Терапевтический кабинет что это

Оборудование кабинета терапевта

Терапевтический кабинет – медицинское помещение, предназначенное для оказания пациентам консультативной, диагностической и лечебной помощи. Полное и грамотное оснащение такого кабинета – одно из главных условий качественной работы специалиста, среднего и младшего медицинского персонала.

Назначение кабинета врача-терапевта

В структуре любого лечебно-профилактического учреждения направление «терапия» относится к консультативно-диагностическому виду деятельности. В терапевтическом кабинете пациенты получают необходимую информацию, первичную медико-санитарную помощь, направления на диагностические исследования и осмотр у врачей-специалистов узкого профиля, проходят профилактические процедуры.

Качество оборудования терапевтического помещения в значительной степени определяет уровень оказания помощи, комфорт посетителей на приеме, удобство самого специалиста, разнообразие и полноценность предоставления услуг.

Терапевтический кабинет что это. Терапевтический кабинет что это фото. картинка Терапевтический кабинет что это. смотреть фото Терапевтический кабинет что это. смотреть картинку Терапевтический кабинет что это.

Особенности оснащения терапевтического кабинета

Оборудование кабинета врача-терапевта регулируется специальными требованиями и стандартами, разработанными Министерством здравоохранения РФ. Перечень обязательного оборудования для терапевтического кабинета включает:

Терапевтический кабинет что это. Терапевтический кабинет что это фото. картинка Терапевтический кабинет что это. смотреть фото Терапевтический кабинет что это. смотреть картинку Терапевтический кабинет что это.

Необходимые расходные материалы и инструментарий

Наличие расходных материалов в кабинете терапевта обеспечивает безопасность проведения манипуляций как для медицинского персонала, так и для пациентов. Подобное оснащение помогает не только соблюдать санитарно-гигиенические нормы, но и эффективно производить диагностические манипуляции. Категория одноразовых расходных материалов включает широкий спектр медицинских приспособлений, материалов, инструментов и приборов:

Применение одноразовых расходных материалов также способствует защите функциональных поверхностей и кожи от различного рода загрязнений. Например, с помощью медицинских проспиртованных салфеток возможно оперативно удалить грязь, биологические жидкости, или остатки препаратов с рук, одежды, столов, кушеток.

Источник

Оборудование терапевтического кабинета

Терапевтический кабинет что это. Терапевтический кабинет что это фото. картинка Терапевтический кабинет что это. смотреть фото Терапевтический кабинет что это. смотреть картинку Терапевтический кабинет что это.

П О Д Е Л И Т Ь С Я

Терапевтический кабинет представляет собой помещение, в котором оказывают консультативную, диагностическую и лечебную помощь пациентам. Одними из главных условий эффективной работы специалиста является правильное и полное оснащение кабинета.

Функции терапевтического кабинета

В терапевтическом кабинете пациентам оказывают первичную медико-санитарную помощь, предоставляют направления на диагностические исследования и осмотр у врачей-специалистов узкого профиля, на профилактические процедуры.

Качество оборудования терапевтического помещения в значительной степени определяет уровень оказания помощи, комфорт посетителей на приеме, удобство самого специалиста, разнообразие и полноценность предоставления услуг.

Особенности оснащения терапевтического кабинета

Оборудование кабинета врача-терапевта регулируется специальными требованиями и стандартами, разработанными Министерством здравоохранения РФ. Перечень обязательного оборудования для терапевтического кабинета включает:

Необходимые расходные материалы и инструментарий

Качественные медицинские изделия в терапевтическом кабинете обеспечивают безопасность проведения манипуляций как для медицинского персонала, так и для пациентов. Правильное оснащение кабинета расходными материалами позволяет не только соблюдать санитарно-гигиенические нормы, но и эффективно производить диагностические манипуляции. Категория одноразовых расходных материалов включает широкий спектр медицинских приспособлений, материалов, инструментов и приборов. К ним относятся:

Купить все необходимые медицинские изделия для оснащения терапевтического кабинета можно на сайте novamed.shop, написав нам на почту info@novamed.shop или позвонив по номеру телефона 8-800-777-58-79

Все для медицинского центра в каталоге NOVAMED

Источник

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N 923н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия»)

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N 923н
«Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия»

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия».

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 1183н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению Российской Федерации при заболеваниях терапевтического профиля» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19645).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2012 г.

Регистрационный N 26482

Порядок
оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия»
(утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N 923н)

ГАРАНТ:

О порядках оказания медицинской помощи населению РФ см. справку

2. Медицинская помощь оказывается в виде:

первичной медико-санитарной помощи;

скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;

специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

паллиативной медицинской помощи.

3. Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);

в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

4. Медицинская помощь оказывается в форме:

экстренной медицинской помощи, оказываемой при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

неотложной медицинской помощи, оказываемой при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни пациента, не требующих экстренной медицинской помощи;

плановой медицинской помощи, оказываемой при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

5. Первичная медико-санитарная помощь включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

6. Организация первичной медико-санитарной помощи осуществляется по территориально-участковому принципу в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2012 г., регистрационный N 24726).

7. Оказание первичной врачебной медико-санитарной помощи в медицинских организациях и их подразделениях осуществляется на основе взаимодействия врачей-терапевтов, врачей-терапевтов участковых, врачей-терапевтов участковых цехового врачебного участка, врачей общей практики (семейных врачей) и врачей- специалистов, оказывающих первичную специализированную медико-санитарную помощь по профилю заболевания пациента (врачей-кардиологов, врачей- ревматологов, врачей-эндокринологов, врачей-гастроэнтерологов и других).

8. При затруднении в диагностике и выборе лечебной тактики, а также при осложненном течении заболевания и при наличии медицинских показаний для лечения пациента врачом-специалистом по профилю его заболевания, врач-терапевт участковый, врач-терапевт участковый цехового врачебного участка, врач общей практики (семейный врач) направляет пациента на консультацию к врачу-специалисту в соответствии с профилем его заболевания и в последующем осуществляет наблюдение за клиническим состоянием пациента, его лечение в соответствии с рекомендациями врача-специалиста по профилю заболевания.

9. При отсутствии эффекта от проводимого лечения в амбулаторных условиях и (или) при отсутствии возможности проведения дополнительных обследований по медицинским показаниям, врач-терапевт, врач-терапевт участковый, врач терапевт-участковый цехового врачебного участка, врач общей практики (семейный врач) по согласованию с врачом-специалистом по профилю заболевания пациента направляет его в медицинскую организацию для проведения дополнительных обследований и (или) лечения, в том числе в стационарных условиях.

10. В случае невозможности оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях или в стационарных условиях терапевтического отделения, пациент в плановом порядке направляется в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь и имеющую в своем составе соответствующие специализированные отделения для проведения необходимых лечебно-диагностических мероприятий.

11. При внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний терапевтического профиля, не опасных для жизни и не требующих медицинской помощи в экстренной форме или лечения в стационарных условиях, первичная медико-санитарная помощь может оказываться службой неотложной медицинской помощи, созданной в структуре медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь.

12. При выявлении медицинских показаний к оказанию медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, при невозможности ее оказания в условиях медицинской организации, в которой находится пациент, пациента безотлагательно доставляют, в том числе бригадой скорой медицинской помощи, в медицинскую организацию, имеющую в своем составе специализированные отделения, для оказания необходимой медицинской помощи.

13. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь осуществляется фельдшерскими выездными бригадами скорой медицинской помощи, врачебными выездными бригадами скорой медицинской помощи, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. N 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2004 г., регистрационный N 6136) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 586н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2010 г., регистрационный N 18289), от 15 марта 2011 г. N 202н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 апреля 2011 г., регистрационный N 20390), от 30 января 2012 г. N 65н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2012 г., регистрационный N 23472).

14. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

15. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, которая включает в себя санитарно-авиационную и санитарную эвакуацию.

16. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается в стационарных условиях или в условиях дневного стационара врачами-специалистами по профилю заболевания пациента и включает диагностику, лечение заболеваний, требующих специальных методов диагностики и использования сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

18. При наличии у пациента медицинских показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи направление в медицинскую организацию, оказывающую высокотехнологичную медицинскую помощь, осуществляется в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения Российской Федерации, путем применения специализированной информационной системы, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1689н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2012 г., регистрационный N 23164).

19. После окончания срока оказания медицинской помощи в стационарных условиях дальнейшие тактика ведения и медицинская реабилитация пациента определяются консилиумом врачей.

20. Пациенты при наличии медицинских показаний направляются для проведения реабилитационных мероприятий в специализированные медицинские и санаторно-курортные организации, а также в медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь.

21. Оказание медицинской помощи, за исключением первичной медико-санитарной помощи по профилю «терапия», осуществляется в соответствии с приложениями N 1-9 к настоящему Порядку.

Правила организации деятельности терапевтического кабинета

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности терапевтического кабинета, который является структурным подразделением медицинской организации.

3. Штатная численность Кабинета устанавливается руководителем медицинской организации исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 2 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия», утвержденному настоящим приказом.

4. На должность врача-терапевта участкового Кабинета назначается специалист, соответствующий требованиям, предъявляемым Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879), по специальности «терапия», а также Квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г. N 18247).

5. Оснащение Кабинета осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия», утвержденному настоящим приказом.

6. Основными функциями Кабинета являются:

формирование терапевтического (цехового) участка из числа прикрепленного к нему населения (работников предприятия, организаций), а также с учетом выбора гражданами медицинской организации;

профилактика неинфекционных заболеваний путем предупреждения возникновения, распространения и раннего выявления таких заболеваний, а также снижения риска их развития;

профилактика инфекционных заболеваний, направленная на предупреждение распространения и раннее выявление таких заболеваний, организация проведения вакцинации в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и по эпидемическим показаниям;

санитарно-гигиеническое образование, формирование здорового образа жизни, информирование населения о факторах риска заболеваний, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни;

анализ потребности обслуживаемого населения в оздоровительных мероприятиях и разработка программы проведения этих мероприятий;

осуществление диспансерного наблюдения и учета пациентов с хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями терапевтического профиля, в том числе имеющих право на получение набора социальных услуг, в установленном порядке;

проведение обследования пациентов, обратившихся за медицинской помощью, на предмет выявления заболеваний терапевтического профиля или повышенного риска их возникновения, осуществление лечения выявленных заболеваний и состояний в амбулаторных условиях или условиях дневного стационара на основе установленных стандартов медицинской помощи;

осуществление медицинской реабилитации лиц, перенесших острые заболевания терапевтического профиля или оперативные и эндоваскулярные (интервенционные) вмешательства в связи с заболеваниями терапевтического профиля;

оказание паллиативной медицинской помощи в соответствии с заключением и рекомендациями врачей-специалистов;

оказание медицинской помощи в экстренной и неотложной формах пациентам при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях в амбулаторных условиях или условиях дневного стационара;

направление пациентов на консультацию к врачам-специалистам;

осуществление отбора и направления пациентов для оказания медицинской помощи в стационарных условиях;

проведение экспертизы временной нетрудоспособности пациентов, представление их на врачебную комиссию, направление пациентов с признаками стойкой утраты трудоспособности для освидетельствования на медико-социальную экспертизу;

выдача заключения о необходимости направления пациента по медицинским показаниям для реабилитации и лечения в санаторно-курортные организации;

взаимодействие в пределах компетенции с другими медицинскими организациями, страховыми медицинскими организациями;

участие в отборе пациентов для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи в соответствии с установленным порядком оказания высокотехнологичной медицинской помощи, а также ведение учета лиц, ожидающих и получивших высокотехнологичную медицинскую помощь по профилю «терапия»;

участие в организации и проведении диспансеризации населения и дополнительной диспансеризации работающих граждан в соответствии с установленным порядком ее проведения;

анализ деятельности Кабинета, участие в мониторинге и анализе основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности на обслуживаемом участке;

осуществление внедрения в практику новых современных методов профилактики, диагностики и лечения пациентов в амбулаторных условиях;

участие в проведении мероприятий по повышению квалификации врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием по вопросам терапии (внутренние болезни);

ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

Рекомендуемые штатные нормативы терапевтического кабинета*

Источник

ЧОУ ДПО Институт курортной медицины и туризма

Порядок оказания терапевтической помощи в РФ

Система здравоохранения в России основана на ряде законодательных актов, призванных обеспечить ее целостность, комплексность и качество оказания медицинской помощи.

Организация медицинской помощи населению зависит от происходящих в стране социально-экономических, общественных и политических изменений. Основным доступным и бесплатным видом медицинского обслуживания населения в нашей стране является первичная медико-санитарная помощь (ПМСП), которая с 2005 года определена приоритетным направлением совершенствования здравоохранения.

ПМСП включает лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших социально значимых заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; мер по охране семьи и других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

1. СТРУКТУРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Терапевтическая помощь – вид специализированной медицинской помощи, оказываемой при заболеваниях внутренних органов. Является наиболее распространенным видом Лечебно-профилактической помощи населению.

– повышение качества и оказания медицинской помощи;

– обеспечение лекарствами и предметами ухода;

– повышение качества подготовки кадров.

Задачи в соответствии с целями:

В работе терапевтической службы различают 2 основных звена: амбулаторное и стационарное.

К амбулаторно-поликлиническим учреждениям относят: поликлиники, здравпункты, фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), диспансеры, ССП, станцию переливания крови, ЖК и т.д.

К стационарным учреждениям относят: стационары общего профиля (где проводят лечение всех терапевтических больных) и специализированные стационары, которые занимаются определённым профилем больных (кардиологический стационар, эндокринологический и т.д.). В городах имеются клинические базы при медицинских институтах и университетах с терапевтическими и специализированными отделениями. На базе клиник ведётся научная работа.

Основные принципы деятельности территориальных учреждения:

– преемственность в работе различных учреждений;

– единство профилактики и лечения;

– диспансерный метод работы;

– специализация врачебной помощи.

Подчиняется терапевтическая служба главному терапевту города, района, области, министерству здравоохранения Саратовской области (М3 СО), М3 РФ, министру здравоохранения области, РФ.

В оказании терапевтической помощи различают следующие этапы: амбулаторно-поликлинический, стационарный и восстановительного лечения. Городские и районные поликлиники, амбулатории, Сельский врачебный участок, медико-санитарные части являются основными учреждениями, оказывающими амбулаторно-поликлиническую помощь больным терапевтического профиля.

Обслуживаемая амбулаторно-поликлиническим учреждением территория делится на врачебные участки с определенным количеством населения, за каждым из которых закрепляется участковый врач-терапевт.

На предприятиях промышленности, строительства и транспорта, обслуживаемых медсанчастями или территориальными поликлиниками, организуются цеховые врачебные участки, на которых терапевтическую помощь оказывают цеховые врачи-терапевты.

Участковый врач-терапевт обеспечивает в поликлинике и на дому квалифицированную терапевтическую помощь населению закрепленного участка. Функции врача-терапевта территориального (цехового) участка.

Кроме участкового (цехового) врача-терапевта амбулаторно-поликлиническую терапевтическую помощь оказывают врачи-специалисты терапевтического профиля: кардиолог, ревматолог, гастроэнтеролог, эндокринолог, пульмонолог, нефролог, аллерголог, гематолог и др. Специалисты терапевтического профиля оказывают участковым врачам-терапевтам консультативную помощь, а также рекомендуют лечение, которое больной в дальнейшем будет получать под наблюдением участкового (цехового) врача-терапевта.

Для оказания терапевтической помощи на этапе восстановительного лечения в поликлиниках и больницах развернуты отделения восстановительного лечения, где оказывается помощь терапевтическим больным, перенесшим острые заболевания (пневмония, инфаркт миокарда и др.).

Координацию деятельности учреждений здравоохранения по оказанию терапевтической помощи населению осуществляют главные терапевты органов здравоохранения соответствующих территорий.

Преждевременное прекращение лечения, приведшее к ухудшению состояния больного, развитию осложнения, обострению, утяжелению течения заболевания (кроме документально оформленных случаев прекращения лечения по инициативе пациента или его родственников) является серьезным нарушением.

2. ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

В системе здравоохранения поликлиническая служба занимает ведущее место. Около 80% больных получают помощь в амбулаторно-поликлинических условиях. В основу деятельности поликлиник положен территориально-участковый принцип обслуживания населения, когда поликлиника оказывает помощь населению, проживающему на закрепленной территории.

В зависимости от мощности выделяют пять категорий поликлиник:

Количество посещений к врачам в смену

Обслуживаемое население, тыс. чел.

Примерная организационная структура городской поликлиники:

– оргметодотдел (кабинет) с отделением (кабинетом) статистики.

Отделение профилактики (кабинет):

– кабинет доврачебного приема

– кабинет санитарного просвещения и гигиенического воспитания населения;

– кабинет школы здоровья.

– отделение общей врачебной (семейной) практики;

– хирургическое отделение (кабинет);

– стоматологическое отделение (кабинет);

– женская консультация (при ее отсутствии в составе роддома);

– отделение восстановительного лечения;

– консультативное отделение (кабинеты врачей-специалистов);

– отделение (кабинет) функциональной диагностики;

– отделение лучевой диагностики;

Отделение неотложной медицинской помощи.

Центр амбулаторной хирургии.

Врачебные и фельдшерские здравпункты.

Оснащение диагностическим оборудованием лечебных учреждений производится в зависимости от числа посещений (до 250, 250-500, более 500) в соответствии с приказом МЗ РФ № 753 от 01.12.2005 г. «Об оснащении диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений муниципальных образований».

Режим работы поликлиники: рабочая неделя шестидневная с работой врачей-специалистов и всех подразделений в субботу по скользящему графику.

Штатное расписание зависит от количества обслуживаемого населения (категории поликлиники). Должности врачей поликлиники устанавливаются из расчета:

Число должностей на 10 тыс. взрослого населения, прикрепленного к поликлинике

Врач общей практики (взрослое население)

Врач общей практики (смешанное население)

Деятельность любого медицинского учреждения во многом определяется уровнем его управления, при этом большое значение имеет четкое распределение функциональных обязанностей всех должностных лиц, работающих в поликлинике, от санитарки до главного врача. Практическая деятельность персонала регламентируется приказами, распоряжениями и инструкциями Министерства здравоохранения, органами управления здравоохранением. Функциональные обязанности сотрудников могут корректироваться на местах с учетом специфики работы медицинского учреждения.

В зависимости от мощности поликлиники главный врач имеет несколько заместителей. Первым заместителем – вторым лицом в поликлинике является заместитель главного врача по лечебной работе (начмед), который назначается главным врачом из наиболее квалифицированных, обладающих организаторскими способностями врачей. В отсутствии главного врача начмед исполняет его обязанности. Начмед отвечает за всю медицинскую деятельность поликлиники. Он организует и контролирует правильность и своевременность обследования и лечения больных в поликлинике и на дому; следит за внедрением в работу современных, наиболее перспективных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных, новых организационных форм и методов работы поликлиники.

Начмед обеспечивает преемственность в ведении больных между поликлиникой и ССМП, поликлиникой и стационарами, анализирует расхождения клинико-поликлинических диагнозов; организует плановую госпитализацию больных.

Под руководством начмеда проводится вся профилактическая работа поликлиники: периодические и целевые медицинские осмотры, своевременное проведение профилактических прививок и диспансеризации населения, санитарно-просветительная работа.

За качественное проведение экспертизы трудоспособности, взаимодействие со страховыми компаниями отвечает заместитель главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности (ЭВН), возглавляющий врачебную комиссию (ВК).

При наличии в поликлинике 6-8 должностей врачей терапевтов создается терапевтическое отделение, которое возглавляет заведующий отделением. На него возлагаются обязанности контроля деятельности врачей отделения по всем разделам работы, организационно-методическая работа, составление планов, отчетов с анализом основных показателей, внедрение новых технологий в лечебно-диагностический процесс.

Первое знакомство посетителей с поликлиникой начинается в регистратуре. Это одно из основных структурных подразделений поликлиники. В задачи регистратуры входит:

– организация предварительной и неотложной записи больных на прием к врачу, как при непосредственном обращении пациента, так и по телефону;

– обеспечение четкого регулирования потока пациентов с целью создания равномерной нагрузки врачей с помощью выдачи талонов на прием;

– проведение своевременного подбора и доставки медицинской документации в кабинеты врачей, правильное ведение и хранение картотеки поликлиники.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАСТКОВОЙ

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Медицинское обслуживание населения в поликлинике организовано по участковому принципу в соответствии с приказом МЗ РФ № 584 от 04.08.2006 г. «О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу» и проводится с учетом критериев территориальной (в том числе транспортной) доступности всех видов медицинской (доврачебной, врачебной и скорой медицинской = неотложной) помощи. В лечебных учреждениях могут быть организованы следующие врачебные участки с рекомендуемой численностью населения:

– терапевтический – 1700 человек взрослого населения (18 лет и старше);

– врача общей практики (ВОП) – 1500 человек взрослого населения;

– семейного врача – 1200 человек взрослого и детского населения;

– комплексный терапевтический участок – 2000 и более человек взрослого и детского населения.

Комплексный терапевтический участок формируется из населения врачебного участка амбулаторно-поликлинического учреждения (АПУ) с недостаточной численностью прикрепленного населения (малокомплектный участок) или населения, обслуживаемого врачом-терапевтом амбулатории и населения, обслуживаемого фельдшерско-акушерскими пунктами.

Распределение населения по участкам осуществляется руководителями АПУ в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан.

В целях обеспечения права граждан на выбор врача и лечебного учреждения руководители АПУ прикрепляют граждан, проживающих вне зоны обслуживания АПУ, к участковым врачам-терапевтам (ВОП) для медицинского наблюдения и лечения, не превышая при этом численности населения на одну должность участкового врача более чем на 15% нормативной.

Лечебно-профилактическую помощь населению участка оказывают постоянный участковый врач-терапевт и медицинская сестра. Участковый принцип дает возможность лечащему врачу лучше знать свой участок, осуществлять динамическое наблюдение с учетом условий труда и быта, выявлять часто и длительно болеющих, своевременно проводить лечебные и профилактические мероприятия, предупреждать возникновение инфекционных заболеваний. Все это в конечном итоге определяет эффективность работы поликлиники.

Назначение и увольнение участкового врача-терапевта осуществляется главным врачом поликлиники. В своей работе он подчиняется непосредственно заведующему терапевтическим отделением, при его отсутствии – заместителю главного врача по лечебной работе.

Деятельность участкового врача-терапевта регламентируется приказом МЗ № 765 от 07.12.05 г. «Об организации деятельности врача-терапевта участкового».

– формирует врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения;

– осуществляет санитарно-гигиеническое образование, консультирует по вопросам формирования здорового образа жизни;

– проводит профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска, организует и ведет школы здоровья;

– изучает потребности обслуживаемого населения в оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу их проведения;

– осуществляет диспансеризацию населения, в том числе имеющих право на получение набора социальных льгот;

– организует и проводит диагностику и лечение различных заболеваний и состояний, в том числе восстановительное лечение пациентов в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;

– оказывает неотложную медицинскую помощь пациентам при острых состояниях (острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях) в поликлинике, дневном стационаре и стационаре на дому;

– своевременно направляет пациентов на консультации к специалистам, в том числе для стационарного и восстановительного лечения по медицинским показаниям;

– организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику;

– проводит экспертизу временной нетрудоспособности (ЭВН) и оформляет документы для направления больных на медико-социальную экспертизу (МСЭ);

– выдает заключение о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение и оформляет, при необходимости, после обследования санаторно-курортную карту;

– взаимодействует с медицинскими организациями, страховыми медицинскими кампаниями, иными организациями;

– организует совместно с органами социальной защиты населения медико-социальную помощь отдельным категориям граждан, нуждающимся в уходе: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным;

– руководит деятельностью среднего медицинского персонала, осуществляющего первичную медико-санитарную помощь;

– ведет медицинскую документацию, анализирует состояние здоровья прикрепленного населения и деятельность врачебного участка.

Участковый врач – основной организатор медицинской помощи населению участка, но он не может и не должен делать то, что положено врачам узких специальностей. Не участковый врач обязан работать на врачей других специальностей, а напротив, все другие специалисты, включая врачей кабинетов функциональной диагностики, рентгеновского, стоматологического должны обеспечивать его информацией, необходимой для социально-гигиенического анализа и планирования общих лечебно-оздоровительных мероприятий. Участковый врач-терапевт должен координировать всю проводимую работу.

4. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ РАБОТЫ УЧАСТКОВОГО

ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА

Работа участкового терапевта проводится согласно графику работы, утвержденному администрацией поликлиники. Рационально составленный график работы позволяет повысить доступность участкового службы населению участка. Рабочий день состоит из работы на приеме в течение 3-4 часов, обслуживания вызовов (3 часа) и других видов работ (санитарно-просветительная работа, составление отчетов и др.).

Прием пациентов является важным разделом работы участкового врача. При первом осмотре больного врач должен выставить предварительный диагноз, назначить обследование и лечение.

Большое место в деятельности участкового врача-терапевта занимает медицинское обслуживание вызовов на дому. В среднем затраты времени участкового врача при оказании помощи на дому должны составлять 30-40 минут на одного пациента. В домашних условиях труднее, чем в поликлинике или стационаре провести обследование больных. Тем более, что большинство вызовов осуществляется к больным старших возрастных групп. Осмотрев больного на дому по вызову, участковый врач в последующем должен назначить ему явку на прием или, при необходимости, посетить его активно. Повторные (активные) посещения составляют при правильно организованной работе до 70-75% от общего количества вызовов (в день врач должен обслужить не менее 6 вызовов).

Ответственным разделом работы участкового врача является подготовка и направление больного на плановую госпитализацию. Пациент должен быть обследован максимально полно. Данные обследования, проведенного лечения и цель госпитализации заносятся в форму № 057у-04. В направление из медицинской карты необходимо внести диагнозы всех имеющихся заболеваний, а также состояния, требующие уточнения. Диагноз пишется в соответствии с принятой классификацией с указанием формы заболевания, степени тяжести, фазы, функциональных нарушений и осложнений. Первым указывается основное, затем – конкурирующее и сопутствующие заболевания. При экстренной госпитализации заполняется направление произвольной формы на бланке ЛПУ.

Работа с учетно-отчетной документацией

В своей работе участковый врач должен использовать только формы, утвержденные приказами МЗ: № 1030 от 04.10.80 г. «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения», № 255 от 22.11.04 г. «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» и др. В приказах приведены формы первичной документации, правила их заполнения и сроки хранения в лечебном учреждении. В работе терапевты должны использовать следующие формы:

Медицинская карта амбулаторного больного

Контрольная карта диспансерного наблюдения

Карта подлежащего периодическому осмотру

Карта профилактических флюорографических обследований

Карта профилактических прививок

Журнал учета профилактических прививок

Талон на прием к врачу

Книга записи вызов врача на дом

Справка на получение путевки (приказ № 256)

Санаторно-курортная карта (приказ № 256)

Медицинская справка (врачебное профессиональное заключение)

Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов

Сводная ведомость учета заболеваний, зарегистрированных в данном учреждении

Ведомость учета врачебных посещений

Направление на МСЭ (пр. №77 от 31.01.07)

Направление на госпитализацию, восстановительное лечение, обследование, консультацию

Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку

Справка о временной нетрудоспособности студентов, учащихся профтехучилищ

Журнал для записи заключений ВК

Книга регистрации листков нетрудоспособности

Журнал учета санитарно-просветительной работы

Врачебное свидетельство о смерти

Рецепты (приказ № 110 от12.02.07 г.)

Направление на гематологический анализ

Направление на анализ

Направление на биохимический анализ крови

Талон амбулаторного пациента

Паспорт врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг

В паспорте должны быть выделены следующие разделы:

– план участка с указанием этажности домов, числа квартир, расположением школ, детских дошкольных учреждений;

– перечень предприятий и учреждений с указанием количества работающих (списки обновляются ежегодно, заверяются администрацией предприятий).

– возрастно-половой состав населения;

– население трудоспособного возраста (мужчин, женщин);

– население старше 60 лет (мужчин, женщин);

– работающее население (мужчин, женщин);

– неработающее население (мужчин, женщин);

– пенсионеры (мужчин, женщин);

– число лиц, имеющих производственную вредность (мужчин, женщин);

– число лиц, относящихся к группам риска и злоупотребляющих алкоголем, курением, наркотиками (мужчин, женщин);

– список лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями (туберкулезом, сахарным диабетом, новообразованиями, заболеваниями сердечно-сосудистыми заболеваниями и поражением опорно-двигательного аппарата).

– возрастной состав населения, из них трудоспособных и нетрудоспособных мужчин и женщин;

– диспансерная группа (возрастно-половая характеристика, движение «Д» группы, нуждалось в проведении лечебно-оздоровительных мероприятий и получило их (амбулаторное, стационарное лечение, ВТМП, лечение в дневном стационаре, санаторно-курортное лечение);

– число проведенных мероприятий: прививок, анализов, исследований, процедур, консультаций;

– число лиц, которым оказана скорая медицинская помощь при выездах (человек), в том числе направлено в стационар;

– выход на инвалидность (всего, в отчетном году);

– число умерших (всего, в том числе на дому).

Участковый врач-терапевт обязан правильно оформлять медицинскую документацию. Важным документом является медицинская карта амбулаторного больного (форма № 025/у), которая ведется в соответствии со Стандартом истории болезни стационарного и амбулаторного больного, утвержденным приказом МЗ Забайкальского края № 155 от 03.02.2009 г. В медицинскую карту заносятся результаты осмотра, данные о назначенном лечении и обследовании. Диагноз должен соответствовать жалобам, данным объективного исследования, анамнеза. Формулировка диагноза осуществляется в соответствии с принятой классификацией с указанием клинического варианта, степени тяжести течения, фазы, функциональных нарушений и осложнений. Необходимо в диагнозе выделять основное, конкурирующее и сопутствующее заболевания.

В медицинскую документацию вносятся данные об информированности пациента и его согласии на проведение обследования и лечения, подтвержденные его подписью.

Шифровка заболеваний производится врачом в соответствие с МКБ 10. Медицинская сестра на основании записи врача заполняет статистический талон на каждое выявленное заболевание. Если заболевание выявлено впервые, то диагноз выносится со знаком «+». Если имеется хроническое заболевание, по поводу которого больной ранее наблюдался, статистический талон заполняется раз в году со знаком «-».

Статистические талоны (форма 025-2/у) служат для учета всех случаев заболеваний, по их наличию составляется учетная форма № 071/у «Сводная ведомость учета заболеваний», по результатам которой рассчитываются показатели заболеваемости и общей заболеваемости на каждом участке, по отделению и в поликлинике. Форма составляется ежеквартально.

Стационарзамещающие технологии в работе участкового врача-терапевта

Госпитальная помощь является дорогостоящей, а по данным проведенных исследований от 20 до 50% больных, получающих лечение в стационаре, направлены на госпитализацию необоснованно и могли бы получать более эффективную и менее дорогостоящую помощь в поликлинических условиях. Для этого необходимо использовать стационарзамещающие технологии: дневные стационары (ДС) больниц и поликлиник, стационары на дому (СД).

Регламентирующим документом по организации ДС является приказ МЗ РФ № 438 от 09.12.99 г. «Об организации деятельности дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях».

Участковый врач-терапевт использует в работе стационарзамещающие технологии, в частности СД, который создается для лечения больных острыми и хроническими заболеваниями, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения. СД создается для лечения больных фолликулярной ангиной (не менее чем на три дня), острыми пневмониями легкого течения, острым бронхитом, при обострении хронических болезней (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь и др.).

Больному в СД должно быть проведено обследование (общий анализ крови, мочи, ЭКГ, консультации необходимых врачей-специалистов), участковый врач-терапевт обязан осматривать пациента в первые дни болезни – ежедневно, затем – по мере необходимости. Лечение должно быть комплексным: процедуры выполняются на дому медицинской сестрой (различные виды инъекций, банки, горчичники), массаж, ЛФК и др. Сведения об организации СД заносятся в медицинскую карту.

Работа СД может проводиться централизованно и децентрализованно. В первом случае в поликлинике выделяется врач для обслуживания СД на всей территории, его обеспечивают транспортом. Норма нагрузки – посещение больных в 16-18 СД в день. При децентрализованной форме каждый участковый терапевт ежедневно самостоятельно посещает больных в СД на своем участке.

Участковый врач-терапевт является лечащим врачом, оказывающим медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в ЛПУ. При осмотре пациента он решает не только лечебно-диагностические задачи, но и определяет возможность продолжения им трудовой деятельности. На него возлагаются обязанности по экспертизе временной нетрудоспособности и оформлению пациентов на медико-социальную экспертизу.

Противоэпидемический раздел работы участковой службы

На участкового врача возлагается выполнение элементарных противоэпидемических мероприятий. Участковый терапевт должен хорошо разбираться не только в вопросах диагностики инфекционных заболеваний, но и в вопросах эпидемиологии, так как умение собрать эпидемиологический анамнез позволяет врачу распознать заболевание на ранних стадиях и своевременно провести необходимые мероприятия.

При подозрении на инфекционное заболевание участковый врач-терапевт должен поставить в известность руководство поликлиники, врача-инфекциониста и органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Больной должен быть экстренно госпитализирован, в течение 24 часов должно быть заполнено и передано экстренное извещение об инфекционном больном (форма № 058/у). Если пациент не госпитализирован, делается все необходимое для предупреждения распространения инфекции (максимальная изоляция, наблюдение контактных, дезинфекция). При госпитализации больного участковый терапевт осуществляет наблюдение за контактными в очаге на весь инкубационный период болезни с оформлением необходимой документации.

Большое внимание участковый врач-терапевт уделяет профилактической работе, направленной на предотвращение возникновения заболеваний, увеличение продолжительности и качества жизни. С этой целью проводятся профилактические осмотры населения для выявления заболеваний на ранних стадиях (целевые: туберкулез, онкологические заболевания, зоб и др.) и обязательные предварительные и периодические осмотры работающих (исключение воздействия вредных профессиональных факторов).

Предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья освидетельствуемого поручаемой ему работе.

Целью периодических осмотров является динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников в условиях воздействия профессиональных вредностей. Профилактика и своевременное выявление признаков общих и профессиональных заболеваний, препятствующих продолжению работы в этих условиях, а также предупреждение несчастных случаев. Своевременное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий.

Регламентирующими документами по этому разделу работы являются приказ МЗ № 90 от 14.03.96 г. «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии», приказ №83 от 16.08.04 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)».

Приказами утверждены Перечни:

– вредных, опасных веществ и производственных факторов, работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников;

– врачей-специалистов, участвующих в осмотрах;

– необходимых лабораторных и функциональных исследований;

– общих медицинских противопоказаний;

Частота проведения периодических осмотров определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но не должна быть реже 1 раза в два года, а для лиц моложе 21 года не реже раза в год. Работникам, занятых на вредных производствах 5 и более лет, медицинские осмотры проводятся центрами профпатологии.

Медицинские осмотры проводятся медицинскими учреждениями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.

Работодатель представляет поименный список лиц, подлежащих осмотру, предварительно согласованный с территориальными органами Федеральной службы по надзору, с указанием цехов, вредных работ и факторов в медицинское учреждение за 2 месяца до начала осмотра.

Главный врач ЛПУ утверждает состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий подготовку по профпатологии; члены комиссии должны также иметь специальную подготовку. Комиссия определяет виды и объемы необходимых исследований с учетом специфики производственных факторов и медицинских противопоказаний к работе по данной специальности.

Основным лицом, проводящим осмотры, является участковый врач. Данные обследования заносятся в медицинскую карту (форма № 025-у). Каждый врач, принимающий участие в освидетельствовании, дает свое заключение о профессиональной пригодности и при наличии показаний назначает лечебно-оздоровительные мероприятия.

Работник информируется о результатах медицинского осмотра. При установлении признаков профессионального заболевания у работника при медицинском осмотре либо при обращении он направляется лечащим врачом, руководителем ЛПУ или профпатологом в установленном порядке в центр профпатологии для уточнения диагноза.

Заключительный акт по результатам периодического осмотра составляет ответственный врач совместно с представителями Федеральной службы по надзору и в течение 30 дней представляется работодателю.

Одним из разделов профилактической работы является вакцинопрофилактика, которая проводится участковой службой в соответствие с Национальным календарем профилактических прививок, утвержденным приказом МЗ № 673 от 30.10.07 г. На все население участка заводится картотека, в которую заносятся данные о прививках.

Санитарно-просветительная работа и работа по обучению пациентов.

Санитарно-просветительная работа участкового врача определяется потребностями оздоровления общества. В ней врач с помощью общественного санитарного актива должен уделять внимание борьбе с адинамией, перееданием, курением, избыточной и необоснованной лекарственной терапией, стрессами и т.д.

В обязанности участкового терапевта входит обучение больных социально значимыми заболеваниями и их родственников в профильных школах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 923н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Терапия».

Организация медицинской помощи в Российской Федерации: учебно-методическое пособие / сост. В.Н. Муравьева, Л.Л. Максименко, А.А. Хрипунова. – Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2017. – 85 с.

Оказание неотложной терапевтической помощи населению в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / В. Т. Кайбышев, Р. Н. Кильдебекова, А. Л. Федотов, Р. Ф. Саяхов – Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2014 г. – 126 с.

Гриднев, О. В. Обзор основных этапов организации амбулаторно-поликлинической помощи в России / О. В. Гриднев // Research’n Practical Medicine Journal. – Т. 1. – 2014. – № 1. – С. 84-88.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *