Темпера это что в рисовании

Темпера это что в рисовании

К эмульгирующим веществам относятся: казеин, белок и желток яйца, гуммиарабик, декстрин, мыло. Раствор клея, механически склеиваясь с частицами масла, образует эмульсию. При таком механическом смешении масла и воды масло находится во взвешенном состоянии и раздроблено на мельчайшие шарики, обволакиваемые раствором клея. Входя в состав связующего вещества, оно делает краски эластичными, не способными к растрескиванию.

В качестве основания под темперу используют фанеру, картон, загрунтованный холст, а также плотную, натянутую на планшет бумагу.

Поверхностью под темперную живопись служит тот материал, который не впитывает в себя связующее вещество из красок. Если же писать по рыхлому пористому материалу, то полученное изображение при высыхании может сильно изменить насыщенность цвета. Холст под темперу — лучше всего льняной, плотный, с ровным переплетением нитей. Его натягивают на подрамник.

Вполне пригоден под темперную живопись картон (лучше тряпичный), который можно загрунтовать после проклейки любым клеевым или эмульсионным грунтом. Под темперу используют и лучшие сорта плотной бумаги. Если бумага невысокого качества, ее следует проклеить. Материал, обладающий достаточной плотностью, можно не грунтовать, а ограничиться лишь проклейкой. Темперой можно писать и по поверхностям, покрытым масляным грунтом или масляной краской (например, при декоративной росписи стен). Однако в этом случае возможно скатывание краски и непрочность сцепления красочного слоя темперы с грунтом. Что бы этого избежать, следует предварительно промыть поверхность мыльной водой.

По сравнению с масляными темперные краски быстро высыхают, так что по просохшему слою уже через несколько часов можно писать повторно. Темпера превосходит масляную живопись и по прочности, стойкости к различным внешним влияниям — влаге, атмосферным колебаниям температуры.

Яичная темпера получила особенное распространение в средние века и эпоху Возрождения, когда ею работала целая плеяда выдающихся художников, таких, как Рафаэль, Леонардо да Винчи и многие другие.

Этот вид темперы длительное время применялся и после усовершенствования масляной живописи.

Большое распространение яичная темпера получила и на Руси, о чем убедительно говорят росписи XV-XVI веков многих русских храмов.

Существует несколько видов яичной темперы: из цельного яйца, белковая, но самое широкое распространение получила темпера из желтка.

Яичный желток, являясь естественной эмульсией, в состав которой входят: вода, альбумин и ветелин, яичное масло, лицетин, минеральные вещества и др. и которая отличается особой прочностью и стабильностью, способен эмульгировать с маслами, лаками и водой.

Яичное масло, входящее в желток, в основном состоит из олеиновой, пальмитиновой и стеариновой кислоты; оно играет роль связующего при изготовлении красок.

Лицетин является эмульгатором и пластификатором в темперных красках, он окрашивает желток, придавая ему желтый цвет.

Альбумин придае т желтку клеящие свойства, необходимые для связывания пигментов, и улучшает адгезию красок.

В настоящее время широкое распространение получила казеиново-масляная темпера. Эта краска обладает нерастворимой пленкой и может применяться на таких основаниях, как дерево, холст, штукатурка, стекло, бумага, картон и на многих других поверхностях.

При работе темперными красками следует не механически смешивать краску, а применять оптическое смешение, как совокупность просвечивающих слоев.

Вторичную прописку живописи можно производить лишь по достаточно просохшему слою, примерно через 1-2 дня.

Наиболее удачным разбавителем темперных красок является снятое и немного разбавленное молоко. Молоко содержит 2-3% казеина, что дополняет эмульсию темперных красок. Применение воды как разбавителя красок обычно вызывает растрескивание, отслаивание и меление красок.

Правильно приготовленные темперные краски после высыхания дают слегка бархатистый, без крупинок и трещин, слой. Хорошо просохший красочный слой не должен размываться водой. В отличие от гуаши темпера после высыхания почти не изменяет качеств цвета. Однако у таких красок, как охра, умбра, изумрудная зелень, синий и фиолетовый кобальт, обычно замечается посветление, а у желтых, некоторых оранжевых и даже белил про исходит некоторое потемнение. И то и другое во многом зависит от свойств грунта и от количества покрытий, сделанных в процессе живописи.

Специфической особенностью темперных красок является изменение их тона по мере высыхания.

Незначительно высветляются: окись-хрома, кобальт зеленый, светлый и темный, кадмий красный светлый, а также черные краски. Сильнее высветляются: кобальт синий, голубой и фиолетовый, церулеум, охра светлая и золотистая. Значительно высветляются: охра красная, умбра натуральная и изумрудная зеленая. Резко темнеют, а затем высветляются: сиена натуральная и жженая, марс коричневый-светлый и темный, умбра жженая, английская красная, краплак красный и ультрамарин. Последующее высветление у различных красок происходит в различной степени.

Темнеют: ганза желтая, литоль оранжевая и ярко-зеленая.

Таким образом, остаются без изменений лишь: белила цинковые, стронциановая желтая, кадмий желтый и оранжевый, хром, кобальт сине-зеленый и зелено-голубой (склонны к потускнению), ганза лимонная и красная, а также тиоиндиго.

Художнику необходимо знать такие особенности краски:

Источник

Темпера — техника живописи с тысячелетней историей

Темпера (от итальянского temperare — «смешивать») — древняя техника живописи, в которой для создания художественных образов используются водорастворимые краски на основе сухих порошковых пигментов и натуральных или искусственных эмульсий. Темперой в изобразительном искусстве также принято называть непосредственно сами водоэмульсионные краски различных видов. Эта живописная техника была самой популярной в мировом искусстве на протяжении нескольких тысячелетий, вплоть до изобретения масляных красок в XV веке.

Темпера это что в рисовании. Темпера это что в рисовании фото. картинка Темпера это что в рисовании. смотреть фото Темпера это что в рисовании. смотреть картинку Темпера это что в рисовании.

Темпера издавна считалась универсальной техникой живописи. Ее повсеместно использовали не только для написания картин, но и при создании фресковых росписей, и в иконописи. В наши дни, благодаря появлению новых видов темперных красок на основе полимерных эмульсий, эта техника вновь востребована среди художников.

Виды темперы

Темпера древних мастеров по своему химическому составу значительно отличается от современных красок данного типа. Существует 5 основных разновидностей этих художественных материалов:

Темпера это что в рисовании. Темпера это что в рисовании фото. картинка Темпера это что в рисовании. смотреть фото Темпера это что в рисовании. смотреть картинку Темпера это что в рисовании.

Основой для приготовления яичной темперы служит куриный яичный желток. Этот натуральный ингредиент смешивают с водой в отношении 1:3 или с белым вином в пропорции 1:2. К полученной эмульсии добавляют:

Темпера это что в рисовании. Темпера это что в рисовании фото. картинка Темпера это что в рисовании. смотреть фото Темпера это что в рисовании. смотреть картинку Темпера это что в рисовании.

Казеиново-масляную темперу промышленным способом изготавливают из отбеленного льняного масла и натурального или синтетического белка — казеина, а также красящего пигмента. Для предотвращения образования плесени в состав краски добавляют антисептик — фенол.

Темпера это что в рисовании. Темпера это что в рисовании фото. картинка Темпера это что в рисовании. смотреть фото Темпера это что в рисовании. смотреть картинку Темпера это что в рисовании.

В акриловой темпере связывающим веществом служит особая водорастворимая акриловая смола. Этот полимер характеризуется повышенной устойчивостью ко многим негативным природным факторам: перепадам температуры, сильным морозам, воздействию солнечных лучей.

Темпера это что в рисовании. Темпера это что в рисовании фото. картинка Темпера это что в рисовании. смотреть фото Темпера это что в рисовании. смотреть картинку Темпера это что в рисовании.

Основой для создания поливинилацетатной темперы является водная эмульсия ПВА. Она обладает ярко выраженным связующим эффектом и очень быстро высыхает после нанесения на поверхность.

Темпера это что в рисовании. Темпера это что в рисовании фото. картинка Темпера это что в рисовании. смотреть фото Темпера это что в рисовании. смотреть картинку Темпера это что в рисовании.

Воско-масляная темпера по своему химическому составу является самой сложной разновидностью данных красок. Для ее промышленного производства используют смесь из множества разных компонентов, в их число также входят:

История темперы

История темперы, по самым скромным оценкам специалистов, насчитывает более четырех тысячелетий. Еще в Древнем Египте неизвестные мастера использовали ее для росписи погребальных саркофагов фараонов. Многочисленные образцы старинной живописи обнаружены археологами в Индии и на Ближнем Востоке, до наших дней сохранились фрески Древнего Рима и Греции.

Темпера это что в рисовании. Темпера это что в рисовании фото. картинка Темпера это что в рисовании. смотреть фото Темпера это что в рисовании. смотреть картинку Темпера это что в рисовании.

В христианской европейской культуре темперные краски длительное время оставались основным материалом в станковой и монументальной живописи. Их повсеместно использовали для росписи храмов в Византийской Империи и изготовлении икон. Оттуда техника распространилась по всей Восточной и Западной Европе. Этому способствовали несколько факторов:

Темпера это что в рисовании. Темпера это что в рисовании фото. картинка Темпера это что в рисовании. смотреть фото Темпера это что в рисовании. смотреть картинку Темпера это что в рисовании.

Безраздельное господство темперы в Европе завершилось лишь в начале XV века, когда великий голландский художник Ян ван Эйк (Jan van Eyck) усовершенствовал масляные краски. Уже в начале XVI века масло стало основной художественной техникой в большинстве европейских государств. Только в России темпера сохранила за собой пальму первенства в среде изобразительного искусства вплоть до конца XVII столетия.

Темпера это что в рисовании. Темпера это что в рисовании фото. картинка Темпера это что в рисовании. смотреть фото Темпера это что в рисовании. смотреть картинку Темпера это что в рисовании.

К началу XIX века темперные краски очень редко использовали художники разных стилей и жанров. Первым попытался возродить к ним интерес англичанин Уильям Блейк (William Blake). Но его работы не пользовались особым успехом у публики и были по достоинству оценены только через полвека после смерти мастера. Более успешно возрождали старинную технику назарейцы и прерафаэлиты — представители двух заметных течений европейской живописи викторианской эпохи.

Темпера это что в рисовании. Темпера это что в рисовании фото. картинка Темпера это что в рисовании. смотреть фото Темпера это что в рисовании. смотреть картинку Темпера это что в рисовании.

Но полноценное возвращение темперы в мировую живопись состоялось уже в середине ХХ века, благодаря бурному развитию химической промышленности. В это время появилось множество новых полимеров и были изобретены удобные для использования типы темперных красок на основе искусственных материалов. В наши дни уникальная техника живописи вновь занимает достойное место в мировом искусстве.

Темпера это что в рисовании. Темпера это что в рисовании фото. картинка Темпера это что в рисовании. смотреть фото Темпера это что в рисовании. смотреть картинку Темпера это что в рисовании.

Достоинства и недостатки темперы

У современных темперных красок много очевидных преимуществ. Среди них особенно выделяются:

Темпера это что в рисовании. Темпера это что в рисовании фото. картинка Темпера это что в рисовании. смотреть фото Темпера это что в рисовании. смотреть картинку Темпера это что в рисовании.

К основным минусам техники можно отнести высокую скорость высыхания и незначительное изменение оттенков цвета созданного изображения со временем.

Известные художники, творившие в технике темперы

Среди самых знаменитых художников эпохи Ренессанса, создавших в технике темперы великие шедевры мировой культуры, есть множество громких имен. Но автор этой статьи хочет отдать дань уважения другим живописцам, которые возродили популярность старинной техники уже в наше время. Среди них:

Темпера это что в рисовании. Темпера это что в рисовании фото. картинка Темпера это что в рисовании. смотреть фото Темпера это что в рисовании. смотреть картинку Темпера это что в рисовании.

На портале Very Important Lot ценители прекрасного всегда могут принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры мирового антиквариата. А еще — купить картины напрямую у современных художников, написанные в разных техниках.

Источник

Темперные краски: как рисовать темперой

Что представляют из себя темперные краски, для чего они нужны и как с ними работать – читайте подробную статью на моем сайте!

Что такое темперная живопись

Темпера – что это такое и как с ней работать? Давайте разбираться по порядку.

Темпера, в переводе с итальянского, означает, смешивать. Сама по себе, темперная краска представляет эмульсию, смешанную с водорастворимой сухой краской в виде порошка.

Причем эта эмульсия может состоять как из натуральных компонентов, так и из синтетических. Искусственная эмульсия сделана на основе масла, воды и клея, а натуральная – из воды и яичного желтка.

Более подробно о видах и составах эмульсий, а также особенностях темперных красок, мы поговорим ниже. А пока давайте разберемся, как зародилась темперная живопись, узнаем ее историю, и как так получилось, то масло стало популярней темперы?

История техники живописи темперой

Как вы знаете, масляная живопись зародилась в Европе, в XV веке, и очень быстро завоевала любовь и доверие художников того времени.

Но как же так, масляные краски появились только в 1600х годах, а живопись существует уже несколько тысяч лет… Чем же тогда пользовались мастера прошлого?

Безусловно, художники прошлых столетий и даже тысячелетий, создавали краски сами, на основе натуральных красителей и других доступных ингредиентов. И темпера входила в их число.

Благодаря стараниям археологов, на раскопках в Древнем Египте были обнаружены саркофаги, расписанные темперными красками. Другие раскопки, но уже на месте Древнего Рима и Древней Греции, помогли найти старинные фрески и предметы быта, также расписанные темперой.

Таким образом, если подсчитать возраст этих изделий, можно смело утверждать, что темперной краске где почти четыре тысячи лет!

Кроме саркофагов фараонов и посуды древних империй, темперная краска очень широко использовались в иконописи, а также росписи храмов. Краска широко использовалась в Византии, Восточной и Западной Европе, а потом и на Руси. Некоторые соборы, храмы и церкви европейской части нашей страны были также расписаны темперными красками.

Вам, наверное, интересно, почему темперная краска и живопись в целом пользовались таким успехом? Во-первых, все дело в доступности всех компонентов, из которых замешивалась краска. Вода, как и яичные желтки были почти в каждом доме, не говоря уже о дворе императоров, царей и фараонов.

Во-вторых, сам процесс приготовления краски был несложным – нужно было лишь смешать все ингредиенты в нужных пропорциях и правильно их хранить. Ну и в-третьих, темперные краски держались очень хорошо, и можно сказать наверняка, были точно проверены временем!

Есть еще один вариант, почему темперная краска была такой популярной, но он в принципе очень понятный и очевидный – у древнейших мастеров просто не было других аналогов темперной краски. Масляную краску еще не изобрели, про акрил никто даже не догадывался, а если бы и захотел сделать, технологии бы не позволили и так далее.

Поэтому, остается темпера. А вот какой она бывает, давайте разберем ниже.

Виды темперных красок

Современная темперная краска конечно отличается от той, что расписывали стены византийских дворцов, но все же некоторые виды по составу и компонентам выделить можно.

Темпера на основе яичного желтка

Сразу скажу, что темперные краски можно делать не только из желтка, можно добавлять целое яйцо, или один белок. Но наибольшей популярностью пользуется именно желток.

Чтобы создать темперную краску на основе желтка, вам понадобится смешать его с водой, уксусом, краской и ароматным отдушкой (желательно натуральной, например, природной смолой) для более приятного запаха при использовании.

Хоть такая краска и является очень эластичной, минусы у нее тоже есть – яичная темпера имеет свойство темнеть и желтеть с течением времени.

Темпера на основе казеина – синтетического белка

Такая краска делается из льняного масла и искусственного белка казеина с добавлением цветного пигмента. Еще в такую краску добавляют фенол – он служит своеобразным антисептиком и не дает краске заплесневеть.

Чем хорош именно этот вид темперы? Она очень хорошо сцепляется с грунтом и прочно ложится на поверхность. Такая темпера будет прочно держаться годами, даже если вы будете накладывать ее толстым слоем, как при пастозной живописи. А еще, казеиновая темпера не потемнеет и не пожелтеет со временем.

Темпера на основе воска

Пчелиный воск, вода, органические смолы, растительное масло – это лишь часть того, что входит в состав этой темперной краски. Такая краска хорошо ляжет на загрунтованную поверхность, а еще послужит прекрасным материалом для росписи стен. Хоть она и сохнет, а также темнеет, гораздо дольше и сильнее других видов, восковая темпера из-за своего состава сохраняет все свои свойства на долгое время.

Темпера на основе клея ПВА

Такая краска очень быстро сохнем, поэтому и использовать ее нужно максимально быстро. Очень хорошо такой краской создавать эффект лессировки – она достаточно прозрачная для этого.

Темперная краска на основе клея ПВА не расслаивается, хорошо держится на разных декоративных поверхностях, поэтому пользуется широким спросом в декоративно-прикладном искусстве.

Если вас будет смущать матовая текстура высохшей краски, просто покройте работу финишным лаком, и она заиграет новым и ярким цветом, сохранив при этом все свои качества.

Современная темперная живопись

Не случайно перечислять виды темперы я закончила на поливинилацетатной краске. Есть также темпера на основе акриловой смолы, она тоже в свою очередь очень устойчива к внешним раздражителям – температуре, солнечным лучам и так далее, из-за своего химического состава.

Помните я говорила вам, что масляная живопись смогла вытеснить темперу с ее тысячелетней историей в XV веке? Так вот, через 5 веков, в эпоху промышленного бума и технического прогресса, состоялось легендарное возвращение темперы, и, следовательно, темперной живописи.

И кто знает, может быть если бы не были изобретены все эти искусственные материалы и полимеры, возможно эта древнейшая краска, а вместе с ней и техника живописи, исчезли бы навсегда?

Так для чего же нужны темперные краски сегодня? И разве нам недостаточно акрила, масла и гуаши, тем более, что они стали такими доступными и понятными для широкого использования?

На сегодняшний день состав темперных красок настолько усовершенствован, что художник, выбравший их для себя, может рассчитывать на полную свободу действий, была бы фантазия.

Этой краской можно как писать картины и иконы, так и расписывать стены или предметы интерьера.

Темпера, в отличие от масла, надолго сохраняет свой тон и несмотря на то, что она быстро сохнет, такая краска остается более яркой и насыщенной долгие годы.

Как рисовать темперными красками

Писать темперой можно по-разному: например, почти прозрачными лессировками, наносить краску ровно, но плотно, а также, грубыми, рельефными мазками в пастозной технике.

Помните, что темперная краска быстро сохнет, поэтому и работать ей лучше быстро. Зато можно не бояться смешения слоев краски, а также не ждать, пока высохнет очередной слой.

Любой вид темперы прекрасно ложится на хорошо загрунтованную поверхность, поэтому, прежде чем пользоваться краской, подумайте о грунтовке холста. Если поверхность будет плохо загрунтована, краска при высыхании изменит свой цвет.

Как еще можно рисовать темперой?

Темперные краски очень часто сравнивают с гуашью, хотя это две совершенно разные по свойствам краски: гуашь легко смывается водой, имеет менее насыщенный цвет и может «размазаться» по поверхности.

А вот темперные краски не светлеют при высыхании, хорошо держатся на поверхности, особенно те, что имеют в составе ПВА.

Вопрос – ответ

Можно ли темперой писать по маслу?

Очень часто спрашивают, можно ли поверх слоя с масляной краской наносить темперные краски. Делать это можно, но следует учесть, что велика вероятность плохого сцепления слоев этих двух красок. Худшее, что может случится, если вы решите нанести темперу на масло – это скатывание краски.

Чтобы этого не произошло, некоторые художники, перед нанесением темперы, промывают поверхность холста мыльным раствором.

Для чего можно использовать темперные краски?

На сегодня, современные темперные краски можно применять практически в любом виде изобразительных и декоративных работ: писать картины, иконы, расписывать игрушки, скульптуры, статуэтки, шкатулки и другие изделия.

В целом, темпера – это универсальная краска, которая одинаково хорошо ложится и на холст, и на дерево, и на камень.

Какие марки темперных красок купить?

Хорошие темперные краски, с богатой палитрой вы сможете найти у завода «Невская палитра», это всем известные краски фирмы «Мастер-класс». У них вы найдете темперу как отдельных тубах, поштучно, так и в наборах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *