет четкого регламента обмена электронной медицинской информацией и сохранения ее конфиденциальности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *