Теология это наука изучающая что
Что такое теология
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Религия имеет огромное влияние на жизнь человечества даже сейчас, когда космические корабли бороздят просторы Вселенной, а ученые на Большом Адронном Коллайдере открыли «частицу Бога».
Правда, назвали ее сперва «goddamn particle» — «чертовой, или проклятой частицей», но ведь и вопрос о Боге — самый «проклятый» из всех, что стояли перед людьми за всю историю нашей цивилизации.
Накал страстей не угасает: страшные войны за веру ведутся на нашей планете прямо сейчас.
*«Богословие — это всегда разговор с Богом».
Протоиерей Георгий Завершинский
Феномен религии и веры изучают философия, религиоведение, история. Но есть еще одна дисциплина, которая демонстрирует взгляд на веру изнутри, опираясь на присущие конкретной религии догматы и священные книги.
Это теология — наука о религии с позиции верующих. О ней и поговорим в этой статье.
Теология — древнегреческое слово θεολογία, которое дословно обозначает «слово о Боге» (θεός — Бог и λόγος — слово). В русском языке наравне с греческим термином употребляется его синоним — богословие.
Теология — это гуманитарная наука, изучающая Бога и веру в Бога. Но познание Господа в богословии нельзя назвать беспристрастным. Это познание религиозной картины мира изнутри.
Теолог трактует Слово Божье и постигает первопричину всего сущего исходя из постулата, что Бог есть, опираясь на догматы, признанные церковью. При этом Бог, вера и догматы будут для каждой религии свои.
Теология в большей степени затрагивает три теистические религии, признающие существование Бога-творца: иудаизм, христианство, ислам.
Главное отличие теологии от религиоведения в позиции исследователя. Религиовед стоит как бы над предметом, анализирует форму и содержание, ищет сходства, различия и закономерности в развитии религиозных институтов. Религиоведением может заниматься даже атеист, а вот богословием — вряд ли.
«Теология есть наука в высочайшем смысле и о наивысших вещах».
Альберт Великий, средневековый немецкий философ-теолог
Разум и мышление в теологии подчиняются вере и нужны в качестве инструментов для истолкования «слова Божьего». Истины Откровения не постигаются разумом.
История термина теология
Термин «теология» появился в Древней Греции. Его использовали при разговоре о происхождении и жизни многочисленных античных богов, то есть, скорее в значении мифологии.
Аристотель, например, называл теологом Гомера. В то же время у Аристотеля появляется новое значение теологии как «первой философии», исследующей первопричины бытия, сегодня мы называем это метафизикой.
На ранних этапах становления христианства богословы не использовали термин теология, потому что не хотели никаких ассоциаций с языческими мифами. Но постепенно слово все же входило в христианскую литературу.
Уже во II–III веках теология начинает пониматься как знание о Боге и познание Бога, но не интеллектуальное, а скорее интуитивное, мистическое.
В Средневековье рождается схоластика — это теология, интегрированная в философию. Складывается более привычное для нас значение теологии как упорядоченной системы понимания веры.
Огромную роль в этом сыграл итальянский теолог-схоласт Фома Аквинский (1225–1274), посвятивший себя систематизации дискурса о христианской вере. Наравне с термином «теология», он употребляет синоним sacra doctrina — священное учение.
«Тогда как предметы других наук могут быть обозначены только словами, особенностью этой науки является то, что ее предметы обозначаются как словами, так и сами по себе суть знаки».
Фома Аквинский, «Сумма теологии»
*Сандро Боттичелли, «Святой Фома Аквинский»
В то же время в Европе развивается сеть университетов, где вершиной обучения становятся богословские факультеты. Появляется звание магистра теологии, получив которое человек занимал важное положение в средневековом обществе.
Ренессанс со своим гуманизмом расставил свои акценты в понимании теологии.
Философ, «князь гуманистов» Эразм Роттердамский (1469–1536) настаивал, что эта наука не должна ограничиваться логическими размышлениями о Боге и систематизацией божественного. Теология охватывает не только рациональную сторону человека, но и эмоциональную: чувства, душу, эмоции, страсти.
Последователь и оппонент Эразма Роттердамского Мартин Лютер (1483–1546) считал, что теология не должна быть теоретической наукой. Это практическая дисциплина, в основе которой лежат отношения между Богом и человеком.
Два полюса теологии
Биполярная структура теологии заложена в самом названии термина. Оно предполагает двоякое толкование.
Откровение Божье — это разнообразные проявления Бога и его воли в человеческом мире. Уже само существование этого мира — Божественное откровение. Одной из важных составляющих Откровения являются священные тексты.
У каждой религии они свои: Библия у христиан, Тора у иудеев, Коран у мусульман, даже в индуизме есть священные книги, которые можно отнести к богооткровенным, например, четыре Веды.
Эта двуполярность формирует главную внутреннюю проблему богословия. Для теистических религий характерно личностное общение с Богом. Верующий стремится разглядеть лик Бога, а всевидящий Бог непрестанно следит за человеком, требует от него исполнения своей воли.
В такой ситуации цена ошибки, неверного, еретического трактования Божественного Откровения приобретает катастрофический для человека сценарий, так как делает его Спасение невозможным.
Логика, холодный рассудок, призванные в теологии объяснять и трактовать Откровение, предполагают отстраненный взгляд на предмет познания. Но это немыслимо для верующего, так как у него слишком интимные отношения с этим самым «предметом».
Отсюда появляется еще одна точка зрения, что теология — это диалог человека с Богом.
Бог непостижим, он не может становиться предметом логического анализа. Мы не можем говорить о Нем, но мы можем говорить с Ним.
Теология в современной России
Система образования в России отличалась от европейской с их средневековыми университетами, которые создавались ради теологических факультетов. У нас же христианская наука о Боге была вынесена в отдельную структуру: духовные училища, семинарии и академии. Здесь формировалось духовное сословие.
*Ярославская духовная семинария
XIX и начало XX века ознаменовался в России появлением целой звездной плеяды философов-богословов. В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, Л.И.Шестов, Н.А.Бердяев — эти имена представителей русской религиозной философии знают во всем мире.
Но с приходом советской власти богословие в России было истреблено: физически уничтожались ученые-теологи, закрывались духовные семинарии и академии, разрушались церкви. Настала эра воинствующего атеизма.
В западных университетах богословские факультеты до сих пор входят в состав давно уже светских университетов. Это дань традиции. В Российских светских вузах теологии в принципе никогда не было, поэтому отношение к этой дисциплине весьма неоднозначное в научных кругах.
Первый шаг по интеграции богословского направления в систему высшего образования России был сделан только в 1992 году, а научная специализация «Теология» появилась в 2015. В то же время реанимируется традиционное духовное образование.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
В жизни много необъяснимого, потому люди придумывают различные теории, чтоб успокоить свой разум и больше не искать ответы. Принцип тот же, что и в случае с первобытным человеком, который обожествлял огонь, так как не понимал принцип работы этого природного явления. Что касается науки, она должна быть беспристрастной, независимо от предмета изучения.
Наука ну очень на любителя. Вот мне к примеру не интересно что-либо про религии даже слушать, так как я знаю — Бог один и он повсюду. А все религии созданы как безотказный инструмент разъединения народов и управления ими. Так что можно назвать преступными попытки внедрить предметы религиозной направленности в Российских школах во времена ельцинизма.
Теология — это научное обоснование религиозного мировоззрения
25 марта 2017 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы научного редактора телеканалов «Россия-2» и «Наука 2.0» Ивана Семенова.
И. Семенов: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир». Актуальные проблемы в России и в мире комментирует председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Иван! Здравствуйте, дорогие телезрители!
И. Семенов: В российской науке ожидается интересное событие. Впервые в истории современной России готовится к защите в соответствии с государственным разработанным стандартом диссертация по предмету теология. Ее будет защищать протоиерей Павел Ходзинский. Тема диссертации: «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского».
Священник, как я понимаю, претендует на ученую степень кандидата философских наук. В переводе с греческого, теология — это богословие. Церковь только трех святых называет богословами: Иоанна Богослова, Григория Богослова и Симеона Нового Богослова. А теперь получается, что возникает государственный стандарт аттестации по богословию? Что это значит?
Митрополит Иларион: У нас уже создана специальность «теология», которая существует много лет в реестре научных специальностей. Поэтому сам вопрос о том, является ли теология наукой, уже не обсуждается. Он продолжает обсуждаться, но это уже обсуждение постфактум, ибо решение принято. Есть, конечно, люди, которые до сих пор выступают с идеей о том, что теология — это не наука. Как правило, такие голоса раздаются из естественнонаучного лагеря. Но ведь с тем же успехом можно говорить, что и философия — не наука.
И. Семенов: Гуманитарная наука.
Митрополит Иларион: Теология — тоже гуманитарная наука. Теология — это научное обоснование религиозного мировоззрения, которое существует в разных формах и вариантах, в разных странах, на разных языках, в различных культурных традициях. Теологи — это те люди, которые, как правило, рассматривают ту или иную религиозную традицию изнутри, изучают ее и объясняют. В отличие от теологов, религиовед, как правило, рассматривает религиозную традицию извне, обращая внимание не столько на внутренние процессы, важные для этой религиозной традиции, сколько на сопутствующие ей различные внешние факторы. Например, религиоведы изучают ситуацию христианства и ислама в Российской Федерации, различные процессы, происходящие в церковных общинах и подобного рода вопросы. А теологи занимаются вопросами, которые относятся к функционированию религиозной традиции: во что люди верят, всегда ли они так верили, какие были альтернативные мнения, что такое ортодоксия и что такое ересь и т.д. и т.п.
И. Семенов: Конфессиональные учебные заведения — духовные академии никогда не прекращали присвоение ученых степеней по богословию. Зачем нужно, чтобы это было еще и в рамках государственного стандарта?
Митрополит Иларион: Потому что до настоящего времени те ученые степени, которые присваивались нашими учебными заведениями, не признавались Российским государством. Теперь появляется такая возможность, причем сразу в двух вариантах: наши духовные учебные заведения получают государственную аккредитацию, дипломы, которые будут выдаваться этими учебными заведениями, будут признаваться государством, и параллельно происходит процесс выстраивания теологии как науки в светском образовательном пространстве. Это, прежде всего, теологические факультеты светских университетов, где теология будет развиваться по иным законам, чем в духовном учебном заведении.
Но в итоге мы должны прийти к тому, что и те и другие дипломы и ученые степени будут признаваться государством, и стандарты, по которым будут создаваться диссертации, будут одинаковыми для тех и для других структур. То есть сейчас все наши стандарты, по которым присуждаются в духовных учебных заведениях ученые степени, мы подстраиваем под государственные стандарты: у нас такие же диссертационные советы, такие же строгие требования, столь же формально проводятся защиты. Раньше этого не было. Мы считаем, что наша теологическая наука должна быть на том же уровне, на каком существуют все другие гуманитарные науки в нашей стране.
И. Семенов: Владыка, тем не менее ученая степень, на которую претендует отец Павел Ходзинский, это кандидат философии, а не теологии. Почему так?
Митрополит Иларион: Таким было решение Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки. Думаю, это решение промежуточное и временное. Мы предлагали сразу присуждать ученые степени по теологии, но нам было сказано, что у нас нет дипломированных и признанных теологов, которые могли бы присуждать степени по теологии, то есть в нашем диссертационном совете заседают люди, у которых признанными являются только степени по философским или историческим наукам.
Например, у меня есть ученая степень кандидата богословия Московской духовной академии, а также степень доктора философии по богословию Оксфордского университета. У меня есть так называемая хабилитация — это то, что дают в Германии или в Швейцарии, своего рода второй докторат или профессорская степень. Совокупность всего этого дала возможность Высшей аттестационной комиссии признать мой оксфордский диплом эквивалентным нашей кандидатской степени, а фрибургский, где я защищал хабилитацию, — нашей степени доктора, но философских наук, ибо степени доктора теологии у нас пока нет.
И. Семенов: Владыка, этот государственный стандарт теологии касается только православной теологии или могут, например, католики защищаться по этому стандарту, представители других религий — ислама, буддизма?
Митрополит Иларион: Могут и католики, и представители других религиозных традиций, в том числе ислама, иудаизма, буддизма. Наш диссертационный совет — первый, но не последний. Будут создаваться другие диссоветы, в том числе, по исламской теологии.
Конечно, здесь с самого начала перед нами встал вопрос: как нам создавать диссоветы — по конфессиональному или межконфессиональному принципу? И все конфессии согласились, что будет странно, если, допустим, в одном и том же диссовете будут заседать священнослужители, раввины, имамы, а при этом будет обсуждаться, допустим, такая тема, как у отца Павла Ходзинского — творчество святителя Филарета Московского на фоне русского богословия XVIII века. Но над всеми этими диссоветами есть экспертный совет, который с самого начала имеет межконфессиональную основу. Там есть представители и Православия, и ислама, и иудаизма, а также представители внеконфессиональной теологии.
И. Семенов: Священный Синод Русской Православной Церкви включил в календарь праздников, в святцы, имена 16 святых, подвизавшихся в западных странах. В их число вошел святитель Патрикий, просветитель Ирландии, больше известный в народе как святой Патрик. Получается, что просветитель Ирландии является православным святым? Почему мы раньше про это не говорили?
Митрополит Иларион: Все эти святые включены в календарь нашей Церкви по просьбе верующих наших епархий из Западной Европы, в частности, из Франции, Ирландии, Великобритании, где они давно почитаются как местночтимые святые: устраиваются паломничества к месту, где покоятся их мощи, пишут их иконы. Просьба о канонизации была рассмотрена специально созданной комиссией по изучению житий. И было принято решение о включении 16 святых в месяцеслов, то есть календарь Русской Православной Церкви. Но этот процесс не закончен, он только начинается, ибо есть и другие западные святые, которые уже стоят на очереди и которые будут, я надеюсь, во благовремении включены в календарь нашей Церкви.
И. Семенов: Есть какой-то существенный критерий, как можно западного святого, который у нас не почитался, включить в наши святцы?
Митрополит Иларион: Основной критерий — вера в святость праведника, большое почитание его народом. Если есть почитание — это уже важный критерий для включения в святцы. Есть и дополнительный критерий: святой должен жить до церковного разделения 1054 года. Потому что все, что происходит после, это уже раздельная история Православной Церкви и Католической Церкви. Еще одно условие — чтобы этот человек не был вовлечен, например, в борьбу против Православия, как иной раз случалось с некоторыми западными религиозными деятелями. То есть существует некая совокупность критериев, по которым тот или иной человек может быть внесен в календарь Русской Православной Церкви, но главным условием является то, что он уже фактически почитается в той или иной местности.
И. Семенов: Ирландия преимущественно католическая страна. И это их главнейший святой, наиболее почитаемый в стране. Можно ли считать, что это определенный шаг к какому-то сближению с католиками?
Митрополит Иларион: Я бы не стал это интерпретировать как шаг к сближению с католиками. Я бы это интерпретировал как шаг сближения с местной церковной реальностью.
Помню, как открывался наш приход в Дублине. Первую Литургию я там совершил в 2003 году, в Великую субботу. Богослужения совершались и сейчас совершаются в бывшем англиканском храме, который, будучи выкуплен, теперь стал храмом Русской Православной Церкви.
Конечно, в Ирландии святой Патрик почитался с самого начала. Его знают наши прихожане, его житие изучают в школах. И мы не увидели никаких препятствий для того, чтобы он был включен в календарь нашей Церкви.
Из 16 святых, которых мы включили в календарь, если я не ошибаюсь, 11 — это французские святые. Это Герман Парижский, Герман Осерский и целый ряд других почитаемых во Франции святых.
И. Семенов: Подписан договор о том, что Венгрия на государственном уровне выделяет 2,4 миллиарда форинтов (это чуть меньше 8 миллионов евро) для восстановления трех русских храмов и строительства одного нового храма в Венгрии. Скажите, действительно столько прихожан Русской Православной Церкви в Венгрии, что нужно строить новый храм для них?
Митрополит Иларион: В Венгрии немало прихожан Русской Православной Церкви. Это не только этнические русские, но и этнические венгры. Наш главный кафедральный собор в Будапеште был построен еще в XVIII веке. Во время войны в результате взрыва бомбы был уничтожен один из шпилей собора. В 2003 году я был назначен епископом в Будапешт, и когда ехал на машине из Вены, то, въезжая на мост через Дунай, увидел этот собор и сразу обратил внимание на то, что там только одна башня. «Почему одна?» — спросил я, и мне объяснили. И тогда я подумал, что наша задача — восстановить вторую башню.
Мне удалось восстановить основы для этой башни, то есть ее каменную часть, оставалось только установить металлический шпиль. Потом я уехал в Москву. И владыка Тихон, который в настоящее время управляет этой епархией, договорился с венгерскими властями о том, что будут выделены средства на завершение этой работы. Считаю, это очень важно, потому что будет восстановлен исторический облик нашего кафедрального собора.
Среди четырех храмов, на которые выделяются деньги, есть еще и русский православный приход в Хевизе. Хевиз — это курорт, куда многие русские люди ездят лечиться на водах. И там храма нет вообще, церковь будет создаваться с нуля. Очень важно, что венгерское государство берет на себя финансовые расходы.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир» vera.vesti.ru.
Вопрос: Можно ли православным христианам смотреть телевизор? В грех это вменяется или нет?
Вопрос: Что делать с грехом, который мучает с младенчества? Посоветуйте что-нибудь.
Митрополит Иларион: Святость — это тот идеал, который нам дан в лице Иисуса Христа. Этого идеала достигали немногие люди. Их имена включены в наш церковный календарь, их лики мы видим в иконостасах наших церквей, на фресках, на стенах храмов. Жития этих людей мы читаем и стараемся им подражать. Но каждый из нас может им подражать только в свою меру.
Освобождение от греха — процесс, который происходит постепенно. И иногда на это не хватает ни 49 лет, ни 50, ни всей земной жизни, потому что бороться с грехом приходится постоянно. Апостол Павел, один из двух первоверховных апостолов Церкви, говорит: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:18-23). И от этого действия закона греха не избавлен ни один человек.
У Церкви есть способы борьбы с грехом, точно так же, как у медицины есть способы врачевания различных болезней. И главный такой способ — исповедь. Человек приходит на исповедь, называет священнику свои грехи, священник ставит диагноз, затем они вместе молятся Богу, и Господь прощает грехи, которые человек исповедал. Но это вовсе не означает, что человек раз и навсегда избавился от грехов, в которых только что покаялся. Ведь лечение не всегда сразу дает результат. Зачастую проходит много лет, прежде чем человек вылечивается от той или иной болезни. А иногда болезнь до конца не отступает и может длиться годами, и во избежание обострения остается лишь поддерживать человека в определенном состоянии.
В духовной жизни нужен постоянный самоконтроль. И Церковь не знает других средств терапии, кроме исповеди, причащения Святых Христовых Таин. Также нужно больше читать Евангелие, жития святых. И, конечно, обращаться к Богу с молитвой, потому что своими силами мы не сможем избавиться от грехов. Нужна благодатная сила Божия, которая посылается нам свыше, и только благодаря ей мы можем постепенно перебороть в себе те или иные грехи.
Что такое теология и что она изучает
Трактовка термина
Давайте для начала узнаем, что нам говорит Википедия о том, что такое теология и как ее понимать. Данный термин имеет греческое происхождение, и состоит он из двух слов: «Тео» – Бог и «логос» – слово или знания.
Получается, что изучает вопросы Бога, религии и вообще всего духовного научная дисциплина.
Для многих такое суждение кажется на первый взгляд диким, но стоит лишь прикоснуться в данной отрасли знаний, как сразу все станет на свои места.
Если дать более точное определение тому, что такое теология, то можно сказать, что это наука, которая занимается систематическим изложением, а также толкованием определенного учения о Боге или о религии.
Изучаются догматы, история, зарождение и особенности применения на практике того или иного верования.
Обратите внимание! Стоит помнить о том, что теология – это область знаний, отличная от философии религии или религиоведения. В двух последних предметах подразумевается сухое изложение фактов, а также непредвзятая критика. То есть, если имеются видимые опровержения в том или ином месте божественности, они принимаются во внимание. А вот теология – наука, где изложение знаний ведется в соответствии с общепринятыми формами Богопочитания.
Московская Сретенская Духовная Семинария
Михаил Бычков 30.11.20178571
Теология и богословие – это одно и то же слово или принципиально разные понятия? В чем заключается сходство и различия между ними? И могут ли они взаимодействовать? Над этими и другими вопросами рассуждают студенты Сретенской духовной семинарии.
Для того чтобы разобраться, в чем сходство и различие теологии и богословия, представляется не лишним разобрать историю формирования данных понятий, поскольку она оказала значительное влияние на их современное понимание.
Слово «теология» происходит от слов «Теос» – Бог и «логос» – слово и переводится, собственно говоря, как слово о Боге, слово от Бога или богословие. Это понятие изначально употреблялось в языческой среде, когда говорилось о происхождении и жизни богов. Христианские авторы избегали этого слова, тем более что в Священном Писании этот термин не встречается. Однако позже его значение было переосмыслено и стало использоваться христианами. К значению «слово о Боге» добавился и другой смысл, а именно особая практика богообщения, когда человек, достигший определенного уровня святости, лично общался с Богом и Бог открывался ему. В то же время в Церкви выделяются только трое святых, имеющих звание «Богослов»: апостол Иоанн Богослов, святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов, что означает высокий уровень дарований, данный им Богом.
Смешение восточной и западной традиций понимания теологии повлекло за собой развитие богословской науки
На Западе пошли другим путем. Под влиянием античных философов в Средневековье и в более поздние времена в Европе сформировалось представление о теологии как о науке, которая с рациональной точки зрения пытается осмыслить и саму веру, что в итоге привело лишь к отделению знания от веры, и, как следствие, к дальнейшему отдалению от Бога. Попытки отдельных философов переосмыслить место теологии ни к чему не привели, и подобная ситуация сохраняется на Западе до сих пор. Теология изучается во многих университетах, есть даже отдельные кафедры, но все больше и больше западных теологов сомневается даже в подлинности некоторых книг Писания, не говоря уже о святоотеческом наследии. В то же время такой подход позволяет православным более вдумчиво подойти к таким вещам, которые могли казаться само собой разумеющимися, или исправить некоторые ошибки, которые появились со временем от неглубокого изучения того или иного вопроса.
Русь традиционно воспитывалась на византийском богословском наследии, которое успешно перенимала. Но со времен петровских преобразований многое было заимствовано с Запада, в том числе и схоластический подход к богословию. Это было сильно заметно в духовных семинариях и академиях, где преподавание велось не на русском, а на латинском языке, а само богословие зачастую приобретало католический и протестантский характер.
Богословие рождает знание от веры, а теология пытается родить веру от знания
В то же время смешение восточной и западной традиций понимания теологии повлекло за собой развитие богословской науки, поскольку требовалось найти ответы на самые различные и противоречивые вопросы. Тогда же было переведено значительное количество трудов как восточных, как и западных авторов на русский язык, сформировались такие дисциплины как «пастырское богословие» и многие другие предметы. При этом сохранился некоторый налет схоластики, который выражается в попытке все систематизировать и разложить «по полочкам», что не всегда доступно в силу непознаваемости Бога до конца.
Еще один яркий пример взаимодействия теологии и богословия можно увидеть на примере Парижской школе богословия, когда эмигранты из России вносили в западную теологию осмысление богословия отцов Восточной Церкви на базисе западной науки. Здесь можно вспомнить таких выдающихся деятелей как митрополит Антоний (Храповицкий), протоиерей Георгий Флоровский, В.Н. Лосский и многие другие.
Сегодня под теологией обычно понимается светская область, изучающая различные религии, будь то христианство, буддизм или иудаизм, а под богословием – систематическое учение о Боге, основанное на изучении Священного Писания и Священного Предания Церкви, а также прикладные дисциплины, направленные на более глубокое изучение места Православия в мире, основ христианской жизни и так далее.
При правильном взаимоотношении этих двух понятий, оба они служат одной цели – достижению единства с Богом
Из такого краткого обзора видно, что теология и богословия на различных этапах своего развития имели различное значение: на Востоке это преимущественно форма богопознания и богообщение, а на Западе – наука, изучающая Бога, пытающаяся понять Его ограниченным человеческим разумом. Сходство теологии и богословия заключается в том, что у них одна область интересов – божественная, проявление Бога в мире, ведь по происхождению это один термин, а различия заключается в методах и целях деятельности. Богословие использует личную аскезу для очищения себя от страстей и приближения к Богу, а цель – богообщение и, в конечном итоге, обожение. Теология же – это попытка познать Бога ограниченным разумом, в надежде найти веру.
Другими словами, богословие рождает знание от веры, а теология пытается родить веру от знания. С другой стороны, богословие в чистом виде нам не доступно, а рационалистические доводы позволяют сообщать миру истину о Боге на его языке или бороться с тем или иным отклонением от веры. В конечном итоге, при правильном взаимоотношении этих двух понятий, оба они служат одной цели – достижению единства с Богом.
Студент 1 курса магистратуры
Ключевые слова: богословия, теология, богопознание, наука, разум, вера.
В широком значении
Так как Википедия дает нам весьма «сухое» понятие, мы решили расширить его, узнав более детально все тонкости рассматриваемой дисциплины.
Ее можно идентифицировать как исследование природы и всего, что нас окружает, с критической, но вместе с тем с Божественной точки зрения.
Суть ее изложения заключается в том, что Бог присутствует абсолютно во всем, что нас окружает, – в физических предметах, в природных явлениях, в наших переживаниях, мыслях и действиях, даже в паранормальных явлениях.
Интересно! Антарктида: церковь в честь Святой Троицы в Антарктике
Изучение этой дисциплины в университетах ранее велось в рамках определенных предметов – философия религии, нейропсихологии и религиоведение. Совсем недавно появился факультет под названием «Теология», обучение на котором проходит сопряжено с посещением духовной семинарии.
Стоит четко понимать, что данная наука изучает природу, основы и догмы религии. Здесь нет места опровержению чего-либо, но есть место критике. Здесь не руководствуются точными фактами или формулами, но обращают внимание на аргументы, доказательства и законы Божьи.
Возведение этого учения в ранг наук позволит современным духовникам и их последователям более точно интерпретировать религию, понять ее суть, происхождение и предназначение.
Возможно, некоторые факты, в которые ранее нас заставляли верить, отвернутся, появятся новые. Но основа останется незыблемой – все, что нас окружает, пропитано энергией Всевышнего.
Интересно! Почему акафист Ангелу Хранителю нужно читать по понедельникам
Теология — это наука или нет?
Теология — это наука о Боге, о философском познании его сущности, о природе религиозных истин. Современная концепция дисциплины имеет истоки в древнегреческой философии, но своё основное содержание и принципы она получила с появлением христианства. Продуманная этимологически (от греческих слов – «Theou» и «logos»), объективно она означает учение, субъективно — совокупные знания исключительно в контексте «богооправдания».
Если говорить о языческой мифологии или еретических идеях, содержащих, по мнению Церкви, серьезные ошибки, то в этом случае она рассматривается как ложная. По словам влиятельнейшего философа и политика эпохи раннего средневековья Аврелия Августина, теология – это «рассуждения и обсуждения относительно Бога». Она прочно связана с христианскими доктринами.
Какова её цель? Дело в том, что существует очень много ученых, позиционирующих себя в качестве теологов, но некоторые из них занимаются лишь накоплением определенных фактов. Только немногие работают над исследованиями и в состоянии высказать собственное мнение. Слишком часто случается так, что многие люди только доказывают друг другу что-то, забывая о том, что теология – это, прежде всего, научная дисциплина, и она должна соответственно функционировать, опираться на исследования и понимание новых идей.
Богословы используют различные формы её анализа: философский, исторический, духовный и другие. Это должно помочь объяснить и сравнить, защитить или продвинуть любые из бесчисленных религиозных тем, обсуждаемых неодинаково различными движениями. Например, известное движение «теология освобождения» интерпретирует учение Иисуса Христа в связи с необходимостью освобождения бедных людей от тяжелых экономических, политических, социальных условий. Надо сказать, что сегодня в академических кругах дисциплины проходят дебаты и относительно того, является ли она специфической для христианства или может распространяться на другие культовые традиции. Хотя, как известно, научные запросы характерны, например, для буддизма. Они также посвящены исследованию понимания мира, только, соответственно, в контексте этого учения. Но поскольку в нем отсутствует концепция теизма, его предпочитают обозначать как философию.
Существует пять видов научного познания. Естественное, библейское, догматическое, практическое и «собственное» богословие. Первое ограничивается фактом существования Бога. Самый известный труд, имеющий непосредственное отношение к этому убеждению, — «Сумма теологии» Фомы Аквинского, в котором он доказывает существование Бога аргументами, известными как «пять путей». Второе ограничивается библейским откровением, его единственным источником, независимо от каких-либо философских систем, является Великая Книга. Третье относится к тем истинам, в которые абсолютно уверовали. Четвертый вид связан с тем, каковы функции этих убеждений, какую роль они играют в жизни реальных людей. Пятый вид — это понимание и познание Бога человеком.
Так или иначе, но возникает вопрос: «Действительно ли теология – это наука в подлинном смысле этого слова, учитывая её существенную зависимость от Церкви?» Не являются ли все доказательства, должные продемонстрировать истинность и непогрешимость догмы, всего лишь диалектической игрой? Сегодня эта дисциплина во всем мире испытывает определенный регресс. Во многих странах теологические факультеты, все еще существующие в государственных университетах, рассматриваются как бесполезный балласт, слышатся требования перевести их в епископские семинарии, чтобы они не могли больше «травмировать» интеллектуальную свободу людей.
Теология в различных религиях
Несмотря на то, что наука, факультет и, как следствие, специальность теология появились только в конце ХХ столетия, сама суть данного термина и название имеют древнегреческие корни.
Впервые слово появилось в 4 веке до н.э., и использовал его Платон в качестве обозначения своих «размышлений о Боге».
Несколько веков спустя данная область знаний перекочевала в Римскую империю, а после, словно по наследию, перешла в руки средневековых духовников.
Примерно в этот период она начала изучаться одновременно и как христианская догма, и как академическая дисциплина, в ходе которой исследовались проблемы библейского языка и фактов, которые там описаны.
Интересно знать! В эпоху Ренессанса наука о Боге окончательно разделилась на две ветви. Первая продолжала изучать Божье слово, в строгом соответствии с христианскими канонами. Вторая же стала отправной точкой для формирования отдельной философии.
С XVII столетия официально появилась специальность «теология», которую определили как изучающую дисциплину для всех существующих в мире религий. Она исследует как аспекты, объединяющие верования различных людей, так и те факторы, которыми они разнятся.
В христианстве – самой обширной мировой религии, которая ныне разделена на большое количество ветвей, теология играет крайне важную роль.
Самого первого теолога, который был найден в письменных источниках, звали Фома Аквинский, и его высказывания относительно предназначения данной науки остаются актуальными по сей день. Он полагал, что полностью познать мир относительно Бога как его создателя можно, руководствуясь исключительно Библией и христианскими обычаями.
Важно!В чем смысл заповеди «не сотвори себе кумира»
Буддизм считается самой древней из всех ныне существующих религий, и примечателен он тем, что в нем нет божества, сравнимого с Господом.
Поэтому для его изучения был введен специальный термин – «буддистская теология», которая базируется преимущественно на принципах и духовном завете Будды.
Ислам и христианство имеют очень много общего, и самой главной объединяющей чертой для двух религий является наличие единого идола, который был послан Божественной силой с небес на землю.
В исламе также имеется своя теология, которая именуется Калам. Однако стоит отметить, что мусульмане верят в своего Бога, не задумываясь и не сомневаясь в его существовании и истинах. Поэтому Каламу отведено в исламе на так много внимания, как теологии в христианстве.
Познавательно!Для чего нужна красная нить на запястье: значение в христианстве
Как мы знаем, иудеи – народ скрытный, даже в ряды верующих они посвящают посторонних неохотно. Их теология передавалась как устное народное творчество, и до сих пор так и не возымела статуса академической науки.
Теология
«Вначале было Слово… и Слово было Бог…» Эти строки из Священного Писания знаменуют собой тот сакральный смысл, которым издревле наполнялось содержание священных библейских канонов. Верующие издавна стремились к рациональному и чувственному постижению данного смысла — и для удовлетворения их нужд была создана совокупность религиозных доктрин, известная в настоящее время как теология.
Богу — богово
Само слово «теология» происходит от сращения двух слов — «theos» (бог) и «logos» (слово). Более привычное для нашего уха «богословие» является калькой с данного греческого термина. Ещё Гесиод подразумевал под теологией совокупность преданий, повествующих о богах, их нравах и деяниях. Впоследствии Аристотель включил теологию, наряду с физикой и математикой, в систему философского знания.
В средневековье под гнётом христианской морали внутреннее содержание данного понятия было поставлено на службу христианству. Отныне теология стремилась пролить свет на смысл Священного Писания и содержащихся в нём религиозных доктрин о сущности Господа Бога. Используя рациональные аргументы для трактовки библейских постулатов, отцы церкви пытались утвердить концепцию христианской религии как институционального вероучения.
Действительно, теология неотделима от церкви как от духовного института. Она невозможна без определённой социальной организации — и без паствы, которой и адресуются послания со стороны теологов. По сути дела, теология является своеобразным «рупором», через который церковью транслируется и обосновывается культ веры. Недаром в настоящее время теология является неотъемлемым атрибутом всех теистических религий — христианства, ислама, и иудаизма.
Всё во имя веры
Для теолога вера издавна представляла собой глобальную универсальную истину, нуждающуюся в рациональном обосновании. Для этого активно эксплуатировалась методология других наук — в том числе логики и философии. Полученные таким образом стройные системы доводов использовались для подкрепления внутриконфессиональных культовых норм, а также для борьбы с различными еретическими лжеучениями.
Знаменитый философ Тертуллиан, известный как автор риторической максимы: «Что общего между Афинами и Иерусалимом?», задавался вопросом о том, каким образом можно объединить в рамках единой религии рациональное, логически прозрачное знание, и сокровенные, ведущие к катарсису интуитивные озарения. Именно теология как метод успешно позволяет разрешить данный амбивалентный запрос. Ведь она совокупно олицетворяет двойственную природу стремления к богопознанию — ведь верующие стремятся проникнуть в суть божества как умом, так и сердцем.
За две тысячи лет существования теистических вероучений теология обросла множеством разноликих внутренних направлений. Уже в XX веке появились многие новые теологические направления, в числе которых чёрная теология, феминистская теология, секулярная теология… Важно, что в настоящее время теология уже не мыслится как парадигма, объясняющая первопричины и принципы всего нашего существования. Однако, она продолжает отвечать на те вопросы, которые пытливые умы, задавшиеся целью обрести знание относительно природы Божества, сегодня обращают к иерархам церкви.
Великий раскол
Разделение христианства в период раннего Средневековья на православие и католицизм стало толчком к образованию новой науки по изучению Святого догмата.
Таковой стала «новая теология», задачи которой направлены на исследования Нового Завета в рамках католицизма.
Следует отметить, что данная область знаний до сих не определяется как отдельная школа или наука. Ведь как мы знаем, католицизм – течение в христианстве, которое характерно строгостью и бескомпромиссностью.
Потому в рамках новой ветви науки не принято задаваться лишними вопросами – на истины, которые изложены в Библии, смотрят как на единственно верную догму.
Интересно! Расписание богослужений в храме святого Иоанна Кронштадтского
Обучение и трудоустройство
Кто такой теолог в современном мире? Как на него выучиться и где потом работать с таким дипломом?
Как утверждают сами представители данной отрасли деятельности, теолог – это не профессия. Это состояние души, показатель духовной развитости, интеллекта и саморазвития.
Для начала скажем, что теологом можно стать, окончив как университет, так и духовную семинарию. Ранее данная профессия была доступна только выпускникам второго учебного заведения, но в наши дни идет активное возрождение религиозного наследия нашей страны. Поэтому работа теолога становится востребованной и престижной.
Интересно знать! Работа для настоящего теолога – это исключительно саморазвитие и открытие новых знаний. Именно расширяя свой кругозор, он становится лучшим специалистом и может все свои знания передать прихожанам/ученикам. Более того, быть теологом – значит быть человеком, который знает практически все в области гуманитарии, начиняя от истории и философии, заканчивая геополитикой и филологией.
Давайте теперь более конкретно узнаем, где может работать теолог и какие должности ему подойдут: