Теплохладность в православии что это
Что такое теплохладность?
Основанием для изобретения такого термина являются слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Им в Апокалипсисе святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15, 16).
Почему же Спаситель так строг с теплохладными? В церковнославянском языке еще более жесткий эпитет предусмотрен им в наказание: не просто извергну, но даже изблюю из уст Моих, т. е. с отвращением отвергну далеко от Себя. Отлучу от Себя. Воистину страшное наказание.
Дело в том, что теплохладность – это попытка совместить Бога и сатану, Христа и Велиара. Попытка соединить небо и ад ради собственного комфорта-болотца, ради того, чтобы и далее жить в тине-жиже своих страстей, но только с успокоенной, словно бы приспанной совестью.
Разберем вкратце грехопадение первых людей. Человек отвратился от Бога и влюбился в материальное. Его главной задачей, поставленной перед ним Всевышним, было обожение, т. е. приближение к Богу – вечное движение в горняя. Вместо этого человек отвратился от Господа и ринулся вниз, чтобы влюбиться в материальный мир, который явился для него источником горделиво-плотяного наслаждения, средством удовлетворения греха.
Анатомией греха является пример ветхозаветных Содома и Гоморры. Очень богатые города, стоящие на месторождении нефти, которая ценилась и в древности. Из нее делали строительный материал битум. Из-за своего комфорта, богатства, уютного и теплого мирка содомиты и гоморриты забыли Бога. Он перестал им быть нужен. И в них начал развиваться грех. Вначале они стали жестосердечные, эгоистичные, перестали давать милостыню, начали жить только для себя. Глубиной их падения явилась содомия. И после этого – уничтожение городов Богом.
На примере Содома и Гоморры видно, что теплохладность является питательной средой, в которой рождается грех, тем первичным бульоном (как говорят биологи-эволюционисты), где зарождается жизнь греха.
Именно поэтому Спаситель в Откровении, развивая тему теплохладности, упреждает больного ею от слепоты: «Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3:18, 19).
О том, какой удел теплохладности, ярко повествует житие преподобного Макария Египетского устами мертвеца: «Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и, увидев лежавший на земле череп, спросил его: «Кто ты такой?» Череп отвечал: «Я был главным языческим жрецом. Когда ты, авва, молишься о находящихся в аде, мы получаем некоторое облегчение». Преподобный спросил: «Каковы эти мучения?» «Мы находимся в великом огне, – отвечал череп, – и не видим друг друга. Когда же ты молишься, мы начинаем немного видеть друг друга, и это служит нам некоторым утешением». Услышав такие слова, преподобный прослезился и спросил: «Есть ли мучения еще более жестокие?» Череп ответил: «Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки».
Из священнического опыта скажу, что труднее всего общаться с подобными людьми. Лучше общаться с очевидными грешниками. Часто человек, больной тяжким грехом, ищет исцеления, имеет нужду в Боге. Но теплохладный говорит тебе на похороне: «Батюшка, отслужи побыстрее, а то у нас столовая заказана». Или на крестинах торопит тебя. Ему не важно Таинство, ему важно вписаться в традицию, чтоб как у всех, а далее заниматься своими плотяными делами. И ты, священник, всматриваешься в эту страшную зияющую пустоту завуалированного безбожия и не можешь достучаться к человеческой душе, потому что Бог ей не нужен.
Но вчитаемся в слова Спасителя-Христа, братья и сестры! Помажем глазной мазью Евангелия свои глаза, купим у Бога золото Таинств, очищенное огнем Святого Духа, оденемся в белые одежды богоугодного праведного добродетельного целомудренного жития, пока не стало слишком поздно, пока чудовища, выращенные нами же в собственном болотце, не обратились и не пожрали нас.
Теплохладность
Теплохла́дность – 1) духовное равнодушие, пассивность в религиозно-нравственном отношении; 2) равнодушное отношение к исполнению Заповедей Божиих при внешней церковности; духовная расслабленность.
Противоположностью теплохладности является ревность.
Почему теплохладное состояние опаснее прохладного?
Несмотря на то, что понятие «теплохладность», при поверхностном восприятии, кажется более близким к понятию «пламенность» («горение духом»), чем понятие «холодность», в действительности «теплохладность» подлежит большему осуждению ( Откр.3:15-16 ).
Холодность в отношении Бога бывает вызвана общим состоянием греховности, неверием, или недостаточностью знаний о Боге как о Благом Творце, Вседержителе и Спасителе мира (см.: Знание).
Теплохладность же подразумевает наличие веры, наличие знаний о Боге и Его нравственных требованиях, и при этом их игнорирование, по равнодушию и духовной расслабленности.
Как правило, холодное отношение человека к Богу по причине неверия меняется к лучшему по мере приобщения к вере, подразумевающего просвещение, участие в богослужениях, Таинствах, в делах Церкви вообще. Равнодушие же человека, уже приобщённого к жизни Церкви, однако холодного в отношении веры, имеет другую основу.
В первом варианте холодность обусловлена незнанием, неумением, отсутствием духовного опыта, незнакомством с радостью богообщения. В этой ситуации равнодушие к религиозной жизни является логическим следствием неверия. Это следствие устраняется через веру.
Во втором варианте равнодушие выступает не столько следствием, сколько самопричиной, и является основным внутренним фактором невнимания к духовной жизни. Собственно, такое состояние души и называется теплохладностью.
Разница между холодностью и теплохладностью будет более очевидной, если прибегнуть к пояснительной аналогии.
В первом случае человек подобен больному, который не лечится не потому, что в принципе не желает лечиться, а потому, что не знает о своей болезни.
Во втором случае человек бывает подобен больному, который хотя и знает, что тяжело болен, однако же равнодушен и к лекарю, и к лекарству. Настроить такого человека на лечение бывает куда более затруднительно, чем того, кто не лечится по неведению.
Уже только поэтому теплохладность заслуживает порицания. Если же человек с таким внутренним настроем маскируется внешним благочестием (демонстративным молением, показными поклонами, театральным смирением и т. д.), тогда это греховное состояние усугубляется лицемерием.
Вот почему Сам Господь предостерегает от теплохладности в столь резких, обличительных, угрожающих тонах: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:15-16 )
Теплохладность – это «стояние между добром и злом, между жизнью безбожного мира и жизнью в истинной вере, между святостью и грехом, между Христом и сатаною».
Феофан Затворник, свт.
«Кто не торопится сделать добро, тот его не сделает. Добро требует горячности, теплохладные не сотворят добра». Иоанн Шаховской, архиеп.
«Теплохладность в духовной жизни невозможна».
Андрей Лоргус, священник
Мы живем в период Лаодикийской церкви, о которой Бог говорит так: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:15-16 ). Славянский текст еще сильней выражает отвращение Господа к их духовному состоянию: там сказано не: «извергну», а: «изблюю тебя». Кажется, только в одном еще месте Писания («бысте ми в сытость», Ис.1 ) столь откровенным антропоморфизмом обличает Бог нравственную порчу верующих. Поэтому каждому из нас нужно помнить следующую фразу Апокалипсиса: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» ( Откр.3:17 ).
«…Люди постоянно тщатся сочетать небо и ад. Они считают, что на самом деле нет неизбежного выбора и, если хватит ума, терпения, а главное – времени, можно как-то совместить и то, и это, приладить их друг к другу».
Клайв Льюис
Вспоминается слово Апокалипсиса: Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих ( Откр.3:15-16 ). Теплохладность, неопределенность – явление печальное. Сын Божий, Иисус Христос… не был «да» и «нет», но в Нем было «да» ( 2Кор.1:19 ). Огонь, – огонь пламенной веры и ярких определенных убеждений, пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! ( Лк.12:49 ).
священномученик Иларион (Троицкий)
Теплохладность в вере – малая ревность (или полное отсутствие ее) к богообщению и духовной жизни во всех ее проявлениях. О таких людях в Откровении святого апостола Иоанна Богослова сказано: «… знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:15-16 ). И действительно, человек, равнодушный к вере или даже атеист, под влиянием жизненных обстоятельств и благодати Божией, может покаяться и радикально измениться. Теплохладный же будет духовно тлеть всю свою жизнь и вряд ли когда приложится к Богу всем сердцем.
Если у человека нет любви к молитве, к храму, к участию в церковных таинствах, то это явный признак отсутствия ревности к богообщению. Применительно к молитве это проявляется в том, что она бывает только по принуждению, нерегулярная, невнимательная, расслабленная, с небрежным положением тела, ограниченная лишь заученными наизусть или механически вычитанными молитвословиями. Также, отсутствуют постоянная память о Боге, благоговение и любовь перед Ним, как постоянный фон всей жизни.
По отношению к храмовому богослужению, этот грех проявляется в редком, нерегулярном участии в общественном богослужении, в рассеянности или разговорах во время службы, хождении по храму, отвлечении других от молитвы своими просьбами или замечаниями. А также, в опоздании к началу богослужения, в уходе прежде отпуста и благословения.
В отношении к таинству Покаяния грех теплохладности, проявляется в редких исповедях, проходящих без должной подготовки, в предпочтении общей исповеди личной, в отсутствии желания познать свою глубочайшую греховность, в несокрушенном и несмиренном душевном расположении.
священник Алексий
Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести сего отвратят людей от Бога, и погибнет тогда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла.
прп. Серафим Вырицкий
Теплохладность – это особый вид духовного отступничества, когда человек, внешне соблюдая постановления и обряды Церкви, одновременно остается чуждым Богу. Такой человек держит посты, творит милостыню, посещает храм и в то же время предается стихиям этого мира и не заботится об очищении ума своего от гордыни, а сердца от страстей. Теплохладность – это христианство без Живого Христа, это желание откупиться от Бога внешними делами, например исполнением определенных правил и ритуалов, пожертвованиями в пользу бедных и даже храмостроительством; это попытка примирить в сердце своем Христа с миром, ненавидящим Его; это уния между религией Христа и учением князя преисподней; это попытка создать комфортное христианство и сделать саму веру гарантом земного благополучия…
Теплохладность – это постоянные компромиссы, постоянные соглашательства, это перманентное предательство Христа в своем сердце…
Холодность – это духовное невежество, отчужденность от Бога, незнание Бога и даже вражда против Него, но она легче переходит в веру, чем теплохладность. На Кресте покаялся разбойник, а не фарисей. Тот, кто холоден, может почувствовать и понять тяжесть своего состояния и потянуться к Богу, как замерзающий в зимнюю стужу – к огню. А теплохладный ничего не ищет, он доволен собой; он считает себя «сознательным» христианином без фанатизма. Во время молитвы он, подобно фарисею, вспоминает свои заслуги и перечисляет их в уме пред Богом…
Теплохладные обычно отличаются равнодушием и безразличием к учению Церкви и вопросам веры. У теплохладного человека притуплена духовная интуиция, он внутренне не может отличить ложь от правды, как определяют пищу на вкус. Догматическая чистота его не интересует, ереси его не волнуют, его сердце не устремлено к будущей жизни, и он мало думает о ней. Для него религия – это земное благополучие, элементами которого являются нравственность и эстетизм. Такой человек, даже будучи сам безнравственным, внешне поддерживает нравственность, считая, что без нее не могут существовать ни Церковь, ни семья, ни государство. Совесть его мало тревожит; люди таких, как он, редко порицают; он может заниматься благотворительной деятельностью, строить и украшать храмы и в то же время самое главное – свое сердце – скрывать от Бога, подобно тому как раб в притче зарыл полученный талант в землю ( Мф.25:18 )…
Теплохладность стала свойством многих христиан. Они умерщвляют свое сердце страстями, с которыми не желают бороться, оправдываясь тем, что это их личное дело, не причиняющее никому вреда. Их душа пропитана, как губка влагой, зловонием гнусных образов и картин греха, с которыми они не могут расстаться, как пойманная рыба с крючком. Они развращены душой, но не понимают этого; более того, они считают, что такая жизнь «соответствует эталону современного человека», и хотят быть или казаться «на уровне» современной цивилизации и культуры, а что это за «культура» и куда она ведет – это их мало интересует. Они участвуют в церковных таинствах скорее по традиции, исповедуются, не имея решимости переменить свою жизнь, причащаются, не задумываясь о том, что принимают огонь, который оживотворяет кающихся и опаляет гордых и самодовольных. Христианство становится для них религией не духа, а плоти…
Православная Жизнь
Отвечает иерей Андрей Чиженко.
Основанием для изобретения такого термина являются слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Им в Апокалипсисе святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15, 16).
Почему же Спаситель так строг с теплохладными? В церковнославянском языке еще более жесткий эпитет предусмотрен им в наказание: не просто извергну, но даже изблюю из уст Моих, т. е. с отвращением отвергну далеко от Себя. Отлучу от Себя. Воистину страшное наказание.
Дело в том, что теплохладность – это попытка совместить Бога и сатану, Христа и Велиара. Попытка соединить небо и ад ради собственного комфорта-болотца, ради того, чтобы и далее жить в тине-жиже своих страстей, но только с успокоенной, словно бы приспанной совестью.
Разберем вкратце грехопадение первых людей. Человек отвратился от Бога и влюбился в материальное. Его главной задачей, поставленной перед ним Всевышним, было обожение, т. е. приближение к Богу – вечное движение в горняя. Вместо этого человек отвратился от Господа и ринулся вниз, чтобы влюбиться в материальный мир, который явился для него источником горделиво-плотяного наслаждения, средством удовлетворения греха.
Анатомией греха является пример ветхозаветных Содома и Гоморры. Очень богатые города, стоящие на месторождении нефти, которая ценилась и в древности. Из нее делали строительный материал битум. Из-за своего комфорта, богатства, уютного и теплого мирка содомиты и гоморриты забыли Бога. Он перестал им быть нужен. И в них начал развиваться грех. Вначале они стали жестосердечные, эгоистичные, перестали давать милостыню, начали жить только для себя. Глубиной их падения явилась содомия. И после этого – уничтожение городов Богом.
На примере Содома и Гоморры видно, что теплохладность является питательной средой, в которой рождается грех, тем первичным бульоном (как говорят биологи-эволюционисты), где зарождается жизнь греха.
Именно поэтому Спаситель в Откровении, развивая тему теплохладности, упреждает больного ею от слепоты: «Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3:18, 19).
О том, какой удел теплохладности, ярко повествует житие преподобного Макария Египетского устами мертвеца: «Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и, увидев лежавший на земле череп, спросил его: «Кто ты такой?» Череп отвечал: «Я был главным языческим жрецом. Когда ты, авва, молишься о находящихся в аде, мы получаем некоторое облегчение». Преподобный спросил: «Каковы эти мучения?» «Мы находимся в великом огне, – отвечал череп, – и не видим друг друга. Когда же ты молишься, мы начинаем немного видеть друг друга, и это служит нам некоторым утешением». Услышав такие слова, преподобный прослезился и спросил: «Есть ли мучения еще более жестокие?» Череп ответил: «Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки».
Из священнического опыта скажу, что труднее всего общаться с подобными людьми. Лучше общаться с очевидными грешниками. Часто человек, больной тяжким грехом, ищет исцеления, имеет нужду в Боге. Но теплохладный говорит тебе на похороне: «Батюшка, отслужи побыстрее, а то у нас столовая заказана». Или на крестинах торопит тебя. Ему не важно Таинство, ему важно вписаться в традицию, чтоб как у всех, а далее заниматься своими плотяными делами. И ты, священник, всматриваешься в эту страшную зияющую пустоту завуалированного безбожия и не можешь достучаться к человеческой душе, потому что Бог ей не нужен.
Но вчитаемся в слова Спасителя-Христа, братья и сестры! Помажем глазной мазью Евангелия свои глаза, купим у Бога золото Таинств, очищенное огнем Святого Духа, оденемся в белые одежды богоугодного праведного добродетельного целомудренного жития, пока не стало слишком поздно, пока чудовища, выращенные нами же в собственном болотце, не обратились и не пожрали нас.
Теплохладность: история понятия и богословское обоснование
Образование
Теплохладность: история понятия и богословское обоснование
Святые отцы согласны в том, что теплохладность ― одно из самых распространенных духовных заболеваний среди христиан. Особенно это актуально для современного общества, в котором пропагандируется бездумная, веселая жизнь. В таких условиях искренняя, горячая вера считается чем-то выходящим за рамки так называемых общепринятых норм. Поэтому тем, кто желает наследовать Царствие Божие, следует избегать такого состояния, а также знать, откуда оно берет свое начало.
Содержание:
Происхождение термина
История возникновения понятия теплохладность восходит к отрывку из Книги Откровения апостола Иоанна Богослова. В нем повествуется о том, как Господь, обращаясь к Ангелу Лаодикийской Церкви, осуждает духовное устроение лаодикийских христиан, которое проявлялось, в первую очередь, в отсутствии горячей веры: И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3:14-16). Следует сказать, что русское слово тепл в данном контексте не отображает полную картину богословской мысли, поэтому следует обратиться к другим переводам Священного Писания.
В русском языке слово «теплохладность» стало употребляться относительно недавно, предположительно в середине или в конце XIX в.
В русском языке слово «теплохладность» стало употребляться относительно недавно, предположительно в середине или в конце XIX в. Оно образовано от соединения двух существительных: «тепло» (от лат. tepeo ― являюсь/пребываю теплым) и холод (от готского kalds ― холодный)[12]. Слово является церковным термином и встречается в основном в православной аскетической литературе. Однако в настоящее время его используют и в других жанрах.
Таким образом, во всех основных переводах Священного Писания используются практически идентичные по значению слова. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что лаодикиец, которого обличает Господь, был вялым, не воодушевленным христианином. Ему не доставало решительности в духовной жизни, она была ему практически безразлична. Само собой разумеется, что такое духовное состояние не могло не вызывать осуждения.
О теплохладности в Священном Писании
Чтобы понять богословский контекст термина «теплохладность», следует, в первую очередь, обратиться к экзегетическим, а также культурно-историческим комментариям к книге Откровения апостола Иоанна Богослова. По свидетельствам историков, Лаодикия была одним из крупнейших древнегреческих городов, расположенных на торговом пути через Малую Азию (к востоку от Ефеса) и славилась своими плодородными землями и богатством[13]. О ней упоминает в своих посланиях святой апостол Павел (Кол. 2:1, 4:13). В 363-364 гг. здесь проходил Поместный Собор. В результате непрекращающихся войн между турками и Византией, а также землетрясений, в настоящее время от некогда великолепного города осталась лишь небольшая деревушка, под названием Эски-Гиссар (в пер. с турец. «старая крепость»)[14]. Жители Лаодикии были довольно состоятельными для своего времени людьми, благодаря производству шерсти, торговле и чеканке монет[15]. Интересно то, что в городе отсутствовал природный источник воды, она доставлялась из расположенных вдалеке горячих ключей и становилась по пути теплой[16]. Таким образом, выражение «ни холоден, ни горяч» приобретало для лаодикийцев особо понятный им смысл.
В житейских делах можно и даже нужно выбирать некий срединный путь, в духовных же вещах необходимо «гореть».
Одним из первых, дошедших до нас обширных трудов по данной теме, принято считать «Толкование на Апокалипсис» св. Андрея Кесарийского, датируемое V в. по Р.Х. Св. Андрей, комментируя отрывок Откровения Иоанна Богослова (3:15-16), предупреждает о невозможности компромисса в вопросах веры. Он говорит о том, что в житейских делах можно и даже нужно выбирать некий срединный путь, в духовных же вещах необходимо «гореть». По мнению толкователя, теплая не в меру пища, вызывает рвоту, также, как и тепло верующие отвергаются Богом[22].
Из латинских раннехристианских авторов следует отметить труд сщмч. Викторина Петавского (IV век по Р.Х.), по некоторым данным автора первого сохранившегося полного толкования на Книгу Откровения[27]. Для св. Викторина семь Церквей, к которым обращается Господь в Апокалипсисе — это своего рода семь групп или разрядов христиан. Лаодикийцы относятся к последней, седьмой группе. По словам толкователя, это люди состоятельные, верующие, обладающие высоким положением в обществе. Они отличаются самоуверенностью и образованностью, однако пусты в делах веры. Таковых христиан нельзя назвать ни верующими, ни не верующими. Здесь св. Викторин, как и некоторые другие экзегеты, использует образ теплой пищи, вызывающей рвоту, сравнивая ее с теплохладными христианами. Толкователь также замечает, что если бы такие люди покаялись, то смогли бы принести много пользы не только себе, но и окружающим, из-за своих обширных знаний Священного Писания, однако они их никак не применяют[28].
Пресвитер Сальвиан Марсельский ― писатель и проповедник V века в комментарии к исследуемому отрывку замечает, что через теплохладных христиан поносится Бог, потому что они говорят о добром, но творят зло. Своими нравами такие христиане хуже неверующих, так как кичатся законом, но не исполняют его[29].
В русской библеистике среди специальных трудов, посвященных Книге Откровения, замечательно обширное исследование профессора А. А. Жданова под названием «Откровение Господа о семи азийских церквах», изданное в 1891 г. Оно содержит анализ первых трех глав Апокалипсиса. Профессор замечает, что многие толкователи допускают ошибку, считая «холодность (ψυχρός), тепловатость (χλιαρός)и горячность (ζεστός) различными степенями одного и того же положительного нравственного качества»[30]. По мнению автора, «ζεστός (горячность), в данном контексте указывает на горячую любовь ко Христу, самоотверженность, преданность Ему, полную надежду на Него и все другие подобные качества; ψυχρός (холодность) ― как противоположность обозначает любовь к миру, привязанность к земным благам; χλιαρός (тепловатость), в свою очередь, это соединение двух противоположностей тепла и холода, а, следовательно, в нравственном отношении, есть состояние, соединяющее в себе любовь к Богу и к миру[31]. Из этого следует, что лаодикийцы имели в сердце печальное двоедушие, пытаясь примирить в себе служение Богу и служение мамоне.
В книге известного библеиста М. В. Барсова «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса» приводится комментарий епископа Виссариона (Нечаева) с подробной характеристикой слов «ни холоден, ни горяч». Что касается слова «тепл», то здесь имеется ввиду, что лаодикийцев невозможно было отнести ни к язычникам, ни к истинным христианам. Автор сокрушается о том, что духовное состояние лаодикийцев очень похоже на состояние нынешних христиан. Владыка Виссарион пишет, что недостаточно только лишь не совершать уголовных преступлений, чтобы быть христианином. Христос пришел, чтобы исцелить нашу испорченную грехом природу, а не для того, чтобы мы были просто «хорошими» людьми с точки зрения гражданских законов[32].
Лаодикийцы имели в сердце печальное двоедушие, пытаясь примирить в себе служение Богу и служение мамоне.
Шотландский библеист Уильям Баркли в книге «Комментарии к Новому Завету» утверждает, что земное богатство лаодикийцев делало их совершенно нищими в духовном отношении. По мнению библеиста, слова Спасителя о, если бы ты был холоден (Откр. 3:15) означают, что лучше вообще не становится христианином, чем скатиться до уровня теплохладного христианина[34].
Профессор Н. Е. Пестов в своей книге «Свет Откровения. Размышления над Апокалипсисом», комментируя исследуемый отрывок, разъясняет, почему для Господа предпочтительнее холодность, чем теплохладность. По мнению автора, те люди, которые не зная Бога, ведут обширную деятельность, не щадя своих сил, трудятся, а иногда и отдают свои жизни ради достижения высоких идеалов, но при этом не знают Христа, более «милы» Богу, чем те, которым открыта истина Христова, но они не делают ничего, чтобы взращивать в своей душе добродетель. Профессор приводит в пример святого апостола Павла, который был таковым до своего обращения, а также революционеров Л. А. Тихомирова и К. Ф. Рылеева.
Подводя некий итог вышесказанному, можно дать следующую характеристику понятию «теплохладность». Понятие возникло благодаря отрывку из Священного Писания, в частности, из Книги Откровения апостола Иоанна Богослова. Оно означает негативное, греховное духовное состояние христианина, проявляющееся в равнодушном, расслабленном, недостаточно твердом отношении к вере в Бога. Как и любой грех, теплохладность нуждается в духовном исцелении, и христианину необходимо остерегаться впадения в эту болезнь.
диакон Алексей Лысенко
Ключевые слова: теплохладность, церковный термин, грех, Священное Писание, духовное состояние, Апокалипсис, христианин, вопросы веры
[1]Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. ― Нижний Новгород: Издание Братства во имя святого князя Александра Невского, 1995. ― С.296.
[2]Лингвистические примечания к тексту Апокалипсиса [Электронный ресурс] // URL: http://farisaios.livejournal.com/ (дата обращения: 20.03.2018).
[3]Феофан Затворник, свт. Начертание христианского вероучения. ― М.: Директ-Медиа, 2014. ― С. 137.
[4]Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. ― СПб., 1899. ― С. 1304.
[5]Лингвистические примечания к тексту Апокалипсиса [Электронный ресурс] // URL: http://farisaios.livejournal.com/ (дата обращения: 20.03.2018).
[6]Strong’sGreek: 5513. Chliaros[Электронный ресурс] // URL: http://biblehub.com/greek/5513.htm (дата обращения: 13.11.2017).
[7]Большой латино-русский словарь [Электронный ресурс] // URL: http://linguaeterna.com/vocabula/ (дата обраения 13.11.2017).
[8]Словарь иностранных слов русского языка [Электронный ресурс] // URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/35611/ТЕПИДАРИЙ (дата обращения: 12.10.2017).
[9]Самоучитель иврита, букварь и грамматика [Электронный ресурс] // URL: http://ulpanet.netzah.org/ri-slovar/ (дата обращения: 13.11.2017).
[10]Большой арабо-русский словарь с транскрипциями [Электронный ресурс] // URL: http://bars.org.ru (дата обращения: 13.11.2017).
[12]Семенов А. В. Этимологический словарь русского языка. ― М.: Юнвес, 2003. ― С. 265.
[13]Жданов А. Откровение Господа о семи азийских церквах. ― М.,1891. ― С. 280.
[14]Глубоковский Н. Н. Библейский словарь. ― Сергиев Посад: Издательство Троице-Сергиевой Лавры, 2007. ― С. 429.
[15]Жданов А. Откровение Господа о семи азийских церквах. ― М.,1891. ― С. 280.
[16]Крейг С. Кинер. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 2. Новый Завет. ― М.: Мирт, 2005. ― С. 145.
[17]Георгий Урбанович, прот. Семь Церквей Апокалипсиса. Церковно-археологический очерк. ― Смоленск: Смоленская Православная духовная семинария, 2011. ― С. 214.
[21] Иоанн Богослов. Откровение. Православная энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravenc.ru/text/471605.html#part_15 (дата обращения: 13.01.2018).
[22]Откровение апостола Иоанна Богослова. Толкование. [Электронный ресурс] // URL: https://ekzeget.ru/tolk.php?kn=otkr&gl=3&st=15&id_tolk=203 (дата обращения: 19.02.2018).
[27]Откровение апостола Иоанна Богослова. Толкование [Электронный ресурс] // URL: https://ekzeget.ru/tolk.php?kn=otkr&gl=3&st=15&id_tolk=203 (дата обращения: 19.02.2018).
[30]Жданов А. Откровение Господа о семи Азийских Церквах (Опыт изъяснения первых трех глав Апокалипсиса). ― М.: Типография А.И. Снегиревой, 1891. ― С. 285.
[33] Лопухин А. П. Толковая Библия, или комментарии на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. ― М., 1909. ― С.615.