Тема о чем говорят цветы
НОД «Чтение произведения в подготовительной к школе группе «О чем говорят цветы» Ж. Санд»
Екатерина Быченок
НОД «Чтение произведения в подготовительной к школе группе «О чем говорят цветы» Ж. Санд»
Автор и название произведения Жорж Санд «О чем говорят цветы»
Художественная задача текста Развивать любознательность, воображение, любовь к природе
Цель воспитателя Познакомить детей с произведением Ж. Санда «О чем говорят цветы»
Тема НОД Чтение произведения «О чем говорят цветы» Ж. Санд
Этапы деятельности Действия детей Задачи
(до чтения) Д/игра «Собери букет» Развивать творческое воображение, работать сообща, развивать речь Социально-коммуникативное развитие
позволить детям самим «собрать» букеты, но при этом подсказывать, какие цветы не могут «соседствовать» друг с другом, а какие дополняют друг друга
Ориентировочный этап (до чтения) Дети задают вопрос, откуда я знаю, какие цветы не уживаются друг с другом?
Отвечаю, что они мне сами это рассказали.
Они же не умеют разговаривать!
Просто не все умеют внимательно слушать, а вот одна девочка даже узнала, какой цветок считается царицей всех цветов. Развивать познавательные и творческие способности детей Познавательное развитие
Дети заинтересовались, какой цветок самый главный.
Я могу его назвать, но вы не будете знать самого главного – почему так произошло.
Как мы можем это узнать?
— Прочитать! Формировать эмоциональную отзывчивость
(во время чтения и после чтения) Слушают, проявляют эмоции, отвечают на вопросы воспитателя Развивать внимание. Речевое развитие
Отвечают на вопросы по тексту. Формировать умение сопереживать героям.
Инсценируют действия героев, рисуют
(словесно). Формировать умение отражать своё отношение к героям.
Динамическая пауза «Какой цветок, изобрази и опиши» Развивать двигательную активность детей и развивать словарный запас
-Что было особенно интересным? Развивать связную речь детей
-Высказывают своё мнение. Создать условия для анализа услышанного произведения.
Перспективный этап Расскажите мне сказку используя мнемотаблицу. Формировать умение составлять рассказ опираясь на мнемотаблицу. Продолжать учить детей последовательно перессказывать литературный текст. Физическое развитие
Нарисуйте или слепите понравившегося персонажа. Совершенствовать навыки детей отражать в творческих работах полученные знания.
Сможете ли вы рассказать или показать малышам эту историю?
-Показать театральное представление
Развивать творческое воображение и восприятие сказочного мира
Предполагаемая цель ребенка Узнать, какой же цветок самый главный и почему
Работа до чтения Д/и «Собери букет», обсуждение, почему некоторые цветы вредят друг другу
Работа во время чтения Выполняется на отдельном листе с напечатанным текстом выбранного произведения
Работа после чтения Рисование по сказке. Игры-инсценировки в театральном уголке. Лепка любимых персонажей. Работа с мнемотаблицей
Вопросы для рефлексии О ком или о чем эта сказка? Что произошло? Какой у сказки конец? Как вы думаете, могла ли эта сказка закончиться по другому? Почему?
Выход на самостоятельную деятельность Предложить детям смастерить маски цветов для театрального представления
Чтение художественной литературы. Рассказ Н. Носова «Автомобиль» с фантазированием предполагаемой концовки произведения Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «Чтение художественной литературы:.
Сценарий проведения родительского собрания в старшей группе «О чем говорят наши дети?» Сценарий проведения родительского собрания в старшей группе Дата проведения: Цели: Создание благоприятной атмосферы для социального партнерства.
Сценарий развлечения «Имя, цветы, музыка» в подготовительной к школе группе Конспект развлечения на тему «Имя, музыка, цветы и звезды» в подготовительной к школе группе. Составила: Кедьо Елена Евгеньевна воспитатель.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыбка» Образовательная область «Речевое развитие»(развитие речи) Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе Чтение и пересказ.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыба» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыба» Образовательная область:.
Конспект ООД «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» в подготовительной к школе группе «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев». Цель: Познакомить со словацкой сказкой в обработке С. Маршака. Уточнить и закрепить знания.
НОД по ПДД «О чем говорят знаки» «Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения». «О чем говорят.
Выразительное чтение произведения «Федорино горе» Корнея Чуковского План непосредственно-образовательной деятельности по выразительному чтению художественного произведения Корнея Чуковского «Федорино горе».
Конспект урока литературы на тему:ЖОРЖ САНД. «О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЦВЕТЫ». СПОР ГЕРОЕВ О ПРЕКРАСНОМ
ЖОРЖ САНД. «О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЦВЕТЫ».
СПОР ГЕРОЕВ О ПРЕКРАСНОМ 1
Цель деятельности учителя : ввести детей в художественный мир произведений Ж.Санд; расширить представление учащихся о зарубежной детской литературе; развивать умения анализа художественного произведения; формировать стремление к прекрасному.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные : осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные : адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути их преодоления.
Познавательные : выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные : задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
I . Организационный этап занятия. Создание эмоционального настроя, постановка целей занятия.
II. Жорж Санд: страницы биографии.
Сообщение учащегося (или группы учеников).
III. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.
Беседа по вопросам учебника (ученики подтверждают свои ответы цитатами из текста).
— Какой можно назвать сказку «О чем говорят цветы»: авторской или народной? Почему?
— Что утверждает главная героиня сказки? Как вы думаете, кто прав в споре: она или учитель ботаники? (Главная героиня сказки «О чем говорят цветы» думает, что она умеет слышать голоса цветов. Учитель ботаники считает, что цветы совсем не разговаривают. Фактически, прав учитель, потому что цветы не могут разговаривать так, как люди. В то же время права и девочка, потому что ее внимание ко всему живому сочувствие, помогают ей как будто слышать голоса растений.)
— О чем спорили цветы? Что их возмущало? Почему они доказывали свои преимущества перед красотой роз? (Цветы спорили о том, кто из ‚них красивее и лучше. Их возмущало то, что люди больше внимания уделяют именно розе. Они хотели доказать свое преимущество перед красотой роз, потому что чувствовали себя обиженными и завидовали розе.)
— Что возмутило девочку? (Девочку возмутило соперничество цветов, их тщеславие и зависть, и она назвала разговоры цветов вздором.)
— Страницы какой сказки, созданной русским писателем, напоминает этот эпизод? (Сказку В. М Гаршина « Attalea Princeps ».)
— Как представлено в сказке созидание и уничтожение? Можем ли мы назвать эти образы аллегорическими? Почему? (Уничтожение представлено в сказке в образе отца бурь и его сыновей, которые хотели разрушить все живое на Земле. Созидание представлено в виде «духа жизни», могучего божественного духа, который вырвался изнутри Земли и противостоял разрушению. Чем больше бури разрушали, тем больше новых форм жизни появлялось на Земле. В образах царя бурь и «духа жизни» автор представляет нам закон развития всего живого на Земле.)
— Как вы представляете себе розу из сказки Жорж Санд? (Роза обладала драгоценными дарами «кротости, красоты и грации». Именно она была призвана «очаровывать и примирять». Красавица роза победила сына царя бурь своей красотой и кротостью.)
— Как восприняли рассказ девочки учитель и ее бабушка? (Учитель не поверил девочке, потому что он разучился воспринимать красоту цветов в даже не чувствовал их запаха. Бабушка поверила внучке, потому что она помнила, как сама была маленькой и тоже наблюдала за цветами, прислушивалась к их голосам. В детстве она, как и внучка, понимала, о чем говорят цветы.)
— Как вы понимаете слова бабушки: «Очень жалею вас, если вы сами никогда не слышали, о чем говорят цветы. Я хотела бы вернуть те времена, когда я их понимала. Это свойства детей. Не смешивайте свойства с недугами!»? (Свойство понимать речь цветов, растений и камней связано с любовью и вниманием к природе, с желанием понять ее жизнь. Свойство это то, что естественно присуще человеку. Недуг — это болезнь. Бабушка считает, что нельзя смешивать свойства с недугами, то есть особенности восприятия с проявлением болезни.)
I V . Подведение итогов урока.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево и др.)».
Конспект урока по литературе по теме «Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.
Конспект урока по литературе в 5 классе.
ЖОРЖ САНД. «О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЦВЕТЫ».
СПОР ГЕРОЕВ О ПРЕКРАСНОМ.
ввести детей в художественный мир произведений Ж.Санд;
расширить представление учащихся о зарубежной детской литературе;
развивать умения анализа художественного произведения, формировать стремление к прекрасному.
II. Жорж Санд: страницы биографии.
Жорж Санд — псевдоним Авроры Дюдеван, литературное имя, прославившее писательницу. Ее книги составили славу французской литературы, ее жизнь была полна любви и труда. Девочку назвали Авророй в честь бабушки. Это имя давали всем девочкам, рождавшимся в их роду. С 4-летнего возраста будущая писательница воспитывалась в имении бабушки в Ноане, где была великолепная библиотека. К своему совершеннолетию Аврора прочла её почти всю.
За свою жизнь Жорж Санд, благодаря невероятному, потрясавшему всех знавших её коллег трудолюбию, написала более 100 романов. Она была очень популярна во Франции, но с особым пиететом к ней относились в России, где на её романах выросло не одно поколение.
Жорж Санд скончалась 8 июня 1876 г. в Ноане. Узнав о её кончине, Гюго написал: «Оплакиваю умершую, приветствую бессмертную!»
Выразительное чтение вступительной статьи к главе учебника.
III. Чтение сказки «О чем говорят цветы».
IV . Беседа по вопросам.
– Подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы увидеть необычное и услышать, например, о чём говорят цветы? (Внимательным, сопереживающим, терпеливым, любознательным, с богатым воображением)
– Что утверждает главная героиня сказки? Как вы думаете, кто прав в споре: она или учитель ботаники? (Главная героиня сказки «О чем говорят цветы» думает, что она умеет слышать голоса цветов. Учитель ботаники считает, что цветы совсем не разговаривают. Фактически прав учитель, потому что цветы не могут разговаривать так, как люди. В то же время права и девочка, потому что ее внимание ко всему живому, сочувствие помогают ей как будто слышать голоса растений.)
– О чем спорили цветы? Что их возмущало? Почему они доказывали свои преимущества перед красотой роз? (Цветы спорили о том, кто из них красивее и лучше. Их возмущало то, что люди больше внимания уделяют именно розе. Они хотели доказать свое преимущество перед красотой роз, потому что чувствовали себя обиженными и завидовали розе.)
– Что возмутило девочку? (Девочку возмутило соперничество цветов, их тщеславие и зависть, и она назвала разговоры цветов вздором.)
— Какую роль сыграл аромат розы в истории ветерка? (Аромат розы усмирил разрушительную силу ветерка)
— Какой в давние времена была Земля? (Бесформенная глыба, бесплодная планета, маленький и беспомощный мир)
— Какие две силы боролись за Землю? (Царь бурь и дух жизни. Ветер царствовал с отцом и братьями на бесплодной Земле, все подвергалось уничтожению, разрушению. Но внутри Земли был дух жизни — он посылает из недр Земли гибкие растения, раковины, новые формы жизни. Царь бурь посылает сыновей в бой. )
— Как розы остановили разрушительную силу ветерка? (Незнакомый аромат заставил ветерок остановиться. Он увидел нежное, прелестное, изящное создание — розу. Она попросила пожалеть ее, такую красивую и кроткую. Ветерок вдохнул ее аромат и заснул. А когда проснулся, роза предложила ему стать ей другом)
— Какую роль сыграли в судьбе ветерка царь бурь и дух жизни? (За сочувствие к розе царь отказался от сына, отправил его на Землю, толкнув его в бездонную пропасть. Дух жизни, увидев страдания ветерка, пожалел его, превратил в хорошенького румяного ребенка с крыльями. Растения ему должны были служить защитой)
— Почему дух жизни уверен, что он сильнее соперника, царя бурь? (Дух жизни уверен, что он сильнее соперника, потому что созидание сильнее разрушения)
— Какими драгоценными дарами наградил дух жизни розу? (Кротостью, красотой, грацией. Дал титул, провозгласил ее царицей цветов. Роза стала символом примирения враждебных сил природы )
– Как вы представляете себе розу из сказки Жорж Санд? (Роза обладала драгоценными дарами «кротости, красоты и грации». Именно она была призвана «очаровывать и примирять». Красавица роза победила сына царя бурь своей красотой и кротостью.)
– Как восприняли рассказ девочки учитель и ее бабушка? (Учитель не поверил девочке, потому что он разучился воспринимать красоту цветов и даже не чувствовал их запаха. Бабушка поверила внучке, потому что она помнила, как сама была маленькой и тоже наблюдала за цветами, прислушивалась к их голосам. В детстве она, как и внучка, понимала, о чем говорят цветы.)
– Как вы понимаете слова бабушки: «Очень жалею вас, если вы сами никогда не слышали, о чем говорят цветы. Я хотела бы вернуть те времена, когда я их понимала. Это свойства детей. Не смешивайте свойства с недугами!»? (Свойство понимать речь цветов, растений и камней связано с любовью и вниманием к природе, с желанием понять ее жизнь. Свойство – это то, что естественно присуще человеку. Недуг – это болезнь. Бабушка считает, что нельзя смешивать свойства с недугами, то есть особенности восприятия с проявлением болезни.)
V. Подведение итогов урока.
Я желаю, чтобы вы показывали цветам только добрые лица, я призываю вас беречь все то, что дарит вам красоту и радость. Знаете ли вы случаи из жизни и сказок, когда добротой, кротостью, лаской добивались большего, чем злом, грубостью? (Дети приводят примеры из сказок, из собственной жизни)
VI . Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево. )».
План-конспект урока по литературе на тему: Жорж Санд «О чем говорят цветы» Спор героев о прекрасном.
Конспект урока по литературе в 5 классе.
ЖОРЖ САНД. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.
Цели : Образовательные: Слово о писательнице;
Ввести детей в художественный мир произведений Ж.Санд;
расширить представление учащихся о зарубежной детской литературе;
Развивающие: развивать умения анализа художественного произведения, анализировать диалоги, рисовать словесный портрет героев. Воспитательные: формировать стремление к прекрасному; бережное отношение к природе; интерес к чтению.
Оборудование: портрет Жорж Санд, картинки с цветами, распечатанный отрывок из сказки у каждого на парте.
II. Слово об авторе
Доклад 2 учащихся о Жорж Санд
В детстве писательницы самыми дорогими людьми для нее были мать и бабушка. С самого раннего детства Аврора слушала сказки, романтические истории, которые рассказывала ее мама. С ней девочка разучивала стихи, басни, читала молитвы. В парке бабушкиного имения девочка слушала рассказы, легенды. Бабушка обучила ее латыни, естественным наукам, музыке, познакомила с литературой. Аврора прекрасно играла на арфе. На всю жизнь Аврора сохранила теплоту бабушкиного дома. Здесь прошли лучшие годы её жизни. В 14 лет её отвезли в Париж и поместили в женский Августинский монастырь, который показался Авроре храмом счастья и доброты.
За свою жизнь Жорж Санд, благодаря невероятному, потрясавшему всех знавших её коллег трудолюбию, написала более 100 романов. Она была очень популярна во Франции, но с особым пиететом к ней относились в России, где на её романах выросло не одно поколение.
Жорж Санд скончалась 8 июня 1876 г. в Ноане. Узнав о её кончине, Гюго написал: «Оплакиваю умершую, приветствую бессмертную!»
III. Чтение сказки «О чем говорят цветы».
Чтение спора цветов по ролям:
-Когда я была маленькой, меня очень мучило, что я не могу разобрать, о чем говорят цветы. Мой учитель ботаники уверял, что они ни о чем не говорят. Не знаю, был ли он глух или скрывал от меня правду, но он клялся, что цветы совсем не разговаривают.
Между тем я знала, что это не так. Я сама слышала их неясный лепет, в особенности по вечерам, когда уже садилась роса. Но они говорили так тихо, что я не различала слов. К тому же они были очень недоверчивы, и если я шла по саду между клумбами или же по полю, то они шептали друг другу: «Тсс!» По всему ряду как бы передавалась тревога: «Замолчите, а то любопытная девочка подслушивает вас».
Но я добивалась своего. Я научилась ступать так осторожно, чтобы не задеть ни одной былинки, и цветы не слышали, как я подходила к ним близко. И тогда, притаившись под деревьями, чтобы они не видели моей тени, я наконец поняла их речь.
Надо было напрягать все свое внимание. У цветов голоса были такие тоненькие, нежные, что дуновение ветерка или жужжание какой-нибудь ночной бабочки совершенно заглушало их.
Не знаю, на каком языке они разговаривали. Это не был ни французский, ни латинский, которым меня в то время обучали, но я его отлично понимала. Мне даже кажется, что я его понимала лучше других знакомых мне языков.
Однажды вечером мне удалось, лежа на песке, не проронить ни слова из того, что говорилось в углу цветника. Я старалась не шелохнуться и услышала, как один из полевых маков заговорил:
— Господа, пора уже покончить с этими предрассудками. Все растения одинаково благородны. Наше семейство не уступит никакому другому. Пусть кто угодно признает розу царицей, но я заявляю, что с меня довольно, я и не считаю никого вправе называть себя более знатным, чем я.
В моем венчике отражается небесная лазурь, а мои многочисленные родичи владеют всеми розовыми переливами. Как видите, пресловутая царица во многом может нам позавидовать, а что касается ее хваленого аромата, то.
— Запах есть отражение ума и здоровья.
Голос махрового мака был заглушён дружным смехом. Гвоздики держались за бока, а резеда раскачивалась из стороны в сторону.
Богато одетые анютины глазки высказались против махровых цветов, а так как в цветнике преобладали махровые, то начались всеобщие неудовольствия.
Впрочем, все так завидовали розе, что скоро помирились между собою и стали наперерыв ее высмеивать. Ее сравнивали даже с кочаном капусты, причем говорили, что кочан, во всяком случае, и толще, и полезнее. Глупости, которые я слушала, вывели меня из терпения, и, топнув ногой, я вдруг заговорила на языке цветов:
— Замолчите! Вы все вздор мелете! Я думала услышать здесь чудеса поэзии, а, к своему крайнему разочарованию, нашла в вас только соперничество, тщеславие, зависть!
Наступило глубокое молчание, и я убежала из сада.
Посмотрю-ка, думала я, может, полевые цветы разумнее этих чванливых садовых растений, которые получают от нас искусственную красоту и в то же время как бы заражаются нашими предрассудками и ошибками.
Под тенью живой изгороди я пробиралась к полю. Мне хотелось знать, неужели и спирии, которых называют царицами поля, так же горды и завистливы.
Дорогою я остановилась около большого шиповника, на котором все цветы вели разговор.
IV . Беседа по вопросам.
– Какими качествами должен обладать человек, чтобы услышать, почувствовать, о чём говорят цветы? (бытьвнимательным,сопереживающим,терпеливым,любознательным)
– О чем спорили цветы? Почему они доказывали свои преимущества перед красотой роз? (Их возмущало то, что люди больше внимания уделяют розам. Они хотели доказать, что тоже красивы.)
-Правда, ребята, каждый цветок по-своему прекрасен?
– Что возмутило девочку? (Их тщеславие и зависть были пусты и вздорны)
— Какую роль сыграл аромат розы в истории ветерка? (Аромат розы усмирил разрушительную силу ветерка)
— Какой в давние времена была Земля? (Бесформенная глыба, бесплодная планета, маленький и беспомощный мир с вечно воюющими салами.)
— Какие две силы боролись за Землю? (Царь бурь и дух жизни. Ветер царствовал с отцом и братьями Земле, все подвергалось уничтожению, разрушению. Но внутри Земли был дух жизни — он посылает из недр Земли гибкие растения, раковины. Но царь бурь посылает сыновей в бой. )
— Как розы остановили разрушительную силу ветерка? (Незнакомый аромат заставил ветерок остановиться. Ветерок вдохнул ее аромат и заснул. А когда проснулся, роза предложила ему стать ей другом.)
— Как ветер помогает растениям? ( Он разносит семена и аромат, который привлекает пчел.)
— Почему дух жизни уверен, что он сильнее соперника, царя бурь? (Дух жизни уверен, что он сильнее соперника, потому что созидание сильнее разрушения.)
— Какими драгоценными дарами наградил дух жизни розу? (Роза стала символом примирения враждебных сил природы)
– Как вы представляете себе розу из сказки Жорж Санд? (Красавица роза победила сына царя бурь своей красотой и кротостью.)
– Как восприняли рассказ девочки учитель и ее бабушка? (Учитель не поверил девочке, потому что он разучился воспринимать красоту цветов и даже не чувствовал их запаха. Бабушка поверила внучке, потому что она помнила, как сама была маленькой и тоже наблюдала за цветами, прислушивалась к их голосам..)
– Как вы понимаете слова бабушки: «Очень жалею вас, если вы сами никогда не слышали, о чем говорят цветы. Я хотела бы вернуть те времена, когда я их понимала. Это свойства детей. Не смешивайте свойства с недугами!»? (Свойство понимать речь цветов, растений связано с желанием все постичь, такое всеобъемлющее желание бывает только в детстве.)
V. Подведение итогов урока.
-Что нового вы узнали о цветах и природе из сказки Ж.Санд?
Желаю, чтобы вы показывали цветам и природе только добрые лица. Берегите все то, что дарит вам красоту и радость.
— Знаете ли вы случаи из жизни и сказок, когда добротой, кротостью, лаской добивались большего, чем злом, грубостью? (например сказка «Снежна королева»)
Домашнее задание. Выставление оценок.