Территория особого развития что это
ТОСЭР в России: перечень территорий, преференции, подводные камни
В России по закону существуют специальные экономические зоны, именуемые территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на которых установлены облегченный режим ведения бизнеса. Если ваш будущий бизнес связан с производством, то перед выбором места для его размещения обязательно стоит рассмотреть вариант его создания в подобной зоне. Начнем с официальных определений.
Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) – часть территории субъекта Российской Федерации с необходимой инфраструктурой, на которой в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ, на основании предложения уполномоченного федерального органа и принятого решения правительства, резидентам ТОСЭР установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Цель создания ТОСЭР – на определенных территориях, нуждающихся в поддержке со стороны государства, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, ускоренного экономического развития и улучшения социальных условий жизни населения.
Началом создания территорий опережающего социально-экономического развития стало Послание Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, в котором Президентом России было объявлено:
«на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещенных в таких зонах, должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств – льготная ставка страховых взносов.»
О причинах создания и задачах ТОСЭР
Продолжающиеся с начала девяностых годов прошлого столетия после распада Советского Союза стремительное сокращение численности населения Дальнего Востока России, деградация моногородов, где большая часть трудоспособного населения была занята на одном предприятии или в одной отрасли – проблемы, стоящие перед государством уже длительное время, а решение их – основная задача государственной региональной политики. Поиском путей разрешения этих проблем государство занимается, пожалуй, со времени их появления. Так, например, работа по созданию специальных территорий и адресной поддержки их началась еще в девяностые годы, а с принятием Федерального закона от 22.07.2005 года №116 «Об особых экономических зонах в РФ» приняла системный характер. В этом законе определены типы особых экономических зон – промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, логистические и портовые. Определен также перечень требований к резидентам этих зон и льготы ими получаемые. Создавались такие зоны для развития территорий – приграничных, прибрежных или же просто депрессивных. Использование особых правовых режимов ведения предпринимательской деятельности в границах территориальных образований, фокусировка инвестиционных потоков на значимых для экономики страны направлениях, а, значит, и повышение инвестиционной привлекательности определенных территорий и отраслей – вот тот инструментарий, выбранный правительством для решения задач вывода из состояния депрессии отдельных регионов и отраслей.
Концентрация финансовых ресурсов государства и бизнеса на развитии конкретных инвестиционных проектов с высоким мультипликативным эффектом, а также формирование в регионах со сложной социально-экономической ситуацией точек роста, способны привлечь инвестиции в дальнейшее развитие региона. Схожесть целей создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и особых экономических зон в их направленности на ускоренное развитие определенных отраслей бизнеса и территорий с помощью привлечения инвесторов.
Главное же отличие ТОСЭР от особых экономических зон в том, что в каждой территории для инвесторов предусмотрены налоговые льготы и административные послабления, но самое важное – создание инфраструктуры проекта производится за счет бюджетных средств.
Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Еще одно важное отличие в существенном снижении ограничений для бизнеса, как это было в особых экономических зонах. Существенно также, что при строительстве инфраструктуры часть государственного заказа смогут получать небольшие предприятия.
Планируется, что ТОСЭР смогут стать драйверами развития региональной экономики за счет соединения усилий федеральных и региональных властей на развитии инфраструктуры, создания максимально благоприятных условий для бизнеса на проблемных территориях и отраслях.
Мировая практика в создании “особых” территорий
Первым примером «особой» территории можно считать греческий остров Делос. Ещё в 166 году до нашей эры римляне, стремясь не допустить возрастающего могущества острова Родос и разрушения его политических и экономических связей с Сирией и Македонией, провозгласили Делос свободным портом, установив там беспошлинную торговлю. В итоге остров Делос на столетие становится центром торговли в Средиземноморье.
В средние века, в 1547 году, городом свободной торговли был объявлен портовый город Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами. В европейских портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко», что означало отделение их от остальной территории города (государства) специальной таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами проходила без таможенного оформления и уплаты пошлин. Итогом создания таких районов стал их экономический и социальный подъем – развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, создавались новые рабочие места. Позднее вместо «порто-франко» появляются «свободные порты», их примерами в истории можно считать европейские города Гамбург, Генуя и Марсель, а также крупнейшие порты российской империи – Одесса, Феодосия, Владивосток и Батуми. Даже в наше время в мире действует более 400 «свободных портов».
Англичан П. Халла и Г. Хаува, американца С. Бутлера можно считать родоначальниками свободных экспортно-производственных зон. В этих зонах предпринимателям предоставлялся ряд налоговых послаблений, при этом их деятельность четко регламентировалась государством. Создание таких зон способствовало активизации производственной, торговой, сервисной деятельности, что приводило к созданию новых рабочих мест, а производство товаров, в основном, ориентировалось на экспорт. Во второй половине двадцатого века изменяется организация функционирования таких зон. В Ирландии в 1959 году создается такая зона в районе аэропорта Шеннон, где используется весь накопленный к тому времени научно-технический потенциал. Далее «свободные экспортно-производственные зоны» распространяются и весьма успешно в развивающихся странах.
Главное отличие и в то же время главное преимущество таких зон заключается в том, что на основе использования льготного правового, налогового и валютно-финансового режима в них обеспечивается ускоренное развитие производств с привлечением государственных, региональных, частных ресурсов, а также иностранных инвестиций.
В конце двадцатого века появляются научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы, что приводит к значительному ускорению внедрения достижений науки в производственные процессы. С расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик, появляются новые специализированные виды зон, такие как «свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические» и «оффшорные» зоны.
Успешные мировые проекты особых экономических зон
Создание особых экономических зон, как, собственно, и территорий опережающего развития используются как развивающимися, так и развитыми странами для стимулирования роста отдельных территорий, секторов экономики и привлечения в них иностранных инвестиций.
К концу прошлого века в мире насчитывалось 176 особых экономических зоны в 47 странах. К концу нулевых годов этот показатель вырос до 3,5 тысяч, теперь уже в 130 странах, которые обеспечивают работой не менее 66 миллионов человек и производят экспортной продукции на 600 миллиардов долларов США в год.
Самыми успешными примерами особых территорий в мире считаются:
Шэньчжэнь (Китай) – особая зона, созданная первой в Китае в 1980 году в городе с населением 30 тысяч человек, получила особый статус в рамках курса реформ Дэн Сяопина. В результате продуманной системе льгот для зарубежных компаний проект привлек более 87 миллиардов долларов иностранных инвестиций, а средние темпы экономического роста за период с момента создания составили более 9%, при средних по стране, достаточно высоких 6%. Город за это время превратился в крупный промышленный, финансовый и транспортный центр региона. В 2008 году был выбран ЮНЕСКО «Творческим городом дизайна», а в 2011 году принимал XXVI Всемирную летнюю Универсиаду. Сегодня численность населения в Шэньчжэне составляет более 10 миллионов человек, при этом в городе самый высокий в стране показатель валового регионального продукта на душу населения – 22 тысячи долларов на человека, что составляет 2,5% валового внутреннего продукта и обеспечивает 13% экспорта Китая.
Бангалор (Индия) – крупнейшая в мире специализированная высокотехнологичная особая зона, включающая несколько информационных и технопарков. Сформировался в девяностые годы после создания властями режима наибольшего благоприятствования для ориентированных на экспорт информационных услуг. С 1991 года число работающих в кластере компаний увеличилось с 13 до более чем 2 тысяч. Экспорт услуг за десять последних лет вырос с 1 миллиарда до 17 миллиардов долларов США.
Джебель-Али (ОАЭ) – самая большая в мире комплексная экономическая зона, в состав которой входят логистические, индустриальные и бизнес-парки. Здесь инвесторам предоставляется полное освобождение от налогов и сборов на срок до 50 лет. Дата создания зоны – 1985 год, с тех пор число работающих в ней компаний выросло с 19 до более 7 тысяч, что обеспечивает работой 135 тысячи человек, и более 20% от всех привлекаемых иностранных инвестиций, а также 50% экспорта ОАЭ.
Основные льготы и преференции резидентам ТОСЭР в России
Резидентам территорий опережающего развития предоставляются следующие привилегии:
применение заявительного порядка возмещения налога на добавочную стоимость;
нулевая ставка на налог на добавочную стоимость в отношении импортных товаров;
пониженная ставки по налогу на прибыль организаций;
пониженный коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых;
пониженная ставка по налогу на имущество организаций;
освобождение от земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории ТОСЭР в течение трех лет;
режим свободной таможенной зоны;
пониженные ставки на страховые взносы;
передача в собственность земельного участка и пониженные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании;
ограничение по количеству и продолжительности проверок деятельности резидентов ТОР.
Налоговые льготы в цифрах приведены в таблице:
Территория опережающего развития (ТОР)
Экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощёнными административными процедурами и другими привилегиями в России.
Там должны быть созданы «условия ведения бизнеса, конкурентные с ключевыми деловыми центрами АТР».
С 2015 года в течение трёх лет запланировано создание девяти ТОР на Дальнем Востоке, также предполагается их появление в Восточной Сибири и других частях РФ: в частности, в границах моногородов и в Калининградской области.
Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29 декабря 2014 года вводит ещё один специальный правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на ограниченной территории наряду с особыми экономическими зонами, зонами территориального развития, «Сколково» и ЗАТО в России.
Создание таких территорий внутри страны также называют «китайским путём».
— Налог на добычу полезных ископаемых: 0% в течение четырёх лет, с постепенным повышением до 100%;
— Налог на прибыль: не более 5% в течение первых пяти лет, не менее 10% в течение следующих 5 лет;
— Налог на имущество, налог на землю: может быть предусмотрено освобождение;
— Социальные взносы: 7,6% в течение 10 лет;
— Использование режима свободной таможенной территории;
— Льготный режим подключения к различным объектам инфраструктуры;
— Возможность привлечения в льготном и ускоренном порядке иностранного квалифицированного персонала;
— Использование санитарных и технических регламентов по примеру наиболее развитых государств ОЭСР;
— Особый порядок пользования землей;
— Льготные ставки по арендной плате;
— Особый порядок проведения государственного контроля и муниципального надзора;
— Предоставление особых государственных услуг.
Для создания ТОР были изменены Гражданский, Градостроительный, Трудовой, Земельный, Лесной кодексы Российской Федерации; а также федеральные законы о законодательных и исполнительных органах власти субъектов РФ, о местном самоуправлении, о приватизации, об обязательном страховании, об иностранцах, о лицензировании, об экологической экспертизе, о таможенных отчислениях и другие законодательные акты Российской Федерации.
Дальний Восток
В 2015 году правительство РФ одобрило создание территорий опережающего развития «Хабаровск» и «Комсомольск» в Хабаровском крае, «Надеждинская» в Приморье. Ещё шесть ТОР планировалось к созданию: «Приамурская» и «Белогорск» в Амурской области, «Камчатка», «Михайловская» в Приморье, «Беринговский» на Чукотке и индустриальный парк «Кангалассы» в Якутии.
В марте 2016 года стало известно о создании двух ТОР в Сахалинской области: «Южное» для производства продуктов питания и «Горный воздух» для развития туризма на острове; а также о территории «Большой камень» в Приморском крае на базе судостроительного комплекса «Звезда».
Ряд проектов в ТОР реализуются при участии Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ).
В созданные дальневосточные ТОРы собираются перенести свои предприятия частные и государственные компании Китая.
В Суйфыньхэ создаётся свободная экономическая зона (трансграничная ТОР), где будет беспошлинное перемещение товаров, свободное перемещение людей.
Она будет включать 233 гектара с российской стороны, и 180 га с китайской; проект оценивается в 1.5 млрд долларов.
Курильские острова
В 2016 году на Курильских островах началась реализации новой федеральной целевой программы с объемом финансирования 68,9 млрд руб. Главным ее итогом должно стать создание условий для устойчивого развития экономики Курильских островов.
Это возможно осуществить только на базе комплексного использования природно-ресурсного потенциала с применением современных технологий.
Проект ТОР «Курилы» предусматривает выполнение 22 проектов общей стоимостью 19,3 млрд руб., из которых 7 млрд руб. составят государственные вложения.
В ТОР «Курилы» построят 12 заводов по воспроизводству 210 млн мальков рыбы лососевых пород.
Гарантированный возврат составит около 40 тыс. тонн рыбы.
В ТОР создадут марикультурный кластер, в который войдут предприятия по производству 100 тонн агар-агара, 200 тонн гребешка и 19 тонн трепанга в год.
В ТОР «Курилы» войдут проекты по строительству горно-перерабатывающих комбинатов на острове Уруп.
Важным направлением развития экономики Курил станут и проекты в области туризма, например строительство двух туристических комплексов на базе бальнеологических источников на островах Итуруп и Кунашир.
Проект ТОР позволит создать более 1 тыс. рабочих мест.
Калининградская область
В разработанном Минэкономразвития законопроекте предполагается преобразовать существующую там Особую экономическую зону в Территорию опережающего развития.
Моногорода
Первыми из моногородов получили статус ТОР Юрга и Анжеро-Судженск в Кемеровской области.
Власти региона и городов намерены привлечь инвесторов тепличного комплекса, деревообрабатывающего завода, транспортно-логистического центра и бумажного комбината в Юрге, и производство стеклопластиковых труб, плазмы крови, резиновых и пластмассовых изделий, а также завод по переработке кварцитов и производству листового стекла в Анжеро-Судженске.
Также в 2016 году обсуждалось создание ТОР в Алтайском крае, в частности, в городах Алейск, Заринск и Новоалтайск, а также в шахтёрском городе Гуково(Ростовская область).
В 2017 году статус ТОР как моногород получил Димитровград (Ульяновская область) и ЗАТО Саров (Нижегородская область).
В сентябре 2017 статус ТОСЭР получил город Сарапул (Удмуртская республика).
В декабре 2017 статус территории социально-экономического развития получил моногород Невинномысск (Ставропольский край).
Может получить Новокузнецк.
Смоленская область
Белгородская область
Что такое ТОСЭР. Объясняем простыми словами
Такие зоны с широким кругом льгот для предпринимателя власти создают на малонаселённых территориях (особенно Дальнего Востока, в моногородах, в закрытых городах (ЗАТО) — для привлечения инвестиций и диверсификации экономики в регионе.
Это обеспечивает жителей рабочими местами, разнообразными сервисами и более комфортными условиями для жизни. Льготы касаются налога на прибыль, на имущество, на землю, ставок по арендной плате, использования объектов инфраструктуры. Например, в ТОСЭР социальные платежи с зарплаты ниже (не 30%, а 7,6%).
Пример употребления на «Секрете»
«Президент пообещал инвесторам подумать о создании в территориях опережающего развития, в частности в Амурском крае, трансграничных зон, где мог бы сконцентрировать свои капиталы малый бизнес РФ и КНР».
(Из новости о встрече Владимира Путина с потенциальными инвесторами в дальневосточный регион.)
Ошибки в употреблении
ТОСЭР (часто говорят просто ТОР) не нужно путать с особыми экономическими зонами (ОЭЗ), где также действует особый режим для предпринимателей. Суть этих инструментов близка: в них действуют различные льготы для бизнеса, однако набор их отличается.
В ТОСЭР гораздо ниже порог вхождения для потенциальных резидентов (50 млн инвестиций на 10 лет), а в ОЭЗ — от 120 млн рублей. ТОСЭР создаётся на территории города в целом, а ОЭЗ — обособленная промышленная территория в буквальном смысле слова.
ОЭЗ предназначены больше для поддержки технологичных предприятий, производства на экспорт и привлечения иностранного капитала, тогда как ТОСЭР направлены на внутреннее социально-экономическое развитие городов и регионов.
Создание подобных особых зон — распространённая в мире практика. Её называют китайским путём: в КНР развитие провинций, которым присваивался статус зон экономического и технического развития, привлекло большое количество иностранных инвестиций и сделало их центрами торговли и экспорта.
Критика
Закон о территориях опережающего развития вызвал опасения со стороны политиков и журналистов, потому что он открывает широкие возможности для иностранных компаний и иностранной рабочей силы на малозаселённом Дальнем Востоке, а конкретно — облегчает доступ Китаю к российским природным ресурсам и территориям.
Кроме того, не всегда механизм ТОР работает гладко. В январе 2016 года предприниматель Олег Тиньков раскритиковал федеральных и региональных чиновников Камчатского края за сложности с выделением земли и инфраструктурой для планируемой им гостиницы. И сказал: «Разговоры эти про территории опережающего развития, про Дальний Восток — болтовня».
Территории и города опережающего развития в России
Понятие территории опережающего экономического развития появилось в РФ около 7 лет назад. Основная идея, которая преследовалась – это создать на территориях Сибири и Дальнего Востока определенные комфортные условия для создания несырьевого производства.
При этом ориентация идёт на экспорт и сокращенные ставки по налогам. Как изменилась ситуация развития этих регионов в России за 7 лет, попробуем подробно разобрать в статье и одновременно разберем все плюсы и минусы этой программы.
Что это такое
Территория опережающего социально-экономического (ТОР) развития включает в себя некоторые области России, которые объединены в общую зону, где действуют общие льготы по налогам, преимущества по определенным административным процедурам. Делается это для того, чтобы привлечь инвестиции и сделать возможности ведения бизнеса более простыми.
Основная цель – сделать на территории опережающего развития конкурентоспособные условия для реализации и ведения различных видов бизнеса по сравнению со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Но, необходимо учитывать, что в России список территорий опережающего развития на 2019-2020 год включает регионы, в которых необходимо развивать не только бизнес, но также и инфраструктуру.
Когда становится понятно, что такое территория опережающего развития, это понятие нужно расширить и сравнить их с другими аналогичными образованиями.
Отличие от ОЭЗ и ЗТР
Под ОЭЗ понимается особая экономическая зона, а точнее, определенная территория, за которой закреплен специфический юридический статус в отличие от остальных частей страны. Этот проект является одним из наиболее масштабных с точки зрения оснащения новой современной инфраструктурой, минимальных административных барьеров, сниженных цен по аренде и выкупу земельных участков, а также налоговых преференций. На сегодняшний день в стране функционируют 26 ОЭЗ, общее количество которых включает:
Эта совокупность включает в себя 730 резидентов, из которых приблизительно 1/5 часть – это компании с иностранным капиталом из почти 40 стран мира. Благодаря созданию ОЭЗ в экономику страны удалось привлечь инвестиций около 350 млрд руб., хотя совокупные инвестиции составили более 900 млрд руб. Что касается количества рабочих мест, то их было создано около 35.000.
А вот под зонами территориального развития (ЗТР) понимается специфические субъекты Российской федерации, где для резидентов предоставляются определенные условия и гарантии поддержки от государства. Это делается для того, чтобы ускорить социально-экономическое развитие территории и улучшить состояние населения и экономики в целом.
Поэтому между территорией опережающего развития зоной территориального развития и особой экономической зоной есть существенные отличия, которые необходимо учитывать при планировании той или иной деятельности в таких областях.
Перечень
Рассматривая список территорий опережающего развития, который был установлен правительственными постановлениями в разные годы, к концу 2019-началу 2020 он выглядит следующим образом:
Льготы
Участники экономической деятельности получают следующие преимущества и льготы:
Резидентство
На сегодняшний день к ТОР привлечено около 370 резидентов, которые получают в соответствии с Федеральным законом перечисленные преимущества. Чтобы найти реестр участников программы территории опережающего развития, необходимо зайти на официальный сайт Министерства экономического развития РФ.
Инвестиции
На сегодняшний день резиденты получили выручку общим объемом в 67 млрд руб. На фоне того, что за весь период ими инвестировано 24,2 млрд руб. в свои проекты в разных областях России. Как видно, определенные условия развития и функционирования бизнеса, в совокупности с послаблением в налоговой сфере, дают свои позитивные результаты.