Телесная перкуссия что это

Body percussion или музыка тела

Телесная перкуссия что это. Телесная перкуссия что это фото. картинка Телесная перкуссия что это. смотреть фото Телесная перкуссия что это. смотреть картинку Телесная перкуссия что это.

Вы когда-нибудь начинали непроизвольно топать ногой, хлопать в ладоши или шлепать себя по бедрам, отдавшись ритму любимой мелодии? Это и есть перкуссия тела (body percussion) – самая древняя форма музыки, вдохновленная нашим сердцебиением, пульсацией крови и дыханием.

Игра на собственном теле предусматривает четыре базовых звука. Кроме уже упомянутых хлопков, шлепков и топота, используются также щелчки. И прекрасно то, что эти “звучащие жесты” под силу каждому. Соблюдая ритм, на основе этих движений можно создавать уникальную музыку, играя и танцуя одновременно.

Немножко истории

Первые телесно-перкуссионные мелодии появились задолго до того, как человек додумался продолжить свои руки и ноги в барабанных палочках, вытянул губы в свирель, а вместо грудной клетки или бедер начал бить по натянутым кожаным мембранам и дереву. Сначала человеческое тело использовали для создания ритуальных мелодий. Большинство известных нам древних техник, существующих и теперь, связано с обычаями заигрывания, свадебными танцами и музыкой для поднятия боевого духа.

К примеру, именно чтобы покорить девушку много веков назад эфиопы придумали музыку подмышек (armpit music). А индонезийки затанцевали для мужчин прихлопывая и пошлепывая себя по коленам. Сегодня этот танец называется saman.

Еще одно первичное предназначение перкуссии тела – коммуникация. С этой целью африканцы на алмазных шахтах, которым запрещалось разговаривать между собой, начали топать ногами в резиновых сапогах, создав телесно-перкуссионную технику gumboot. А рабы на плантациях в США, лишенные барабанов, решили общаться друг с другом в ритме hambone или juba dance. Заодно и работать стало веселее.

Логично, что перкуссия тела переросла в форму безмолвного протеста. Во времена индустриальной революции бастующие британцы стучали деревянными башмаками, ударяя их один о другой или оземь, а теперь танцуют klogging.

Перкуссия тела сегодня

В наше время музыкальная перкуссия тела – это искусство, объединяющее в себе мелодию, танец и пение. Современные виртуозы-перкуссионисты выступают как под аккомпанемент музыкальных инструментов, так и сольно. Они дополняют базовые техники растиранием ладонь, свистом, разнообразным бренчанием, возгласами и прочими звуками, задействуя все части человеческого тела.

Все же, перкуссия тела – это коллективная музыка. И чем больше людей создает звучащие жесты, тем интересней и впечатляюще получается. Так, во всем мире известен ирландский ансамбль “River Dance”, дополнивший кельтский танец, где очень активно двигаются ноги, стуком башмаков и похлопываниями.

Участники британского перкуссионного коллектива “Stomp” любят изрядно побарабанить как по себе, так и по всему, что случайно попадает под руку, задействуя в своих представлениях пластиковые бочки, металлические канистры, мусорные баки, крышки, палки, бутылки и кучу другого барахла. Шоу выходит феерическое.

Бразильские “The Barbatuques” для создания музыки используют все возможности человеческого тела. Они хлопают, щелкают, шлепают и стучат ногами, надувают щеки, громко дышат, пырскают, свистят, бренчат, вскрикивают, кричат, ударяют себя в грудь, добывая вибрирующие нотки и так далее. Финальная гармония звуков и движений умиляет, завораживает, смешит и пугает одновременно.

Как неотъемлемый элемент, музыка тела сбереглась в народных танцах и песнях по всему миру. И наиболее красочными и изысканными примерами того, как древняя телесно-перкуссионная техника превратилась в настоящее искусство, не утратив своего этнического духа, является страстный испанский фламенко и индийский kathak. Первый – придуманный андалузскими цыганами танец с хлопками, постукиванием и щелчками, сопровождающийся игрой на музыкальных инструментах и пением. Kathak танцуют притопывая ногами с колокольчиками на щиколотках, пересказывая с помощью звучащих жестов священную Рамаяну.

Все мы музыканты

Сегодня перкуссию тела активно используют в музыкальном образовании. Именно со стука, щелчков, хлопков и шлепков рекомендуется начинать изучение ритма. Такие занятия развивают слух, ощущение такта и быстроту реакции.

Но музыка тела хороша тем, что ее может освоить каждый. Руки и ноги всегда при нас, а чувство ритма у человека врожденное. Более того, чаще всего мы играем непроизвольно. Конечно, несколько самостоятельных удачных звучащих жестов или громких движений под любимую мелодию еще не делают из нас композиторов-постановщиков. Зато это отличный способ повеселится и сблизиться с окружающими. Не даром перкуссия тела стала частью музыкальной терапии и тренингов по тимбилдингу. Кроме того, это отличный способ изучить собственные физические возможности и самовыразиться.

Вся наша жизнь – это ритм. Музыку создают как маленькие дети, играющие в ладушки, так и резвящаяся толпа футбольных фанатов на стадионе. И чтобы хорошо себя чувствовать, надо просто звучать и двигаться в такт или попробовать написать свою мелодию.

Источник

Телесная перкуссия что это

На словах мы довольно долго можем рассуждать, насколько важен досуг и самовыражение для людей с ограниченными возможностями здоровья. Однако действительно что-либо сделать для инвалидов решаются единицы.

Танцоры из Петербурга Ольга Смотрицкая и Андрей Горбунов рассказали, когда к ним пришла идея обучать «телесной перкуссии» людей с ОВЗ и как получилось, что многие танцоры не знают нотной грамоты.

Ольга: За границей этот термин знает гораздо больше людей, чем у нас. Упражнения телесной перкуссии используют в терапевтических целях, что совсем неудивительно. Занятия положительно влияют на такие важные способности мозга, как концентрация, память и координация. Телесная перкуссия помогает выстраивать здоровые равноправные отношения в коллективе, что, безусловно, является важным источником комфорта для каждого человека.

Одной из главных причин создания подобного проекта стал собственный опыт и понимание того факта, насколько важны организация досуга и средства самовыражения для человека, ограниченного инвалидным креслом. Когда твой близкий родственник сталкивается с такой серьезной проблемой, его жизнь и жизнь ближайшего окружения приобретает совершенно другую форму.

— Как проходят занятия в вашей школе Ритм Project?

Ольга: Мы стараемся не разделять уроки по танцу и телесной перкуссии: первый час мы двигаемся, а уже второй работаем с различными ритмами. Таким образом постепенно получается все больше приобщать наших учеников к обеим этим культурам.

Основное танцевальное направление нашей школы — это стиль House Dance, пришедший с восточного побережья Америки. На наш взгляд, это направление является максимально свободным в своей форме и идеально подходит к ритму жизни современного человека. Есть еще и музыкальное объяснение того факта, почему именно House Dance изучают в нашей школе: музыка, под которую танцуют этот стиль, включает огромное количество других культур. Занимаясь этим направлением, вы знакомитесь с джазом, с различными афро-кубинскими ритмами, фанком и многими другими музыкальными стилями.

Для успешного номера нет необходимости выводить всех на один уровень, важно одинаково чувствовать темп, а импровизировать человек может совершенно по-разному. Мы стараемся развивать чувство индивидуальности у каждого нашего ученика. Их особенности придают общему действию дополнительную окраску, и это замечательно.

Андрей: Людей, которые к нам приходят, очень вдохновляет возможность практического изучения музыки. У многих пробегает холодок по телу в момент, когда они слышат такие слова, как «сольфеджио» и «нотная грамота». Академический подход к изучению музыки очень требовательный и есть люди, которым он очень тяжело дается, а бывает и вовсе не подходит.

Мы предлагаем еще один способ обучения музыке, который отличается своей активностью, так как мы постоянно находимся в движении и используем свое тело как инструмент. Думаем, что желание саморазвития является одной из главных причин, которая мотивирует людей начать у нас заниматься.

Ольга: Изучение музыки и движения очень гармонично дополняют друг друга: танец — это одна из самых идеальных практик для разрядки головы до и после сложных заданий на концентрацию.

К большому сожалению, практика показывает, что мир танца и музыки очень удалены друг от друга. К нам приходит множество опытных танцоров, которые понятия не имеют о строении музыки, а также большое количество музыкантов, которые мечтают научиться раскрепощать свое тело. И все из них сожалеют об упущенном времени, которое они могли бы направить с гораздо большей пользой для себя.

— В Петербурге вы являетесь единственными преподавателями по телесной перкуссии. А в России есть еще представители этого направления? Вы с ними общаетесь, обмениваетесь опытом?

Андрей: как только мы начали постигать изучение данного направления, первым делом хотелось найти единомышленников. В Москве есть две школы, которые занимаются изучением телесной перкуссии. Мы сделали уже несколько проектов с главными педагогами этих школ и считаем, что нам просто необходимо взаимодействовать и поддерживать друг друга для развития этого редкого направления.

Один из наших самых аутентичных совместных проектов, который состоялся летом прошлого года, мы создали при участии Екатерины Река, Александра Остапенко и Зарины Когай. Мы получили массу вдохновения и удовольствия от процесса совместного творчества.

— Какие приемы преподавания используете? Или просто подстраиваетесь под общее настроение?

Ольга: За десять лет преподавания различных танцевальных направлений мы научились находить подход к каждому ученику. Существует ряд методик, которые подходят под разные группы и, конечно же, мы их периодически используем. Если выделять основные элементы наших занятий, которые неизменно присутствуют в каждом уроке, то ими будут: сонастройка, разминка, письменный и устный разбор паттернов, а также их практическая отработка. Но на самом деле каждый урок отличается своей тематикой и настроением.

Иногда мы организовываем приятные музыкальные сюрпризы: Андрей играет на различных музыкальных инструментах (клавиши/бонго/конги) и аккомпанирует нашим ученикам. Периодически мы приглашаем для взаимодействий замечательных музыкантов и вокалистов.

Невозможно погрузиться в мир музыки и танца только путем отработки тех или иных элементов. Важно понимать, как эти культуры функционируют в реальной жизни. Ритм — это ведь только одна из частей музыки, и изучая лишь его, можно вообще никогда так и не познакомиться с тем, что же такое музыка. Мы делаем все возможное для того, чтобы наши ученики понимали, как функционирует ритм по отношению к другим музыкальным составляющим, и также уделяем им внимание.

— Как пришли к идее создания собственной некоммерческой организации и зачем танцорами собственное НКО?

Ольга: Мы уже долгое время занимаемся организацией различных музыкальных и танцевальных мероприятий. Были мастер-классы, конкурсы, фестивали, баттлы, концерты и многое другое. Только относительно недавно приняли решение открыть свое НКО, так как были психологически и финансово готовы к этому важному шагу.
Открытие такой организации – настоящая необходимость для нашего танцевального и музыкального сообщества, так как существует огромное количество потрясающих творческих проектов, которые совершенно никак не зарегистрированы и просто не могут долго существовать из-за отсутствия финансирования. Очень хочется, чтобы благодаря нашему НКО у многих деятелей искусства появилась возможность реализовать свои заветные идеи.

Оля и Андрей приглашают всех, кто заинтересовался проектом, на уникальное событие по телесной перкуссии «Body Percussion Weekend«. Там можно будет не только принять участие в мастер-классах, но и побывать на настоящем концерте, где основным музыкальным инструментом будет тело.

Специальными гостями апрельского уикенда станут Salvo Russo (Италия), Александр Остапенко и Зарина Когай (Москва). «Body Percussion Weekend» пройдет 27-28 апреля в Санкт-Петербурге.

Источник

«Развитие музыкально – ритмических способностей учащихся с использованием эффективных инновационных методов (техника body percussion) на уроках музыки и во внеурочной деятельности»

«Развитие музыкально – ритмических способностей учащихся

с использованием эффективных инновационных методов

на уроках музыки и во внеурочной деятельности»

Подготовила: Аюбова Н.А.

МБОУ «Погореловская СОШ»

Цель мастер-класса: повышение уровня профессиональной компетентности учителей музыки по использованию упражнений, способствующих развитию чувства ритма у детей, на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Форма проведения : педагогическая мастерская.

Практическая значимость: ознакомление с методами и приемами работы на уроках, и внеурочной деятельности, способствующих развитию навыков чувства ритма.

— познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами развития чувства ритма у школьников;

— раскрыть содержание мастер-класса посредством выполнения комплекса упражнений;

— показать практическую значимость использования данного комплекса упражнений, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на занятиях.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест.

Продолжительность проведения: 30 минут

Целевая аудитория: учителя предметной области «Искусство».

1. Подготовительно-организационный этап.

2. Теоретическая часть: вступительное слово по теме.

3. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.
4. Рефлексия – итог мастер-класса.

Предполагаемый результат: участники мастер класса получат знания об эффективных приёмах развития чувства ритма. Педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

«Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».

1. Подготовительно-организационный этап: СЛ.1

-Добрый день, уважаемые коллеги! От души желаю приятного, успешного и хорошего дня. Пусть он будет плодотворным и насыщенным. Пусть удастся воплотить все планы и желания. Пусть этот день принесет только радость, удачу и добрые эмоции.

Сегодня я предлагаю стать вас активными участниками мастер класса.

— Каждое занятие с детьми, наверное, как и все вы, я начинаю с музыкального приветствия. Но сегодня чтобы активизировать ваше внимание я попрошу вас встать и повторить за мной простые ритмические рисунки.

Ну и раз такое у нас получилось приветствие, как вы считаете, на развитии каких музыкальных способностей я сделаю акцент в своем мастер классе?

Тема мастер-класса : «Развитие музыкально – ритмических способностей учащихся с использованием эффективных инновационных методов

на уроках музыки и во внеурочной деятельности» СЛ.2

2. Теоретическая часть: Вступительное слово по теме.

Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Всё окружающее нас живёт по законам ритма: смена времени года, дня и ночи, тиканье часов, биение сердца – все ритмично. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов создает хаотичность и от того, насколько мы восприимчивы к этим пульсациям – зависит наше физическое и психическое самочувствие, мировоззрение и эмоциональная гибкость.

Актуальность и практическая значимость применения техники заключается в том, что она помогает ученику не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя, развивает навыки слушания и взаимодействия в ансамбле через ритмические композиции, улучшает умение детей импровизировать.

Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляется костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом. Это главное условие развития творческих способностей ребенка.

Мне очень понравилась эта идея исполнения музыки, для которой не нужны инструменты. Это гениально и очень подходит современному человеку. Развивает музыкальность, снимает стресс и налаживает связь ума с телом.

Сегодня я вам представлю упражнения техники «БОДИ ПЕРКАШН», которые я использую на уроках и во внеурочных занятиях.

2. Практическая часть мастер класса.

Я предлагаю всем встать. И так, мы начинаем.

Основной формой в этом виде деятельности является “эхо”, когда дети за педагогом повторяют предлагаемую серию жестов и форма «делай как я», когда за одним ребенком повторяют все остальные. Сл.4

Сначала я предлагаю сопоставить движение и звуки (боди звук):

Щелчки руками – Чики чики

Хлопки по груди – Токо токо

Хлопки по животу – Тэкэ тэкэ

Хлопки по ногам – Така така

Стук ногами Тум тум

Хлопок в ладошки – Па

Для того чтобы создать ритмический ансамбль разделимся на группы:

1я группа: делает упражнение Така-така, Тэкэ-тэкэ,Токо-токо, Па.

2я группа: исполняет упражнение Тум, Па, Тум-тум, Па.

1я группа: исполняет упражнение Тум, Па, Тум-тум, Па.

2я группа: делает упражнение Така-така, Тэкэ-тэкэ,Токо-токо, Па.

3я группа: чики-чики, токо-токо, тэкэ-тэкэ, така-така, тум тум, па, тум тум па.

Следующее что я использую в своей работе это упражнение на всем известный канон «Братец Яков», давайте вместе его вспомним. ( исполняем песню) Сл. 5

Теперь разучим движения, для этого нужно разбиться на пары.

И так повторяем за мной:

БРАТЕЦ ЯКОВ, БРАТЕЦ ЯКОВ

Хлопок, правая рука, хлопок, левая, хлопок, правая, правая, правая.

СПИШЬ ЛИ ТЫ? СПИШЬ ЛИ ТЫ?

Хлопок, правая, хлопок, левая, хлопок левая, левая, левая.

КОЛОКОЛ УДАРИЛ, КОЛОКОЛ УДАРИЛ

Замок (тыльные стороны ладони), Замок (ладони) )2 раза

ДИН ДОН ДОН, ДИН ДОН ДОН

Хлоп ладони 2р..Хлоп ладони 2р.

Выучив мелодию и отработав до автоматизма движений, можно исполнить эту песню каноном.

Ритмические упражнения возможно использовать на всех этапах урока, например изучая тему в 4 классе «Танцевальная музыка народов мира», при прослушивании танца Вальс, для того чтобы дети лучше усвоили размер ¾ я предлагаю им встать в пары (так как танец парный) и под музыку кружась выстукивать три доли: правая хлоп по корпусу, левая хлоп ко корпусу, правая хлоп навстречу, левая, правая, левая…… Отрабатываем движения. Сл.6

Выполнение движений под музыку Свиридов Венский вальс’ Сл.7

Становимся в два круга (внешний и внутренний), после 4 тактов идет смена партнера

Сл.8 И последнее я хочу показать самое любимое упражнение детей, его с удовольствием выполняют и старшеклассники, вы можете использовать его буквально на всех уроках и на внеурочных занятиях как физминутку.

3.Итоги мастер- класса. Рефлексия.

Сл.10 Вы увидели практические методы и приемы использования упражнений техники боди перкашн, которые я рекомендую применять на уроках музыки или занятиях во внеурочной деятельности с учащимися для развития чувства ритма.

Ведь как гласит древняя мудрость:

Наша память сохраняет только:

10% из того, что мы слышим,

50% из того, что мы видим,

90% из того, что мы делаем!

Спасибо, уважаемые коллеги, я благодарю Вас за активную работу.

И в заключении хотелось, чтобы через выполнение определенных движений, Вы дали рефлективную оценку и выразили свое отношение к отдельным компонентам мастер-класса. Сл.11

— представленные методы и приёмы развития чувства ритма у школьников;

— практическую значимость использования данного комплекса упражнений;

— нашу с вами встречу, с каким настроем вы продолжите учебный год.

Предложены следующие движения:

хлопок руками по боковой части бедра — невысокая оценка, безразличное отношение;

руки перекрест хлопки по плечам — удовлетворительная оценка, спокойное отношение;

хлопки ладошками — хорошая оценка, позитивное отношение;

поднять руки вверх, хлопая в ладоши – очень высокая оценка, восторженное отношение.

Источник

«Боди-перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

«Музыка – не простое развлечение и не добавление, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека. Музыка – это сама жизнь»

Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому. Музыкальное развитие даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества ребенка (воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребёнка (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний), и, что самое главное – это постоянная возможность самореализации.

Возросшая роль ритмического начала в музыкальной культуре ХХI в. диктует совершенно новые тенденции в современном музыкальном образовании, при котором в классическую школу интегрируются инновационные методы и подходы, нашедшие практическое применение в мировой практике.

Музыкальное направление, в котором тело используется в качестве музыкального инструмента, по-английски называется Body Percussion (дословный перевод – «тело-барабан»). Body Percussion сегодня широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности. Body Percussion (телесная перкуссия) – это искусство исполнения ритмов, без использования музыкальных инструментов. Только тело, движение, голос. Дети и танцоры, и музыканты одновременно. Телесная перкуссия позволяет понять ритм на очень глубоком уровне и практиковать разные ритмические навыки. Освоение Body Percussion включает в себя постижение основных знаний по ритму, а также – развитие координации тела. Движения под музыку помогают проследить развитие музыкального образа. Все это достигается с помощью приобретенных навыков и умений согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением.

Карл Орф был одним из первых, кто воплотил в своём новаторском подходе к музыкальному обучению детей синтез движения, пения, игры и импровизации и заложил основу этого направления.

Музыка тела доступна для всех с раннего возраста. Примеры Body Percussion мы видим в детских играх, песнях, танцах («Ладушки», «Танец маленьких утят», считалки и др.). Чаще всего они направлены на развитие координации и владения собственным телом, включают в себя элементы различных музыкально-танцевальных направлений.

Детям нравится заниматься Body Percussion – для них естественно взаимодействовать с различными частями своего тела, в отличие от взрослых, которым зачастую мешает скованность. На музыкальных занятиях дошкольники первоначально осваивают такие музыкальные элементы как ритм, темп и именно движения собственного тела помогают им в этом (отбивают ритм ладонями, ногой и др.).

Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных частях тела. Например, это топот ногами или притопы различной силы, похлопывания по коленям или шлепки одной или двумя руками по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами. После того как ребенок начинает уверенно исполнять эти элементы, он начинает экспериментировать и тем самым обогащать свой опыт музицирования различными телесными приемами. Хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами – это элементарные звуко-двигательные выразительные средства, которые широко используются в методике музыкального воспитания по системе Орфа, получившие общее название «звучащих жестов».

В отечественной практике наряду с этим классическим «орфовским» набором педагоги используют также удары ладонями по плечам, по груди скольжение ладонью по ладони или по верхней части груди; различные производные варианты звучащих жестов, требующих взаимодействия детей в паре и коллективе.

Занимаясь Body Percussion, дошкольники учатся создавать музыку своими руками, а также ногами, зубами, щеками и другими частями тела.

Таким образом, научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, дети получают эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *