Терновый куст это что выражение
Бросить в терновый куст
Вкратце Назначая наказание, каратель рассчитывает на его максимальную суровость, а на практике оно оказывается совсем не суровым, а то и вовсе благом для наказуемого. |
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Briar Patching. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | — Делай со мной что хочешь, только в терновый куст не бросай! | » |
— Братец Кролик |
« | — Как блондинка наказала рыбу? Утопила! | » |
— анекдот |
Желая устроить жертве нечто из ряда вон выходящее, можно изрядно обмишуриться и, напротив, изрядно облегчить её участь. В данном случае наказание планируется максимально жестоким и суровым — а жертва в худшем случае отделывается лёгким испугом.
Близкий троп — формальное наказание. Но оно таким мягким и планировалось, а в нашем случае наказуемый вовсе не должен был легко отделаться. Это «согласно букве» (а на деле кто-то из наказующих мог неофициальным порядком, не афишируя, провернуть хитрый план). Разновидность этого тропа: нагадили посреди берлоги — если мягкое наказание предназначалось для тяжкого преступления.
Противоположный троп — Караул, спасают!, когда окружающие, наоборот, желают помочь, но в итоге делают только хуже.
В реальной жизни попасть в терновый куст может быть очень неприятно: можно порвать одежду и оцарапаться, а в худшем случае лишиться глаза или застрять там. Но юмор оригинальной сказки — именно в том, что у Братца Кролика прямо под этим кустом вырыта нора… в которую он незамедлительно и юркнул. Ибо его враг вообразил, что Кролик ужасно (более, чем чего-либо другого) боится шипов — а потому как раз этой каре Кролика и подверг… получилось смешно.
Из какого мультика фраза «только в терновый куст не бросай»?
Теперь же в случаях, когда забывается полная фраза, «не бросай в Т,К,» иногда стало значить «только не делай со мной самого худшего». Но это уже неверное толкование.
А в повседневной жизни-это можно сравнить с хитростью,уловкой ради выгоды или как в данном случае,ради спасения. Просить не делать того,что на самом деле тебе нужно.
Это выражение из книги Харриса Джоэля «Сказки дядюшки Римуса». И лишь позже избмультфильма, снятого по этому произведению. Слова эти принадлежат герою книги Братцу Кролику. Который просил об этом Братца Лиса, который его поймал. Смысл этой просьбы прост, именно в терновом кусте Кролик сможет спастись от Лиса. Но Кролик умолял Лиса бросить его куда угодно, но только не в куст, показывая Лису, как он этого куста боится. Тем самым обманув глупого Лиса и подведя его к мысли, что только туда и надо бросать.
Стараюсь готовить сама. Магазинные вкусняшки, конечно, вкусные, но уж очень там много всяких не полезных добавок.
В последнее время очень полюбились, как мы их называем, «закрутоны» с ананасами из слоеного теста. Получается очень быстро и вкусно.
Берете готовое тесто разрезаете на узкие, длинные полоски. Эти полоски наматываете на круглые шайбы консервированного ананаса. Можете, конечно, продевать ленточку теста через дырочку в ананасе, но если вы торопитесь то можно и просто обмотать сверху.
Выкладываете на пергаментную бумагу и запекаете 30-40 минут. Готово! Приятного аппетита!
Я как раз часто на протяжении 20 лет имею дело с состоятельными людьми, которые не только платят за мою работу, но изредка дарят мне подарки и недешевые. Мне тоже хочется что-то подарить в ответ. Но вот вопрос что? У них все есть, угодить очень трудно. Нужно точно знать, что нужно человеку, чтобы не обидеть его своим подарком.
Как-то я подарила своей заказчице на юбилей небольшое театральное зеркальце в красивой упаковке, ей оно понравилось. Конечно это нелорогой подарок, но приятный, это скорее знак внимания. Моя знакомая, которая проработала 10 лет у одной состоятельной дамы, подарила ей на юбилей чайный сервиз для загородного дома, он сейчас активно используется доя приема гостей. Сервиз был недешёвый, но и сама хозяйка делала ей щедрые подарки не раз.
У вашего ребенка аудиальная дисфункция.
А именно гиперсенсетивность к звукам (аудиальная защитная реакция).
Признаков аудиальной дисфункции много:
Я советую вам обратиться к врачу,поскольку затягивать с этим не стоит.Ребенок страдает от сенсорной дезинтеграции и ему нужно помочь преодолеть это.
Поймите, в ссамодостаточной семье всё должно быть взаимозаменяемо. Члены семьи обязаны выполнять все функции. Моя семья это умеет.
Ни разу и не у кого в моей семье не возникало сомнение («Я плохая/плохой муж/женна или дочь»). Мы все равноценны. И те, кто содержал семью тридцать лет назад, и те, кто содержит ее сейчас.
Не посчитайте за труд. Отстраните своего мужчину от «добычи мамонта». Выйдете сами на охоту. Может, у Вас лучше получится.
Это только ваше дело и это совершенно нормально не открывать дверь незваным гостям, вы не обязаны это делать. Тем более, гостям незнакомым.
Если вы никого не вызывали и никого не ждали, то и не нужно переживать по этому поводу. Ни за что не поверю, что внезапное посещение незнакомых соседей, рекламщиков, наркоманов, сектантов и остальных, кто обычно шляется по чужим квартирам вдруг сделает вашу жизнь лучше/интереснее/красочнее. Разве что до получаса разговоров в вашей жизни появится, это да, но это в лучшем случае, и рисковать не стоит.
Призвание пророка Моисея. Часть 1. Купина Неопалимая
Читаем Книгу Исход. 3: 1–5
О том, почему Моисей пас свои стада в… пустыне, как святые отцы объясняли явление Неопалимой Купины, о «священном любопытстве» Моисея и о том, какую «обувь» должен снять каждый христианин, рассказывает протоиерей Олег Стеняев.
То, что можно назвать духовным приготовлением Моисея, описывается и во 2-й, и в 3-й главе Книги Исход. В этих главах рассказывается, как Господь формировал характер Моисея, развивая и раскрывая в нем именно чувство обостренного стремления к справедливости: сначала Моисей пытается защитить собрата-еврея и убивает угнетателя-египтянина (ср.: Исх. 2: 11–12), потом Моисей разнимает уже своих собратьев (ср.: Исх. 2: 13–14), а после Моисей вступается за дочерей Мадиамского жреца, которых отгоняли от колодца (ср.: Исх. 2: 16–17).
Пастырь
Но, с точки зрения истолкования святых отцов, главные качества, необходимые для духовного лидера, Моисей приобрел тогда, когда в течение десятилетий пас овец у своего тестя, священника Мадиамского.
«Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву» (Исх. 3: 1).
Было бы более точно перевести, что Моисей пасет овец тестя своего, уводя их далеко за пустыню. И действительно, как можно пасти овец в пустыне? Тому может быть две причины.
Первая причина может заключаться в том, что Моисей щепетильно относится к чужой собственности и не хочет наносить любого ущерба чужим владениям, чужим лугам и наделам земли под выпас овец. Осторожный в мелочах, он реально мог быть возвеличен Богом за строгое стремление исполнить все тонкости Божиего Закона.
Вторая же причина Моисеева удаления со стадом от этого мира есть осознание или, скорее даже, интуитивное предвидение великой Божией миссии, которая ему предстоит: он должен провести Божий народ среди агрессивно настроенных племен и народов и в течение 40 лет водить его по пустыне, «как овец среди волков» (ср.: Мф. 10: 16).
Существует предание о том, как однажды Моисей потерял маленькую овечку, долго искал и наконец нашел ее близ бурной реки. Ягненок хотел пить, но не решался сам подойти к столь яростно шумевшему потоку. В умилении Моисей воскликнул: «Бедный ягненок! Я не подумал, что ты просто хочешь пить и поэтому побежал к воде! Ты устал, и вот, я помогу тебе». Напоив овечку, Моисей отнес ее на собственных плечах к стаду. И сказал тогда Господь Бог: «Ты испытываешь сострадание к стаду, принадлежавшему обычному смертному человеку из плоти и крови! Отныне же ты будешь пасти Израиль – Мое стадо».
Существует такое предание: когда Моисей проходил мимо горы Хорив, он обратил внимание на то, что птицы боятся приближаться к горе и кружат в отдалении. Когда же Моисей направился в сторону горы, ему представилось, что гора «в ответ» сама начинает движение в его сторону. Как только Моисей отступал, гора также возвращалась на прежнее место. И лишь когда Моисей, подойдя, вступил на подножье горы Хорив, она обсела и застыла на одном месте. Те из вас, кто какими-нибудь судьбами побывал в пустыне, не сочтут подобное предание недостоверным: известные миражи великих пустынь действительно то приближают крайне удаленные предметы или ландшафты, то удаляют их.
«Шаг в сторону от любви к миру сему»
«И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх. 3: 2).
Выражение из синодального перевода: «в пламени огня» представляется слишком неопределенным, наподобие словосочетания «масло масленое». Правильнее перевести: из сердцевины огня. А «терновый куст», с одной стороны, указывает на материал, наиболее податливый огню, с другой же стороны, указывает на самое малозаметное дерево местной флоры, неудобное и корявое.
Именно так и воспринимаются дети Божии в этом мире. Сказано: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1: 26–28).
Климент Александрийский христоцентрично воспринял видение Неопалимой Купины, покрытой колючками терния:
Как Логос явился в терновом кусте, так и потом, в терновом венке, показал: это – дела того же Божественного всемогущества
Литургическое богословие созерцает в Неопалимой Купине и Саму Пресвятую Деву Марию, Которая приняла в Себя неопально Того, о Ком сказано: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня…» (Ис. 64: 1–2).
Преподобный Иоанн Дамаскин именно так истолковал данный образ:
В любом пророческом явлении и само слово Божие, и те образы, которыми оно сопровождается, равноценны. Причем иногда слово Бога есть раскрытие видения, а иногда наоборот: пророческие видения наяву более явственны, ярки и лучше запоминаются, нежели видения сонные или пророческие видения в состоянии обморока (ср.: Чис. 24: 4). Иногда же чудесное (необычное) явление может приуготовлять человека к самому пророческому диалогу, как бы постепенно приучая, вводя человека в него.
«Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает» (Исх. 3: 3).
Слова, переведенные у нас как «пойду и посмотрю», правильнее перевести как «сверну я, пожалуй, и посмотрю».
Именно так и понимает их святитель Григорий Великий, папа Римский, он пишет:
«Пойду» – с латинского: «поверну»! А «сделать шаг в сторону» означает свернуть с прежнего пути.
Человек, способный обратить внимание на необычное явление, не пройти мимо него, – это человек с обостренной внутренней интуицией. Именно такие люди, способные оставить свои «стада» человеческих проблем и задуматься о чудесном, и называются «мистиками», для которых надмирное – намного более реально и намного важнее повседневного и будничного.
Здесь перед нами раскрывается еще одна причина, почему Моисей «провел… стадо далеко в пустыню»: он мог искать уединения от шумливых язычников Мадиама.
Ведь и Сам Сын Божий в ответственные моменты Своего земного служения искал уединения и тишины, без которых невозможно расслышать истинному человечеству истинного Божества. Сказано: «Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один» (Мф. 14: 13). И еще: «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин. 6: 15).
Так и Моисей! И тем более каждый из нас, оглушенный криками и визгами так называемого «цивилизованного» мира, нуждается в раздумье тишины и несуетного одиночества. Хотя бы на некоторое время, на год или на месяц, пусть даже всего лишь на один день или один час…
Темпы современного мира, наступательные информационные потоки поглощают сознание и возвращают его нам искаженным, надорванным и полуистлевшим. Нам не хватает вдумчивых советов и тихих наставлений, которые можно расслышать только сердцем. Мир политики, да и религии, кричит, агитирует, занимается своим маркетингом, а нужно остановиться и остановить несущиеся по нашему сознанию отнюдь не наши, чужие мысли, услышать голос древности, голос не надрывный, а рассудительно спокойный, с тихой радостью личностного общения с прошлым. Сказано: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6: 16).
С другой стороны, вопрос: «великое явление, отчего куст не сгорает» – это экклезиологический, то есть церковный, вопрос. Рационально невозможно объяснить существование народа Божия в двух его исторических измерениях: ветхозаветного и новозаветного времени.
Священная история Ветхозаветной Церкви показывает нам, сколько раз существование народа Божия приближалось к трагической черте «окончательного решения еврейского вопроса»: это происходило в Египте, в Вавилоне, в Персии, в Греции и Риме! Но и священная история Новозаветной Церкви, которая продолжается до сих пор, являла трагические страницы попыток «полного решения церковного вопроса» – как в античные времена, так и во времена ведения исламских войн.
В сущности, в СССР большую часть XX века происходили гонения на Церковь. Это, в частности, и «безбожные пятилетки», и обещание Никиты Хрущева показать по телевизору последнего русского священника.
Но самое страшное гонение – еще впереди. И у пророка Даниила мы находим слова: «…и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан. 12: 1).
Залог того, что неопалимая купина святой Церкви никогда не погаснет и будет осиять мрак последних времен огненными языками благодатных даров Духа Святого неопально для самих ее носителей, – это слова Создавшего закон и Церковь Нового Завета, произнесенные в Кесарии Филипповой: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18).
Сними обувь – символ мертвости
«Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]!» (Исх. 3: 4).
Ангел Господень – то есть Сам Божественный Логос, о Котором сказано: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал» (1 Пет. 1: 10–11) – теперь предвозвещает Моисею, дважды называя его по имени: «Моисей! Моисей!»
Повторение имени дважды всегда свидетельствует об особенном Божественном одобрении или призвании. Сказано: «Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он (то есть Авраам. – прот. О.С.) сказал: вот я» (Быт. 22: 11). И еще: «И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он (то есть Иаков. – прот. О.С.) сказал: вот я» (Быт. 46: 2).
В данном случае Бог как бы говорит: «Вынимающий! Вынимающий! Когда ты вынешь свой собственный народ и оправдаешь данное тебе имя?»
Мы уже говорили, что ошибочно понимать имя Моисей (ивр. Моше) как «вынутый», в этом случае оно произносилось бы как машуй – «вытащенный», «извлеченный». Однако ему дано имя «Моисей» (Моше), которое означает «вытаскивающий», «извлекающий».
Моисей отвечает с такой же пророческой решимостью на призыв Бога, как Авраам и Иаков: «Вот я», этим самым показывая свое не только плотское, но и духовное сродство с древними пророками.
Конечно, Моисей мог бы и не послушаться Божественного призыва, он мог остаться счастливым пастухом большого стада и счастливым отцом своего семейства. Но подлинное счастье человеческой жизни – это распознать Божие повеление относительно самого себя и жить в соответствии с этим замыслом Творца.
Несчастье многих людей как раз и заключается в том, что они, не распознав Божиего повеления относительно самих себя, занимаются не своим делом.
«И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3: 5).
В призыве снять обувь с ног своих преподобный Ефрем Сирин видит и призыв к мщению:
Сказано в Книги Бытия: «И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону» (Быт. 40: 9–11).
Всем известен смысл этого пророческого сна по отношению к виночерпию (ср.: Быт. 40: 12–13), но есть у него и скрытый смысл по отношению ко всему Египту, этой империи зла. Три ветви-грозди – это три Божиих пророка, которые должны будут опрокинуть весь Египет в точило Божиего гнева. Это пророки Моисей и Аарон и пророчица Мириам. Все они выполнили свою миссию в деле великого сокрушения оккультной цивилизации Египта.
В том, что чашу подают в руку фараона, содержится пророчество, что и сам правитель Египта пострадает от чаши гнева Бога. Преподобный Ефрем Сирин и в этом видит миссию Моисея.
В снимании Моисеем обуви – призыв совлечь преграды «плоти и ступать босою стопою духа и ума»
Призыв «сними обувь твою с ног твоих» на языке оригинала звучит еще более радикально: здесь слово «сними» правильнее перевести словом «скинь». По звучанию это слово на иврите (шин, ламед) близко к словам «сбросит» (ивр. ишаль) и «сорвется» (ивр. венашаль). То есть речь идет о том, с чем необходимо расстаться самым решительным образом, особенно в создавшейся ситуации. Подобное произошло и с Исаией: «Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой» (Ис. 20: 2).
И в то же время мы находим в Новом Завете такой призыв: «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6: 14–15).
Кажущееся противоречие двух этих стихов – из Книги пророка Исаии и из Послания апостола Павла к Ефесянам – мы разрешаем следующими словами Сына Божия, Которой наставлял Своих учеников перед началом проповеди: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви…» (Мф. 10: 9–10). То есть препоясаться надо не туго набитым кошельком, но истиной и правдой, и обуться не в сандалии, как символ мертвости, но обуть «ноги в готовность благовествовать мир».
О мертвости обычных сандалий блаженный Августин писал:
О том, что такое «мертвые дела» и откуда они исходят, мы можем понять из слов Сына Божия: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека» (Мф. 15: 19–20).
Единственная мертвость, которую мы должны носить в себе, – это мертвость Христа ко всякому греху
О средстве, могущем избавить нас от этих мертвых дел, со всею очевидностью сказано: «То кольми (то есть тем более. – прот. О.С.) паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9: 14).
Единственная мертвость, которую мы должны носить в себе, – это мертвость Господа Иисуса Христа ко всякому греху. Апостол Павел наставляет нас: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2 Кор. 4: 10).
1 В Библии нередко встречается т.н. «ономастический феномен», когда некие географические места обозначены наименованиями, присвоение которых произойдет лишь в дальнейшем.
2 См.: Климент Александрийский. Педагог.
3 См.: Иоанн Дамаскин. Три слова об иконах.
5 Григорий Великий, святитель. Нравственные поучения на Книгу Иова. 15. 57.
6 В пророке Моисее неожиданно гармонично сочетался и созерцательный, и деятельный тип верующего человека.
8 Амвросий Медиоланский, святитель. Об Исааке, или О душе. 4. 16.
10 См.: Августин Иппонский. Проповеди.