Теолог это кто и чем
Теолог
Смотреть что такое «Теолог» в других словарях:
теолог — теолог … Орфографический словарь-справочник
ТЕОЛОГ — (греч., этим. см. пред. сл.). Богослов, человек сведущий в богословии, писавший сочинения по богословию. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕОЛОГ богослов. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
теолог — богослов Словарь русских синонимов. теолог см. богослов Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
теолог — ТЕОЛОГ, богослов … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ТЕОЛОГ — ТЕОЛОГ, теолога, муж. (книжн.). Богослов, человек, занимающийся теологией. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ТЕОЛОГ — ТЕОЛОГ, а, муж. Специалист по теологии, богослов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
теолог — теолог, теологический. Произносится [тэолог], [тэологический] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Теолог — м. Специалист в области теологии; богослов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
теолог — теолог, теологи, теолога, теологов, теологу, теологам, теолога, теологов, теологом, теологами, теологе, теологах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Теолог
Рейтинг пользователей сайта
Для друзей!
Справка
Теология – это комплекс наук об истории вероучений, о формах религиозной жизни, религиозном культурном наследии (религиозное искусство, памятники религиозной письменности), о религиозной научной деятельности и образовании. Теология изучает религиозное мировоззрение изнутри. Ее еще называют нерелигиозным богословием.
За пределами России теологию относят к гуманитарным дисциплинам, как, например, философию. Такие известные американские университеты и колледжи, как Гарвардский, Йельский и Принстонский, изначально были основаны специально для обучения христианского духовенства.
Сегодня в России идет возрождение религиозных традиций, изучается богатое духовное наследие наших предков. В программы вузов добавляется специальность «Теология».
Описание деятельности
Выпускники программы «Теология» могут заниматься научно-исследовательской, учебно-воспитательной и экспертно-консультативной работой. Теологи служат в религиозных учреждениях (церковных приходах, мечетях, буддистских храмах), преподают в учебных заведениях, работают в светских учреждениях.
В приходе теолог организует культурно-досуговую деятельность, проводит воспитательную работу с детьми и молодежью, подготавливает религиозные праздники (Рождество, Курбан-байрам,Пасха).
В светских учреждениях и воинских частях теологи проводят религиозно-просветительскую деятельность.
Специалисты в области теологии активно взаимодействуют с местными органами государственной власти. С целью привлечения прихожан в храм теолог разрабатывает и воплощает в жизнь социальные проекты (строительство центров реабилитации, домов милосердия, осуществление психологической помощи по телефону доверия).
В процессе работы теолог изучает большое количество литературы на разных языках. Например, специалист в области православной теологии безупречно владеет русским и классическими церковными языками: церковнославянским, древнегреческим, латинским. А теологам ислама кроме знания русского и национального языков понадобится еще и арабский.
Почему в мире теология — наука, а в России — нет
Что такое теология?
Теология — это наука о религиозном учении, раскрытие его догматов, обычаев и устоев. Отличается от религиоведения и философии религии тем, что старается обосновать и защитить вероучение о Боге и Его откровении.
Почему теология — наука?
Архимандрит Кирилл (Говорун)
— Почему теология – наука?
— В богословии мы различаем знание Бога и знание о Боге. Первое приобретается через общение с Богом во втором лице, а второе — через общение с другими людьми, когда о Боге говорят в третьем лице. Собственно богословие является вторым видом знания, которое зиждется на первом и при этом его верифицирует. Без знания Бога знание о Боге является пустым сотрясанием воздуха, а знание Бога без знания о Боге нередко приводило к искажению знания Бога, что, в свою очередь, в конце концов искажает и знание о Боге. Это нередко порождало ереси, которые являются не просто логической ошибкой, но представляют опасность для духовного развития христианина.
Различение между знанием Бога и знанием о Боге среди прочего означает, что хотя богословие и зиждется на опыте, само таковым опытом не является и опыт собой не заменяет. Игнорирование этого различения приводит к двум ошибкам: те, кто ценят только духовный опыт, считают богословие его симулятором, опасным для самого опыта. Те, кто не понимает, что такое духовный опыт, считают богословие симулятором знания, опасным для знания. Этих совершенно разных людей, которых условно можно назвать фундаменталистами и секуляристами, объединяет то, что они считают богословие опасным или как минимум бесполезным.
Между тем, богословие хотя и вербализует опыт Богообщения, делает это с помощью тех же выразительных средств, которые использются в человеческой культуре в самом широком смысле этого слова. Это может быть язык поэзии — в литургии, например, а может быть язык философии — в богословских трактатах. Когда используется язык философии, он подлежит тем же законам, что и язык гуманитарной науки. В этом смысле богословие является наукой.
— Какие у нее есть признаки науки?
— Науку в наше время принято делить на три области: точные, общественные и гуманитарные науки. Они отличаются между собой предметом и методами исследования. Говоря очень схематично, точные науки изучают материальный мир и базируются на эксперименте; общественные науки изучают человеческие сообщества и базируются на социальных опросах; область и методы гуманитарных наук шире и размытее. Гуманитарные науки изучают феномен человека в широком смысле. Этот феномен можно подвергать различного рода анализу и интеллектуальным спекуляциям.
Богословие входит в область гуманитарных наук, поскольку в его фокусе — восприятие человеком Бога. В этом смысле богословие отличается от Откровения, хотя и зиждется на нем. Откровение — это то, как Бог обнаруживает себя: движение сверху вниз. Богословие — это человеческое восприятие Откровения: движение снизу вверх. Бог проявляет Себя через несотворенные божественные логосы, а человек осознает и артикулирует их в виде смыслов, которые являются конвенциональными, то есть сотворенными человеческим разумом. Подобные конвенциональные смыслы изучает философия и в целом гуманитарное знание. Методы всех подразделений гуманитарного знания, включая теологию, похожи.
Методы теологии
— Какие методы она использует?
— Эти методы варьировались от эпохи к эпохе и определялись философским мэйнстримом каждого времени. Золотой век христианского богословия — четвертое столетие — было ознаменовано философской тенденцией сортировать опыт познания с помощью категорий. Этот диалектический метод уходил корнями в философию Аристотеля и был обновлен на основе синтеза с Платонизмом в том, что мы сейчас называем неоплатонизмом. Неоплатоническое обновление классического аристотелизма произошло приблизительно в эпоху формирования христианской доктрины, которая и использовала язык и методы неоплатонизма. Основополагающим методом Каппадокийцев, например, стало применение диалектических категорий, например таких как общее и частное, к Богу, а также заимствование философских лексем, таких как сущность и ипостась. Это был первый случай христианской схоластики.
Я понимаю, что после идей о. Георгия Флоровского о западной схоластической псевдоморфозе православного богословия у нас принято относиться к схоластике с большим подозрением, однако схоластика была изобретена не на западе и не в средние века, а на востоке и в период поздней античности. Формальным признаком схоластики является процедура различения категорий, являющихся производными от категорий, описанных в одноимённом трактате Аристотеля (Категории). Классическое восточно-православное богословие, которое было схоластическим еще в четвертом веке, но особенно проявило это свойство в шестом столетии, опиралось на неоплатоническую интерпретацию категорий, главным образом в авторстве Порфирия. Даже «мистическое» богословие, как у псевдо-Дионисия Ареопагита, и по языку и по опыту в значительной степени отражало неоплатонизм — на сей раз в авторстве Прокла.
Богословские методы, получившие распространение в эпоху поздней античности, утратили актуальность в наше время. В двадцатом веке главной, хотя и не единственной философской рамкой для православного богословия стал персонализм: и о Боге, и о человеке богословы начали писать с точки зрения понятия личности. Эта категория, неизвестная в период античности, заменила собой традиционные богословские категории общей и частной сущности. Философский инструментарий нашего времени намного богаче, чем он был в период античности или средних веков.
Я, например, в своих книгах для анализа феномена Церкви наряду с традиционной аристотелевско-порфириевой диалектикой использовал категориальный аппарат феноменологии, аналитической философии, структурализма и постструктурализма. Можно использовать и другие методы и философские языки. При этом, на мой взгляд, для успешного развития современного богословия важен метод критического анализа, который я также использовал при изучении административных структур Церкви.
— Чем похожа и чем отличается от других гуманитарных наук?
— О сходстве богословия и других гуманитарных наук я уже сказал. Можно добавить о различиях. Богословие — это слово человека о Боге. Оно невозможно без Бога, тогда как другие гуманитарные знания без Бога возможны. Хотя даже они часто говорят о Боге — например, при изучении творчества Баха или Достоевского.
-Какие есть основные претензии к теологии и каковы ответы на них?
Чаще всего говорят, что богословие нельзя считать наукой, потому что оно о Боге, в которого не все верят, а даже если верят, то это все равно субъективный опыт. Однако тогда научно нельзя изучать, например, и философию Прокла, мистика которого не менее субъективна, чем у псевдо-Дионисия. Если в университетах нельзя изучать Библию, тогда тем более нельзя изучать «Илиаду» с «Одиссеей» — «библейские» книги античного мира, интерпретировавшие отношения человека и богов, в которых верили античные люди и в которых никто не верит сейчас.
— Почему в России подвергается критике научность теологии?
— Потому что в России, как и других постсоветских странах, было очень слабо развито гуманитарное знание. В советское время настоящей наукой была только точная наука, и она заменила собой тот симулякр, который назывался гуманитарным знанием. Само по себе это неплохо, потому что точные науки служили хоть каким-то барьером на пути проникновения идеологии, а кроме того, они лучше дисциплинируют мышление.
Однако это имеет и свой побочный эффект — критерии научности условной физики в пост-советском контексте по-прежнему принято экстраполировать на критерии научности условной лирики. И в этом серьезная логическая ошибка физиков. Потому что критерии истинности в точной науке, а именно максимальная объективизация знания на основе эксперимента, не работают в гуманитарном знании. Они не всегда работают и в самой науке, как в случае квантовой механики, например, которая не может исключить субъективности наблюдателя эксперимента. Богословам одно утешение — те же претензии физики могут предъявить и к социальным и гуманитарным наукам.
Теология в России и в мире
— Почему в других странах мира спокойно живут с теологией и защищаются в этой области?
— Потому что на западе и в России разное происхождение университетов. На западе университеты начинались как теологические школы. Теологический факультет Оксфорда, например — старейший в этом учебном заведении. А Гарвард, Йель и Принстон вообще вначале были семинариям, причем фундаменталистскими. Современная Московская духовная семинария по сравнению с Гарвардом в восемнадцатом веке выглядит как форпост либерализма. В России же теология изначально была исключена из университета — для нее была создана особая образовательная система, включившая в себя церковно-приходские школы, духовные училища, семинарии и академии. Эта система соответствовала сословной структуре российского общества в период империи и предназначалась для духовного сословия. Когда сословность была разрушена после революции 1917 года, духовное образование по-прежнему осталось в гетто — теперь из-за официально объявленного атеизма. Этот статус кво богословия и хотят продлить.
Как на западе богословие по инерции остается частью университета, хотя многие интеллектуалы мечтали бы его оттуда уже изгнать, так в России богословие по инерции остается за пределами университета. Те, кто выступает против теологии в университете — как ни парадоксально это звучит, живут прошлым.
— Чего не хватает в России, чтобы это было так?
— России не хватает того, чтобы перестать смотреть в свое прошлое — имперское и советское, и начать смотреть в будущее.
Читайте также
Факультет Божий. Зачем светским вузам теология
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Что же такое теология? Чем она отличается от богословия и какая от нее польза обществу? Требуют ли от студентов-теологов согласия с тем, чему их учат? И куда можно устроиться с дипломом теолога? Ответы на эти вопросы «Фома» попытался найти у людей, занимающихся ими профессионально.
Теология – прикладная наука?
Теологию у нас сейчас преподают уже в 36 светских вузах, из которых 21 – государственный. Еще в пяти готовятся создать теологические кафедры или факультеты. Недавно XI Всемирный Русский Народный Собор рекомендовал правительству внести теологию в перечень научных специальностей. А на совместном заседании Совета по теологии и Общественного совета Центрального федерального округа, прошедшем в Туле, решено было разработать программу развития системы теологического образования в стране и дальнейшего использования новоиспеченных теологов. Иными словами, речь идет о создании теологических факультетов и кафедр в светских вузах, их финансировании из госбюджета и введении степеней кандидатов и докторов теологии.
Особенно подробно эту тему обсуждали на заседании в Туле. Причем, из того, что говорилось с трибуны, следовало, что теология в вузах нужна, главным образом, ради нравственного воспитания молодежи и в интересах… госбезопасности. Призывали даже “выстроить вертикаль теологического образования”. Поминали и деструктивные секты, намекнули на недоброй памяти ваххабитов – вот, мол, к чему приводит обучение мусульманских теологов за границей. Говорили о цветущем состоянии системы теологического образования за рубежом, припомнили и “Болонский процесс”, вынуждающий Россию равняться на Европу.
И только завкафедрой теологии Тульского государственного университета и директор Тульской православной классической гимназии протоиерей Лев Махно решился отойти от проблем “строительства вертикали”, не стал оглядываться на Запад, а заговорил о религиозных основах российской гуманитарной культуры. Эту тему продолжил доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН Владимир Катасонов: “Корнем культуры является религиозный опыт народа. И все наши знаменитые достижения в искусстве, в гуманитарной науке, и даже в естествознании так или иначе связаны с религией, а именно – с Православием. Одной из таких вершин является, в частности, философия культуры отца Павла Флоренского – первая российская система философии культуры”.
Ученым-гуманитариям сегодня уже практически невозможно обойтись без религиозного контекста своего предмета. К примеру, изучая бытовую культуру средневекового города, необходимо понимать, во что верили его жители, изучая фламандскую живопись – знать религиозную подоплеку изображенных художниками сюжетов, а, анализируя ирландский фольклор, неплохо представлять, к каким христианским корням он восходит.
Если вынести за скобки атеизм
Разница между теологией и религиоведением в том, что теология рассматривает любую религию как бы изнутри. Теологи глубоко и подробно исследуют избранную ими для изучения религию, ее священные тексты, вероучение и его внутреннюю логику, священную историю, культ, религиозное законодательство, причем с точки зрения самой этой религии.
С другими традициями и верованиями их, конечно, тоже знакомят, но не так глубоко и только с точки зрения выбранной специализации. И если, скажем, появится какой-нибудь обзорный курс лекций по истории верований племени кубу для православных теологов, он обязательно будет составлен с позиции Православия. Конечно, религиоведы могут знать верования кубу (а также ислам, буддизм, даосизм и так далее) гораздо лучше, чем православные теологи, но ведь и о Православии они успеют узнать столько же, сколько о других религиях и верованиях – не больше.
– Система подготовки теологов – двухуровневая, – пояснил ректор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (ПСТГУ) протоиерей Владимир Воробьев. – Сначала общегуманитарный блок дисциплин: история религий, история России, философия. И только пройдя этот базовый уровень, студенты переходят к специальным дисциплинам, для каждой конфессии своим: само вероучение, сакральные тексты, вероучительная литература, древние языки, история конфессии, конфессиональное право, культ.
Правда в постсоветской России стандарт обучения теологов и религиоведов поначалу совпадал почти полностью – ни о каких религиозных спецпредметах во временном стандарте по специальности “теология” от 1992 года за подписью тогдашнего главы Госкомвуза В. Д. Шадрикова и речи не шло. А религиоведческий стандарт до сих пор остается безрелигиозным: на изучение “материализма, атеизма, религиозного индифферентизма, богоборчества, антиклерикализма и нигилизма” (цитирую описание курса “История свободомыслия”) в нем отводится в полтора раза больше часов, чем на изучение христианства.
Между тем, ни в Европе, ни вообще в мире атеизм вовсе не считается обязательной платформой религиоведения. “Там как раз, – уверяла завсектором научно-методического обеспечения религиозного образования ПСТГУ Мария Тюменева, – наблюдается философский плюрализм. У нас же по понятным причинам атеизм претендует на объективную позицию. Отсюда и попытки противопоставить теологию и религиоведение, хотя они взаимно дополняют друг друга”.
Если вынести за скобки атеизм, то религиоведы изучают не столько само содержание религий, сколько их общественные функции и отражение в общественном сознании.
“Теология” же в переводе с греческого означает “богословие”, и разница в подготовке православных теологов и православных богословов только в том, что первые не обязательно становятся священниками (например, женщины-теологи), тогда как вторых готовят преимущественно к пастырскому служению. Но у нас теологию стараются ни в коем случае не называть богословием, чтобы этот “исключительно светский” предмет не путали с церковным.
– Теология – особая наука, – объяснил мне Владимир Катасонов. – Она не пытается полностью рационализировать веру. А вот культурология и другие религиоведческие дисциплины, такие, как философия религии, постоянно стремятся объяснить религию, и при этом постоянно ее искажают и упрощают. И после такой редукции специалисты – философы и культурологи – сами же остаются недовольны получившейся картиной.
Тула теологическая
Сегодня кафедра теологии гуманитарного факультета Тульского государственного университета считается одной из лучших. По словам протоиерея Льва Махно, идея ее создания принадлежит тогдашнему ректору ТулГУ Эдуарду Соколову, и родилась она задолго до 2001 года, когда была создана кафедра. С тех пор университет готовит бакалавров теологии (срок обучения четыре года) и преподавателей теологии (срок обучения пять лет). На каждый курс принимают пятнадцать “бюджетников” и пять платных студентов, так что в общей сложности здесь обучается около сотни человек.
И хотя специализацией кафедры официально считается христианское искусство, здесь изучают и спецпредметы: догматическое богословие, библеистику, историю христианской письменности и патристику, литургическое богословие, историю Русской Церкви, каноническое право, богословие иконы, историю и теорию православного певческого искусства, Православие в русской литературе XVIII-XX веков.
Лекции читают и священники, и светские преподаватели ПСТГУ и МГУ им. Ломоносова. Среди них – такие известные православные ученые, как Александр Дворкин. Но и здесь, как и на других теологических отделениях преподавателей не хватает: выпускники духовных семинарий и академий не имеют права работать в светских вузах (государство пока не признает их дипломы), а светских специалистов нужного профиля единицы.
Поэтому спецпредметы изучают только будущие теологи – на прочих “добровольцев” у преподавателей не хватит ни сил, ни времени, да и задача “охватить весь вуз” изначально не ставилась. Но студентам теологического отделения все условия для полноценного обучения созданы.
Сначала отцу Льву отдали один этаж в корпусе университетского общежития, потом он попросил второй… Сейчас оба этажа кафедры теологии – это оазис с европейскими интерьерами в обшарпанной общаге. “Третий этаж этого корпуса быстренько начали ремонтировать, – улыбается отец Лев, – чтобы я и его не забрал”.
При Университете построили храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Каждую среду служится Литургия. На нее могут приходить все желающие, но студенты кафедры теологии присутствуют на ней обязательно. А как иначе, если литургическое богословие – у них обязательный предмет?! В каждом классе есть иконы, и перед богословскими предметами преподаватель читает молитвы. Келейное правило* – тоже важная часть процесса обучения, но на нем обязательно только присутствие, а не сама молитва. “Я вовсе не считаю, что мой студент обязательно должен быть верующим, – говорит отец Лев. – Верить или не верить – это его личный выбор. Например, на нашей кафедре уже два года учится некрещеный молодой человек. В конце концов, с человеком можно стать просто хорошими друзьями, и для этого совершенно необязательно чтобы он был православным”.
Абитуриентов кафедры теологии ТулГУ не спрашивают о вероисповедании и не требуют у них благословения духовного отца. Наличие или отсутствие каких-либо знаний о Православии также не учитывается при поступлении. А вот знание общеобразовательных предметов проверяют: абитуриенты сдают экзамены по русскому языку (изложение), обществознанию (тестирование), истории России (тестирование). Впрочем, это все экзамены общефакультетские – только в заявлении абитуриент должен указать, что хочет учиться именно на кафедре теологии. Но оценивать знания приходится жестко: в 2006 году конкурс на теологическое отделение был 18 человек на место, и он постоянно растет.
Почему столько ребят хотят изучать теологию? “Кого-то привлекают условия, кого-то список предметов, – говорит отец Лев. – Есть и такие, кто приходят с установкой “хочу знать больше о своей культуре”. Это и есть наша главная задача – возвращение к истокам своей культуры, удовлетворение возникшей потребности людей узнать свои корни, узнать Православие. Ведь религия – это не просто часть общечеловеческой культуры, это, по сути, главная ее часть”. Впрочем, отец Лев озабочен приливом случайных людей, приходящих на кафедру только из-за сложившейся там “семейной, домашней обстановки” (студенты говорят, что батюшка даже бесплатно кормит иногородних ребят) и думает ввести предварительное собеседование. Есть еще идея разделить обучение на бакалавриат и магистратуру и не брать на 5-й курс тех, кто на 4-м не справился с письменной выпускной работой бакалавра.
Иди, теолог, ищи, теолог.
По словам отца Льва, проблем с трудоустройством у его выпускников пока не было: “Теологи – люди с прекрасным гуманитарным образованием, а такие нужны всем и всегда. Выпускник нашей кафедры знает шесть языков – два современных, древнегреческий, древнееврейский, латынь и древнеславянский. Помимо общеобразовательных предметов у нас преподают тридцать специальных дисциплин: например, историю Русской и Западной Церквей. Лучшего гуманитария и быть не может. И после обучения перед ним открыты все дороги: в школы, в университеты, в редакции СМИ”.
Вдобавок, хотя кафедра и не выпускает священников, но эта дорога, по словам отца Льва, не закрыта для студентов мужского пола: “Несколько человек с нашей кафедры действительно хотели бы посвятить себя служению Церкви. И мы сейчас ведем переговоры с Духовной Академией о том, чтобы выпускник нашей кафедры мог поступить туда сразу, минуя семинарию. Наш учебный план построен так, что ему даже не придется ничего досдавать”.
В 2006 году был первый выпуск, и большинство новоиспеченных теологов пошли работать в издательства и на радио. Трое поступили в аспирантуру: один в Москве, двое в Туле. Многие хотели бы защититься и остаться преподавать в альма-матер. но защитить диссертацию на кафедре пока невозможно. А если защищаться на других кафедрах и факультетах, придется потратить уйму времени на науки, которые к его специальности прямого отношения не имеют. Да и диссертацию придется писать не по своему профилю. Ведь до сих пор Высшая аттестационная комиссия (ВАК) Министерства образования и науки России не утвердила степени кандидатов и докторов теологии…
Сам отец Лев считает, что теологи больше нужны как посредники между Церковью и остальным миром – структурами власти, бизнесом, СМИ, сферой образования: “Виды профессиональной деятельности наших выпускников – научно-исследовательская, учебно-воспитательная; экспертно-консультативная; организационно-управленческая; представительско-посредническая; социально-практическая. ” По мнению председателя Общественного совета ЦФО известного предпринимателя Евгения Юрьева, основная сфера приложения сил дипломированных теологов – учреждения образования, в том числе и средние школы. Впрочем, протоиерей Владимир Воробьев пояснил, что с трудоустройством выпускников пока не все так просто – потому что “мало кто знает, что это за теология такая. Надо объяснять”.
Объяснять придется в основном госчиновникам, для чего, как сообщил Евгений Юрьев, создается экспертная группа, которая подготовит свои предложения по развитию системы теологического образования в России и направит их в Минобрнауки. Объяснять придется и законодателям – в правовой системе нашей страны до сих пор нет четких определений “светского” и “религиозного”, поэтому оба эти слова толкуются сторонниками и противниками изучения теологии совершенно по-разному, а юристы из лагеря сторонников вынуждены апеллировать только к зарубежному опыту… Но это уже – политические вопросы, которые выходят за рамки нашего исследования.