Тепловая модернизация зданий в рб что это
Тепловая модернизация домов в вопросах и ответах: что ждет белорусов
Услуги по утеплению домов на 50% будут оплачивать сами жильцы, хотя раньше это делалось в счет капремонта. У людей появилось много вопросов, ответы на которые выяснил Sputnik.
В сентябре Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал указ №327 «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов». В нем прописано, кто, как и за чей счет должен утеплять жилье. Казалось бы, инициатива полезная и в перспективе позволит серьезно сэкономить на коммунальных платежах, однако не все оценили заботу государства о своем кармане.
Узнав, что теперь придется оплачивать 50% стоимости тепловой модернизации домов, белорусы возмутились: раньше такие работы делали за счет капремонта. Это вызвало много вопросов. Ответы на них выяснила корреспондент Sputnik Ирина Букас у начальника производственно-технического отдела Департамента по энергоэффективности Госстандарта Александра Даниленко.
О чем говорится в указе?
Александр Даниленко пояснил, что подписанный президентом 327-й указ устанавливает механизмы и схемы реализации энергоэффективных мероприятий в многоквартирных жилых домах, в том числе возможные источники финансирования.
Начальник производственно-технического отдела Департамента по энергоэффективности Госстандарта Александр Даниленко, © SPUTNIK / ИРИНА БУКАС
В список работ войдет утепление фасадов домов, а также замена окон и дверей в местах общего пользования. Также планируется проводить модернизацию и реконструкцию систем отопления домов с выносом радиаторов из стен, с установкой новых радиаторов, с устройством циркуляционных трубопроводов в системе горячего водоснабжения там, где их нет.
Почему теперь за утепление домов должны платить жильцы?
До 2015 года в Беларуси при проведении капремонта дома утепляли, и жильцам не приходилось за это дополнительно платить. Однако в последние пять лет ситуация изменилась в связи с дефицитом бюджетного финансирования. Теперь в капремонт входит только поддержание строительных конструкций дома в нормальном техническом состоянии.
При этом специалисты планируют по-прежнему совмещать проведение тепловой модернизации домов с капитальным ремонтом.
Зачем это нужно?
Департамент по энергоэффективности Госстандарта Беларуси, © SPUTNIK / ИРИНА БУКАС
Сколько и кому придется заплатить?
Специалист понимает, что на данном этапе население не очень заинтересовано в проведении тепловой модернизации, поскольку суммы в «жировках» пока не бьют по карманам. Но люди должны понимать, что после утепления домов они значительно уменьшатся.
Если жильцы решили проводить тепловую модернизацию дома, оплачивать ее придется всем, © SPUTNIK / ВИКТОР ТОЛОЧКО
Можно ли отказаться от утепления квартиры?
Отказ от заключения договора не освободит собственника от необходимости оплатить работы.
Что будет с квартирами, которые утеплили ранее?
Собственники жилья могут утеплить его не только в общем порядке, но и полностью за свой счет – тогда госфинансирования не будет. В этом случае они сами могут выбрать подрядчика, на них нормы указа не распространяются.
После проведения модернизации каждый сможет поддерживать в квартире ту температуру, которая наиболее комфортна, © SPUTNIK / ЕВГЕНИЙ БИЯТОВ
С чего начнут реализацию указа?
Сейчас Департаментом по энергоэффективности Госстандарта совместно с представительством Всемирного банка в Беларуси, Европейским инвестиционным банком, облисполкомами и другими заинтересованными выполнена подготовка к реализации инвестиционного проекта «Расширение устойчивого энергопользования». Одним из его компонентов будет и тепловая модернизация многоквартирных жилых домов. Планируется в ближайшие пять лет привлечь на эти цели 63,8 миллиона евро заемных средств названных международных финансовых организаций.
Указ № 327 «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов»: вопросы и ответы
Принятый в сентябре 2019 года Указ № 327 «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов» вызвал много вопросов. Какие причины побудили к разработке этого Указа и почему Беларуси понадобился новый Проект по расширению устойчивого энергопользования, финансируемый Всемирным банком, Европейским инвестиционным банком и Глобальным экологическим фондом, который будет реализован Департаментом по энергоэффективности при поддержке Министерства жилищно-коммунального хозяйства? Чтобы ответить на эти вопросы, сначала надо вернуться минимум на полвека назад.
Государственный «квартирный вопрос» XXI века: потери энергии и плата за тепло
Когда-то символ советского архитектурного минимализма – типовые панельные или кирпичные многоквартирные жилые дома с малогабаритными квартирами, прозванные в народе «хрущевками», – дал многим семьям шанс на хоть и небольшую, но собственную отдельную квартиру с удобствами. Уже в 70-х, во времена «панельного бума», жилые здания массово строили «по-новому», скорость ставилась во главу угла, энергоносители были относительно недорогими, показатели энергопотребления – второстепенными. Со временем выяснилось, что эти дома обладают высоким запасом прочности, который позволяет им оставаться востребованными на рынке жилья и сегодня. Людей привлекает также и то, что старые дома расположены в уютных зеленых районах с развитой инфраструктурой и, как правило, недалеко от центра города. Однако со временем эти дома изнашиваются, теряют привлекательный внешний вид, и встает вопрос – как такие дома можно модернизировать наилучшим образом, чтобы они смогли прослужить еще как минимум нескольким поколениям собственников. Кроме того, все более очевидным становится один из первостепенных недостатков старого жилфонда – повышенное потребление тепловой энергии по сравнению с новыми зданиями.
До 1996 года в стране было построено более 80% многоквартирных жилых зданий. Начиная с 1993 года стандарты тепловой защиты новых зданий постоянно повышались, и разница в энергопотреблении становится все более явной – здания, построенные до 1996 года, потребляют энергии в среднем примерно в два раза больше по сравнению с современными жилыми зданиями, стандарты теплоизоляции которых аналогичны действующим в странах ЕС. Большинство квартир в таких домах также не оснащено термостатическими регуляторами. Жильцы не могут самостоятельно регулировать температуру в комнатах, и это приводит к ненужному расходу тепловой энергии, особенно в относительно теплые месяцы отопительного сезона.
Все эти проблемы пока не так беспокоят владельцев квартир в зданиях старого жилого фонда, потому что большинство из этих домов подключено к системам централизованного теплоснабжения, и домохозяйства оплачивают около 20% от полной стоимости тарифа на отопление. Оставшиеся средства компенсируются за счет перекрестного субсидирования тарифов на электроэнергию для промышленных предприятий.
Необходимо постепенное доведение тарифов до уровня окупаемости затрат на их оказание. Тарифы на водоснабжение и канализацию, электроэнергию и другие жилищно-коммунальные услуги уже находятся на уровне, обеспечивающим полное либо практически полное возмещение затрат. В связи с тем, что плата за отопление составляет значительную часть от общего счета за жилищно-коммунальные услуги, Правительство планирует постепенное увеличение тарифов на теплоснабжение для населения, чтобы избежать быстрого роста затрат на отопление и связанного с этим негативного социального воздействия.
Для решения проблем жилфонда Правительство Беларуси внедряет различные программы, такие как «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2016-2020 годы, программы капитального ремонта жилых домов и др., общий бюджет которых в 2018 году составил около 220 млн. рублей (средства, отчисляемые гражданами, составили порядка 10%). За последние 15 лет удалось капитально отремонтировать приблизительно 7,5% от фонда зданий, построенных до 1996 года. До 2015 года в капремонт входили и некоторые меры по тепловой модернизации, однако из-за ограничений бюджетного финансирования эти меры пришлось исключить. Поэтому собственники жилых домов остались фактически без механизма, который бы позволял хотя бы частично провести тепловую модернизацию своих квартир.
Таким образом Указ № 327 «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов» стал «прорывным механизмом», который дает возможность жильцам провести тепловую модернизацию жилого дома, получив рассрочку оплаты до 10 лет и до 50% безвозмездной субсидии от государства. Согласно Указу, тепловую модернизацию дома можно будет провести, если решение об этом на добровольной основе примут собственники жилья на общем собрании. Решение станет обязательным для всех собственников, если «за» проголосуют собственники, обладающие более чем двумя третями голосов от их общего количества.
Под данный Указ в первую очередь будут подпадать дома, которые стоят в очереди на проведение капитального ремонта, чтобы повысить эффективность программы капитального ремонта за счет доведения зданий до состояния «практически новых», а также обеспечить синергетический эффект и экономию средств за счет одновременного проведения капитального ремонта и тепловой модернизации.
«А и Б» тепловой модернизации
Домохозяйствам страны предоставлена уникальная возможность использовать предложенный механизм со-финансирования тепловой модернизации. Для реализации такой масштабной идеи Всемирный банк и Европейский инвестиционный банк в сотрудничестве с Департаментом по энергоэффективности Госстандарта и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Беларуси подготовили новый совместный Проект – «Расширение устойчивого энергопользования», одним из компонентом которого станет тепловая модернизация многоквартирных жилых зданий в двух пилотных областях, Гродненской и Могилевской.
Основные мероприятия Проекта планируется реализовать в 2020-2025 гг. Финансирование осуществят Международный банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и Глобальный экологический фонд. Партнерами компонента Проекта по тепловой модернизации многоквартирных жилых зданий станут Гродненский и Могилевский городской и областной исполнительные комитеты, исполнительной организацией – РУП «Белинвестэнергосбережение». На меры по тепловой модернизации из общего бюджета Проекта планируется выделить около 60 млн долларов. Сейчас Проект находится на итоговом этапе согласования.
Ожидается, что собственникам жилья в рамках нового Проекта предложат на выбор два пакета энергоэффективных мер (эти меры не входят в капремонт).
Пакет «А»(частичная модернизация)
Пакет «Б»(комплексная модернизация)
Пакет «А+» дополнительно к перечисленному дает возможность установить распределители тепловой энергии на батареи с дистанционной передачей информации. Если регуляторы позволяют уменьшать температуру, то распределители позволят домохозяйствам платить за энергию исходя из ее фактического потребления квартирой.
Пакет «Б+» дополнительно к перечисленному позволяет установить распределители тепловой энергии на отопительные приборы с дистанционной передачей информации.
Жильцам будет необходимо компенсировать только часть работ по тепловой модернизации. Еще раз «за одно и то же» платить не придется – если домовладельцы сами установили стеклопакеты, то их стоимость будет вычтена из оплаты. Однако средства на капремонт будут отчисляться и дальше, чтобы дом был снова отремонтирован через 25-30 лет. Преимущество нового механизма также в том, что нет необходимости платить сразу большие суммы за выполненные работы по тепловой модернизации, в то же время люди могут достаточно быстро получить все выгоды проживания в обновленном доме. Дополнительный «плюс» – такое жилье дорожает на вторичном рынке жилья примерно на 20%.
В данный момент ведутся более детальные расчеты сумм ежемесячных платежей для среднего домохозяйства с учетом рассрочки оплаты, субсидии от государства и в зависимости от выбранного комплекса энергоэффективных мер. Уже сейчас можно сказать, что экономия по счетам за отопление после комплексной тепловой модернизации может достигать 40%, так как проведенные мероприятия по энергоэффективности значительно снизят потребление тепловой энергии.
При подготовке Проекта продуманы меры, которые защитят социально уязвимые семьи, семьи с низким доходом, семьи, которые ухаживают за пожилыми людьми и людьми с инвалидностью, а также все другие домохозяйства, которые в какой-то период времени попадут в непростую жизненную ситуацию. Одна из таких мер – возможность рассрочки платежа до 15 лет.
Также здесь поможет программа безналичных жилищных субсидий, которые будут предоставлены домохозяйствам, если на оплату «жировки» (без превышения нормативов потребления) с учетом выплат за проведенную тепловую модернизацию у них будет уходить более 20% дохода (для городских домохозяйств) или 15% дохода (для домохозяйств в сельской местности).
Реализация мероприятий по тепловой модернизации будет осуществляться в соответствии с правилами и процедурами Международного банка реконструкции и развития, выбор подрядчиков для выполнения работ на объектах будет осуществляться в рамках открытых международных/национальных конкурсных торгов. Планируется, что с помощью Проекта тепловая модернизация до 2025 года охватит примерно 250 многоквартирных жилых зданий в Гродненской и Могилевской областях.
Опыт соседей
Литва столкнулась с похожими проблемами в жилфонде – 66% жителей живут в многоквартирных домах, построенных до 1993 года, которые также имеют проблемы с теплоизоляцией. Если собственники квартир хотят модернизировать свой дом, они могут принять участие в специальной программе модернизации многоквартирных жилых зданий, которая действует с 2004 года.
Участники этой программы в Литве имеют право на 30% государственную субсидию, если в результате будет сэкономлено 40% от расчетного объема тепловой энергии и достигнут класс энергоэффективности здания не менее «C». Для строительных работ на первые 5 лет предоставляется кредит под фиксированные 3% годовых, который погашается в течение 20 лет. В модернизацию также включается и стоимость работ по капремонту, которую собственники жилья в Литве оплачивают полностью за свой счет.
Большой прорыв в тепловой модернизации многоквартирных жилых зданий в Литве произошел в 2013 году, когда к программе были привлечены органы местного управления. С 2013 года в Литве благодаря программе модернизации многоквартирных домов обновлены 2 300 жилых зданий, идет тепловая модернизация еще 400, а в ближайшее время ее планируется начать еще в 1 200 зданиях. Примечательно, что около десяти лет назад в Литве более 90% респондентов были настроены скептически по поводу тепловой модернизации своих домов, почти 40% из них утверждали, что лучше разрушить старый жилищный фонд. Сейчас большинство населения «за» тепловую модернизацию.
Что в планах?
В ближайший год основная работа будет сосредоточена на нескольких направлениях. В первую очередь, это подготовка для жильцов и специалистов специальных руководств, которые будут содержать описания возможных энергоэффективных мер, набор типовых соглашений, сметы расходов, варианты погашения субсидий, ответы на часто задаваемые вопросы. Предстоит работа по оценке как домов, которые в первую очередь нуждаются в энергоэффективных мерах, так и возможного эффекта для этих домов. Готовится пакет документов для энергоаудиторов, которые будут включать в себя перечень типовых мероприятий по энергоэффективности и оценочные затраты, детальное техническое описание мер по тепловой модернизации для типовых многоэтажных зданий, процесс подачи отбора и принятия заявок и т.п. Для этого используются лучшие международные практики, в первую очередь опыт тепловой модернизации в Литве.
Данный информационный бюллетень подготовлен в рамках консультационной работы ESMAP «Разработка и реализация программы коммуникационного взаимодействия и информационно-разъяснительной работы с собственниками жилья в рамках компонента по тепловой модернизации многоквартирных зданий предлагаемого Проекта Всемирного Банка по расширению устойчивого энергопользования».
Проведение тепловой модернизацию многоэтажных жилых зданий в Гродненской и Могилевской областях в 2020 – 2025 годах профинансируют Всемирный банк и Европейский инвестиционный банк.
Тепловая модернизация дома по новым правилам: цена вопроса
Первый в Ленинском районе многоквартирный дом, который планируют утеплить по новым правилам, расположен в Серебрянке — это д. № 73 на ул. Плеханова, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Предисловие
Минувшим летом специалисты ЖКХ района провели десятки собраний, на которых жителям рассказывали об изменениях в законодательстве, проводили предварительные опросы на предмет долевого участия в утеплении. Более 70 % собственников квартир в доме № 73 на ул. Плеханова согласились на тепловую модернизацию. В это время в здании проводился капремонт: заменили систему отопления, групповой прибор учета теплоэнергии, модернизировали теплоузел, утеплили чердачные помещения. В квартирах установили новые батареи с терморегуляторами. Оставалось одеть дом в шубу — и основные условия для комфортного проживания и экономии тепла были бы созданы.
В декабре вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь № 327 от 4 сентября 2019 года «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов». Также вышло постановление Совета Министров от 5 декабря 2019 года № 839, в котором упорядочены вопросы проведения работ и возмещения затрат. В свою очередь институт «Белжилпроект» произвел исследование и расчеты по утеплению фасада многоэтажки на ул. Плеханова. Так что более полусотни жителей, которые приняли участие в повторном обсуждении предстоящих преобразований, услышали конкретные предложения.
Откосы и балконы
Предусмотрено ли их утепление? На вопрос ответил директор института «Белжилпроект» Денис Жеймо:
— Оконные откосы — обязательно, это очень важный элемент при устройстве теплоизоляции. Даже если вы поставите многокамерный стеклопакет, это не защитит жилое помещение от потери тепла через неутепленные откосы.
А вот убедить собственников в необходимости утепления фрагментов стен внутри балконов (лоджий) оказалось непросто. Аргументы жителей таковы: большинство балконов застеклено, выполнена отделка и не хотелось бы устраивать стройку, разводить грязь в этих помещениях, а в последующем тратиться на новый косметический ремонт. Кроме того, 12-сантиметровый слой минваты урежет и так небольшое полезное пространство. Наконец, уменьшение объема работ за счет балконов позволит сэкономить на итоговой сумме к оплате.
По мнению Д. Жеймо, денежная экономия невелика, при этом требуемого энергосберегающего эффекта достичь не удастся. Проблема еще и в том, что торцевые стены многих балконов фасадные для смежных квартир. Если отказаться от утепления этих фрагментов, то получится, что часть жилых помещений оденут в термошубу с дырами.
К этому вопросу решили вернуться, когда (и если) жильцы документально подтвердят свое согласие на модернизацию.
Цена квадрата
Чтобы утеплить дом по действующим нормативам теплопередачи, следует применить в качестве утеплителя минеральную вату толщиной 12 см.
— То есть к фасаду крепится утеплитель, затем армирующая сетка, на нее наносится штукатурка, и заключительный этап — покраска. В стоимость включаются расходы на разработку проекта и проведение его экспертизы, авторский, технический надзор, госстройнадзор, материалы и собственно строительно-монтажные работы. Стоимость всего комплекса работ по вашему дому составила 709 904 рубля, или 87,5 рубля из расчета за 1 м² квартиры, — сообщил главный инженер ЖКХ Ленинского района Виктор Муравицкий.
Он уточнил: 50 % стоимости берет на себя государство. Таким образом, цена снижается до 43,75 рубля. Для 3-комнатной квартиры в 65 квадратов сумма составит 2 843,75 рубля. Учитывая рассрочку равными долями на 10 лет, ежемесячный платеж для владельца трешки очерчивается в размере 23,7 рубля. Применяя эту формулу, каждый собственник может рассчитать свою сумму возмещения затрат.
— Это предельная стоимость. Она не увеличится, но вполне может уменьшиться по результатам проведения торгов по выбору проектной организации и подрядчика на строительно-монтажные работы, — подчеркнул главный инженер.
— Дом будет потреблять до 20 % теплоэнергии меньше, чем сейчас, что отразится на суммах к оплате за услугу отопления, — пояснил заведующий сектором реализации проектов отдела капремонта Минского городского жилищного хозяйства Игорь Юркевич. — Хочу обратить внимание еще на один момент. При капремонте у вас уже установили на батареи терморегуляторы. С их помощью можно уменьшать объем подаваемой теплоэнергии. Но это не повлияет на стоимость услуги — платить придется согласно показаниям общедомового счетчика. Поэтому должен вам порекомендовать установить за свой счет приборы учета — распределители тепла на каждый радиатор и заключить со специализированной организацией договоры на их обслуживание. Вы тем самым снизите еще до 12 % плату за тепло и будете рассчитываться только за фактически потребленный объем. Эти приборы можно приобрести централизованно по оптовой цене — не более 25 рублей за один распределитель. Кроме того, согласно постановлению № 571 Совета Министров от 12 июня 2014 года собственникам, которые впервые и за свой счет установили приборы учета, полагается 10-процентная скидка на оплату тепла в течение последующих трех лет.
— Можем сначала посмотреть, что получится после утепления, а потом установить приборы? — поинтересовались жители.
— Конечно. Но желательно это сделать в составе проекта по утеплению, чтобы одновременно отрегулировать нагрузку на систему отопления, перевести ее на пониженные параметры.
Площадь имеет значение
Некоторые пришедшие на встречу горожане заявили, что их квартиры уже локально утеплены. Это учитывается?
Как пояснил И. Юркевич, если работы выполняли в рамках текущего ремонта на основании заключений проектной организации о промерзании стен, то собственник будет участвовать в возмещении затрат на модернизацию наравне с другими. Если же он утеплил квартиру за собственные средства, то оплатит, во-первых, разницу в толщине утеплителя (новый слой минваты нанесут на уже существующий), а во-вторых, свою долю на модернизацию ограждающих конструкций мест общего пользования как участник совместного домовладения в соответствии со ст. 169 Жилищного кодекса.
По законодательству решение о тепловой модернизации принимается, если его поддержали более 2/3 собственников. Другой вариант: утеплению быть, если за высказались владельцы, составляющие менее 2/3, но суммарная площадь их квартир больше, нежели проголосовавших против. В рассматриваемом доме 70 квартир 2-комнатных, 70 — 3-комнатных и 1 — 4-комнатная. Так что возможны оба варианта.
Справочно
Дом № 73 на ул. Плеханова панельный, 12-этажный, 1976 года постройки. В нем 3 подъезда, 141 квартира, причем несколько неприватизированных (арендных). Их наниматели освобождены от возмещения затрат на тепловую модернизацию, расходы берет на себя государство.
Термошуба, новые стеклопакеты и индивидуальные счетчики тепла позволяют жильцам экономить на отоплении
Тепла вашему дому
Долгосрочная поддержка
— Михаил Петрович, скольким домам в стране требуется тепловая модернизация?
— Эксплуатируемый многоквартирный жилищный фонд сегодня — это 187,4 миллиона квадратных метров. Значительная его часть имеет невысокую энергоэффективность и не соответствует действующим нормативам теплозащиты основных ограждающих конструкций. Это значит, что драгоценное тепло утекает сквозь стены, окна и кровлю. Например, через неутепленные стены и окна уходит до 45 и 18 процентов тепловой энергии соответственно, через кровлю — примерно 9. Также такое жилье потребляет от 160–200 кВт/кв. м в год. В некоторых домах и вовсе более 200–250 кВт/кв. м. Это очень высокие показатели. В тепловой модернизации нуждается свыше 80 процентов многоквартирных домов.
— Во сколько жильцу обойдутся энергоэффективные мероприятия?
— Государство покроет 50 процентов их стоимости. Остальные расходы собственник будет оплачивать в рассрочку до десяти лет. Для малоимущих и социально уязвимых семей рассрочка может быть увеличена до 15 лет.
— Сколько домов уже утеплилось таким образом?
— Четыре. Одними из первых на тепловую модернизацию решились жильцы двухэтажного многоквартирного дома в Климовичах. Сегодня за новую термошубу собственники двухкомнатных квартир платят 16 рублей в месяц, трехкомнатных — 19. Люди повысили комфорт проживания, внешний вид дома стал более эстетичным. Но самое главное, что уменьшилась оплата за отопление.
Еще пример — 36-квартирный дом в Лунинце. Там утеплили фасад, реконструировали системы отопления и горячего водоснабжения здания, установили приборы индивидуального учета и регулирования тепловой энергии, заменили рамы в местах общего пользования и входные двери, утеплили тамбуры. Фактическая ежемесячная плата жильцами за выполненные работы составила 19,85 рубля с двухкомнатной квартиры.
Работы по тепловой модернизации проводятся сейчас в 15 домах. Насельники еще 17 домов согласились повысить энергоэффективность своего жилища в ближайшее время.
— Не много желающих, учитывая количество жилья с невысокой энергоэффективностью.
С общего согласия
— Уменьшить потребление теплоэнергии с помощью указа мы можем только в старых домах?
— Энергоэффективные мероприятия можно провести в доме любого года постройки, даже если ему всего десять лет. Главное — получить согласие двух третьих владельцев жилых и нежилых помещений в доме, заключить договоры с предварительным расчетом стоимости работ. Предполагается, что стоимость мероприятий после подписания договоров увеличиваться не будет. Вопрос о проведении энергоэффективных мероприятий в доме также утверждается решением местного исполнительного и распорядительного органа на основе всей собранной информации. Данное решение позволяет получить государственную субсидию на 50 процентов расходов.
— Что входит в комплекс мероприятий по тепловой модернизации?
— Такие работы лучше совмещать с капитальным ремонтом дома?
— Под данный указ прежде всего будут попадать дома, которые стоят в очереди на проведение капитального ремонта. Это повысит эффективность программы капитального ремонта за счет доведения зданий до состояния практически новых, а также сэкономит средства за счет одновременного проведения капитального ремонта и тепловой модернизации.
— Что делать, если до капремонта далеко, а утеплиться хочется сейчас?
— Самостоятельно обращаться в свою управляющую компанию — ТСЖ, ЖСПК, ЖЭС — по телефону, с коллективным письмом или в любой иной форме. Управляющая компания проведет общее собрание, на котором предоставит информацию о возможных энергоэффективных мероприятиях в доме, их стоимости и необходимых процедурах.
— Эффективность таких мероприятий доказана?
— Да. Только при утеплении ограждающих конструкций дома экономия тепла может составлять более 40 процентов. Ежемесячные выплаты за проведенные энергоэффективные мероприятия, включающие утепление фасадов, станут значительно ниже платежей за отопление в аналогичных домах без утепления уже через четыре года. Сегодня мы оплачиваем чуть больше 20 процентов от полной себестоимости тепловой энергии. Остальные затраты компенсируются за счет перекрестного субсидирования промышленными предприятиями, но оно постепенно сокращается. Мы постепенно перейдем на полное покрытие себестоимости коммунальных услуг населением. Преимущество для собственника жилья в том, что возмещать стоимость энергоэффективных мероприятий он может на протяжении десяти лет. А в теплом доме живет сразу после ремонта.
• 50 процентов стоимости всех затрат по термомодернизации берет на себя государство;
• десять лет рассрочка равными долями (15 лет для малообеспеченных и иных социально уязвимых категорий граждан);
• более чем на 20 процентов снижается плата за отопление (при проведении термомодернизации совместно с поквартирным учетом тепла);
• в 1,2 раза возрастает стоимость термомодернизированной квартиры;
• через четыре года экономия на отоплении погашает оплату за термомодернизацию.