Телемедицинских технологий что это
Что такое телемедицина, зачем и кому нужна, как работает и чем хороша
Сейчас на коне тот, кто своевременно внедряет современные медицинские технологии. Одна из них — телемедицина. Сегодня расскажем, что это такое, чем полезно и как может быть использовано в клинике.
Что такое телемедицина, для чего применяется
Обычно под термином понимают удаленное общение между врачом и пациентом. Если упростить, то это любые коммуникации, которые проходят не очно, а в онлайн-режиме: через Skype, Zoom и другие подобные сервисы. Однако спектр применения телемедицинских технологий куда шире.
Вот для чего еще можно использовать телемедицину онлайн:
обмен документацией. При помощи телемедицинских технологий врач и пациент могут обмениваться различной информацией по защищенным каналам. Это могут быть данные анализов, истории болезней, рентгеновские снимки и так далее;
обмен информацией между врачами. Например, если лечащему врачу нужно проконсультироваться с узким специалистом для назначения лечения, он также может воспользоваться технологиями телемедицины;
удаленный мониторинг пациентов. В этом случае врач телемедицины онлайн отслеживает значения жизненно важных показателей по приборам, к которым подключен больной. Это позволяет своевременно принять решение и оказать помощь, не находясь рядом с пациентом.
Другими словами, телемедицина позволяет закрыть довольно большой круг задач современной клиники, медицинского центра, стоматологического кабинета или частного врача. В статье мы делаем акцент на удаленное оказание услуг пациентам, ведь именно это направление считается самым перспективным и помогает получать медицинской организации больше прибыли.
Как устроена телемедицина в плане законодательства
Технически ничего не мешает врачу и пациенту просто пообщаться в «Скайпе». Но так делать нельзя — не разрешают законы РФ. Все коммуникации в части идентификации и аутентификации участников должны проходить в «Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее — «Единой системе»)
Поэтому технологии технологиями, а вопрос защиты информации здесь стоит на первом месте. Это требование Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2011 года за номером 977.
Если говорить об обмене информацией, то все данные обязательно заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью лечащего врача.
Подытожим. Телемедицина — это удаленное оказание услуг пациентам по защищенным каналам связи, обеспечивающим соблюдение законодательства в части идентификации и аутентификации участников, а также защиты данных.
Какие услуги можно оказывать при помощи телемедицины
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» разрешает применение телемедицинских технологий для консультаций по следующим направлениям:
сбор и анализ жалоб пациента и данных анамнеза;
оценка эффективности назначенного ранее лечения и профилактических мероприятий;
наблюдение за состоянием здоровья пациентов;
принятие решения о необходимости очного визита;
внесение изменений в лечение, назначенное ранее.
Внимательный читатель наверняка заметил отсутствие нескольких ключевых пунктов, которые не вошли в список. Да, вынуждены сообщить о жирной ложке дегтя. Назначать лечение после проведения онлайн-консультаций запрещено законом. Равно как и ставить диагнозы, даже предварительные. Все это пока делается только после очного приема.
Еще один момент, сильно ограничивающий применение телемедицины: дистанционно наблюдать за здоровьем пациента можно только после очного приема. То есть так: сначала — очный прием у специалиста, установка диагноза и определение направления лечения. И только потом — консультации в формате телемедицины.
Кому подойдет использование телемедицины
Без малого всем медицинским организациям:
службы экстренной и неотложной медицинской помощи.
Что получает медучреждение, внедряя телемедицину
Список довольно большой:
учреждение не ограничено географией присутствия. Такую услугу можно оказывать пациентам с другого конца страны;
повышается безопасность для персонала и самих пациентов из-за сведения к минимуму прямых контактов;
врач не привязан к рабочему месту и может консультировать из дома;
экономия времени и средств для пациента — не нужно никуда ехать;
непрерывное наблюдение за пациентами и мониторинг состояния здоровья;
возможность привлечь к консультации несколько специалистов, в том числе, из разных городов;
как следствие — увеличение числа клиентов, выручки, прибыли и среднего чека.
Закон о развитии телемедицины: новости и перспективы
Из предыдущих разделов мы поняли, что развитие телемедицины сильно тормозит законодательство. Тем не менее, шанс на улучшение ситуации есть. Законопроекты о снятии ограничений с отрасли вносятся с завидной регулярностью. Велика вероятность того, что рано или поздно врачам разрешат ставить хотя бы часть диагнозов и назначать лечение после онлайн-консультаций.
В пользу этого говорит многое:
пациенту не нужно посещать клинику, где он может подхватить вирусную инфекцию. В свете последних событий с коронавирусом телемедицина очень актуальна;
многие диагнозы ставятся врачами на основании лабораторных исследований. Нет никакой необходимости в личном визите пациента в клинику: достаточно отправить медикам результаты анализов и получить лечение;
симптоматические лечение безрецептурными препаратами тоже можно назначать по удаленке, равно как и обследование по ОМС;
совершенно необязательно носить в клинику, допустим, результаты анализов. Можно отослать их лечащему врачу по защищенной сети. Сейчас этого нельзя сделать без первичного осмотра в клинике.
Если ограничения снимут, то в трехлетней перспективе телемедицина может занять до 30 процентов рынка медицинских услуг. Но даже если все останется как есть, эксперты ВШЭ прогнозируют рост рынка телемедицинских услуг до 17-45 миллиардов рублей в ближайшие 3-5 лет. Уже в текущих реалиях спрос на телемедицину вырос в 3 раза за 2019 год.
В любом случае современной клинике просто необходимо начать осваивать эту технологию, чтобы в будущем не остаться за бортом. Ниже расскажем, как это сделать
Как внедрить телемедицину в работу клиники
На первый взгляд все просто: нужно установить программное обеспечение для удаленной видеосвязи и подключиться к «Единой системе. ». Все, можно начинать работать. Или нельзя?
Теоретически такое возможно, практически — очень неудобно. При такой схеме возникает масса дополнительных задач:
Медрегистратору нужно вести учет онлайн-консультаций. Записать, сообщить, напомнить, перенести. Это отнимает уйму времени и увеличивает нагрузку на персонал.
Пациенту надо как-то записываться на прием, клинике нужно обеспечить такую возможность
Нужна система оплаты или предоплаты.
В идеале должна вестись запись онлайн-консультаций, их систематизация, обработка и хранение, а также должен быть быстрый доступ к материалам.
Поэтому самым лучшим вариантом будет применение МИС — медицинской информационной системы, где телемедицина уже есть в виде готового решения. Отличным вариантом будет использование МИС ArchiMed+.
Все, что вам нужно, есть в одной программе:
видеоконференция с пациентами в соответствие с российским законодательством;
хранение записей видеоконсультаций и быстрый доступ с рабочего места врача;
возможность выбора сервиса для видеоконсультации (TrueConf/ZOOM)
доступ пациента к личному кабинету;
запись на онлайн-консультацию на сайте клиники с возможностью предоплаты картой;
SMS/E-mail информирование о предстоящем приеме;
удобное формирований графика работы врача – онлайн, оффлайн или комбинированных приемов;
возможность привлечения нескольких врачей в ходе одной консультации.
Если вы до сих пор не внедрили МИС — присмотритесь к ArchiMed+. Позвоните по телефону 8 800 301 03 73 или запишитесь на бесплатную консультацию на сайте — наши специалисты ответят на все вопросы, касающиеся телемедицины и других функций МИС ArchiMed+.
Что такое телемедицина
Телемедицина — это использование современных технологий и средств телекоммуникаций для дистанционного предоставления врачебных и консультационных услуг. Благодаря ВКС медицинские работники могут не только осматривать пациентов удаленно, но и проводить консилиумы, собирать анамнез, запрашивать и отправлять сведения о течении заболеваний, назначать лечение и выдавать больничные листы
TrueConf разрабатывает и поставляет программное обеспечение для телемедицинских сервисов. Множество клиник по всей стране используют TrueConf Server в основе своей телемедицинской системы.
Вы можете получить консультацию врача удаленно, перейдя по ссылке ниже:
Медицинские консультации у вас под рукой!
Факты о телемедицине
Несмотря на распространенное мнение о том, что телемедицина — направление молодое и пока еще мало используемое на практике, свою историю оно начало задолго до появления компьютера — во времена телеграфов. Собственно консультации специалистов по телефону тоже можно условно отнести к данной сфере. В то же время, первый сеанс видеоконференцсвязи в качестве инструмента для телемедицины был проведен в 1965 году. Это была трансляция операции по замене аортального клапана на искусственное сердце, которую ассистировал выдающийся кардиохирург Майкл ДеБейки.
[Bashshur, R.L., Sanders, J.H., and Shannon, G.W. (eds.) Telemedicine: Theory and Practice. Springfield: Charles C. Thomas, Publisher, Ltd., 1997. DeBakey M. Telemedicine has now come of age // Telemedicine Journal.-1995.-Vol.1,N1.] (ориг.)
Тогда самого термина «телемедицина» еще не существовало. Он появился позже — в первой половине 70-х. Сейчас же данное понятие определяется как одно из направлений медицины, основанное на использовании современных коммуникационных технологий для дистанционного оказания медицинской помощи и своевременных консультаций. При этом важной особенностью современной телемедицины является возможность двусторонней аудио- и видеосвязи.
Однако, было бы ошибкой считать, что для этой цели подойдет любая система ВКС. Оказание качественных и эффективных дистанционных услуг в медицине требует особого подхода к организации видеоконференцсвязи. И чем ответственнее сфера — тем больше требований предъявляется к технической части решения. Более того, поскольку это направление активно развивается, в разных странах уже принимаются законы о телемедицине, так или иначе регулирующие данную сферу. В частности при реализации таких решений важно не только использовать качественное и производительное оборудование для телемедицины, но и учитывать различные юридические нюансы, связанные, например, с обработкой персональных данных, врачебной тайной и т.д.
Федеральный Закон №242
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья.
Начало действия закона – 01.01.2018
Основные положения закона:
Применение систем видеоконференцсвязи в телемедицине и здравоохранении
Алексей Карпинский, SmartMed: Телемедицина и видеоконференцсвязь — практика и перспективы
Слайды презентации Алексея Карпинского, (1МБ, PDF)
Основные направления телемедицины
Естественно, что в рассматриваемое нами понятие входит очень широкий круг задач и решений. В самом общем виде они делятся на две большие категории: «врач-пациент» и «врач-врач». На практике существует множество направлений телемедицины, которые можно сгруппировать по основным критериям специализации. К основным направлениям сегодня относятся:
Решения типа «врач-пациент»
Решения типа «врач-врач»
Есть и другие, но для общего понимания возможностей технологии достаточно этих четырех, которые, по сути, сегодня являются основными. Каждое из них стоит рассмотреть по отдельности.
В Москве провели первый сеанс телемедицины на основе решения TrueConf Server
Президент РФ посетил Морозовскую больницу во время видеоконференции с коллегами из Крыма, запущенной на основе ВКС-системы TrueConf Server
Телемедицинские консультации
В телемедицине именно удаленные консультации и диагностика пациентов считаются наиболее распространенным и популярным сервисом. С помощью специализированных систем видеоконференцсвязи между врачом-консультантом, его ассистентом и самим пациентом налаживается полноценный аудиовизуальный контакт, во время которого они могут не только видеть и слышать друг друга, но еще и обмениваться графическими и текстовыми данными (например, рентгеновский снимок пациента может быть показан доктору, а лицензия врача — пациенту).
Такой подход крайне удобен во всех отношениях. Долгое время консультационную телемедицину позиционировали как средство получения медицинских услуг в районах, где нет смысла или возможности содержать поликлинику или определенного специалиста. То есть, скажем, больному не надо ехать из районного центра в столицу для того, чтобы доктор его осмотрел — достаточно связаться со специалистом по каналам ВКС в удобное для обоих время. Тем не менее, этот подход достаточно узкий.
Сегодня пользователями сервисов телемедицинских консультаций все чаще становятся жители мегаполисов, у которых не хватает времени толком следить за собственным здоровьем, записываться на прием к доктору и уж тем более засиживаться в очередях. Вместо этого с помощью специального мобильного приложения можно найти свободного специалиста в любое время суток — программа сама подскажет, кто является лучшим экспертом в той или иной области, а кто из докторов свободен прямо сейчас и готов вас выслушать и оказать помощь. Причем теоретически, в будущем такой поиск можно осуществлять по всему миру. Но, вскоре, очевидно, не потребуется даже никуда звонить — доктора сами узнают о ваших проблемах, раньше вас (успешный пример реализации системы телемедицинских консультаций с использованием мобильных устройств рассмотрен в разделе о TrueConf SDK).
И здесь мы приходим к следующему направлению развития телемедицины.
Телемедицина в условиях эпидемии
В условиях пандемии вирусных инфекций, когда число зараженных людей и территории распространения растут с неконтролируемой скоростью, решающую роль играет быстрое реагирование медицинских работников. В случаях, когда единственным выходом является жесткая самоизоляция, телемедицина остается единственным доступным инструментом здравоохранения. Как показала пандемия COVID-19, отправившая на вынужденную самоизоляцию миллионы жителей по всему миру, системы телемедицины с возможностью видеосвязи стали незаменимым атрибутом удаленного приема, ведения и лечения больных. Например, центр сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева развернул ВКС-сервер TrueConf для проведения дистанционного мониторинга зараженных пациентов.
Дистанционный биомониторинг
Удаленные системы наблюдения за пациентами применяются медицинскими работниками для мониторинга состояния их здоровья. Для этого требуется специальное телемедицинское оборудование, с помощью которого врач может контролировать своего пациента на расстоянии. Очень часто дистанционный мониторинг используют для наблюдения за пожилыми людьми, не способными самостоятельно осуществлять все необходимые лечебные манипуляции. Особенно актуальна домашняя телемедицина для пациентов, нуждающихся в регулярных, оперативных обследованиях (например, для людей с болезнями сердца).
При этом развитие технологий микроэлектроники, широкополосного мобильного доступа в Интернет и специального программного обеспечения выводит возможности телемедицины на новый уровень. Очень кстати здесь пришлись технологии Internet of Things (IoT). Благодаря этому, сегодня можно не только отслеживать состояние уже больного человека, но и диагностировать будущие проблемы у внешне здорового.
Многие люди сегодня уже привыкли носить миниатюрные датчики на своем теле. В частности, речь идет о различных фитнес-трекерах и прочих устройствах такого рода. Теоретически, они могут не только консолидировать данные о ваших спортивных достижениях, но и анализировать важные биометрические параметры и делать на основании их выводы о фактическом состоянии организма, а в случае потенциальной опасности выдавать сигнал тревоги — вам или вашему доктору.
Как система может знать, что с человеком не все в порядке? Здесь уже подключается упомянутый IoT и системы по обработке больших данных (Big Data). В очень упрощенном виде дело обстоит так: огромное количество носимых биометрических датчиков могут передавать данные о состоянии здоровья различных людей в централизованное хранилище. Там происходит обработка полученной информации и на ее основе делаются выводы, которые потом используются в системах телемедицины. Причем информация предоставляется анонимно — система знает, например, только физические параметры человека (пол, возраст, динамику пульса и т.д.) но не те данные, которые позволяют его однозначно идентифицировать. На основе собранной статистики, делаются выводы о картине самых ранних симптомов тех или иных заболеваний. И если таковые наблюдаются у человека с биометрическим датчиком — ему могут посоветовать обратиться к тому или иному специалисту.
Экстренные консультации для врачей
Экстренная врачебная консультация может понадобиться и людям на таких удаленных от цивилизации объектах как морские нефтяные вышки или корабли дальнего плавания. В этом случае, для системы телемедицины особую роль играет возможность обеспечения устойчивой работы по относительно медленным каналам спутниковой связи.
Трансляция хирургических операций
И, конечно же, нельзя обойти вниманием такую специфическую сферу применения телемедицины, как трансляция хирургических операций. Данное направление телемедицины используют для т.н. «теленаставничества», когда начинающие или неопытные хирурги в режиме онлайн наблюдают за операцией, которую проводит высококвалифицированный специалист. Причем в отличие от просмотра видеозаписей, в случае ВКС имеется возможность задать вопросы по ходу или сразу после операции — получить детальные объяснения, разобрать сложные ситуационные моменты.
Во время операции специалисты могут передавать друг другу изображения различного медицинского оборудования (микроскоп, эндоскоп или операционный стол), фиксируемого цифровыми видеокамерами.
Также можно передавать и телеметрическую информацию (о состоянии давления пациента, частоте его пульса и мн. др.). А ведь опыт для хирурга — самое важное качество. Тем более, сегодня медицина развивается стремительно, и становятся доступны такие новые виды операций, о которых раньше даже и не думали — и это только начало. А как можно быстро поделиться опытом с профессиональным обществом всего мира? Проще, быстрее и эффективнее всего это можно сделать с помощью видеоконференцсвязи. И кто знает, сколько жизней уже спас опыт, своевременно полученный с помощью такого подхода. Так что перспективы телемедицины сегодня более чем определенные — это направление будет активно развиваться еще многие годы.
Повышение квалификации врачей
Медицинские семинары, конференции и лекции, транслируемые системой видеоконференцсвязи, дают возможность специалистам более высокого уровня делиться не только своими знаниями теории, но и практическими навыками и умениями. Во время обучающих лекций преподаватели медицинских вузов могут организовывать видеосвязь с представителями медицинских учреждений, чтобы те в режиме онлайн делились своим опытом. Причем речь идет не только об обучении студентов. Обмениваться профессиональными навыками, новостями, открытиями и достижениям важно в первую очередь для профильных специалистов. Местному врачу в небольшом городе вряд ли удастся вживую послушать лекцию и получить наставления эксперта мирового уровня. Зато обучение с помощью средств ВКС это позволяют — можно не только увидеть «светило» медицины и послушать его (для этого достаточно и видеозаписи), но и задать ему интересующие вопросы.
Применение систем видеоконференцсвязи в здравоохранении
Все перечисленные возможности реализованы на базе программного решения TrueConf Server. Это решение прекрасно подходит для организации видеоконференцсвязи как в закрытых сетях, так и по каналам Интернет.
При этом оно идеально справляется со всеми актуальными задачами, характерными для современной телемедицины. Благодаря поддержке UltraHD и 3D-видеосвязи медицинским работникам удается максимально детализировать любое изображение во время онлайн-трансляции операций или при удаленном осмотре пациента. Приложения TrueConf поддерживают трансляцию DICOM-изображений — медицинского стандарта хранения и передачи цифровых изображений и документов пациентов.
Телемедицинских технологий что это
Всё, что вы хотели знать о телемедицине, но боялись спросить
С момента вступления в законную силу внесенных Государственных думой изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья («Закон о телемедицине») прошло полтора года и, несмотря на наличие не до конца решенных вопросов, две трети топ-менеджеров российских клиник считают, что телемедицинские консультации пользуются спросом и планируют развивать это направление в 2019 г. Современные технологии потихоньку завоевывают доверие россиян и становятся объектом серьезных финансовых вложений. Данная ниша еще свободна и ждет новых игроков. Что надо сделать, чтобы попасть в этот удивительный мир цифровых технологий?
Для начала определимся с самим понятием «телемедицинская консультация». Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консультации пациента или его законного представителя медицинским работником с применением телемедицинских технологий осуществляются в целях профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента, а также для принятия решения о необходимости проведения очного приема.
Также законом установлено, что при проведении консультаций с применением телемедицинских технологий лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме.
Иными словами – телемедицинская консультация не может заменить собой лечение пациента на очном приеме. С ее помощью доктор может оценить необходимость проведения очного приема, что является существенным плюсом, если пациент иногородний или житель другой страны. Также телемедицина помогает осуществлять эффективное наблюдение за пациентом после медицинского вмешательства, что в свою очередь экономит финансовые и временные ресурсы, как врача, так и пациента. Вовремя полученный сигнал от медицинского браслета о состоянии организма пациента, и своевременная помощь врача, могут спасти не одну жизнь.
Главным участником консультации с применением телемедицинских технологий является врач. Он не может вести консультацию с любого удобного для него места, а должен находиться непосредственно на своем рабочем месте в медицинском кабинете.
Согласно указаниям Минздрава РФ, оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий не является отдельным видом медицинской деятельности, и телемедицинские технологии используются как технологическая составляющая при выполнении работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (Письмо Министерства здравоохранения РФ от 9 апреля 2018 г. N 18-2/0579).
Также в законе указано, что медицинскую помощь с использованием телемедицины надлежит оказывать в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи. Другими словами, оказывать телемедпомощь врач может только со своего рабочего места, которое оснащено в соответствии со стандартами (они разные для каждого профильного кабинета или отделения, например, Приказ Министерства
здравоохранения РФ от 29 января 2016 г. N 38н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия»), и используя только оборудование медицинской организации.
Таким образом, особых требований к рабочему месту врача для оказания телемедпомощи законом не предусмотрено – это должен быть обычный кабинет врача, который оснащен в соответствии со стандартами профильного кабинета или отделения, в котором будет осуществляться сеанс связи. Однако необходимо обеспечить средства связи и оборудование для проведения консультаций.
Оборудование для телемедицины
Особых требований к компьютерам для осуществления сеанса связи не предусмотрено. Это может быть обычный компьютер, используемый врачом в повседневной жизни. Главное, чтобы он не был музейным экспонатом и работал с современными программами. Вот как раз с ними-то все намного сложнее.
Программы для оказания телемедицинских услуг взаимодействуют с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения и считаются иными информационными системами. Требования к таким программам содержатся в Постановлении Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. N 447 «Об утверждении Правил взаимодействия иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг, с информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями».
Иная информационная система должна отвечать ряду требований, ключевыми из которых являются расположение на территории страны оказания услуги, что вводит ограничение для применения облачных технологий, а также обеспечение контроля за доступом к документам и использование защищённого канала связи при передаче информации. Помимо этого, необходимо иметь сертификаты ФСТЭК на программное обеспечение. Также не стоит забывать о том, что программное обеспечение должно быть зарегистрировано как медицинское изделие.
Для обмена данными с другими системами (например, с информационными системами клиник или медицинскими информационными системами — МИС) телемедицинская программа должна быть подключена к единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Для проведения консультаций с применением телемедицинских технологий необходимо обеспечить соблюдение требований законодательства РФ к идентификации личности при проведении сеанса связи.
Данные требования можно условно объединить в три пункта:
1. Врачу и пациенту необходимо зарегистрироваться в ЕСИА – Единой системе идентификации и аутентификации. Врач и пациент каждый со своего рабочего места путем ввода логина и пароля заходят в эту систему и тем самым происходит их распознавание в системе по принципу «свой-чужой».
Согласно ч. 6 ст. 36.2 Федерального закона N 323-ФЗ в целях идентификации и аутентификации участников дистанционного взаимодействия (врача и пациента) при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий используется Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) — информационная система в Российской Федерации, обеспечивающая санкционированный доступ участников информационного взаимодействия (граждан-заявителей и должностных лиц органов исполнительной власти) к информации, содержащейся в государственных информационных системах и иных информационных системах.
Условно ЕСИА можно назвать «электронным паспортом» гражданина РФ. С её помощью происходит авторизация на таких сайтах как Госуслуги, Мой Арбитр и Российская общественная инициатива. Для получения учётной записи ЕСИА необходимо удостоверить свою личность с помощью паспортных данных, ИНН и СНИЛС (это необходимо сделать как врачу, так и пациенту).
2. Необходимо внести в Федеральный регистр медицинских работников сведения о медицинских работниках, оказывающих медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий.
Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий осуществляется медицинскими работниками, сведения о которых внесены в Федеральный регистр медицинских работников, а также при условии регистрации соответствующих медицинских организаций в Федеральном реестре медицинских организаций Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
На настоящий момент порядок включения медицинских организаций, в том числе частных, в Федеральный регистр медицинских организаций и Федеральный регистр медицинских работников, включая соответствующие формы заявок, размещен на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ (http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/) раздел «Материалы», подраздел ФРМО и ФРМР “Руководство пользователя”».
3. Каждому врачу, оказывающему медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий, в целях подписания документов, необходимо получить усиленную квалифицированную электронную подпись.
Согласно п. 7 ст. 36.2 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» документирование информации об оказании медицинской помощи пациенту с применением телемедицинских технологий, включая внесение сведений в его медицинскую документацию, осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.
Это значит, что каждому врачу, принимающему участие в оказании телемедицинских услуг, необходимо сделать такую подпись. Для этого надо обратиться в один из аккредитованных удостоверяющих центров, которые есть в каждом крупном населенном пункте.
Что такое усиленная квалифицированная электронная подпись?
Согласно закону, видами электронных подписей, отношения в области использования которых регулируются Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи», являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись.
Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись.
Данные подписи различаются в статусе и область их применения неодинакова.
Простая электронная подпись предполагает использование логина и пароля. При доступе к услугам, для подтверждения операции, может запрашиваться одноразовый код, отправляемый через SMS-сообщение либо почту. С подобными видами идентификации практически каждый пользователь электронных информационных систем. Для этого не надо обращаться в специализированные центры.
Усиленная неквалифицированная подпись не только идентифицирует отправителя, но и фиксирует изменения уже подписанного документа. Простая электронная подпись не позволяет этого сделать. Выдачей таких подписей занимаются удостоверяющие центры. Несмотря на, казалось бы, серьезную защиту, подпись такого типа не является универсальной. Например, ею нельзя подписывать документы, содержащие государственную тайну.
Усиленная квалифицированная электронная подпись имеет самую высокую степень защиты, закрепленную на законодательном уровне. Электронные документы с такой подписью приравниваются к бумажным со всеми атрибутами визирования и имеют такую же юридическую силу. В сертификате, который выдается вместе с ключом, содержится информация по его проверке. Для проведения юридически-значимых операций необходимо использование этого ключа.
Применение телемедицинских технологий осуществляются в целях профилактики, сбора, анализа жалоб пациента, а также медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента и коррекции ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме. Телемедицинская консультация не сможет заменить собой личный визит пациента и его осмотр врачом.
Для участия в телемедицинской консультации врачу необходимо получить логин и пароль для доступа к ЕСИА, подать сведения в Федеральный регистр медицинских работников, получить усиленную квалифицированную электронную подпись на каждого врача. Оказывать телемедпомощь разрешается только со своего рабочего места!
Пациенту для получения телемедицинской консультации нужно получить логин и пароль для доступа к ЕСИА, скачать бесплатное программное обеспечение, иметь доступ к интернету, перед сеансом связи авторизуется в личном кабинете на сайте медицинской организации.
Особых требований к оборудованию нет – это может быть любой компьютер.
Как сообщалось ранее, в частном секторе рынок телемедицинских услуг растёт, но в рамках системы ОМС они представлены лишь единичными проектами, так как её развитию как госуслуги мешает отсутствие установленных властью тарифов, а также нехватка интеграции с более масштабными цифровыми сервисами. Подробнее читайте: В частном секторе телемедицина набирает обороты, а в системе ОМС представлена лишь пилотными проектами