Теплохладность в православии что это

Что такое теплохладность?

Теплохладность в православии что это. Теплохладность в православии что это фото. картинка Теплохладность в православии что это. смотреть фото Теплохладность в православии что это. смотреть картинку Теплохладность в православии что это.

Основанием для изобретения такого термина являются слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Им в Апокалипсисе святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15, 16).

Почему же Спаситель так строг с теплохладными? В церковнославянском языке еще более жесткий эпитет предусмотрен им в наказание: не просто извергну, но даже изблюю из уст Моих, т. е. с отвращением отвергну далеко от Себя. Отлучу от Себя. Воистину страшное наказание.

Дело в том, что теплохладность – это попытка совместить Бога и сатану, Христа и Велиара. Попытка соединить небо и ад ради собственного комфорта-болотца, ради того, чтобы и далее жить в тине-жиже своих страстей, но только с успокоенной, словно бы приспанной совестью.

Разберем вкратце грехопадение первых людей. Человек отвратился от Бога и влюбился в материальное. Его главной задачей, поставленной перед ним Всевышним, было обожение, т. е. приближение к Богу – вечное движение в горняя. Вместо этого человек отвратился от Господа и ринулся вниз, чтобы влюбиться в материальный мир, который явился для него источником горделиво-плотяного наслаждения, средством удовлетворения греха.

Анатомией греха является пример ветхозаветных Содома и Гоморры. Очень богатые города, стоящие на месторождении нефти, которая ценилась и в древности. Из нее делали строительный материал битум. Из-за своего комфорта, богатства, уютного и теплого мирка содомиты и гоморриты забыли Бога. Он перестал им быть нужен. И в них начал развиваться грех. Вначале они стали жестосердечные, эгоистичные, перестали давать милостыню, начали жить только для себя. Глубиной их падения явилась содомия. И после этого – уничтожение городов Богом.

На примере Содома и Гоморры видно, что теплохладность является питательной средой, в которой рождается грех, тем первичным бульоном (как говорят биологи-эволюционисты), где зарождается жизнь греха.

Именно поэтому Спаситель в Откровении, развивая тему теплохладности, упреждает больного ею от слепоты: «Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3:18, 19).

О том, какой удел теплохладности, ярко повествует житие преподобного Макария Египетского устами мертвеца: «Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и, увидев лежавший на земле череп, спросил его: «Кто ты такой?» Череп отвечал: «Я был главным языческим жрецом. Когда ты, авва, молишься о находящихся в аде, мы получаем некоторое облегчение». Преподобный спросил: «Каковы эти мучения?» «Мы находимся в великом огне, – отвечал череп, – и не видим друг друга. Когда же ты молишься, мы начинаем немного видеть друг друга, и это служит нам некоторым утешением». Услышав такие слова, преподобный прослезился и спросил: «Есть ли мучения еще более жестокие?» Череп ответил: «Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки».

Из священнического опыта скажу, что труднее всего общаться с подобными людьми. Лучше общаться с очевидными грешниками. Часто человек, больной тяжким грехом, ищет исцеления, имеет нужду в Боге. Но теплохладный говорит тебе на похороне: «Батюшка, отслужи побыстрее, а то у нас столовая заказана». Или на крестинах торопит тебя. Ему не важно Таинство, ему важно вписаться в традицию, чтоб как у всех, а далее заниматься своими плотяными делами. И ты, священник, всматриваешься в эту страшную зияющую пустоту завуалированного безбожия и не можешь достучаться к человеческой душе, потому что Бог ей не нужен.

Но вчитаемся в слова Спасителя-Христа, братья и сестры! Помажем глазной мазью Евангелия свои глаза, купим у Бога золото Таинств, очищенное огнем Святого Духа, оденемся в белые одежды богоугодного праведного добродетельного целомудренного жития, пока не стало слишком поздно, пока чудовища, выращенные нами же в собственном болотце, не обратились и не пожрали нас.

Источник

Теплохладность

Теплохла́дность – 1) духов­ное рав­но­ду­шие, пас­сив­ность в рели­ги­озно-нрав­ствен­ном отно­ше­нии; 2) рав­но­душ­ное отно­ше­ние к испол­не­нию Запо­ве­дей Божиих при внеш­ней цер­ков­но­сти; духов­ная рас­слаб­лен­ность.

Про­ти­во­по­лож­но­стью теп­лохлад­но­сти явля­ется рев­ность.

Почему теп­лохлад­ное состо­я­ние опас­нее про­хлад­ного?

Несмотря на то, что поня­тие «теп­лохлад­ность», при поверх­ност­ном вос­при­я­тии, кажется более близ­ким к поня­тию «пла­мен­ность» («горе­ние духом»), чем поня­тие «холод­ность», в дей­стви­тель­но­сти «теп­лохлад­ность» под­ле­жит боль­шему осуж­де­нию ( Откр.3:15-16 ).

Холод­ность в отно­ше­нии Бога бывает вызвана общим состо­я­нием гре­хов­но­сти, неве­рием, или недо­ста­точ­но­стью знаний о Боге как о Благом Творце, Все­дер­жи­теле и Спа­си­теле мира (см.: Знание).

Теп­лохлад­ность же под­ра­зу­ме­вает нали­чие веры, нали­чие знаний о Боге и Его нрав­ствен­ных тре­бо­ва­ниях, и при этом их игно­ри­ро­ва­ние, по рав­но­ду­шию и духов­ной рас­слаб­лен­но­сти.

Как пра­вило, холод­ное отно­ше­ние чело­века к Богу по при­чине неве­рия меня­ется к луч­шему по мере при­об­ще­ния к вере, под­ра­зу­ме­ва­ю­щего про­све­ще­ние, уча­стие в бого­слу­же­ниях, Таин­ствах, в делах Церкви вообще. Рав­но­ду­шие же чело­века, уже при­об­щён­ного к жизни Церкви, однако холод­ного в отно­ше­нии веры, имеет другую основу.

В первом вари­анте холод­ность обу­слов­лена незна­нием, неуме­нием, отсут­ствием духов­ного опыта, незна­ком­ством с радо­стью бого­об­ще­ния. В этой ситу­а­ции рав­но­ду­шие к рели­ги­оз­ной жизни явля­ется логи­че­ским след­ствием неве­рия. Это след­ствие устра­ня­ется через веру.

Во втором вари­анте рав­но­ду­шие высту­пает не столько след­ствием, сколько само­при­чи­ной, и явля­ется основ­ным внут­рен­ним фак­то­ром невни­ма­ния к духов­ной жизни. Соб­ственно, такое состо­я­ние души и назы­ва­ется теп­лохлад­но­стью.

Раз­ница между холод­но­стью и теп­лохлад­но­стью будет более оче­вид­ной, если при­бег­нуть к пояс­ни­тель­ной ана­ло­гии.

В первом случае чело­век подо­бен боль­ному, кото­рый не лечится не потому, что в прин­ципе не желает лечиться, а потому, что не знает о своей болезни.

Во втором случае чело­век бывает подо­бен боль­ному, кото­рый хотя и знает, что тяжело болен, однако же рав­но­ду­шен и к лекарю, и к лекар­ству. Настро­ить такого чело­века на лече­ние бывает куда более затруд­ни­тельно, чем того, кто не лечится по неве­де­нию.

Уже только поэтому теп­лохлад­ность заслу­жи­вает пори­ца­ния. Если же чело­век с таким внут­рен­ним настроем мас­ки­ру­ется внеш­ним бла­го­че­стием (демон­стра­тив­ным моле­нием, показ­ными покло­нами, теат­раль­ным сми­ре­нием и т. д.), тогда это гре­хов­ное состо­я­ние усу­губ­ля­ется лице­ме­рием.

Вот почему Сам Гос­подь предо­сте­ре­гает от теп­лохлад­но­сти в столь резких, обли­чи­тель­ных, угро­жа­ю­щих тонах: «знаю твои дела; ты ни холо­ден, ни горяч; о, если бы ты был холо­ден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холо­ден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:15-16 )

Теп­лохлад­ность – это «сто­я­ние между добром и злом, между жизнью без­бож­ного мира и жизнью в истин­ной вере, между свя­то­стью и грехом, между Хри­стом и сата­ною».
Феофан Затвор­ник, свт.

«Кто не торо­пится сде­лать добро, тот его не сде­лает. Добро тре­бует горяч­но­сти, теп­лохлад­ные не сотво­рят добра». Иоанн Шахов­ской, архиеп.

«Теп­лохлад­ность в духов­ной жизни невоз­можна».
Андрей Лоргус, свя­щен­ник

Мы живем в период Лаоди­кий­ской церкви, о кото­рой Бог гово­рит так: «знаю твои дела; ты ни холо­ден, ни горяч; о, если бы ты был холо­ден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холо­ден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:15-16 ). Сла­вян­ский текст еще силь­ней выра­жает отвра­ще­ние Гос­пода к их духов­ному состо­я­нию: там ска­зано не: «извергну», а: «изблюю тебя». Кажется, только в одном еще месте Писа­ния («бысте ми в сытость», Ис.1 ) столь откро­вен­ным антро­по­мор­физ­мом обли­чает Бог нрав­ствен­ную порчу веру­ю­щих. Поэтому каж­дому из нас нужно пом­нить сле­ду­ю­щую фразу Апо­ка­лип­сиса: «Ибо ты гово­ришь: «я богат, раз­бо­га­тел и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несча­стен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» ( Откр.3:17 ).

«…Люди посто­янно тщатся соче­тать небо и ад. Они счи­тают, что на самом деле нет неиз­беж­ного выбора и, если хватит ума, тер­пе­ния, а глав­ное – вре­мени, можно как-то сов­ме­стить и то, и это, при­ла­дить их друг к другу».
Клайв Льюис

Вспо­ми­на­ется слово Апо­ка­лип­сиса: Ты ни холо­ден, ни горяч; о, если бы ты был холо­ден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холо­ден, то извергну тебя из уст Моих ( Откр.3:15-16 ). Теп­лохлад­ность, неопре­де­лен­ность – явле­ние печаль­ное. Сын Божий, Иисус Хри­стос… не был «да» и «нет», но в Нем было «да» ( 2Кор.1:19 ). Огонь, – огонь пла­мен­ной веры и ярких опре­де­лен­ных убеж­де­ний, пришел Я низ­ве­сти на землю, и как желал бы, чтобы он уже воз­го­релся! ( Лк.12:49 ).
свя­щен­но­му­че­ник Ила­рион (Тро­иц­кий)

Теп­лохлад­ность в вере – малая рев­ность (или полное отсут­ствие ее) к бого­об­ще­нию и духов­ной жизни во всех ее про­яв­ле­ниях. О таких людях в Откро­ве­нии свя­того апо­стола Иоанна Бого­слова ска­зано: «… знаю твои дела; ты ни холо­ден, ни горяч; о, если бы ты был холо­ден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холо­ден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:15-16 ). И дей­стви­тельно, чело­век, рав­но­душ­ный к вере или даже атеист, под вли­я­нием жиз­нен­ных обсто­я­тельств и бла­го­дати Божией, может пока­яться и ради­кально изме­ниться. Теп­лохлад­ный же будет духовно тлеть всю свою жизнь и вряд ли когда при­ло­жится к Богу всем серд­цем.
Если у чело­века нет любви к молитве, к храму, к уча­стию в цер­ков­ных таин­ствах, то это явный при­знак отсут­ствия рев­но­сти к бого­об­ще­нию. При­ме­ни­тельно к молитве это про­яв­ля­ется в том, что она бывает только по при­нуж­де­нию, нере­гу­ляр­ная, невни­ма­тель­ная, рас­слаб­лен­ная, с небреж­ным поло­же­нием тела, огра­ни­чен­ная лишь заучен­ными наизусть или меха­ни­че­ски вычи­тан­ными молит­во­сло­ви­ями. Также, отсут­ствуют посто­ян­ная память о Боге, бла­го­го­ве­ние и любовь перед Ним, как посто­ян­ный фон всей жизни.
По отно­ше­нию к хра­мо­вому бого­слу­же­нию, этот грех про­яв­ля­ется в редком, нере­гу­ляр­ном уча­стии в обще­ствен­ном бого­слу­же­нии, в рас­се­ян­но­сти или раз­го­во­рах во время службы, хож­де­нии по храму, отвле­че­нии других от молитвы своими прось­бами или заме­ча­ни­ями. А также, в опоз­да­нии к началу бого­слу­же­ния, в уходе прежде отпу­ста и бла­го­сло­ве­ния.
В отно­ше­нии к таин­ству Пока­я­ния грех теп­лохлад­но­сти, про­яв­ля­ется в редких испо­ве­дях, про­хо­дя­щих без долж­ной под­го­товки, в пред­по­чте­нии общей испо­веди личной, в отсут­ствии жела­ния познать свою глу­бо­чай­шую гре­хов­ность, в несо­кру­шен­ном и несми­рен­ном душев­ном рас­по­ло­же­нии.
свя­щен­ник Алек­сий

Придёт время, когда не гоне­ния, а деньги и пре­ле­сти сего отвра­тят людей от Бога, и погиб­нет тогда больше душ, чем во вре­мена откры­того бого­бор­че­ства. С одной сто­роны, будут воз­дви­гать кресты и золо­тить купола, а с другой – наста­нет цар­ство лжи и зла.
прп. Сера­фим Выриц­кий

Теп­лохлад­ность – это особый вид духов­ного отступ­ни­че­ства, когда чело­век, внешне соблю­дая поста­нов­ле­ния и обряды Церкви, одно­вре­менно оста­ется чуждым Богу. Такой чело­век держит посты, творит мило­стыню, посе­щает храм и в то же время пре­да­ется сти­хиям этого мира и не забо­тится об очи­ще­нии ума своего от гор­дыни, а сердца от стра­стей. Теп­лохлад­ность – это хри­сти­ан­ство без Живого Христа, это жела­ние отку­питься от Бога внеш­ними делами, напри­мер испол­не­нием опре­де­лен­ных правил и риту­а­лов, пожерт­во­ва­ни­ями в пользу бедных и даже хра­мо­стро­и­тель­ством; это попытка при­ми­рить в сердце своем Христа с миром, нена­ви­дя­щим Его; это уния между рели­гией Христа и уче­нием князя пре­ис­под­ней; это попытка создать ком­форт­ное хри­сти­ан­ство и сде­лать саму веру гаран­том зем­ного бла­го­по­лу­чия…

Теп­лохлад­ность – это посто­ян­ные ком­про­миссы, посто­ян­ные согла­ша­тель­ства, это пер­ма­нент­ное пре­да­тель­ство Христа в своем сердце…

Холод­ность – это духов­ное неве­же­ство, отчуж­ден­ность от Бога, незна­ние Бога и даже вражда против Него, но она легче пере­хо­дит в веру, чем теп­лохлад­ность. На Кресте пока­ялся раз­бой­ник, а не фари­сей. Тот, кто холо­ден, может почув­ство­вать и понять тяжесть своего состо­я­ния и потя­нуться к Богу, как замер­за­ю­щий в зимнюю стужу – к огню. А теп­лохлад­ный ничего не ищет, он дово­лен собой; он счи­тает себя «созна­тель­ным» хри­сти­а­ни­ном без фана­тизма. Во время молитвы он, подобно фари­сею, вспо­ми­нает свои заслуги и пере­чис­ляет их в уме пред Богом…

Теп­лохлад­ные обычно отли­ча­ются рав­но­ду­шием и без­раз­ли­чием к учению Церкви и вопро­сам веры. У теп­лохлад­ного чело­века при­туп­лена духов­ная инту­и­ция, он внут­ренне не может отли­чить ложь от правды, как опре­де­ляют пищу на вкус. Дог­ма­ти­че­ская чистота его не инте­ре­сует, ереси его не вол­нуют, его сердце не устрем­лено к буду­щей жизни, и он мало думает о ней. Для него рели­гия – это земное бла­го­по­лу­чие, эле­мен­тами кото­рого явля­ются нрав­ствен­ность и эсте­тизм. Такой чело­век, даже будучи сам без­нрав­ствен­ным, внешне под­дер­жи­вает нрав­ствен­ность, считая, что без нее не могут суще­ство­вать ни Цер­ковь, ни семья, ни госу­дар­ство. Совесть его мало тре­во­жит; люди таких, как он, редко пори­цают; он может зани­маться бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­стью, стро­ить и укра­шать храмы и в то же время самое глав­ное – свое сердце – скры­вать от Бога, подобно тому как раб в притче зарыл полу­чен­ный талант в землю ( Мф.25:18 )…

Теп­лохлад­ность стала свой­ством многих хри­стиан. Они умерщ­вляют свое сердце стра­стями, с кото­рыми не желают бороться, оправ­ды­ва­ясь тем, что это их личное дело, не при­чи­ня­ю­щее никому вреда. Их душа про­пи­тана, как губка влагой, зло­во­нием гнус­ных обра­зов и картин греха, с кото­рыми они не могут рас­статься, как пой­ман­ная рыба с крюч­ком. Они раз­вра­щены душой, но не пони­мают этого; более того, они счи­тают, что такая жизнь «соот­вет­ствует эта­лону совре­мен­ного чело­века», и хотят быть или казаться «на уровне» совре­мен­ной циви­ли­за­ции и куль­туры, а что это за «куль­тура» и куда она ведет – это их мало инте­ре­сует. Они участ­вуют в цер­ков­ных таин­ствах скорее по тра­ди­ции, испо­ве­ду­ются, не имея реши­мо­сти пере­ме­нить свою жизнь, при­ча­ща­ются, не заду­мы­ва­ясь о том, что при­ни­мают огонь, кото­рый ожи­во­тво­ряет каю­щихся и опа­ляет гордых и само­до­воль­ных. Хри­сти­ан­ство ста­но­вится для них рели­гией не духа, а плоти…

Источник

Православная Жизнь

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Основанием для изобретения такого термина являются слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Им в Апокалипсисе святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15, 16).

Почему же Спаситель так строг с теплохладными? В церковнославянском языке еще более жесткий эпитет предусмотрен им в наказание: не просто извергну, но даже изблюю из уст Моих, т. е. с отвращением отвергну далеко от Себя. Отлучу от Себя. Воистину страшное наказание.

Дело в том, что теплохладность – это попытка совместить Бога и сатану, Христа и Велиара. Попытка соединить небо и ад ради собственного комфорта-болотца, ради того, чтобы и далее жить в тине-жиже своих страстей, но только с успокоенной, словно бы приспанной совестью.

Разберем вкратце грехопадение первых людей. Человек отвратился от Бога и влюбился в материальное. Его главной задачей, поставленной перед ним Всевышним, было обожение, т. е. приближение к Богу – вечное движение в горняя. Вместо этого человек отвратился от Господа и ринулся вниз, чтобы влюбиться в материальный мир, который явился для него источником горделиво-плотяного наслаждения, средством удовлетворения греха.

Анатомией греха является пример ветхозаветных Содома и Гоморры. Очень богатые города, стоящие на месторождении нефти, которая ценилась и в древности. Из нее делали строительный материал битум. Из-за своего комфорта, богатства, уютного и теплого мирка содомиты и гоморриты забыли Бога. Он перестал им быть нужен. И в них начал развиваться грех. Вначале они стали жестосердечные, эгоистичные, перестали давать милостыню, начали жить только для себя. Глубиной их падения явилась содомия. И после этого – уничтожение городов Богом.

На примере Содома и Гоморры видно, что теплохладность является питательной средой, в которой рождается грех, тем первичным бульоном (как говорят биологи-эволюционисты), где зарождается жизнь греха.

Именно поэтому Спаситель в Откровении, развивая тему теплохладности, упреждает больного ею от слепоты: «Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3:18, 19).

О том, какой удел теплохладности, ярко повествует житие преподобного Макария Египетского устами мертвеца: «Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и, увидев лежавший на земле череп, спросил его: «Кто ты такой?» Череп отвечал: «Я был главным языческим жрецом. Когда ты, авва, молишься о находящихся в аде, мы получаем некоторое облегчение». Преподобный спросил: «Каковы эти мучения?» «Мы находимся в великом огне, – отвечал череп, – и не видим друг друга. Когда же ты молишься, мы начинаем немного видеть друг друга, и это служит нам некоторым утешением». Услышав такие слова, преподобный прослезился и спросил: «Есть ли мучения еще более жестокие?» Череп ответил: «Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки».

Из священнического опыта скажу, что труднее всего общаться с подобными людьми. Лучше общаться с очевидными грешниками. Часто человек, больной тяжким грехом, ищет исцеления, имеет нужду в Боге. Но теплохладный говорит тебе на похороне: «Батюшка, отслужи побыстрее, а то у нас столовая заказана». Или на крестинах торопит тебя. Ему не важно Таинство, ему важно вписаться в традицию, чтоб как у всех, а далее заниматься своими плотяными делами. И ты, священник, всматриваешься в эту страшную зияющую пустоту завуалированного безбожия и не можешь достучаться к человеческой душе, потому что Бог ей не нужен.

Но вчитаемся в слова Спасителя-Христа, братья и сестры! Помажем глазной мазью Евангелия свои глаза, купим у Бога золото Таинств, очищенное огнем Святого Духа, оденемся в белые одежды богоугодного праведного добродетельного целомудренного жития, пока не стало слишком поздно, пока чудовища, выращенные нами же в собственном болотце, не обратились и не пожрали нас.

Источник

Теплохладность: история понятия и богословское обоснование

Образование

Теплохладность: история понятия и богословское обоснование

Святые отцы согласны в том, что теплохладность ― одно из самых распространенных духовных заболеваний среди христиан. Особенно это актуально для современного общества, в котором пропагандируется бездумная, веселая жизнь. В таких условиях искренняя, горячая вера считается чем-то выходящим за рамки так называемых общепринятых норм. Поэтому тем, кто желает наследовать Царствие Божие, следует избегать такого состояния, а также знать, откуда оно берет свое начало.

Теплохладность в православии что это. Теплохладность в православии что это фото. картинка Теплохладность в православии что это. смотреть фото Теплохладность в православии что это. смотреть картинку Теплохладность в православии что это.Содержание:

Происхождение термина

История возникновения понятия теплохладность восходит к отрывку из Книги Откровения апостола Иоанна Богослова. В нем повествуется о том, как Господь, обращаясь к Ангелу Лаодикийской Церкви, осуждает духовное устроение лаодикийских христиан, которое проявлялось, в первую очередь, в отсутствии горячей веры: И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3:14-16). Следует сказать, что русское слово тепл в данном контексте не отображает полную картину богословской мысли, поэтому следует обратиться к другим переводам Священного Писания.

Теплохладность в православии что это. Теплохладность в православии что это фото. картинка Теплохладность в православии что это. смотреть фото Теплохладность в православии что это. смотреть картинку Теплохладность в православии что это.

В русском языке слово «теплохладность» стало употребляться относительно недавно, предположительно в середине или в конце XIX в.

Теплохладность в православии что это. Теплохладность в православии что это фото. картинка Теплохладность в православии что это. смотреть фото Теплохладность в православии что это. смотреть картинку Теплохладность в православии что это.

В русском языке слово «теплохладность» стало употребляться относительно недавно, предположительно в середине или в конце XIX в. Оно образовано от соединения двух существительных: «тепло» (от лат. tepeo ― являюсь/пребываю теплым) и холод (от готского kalds ― холодный)[12]. Слово является церковным термином и встречается в основном в православной аскетической литературе. Однако в настоящее время его используют и в других жанрах.

Таким образом, во всех основных переводах Священного Писания используются практически идентичные по значению слова. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что лаодикиец, которого обличает Господь, был вялым, не воодушевленным христианином. Ему не доставало решительности в духовной жизни, она была ему практически безразлична. Само собой разумеется, что такое духовное состояние не могло не вызывать осуждения.

О теплохладности в Священном Писании

Чтобы понять богословский контекст термина «теплохладность», следует, в первую очередь, обратиться к экзегетическим, а также культурно-историческим комментариям к книге Откровения апостола Иоанна Богослова. По свидетельствам историков, Лаодикия была одним из крупнейших древнегреческих городов, расположенных на торговом пути через Малую Азию (к востоку от Ефеса) и славилась своими плодородными землями и богатством[13]. О ней упоминает в своих посланиях святой апостол Павел (Кол. 2:1, 4:13). В 363-364 гг. здесь проходил Поместный Собор. В результате непрекращающихся войн между турками и Византией, а также землетрясений, в настоящее время от некогда великолепного города осталась лишь небольшая деревушка, под названием Эски-Гиссар (в пер. с турец. «старая крепость»)[14]. Жители Лаодикии были довольно состоятельными для своего времени людьми, благодаря производству шерсти, торговле и чеканке монет[15]. Интересно то, что в городе отсутствовал природный источник воды, она доставлялась из расположенных вдалеке горячих ключей и становилась по пути теплой[16]. Таким образом, выражение «ни холоден, ни горяч» приобретало для лаодикийцев особо понятный им смысл.

Теплохладность в православии что это. Теплохладность в православии что это фото. картинка Теплохладность в православии что это. смотреть фото Теплохладность в православии что это. смотреть картинку Теплохладность в православии что это.

В житейских делах можно и даже нужно выбирать некий срединный путь, в духовных же вещах необходимо «гореть».

Теплохладность в православии что это. Теплохладность в православии что это фото. картинка Теплохладность в православии что это. смотреть фото Теплохладность в православии что это. смотреть картинку Теплохладность в православии что это.

Одним из первых, дошедших до нас обширных трудов по данной теме, принято считать «Толкование на Апокалипсис» св. Андрея Кесарийского, датируемое V в. по Р.Х. Св. Андрей, комментируя отрывок Откровения Иоанна Богослова (3:15-16), предупреждает о невозможности компромисса в вопросах веры. Он говорит о том, что в житейских делах можно и даже нужно выбирать некий срединный путь, в духовных же вещах необходимо «гореть». По мнению толкователя, теплая не в меру пища, вызывает рвоту, также, как и тепло верующие отвергаются Богом[22].

Из латинских раннехристианских авторов следует отметить труд сщмч. Викторина Петавского (IV век по Р.Х.), по некоторым данным автора первого сохранившегося полного толкования на Книгу Откровения[27]. Для св. Викторина семь Церквей, к которым обращается Господь в Апокалипсисе — это своего рода семь групп или разрядов христиан. Лаодикийцы относятся к последней, седьмой группе. По словам толкователя, это люди состоятельные, верующие, обладающие высоким положением в обществе. Они отличаются самоуверенностью и образованностью, однако пусты в делах веры. Таковых христиан нельзя назвать ни верующими, ни не верующими. Здесь св. Викторин, как и некоторые другие экзегеты, использует образ теплой пищи, вызывающей рвоту, сравнивая ее с теплохладными христианами. Толкователь также замечает, что если бы такие люди покаялись, то смогли бы принести много пользы не только себе, но и окружающим, из-за своих обширных знаний Священного Писания, однако они их никак не применяют[28].

Пресвитер Сальвиан Марсельский ― писатель и проповедник V века в комментарии к исследуемому отрывку замечает, что через теплохладных христиан поносится Бог, потому что они говорят о добром, но творят зло. Своими нравами такие христиане хуже неверующих, так как кичатся законом, но не исполняют его[29].

В русской библеистике среди специальных трудов, посвященных Книге Откровения, замечательно обширное исследование профессора А. А. Жданова под названием «Откровение Господа о семи азийских церквах», изданное в 1891 г. Оно содержит анализ первых трех глав Апокалипсиса. Профессор замечает, что многие толкователи допускают ошибку, считая «холодность (ψυχρός), тепловатость (χλιαρός)и горячность (ζεστός) различными степенями одного и того же положительного нравственного качества»[30]. По мнению автора, «ζεστός (горячность), в данном контексте указывает на горячую любовь ко Христу, самоотверженность, преданность Ему, полную надежду на Него и все другие подобные качества; ψυχρός (холодность) ― как противоположность обозначает любовь к миру, привязанность к земным благам; χλιαρός (тепловатость), в свою очередь, это соединение двух противоположностей тепла и холода, а, следовательно, в нравственном отношении, есть состояние, соединяющее в себе любовь к Богу и к миру[31]. Из этого следует, что лаодикийцы имели в сердце печальное двоедушие, пытаясь примирить в себе служение Богу и служение мамоне.

В книге известного библеиста М. В. Барсова «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса» приводится комментарий епископа Виссариона (Нечаева) с подробной характеристикой слов «ни холоден, ни горяч». Что касается слова «тепл», то здесь имеется ввиду, что лаодикийцев невозможно было отнести ни к язычникам, ни к истинным христианам. Автор сокрушается о том, что духовное состояние лаодикийцев очень похоже на состояние нынешних христиан. Владыка Виссарион пишет, что недостаточно только лишь не совершать уголовных преступлений, чтобы быть христианином. Христос пришел, чтобы исцелить нашу испорченную грехом природу, а не для того, чтобы мы были просто «хорошими» людьми с точки зрения гражданских законов[32].

Теплохладность в православии что это. Теплохладность в православии что это фото. картинка Теплохладность в православии что это. смотреть фото Теплохладность в православии что это. смотреть картинку Теплохладность в православии что это.

Лаодикийцы имели в сердце печальное двоедушие, пытаясь примирить в себе служение Богу и служение мамоне.

Теплохладность в православии что это. Теплохладность в православии что это фото. картинка Теплохладность в православии что это. смотреть фото Теплохладность в православии что это. смотреть картинку Теплохладность в православии что это.

Шотландский библеист Уильям Баркли в книге «Комментарии к Новому Завету» утверждает, что земное богатство лаодикийцев делало их совершенно нищими в духовном отношении. По мнению библеиста, слова Спасителя о, если бы ты был холоден (Откр. 3:15) означают, что лучше вообще не становится христианином, чем скатиться до уровня теплохладного христианина[34].

Профессор Н. Е. Пестов в своей книге «Свет Откровения. Размышления над Апокалипсисом», комментируя исследуемый отрывок, разъясняет, почему для Господа предпочтительнее холодность, чем теплохладность. По мнению автора, те люди, которые не зная Бога, ведут обширную деятельность, не щадя своих сил, трудятся, а иногда и отдают свои жизни ради достижения высоких идеалов, но при этом не знают Христа, более «милы» Богу, чем те, которым открыта истина Христова, но они не делают ничего, чтобы взращивать в своей душе добродетель. Профессор приводит в пример святого апостола Павла, который был таковым до своего обращения, а также революционеров Л. А. Тихомирова и К. Ф. Рылеева.

Подводя некий итог вышесказанному, можно дать следующую характеристику понятию «теплохладность». Понятие возникло благодаря отрывку из Священного Писания, в частности, из Книги Откровения апостола Иоанна Богослова. Оно означает негативное, греховное духовное состояние христианина, проявляющееся в равнодушном, расслабленном, недостаточно твердом отношении к вере в Бога. Как и любой грех, теплохладность нуждается в духовном исцелении, и христианину необходимо остерегаться впадения в эту болезнь.

диакон Алексей Лысенко

Ключевые слова: теплохладность, церковный термин, грех, Священное Писание, духовное состояние, Апокалипсис, христианин, вопросы веры

[1]Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. ― Нижний Новгород: Издание Братства во имя святого князя Александра Невского, 1995. ― С.296.

[2]Лингвистические примечания к тексту Апокалипсиса [Электронный ресурс] // URL: http://farisaios.livejournal.com/ (дата обращения: 20.03.2018).

[3]Феофан Затворник, свт. Начертание христианского вероучения. ― М.: Директ-Медиа, 2014. ― С. 137.

[4]Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. ― СПб., 1899. ― С. 1304.

[5]Лингвистические примечания к тексту Апокалипсиса [Электронный ресурс] // URL: http://farisaios.livejournal.com/ (дата обращения: 20.03.2018).

[6]Strong’sGreek: 5513. Chliaros[Электронный ресурс] // URL: http://biblehub.com/greek/5513.htm (дата обращения: 13.11.2017).

[7]Большой латино-русский словарь [Электронный ресурс] // URL: http://linguaeterna.com/vocabula/ (дата обраения 13.11.2017).

[8]Словарь иностранных слов русского языка [Электронный ресурс] // URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/35611/ТЕПИДАРИЙ (дата обращения: 12.10.2017).

[9]Самоучитель иврита, букварь и грамматика [Электронный ресурс] // URL: http://ulpanet.netzah.org/ri-slovar/ (дата обращения: 13.11.2017).

[10]Большой арабо-русский словарь с транскрипциями [Электронный ресурс] // URL: http://bars.org.ru (дата обращения: 13.11.2017).

[12]Семенов А. В. Этимологический словарь русского языка. ― М.: Юнвес, 2003. ― С. 265.

[13]Жданов А. Откровение Господа о семи азийских церквах. ― М.,1891. ― С. 280.

[14]Глубоковский Н. Н. Библейский словарь. ― Сергиев Посад: Издательство Троице-Сергиевой Лавры, 2007. ― С. 429.

[15]Жданов А. Откровение Господа о семи азийских церквах. ― М.,1891. ― С. 280.

[16]Крейг С. Кинер. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 2. Новый Завет. ― М.: Мирт, 2005. ― С. 145.

[17]Георгий Урбанович, прот. Семь Церквей Апокалипсиса. Церковно-археологический очерк. ― Смоленск: Смоленская Православная духовная семинария, 2011. ― С. 214.

[21] Иоанн Богослов. Откровение. Православная энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravenc.ru/text/471605.html#part_15 (дата обращения: 13.01.2018).

[22]Откровение апостола Иоанна Богослова. Толкование. [Электронный ресурс] // URL: https://ekzeget.ru/tolk.php?kn=otkr&gl=3&st=15&id_tolk=203 (дата обращения: 19.02.2018).

[27]Откровение апостола Иоанна Богослова. Толкование [Электронный ресурс] // URL: https://ekzeget.ru/tolk.php?kn=otkr&gl=3&st=15&id_tolk=203 (дата обращения: 19.02.2018).

[30]Жданов А. Откровение Господа о семи Азийских Церквах (Опыт изъяснения первых трех глав Апокалипсиса). ― М.: Типография А.И. Снегиревой, 1891. ― С. 285.

[33] Лопухин А. П. Толковая Библия, или комментарии на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. ― М., 1909. ― С.615.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *