Темный стратилат что это

Убить вампира Вчера посмотрел последние серии Пищеблока и понял, что

Темный стратилат что это. Темный стратилат что это фото. картинка Темный стратилат что это. смотреть фото Темный стратилат что это. смотреть картинку Темный стратилат что это.

Вчера посмотрел последние серии «Пищеблока» и понял, что этот фильм гораздо сильнее и глубже, чем я думал в начале. Более того, я, пожалуй, назвал бы его лучшей мистической драмой, снятой в России. Сперва я определил его как едкую сатиру на «совок», которая не потеряла своей актуальности, потому что у многих этот кадавр до сих пор сидит в головах. Именно они пишут на киносайтах злобные рецензии (зацепило!), однако, сатирический аспект в этом произведении, как в знаменитом романе Булгакова, далеко не главный.

Однако сериал гораздо страшнее и безнадежнее цикла подростковых повестей Джоан Роулинг. Представьте себе, что в финале Гарри, победив Волдеморта, сам становится Волдемортом, поскольку иначе победить его невозможно. Именно это происходит в «Пищеблоке». В нем нет хэппи энда: в пионерлагерь приезжает добрый и храбрый мальчик Валера, а домой возвращается новая реинкарнация Стратилата, после того как прежний верховный вампир сгорел в пионерском костре.

Да, Валерке удалось освободить детей и подростков, превращенных Стратилатом в зомби-кровососов (согласно мифологии фильма, после гибели вампира все новообращенные им вампиры вновь становятся людьми, не помнящими, что с ними произошло), но какой ценой! Перед смертью Стратилат говорит ему: «Теперь ты не сможешь бороться со своей сущностью и скоро станешь таким же как я. Я тоже пытался бороться, но это невозможно».

Темный стратилат что это. Темный стратилат что это фото. картинка Темный стратилат что это. смотреть фото Темный стратилат что это. смотреть картинку Темный стратилат что это.
Момент превращения Валерки в вампира.

Источник

Пищеблок: Здесь по ночам пьют кровь…

После второй части «Улицы страха» как-то взыграла ностальгия по прошлому. Пионерский лагерь это было самым лучшим временем. И тут как раз попался на глаза наш сериал. Но чего я совсем ожидала, так это того, что фильм вроде про детей, но далеко не для детей. И да, пионерский лагерь 80-х годов как-то не так звучит под иностранную музыку.

Знакомство с лагерем и героями

Дети едут в лагерь на речном катере и рассказывают друг другу местные легенды. Говорят, что у входа в лагерь Буревестник стояли две скульптуры: горнистка и барабанщик. Но однажды кто-то из детей разбил барабанщика и с тех пор каждую ночь горнистка ходит по лагерю и ищет того, кто это сделал. И вообще, лагерь этот проклятый: дети пропадают, в лесах живут дикие беглые зеки-каннибалы.

Так в разговоре знакомятся Валера Лагунов и Лева Хлопов. У Валеры здесь работал старший брат вожатым, но он погиб. Некоторые ребята тут уже были, но многие в первый раз. То же самое касается и вожатых. Например, Игорь Корзухин — носит прическу не по форме и модные джинсы, любит Битлов и девушек. Вот только сосед попался сильно правильный и продуманный Саша Плоткин, все у него распланировано на годы вперед.

Атмосферка лагеря совсем не та…

Мда, лагерь вроде пионерский и времена советские, но что-то как-то не идет пока атмосферка-то. Судя по тому, что детишки говорят про Олимпиаду, то время примерно 80-й год. Эм, в 80-м я, конечно, еще не ездила в лагерь, но даже в 83-м у нас такого не было — какие-то разборки, иностранные песенки, девицы с размалеванными губами и глазами, старшеклассницы полуголые среди детишек.

Да у нас разделение строжайшее было, никаких смешанных групп, все строго по возрастам. А речь! Не пионеры, а разновозрастные гопники, блин. Не говорю, что секса не было или вожатые не пили, но поскромнее как-то себя вели. Пионеры во всяком случае не заставали их голыми.

Или я росла в каком-то совершенно другом мире, или создатели сериала мало знают о тех временах, или же они сознательно искажают реальность, чтобы принизить и в чем-то даже опошлить Советский союз. Почему-то склоняюсь к последнему. Надо же молодым вдолбить, что в Союзе все было плохо от слова вообще. Хотя на самом деле это и был практически коммунизм.

Первый вампир и способы борьбы с ним

Уже во вторую ночь пропал Лева Хлопов. Искали всем лагерем. Серьезно? Детей с фонариками ночью в лес? Нашли, правда, быстро. На следующий день он стал каким-то странным. Типа вампиром. Момент отпадный, наши вывели новый вид вампиров. У них нет клыков, зато есть какое-то то ли жало, то ли хоботок, то ли игла от шприца.

Хлопов покусал всех мальчишек из комнаты, остался один Лагунов. Сам Валера все видит и паникует. Он же находит запись в медпункте, что Лева Хлопов умер несколько дней назад, а между тем он здоров и очень опасен. Так, солнца вампиры не боятся, чеснока тоже, а вот крест вроде работает. Правда, потом оказалось, что это просто отравление от дыни.

Так как Валере поговорить не с кем, то разговаривает он со своим погибшим братом. Параллельно в сериале идет любовная линия и тут проблем не меньше, чем с вампирами. Правда, они более реалистичные и далеко идущие. Любовь Игоря и Вероники может навредить обоим.

Святая река и доктор Носатов

В лагере появилось сразу два вампира, и они между собой типа конкурируют, во всяком случае, тушек делят. С одной из укушенных случилась трансформация. Странно, пацаны вроде превращались безболезненно, а может, просто не показали? Девчонка умерла, потом ожила. Лагунов опять все видел. Интересно, а доктор Носатов в курсе, что происходит?

На дне Нептуна вдруг оказалось, что наши вампиры до одури боятся… воды. Я ржу, вода в речке Рейке типа святая. Когда-то очень давно местный поп крестил в реке прихожан. И с тех пор река, которая между прочим постоянно течет, почему-то вдруг оказалась святой. Ну понятно, и крест нужен освященный. И на землю святую типа церковную пиявцы тоже ступить не могут. Как-то так снова все в религию скатилось.

Хотел было Валера доктора Валентина на чистую воду вывести — заменил ему водку водой из реки, да тот как раз вешаться собрался. Так что, пацан спас доктора, а вместо благодарности тот сказал, что нельзя мешать человеку сводить счеты с жизнью. У доктора Носатова свои проблемы — нереализованные амбиции, да еще эти пиявцы, вот и пьет по-черному. Кстати, очень колоритный персонаж (Тимофей Трибунцев «Монах и бес»), без него сериал был бы куда беднее.

Серп Иванович Иеронов и предательство

Странный пенсионер в лагере подшефный. Воевал еще в отечественную войну. То есть, ему теоретически лет 80 минимум, но выглядит моложаво. Может он и есть главный вампир? Почему всех тянет в этот лагерь? Хотя брат Денис очень не советовал Валере сюда ехать. Погиб он странно — от падения стекла.

Ага, Серп Иванович рассказал Валере как было на самом деле в 18-м году. Тогда он встретился с вампиром первый раз, в 34-м ловить вампиров начали по всей стране. Так что получается, что Серп Иванович не вампир, но все про них знает.

На коллективном собрании против Лагунова выступали многие. Но вот от девочки, которая ему нравится, подвоха он не ожидал. Валера где-то в душе считал, чтобы Анастасийка Стригушина тоже питает к нему какие-то чувства, потому естественно посчитал это предательством.

Обращение Вероники и особенности вампиров

Против Валеры восстал чуть ли не весь лагерь, только Вероника его пожалела. Та еще русалка, каждый день плавает, ни один вампир не позарился. Только я успела об этом подумать, как и до нее добрались. Вампира пока не показывают, так что его личность по-прежнему остается загадкой.

Эм, Денис Лагунов тоже был вампиром. И мама вампирша получается тоже? Или просто корм? Что показательно, вампиры после обращения становятся такими сдержанно порядочными и правильными, или это лишь камуфляж, чтобы не привлекать к себе внимания резкими действиями?

Рассказ доктора и короткая жизнь пиявцев

Валентин узнал обо всем три года назад. Каждый год 13 пионеров обращаются в вампиров, но в течение года все равно умирают. И смерти нелепые: отравление, несчастный случай, редкая болезнь. Так вот почему погиб брат Валерки. Собственно, больше доктор ничего не знает.

Что понравилось, вампиры абы кого не кусают, нужно согласие жертвы. Да и с жертвам по большей мере от этого ничего плохого не происходит. Ну попили у них кровушки, ну подчиняли какое-то время, а потом в принципе живут спокойно дальше. Так что обращенным куда хуже.

Я все-таки не выдержала и залезла в описание книги. По всему получается, что Серпа Ивановича я не зря подозревала. Но почему он вроде как помогает Валерке и Игорю? Рассказал про главного, которому обращенные кровь приносят, а потом он их убивает. Чтобы отвести от себя подозрения или есть другая цель?

Воровство на пищеблоке и тринадцатый вампир

Никак не выяснится, кто же тринадцатый обращенный. Я почему-то грешным делом подумала на Анастасийку. Почему? Кто его знает, уж больно ангельская личность у девчонки. Директор тоже в курсе всего, но предпочитает не вмешиваться. Но кажется, после встречи с директором именно Игорь стал тринадцатым пиявцем. А нет, только придуривается.

После Зарницы пропал мальчик Юра, который знал о вампирах и подружился с Валеркой. Игорь подслушал разговор и по всему похоже, что ребенка убили и расчленили, а останки держат в холодильнике на пищеблоке. Но скорее всего, там что-то другое. Ну точно, обычное мясо. Подворовывают на пищеблоке работнички.

Валерка хоть и очкарик, но парень отчаянный, полез вместе с Игорем в самое пекло. Мда, тут Капустин прав, если бы в свое время все не тащили всё, что было можно, может и Союз остался бы цел. Это и вправду похоже на всеобщий психоз. Юра нашелся на следующий день, живой, но уже не тот — тринадцатый…

Баба Нюра и настоящая история Иероновых

Серп Иванович рассказал о стратилате, главном вампире, он типа меченый. Естественно, очередное подозрение пало на бабу Нюру. Еще интереснее, вампиры носят галстуки не просто так, чегой-то им без них становится дурновато. Нападение на стратилата бабу Нюру организовали по всем правилам. Под узнаваемое «Все идет по плану» подготовка смотрелась прям феерично.

Но баба Нюра оказалась не промах, дала отпор нападающим. Это дало время Валере понять, кто же настоящий стратилат. Баба Нюра оказывается сама пиявцев боится, хотя некогда была тушкой для своего Хозяина. Вот она-то рассказала немного другую историю про братьев Иероновых, которые под видом революции занимались убийствами, грабежом, вандализмом и портили барских девок.

Как собственно и большинство красных, выходцев из низких слоев. Подозреваю, что идеологических и честных в рядах Красной армии было слишком мало. В основном неграмотный сброд, но интеллигенты особо были не нужны. Ведь основная цель была — уничтожение старого строя, а для этого большой ум лишь помеха.

Так вот тогда-то братья Серега и Матвей Иероновы стратилатами и стали. Дальше интересно, от солнца вампиров защищают звезда, красный цвет, серп и молот. Отсюда новые имена братьев Иероновых Серп и Молот. Вот молодые пиявцы в красных галстуках и ходят. Для защиты.

Использование символики в СССР отдельный разговор, тут явно замешана магия. Кстати, если у власти упыри стояли, которые боятся освященной земли, крестов и прочих святынь, понятно, почему советская власть церкви рушила. Реальная причина другая, конечно, но эта версия ой как хорошо вписывается в историю, даже не по себе как-то стало…

Финальная битва и новый стратилат

Ну вот, осталась последняя серия и последний день олимпийской смены. У Игоря получилось склонить на свою сторону Веронику, которая должна быть первой жертвой стратилата. Типа, Игорь достучался до ее души, она вспомнила, что любит его. Но и пиявцы не дремлют. Мда, сознательно или нет, но создатели дали негативную программу на красный галстук как символ вампиров.

В самый неподходящий момент Анастасийка неожиданно устроила Валере сцену ревности. Кто бы мог подумать, а с виду такой ангел. Тут еще Шалаева со своей местью явилась, чуть всю операцию не сорвали. Тем не менее пиявцев удалось заблокировать на катере, а Серп Иванович был вынужден сделать Валерку стратилатом.

Да, Валера сделал единственно верный шаг. Серп же совершил акт самосожжения в пионерском костре. А вот доктора Носатова и вправду жаль. Хотя для него гибель была наверное единственным смелым поступком в жизни. На утро все разъехались по домам. Ника почему-то осталась с Сашей Плоткиным. Интересно, как Валерка теперь будет жить? Может продолжение снимут?

Впечатления от просмотра

Что по итогу. Несмотря на основные моменты, которые я уже озвучила в начале, в целом серил мне понравился. Эдакая детективная история про вампиров с элементами драмы. Много в ней таких моментов, чего только стоит стареющая вечно молодая Свистуха и нереализованный доктор Валентин.

Очень понравились главные герои, да и сама история интересная. Поначалу как-то идет все размеренно, а вот с пятой серии вообще треш начинается. Отчаянно захотелось почитать книгу Алексея Иванова. Только под конец стал понятен смысл название сериала. Пищеблок это сам детский лагерь — собственно кормушка для стратилата.

Без программ не обошлось. Не знаю намеренно или нет, но Союз опять обгадили. Причем в самой его лучшей части — пионерское детство. Интересно, насколько это видение соответствует книге? Тем не менее на минутку вдруг показалось, что и наши, наконец, начали снимать приличное сериальное кино с мистическим уклоном. А программы? Да где их нет…

2 комментариев

фильм понравился больше обзора. нравится в таких обзорах «у нас такого не было!» ой, а мы-то думали, в пионерлагерях были сплошь вампиры, ммм, автор открыл глаза. И умилила любовь к совку. «Практически коммунизм». Да, красивая философия. Жаль, что нежизнеспособная, которая кончается всегда одинаково — обнищанием и бандитизмом, во главе со стратилатом-генсеком наверху. Под видом равенства, оф корз.

а чем вам совок не угодил? лично мое детство при Союзе было достаточно счастливым. так что говорить что-то дурное повода у меня нет. а вот почему все закончилось обнищанием и бандитизмом это уже совсем другой вопрос.

Источник

DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Новости и анонсы

Авторские колонки

Мероприятия

Убирайтесь отсюда, или Вампирам вход разрешен

Пищеблок (роман)

Автор: Алексей Иванов

Жанр: мистический триллер, современная проза

Издательство: АСТ

Серия: Новый Алексей Иванов

Год издания: 2018

Похожие произведения:

Темный стратилат что это. Темный стратилат что это фото. картинка Темный стратилат что это. смотреть фото Темный стратилат что это. смотреть картинку Темный стратилат что это.

Обшарпанная общага, речные теснины, космическая станция — куда только не заносило персонажей Алексея Иванова. Впрочем, в его книгах даже самые неподходящие локации способы стать золотыми жилами для тех, кто ищет себя и свое место в мире. Поистине мифологические сюжеты разворачиваются как в дебрях сибирской тайги, так и в темных переулках уральского городка. В новом романе «Пищеблок» пионерский лагерь становится прибежищем для вампиров. Алексей Иванов не был бы самим собой, если бы место действия и персонажи не сгибались под тяжестью смысловой нагрузки. В результате лагерь выглядит как архетипическая выставка достижений пионерского фольклора, а с вампирами дело обстоит гораздо сложнее, страшнее и метафоричнее…

Казалось бы, карта вампира из колоды ужаса плохо ложится на кумач советской эпохи. Когда космические корабли бороздят просторы Большого театра, темным силам особо не разгуляться. И все же в стране так и недостроенного коммунизма хватало плодородной почвы, где проклевывались ростки сверхъестественного зла. Сквозь бравурность и помпезность официальной культуры отчетливо слышался гипнотизирующий ритм плясок смерти. На эстраде среди шлягеров, помогавших строить и жить, раздавался мрачный гул «Бухенвальдского набата», а в детских книжках иной раз встречались истории о том, как пытали пионеров-героев в застенках гестапо. Как реакция на Танатос, взлетевший выше солнца, возникали страшилки, садистские стишки и прочие образцы детского фольклора. Из этого своеобразного данс макабра Алексей Иванов и выращивает своих, советских вампиров. Кстати, в качестве эпиграфов к каждой главе писатель использует строки известных песен — в новом контексте ко всем этим «след кровавый стелется…» или «погоня в горячей крови…» примешивается шорох вампирского плаща.

До появления вампиров «Пищеблок» смахивает на современную версию старой советской комедии «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» без соцреалистического глянца. Пионеру Валерке Лагунову сложно вписаться в коллектив отряда: мальчику не хватает объединяющего «хорошего дела» — уборку территории, футбол, пение или рисование он таковыми не считает. Однажды Валерка замечает, что в лагере завелись вампиры. Они никого не убивают — просто пьют кровь и ломают волю своих жертв. Вожатый Игорь — филолог, который пока не пропил свой словарь, — не склонен верить в подобные россказни, но когда вампиром становится его девушка, скептицизм немедленно испаряется. Мальчик и юноша готовы противостоять «пиявцам», но борьба потребует изрядных усилий. Кровососы ведут себя как образцовые пионеры и комсомольцы — правила и общество всегда будут на их стороне. К тому же бороться с самими вампирами — дело бессмысленное. Они находятся во власти темного стратилата — существа гораздо более страшного и могущественного.

В русской литературе вампиры чувствуют себя неуютно: то ли она не пригласила их войти, то ли отмахнулась православным крестом. Красногубые вурдалаки из отдельных произведений Александра Пушкина и Алексея Толстого долгое время оставались без последователей. В новейшей отечественной литературе вампиры популярностью не пользуются. Виктор Пелевин в «Empire V» и «Бэтман Аполло» сделал из них этакие тени на стенах платоновской пещеры, отброшенные пламенем гламура и дискурса. В «Дозорах» Сергея Лукьяненко вампиры вплетены в сложное устройство мира Иных. Лишь одному из них — Косте Саушкину — суждено выйти на передний план, да и то не в роли воплощенного зла. Он больше похож на Данко, который не умеет правильно распорядиться своим вырванным сердцем. Устоявшихся традиций отечественной «вампирской» прозы не существует, поэтому Алексей Иванов вынужден стать одним из первопроходцев. Избежать влияния культовых зарубежных произведений ему вполне удается: веяния «Дракулы» Брэма Стокера или «Салимова удела» Стивена Кинга в «Пищеблоке» ощущаются разве что на уровне еле уловимой тени.

Пока вампиры не обнаружили свое присутствие, «Пищеблок» кажется довольно крепкой прозой о пионерском детстве со всеми страшилками, считалками, дразнилками, стишками, секретиками, чертиками, «саечками за испуг», анкетами… Развитие действия на фоне ностальгического описания советского быта стало трендом отечественной литературы — достаточно вспомнить «Город Брежнев» Шамиля Идиатуллина или «Бюро проверки» Александра Архангельского. Алексей Иванов, предаваясь светлой грусти о прошлом, не изменяет реалистичности. Он умело очерчивает характеры, разжигает конфликты, намечает контуры первой любви. Появление вампиров поначалу не выбивается из общего тона книги — сочетание неожиданности, неизвестности и неспешности легко доводит до мурашек. Когда размытые предположения оборачиваются точными фактами, напряжение резко спадает. Обычно Алексей Иванов глубоко погружается в культурно-исторический материал, с которым работает — в «Псоглавцах» и «Комьюнити» он и вовсе устраивает читателю настоящую «Википедию». Вписывая вампиров в советские реалии, писатель остается на уровне бульварных конспирологов, усматривающих в расстреле царской семьи жертвоприношение сатане. Конечно, звезды, флаги и девизы — это «колдовство взрослых», призванное «сделать вид, будто все дети — пионеры, “всегда готовы”, “дружные, умелые, честные и смелые”», но благотворное влияние советской символики на кровососов не находит убедительного объяснения. Сложная система взаимоотношений стратилата и пиявцев тоже выглядит тяжеловесной и нежизнеспособной — такие вампиры навряд ли бы выжили в ходе естественного отбора.

Слабость мистической части находит исчерпывающее, но весьма хлипкое объяснение. Алексей Иванов в многочисленных интервью, выступлениях, видеообращениях не устает объяснять читателям, как правильно воспринимать «Пищеблок»: под вампирами следует понимать государственную идеологию, которая превращает человека в живой труп, высасывая из него всю индивидуальность. Метафора лежит на поверхности — чтобы добраться до ее сути, не надо устраивать археологические раскопки. Безо всяких дополнительных истолкований она бьет читателя в лоб, но эта излишняя прямота и губит книгу. Ивановские вампиры не тянут на вечный образ, способный засесть в массовом сознании и превратиться в символ нависшей над человечеством угрозы. Им суждено остаться обычным сравнением. Не очень свежим. Не слишком метким.

Чтобы достичь статуса романа-предостережения или хотя бы притчи, «Пищеблоку» не хватает глубины и многослойности. До удачного мистического триллера он тоже не дотягивает — недоработки и провисания претензиями на высший смысл не прикрыть. Новая книга Алексея Иванова больше всего похожа на пионерскую страшилку. Нелогичная. Притягательная. Жуткая (если рассказывать приглушенным шепотом в полной темноте). При свете дня она вряд ли кого-то испугает или вдохновит на борьбу со злом, разве что вызовет чувство легкой ностальгии да спровоцирует кухонный разговор о политике. Если, конечно, кто-то не постучится в дверь и не захочет войти…

Поддержите DARKER!

Это важно! Нам нужна ваша помощь. Станьте спонсором DARKER и получите эксклюзивный ранний доступ к материалам из новых номеров и не только!

Источник

Темный стратилат что это

Главный герой «Пищеблока» – школьник Валерка Лагунов (Пётр Натаров), который впервые приезжает в пионерский лагерь «Буревестник». Прошлым летом здесь отдыхал его брат Денис (Илья Коробко), но спустя несколько месяцев после каникул он погиб в результате несчастного случая. Теперь Денис является Валерке в виде призрака и помогает ему в сложных ситуациях.

Помощь Дениса нужна часто: Валерка с первого взгляда влюбляется в девочку Анастасийку (Мария Абрамова), вступается за неё, когда пионерки спорят о песне для концерта, наживает себе врагов в лице старших ребят, с трудом вливается в свой отряд… Но вскоре эти мелкие ребяческие проблемы отступают на второй план. Ночью Валерка случайно видит, как его сосед по комнате Лёва Хлопов (Федор Федосеев) пьёт кровь другого мальчика. Так Валерка понимает, что в «Буревестнике» развелись настоящие вампиры. Днём они передвигаются группами и ведут себя как можно более прилежно, соблюдая все правила, а ночью нападают на других детей, высасывают их кровь и тем самым подчиняют себе.

Валерка пытается рассказать о происшествии другим, но ему верит, да и то не сразу, только пионервожатый Игорь Корзухин (Даниил Вершинин). Он влюблён в другую вожатую, Веронику (Ангелина Стречина). Вероника отвечает ему взаимностью, но у неё есть жених Саша (Денис Парамонов), который в случае расставания может серьёзно испортить ей жизнь. Когда возлюбленная Игоря становится жертвой вампиров, он понимает: нужно срочно объединиться с Валеркой, найти способ уничтожить упырей и освободить всех, кто им подчиняется.

В чем была суть романа «Пищеблок»?

В романе Алексея Иванова вампиры всегда держатся вместе (и ходят чуть ли не строем), прилежно носят пионерские галстуки и значки, сторонятся любых объектов, связанных с религией – святой воды и ближайшей часовни. У них есть чёткая иерархия, в которой условные «старшие» подчиняются «младшим», но с возрастом это разделение не связано. Они безукоснительно выполняют все правила лагеря и доносят на тех, кто им не следует. У упырей даже есть вождь-стратилат, к которому они безусловно прислушиваются. Весь роман «Пищеблок» – одна большая метафора Советского Союза, сравнение строя с кровопийцами, которые вытягивают жизнь из народа.

В сериале это почти не находит отражения, не считая нескольких реплик в разных эпизодах. Уже в финальной серии Игорь Корзухин объясняет, что для вампиров главное – служение власти, и они будут подчиняться любым приказам «сверху». Но это никак не показывалось на конкретных примерах, герои существенно не менялись после укуса упырей — если не считать непривычно бледной кожи. Единственная реальная трансформация происходит у Вероники, которая из сексуально раскрепощённой девушки, разгуливающей по лагеру голышом, превращается в строгую ханжу.

Режиссёр сериала Святослав Подгаевский («Пиковая дама», «Владение 18») не был заинтересован в сатире на советскую власть. Месседж сериала, как объяснял продюсер Иван Самохвалов в интервью газете «Ведомости», должен был стать более общим: каждое государство «питается» своими гражданами, как фантастические упыри, но в любой системе важно сохранить индивидуальность. Но «Пищеблок» никак не высказывается о том, что система работает в корне неверно. В какие-то моменты конформизм и сплочённость вампиров даже идут им на пользу – например, команда Лёвы Хлопова благодаря этому выигрывает футбольный матч.

Авторы сериала взяли основную идею книги и размыли её, не предложив ничего взамен: ни чёткого посыла о том, что человек должен оставаться личностью, ни сильных хоррор-элементов, ни интересной подростковой истории на фоне мистических событий.

Даже если отвлечься от посыла романа, то «приключенческой истории с элементами мистики», которую обещал Подгаевский, тоже не вышло. Жизнь и быт пионеров показаны скудно: больше всего их в весёлом и динамичном шестом эпизоде, когда весь отряд задействован в активной игре, а за Валеркой начинают гнаться обманутые им хулиганы. Линия самого Валерки слишком разбавлена другими, побочными сюжетами, чтобы назвать «Пищеблок» его личной историей. Авторы сериала как будто не заинтересованы ни в реальных занятиях и переживаниях мальчишек, ни в трудностях их взросления, ни в ужасе превращения в безвольных слуг вампира-стратилата.

Подражание западным хоррорам и отсутствие атмосферы

«Пищеблок» заявлен как сериал с элементами мистики и фантастики — и, может быть, поэтому полон знакомых и утомительных клише из американских хорроров. Страшилки, которые пионеры пересказывают друг другу по ночам, сняты безатмосферно; зрителя часто и безуспешно пытаются пугать скримерами и компьютерными моделями огромных пауков. Вампиров отличает только неестественно бледный цвет лица и длинный язык, которым они высасывают кровь из жертвы: удобно для того, чтобы затеряться среди других пионеров, но довольно скучно для зрителя. С точки зрения мистики нет напряжения, атмосферы ужаса или хотя бы волнения за персонажей – даже когда Валерка спит в комнате, полной вампиров.

«Очень странные дела» от Netflix, с которыми часто сравнивают «Пищеблок», гениально воссоздали атмосферу 80-х годов. Для этого авторы использовали все доступные средства: подобрали характерный электронный саундтрек, подделали эффект «съёмки на плёнку», одели персонажей в идеально подходящие эпохе костюмы и дали им в пользование старую технику (причем аутентичную, сделанную старым американским брендом Heathkit).

В «Пищеблоке» Игорь и Вероника влюбляются друг в друга под Space Oddity Дэвида Боуи (потому что денег на The Beatles не хватило, как сказал сам Подгаевский). В кадре мелькают «Алые Паруса» Александра Грина (1923 года выпуска) и «В синих квадратах море» Александра Золототрубова (1969), но нет ни одной книги, близкой отображаемой эпохе. Вожатые и пионеры большую часть времени ходят в форме, поэтому разнообразия в костюмах тоже ждать не стоит. Авторы сериала вроде бы пытаются вызвать у зрителей ностальгию, но мало что ассоциируется с советской эстетикой 80-х годов.

Рейтинг 18+ в сериале обусловлен исключительно обнажённой натурой, а не насилием: женщины оголяются при любом удобном случае, от Вероники до старшей вожатой по прозвищу Свистуха. Интересное взаимодействие Валерки с коллективом, детективная линия с поисками главного вампира – всё это постоянно перебивается неуместной объективацией женщин. Создаётся ощущение, что авторы сериала воплощают личные эротические фантазии на тему пионерлагеря: в одной из сцен Вероника вовсе приходит к возлюбленному голой и в пионерском галстуке, как в плохих порнофильмах. «Помнишь, как нам с тобой было хорошо?» – спрашивает она, пытаясь снова соблазнить Игоря и переманить его на сторону вампиров. Но вся их любовная линия – беззубая и незапоминающаяся, интимные сцены повторяются почти в каждой серии и быстро надоедают.

Вердикт

«Пищеблок» местами спасает яркий, убедительный и очень трогательный образ Валерки, которого сыграл четырнадцатилетний Пётр Натаров («Хрустальный», «Триггер»). Натаров на экране – такой же по-детски непосредственный, как юные актёры из «Очень странных дел», и его игра действительно вытягивает слабые реплики и проваленную атмосферу. Отличными вышли и флэшбэки с одиннадцатилетней актрисой Виталией Корниенко. Сцены с маленькой вампиршей, которая идет кормить своей кровью стратилата, – единственные страшные в сериале.

В 2020 году онлайн-кинотеатр «КиноПоиск HD» выпустил «Топи» по сценарию Дмитрия Глуховского – тоже спорный, местами провальный, но атмосферный сериал. Там, где «Топи» хочется критиковать и обсуждать, «Пищеблок» не вызывает никаких эмоций: он не удался как политическая или социальная сатира и не интересен как история взросления.

Идея «Пищеблока» напоминает «Факультет» Роберта Родригеса – трэш-хоррор об инопланетных паразитах, стирающих у своих жертв всякую индивидуальность. Открестившись от сатиры на Советский Союз, режиссёр Святослав Подгаевский мог бы сделать похожую историю: в декорациях пионерлагеря вместо университета, с юмором и красочными, пусть даже не самыми дорогими компьютерными эффектами. Но вместо этого новый сериал от «КиноПоиска» получился проходным и неинтересным повторением американских штампов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *