Теория малых дел что это
Малых дел теория
Смотреть что такое «Малых дел теория» в других словарях:
МАЛЫХ ДЕЛ ТЕОРИЯ — «МАЛЫХ ДЕЛ ТЕОРИЯ», возникла в России в 1880 х гг. в среде народнической интеллигенции как реакция на неудачу «хождения в народ» (см. ХОЖДЕНИЕ В НАРОД) и разгром правительством «Народной воли». (см. НАРОДНАЯ ВОЛЯ) Сторонники (Я. В. Абрамов, С. Н … Энциклопедический словарь
«Малых дел теория» — возникла в России в 1880 х гг. в среде народнической интеллигенции как реакция на неудачу «хождения в народ» и разгром «Народной воли». Сторонники (Я. В. Абрамов, С. Н. Кривенко, С. Н. Южаков и др.) призывали молодёжь к работе в земствах,… … Энциклопедический словарь
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ — Гносеология (от греч. gno sis знание, logos слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme знание) раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия… … Философская энциклопедия
Теория волн Эллиотта — (Elliott Wave Theory) Теория волн Эллиотта это математическая теория об изменении поведения общества или финансовых рынков Все о волновой теории Эллиотта: видео, книги, статьи о теории волн, информация о советниках и индикаторах волн Эллиотта… … Энциклопедия инвестора
Теория заговора — У этого термина существуют и другие значения, см. Теория заговора (значения). Теория заговора (от англ. conspiracy theory, также известная как конспирологическая теория) совокупность гипотез, показывающая жизненно важное (общественно… … Википедия
ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ — теория, изучающая законы и способы измерения, преобразования, передачи, использования и хранения информации. В Т. и. и ее технич. приложениях центральными являются понятия количества информации и его меры. Эти понятия в известной степени… … Философская энциклопедия
теория познания — ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, ГНОСЕОЛОГИЯ) раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его границы и условия достоверности. Ни одна философская система, поскольку она претендует на нахождение… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Теория малых дел
Речь пойдет сейчас не о той «теории малых дел», которая стала провозглашаться в народнических кругах в период реакции 1880-х годов после неудачного «хождения в народ» и подавления царским режимом революционных движений. Тогда была предложена идея деятельности в земских учреждениях, чтобы революционеры-интеллигенты просвещали народ, становились врачами и учителями, помогая крестьянству своими знаниями и занимаясь всякого рода гуманитарной помощью. Безусловно, эти полезные дела на благо народа путем просвещения масс были (по моему мнению) более продуктивными, чем «бомбизм» и убийство отдельных чинов из правительства, так как после этих кровавых акций следовали не менее кровавые репрессии и казни со стороны правящего режима с последующим «закручиванием гаек». Предложенная мною «теория малых дел» скорее имеет социально-личностный аспект, хотя может и перекликаться в чем-то с политикой. Я предлагаю каждому начать с себя, даже если вы считаете себя очень правильным человеком и гражданином. Если вы курите или пьете, то взяться за ЗОЖ. Даже если и ведете правильный образ жизни, то поработайте над своей речью, как можно реже употребляйте нецензурные слова, жаргонизмы и т.н. «слова-паразиты». Старайтесь соблюдать чистоту и порядок на улицах, не харкаться и не сморкаться на тротуары, мусор бросать в урны или брать с собой пока не дойдете до нее. На дорогах будьте вежливым водителем, соблюдайте ПДД и не хамите в ответ всяким неадекватным хамам, не уподобляйтесь им, как говорится «дай дорогу дураку». Соблюдайте «тихие часы», не врубайте громко музыку поздно вечером и ночью, уважайте своих соседей, имеющих полное право в тишине отдохнуть от работы и бытовых дел. Если на работе перегибают палку и нарушают ваши права, то смело отстаивайте их, старайтесь выстраивать хорошие отношения с коллегами и в случае «закручивания гаек» работодателем всем коллективом протестуйте. Необходима как работа над самим собой, так и кооперативные действия людей для отстаивания своей гражданской позиции. В случае появления нелегальных мусорных свалок хотя бы не молчите, говорите об этом в СМИ и призывайте граждан обратить внимание на эту проблему, объединяйте людей в борьбе за чистую экологию. Не стесняйтесь помогать тем, кто действительно нуждается в этом, будь то помощь в транспорте пожилым людям с сумками или маме с коляской. При этом не кормите паразитов и нахлебников, так как в больших городах вроде Москвы развелось много мошенников и попрошаек, давящих на жалость честных граждан, чтобы те дали им от своих кровно заработанных денег им на выпивку, наркотики или просто для тунеядства. Что касается политики, то активно выдвигайте своих народных избранников хотя бы для начала на местном региональном уровне, отказываясь поддерживать правящую партию и ее прикормленную ручную оппозицию. Активно просвещайте граждан, распространяйте информацию про коррупцию и воровство чиновников, создавайте свои независимые СМИ в своей местности, говорите правду о проблемах экологии, инфраструктуры (состоянии больниц, школ, дорог и т.д.). И да, конечно же не «читайте до обеда советских газет», да и вообще не смотрите «зомбоящик». Помните, что сперва нужно очистить свое Сознание от всякого мусора, ведь разруха в головах простых людей порождает еще большую разруху у правящих, ведь те же чиновники не с Луны к нам прилетают править, а выходят изначально из таких же простых людей. Как говорил Чехов, старайтесь каждый день по капельки выдавливать из себя раба. В общем, начните с себя и мир начнет меняться!
Мир Вам и Добра! С Наступающим 2020 годом!
Всем ВЦИОМ? Теория малых дел или главная ошибка власти
В исследовании ВЦИОМ зафиксировано, что граждане больше интересуются благоустройством собственных домов и благотворительностью, чем политикой. И это очень хорошая новость.
Некоторых политологов хлебом не корми, дай поговорить о «кризисе публичной политики» или о «кризисе доверия к власти» и, уж конечно, о «кризисе доверия к институту выборов». Чтобы начать изрекать панические и/или р-р-революционные комментарии на эти темы, обычно никакого особенного повода не надо, но если интересный повод появляется – тогда берегись, информационная повестка дня. Затопчут.
Сегодня такой день, что повод есть. Государственный Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал очередной мониторинг «социальной и политической активности россиян».
Согласно исследованию, в 2021 году самые популярные виды участия в общественно-политической жизни страны:
✔️благоустройство подъездов/домов (24 %),
✔️сбор средств для нуждающихся (20 %).
Вопрос о доверии
Караул-политологи тут же ухватились за 22 % и принялись камлать про «снижение интереса к выборам до минимума за 17 лет». Некоторые особенно панически настроенные написали в телеграм-каналах даже так: «число участвующих в выборах и прочих политических активностях респондентов упало за 17 лет с 55 % до 22 %. Выглядит вполне реалистично для всех, кроме избирательных комиссий».
Насчет избирательных комиссий – это и в самом деле любопытно, поскольку цифры явки на выборы различного уровня, мягко говоря, не совпадают с результатом опроса ВЦИОМ. Скажем, очень низкая, по мнению специалистов, явка на выборы в Государственную думу в 2016 году составила 47,8 %. Вероятная явка на выборы в 2021 году также пока оценивается на уровне около 50 % избирателей. А окончательная явка на голосование по поправкам в Конституцию России составила 67,97 %. То есть реальный интерес к выборам в федеральные органы власти существенно выше, чем цифра, которую мы видим в последнем опросе ВЦИОМ.
Откуда же эта цифра, на самом деле, берется? Дело в том, что социологи в данном случае не спрашивают «придёте ли вы на выборы» (депутатов госдумы, губернатора вашего региона и т. п.), а предлагают несколько вариантов ответа на вопрос «назовите, пожалуйста, всё, в чём вам приходилось участвовать, – а там и благоустройство, и выборы органов власти, и деятельность профсоюзов, и чего только нет. Немудрено, что результаты такого опроса – сами по себе очень интересные – с результатами чисто предвыборных исследований «не бьются».
Увы караул-политологам, никакой грядущей катастрофы опрос ВЦИОМ отнюдь не фиксирует. Интерес к выборам, возможно, снижается, и это, действительно, не очень хороший симптом (хотя, с иной точки зрения, это как раз симптом отношения к государственной власти как чему-то стабильному, что не нуждается в радикальных изменениях) Но вот повышение интереса к благотворительности и благоустройству на местах – симптом однозначно положительный.
Больше века назад в императорской России много говорили о «теории малых дел» – то есть о том, что для изменения страны к лучшему не надо устраивать революций, а надо менять к лучшему то, что находится в поле твоего зрения прямо там, где ты живёшь. То есть самые важные изменения мыслились на местном, «земском», как тогда говорили, уровне. И действительно, чем говорить о «реформе здравоохранения» в масштабах государства, можно ведь обеспечить хорошую работу одной земской больницы. То же самое верно в отношении школ, дорог, тротуаров, да чего угодно, вплоть до борьбы с коррупцией или пьянством: пьёт до одурения ведь не абстрактный «мужик» или «народ», а совершенно конкретный дядя Вася, и взятки берёт не вообще «полиция», а вот данный инспектор или там городовой.
Смещение интересов большинства на земский уровень – если, конечно, оно действительно происходит – это показатель оздоровления и нормализации русского общества. Верного выстраивания приоритетов. Большая политика – это очень важно, и не только как игра ума. Но реально компетентными большинство из нас могут быть на уровне местного самоуправления. Одного многоквартирного дома, много – квартала, района или небольшого муниципалитета. Тут и требования к власти с уровня «вообще» становятся абсолютно понятными и, главное, исполнимыми. И контроль над действиями этой самой власти получается отнюдь не абстрактным: парковка или заасфальтирована или нет, детская площадка оборудована или нет, в школе (вот в этой школе за углом, в нашей) детей хорошо учат, к примеру, алгебре или нет, в поликлинике очереди есть или ликвидированы.
Что с того?
Большие политики и мыслители могут кривить лица от нежелания заниматься столь незначительными проблемами, но, с иной точки зрения, почти ни один человек не живёт «в масштабах бюджета региона». Человек живёт в масштабах семейного бюджета. И, кстати, в этих масштабах задаёт вопросы президенту на «прямой линии» – иной раз такие, что ответы по существу требуют глобальных мер в общегосударственном масштабе.
Если какой-то вывод из исследования ВЦИОМ и из этих рассуждений необходимо сделать прямо сейчас, то он очевиден: власть тем больше будет пользоваться доверием (и тем более будет устойчива к революционным потрясениям), чем больше будет интересоваться и заниматься реальной ежедневной жизнью граждан. Нет, вопросы общегосударственного значения не должны быть забыты. Но они и не должны подаваться априори как важнейшие по отношению к простейшим и бытовым. «Человек не живёт в истории, он живёт у себя во дворе».
Это, между прочим, означает, что для сохранения и приумножения пресловутой социально-политической стабильности и для позитивного развития общества необходимо давать больше возможностей и демонстрировать больше государственного уважения органам и депутатам представительной власти на местном, земском уровне. Просто потому, что именно они действительно выражают интересы своих соседей и избраны для того, чтобы решать не абстрактные, а конкретные проблемы.
Теория малых дел
1.Было сказано, что всякий человек, стремящийся к добру, всё равно вынужден творить зло, ибо такова система. Но почему-то ничего не сказано про то, что, если число творящих добро будет значительно, среди низов населения, то и среди верхов это число тоже возрастёт. Вы этот вопрос почему-то не рассматриваете, может, в других статьях, но надо было в этой. Так это напрямую касается этой темы. Разве вы не слышали поговорку: всякое правительство впору своему народу? Каков народ, такое и правительство, какие бомжи, такие и олигархи. Если рабочий класс будет лучше, он будет купаться в золоте, не может такого быть, чтобы злые всегда катались на добрых. Это есть, но не так утрированно. Если вспомнить 1914-й год, то мы знаем, что все царские генералы повели народ на убой, НИКТО НЕ ЗАСТРЕЛИЛСЯ. Это говорит, что генералы дэградировали, и не только генералы, но сгнило всё общество. Если читать Библию, то там мы видим, что при впадении евреев в идолопоклонство, после этого их постигают бедствия. Теория малых дел прекрасно работает, и ни разу за всю историю ещё не давала сбой. Но для не верящих в это я обычно предлагаю другой путь: находить лучших людей и выдвигать их во власть. И оба пути правильные, и, если не делается 2-е –то это по причине внутреннего упадка каждого отдельного человека. Поэтому не надо говорить, что теория малых дел неэффективна.
***
Возьмите в пример итальянского врача. Он лечит рак, его за это посадили, он отсидел, вышел, и даёт советы как лечить рак. Если бы в России 1000 врачей стали лечить рак, их бы никто не посадил, и рак давно был бы преодолён. Что этому мешает? – Неверие в теорию малых дел и нежелание приносить себя в жертву обществу, то есть, эгоизм. Когда вы даёте нищему несколько копеек, вы следуете теории малых дел. Но потом вы заявляете, что эта теория ни к чётру. Если она ни к чёрту, значит, её нужно полностью отрицать. Если твой сосед попросит передвинуть шкаф, надо требовать с него 500 рублей. Так, да? Теория малых дел ерунда? Почему же вы не следуете ей на 100%. Если же вы считаете её верной на 10%, значит, эта теория верна на все 100%. Разве может быть «в какой-то мере»? Вот, вы верите в коммунизм. Вы в его верите на 90% или на 100%. Я не понимаю вашу логику, она какая-то инопланетная.
Почему «теория малых дел» и сегодня живее всех живых
Суть письма проста: не путайтесь под ногами. Суть аргументов сторонников этой точки зрения еще проще: всякое сотрудничество с «преступной властью» есть продление ее бесславного конца, соглашательство и предательство чистых помыслов демократии и свободы. Мол, г-жа Федермессер, вступая на путь «теории малых дел», позволяет властям и дальше «совершать свои преступления», начиная с Украины и кончая репрессиями против оппозиции. Поскольку она своим соглашательством улучшает их имидж.
Уж полтора столетия прошло, а ничего не меняется в наших «нигилистах». Это я о «теории малых дел». Она получила популярность среди части интеллигенции и народников в 1880–1890-х годах. Тогда на спаде революционного движения и в условиях реакции и контрреформ Александра III и его верного «православного оруженосца» обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева (главного идеолога) часть народников решила, что главная их задача — помочь несчастному русскому народу (крестьянству) в преодолении трудностей рыночной экономики, прежде всего через земства. Школы, больницы и прочая социальная инфраструктура — земствам действительно удалось совершить многое в улучшении жизни. Это была идея деполитизированного «хождения в народ».
Критики такой теории и практики резко осуждали «соглашателей»: мол, они своими «малыми делами» предают идеалы революционеров, отказываясь от задачи коренного изменения общественного строя. Ленин, ярый критик «друзей народа», хотя и не использовал термин «теория малых дел», однако нещадно обрушивался на них за соглашательство с «реакционным режимом». Уже при Сталине в советской исторической науке был отчеканен тезис о «либеральном перерождении» народничества.
Так что, по меркам ленинско-сталинской методологии Навального и его друзей, Нюта Федермессер — типичный либеральный перерожденец. Вместо того чтобы обличать «военную авантюру в Сирии», она печется о безнадежных больных и обивает пороги кабинетов вельмож, чтобы добыть обезболивающие, аппараты искусственной вентиляции легких, финансирование на паллиативную медицину. Вместо того чтобы ехать в Америку и составлять списки «близких к Путину» олигархов и чиновников для включения в санкционные списки, она вступает в Общероссийский народный фронт и выступает на Валдайском форуме. Вместо стояния в одиночном пикете за освобождение Олега Сенцова она собирается идти в Мосгордуму, чтобы иметь трибуну и лоббистский ресурс для продвижения своего дела.
Григорий Мясоедов «Земство обедает», 1872. Третьяковская галерея Фото: Public domain
Но вот если вы, как Федермессер или ранее покойная Доктор Лиза (которую и теперь пинают «непримиримые» за то, что она погибла в Ту-154, летевшем в Сирию, и вообще «одобряла военную авантюру» своим честным именем), собираетесь заниматься чем-то общественно значимым, то, увы, без «соглашательства» с властью в стране, где огосударствлено все, что движется и не движется, вам ничего сделать не удастся. Если у вас самый наиблагороднейший благотворительный фонд, то если вы начнете «диссидентствовать», у вас начнутся неприятности с налоговой, с арендой помещения, а ваши просьбы — о финансировании, закупке лекарств и оборудования — будут показательно игнорировать. Это в лучшем случае. А в худшем вас обвинят в контрабанде, отмывании денег и распространении наркотиков. Да, кстати, никто из людей с хорошими лицами за вас не вступится. Разве что в соцсетях. А в СИЗО вас будут навещать только «соглашатели» из общественного совета при МВД.
На все — иногда кажется, что даже на пролет мухи от Москвы до Бреста, — в нашей стране прямое или косвенное одобрение властей.
Что касается той роли, которую могли бы сыграть в Мосгордуме Соболь или Федермессер, то первая была бы, наверное, хороша в плане разоблачений «косяков» бюджета, который утверждает и (по закону, во всяком случае) контролирует МГД. Если бы ей, конечно, дали слово. Вторая была бы более эффективна, если бы к ее мнению прислушались при обсуждении социальных проектов. Окончательную судьбу которых все равно решать будет правительство Москвы. Поскольку ни Федермессер, ни Соболь не будут иметь пока что большинства в МГД. Однако в случае прохождения Федермессер в «городской парламент» практика «малых дел», на мой субъективный взгляд, получила бы дополнительные козыри. А если бы в России в свое время победила эта самая практика, то в ней не нашлось бы места историческим экспериментам ни Ленина, ни Сталина. Весь ХХ век прошел бы куда скучнее. Но сегодня, на мой взгляд, такая «скука» по-прежнему предпочтительнее «движухи» революции.